Дело № 2а-3507/2020
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
22 октября 2020 года г.Смоленск
Ленинский районный суд г. Смоленска
в составе:
председательствующего Манакова В.В.,
при секретаре Якубенковой С.А.,
рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению администрации г.Смоленска к МОСП по ОИП УФССП России по Смоленской области, судебному приставу-исполнителю МОСП по ОИП УФССП России по Смоленской области Новиковой Наталии Сергеевне, начальнику отдела-старшему судебному приставу МОСП по ОИП УФССП России по Смоленской области Лебедевой Оксане Алексеевне, УФССП России по Смоленской области об освобождении от уплаты исполнительского сбора
установил:
Администрации г. Смоленска обратилась в суд с вышеуказанным иском в обоснование указав, что постановлением судебного пристава-исполнителя Новиковой Н.С. от ДД.ММ.ГГГГ № с администрации <адрес> взыскан исполнительский сбор в размере 50 000 руб. за неисполнение в установленный судебным приставом срок для добровольного исполнения требований исполнительного документа о возложении на должника обязанности предоставить Ходинову К.С., как лицу из числа детей, оставшихся без попечения родителей, благоустроенное жилое помещение специализированного жилищного фонда в г. Смоленске по договору найма специализированного жилого помещения общей площадью не менее установленной нормы предоставления. Ссылается на принятие исчерпывающих мер, направленных на исполнение постановленного судебного акта и отсутствие вины в его неисполнении.
Административный истец, извещенный о дате и месте рассмотрения дела надлежащем образом, в судебное заседание явку своего представителя не обеспечил.
МОСП по ОИП УФССП России по Смоленской области просил рассмотреть дело в отсутствие своего представителя. В письменный возражениях, направленных в адрес суда, просил в удовлетворении административного иска отказать, поскольку истцом не представлено доказательств подтверждающих уважительность причин неисполнения решения суда в установленный судебным приставом-исполнителем срок.
УФССП России по Смоленской области просило рассмотреть дело в отсутствие своего представителя.
Судебный пристав-исполнитель МОСП по ОИП УФССП России по Смоленской области Новикова Н.С., начальник отдела-старший судебный пристав МОСП по ОИП УФССП России по Смоленской области Лебедева О.А., заинтересованные лица Ходинов К.С., прокурор Заднепровского района г.Смоленска, Департамент Смоленской области по образованию и науке, извещенные о дате и месте рассмотрения дела надлежащем образом, в судебное заседание не явились.
Исследовав письменные доказательства, суд приходит к следующим выводам.
В силу части 11 статьи 30 Федерального закона от 02 октября 2007 г. № 229-ФЗ «Об исполнительном производстве», если исполнительный документ впервые поступил в службу судебных приставов, то судебный пристав-исполнитель в постановлении о возбуждении исполнительного производства устанавливает срок для добровольного исполнения должником содержащихся в исполнительном документе требований и предупреждает должника о принудительном исполнении указанных требований по истечении срока для добровольного исполнения с взысканием с него исполнительского сбора и расходов по совершению исполнительных действий, предусмотренных ст. ст. 112 и 116 настоящего Федерального закона.
Срок для добровольного исполнения составляет пять дней со дня получения должником постановления о возбуждении исполнительного производства, если иное не установлено настоящим Федеральным законом (часть 12 статьи 30 Федерального закона №229-ФЗ).
Согласно частям 1, 2, 6, статьи 112 Федерального закона от 02 октября 2007 г. № 229-ФЗ «Об исполнительном производстве» исполнительский сбор является денежным взысканием, налагаемым на должника в случае неисполнения им исполнительного документа в срок, установленный для добровольного исполнения исполнительного документа, а также в случае неисполнения им исполнительного документа, подлежащего немедленному исполнению, в течение суток с момента получения копии постановления судебного пристава-исполнителя о возбуждении исполнительного производства. Исполнительский сбор зачисляется в федеральный бюджет.
Исполнительский сбор устанавливается судебным приставом-исполнителем по истечении срока, указанного в части 1 статьи 112 Федерального закона, если должник не представил судебному приставу-исполнителю доказательств того, что исполнение было невозможным вследствие непреодолимой силы, то есть чрезвычайных и непредотвратимых при данных условиях обстоятельств (часть 2 статьи 112 названного Федерального закона).
Судом установлено, что на основании исполнительного листа, выданного Ленинским районным судом г.Смоленска, ДД.ММ.ГГГГ судебным приставом-исполнителем Межрайонного отдела судебных приставов по особым исполнительным производствам УФССП России по Смоленской области возбуждено исполнительное производство №-ИП о возложении на администрацию г.Смоленска обязанности предоставить Ходинову К.С., как лицу из числа детей, оставшихся без попечения родителей, благоустроенное жилое помещение специализированного жилищного фонда в городе Смоленске общей площадью не менее установленной нормы предоставления. Должнику предложено в течение пяти дней со дня получения копии постановления о возбуждении исполнительного производства добровольно исполнить требования, содержащиеся в исполнительном документе.
В связи с неисполнением должником требований исполнительного документа в срок, установленный для добровольного исполнения, ДД.ММ.ГГГГ судебным приставом-исполнителем Межрайонного отдела судебных приставов по особым исполнительным производствам УФССП России по Смоленской области Новиковой Н.С. вынесено постановление № о взыскании с истца исполнительского сбора в размере 50 000 руб.
Вместе с тем, с учетом правовой позиции Конституционного Суда РФ, изложенной в Постановлении от 30 июля 2001 года N 13-П, исполнительский сбор представляет собой санкцию за неисполнение исполнительного документа (мерой административной ответственности), следовательно, налагается на правонарушителя при доказанности факта совершения соответствующего правонарушения и с учетом степени вины правонарушителя и характера совершенного правонарушения.
На основании ч.7 ст.112 Федерального закона от 02.10.2007г. № 229-ФЗ «Об исполнительном производстве» при отсутствии установленных Гражданским кодексом Российской Федерации оснований ответственности за нарушение обязательства суд вправе освободить должника от взыскания исполнительского сбора.
В силу положений п.1, п.2 ст.401 ГК РФ лицо, не исполнившее обязательства либо исполнившее его ненадлежащим образом, несет ответственность при наличии вины (умысла или неосторожности), кроме случаев, когда законом или договором предусмотрены иные основания ответственности. Лицо признается невиновным, если при той степени заботливости и осмотрительности, какая от него требовалась по характеру обязательства и условиям оборота, оно приняло все меры для надлежащего исполнения обязательства. Отсутствие вины доказывается лицом, нарушившим обязательство.
Согласно правовой позиции Верховного Суда Российской Федерации, содержащейся в пункте 75 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 17.11.2015 N 50 "О применении судами законодательства при рассмотрении некоторых вопросов, возникающих в ходе исполнительного производства" при применении положений пункта 7 статьи 112 Закона об исполнительном производстве об освобождении должника от взыскания исполнительского сбора судам следует исходить из того, что основанием освобождения субъекта предпринимательской деятельности от взыскания могут являться только обстоятельства непреодолимой силы (пункт 3 статьи 401 ГК РФ). Иные лица могут быть освобождены от уплаты исполнительского сбора исходя из положений пункта 1 статьи 401 ГК РФ, если они приняли все меры для надлежащего исполнения содержащегося в исполнительном документе требования. Если такие меры не принимались, то отсутствие у должника, в том числе органа государственной (муниципальной) власти или бюджетного (муниципального) учреждения, необходимых средств для выполнения требований исполнительного документа само по себе не является основанием для освобождения от уплаты исполнительского сбора.
Таким образом, из анализа приведенных норм и разъяснений следует, что освобождение должника от взыскания исполнительского сбора должно быть связано с отсутствием его вины в нарушении установленных сроков для добровольного исполнения требований исполнительного документа. Следовательно, вопросы о степени вины должника в неисполнении исполнительного документа в течение срока, предоставленного судебным приставом-исполнителем для добровольного исполнения, наличия или отсутствия оснований для ответственности за нарушение обязательства подлежат установлению при рассмотрении судом требований должника об освобождении от взыскания исполнительского сбора.
Дополнительные гарантии прав детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, на имущество и жилое помещение относятся к расходным обязательствам субъекта Российской Федерации (статья 5, часть 8 статьи 8 Федерального закона от 21 декабря 1996г. №159-ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей»).
Согласно статье 1, части 1 статьи 2, статьи 3 Закона Смоленской области от 29 ноября 2007г. №114-з «О наделении органов местного самоуправления городских округов, городских и сельских поселений Смоленской области государственными полномочиями по обеспечению детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, жилыми помещениями» органы местного самоуправления городских округов, городских и сельских поселений Смоленской области наделены на неограниченный срок государственными полномочиями по обеспечению детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также детей, находящихся под опекой (попечительством), благоустроенными жилыми помещениями муниципального специализированного жилищного фонда по договорам найма специализированных жилых помещений, в связи с чем, им предоставлено право на получение соответствующего финансового обеспечения за счет субвенции, предоставляемой из областного бюджета. Уполномоченный орган (Департамент Смоленской области по образованию, науке и делам молодежи) в пределах своей компетенции, установленной областным законодательством, обязан обеспечивать органы местного самоуправления финансовыми и материальными ресурсами для осуществления государственных полномочий по обеспечению детей-сирот жилыми помещениями.
По правилам пунктов 5, 7, 8 Положения о порядке осуществления органами местного самоуправления городских округов, городских и сельских поселений Смоленской области государственных полномочий по обеспечению детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, жилыми помещениями, утв. Постановлением Администрации Смоленской области от 25 марта 2014 года №202, приобретение жилых помещений для детей-сирот, подлежащих обеспечению жилыми помещениями, осуществляется за счет средств, предусмотренных областным законом об областном бюджете на соответствующий финансовый год и плановый период в соответствии со сводной бюджетной росписью областного бюджета на текущий финансовый год и плановый период. Органы местного самоуправления на основании списков детей-сирот подают предварительные заявки на получение субвенции, предоставляемой бюджетам городских округов Смоленской области, бюджетам городских и сельских поселений Смоленской области из областного бюджета на осуществление государственных полномочий по обеспечению детей-сирот жилыми помещениями, в уполномоченный орган в сфере образования в срок до 1 июля текущего финансового года. В свою очередь, уполномоченный орган в сфере образования проверяет заявки на получение субвенции, перечисляет в местные бюджеты субвенции.
Исходя из положений Закона Смоленской области от 20 декабря 2018 №132-з «Об областном бюджете на 2019 год и на плановый период 2020 и 2021 годов» главным администратором доходов областного бюджета и главным распорядителем средств областного бюджета, выделяемых в качестве субсидий на обеспечение жилыми помещениями детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей, а также детей, находящихся под опекой (попечительством), является Департамент Смоленской области по образованию и науке.
Из материалов дела следует, что после вступления решения Ленинского районного суда г.Смоленска от ДД.ММ.ГГГГ в законную силу администрация г.Смоленска неоднократно направляла в адрес начальника Департамента Смоленской области по образованию и науке письмо с просьбой о выделении денежных средств из областного бюджета для исполнения судебных решений о предоставлении жилых помещений детям-сиротам, детям, оставшимся без попечения родителей, и лицам из их числа, в том числе Ходинову К.С. Вместе с тем в период установленного судебным приставом-исполнителем срока для добровольного исполнения требований исполнительного документа денежных средств на указанные цели административному истцу выделено не было.
Общий объем средств субвенции, выделенных бюджету города Смоленска из бюджета Смоленской области в 2020 году для обеспечения жилыми помещениями категории лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые подлежат обеспечению жилыми помещениями на территории г.Смоленска составил 62 694 000 руб.
Кроме того суд отмечает, что исполнение решения Ленинского районного суда г.Смоленска от ДД.ММ.ГГГГ затрудняется не только недостаточностью бюджетного финансирования, но и связано с необходимостью совершения должником комплекса мероприятий, требующих существенных временных затрат, поскольку законодательством предусмотрена особая процедура предоставления жилых помещений детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей (изыскание свободного жилого помещения, отвечающего установленным судебным актом требованиям; оформление права собственности муниципального образования на подлежащее предоставлению взыскателю жилое помещение; издание постановления о предоставлении этого помещения взыскателю, заключение с последним соответствующего договора и передача ему в пользование жилья), приобретение которых осуществляется в соответствии с Федеральным законом от 05.04.2013 №44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд».
ДД.ММ.ГГГГ между администрацией г.Смоленска и Ходиновым К.С. заключен договор найма жилого помещения №, согласно которому наймодатель передает в собственность нанимателя за плату во владение и пользование жилое помещение, находящееся в муниципальной собственности, состоящее из однокомнатной квартиры, общей площадью 33,3 кв.м., расположенное по адресу: <адрес>, для временного проживания в нем с правом оформления регистрации по месту жительства.
С учетом того, что своевременное исполнение администрацией г.Смоленска возложенной на нее обязанности по предоставлению Ходинову К.С. жилого помещения находилось в прямой зависимости от осуществления Департаментом Смоленской области по образованию и науке соответствующего финансирования и не зависело исключительно от действий должника, которым предпринимались все возможные меры, направленные на исполнение решения суда, вина органа местного самоуправления в неисполнении требований исполнительного документа в установленный судебным приставом-исполнителем срок отсутствует, что дает основания для освобождения последнего от взыскания исполнительского сбора.
Руководствуясь ст.ст.175, 180 КАС РФ, суд
решил:
Административное исковое заявление администрации г.Смоленска удовлетворить.
Освободить администрацию г.Смоленска от взыскания исполнительского сбора в размере 50 000 руб. на основании постановления судебного пристава-исполнителя МОСП по ОИП УФССП России по Смоленской области Новиковой Н.С. от ДД.ММ.ГГГГ № по исполнительному производству №-ИП, возбужденному ДД.ММ.ГГГГ.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Смоленский областной суд через Ленинский районный суд г. Смоленска в течение месяца.
Судья В.В. Манаков
Ленинский районный суд г. Смоленска
УИД: 67RS0002-01-2020-003970-52
Подлинный документ подшит в материалы дела № 2а-3507/2020