Дело № 2-217/2016
Р Е Ш Е Н И Е
Именем Российской Федерации
19 апреля 2016 года г. Бабушкин
Кабанский районный суд Республики Бурятия в составе: судьи Белоусовой Н.А.,
При секретаре Цыриторон Д.Д., представитель ответчика Муруева М.В.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску
Восточно-Байкальского межрайонного природоохранного прокурора в интересах Российской Федерации к Администрации МО «Кабанский район», ООО «ВКС» о признании действия по нарушению требований закона об охране озера Байкал, водного законодательства, об отходах производства и потребления незаконными, о понуждении устранить выявленные нарушения и возместить ущерб, причиненный окружающей среде,
У С Т А Н О В И Л:
Восточно-Байкальский межрайонный природоохранный прокурор обратился в суд с указанным иском, мотивируя тем, что Восточно-Байкальской межрайонной природоохранной прокуратурой проведена плановая проверка с привлечением специалистов Управления Росприроднадзора по РБ, Управления Роспотребнадзора по РБ, лабораторий ЦЛАТИ по СФО, ФБУЗ «Центр гигиены и эпидемиологии по РБ» в сфере природопользования при эксплуатации очистных сооружений села и станции Выдрино. Очистные сооружения села Выдрино расположены по адресу: Кубанский район, с. Выдрино, ул. Школьная, 3.
ООО «ВКС» осуществляет деятельность по оказанию услуг водоснабжения и водоотведения жилого сектора села и станции Выдрино согласно пункту 3.2 УСтава, утверждённого решением № от 18 мая 2015 года.
Очистные сооружения села Выдрино эксплуатируются ООО «ВКС» на основании договора субконцессии муниципального имущества от 15.06.2015г. заключённого с ОАО «РУК ЖКХ», находящимся в стадии банкротства.
Собственником очистных сооружений является муниципальное образование «Кабанский район».
В ходе проверки установлено, что очистные сооружения села Выдрино сходятся в полуразрушенном состоянии и не очищают сточные воды до нормативов допустимого воздействия на водный объект - реку Снежную.
Река Снежная согласно ГОСТ 17.12.04-77 «Показатели состояния и правила таксации рыбохозяйственных водных объектов» отнесена к рыбохозяйственному водоему 1 категории.
Согласно требованиям ст. 3 Федерального закона «Об охране окружающей среды» (далее-Закон), хозяйственная и иная деятельность физических лиц, называющая воздействие на окружающую среду, должна осуществляться на основе таких принципов как соблюдение права человека на благоприятную окружающую среду; охрана, воспроизводство и рациональное использование природных ресурсов как необходимые условия обеспечения благоприятной окружающей среды и экологической безопасности; презумпция экологической опасности планируемой хозяйственной и иной деятельности; допустимость воздействия хозяйственной и иной деятельности на природную среду исходя из требований в области охраны окружающей среды; ответственность за нарушение законодательства в области охраны окружающей среды.
В статье 4 Закона указано, что объектами охраны окружающей среды от загрязнения, истощения, деградации, порчи, уничтожения и иного негативного воздействия хозяйственной и иной деятельности являются, в том числе, земли, недра, почвы, поверхностные и подземные воды, атмосферный воздух.
В соответствии с частью 1 статьи 5 Водного Кодекса РФ водные объекты в зависимости от особенностей их режима, физико-географических, морфометрических и других особенностей подразделяются на поверхностные водные объекты и подземные водные объекты..
К поверхностным водным объектам относятся моря или их отдельные части проливы, заливы, в том числе бухты, лиманы и другие); водотоки (реки, ручьи, каналы); водоемы (озера, пруды, обводненные карьеры, водохранилища); болота; природные выходы подземных вод (родники, гейзеры); ледники, снежники.
В соответствии с требованиями части 1 статьи 9 ВК РФ 1 физические лица, юридические лица приобретают право пользования поверхностными водными объектами по основаниям и в порядке, которые установлены главой 3 настоящего Кодекса.
Согласно части 2 статьи 11, 21 ВК РФ для сброса сточных вод и (или) дренажных вод водные объекты предоставляются в пользование на основании решений исполнительных органов государственной власти и органов местного самоуправления.
Проверкой с привлечением специалистов Управления Росприроднадзора по РБ установлено, что ООО «ВКС» эксплуатирует очистные сооружения села Выдрино проектной мощностью 2,5 тыс.мЗ\сут (2x1,25 тыс.мЗ/сутки).
Очистные сооружения расположены в водоохранной зоне реки Снежная, в водоохраной зоне озера Байкал, в Центральной экологической зоне Байкальской природной территории. Механический узел сооружений введен в эксплуатацию в 1977г, биологический узел - в 1982г.
Очистные сооружения села Выдрино состоят из следующих механизмов: канализайционно-насосная станция (далее - КНС), приемная камера, две песколовки (1 в рабочем состоянии, 1 в нерабочем состоянии), 2 окислителя- перегнивателя(1 рабочий, 1 не работающий), аэротенки двухкоридорные в 2 нити, 4 вторичных отстойника (1 работающий, 2 не работающих), 3 контактных резервуара (1 рабочий, 2 нерабочих), водовыпуск-береговой сосредоточенный в реке Снежная, 2 иловые карты.
Площадка под очистными сооружениями в с. Выдрино расположена на высокой правобережной террасе реки Снежная, выше по течению подземных вод озеру Байкал. Водовыпуск на берегу реки Снежная состоит из оголовка в виде трубы d=300, на расстоянии 0,5м от уреза воды. Река Снежная согласно ГОСТ 17.12.04-77 «Показатели состояния и правила таксации рыбохозяйственных водных объектов» отнесена к рыбохозяйственному водоему 1 категории.
В соответствии со статьёй 65 Водного Кодекса РФ водоохранная зона реки Снежная составляет 200 метров при длине реки 168 км.
Учет сточных вод ведется на 2-х КНС косвенным методом, на основании данных насоса в соответствии с приказом МПР РФ от 08.07.2009 №205 (форма 1.6). По данным журнала учета водоотведения за 2014 год в р. Снежная сброшено сточных вод 109,101 тыс.мЗ\год (299м 3/сут); за 2015 год: январь - 10654 мЗ; февраль- 8876мЗ, март-9594мЗ, апрель-9893м3, май-8498мЗ, июнь-8886мЗ 296мЗ/сут). При проектной мощности поселковых очистных сооружений 2500 мЗ\сут за июнь 2015 поступило 296мЗ\сут сточных вод.
По отчету 2-тп (водхоз) ОАО «РУК ЖКХ» (до сентября 2014) за 2014 отведено недостаточно-очищенных сточных вод в р. Снежная в объеме 76,62 тыс.мЗ/год; по отчету ООО «ЖКХ Выдрино» (сентября до декабря 2014) за 2014 г. соответственно 22,87 тыс.мЗ\год.
Выявлено, что с 15.06.2015г. до 14.10.2015г. ООО «ВКС» осуществляет сброс сточных вод после работы очистных сооружений в реку Снежная при отсутствии решения о предоставлении водного объекта в пользование в нарушение части 2 статьи 11,21 Водного Кодекса РФ.
Решение на сброс получено только в октябре 2015 года после прокурорской проверки.
В соответствии с пунктом 5 части 2 статьи 39 Водного Кодекса РФ собственники водных объектов, водопользователи при использовании водных объектов обязаны: вести в установленном порядке учет объема забора (изъятия) водных ресурсов из водных объектов и объема сброса сточных, в том числе дренажных, вод, их качества, регулярные наблюдения за водными объектами и их водоохранными зонами, а также бесплатно и в установленные сроки представлять результаты такого учета и таких регулярных наблюдений в уполномоченный Правительством Российской Федерации федеральный орган исполнительной власти.
Проверкой установлено, что очистные сооружения не оборудованы контрольно-измерительной аппаратурой для учета объема сбрасываемых вод и контроля качества сбрасываемых вод, что является нарушением п.5 ч.2 ст.39 Водного Кодекса РФ
В соответствии с частью 4 статьи 35 Водного Кодекса РФ количество веществ и микроорганизмов, содержащихся в сбросах сточных вод и (или) дренажных вод в водные объекты, не должно превышать установленные нормативы допустимого воздействия на водные объекты.
Согласно части 1 статьи 23 Федерального закона «Об охране окружающей среды» нормативы допустимых выбросов и сбросов веществ и микроорганизмов устанавливаются для стационарных, передвижных и иных источников воздействия на окружающую среду субъектами хозяйственной и иной деятельности исходя из нормативов допустимой антропогенной нагрузки на окружающую среду, нормативов качества окружающей среды, а также технологических нормативов.
Согласно части 4 указанной нормы закона выбросы и сбросы химических веществ, в том числе радиоактивных, иных веществ и микроорганизмов в окружающую среду в пределах установленных нормативов допустимых выбросов и сбросов веществ и микроорганизмов, лимитов на выбросы и сбросы допускаются на основании разрешений, выданных органами исполнительной власти, осуществляющими государственное управление в области охраны окружающей среды.
Проверкой установлено, что ООО «ВКС» осуществляет сброс загрязняющих веществ в составе сточных вод в водный объект без установленных нормативов допустимых сбросов веществ и микроорганизмов (далее - НДС). Проект нормативов допустимых сбросов не разработан, нормативы НДС не установлены з нарушение ч.1 ст.23, ч.2 ст.39 Федерального закона от 10.01.2002 №78-ФЗ «Об охране окружающей среды», части 4 статьи 35 Водного Кодекса РФ.
В соответствии с частью 2 статьи 39 Водного Кодекса РФ собственники водных объектов, водопользователи при использовании водных объектов обязаны -;е допускать причинение вреда окружающей среде, содержать в исправном состоянии эксплуатируемые ими очистные сооружения.
Согласно части 6 статьи 56 Водного Кодекса РФ сброс в водные объекты сточных вод, содержание в которых радиоактивных веществ, пестицидов, агрохимикатов и других опасных для здоровья человека веществ и соединений превышает нормативы допустимого воздействия на водные объекты, запрещается.
Согласно пункту 1 части 6 статьи 60 Водного Кодекса РФ при эксплуатации водохозяйственной системы запрещается осуществлять сброс в водные объекты сточных вод, не подвергшихся санитарной очистке, обезвреживанию (исходя из недопустимости превышения нормативов допустимого воздействия на водные объекты и нормативов предельно допустимых концентраций вредных веществ в водных объектах.
Согласно части 7 статьи 60 Водного Кодекса РФ нарушение требований к использованию и охране водных объектов влечет за собой ограничение, приостановление или запрещение эксплуатации объектов водохозяйственных систем в порядке, предусмотренном настоящим Кодексом, другими федеральными законами.
Согласно части 1 статьи 6 Федерального закона «Об охране озера Байкал» на Байкальской природной территории запрещаются или ограничиваются виды деятельности, при осуществлении которых оказывается негативное воздействие на уникальную экологическую систему озера Байкал: химическое загрязнение озера Байкал или его части, а также его водосборной площади, связанное со сбросами и с выбросами вредных веществ, использованием пестицидов, агрохимикатов, радиоактивных веществ, эксплуатацией транспорта, размещением отходов производства и потребления;
Проверкой установлен сброс недостаточно очищенных сточных вод в реку Снежная, которая является водосборной рекой для озера Байкал, за период с 2014 по июнь 2015 года.
Данные проведенных анализов ведомственной лаборатории ООО «ВКС» по контролю качества сточных и природных вод очистных сооружений со сбросом в годный объект за 2014, июнь 2015 представлены в таблице 1( в тексте Иска).
Анализ приведённых в таблице данных показывает, что в 2014 году эффективность очистки низкая и составила по взвешенным веществам - 94%; по органическим веществам (БГЖ5) - 96% при проектной 97-98%. Содержание загрязняющих веществ в очищенной воде на сбросе в р.Снежная за 2014 год превышает нормативы ПДК р\х по взвешенным веществам в 4 раза, по БПК5 - в 4 раза, по азоту аммонийному в 21 раз, нитритам в 4 раза, по фосфору фосфатов в 1; раза. Процессы нитрификации продвинуты слабо, на выходе содержание азота аммонийного 5,12 мг\дмЗ, нитратов -4,02 мг\дмЗ. Сточные воды недостаточно- чищенные, биологическая очистка не осуществляется.
По результатам за июнь 2015 в очищенной воде отмечено превышение норм !ДК р/х по взвешенным веществам в 3 раз, по БПК5 в 3 раза, по азоту аммонийному в 13 раз, нитритам в 4 раза, фосфору фосфатов в 23 раза. Процессы нитрификации продвинуты слабо, на выходе азот аммонийный 5,12 мг/дмЗ, нитраты - 4,02 мг/дмЗ. Сточные воды - недостаточно-очищенные.
В контрольном створе (за июнь 2015г) в сравнении с фоном отмечено превышение по взвешенным веществам в 1,4 раза.
В целях оценки степени очистки сточных вод на очистных сооружениях и определения токсичности проб методом биотестирования 06.08.2015 по 10.08.2015 специалистами Испытательного центра ЦЛАТИ по Восточно- Сибирскому региону» (Базовый отдел) филиала ФБУ «ЦЛАТИ по СФО» г. Иркутск (Аттестат аккредитации № RA.RU.512318 от 27.07.2015), Бурятского республиканского отдела лабораторного анализа и техизмерений ЦЛАТИ по ВСР -Аттестат аккредитации РОСС. RU.0001/513047 от 24.08.2012) отобраны пробы: 4 пробы до и после очистки (очистные поселка и станции Выдрина), 2 пробы 1 активного ила и биопленки, 2 пробы природной воды р. Снежная.
Результаты количественного химического и токсикологического анализов очистных сооружений ООО «ВКС» со сбросом в водный объект приведены таблице 2( в тексте Иска).
Анализ результатов лабораторных исследований показывает, что эффективность очистки по органическим веществам (БПКп) -низкая и составила 85,2%, при проектной 97-98%, по взвешенным веществам эффективность очистки удовлетворительная- 99,1 %.
Содержание загрязняющих веществ в очищенной воде на сбросе в реку Снежная превышает нормативы ПДК водного объекта рыбохозяйственного вида водопользования высшей категории по взвешенным веществам в 4,3 раза, по 5ПК5 - в 7 раз, по аммонию иону в 51 раз, нитритам в 135 раз, по фосфатам ионов в 50 раз. Сточные воды на сбросе обладают острой токсичностью, недостаточно-очищенные, процесс биологической очистки неудовлетвориельный.
В контрольном створе в сравнении с фоном отмечено влияние сброса. точных вод на состояние водного объекта по взвешенным веществам, сульфатам ионов, фосфатам ионов. Превышение нормативов ПДК по взвешенным веществам составило в 1,2 раза, по фосфатам ионам в 1,9 раз.
Превышение нормативов качества воды водных объектов рыбохозяйственного значения (ПДК рыб/хоз) в очищенных сточных водах после очистных сооружениях п. Выдрино при сбросе в р. Снежная является нарушением ч.1 ст. 6 Федерального закона «Об охране озера Байкал», ч.б ст. 56, -.6 п. 1 ст.60 Водного кодекса РФ от 03.06.2006г № 74-ФЗ; ч. 2 ст. 39 Федерального закона от 10.01.2002г. № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды».
По результатам гидробиологических испытаний активного ила, доведенных Бурятским республиканским отделом ЦЛАТИ 10.08.2015 на очистных сооружениях пос. Выдрино: активный ил темно-серого цвета с посторонними включениями, хлопки ила раздробленные, оседание неполное, прозрачность надиловой воды 12 см (норма от 15 и более). Иловый индекс 73,2 смЗ/г при норме от 60-120, низкая доза ила по весу - 0,15 г/дмЗ (при БПК больше 50 доза ила должна составлять 1,8-3 г/л). По видовому составу преобладают свободноплавающие над прикрепленными видами, отмечен рост жгутиковых, нитчатых и нематод, указывающих на недостаток аэрации, ил голодающий, нарушения циркуляции ила в системе «аэротенк-вторичный отстойник- утилизация» по причине несвоевременной выгрузки ила из вторичных отстойников и задержка подачи возвратного ила в аэротенках. Биологическая истка в целом неудовлетворительная.
Анализ представленных лабораторных исследований показывает, что сточные воды сбрасываются в реку Снежная без надлежащей очистки до нормативов допустимого воздействия, установленных для водных объектов рыбохозяйственного значения (ПДК рыб/хоз) в нарушение ч.1 ст. 6 Федерального закона «Об охране озера Байкал», ч.б ст. 56, ч.б п.1 ст.60 Водного кодекса РФ; ч. 1 ст. 39 Федерального закона «Об охране окружающей среды».
В ходе натурного осмотра очистных сооружений поселка Выдрино установлено, что их техническое состояние не соответствует Правилам технической эксплуатации систем и сооружений коммунального водоснабжения и канализации, утверждённые Приказом Госстроя РФ от 30.12.1999 N 168 (далее - ПТЭ), что создаёт угрозу причинения вреда окружающей среды в виде загрязнения воды в реке Снежная, загрязнения подземных вод и почвы недостаточно очищенными сточными водами.
ПТЭ регламентируют технические требования по эксплуатации объектов водопроводно-канализационного хозяйства (ВКХ) и их соответствия санитарным нормам.
Согласно пункту 1.1.28. ПТЭ организация ВКХ должна осуществлять содержание в исправном состоянии сооружений, коммуникаций и оборудования; систематический контроль качества исходной и очищаемой воды на всех основных этапах ее обработки; организацию капитального и планово- предупредительных ремонтов.
В нарушении требований законодательства, пункта 1.1.28 ПТЭ, регламента работы узлов сооружений в нерабочем состоянии находится система удаления песка под гидростатическим напором по трубе, труба забита; отсутствует площадка для складирования песка, отсутствует контейнер. На нерабочей песколовке с начала декабря 2012 года заморожены бетонные работы по опалубке резервуара. Слив неочищенных сточных вод осуществляется в нерабочую песколовку с дренирующим дном.
В нарушении перечисленных требований законодательства, пункта 1.1.28 ПТЭ на рабочем осветлителе-перегнивателе карман с деревянной площадкой обрушился и затонул, чем допущено дополнительное загрязнение, нарушена целостность бетонных переливных бортиков. В нарушении технологии осадок из перегнивателя сбрасывают в заброшенные отстойники (нерабочие 1 осветлитель- перегниватель и 3 вторичных отстойника).
В нарушении перечисленных требований законодательства, пункта 1.1.28 ПТЭ на биологическом узле очистки-аэротенках двухкоридорных из 2 линий в работе находится одна, в нарушение технологии воздух подается неравномерно, по углам отмечен застой иловой смеси, местами нарушена целостность бетонных стен, подводящих и отводящих лотков, требуется капитальный ремонт. Установлено разрушение бетонных стенок аэротенка №2 вплоть до арматуры.
Согласно требованиям статьи 210 Гражданского Кодекса РФ бремя содержания имущества возложено на его собственника.
В соответствии с пунктом 2,4 части 2 статьи 39 Водного Кодекса РФ собственники водных объектов, водопользователи при использовании водных объектов обязаны: содержать в исправном состоянии эксплуатируемые ими очистные сооружения и расположенные на водных объектах гидротехнические и иные сооружения; своевременно осуществлять мероприятия по предупреждению I ликвидации чрезвычайных ситуаций на водных объектах.
Согласно части 2 статьи 39 Федерального закона «Об охране окружающей среды» юридические и физические лица, осуществляющие эксплуатацию зданий, строений, сооружений и иных объектов, обеспечивают соблюдение нормативов качества окружающей среды на основе применения технических средств и технологий обезвреживания и безопасного размещения отходов производства и потребления, обезвреживания выбросов и сбросов загрязняющих веществ, а также наилучших доступных технологий, обеспечивающих выполнение требований в области охраны окружающей среды, проводят мероприятия по восстановлению природной среды, рекультивации земель, благоустройству территорий в соответствии с законодательством.
Согласно части 1 статьи 65 Водного Кодекса РФ водоохранными зонами являются территории, которые примыкают к береговой линии (границам водного объекта) морей, рек, ручьев, каналов, озер, водохранилищ и на которых устанавливается специальный режим осуществления хозяйственной и иной деятельности в целях предотвращения загрязнения, засорения, заиления указанных водных объектов и истощения их вод, а также сохранения среды обитания водных биологических ресурсов и других объектов животного и растительного мира.
Очистные сооружения расположены в границах водоохранных зон реки Снежная и озера Байкал.
Согласно части 16 статьи 65 Водного Кодекса РФ в границах водоохранных не допускаются проектирование, строительство, реконструкция, ввод в эксплуатацию, эксплуатация хозяйственных и иных объектов при условии оборудования таких объектов сооружениями, обеспечивающими охрану водных объектов от загрязнения, засорения, заиления и истощения вод в соответствии с водным законодательством и законодательством в области охраны окружающей среды. Выбор типа сооружения, обеспечивающего охрану водного объекта от загрязнения, засорения, заиления и истощения вод, осуществляется с учетом необходимости соблюдения установленных в соответствии с законодательством в области охраны окружающей среды нормативов допустимых сбросов загрязняющих веществ, иных веществ и микроорганизмов.
Согласно части 2 статьи 39 Федерального закона «Об охране окружающей среды» юридические и физические лица, осуществляющие эксплуатацию зданий, строений, сооружений и иных объектов, обеспечивают соблюдение нормативов качества окружающей среды на основе применения технических средств и технологий обезвреживания и безопасного размещения отходов производства и потребления, обезвреживания выбросов и сбросов загрязняющих веществ, а также наилучших доступных технологий, обеспечивающих выполнение требований в области охраны окружающей среды, проводят мероприятия по восстановлению природной среды, рекультивации земель, благоустройству территорий в соответствии с законодательством.
Сброс недостаточно-очищенных сточных вод загрязняют реку Снежная, создают угрозу причинения вреда окружающей среде, поскольку расположены на водосборной площади озера Байкал, в центральной экологической зоне Байкальской природной территории.
Статья 45 Конституции Российской Федерации закрепляет государственные гарантии защиты прав и свобод (часть 1) и право каждого защищать свои права всеми не запрещенными законом способами (часть 2).
К таким способам защиты гражданских прав относится возмещение убытков ст. 12 ГК Российской Федерации). В пункте 1 статьи 15 ГК Российской Федерации предусмотрено, что лицо, право которого нарушено, может требовать полного возмещения причиненных ему убытков, если законом или договором не предусмотрено возмещение убытков в меньшем размере,
Понятие убытков раскрывается в пункте 2 статьи 15 ГК Российской Федерации: под убытками понимаются расходы, которые лицо произвело или должно будет произвести для восстановления его нарушенного права, а также утрата или повреждение его имущества (реальный ущерб) и неполученные доходы, которые это лицо получило бы при обычных условиях гражданского оборота, если бы его право не было нарушено (упущенная выгода).
В соответствии с требованиями части 1 статьи 77 Федерального Закона «Об охране окружающей среды» юридические и физические лица, причинившие вред окружающей среде в результате ее загрязнения, истощения, порчи, уничтожения, нерационального использования природных ресурсов, деградации и разрушения естественных экологических систем, природных комплексов и природных ландшафтов и иного нарушения законодательства в области охраны окружающей среды, обязаны возместить его в полном объеме в соответствии с законодательством.
Часть 2 статьи 77 Федерального Закона «Об охране окружающей среды» гласит, что вред окружающей среде, причиненный субъектом хозяйственной и иной деятельности, в том числе на проект которой имеется положительное включение государственной экологической экспертизы, включая деятельность по изъятию компонентов природной среды, подлежит возмещению заказчиком и (или) субъектом хозяйственной и иной деятельности.
Согласно части 3 вышеназванной статьи вред окружающей среде мешается в соответствии с утвержденными в установленном порядке таксами и методиками исчисления размера вреда окружающей среде, а при их отсутствии исходя из фактических затрат на восстановление нарушенного состояния окружающей среды, с учетом понесенных убытков, в том числе упущенной выгоды.
Статья 78 Федерального Закона «Об охране окружающей среды» предусматривает порядок компенсации вреда окружающей среде, причиненного -..тушением законодательства в области охраны окружающей среды компенсация вреда окружающей среде, причиненного нарушением законодательства в области охраны окружающей среды, осуществляется довольно, по решению суда или арбитражного суда. Определение размера вреда окружающей среде, причиненного нарушением законодательства в области охраны окружающей среды, осуществляется исходя из фактических затрат на восстановление нарушенного состояния окружающей среды, с учетом понесенных убытков, в том числе упущенной выгоды, а также в соответствии с проектами рекультивационных и иных восстановительных работ, при их отсутствии в соответствии с тактами и методиками исчисления размера вреда окружающей среде, утвержденными органами исполнительной власти, осуществляющими государственное управление в области охраны окружающей среды.
Согласно части 2,3 указанной статьи на основании решения суда или арбитражного суда вред окружающей среде, причиненный нарушением законодательства в области охраны окружающей среды, может быть возмещен посредством возложения на ответчика обязанности по восстановлению нарушенного состояния окружающей среды за счет его средств в соответствии с проектом восстановительных работ. Иски о компенсации вреда окружающей среде, причиненного нарушением законодательства в области охраны окружающей среды, могут быть предъявлены в течение двадцати лет.
По результатам проверки Управлением Росприроднадзора по РБ произведен расчёт ущерба, причинённого водному объекту - реке Снежная. Расчёт произведён по Методике исчисления размера вреда, причинённого водным объектам вследствие нарушения водного законодательства, утверждённой Приказом Ml IP РФ от 13.04.2009г. №87.
Методика разработана в соответствии с Водным Кодексом РФ от 03.06.2006 No 74-ФЗ и Постановлением Правительства РФ от 4.11.2006 № 639 «О порядке утверждения методики исчисления размера вреда, причиненного водным объектам вследствие нарушения водного законодательства» и предназначена для счисления размера вреда причиненного водным объектам в результате нарушений требований водного законодательства РФ, приведших к их загрязнению, засорению и истощению.
Использование водного объекта (р. Снежная) для сброса сточных вод производилось водопользователем ООО «ВКС» без получения правоустанавливающего документа на водопользование - Решения о предоставлении водного объекта в пользование для сброса сточных (дренажных) вод, поэтому требования к качеству сбрасываемых сточных вод взяты на уровне нормативов допустимого содержания веществ в сточных водах при их сбросе в водные объекты в пределах Центральной экологической зоны БПТ, приказ МПР ЭФ от 05.03.2010 № 63).
Сброс недостаточно-очищенных сточных вод в водный объект - р. Снежная рассчитан за период с 06.08.2015 по 20.10.2015г за 76 дней. По данным журнала учёта водоотведения ООО «ВКС» за указанный период сброшено 16967 мЗ (9,3 м3/час) в том числе: с 06.08 - 31.08.2015г. сброшено 5616 мЗ; с 01.09 - 30.09.2015г. сброшено 6165 мЗ; с 01.10 - 20.10.2015 сброшено 5186 мЗ.
Исчисление размера вреда, причиненному водному объекту сбросом вредных (загрязняющих) веществ в составе сточных вод производится по формуле 1:
У = Квг х Кв х Кин х Сумма Н in х М i х К из,
где: У - размер вреда, тыс. руб.;
Квг - коэффициент, учитывающий природно-климатические условия в зависимости от времени года, определяется в соответствии с таблицей 1 приложения к настоящей Методике, Квг=1,15 (сентябрь-октябрь);
Кв - коэффициент, учитывающий экологические факторы (состояние зодных объектов), определяется в соответствии с таблицей 2 настоящей Методики, Кв=2,8 (бассейн оз. Байкал и оз.Байкал);
Кин - коэффициент индексации, учитывающий инфляционную составляющую экономического развития, определяется в соответствии с п. 11.1 настоящей Методики, Кин = 1,706 (письмо Минэкономики РБ исх; № 03-12-13- 112844 от 15.06.2015 о значении индекса-дефлятора инвестиций в основной напитал за счет всех источников финансирования (капвложения) 2007-2014гг).
Н i - таксы для исчисления размера вреда от сброса i-ro вредного загрязняющего) вещества в водные объекты определяется в соответствии с таблицей 3 приложения 1 к настоящей Методике, тыс.руб/т ;
М i - масса сброшенного i-ro вредного (загрязняющего) вещества определяется по каждому загрязняющему веществу в соответствии с главой 4 настоящей Методики, тн;
Киз - коэффициент, учитывающий интенсивность негативного воздействия вредных (загрязняющих) веществ на водный объект, определяется в соответствии с п. 1 1.2 настоящей Методики.
Н i - такса для исчисления размера вреда от сброса i-ro вредного ( загрязняющего) вещества в водные объекты составляет (табл.3):
для азота нитритного - 510 тыс.руб/тн;
Коэффициент Киз. учитывающий интенсивность негативного воздействия вредных (загрязняющих) веществ на водный объект, устанавливается в зависимости от кратности превышения фактической концентрации вредного ( загрязняющего) вещества при сбросе на выпуске сточных вод над его фоновой концентрацией в воде водного объекта, и принимается в размере (п. 11.2): рассчитанной кратности превышения для вредных (загрязняющих) веществ 3-4 классов опасности:
Равном 1 при превышениях до 10 раз;
равном 2 при превышениях более 10 и до 50;
равном при превышениях более 50
( Киз по азоту нитритному= 2).
Масса сброшенного вредного (загрязняющего) вещества в составе сточных вод, при наличии документов, на основании которых возникает право пользования водными объектами, и иных разрешительных документов, предусмотренных законодательством Российской Федерации, определяется по формуле №10:
Mi = Q х (С фi - С дi) х Т х 10 -6,
где: М i - масса сброшенного i-ro вредного (загрязняющего) вещества, т;
i - загрязняющее вещество, по которому исчисляется размер вреда,
Q - расход сточных вод с превышением содержания i-ro вредного (загрязняющего) вещества (9, 3 мЗ /час);
С фi - средняя фактическая за период сброса концентрация i-ro медного (загрязняющего) вещества в сточных водах, определяемая по результатам анализов аккредитованной лаборатории как средняя арифметическая из общего количества результатов анализов за период времени Т, мг/дмЗ
по азоту нитритному = 1,5 мг/дмЗ, что превышает допустимую концентрацию в 25 раз;
С Дi - допустимая концентрация i-то вредного (загрязняющего) вещества, в редел ах норматива допустимого сброса (НДС) или лимита сброса при его наличии, мг/дмЗ (поскольку Решение о предоставлении водного объекта в пользование для сброса сточных вод у ООО «ВКС» отсутствует, то нормативы допустимого сброса взяты по нормам допустимого содержания веществ в сточных -одах при их сбросе в водные объекты в пределах Центральной экологической оны БПТ, приказ МПР РФ от 05.03.2010 № 63:
по азоту нитритному = 0,06 мг/дмЗ
Т - продолжительность сброса сточных вод, с повышенным содержанием вредных (загрязняющих) веществ, Т= 1824 час (76 дней);
10-6 - коэффициент перевода (массы вредного (загрязняющего) вещества из мг в тн, мЗ в дмЗ).
Масса сброшенного вредного (загрязняющего) вещества с очистных сооружений ООО «ВКС» составляет:
М азот нитритный = 9, 3 мЗ / час х (1,5 мг/дмЗ - 0,06 мг/дмЗ) X 1824 х 10 -6 = 0,024 т
Размер вреда составил:
n
У = Квг х Кин х К х Сумма Н i х М iиз х К из, тыс.руб.
i=l
У азот нитритный = 1,15 х 2,8 х 1,706 х 510 тыс.руб/тн х 0,024 тн х 2 = 134,476 тыс. руб.
Размер причинённого вреда равен 134 476 рублей (сто тридцать четыре тысячи четыреста семьдесят шесть рублей).
Таким образом, очистные сооружения села Выдрино находятся в технически неисправном состоянии, в результате чего осуществляется сброс недостаточно очищенных сточных вод в реку Снежная, без разработки проекта допустимого сброса загрязняющих веществ в водный объект, что приводит к загрязнению реки, впадающей в озеро Байкал.
Анализ материалов проверки, справок специалистов показывает, что очистные сооружения эксплуатируются более. 38 лет. Реконструкция и модернизация не осуществлялась, что приводит к устареванию механизмов, работающих круглосуточно, нарушениям технологических схем очистки и сбросам загрязняющих веществ в водный объект - реку Снежная, который является рыбохозяйственным объектом 1 категории. Следовательно, загрязнение воды приводит к загрязнению водных биологических ресурсов, биоты реки Снежная, создаёт угрозу причинения вреда здоровью для граждан, которые могут использовать воду реки Снежная для питьевых или хозяйственно-бытовых нужд.
Согласно требованиям статьи 11 Федерального закона «Об отходах производства и потребления» индивидуальные предприниматели и юридические
лица при эксплуатации предприятий, зданий, строений, сооружений и иных объектов, связанной с обращением с отходами, обязаны соблюдать экологические, санитарные и иные требования, установленные законодательством Российской Федерации в области охраны окружающей среды и здоровья человека.
В соответствии со статьями 22, 51 Федерального закона «Об отходах производства и потребления» отходы производства и потребления подлежат сбору, использованию, обезвреживанию, транспортировке, хранению и захоронению, условия и способы которых должны быть безопасными для здоровья населения, среды обитания, для окружающей среды и которые должны осуществляться в соответствии с санитарными правилами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.
Запрещается сброс отходов производства и потребления в поверхностные и подземные водные объекты, на водосборные площади, в недра и на почву; размещение опасных отходов на территориях, прилегающих к городским и сельским поселениям, в местах, в которых может быть создана опасность для окружающей среды, естественных экологических систем и здоровья человека; захоронение опасных отходов на водосборных площадях подземных водных объектов, используемых в качестве источников водоснабжения.
В соответствии с требованиями статьи 209 Гражданского Кодекса РФ владение, пользование и распоряжение землей и другими природными ресурсами той мере, в какой их оборот допускается законом, осуществляются их собственником свободно, если это не наносит ущерба окружающей среде и не нарушает прав и законных интересов других лиц.
По указанным нарушениям природоохранным прокурором возбуждено 5 административных дел по ст.ст. 6.3, 7.6, 8.1, 8.15, ч.4 ст. 8.13 Кодекса РФ об административных правонарушениях. Постановлениями Управлений Росприроднадзора и Роспотребнадзора по РБ виновное лицо привлечено к административной ответственности в виде штрафа. Постановления вступили в силу, не обжаловались.
В соответствии со статьёй 42, 58 Конституции Российской Федерации к основным правам и свободам человека и гражданина относятся право на благоприятную окружающую среду, достоверную информацию о ее состоянии и на возмещение ущерба, причиненного его здоровью или имуществу экологическим правонарушением. Каждый обязан сохранять природу и окружающую среду, бережно относиться к природным богатствам.
Федеральным законом «Об охране окружающей среды» предусмотрена обязанность юридических и физических лиц, осуществляющих эксплуатацию ланий, строений, сооружений и иных объектов, соблюдать утвержденные технологии и требования в области охраны окружающей среды, восстановления природной среды, рационального использования и воспроизводства природных ресурсов.
Согласно статье 6 Федерального Закона «Об охране озера Байкал» на Байкальской природной территории запрещаются или ограничиваются виды деятельности, оказывающие негативное воздействие на уникальную экологическую систему озера Байкал, том числе химическое загрязнение озера Байкал или его части, а также его водосборной площади, связанное со сбросами и с выбросами вредных веществ, использованием пестицидов, агрохимикатов, радиоактивных веществ, эксплуатацией транспорта, размещением отходов производства и потребления.
Пунктом 2 статьи 51 Федерального Закона «Об отходах производства и потребления» запрещается сброс отходов производства и потребления в поверхностные и подземные водные объекты, на водосборные площади, в недра и на почву.
Таким образом, эксплуатация технически неисправных очистных сооружений посёлка Выдрино, результатом чего является сброс недостаточно- очищенных сточных вод а реку Снежная, нарушены все вышеперечисленные требования законодательства, что приводит к загрязнению водоёмов, создаёт грозу причинения вреда водным биологическим ресурсам, обитающим в реке Снежная и озере Байкал, окружающей природной среде.
Действия администрации Кабанского района - собственника очистных сооружений, ООО «ВКС» - эксплуатирующей организации, являются незаконными, поскольку нарушают права неопределённого круга лиц - граждан, гарантированные статьей 42 Конституции РФ, статьей 11 Федерального Закона «Об охране окружающей среды», на жизнь и здоровье, на благоприятную окружающую среду, на защиту от негативного воздействия, вызванного работой технически неисправных очистных сооружений.
Выявленные нарушения законодательства являются недопустимыми, поскольку создают угрозу причинения вреда жизни и здоровью граждан, доживающих в п. Выдрино вблизи реки Снежная и, использующих эту воду для целей питьевого, хозяйственно-бытового водоснабжения.Способ защиты прав и интересов граждан на благоприятную окружающую среду предусмотрен ФЗ "Об охране окружающей среды", согласно статье 76 которого, споры в области охраны окружающей среды разрешаются в судебном порядке.
На основании ст. 12 ГК РФ ст. 45 ГПК РФ Истец просит суд:
1.Признать действия ООО «ВКС» незаконными по нарушению требования водного законодательства, об охране озера Байкал, об отходах производства и потребления при эксплуатации очистных сооружений, расположенных по адресу: Республика Бурятия, Кабанский район, с. Выдрино, ул. Рабочая, 1А.
2.Понудить ООО «ВКС» устранить нарушения требований природоохранного законодательства путем:
a)разработки и утверждения в установленном законом порядке проекта нормативов допустимого воздействия на водный объект реку Снежная при сбросе. точных вод с очистных сооружений, расположенных по адресу: Республика Бурятия Кабанский район, с. Выдрино, ул. Рабо4ая,1 А;
б). осуществления сброса сточных вод в реку Снежная с очистных сооружсний расположенных по адресу: Республика Бурятия, Кабанский район, с. Выдрино, ул. Рабочая, 1А, без превышения пределов допустимых концентраций веществ, установленных нормативами для реки Снежная;
c) оборудования контрольно-измерительной аппаратурой для учета обьема сбрасываемых вод и контроля качества сбрасываемых вод в реку Снежная очистных сооружений расположенных по адресу: Республика Бурятия, Кабанский район, с. Выдрино, ул. Рабочая, 1А;
д)взыскать с ООО «ВКС» в бюджет муниципального образования МО «Кабанский район» вреда, причинённый водному объекту реке Снежная в сумме 134 476 рублей.
3.Признать бездействия администрации муниципального образования «Кабанский район» Республики Бурятия по реконструкции и модернизации очистных сооружений села Выдрино, расположенных по адресу: Республика Брятия, Кабанский район, с. Выдрино, ул. Рабочая, 1 А, незаконными.
4.Понудить администрацию муниципального образования «Кабанский район» Республики Бурятия принять меры для составления проектно-сметной документации, получения положительного заключения государственной экологической экспертизы проектно-сметной документации на строительство новых очистных сооружений села Выдрино Кабанского района Республики Бурятия до 30 апреля 2017 года. Понудить администрацию муниципального образования «Кабанский район» Республики Бурятия принять меры для строительства новых очистных сооружений села Выдрино Кабанского района Республики Бурятия, сбросы сточных вод которых соответствуют нормативам качества окружающей среды, сроком до 30 октября 201S года.
5. Администрации муниципального образования «Кабанский район» Республики Бурятия и ООО «ВКС» обеспечить сброс сточных вод в реку Снежная
с соблюдением пределов допустимых концентраций веществ, установленных нормативами для реки Снежная, с очистных сооружений расположенных по адресу: Республика Бурятия, Кабанский район, с, Выдрино, ул. Рабочая, 1 А.
6.Взыскать с ООО «ВКС», администрации муниципального образования «Кабанский район» Республики Бурятия госпошлину в доход государства в соответствии с требованиями ст. ст. 333.16, 333.17 Налогового Кодекса РФ.
В судебном заседании истец Восточно-Байкальский межрайонный природоохранный прокурор Малханов В.Е. и его представитель Чистякова И.Л. не участвовали, просили рассмотреть дело в их отсутствии, на предъявленных требованиях с учетом уточнений настаивали.
Ответчик Администрация МО «Кабанский район» в лице представителя Божеева Р.С. в судебное заседание не явились, просили рассмотреть дело в их отсутствии. Из их заявления следует, что с предъявленными исковыми требованиями согласны в полном объеме, иск признают. Положения ст. 173, 39 ГПК РФ им известны, просят принять их признание иска.
Ответчик ООО «ВКС» в лице Муруева М.В. иск признал добровольно в полном объеме, последствия признания иска о том, что в случае принятия признания иска судом, будет вынесено решение об удовлетворении исковых требований, ему разъяснены и понятны.
Третьи лица Управление Федеральной службы по надзору в сфере природопользования по РБ, Управление Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по РБ, Министерство природных ресурсов по РБ, ООО РУК ЖКХ, МКУ «Управление градостроительства, имущественных и земельных отношений администрации МО Кабанский район» не явились, просили рассмотреть дело в их отсутствии.
Согласно ст. 39 ГПК РФ истец вправе признать иск. Суд не принимает признание иска ответчиком, если это противоречит закону или нарушает права и законные интересы других лиц. Суд, находит возможным признание иска ответчиками Администрации МО «Кабанский район» и ООО «ВКС» принять. Поскольку признание иска не противоречит действующему законодательству и не нарушает права и законные интересы других лиц. Согласно ст. 198 ГПК в случае признания иска ответчиком в мотивировочной части решения суда может быть указано только на признание иска и принятие его судом. В связи с чем, суд выносит решение об удовлетворении исковых требований.
Последствия признания иска о том, что в случае принятия его судом будет вынесено решение об удовлетворении исковых требований, ответчикам понятны.
Государственная пошлина не подлежит взысканию с администрации МО «Кабанский район» в силу подп. 19 п. 1 ст. 333.36 Налогового кодекса РФ, согласно которому от уплаты государственной пошлины по делам, рассматриваемым в судах общей юрисдикции, а также мировыми судьями, освобождаются государственные органы, органы местного самоуправления, выступающие по делам, рассматриваемым в судах общей юрисдикции, а также мировыми судьями, в качестве истцов или ответчиков. С учетом чего госпошлина по данному делу подлежит возмещению за счет средств бюджета.
На основании ст. 98 ГПК РФ подлежит взысканию с ответчика ООО «ВКС» госпошлина <данные изъяты> в размере 3000 рублей.
На основании изложенного и, руководствуясь ст.39,173, 194-198 ГПК РФ, суд
РЕШИЛ:
Иск Восточно-Байкальского межрайонного природоохранного прокурора в интересах Российской Федерации удовлетворить.
Признать действия ООО «ВКС» незаконными по нарушению требования водного законодательства, об охране озера Байкал, об отходах производства и потребления при эксплуатации очистных сооружений, расположенных по адресу: Республика Бурятия, Кабанский район, с. Выдрино, ул. Рабочая, 1А.
2.Понудить ООО «ВКС» устранить нарушения требований природоохранного законодательства путем:
a)разработки и утверждения в установленном законом порядке проекта нормативов допустимого воздействия на водный объект реку Снежная, при сбросе сточных вод с очистных сооружений, расположенных по адресу: Республика Бурятия Кабанский район, с. Выдрино, ул. Рабо4ая,1 А;
б)осуществления сброса сточных вод в реку Снежная с очистных сооружений расположенных по адресу: Республика Бурятия, Кабанский район, с. Выдрино, ул. Рабочая, 1А, без превышения пределов допустимых концентраций веществ, установленных нормативами для реки Снежная;
c)оборудования контрольно-измерительной аппаратурой для учета объема сбрасываемых вод и контроля качества сбрасываемых вод в реку Снежная очистных сооружений расположенных по адресу: Республика Бурятия, Кабанский район, с. Выдрино, ул. Рабочая, 1А;
Взыскать с ООО «ВКС» в бюджет муниципального образования МО «Кабанский район» вред, причинённый водному объекту реке Снежная в сумме 134 476 рублей.
3.Признать бездействия администрации муниципального образования «Кабанский район» Республики Бурятия по реконструкции и модернизации очистных сооружений села Выдрино, расположенных по адресу: Республика Бурятия, Кабанский район, с. Выдрино, ул. Рабочая, 1 А, незаконными.
4.Понудить администрацию муниципального образования «Кабанский район» Республики Бурятия принять меры для составления проектно-сметной документации, получения положительного заключения государственной экологической экспертизы проектно-сметной документации на строительство новых очистных сооружений села Выдрино Кабанского района Республики Бурятия до 30 апреля 2017 года. Понудить администрацию муниципального образования «Кабанский район» Республики Бурятия принять меры для строительства новых очистных сооружений села Выдрино Кабанского района Республики Бурятия, сбросы сточных вод которых соответствуют нормативам качества окружающей среды, сроком до 30 октября 2018 года.
5.Администрации муниципального образования «Кабанский район» Республики Бурятия и ООО «ВКС» обеспечить сброс сточных вод в реку Снежная с соблюдением пределов допустимых концентраций веществ, установленных нормативами для реки Снежная, с очистных сооружений расположенных по адресу: Республика Бурятия, Кабанский район, с, Выдрино, ул. Рабочая, 1 А.
Взыскать с ООО «ВКС» в бюджет муниципального района ( согласно ст. 61.1 Бюджетного кодекса РФ) госпошлину в сумме 3000 рублей, согласно ст. 333.19 НК РФ.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Верховный суд Республики Бурятия в течение месяца со дня его принятия в окончательной форме.
Судья: Белоусова Н.А.