Решение от 17.05.2023 по делу № 2-1099/2023 от 14.02.2023

Дело № 2-1099/2023

43RS0003-01-2023-000536-85

Р Е Ш Е Н И Е

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

17 мая 2023 года                 г.Киров

Первомайский районный суд г.Кирова в составе председательствующего судьи Маловой Н.Л.,

с участием прокурора Рассомахиной Е.В.,

при секретаре Широковой И.А.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело № 2-1099/2023 по иску прокурора Первомайского района города Кирова в интересах Возной Светланы Николаевны к МКДОУ "Детский сад № 67" города Кирова о взыскании денежных средств,

У С Т А Н О В И Л:

Прокурор Первомайского района г.Кирова обратился в суд с иском к в интересах ФИО2 к МКДОУ "Детский сад {Номер}" города Кирова о взыскании денежных средств. В обоснование указано, что прокуратурой района в ходе проверки по обращению работника установлено нарушение трудового законодательства работодателем. На основании приказа от {Дата} {Номер}ФИО2, работающей в МКДОУ «Детский сад {Номер}» в должности музыкального руководителя был предоставлен отпуск за период работы с 2021 по 2022 года продолжительностью 42 календарных дня, с {Дата} по {Дата}, а не 56 дней по причине того, что группы, входящие в ее нагрузку, которые посещали, в том числе, дети с ограниченными возможностями здоровья, имеют статус общеразвивающих. В 2021-2022 учебном году истец проводила музыкальные занятия, в том числе, с детьми с ОВЗ, имеющими подтвержденный диагноз по ПМПК: ФИО4 2017 г.р., ФИО5, 2017 г.р, ФИО6, 2014 г.р., ФИО7, 2016 г.р., ФИО8 2017 г.р., ФИО9, 2016 г.р., ФИО10, 2016 г.{Адрес} было нарушено право работника на удлиненный отпуск и оплату труда в соответствии с требованиями трудового законодательства. По выявленным нарушениям прокуратурой района {Дата} вносилось представление в МКДОУ «Детский сад {Номер}» г. Кирова, доводы которого образовательным учреждением отклонены. В связи с не предоставлением истцу отпуска положенной продолжительности и отказом работодателя оплатить неиспользованные дни, истец испытывает нравственные страдания и переживания по причине ущемления ее трудовых прав. Просит взыскать с МКДОУ «Детский сад {Номер}» г. Кирова в пользу ВФИО2 компенсацию за неиспользованный отпуск в размере 19481,28 рублей, компенсацию за задержку выплат в размере 2713,67 рублей, компенсацию морального вреда в размере 10000 рублей (том 1, л.д.4-5,).

Требования иска прокурором уточнялись (том 2,л.д.13,15,37-38).

В судебном заседании помощник прокурора ФИО11, истец ФИО2 настаивают на удовлетворении требований по доводам, изложенным в иске, уточненных исковых требованиях, просят взыскать компенсацию за неиспользованный отпуск 19481,28 рублей, компенсацию за задержку выплат 3415,07 рублей, компенсацию морального вреда 10000 рублей.

Представитель ответчика, заведующая МКДОУ «Детский сад {Номер}» ФИО12 в судебном заседании поддержала доводы, изложенные в отзыве на исковое заявление (том 1, л.д.174-180,том 2,л.д. 25-26), возражала против удовлетворения исковых требований, пояснив, что компенсационные выплаты, предусмотрены положением об оплате труда выплачиваются работникам. Истец работает на группе компенсирующей направленности и получает данные выплаты. Истец получает ежемесячные стимулирующие выплаты за коррекционную работу. По трудовому договору истцу положено 42 календарных дня отпуска. Детский сад в полном объеме исполнил свои обязательства перед работником. Истец указывает на то, что она неоднократно обращалась с устной просьбой об отпуске, что не соответствует действительности. С заявлением о предоставлении отпуска 56 дней истец обратилась {Дата}. {Дата} истец ушла в отпуск на 42 дня и потом-на больничный. Вышла на работу в конце августа 2022. Право на отпуск в 56 календарных дней имеют педагоги, которые ведут адаптированную программу. Истец реализует адаптированную программу с {Дата} С {Дата} в детском саду выполнена перестановка групп, и сейчас истец реализует корректирующую программу в одной группе и в пяти группах-основную. Только сейчас работнику положен отпуск в 56 календарных дней. За 3 года работы пришлось сменить у истца три группы, так как педагоги этих групп обращались к работодателю со служебными письмами о смене музыкального руководителя. Кроме того, истцом пропущен срок на обращение с иском в суд.

Представитель третьего лица департамента образования администрации г.Кирова по доверенности ФИО13 в судебном заседании возражала против удовлетворения иска. В судебном заседании пояснила, что 56 календарных дней отпуска предоставляются педагогическим работникам, если они работают с обучающимися с ОВЗ. В написании адаптированных основных образовательных программ истец не участвовала, индивидуальные образовательные маршруты детей с ОВЗ не разрабатывала. Просит в удовлетворении исковых требований отказать.

Ранее в судебном заседании представитель третьего лица департамента образования администрации г.Кирова по доверенности ФИО14 возражала по иску, поддержав доводы письменного отзыва по иску, пояснив, что по трудовому договору, заключенному с истцом, положен 42 календарных дня отпуска. 56 календарных дней отпуска предоставляются педагогическим работникам, если они работают с обучающимися с ОВЗ и (или) лицами, нуждающимися в длительном лечении. Условия для получения образования с детьми с ОВЗ определяются в заключении психолого-медико-педагогической комиссии. Учебная нагрузка ВФИО2 в 2021-2022,2022-2023 учебных годах составляла 6 групп общеразвивающей направленности. В 2021-2021 учебном году в группах, входящих в учебную нагрузку истца, посещало 9 детей с ОВЗ, в период 2022-2023 учебного года –зачислен 1 ребенок с ОВЗ. Музыкальный руководитель в написании адаптированных основных образовательных программ не участвовала, индивидуальные образовательные маршруты детей с ОВЗ не разрабатывала. В циклограмма деятельности музыкального работника на 2021-2022 учебный год работа с детьми с ОВЗ не отражена, в календарных планах музыкальных занятий за 2020,2021 учебные годы не содержится информации о работе с детьми с ОВЗ. От старшего воспитателя на имя руководителя детского сада поступалы докладные о том, что музыкальный руководитель не проводит индивидуальную раболту с детьми с ОВЗ, не предоставляет сведений для заполнения индивидуальных образовательных маршрутов детей с ОВЗ.

Представитель третьего лица администрации города Кирова в судебное заседание не явился, ходатайствует о рассмотрении дела в его отсутствие, возражая по иску (том 2, л.д.3-6).

Выслушав участников процесса, допросив свидетеля, исследовав письменные материалы дела, суд пришел к выводу о частичном удовлетворении требований истца в связи со следующим.

Согласно части 1 статьи 16 Трудового кодекса Российской Федерации (далее- ТК РФ) трудовые отношения возникают между работником и работодателем на основании трудового договора, заключаемого ими в соответствии с этим кодексом.

Трудовые отношения между работником и работодателем возникают также на основании фактического допущения работника к работе с ведома или по поручению работодателя или его уполномоченного на это представителя в случае, когда трудовой договор не был надлежащим образом оформлен (часть 3 статьи 16 Трудового кодекса Российской Федерации).

Статьей 22 ТК РФ предусмотрена обязанность работодателя соблюдать трудовое законодательство и иные нормативные правовые акты, содержащие нормы трудового права, локальные нормативные акты, условия коллективного договора, соглашений и трудовых договоров.

Статьей 122 ТК РФ определено, что оплачиваемый отпуск должен предоставляться работнику ежегодно.

Согласно ст. 115 ТК РФ ежегодный основной оплачиваемый отпуск предоставляется работникам продолжительностью 28 календарных дней. Ежегодный основной оплачиваемый отпуск продолжительностью более 28 календарных дней (удлиненный основной отпуск) предоставляется работникам в соответствии с ТК РФ и иными федеральными законами.

В соответствии с ч. 1 ст. 126 ТК РФ часть ежегодного оплачиваемого отпуска, превышающая 28 календарных дней, по письменному заявлению работника может быть заменена денежной компенсацией, если иное не предусмотрено настоящим Кодексом.

Согласно ст. 334 ТК РФ педагогическим работникам предоставляется ежегодный основной удлиненный оплачиваемый отпуск. Продолжительность отпуска в зависимости от должности, вида деятельности и вида образовательной организации установлена Постановлением Правительства РФ от {Дата} {Номер} «О ежегодных основных удлиненных оплачиваемых отпусках».

Судом установлено, что ФИО2 принята на работу в МКДОУ{Номер} на должность музыкального руководителя {Дата} на 1,5 ставки на неопределенный срок, продолжительность еженедельной работы 36 часов в неделю.

Согласно трудовому договору {Номер} от {Дата} режим работы по графику работы специалистов, выходные дни суббота, воскресенье. Работнику предоставляется ежегодный основной оплачиваемый отпуск продолжительностью 42 календарных дня (том 1, л.д.22-23).

В материалах дела имеется копия приказа от {Дата} {Номер}-О утвержден график отпусков в МКДОУ «Детский сад {Номер}» (том 1, л.д.24-26).

Приказом от {Дата} {Номер}-О продлен ежегодный оплачиваемый отпуск работнику в связи с листком нетрудоспособности (том 1, л.д.27).

Согласно копии должностной инструкции музыкального руководителя истец ознакомлена (том1, л.д.28-32).

В материалах дела имеется копия годового плана музыкального руководителя, расписание занятий (том 1,л.д.33-39).

Согласно копиям приказов, на основании заключений ПМПК зачислены на ИОМ и логопункт дети: Бушкова Анна, Владимиров Тимофей, Коротких Максим, Кононова Алена, Макушев Арсений, Порубов Степан, Романовский Артем, Кувик Иулиания, (том 1, л.д.40-41,49, 50-51, 57, 58-59,68, 69-70,77, 78-79, 86, 87-88, 95, 96-97,104).

Велись дневники психолого-педагогического сопровождения ребенка с ОВЗ на указанных детей (том 1,л.д. 42-48,52-56,60-67,71-76,80-85,89-95,98-103).

Прокуратурой Первомайского района г.Кирова {Дата} вынесено представление об устранении нарушений трудового законодательства в адрес заведующей МКДОУ «Детский сад {Номер}» (том 1, л.д.105-106).

Заведующей МКДОУ «Детский сад {Номер}» представлен ответ на представление прокурора, об отсутствии доказательств организации музыкальным руководителем ФИО15 образовательной деятельности с детьми ОВЗ за 2020-2022 годы (том, 1, л.д.107-111).

Согласно ответу администрации города Кирова от {Дата} указано на отсутствие непосредственного участия ФИО2 в работе с детьми ОВЗ (том 1, л.д.112-114).

Согласно информации содержащейся в письме департамента государственной политики и управления в сфере общего образования министерства просвещения Российской Федерации от{Дата} {Номер} для предоставления в т.ч. музыкальным руководителям отпуска продолжительностью 56 календарных дней не требуется также обязательное формирование группы только детьми, имеющими ОВЗ (том 2,л.д. 47).

Согласно информации заместителя министра просвещения Российской Федерации от {Дата}{Номер} в группах компенсирующей направленности осуществляется реализация адаптированной образовательной программы дошкольного образования для детей с ОВЗ с учетом особенностей их психофизического развития, особых образовательных потребностей, индивидуальных возможностей, обеспечивающей коррекцию нарушений развития и социальную адаптацию воспитанников с ОВЗ. В группах комбинированной направленности осуществляется совместное образование здоровых детей и детей с ОВЗ в соответствии с образовательной программой дошкольного образования, с учетом особенностей их психофизического развития, особых образовательных потребностей, индивидуальных возможностей, обеспечивающей коррекцию нарушений развития и социальную адаптацию воспитанников с ОВЗ Зачисление ребенка с ОВЗ в общеразвивающую группу без смены направленности группы нарушает права ребенка с ОВЗ на создание специальных условий (том 1,л.д. 120-123).

В разъяснениях департамента подготовки, профессионального развития и социального обеспечения педагогических работников министерства просвещения Российской Федерации от {Дата} {Номер} в департамент образования администрации города Кирова обращено внимание на то, что право на ежегодный основной удлиненный оплачиваемый отпуск в количестве 56 календарный дней педагогических работников реализуется по должности и трудовой функции и не может быть ограничено в связи с невыполнение образовательной организацией требований к условиям организации обучения и воспитания обучающихся с ОВЗ (том 1, л.д.117-119).

В разъяснениях департамента государственной политики и управления в сфере общего образования министерства просвещения Российской Федерации от {Дата} {Номер} в МКДОУ "Детский сад {Номер}" города Кирова обращено внимание на то, что право на ежегодный основной удлиненный оплачиваемый отпуск в количестве 56 календарный дней педагогических работников реализуется по должности и трудовой функции. Указанное право не может быть ограничено в том числе, в случае необеспечения образовательной организацией требований к условиям организации обучения и воспитания обучающихся с ОВЗ (том 1, л.д.115-116).

Свидетель ФИО16 показала, что имеет высшее педагогическое образование и 20 лет педагогического стажа. Процедура зачисления детей в корректирующие группы происходит после того, как родители детей приносят заключение ПМПК, документы передаются заведующей, после чего подготавливается приказ о том, что ребенок встает на маршрут. В обязанности логопеда входит формирование индивидуально-образовательных маршрутов. Далее передается информация специалистам. Родители ребенка знакомятся с информацией до того, как составлен маршрут. Образовательный маршрут и адаптированная образовательная программа-это разные вещи. По индивидуальному образовательному маршруту дети занимаются индивидуально, а по общей образовательной программе- в обычной группе. Программы создаются, чтобы помочь детям с особенностями развития освоить образовательную программу. Ребенок с особенностями развития остается в группе с общеобразовательной программе, т.к. группы бывают уже сформированы, и ждет места в коррекционной группе. Ребенок с особенностями развития, зачисленный в общеобразовательную группу, нуждается в особых условиях, с учетом заключения комиссии ПМПК. Работа педагога в коррекционной группе более трудоемкая. Право родителей отказаться от коррекционной группы. Для детей с особенностями развития нужна сначала индивидуальная программа, далее-адаптированная. Индивидуальные образовательные маршруты создаются на основании образовательной программы детского сада. Для дополнительных занятий воспитателями в группах заведены специальные тетради для занятий с детьми. Индивидуальные программы -это именные файлы с листами, где указывается, кто занимается с ребенок, какие задания выполняются, в чем больше отстает ребенок, в какое время проходят занятия. Истец раньше успешно заполняла образовательные маршруты, но за последние два года перестала это делать, ссылаясь на то, что это коррекционные дети. Свидетель выступала на педсовете со своей индивидуальной образовательной программой. Отпуск 56 дней получают только те сотрудники, которые работают с коррекционными группами. Истец до 2023 года работу в коррекционной группе не проводила.

В соответствии со ст. 26 Федерального закона от {Дата} № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» (далее-ФЗ № 273-ФЗ) управление образовательной организацией осуществляется в соответствии с законодательством Российской Федерации с учетом особенностей, установленных Федеральным законом № 273-ФЗ.

В соответствии с п. 21 ст. 2 ФЗ № 273-ФЗ педагогическим работником является физическое лицо, которое состоит в трудовых, служебных отношениях с организацией, осуществляющей образовательную деятельность, и выполняет обязанности по обучению, воспитанию обучающихся и (или) организации образовательной деятельности.

Педагогическим работникам полагается ежегодный основной удлиненный оплачиваемый отпуск. Его продолжительность составляет 42 или 56 календарных дней в зависимости от должности педагога, особенностей его деятельности, вида образовательной организации, которые указаны в Приложении к постановлению Правительства Российской Федерации от {Дата} {Номер} «О ежегодных основных удлиненных оплачиваемых отпусках» (далее -Постановление N° 466).

Перечень должностей педагогических работников организаций, осуществляющих образовательную деятельность, определен в разделе Номенклатуры должностей педагогических работников организаций, осуществляющих образовательную деятельность, должностей руководителей образовательных организаций, утвержденной Постановлением Правительства Российской Федерации от {Дата} {Номер} «Об утверждении номенклатуры должностей педагогических работников организаций, осуществляющих образовательную деятельность, должностей руководителей образовательных организаций» (ранее действовало Постановление от {Дата} {Номер}). В названную Номенклатуру должностей включена должность музыкального руководителя.

В соответствии с п. 4 разд. I Постановления {Номер} для педагогических работников, должности которых указаны в подразд. 2 разд. Номенклатуры должностей, работающих с обучающимися с ОВЗ и (или) лицами, нуждающимися в длительном лечении, продолжительность ежегодного основного удлиненного оплачиваемого отпуска составляет 56 календарных дней.

Предметом деятельности учреждения является: обучение, воспитание и развитие воспитанников; выявление и развитие способностей каждого воспитанника, консультирование родителей по вопросам общей и возрастной, специальной педагогики, психологии, психологии семьи и воспитания. Присмотр, уход и оздоровление воспитанников. Учреждение имеет право самостоятельно разрабатывать и принимать основную образовательную программу дошкольного образования учреждения в соответствии с законодательством РФ.

В силу статьи 2 Федерального закона № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» (далее-ФЗ № 273-ФЗ) образование это единый целенаправленный процесс воспитания и обучения, являющийся общественно значимым благом и осуществляемый в интересах человека, семьи, общества и государства, а также совокупность приобретаемых знаний, умений, навыков, ценностных установок, опыта деятельности и компетенции определенных объема и сложности в целях интеллектуального, духовно-нравственного, творческого, физического и (или) профессионального развития человека, удовлетворения его образовательных потребностей и интересов.

Образовательная деятельность-деятельность по реализации образовательных программ.

Образовательная программа это комплекс основных характеристик образования (объем, содержание, планируемые результаты) и организационно-педагогических условий, который представлен в виде учебного плана, календарного учебного графика, рабочих программ учебных предметов, курсов, дисциплин (модулей), иных компонентов, оценочных и методических материалов, а также в предусмотренных настоящим Федеральным законом случаях в виде рабочей программы воспитания, календарного плана воспитательной работы, форм аттестации.

Адаптированная образовательная программа образовательная программа, адаптированная для обучения лиц с ограниченными возможностями здоровья с учетом особенностей их психофизического развития, индивидуальных возможностей и при необходимости обеспечивающая коррекцию нарушений развития и социальную адаптацию указанных лиц.

Статьей 79 ФЗ № 273-ФЗ определено, что содержание образования и условия организации обучения и воспитания обучающихся с ограниченными возможностями здоровья определяются адаптированной образовательной программой, а для инвалидов также в соответствии с индивидуальной программой реабилитации инвалида.

Общее образование обучающихся с ограниченными возможностями здоровья осуществляется в организациях, осуществляющих образовательную деятельность по адаптированным основным общеобразовательным программам. В таких организациях создаются специальные условия для получения образования указанными обучающимися.

Под специальными условиями, для получения образования обучающимися с ограниченными возможностями здоровья в ФЗ № 273-ФЗ понимаются условия обучения, воспитания и развития таких обучающихся, включающие в себя использование специальных образовательных программ и методов обучения и воспитания, специальных учебников, учебных пособий и дидактических материалов, специальных технических средств обучения коллективного и индивидуального пользования, предоставление услуг ассистента (помощника), оказывающего обучающимся необходимую техническую помощь, проведение групповых и индивидуальных коррекционных занятий, обеспечение доступа в здания организаций, осуществляющих образовательную деятельность, и другие условия, без которых невозможно или затруднено освоение образовательных программ обучающимися с ограниченными возможностями здоровья.

Особенности организации образовательной деятельности для обучающихся с ОВЗ по основным общеобразовательным программам, образовательным программам среднего профессионального образования, соответствующим дополнительным профессиональным программам, программам профессионального обучения и дополнительным общеобразовательным программам определяются федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере общего образования, совместно с федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере социальной защиты населения.

Согласно ст. 55 ФЗ № 273-ФЗ прием на обучение по основным общеобразовательным программам и образовательным программам среднего профессионального образования за счет бюджетных ассигнований федерального бюджета, бюджетов субъектов Российской Федерации и местных бюджетов проводится на общедоступной основе, если иное не предусмотрено Федеральным законом № 273-ФЗ. Дети с ОВЗ принимаются на обучение по адаптированной основной общеобразовательной программе только с согласия родителей (законных представителей) и на основании рекомендаций психолого-медико-педагогической комиссии.

В соответствии с Порядком организации и осуществления образовательной деятельности по основным общеобразовательным программам образовательным программам дошкольного образования, утвержденным Приказом Минобрнауки РФ от {Дата} {Номер} (действовавшим до {Дата}), образовательная деятельность по образовательным программам дошкольного образования в образовательной организации осуществляется в группах, которые могут иметь следующую направленность:

общеразвивающую в них реализуется образовательная программа дошкольного образования;

компенсирующую реализуется адаптированная образовательная программа дошкольного образования для детей с ОВЗ;

оздоровительную такие группы создаются для детей с туберкулезной интоксикацией, часто болеющих детей и других категорий детей, нуждающихся в длительном лечении;

комбинированную-в них осуществляется совместное образование здоровых детей и детей с ОВЗ в соответствии с образовательной программой дошкольного образования, адаптированной для детей с ограниченными возможностями здоровья.

Согласно Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по основным общеобразовательным программам — образовательным программам дошкольного образования, утв. Приказом Минпросвещения России от {Дата} {Номер}, действующему с {Дата}, образовательная деятельность по образовательным программам дошкольного образования в образовательной организации осуществляется в группах. Группы могут иметь общеразвивающую, компенсирующую, оздоровительную или комбинированную направленность. В группах общеразвивающей направленности осуществляется реализация образовательной программы дошкольного образования.

В группах компенсирующей направленности осуществляется реализация адаптированной образовательной программы дошкольного образования для детей с ограниченными возможностями здоровья с учетом особенностей их психофизического развития, особых образовательных потребностей, индивидуальных возможностей, обеспечивающей коррекцию нарушений развития и социальную адаптацию воспитанников с ограниченными возможностями здоровья.

Группы оздоровительной направленности создаются для детей с туберкулезной интоксикацией, часто болеющих детей и других категорий детей, нуждающихся в длительном лечении и проведении для них необходимого комплекса специальных лечебнооздоровительных мероприятий. В группах оздоровительной направленности осуществляется реализация образовательной программы дошкольного образования, а также комплекс санитарно-гигиенических, лечебно-оздоровительных и профилактических мероприятий и процедур.

В группах комбинированной направленности осуществляется совместное образование здоровых детей и детей с ограниченными возможностями здоровья в соответствии с образовательной программой дошкольного образования, адаптированной для детей с ограниченными возможностями здоровья с учетом особенностей их психофизического развития, особых образовательных потребностей, индивидуальных возможностей, обеспечивающей коррекцию нарушений развития и социальную адаптацию воспитанников с ограниченными возможностями здоровья.

Статус обучающегося с ОВЗ, дающий право на отпуск продолжительностью 56 календарных дней, устанавливается психолого-медико-педагогической комиссией. При этом исчерпывающего перечня оснований, при наличии которых обучающиеся признаются лицами с ОВЗ, не имеется, и комиссия принимает решение о выдаче заключения коллегиально с учетом особых образовательных потребностей обучающихся и индивидуальной ситуации развития.

Определение продолжительности ежегодного основного удлиненного оплачиваемого отпуска руководителей дошкольных образовательных организаций осуществляется в зависимости от того, какие группы функционируют в МКДОУ {Номер} г. Кирова.

При этом в приведенных нормативных правовых актах категория «обучающийся с ОВЗ» определена не с точки зрения собственно ограничений по здоровью, а с точки зрения необходимости создания специальных условий получения образования, исходя из решения коллегиального органа психолого-медико-педагогической комиссии.

Из представленных материалов следует, что ежегодно перед началом учебного года заведующий МКДОУ {Номер} проводит тарификацию работников учреждения, издает приказ о функционировании детского сада и расстановке педагогического персонала по возрастным группам. Проверкой установлено, что учебная нагрузка истца в 2021-2022, 2022-2023 учебных годах составляла шесть групп общеразвивающей направленности.

В соответствии с требованиями ФЗ № 273-ФЗ и наличием в детском саду детей с ОВЗ в учреждении созданы необходимые специальные условия получения образования: разработаны и утверждены адаптированные основные образовательные программы, разработаны и реализуются индивидуальные образовательные маршруты ребенка с ОШ, организованы дополнительные занятия с детьми с ОВЗ исходя из рекомендаций ПМПК.

Как указывает сторона ответчика, в спорный период истец в написании адаптированных основных образовательных программ не участвовала (о чем свидетельствует приказ от {Дата} {Номер}-ОД), индивидуальные образовательные маршруты детей с ОВЗ не разрабатывала. В годовом плане работы и в циклограмме деятельности музыкального руководителя на 2021-2022 учебный год работа с детьми с ОШ не отражена. В календарных планах музыкальных занятий за 2020, 2021 учебный год не содержится информации о работе с детьми с ОВЗ (том 1,л.д. 240-247).

Группа, в которой музыкальным руководителем работает истец, является группой общеразвивающей направленности, в которой осуществляется реализация образовательной программы дошкольного образования общеразвивающей группы, что специальных условий получения дошкольного образования истцом не создавались, индивидуальная образовательная программа с учетом имеющихся у него особенностей здоровья и рекомендаций ПМПК не реализовывалась.

Как указывает сторона ответчика, у истца в период с 2020 года по сентябрь 2022 года отсутствовало соответствующее педагогическое образование в области профессиональной квалифицированной коррекции, что не позволяло ей надлежащим образом создавать необходимые условия обучения, воспитания и развития детей с ОВЗ, включающие в себя использование специальных образовательных программ и методов обучения и воспитания и т.д.

Обучение (курсы повышения квалификации) по программе: «Коррекционно-развивающие аспекты современного дошкольного образования в условиях реализации ФГОС» работником пройдены в сентябре 2023 года.

В связи с тем, что с {Дата} в соответствии с тарификацией в учебную нагрузку входят 7 детей с ОВЗ из общеразвивающих групп и группа корректирующей направленности для детей с задержкой психического развития, с между работником и работодателем было заключено дополнительное соглашение к трудовому договору об установлении ей ежегодного оплачиваемого отпуска продолжительностью 56 календарных дней.

Судом установлено, что в 2021-2022 учебном году группы, входящие в учебную нагрузку истца действительно посещали 7 детей с ОВЗ, некоторые из детей получили статус в течение учебного года. После получения статуса «ребенок с ОВЗ» дети продолжали посещать группы общеразвивающей направленности, так как их перевод в группу компенсирующей направленности в течение года не представлялся возможным, по причине отсутствия свободных мест.

Отсутствие свободных мест вызвано ненадлежащей организацией обучения детей с ОВЗ ответчиком и не может нарушать права таких детей на создание специальных условий обучения, а также право истца на получение дополнительных гарантий.

В силу положений п. 1 ч. 6 ст. 28, ч. 3 ст. 79 ФЗ № 273-ФЗ именно образовательная организация обязана создать все необходимые условия для получения детьми с ОВЗ дошкольного образования, включая специальные образовательные программы и методы обучения и воспитания (в том числе художественно-эстетического направления развития детей), а также соответствующий уровень квалификации педагогических работников, работающих с детьми с ОВЗ (в том числе музыкальных работников). Данной позиции придерживается и Минпросвещения России (письмо о направлении разъяснений {Номер} от {Дата}).

Суд соглашается с доводами стороны истца о том, что обязанность довести до сведения педагогического работника рекомендации ПМПК, установить порядок ведения и заполнения работниками дневников психолого-педагогического сопровождения детей с ОВЗ, ознакомить под роспись с локальными актами, регламентирующими данную сферу, возложена на образовательную организацию.

Суд соглашается с доводами истца о том, что она не занимается организацией образовательной деятельности с детьми с ОВЗ, в обязанности музыкального руководителя входит занятие непосредственно с детьми, в том числе, с детьми с ОВЗ, обучение их согласно утвержденному расписанию.

Работодателем в отношении работника данные требования соблюдены не были, что подтверждено материалами дела, где отсутствуют объективные доказательства ознакомления истца с данными нормативными актами.

В ответе на запрос прокуратуры района от {Дата} МКДОУ «Детский сад {Номер}» г. Кирова указано, что в детском саду есть две группы для детей с ОВЗ компенсирующей направленности, занятия в которых проводила музыкальный руководитель ФИО17, которой предоставляется право на отпуск в 56 календарных дней. Таким образом, в случае перевода детей с ОВЗ, с которыми работала истец, в группы компенсирующей направленности при наличии обеспечения в них образовательной организацией свободных мест, музыкальный руководитель, работающий с ними, получал бы все предусмотренные законом гарантии.

Суд приходит к выводу об удовлетворении исковых требований, поскольку право работника на удлиненный оплачиваемый отпуск в количестве 56 календарных дней реализуется по должности и трудовой функции и не может быть ограничено в случае необеспечения образовательной организацией требований к условиям организации обучения и воспитания обучающихся с ОВЗ.

Согласно табелю учета рабочего времени работнику был предоставлен отпуск за период работы с 2021 по 2022 42 календарных дня, с {Дата} по {Дата} (том 1, л.д. 125-158)

Согласно записке-расчету {Номер} об исчислении среднего заработка пр предоставлении отпуска с {Дата} по {Дата} средний дневной заработок составил 1391,52 рубля (том 1,л.д. 160).

Прокурором представлен расчет компенсации за неиспользованный отпуск с {Дата} по {Дата} (1391,52 руб.*14=19481,28 руб.) (том 1,л.д. 161,т.2, л.д. 16,17).

В соответствии со статьей 236 ТК РФ при нарушении работодателем установленного срока соответственно выплаты заработной платы, оплаты отпуска, выплат при увольнении и (или) других выплат, причитающихся работнику, работодатель обязан выплатить их с уплатой процентов (денежной компенсации) в размере не ниже одной стопятидесятой действующей в это время ключевой ставки Центрального банка Российской Федерации от не выплаченных в срок сумм за каждый день задержки начиная со следующего дня после установленного срока выплаты по день фактического расчета включительно.

Компенсация за задержку выплат с {Дата} по {Дата}, рассчитана следующим образом:

19481,28 * 17 дней ({Дата}-{Дата})* 1/150 * 11% = 242,87 руб.

19481,28 * 41 день ({Дата}-{Дата}) *1/150 * 9,5% = 505,86 руб.

19481,28 * 56 дней ({Дата}-{Дата})* 1/150 * 8% = 581,84 руб.

19481,28 * 214 дней ({Дата}-{Дата})* 1/150 * 7,5% = 2084,50 руб.

Итого 3415,07 руб.

Расчет признан судом верным, вопреки положениям ст.56 ГПК РФ ответчиком своего расчета не представлено, данный расчет не оспорен.

В соответствии со ст. 237 Трудового кодекса РФ моральный вред, причиненный работнику неправомерными действиями или бездействием работодателя, возмещается работнику в денежной форме в размерах, определяемых соглашением сторон трудового договора. В случае возникновения спора факт причинения работнику морального вреда и размеры его возмещения определяются судом независимо от подлежащего возмещению имущественного ущерба.

Поскольку имеет место нарушение трудовых прав работника, факт причинения ему морального вреда нарушением его трудовых прав считается установленным в силу закона.

Размер компенсации морального вреда определяется судом исходя из конкретных обстоятельств каждого дела с учетом объема и характера причиненных работнику нравственных или физических страданий, степени вины работодателя, иных заслуживающих внимания обстоятельств, а также требований разумности и справедливости.

Определяя размер компенсации морального вреда работнику за невыплату компенсации за неиспользованный отпуск, суд учитывает, характер причиненных работнику нравственных страданий, степень вины работодателя, размер задолженности, время невыплаты указанной компенсации. Исходя из принципов разумности и справедливости, суд находит подлежащей взысканию компенсацию морального вреда в размере 1000 рублей.

Судом установлено, что с заявлением о предоставлении отпуска в количестве 56 календарных дней работник обратилась к работодател. {Дата}.

    Суд не соглашается с доводами стороны ответчика о пропуске истцом срока на обращение в суд, поскольку срок исковой давности по требованиям о выплате работнику зарплаты составляет один год. Он исчисляется со дня, который установлен для выплаты зарплаты. Например, по спорам о выплате зарплаты, компенсации за неиспользованные отпуска при увольнении - со дня окончательного расчета с работником (как правило, со дня увольнения). Эти выводы следуют из ч. 1 ст. 127, ч. 1 ст. 140, ч. 2 ст. 392 ТК РФ, Постановления Конституционного Суда РФ от {Дата} N 38-П (приведено в Обзоре практики Конституционного Суда Российской Федерации за четвертый квартал 2018 года, Обзоре практики Конституционного Суда Российской Федерации за 2018 год).

    Кроме того, как указал Верховный Суд РФ, что трудящиеся (неуволенные) работники могут обратиться в суд с иском о взыскании начисленной, но невыплаченной зарплаты и за пределами годичного срока, так как такое нарушение является длящимся. В этом случае срок исковой давности не будет нарушен, поскольку обязанность по своевременной и в полном объеме выплате зарплаты сохраняется в течение всего периода действия трудового договора.

В п. 56 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от {Дата} N 2 "О применении судами Российской Федерации Трудового кодекса Российской Федерации" содержатся разъяснения о том, что при рассмотрении дела по иску работника, трудовые отношения с которым не прекращены, о взыскании начисленной, но не выплаченной заработной платы надлежит учитывать, что заявление работодателя о пропуске работником срока на обращение в суд само по себе не может служить основанием для отказа в удовлетворении требования, поскольку в указанном случае срок на обращение в суд не пропущен, так как нарушение носит длящийся характер и обязанность работодателя по своевременной и в полном объеме выплате работнику заработной платы, а тем более задержанных сумм, сохраняется в течение всего периода действия трудового договора.

Согласно ст. 103 ГПК РФ государственная пошлина, от уплаты которой истец был освобожден, взыскивается с ответчика, не освобожденного от уплаты судебных расходов, пропорционально удовлетворенной части исковых требований. В этом случае взысканные суммы зачисляются в доход бюджета, за счет средств которого они были возмещены, а государственная пошлина - в соответствующий бюджет согласно нормативам отчислений, установленным бюджетным законодательством Российской Федерации.

Как указано в статье 393 ТК РФ от уплаты пошлин и судебных расходов освобождаются работники при обращении в суд с исковыми требованиями, вытекающими из трудовых отношений, в том числе по поводу невыполнения либо ненадлежащего выполнения условий трудового договора, носящих гражданско-правовой характер.

При удовлетворении иска с работодателя подлежит взысканию в доход соответствующего бюджета госпошлина пропорционально удовлетворенной части исковых требований.

В соответствии с ч. 1 ст. 103 ГПК РФ, суд взыскивает с ответчика государственную пошлину в бюджет МО «Город Киров» в размере 1186 рублей 89 копеек.

Руководствуясь ст.ст. 194, 198, 199 ГПК РФ,        

Р Е Ш И Л:

░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░ ░░░2 ░ ░░░░░ "░░░░░░░ ░░░ {░░░░░}" ░░░░░░ ░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░.

░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ «░░░░░░░ ░░░ {░░░░░}» ░. ░░░░░░ ({░░░░░})░ ░░░░░░ ░░░2 (░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ {░░░░░}, ░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░ ░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░. ░░░░░░ {░░░░}, {░░░░░}) ░░░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ 19481 ░░░░░ 28 ░░░░░░, ░░░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░ ░░░░░░░ 3415 ░░░░░░ 07 ░░░░░░, ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░ 1000 ░░░░░░.

░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░ ░░░2 ░ ░░░░░ "░░░░░░░ ░░░ {░░░░░}" ░░░░░░ ░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░ 1000 ░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░░░░░░░░░░.

░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ «░░░░░░░ ░░░ {░░░░░}» ░. ░░░░░░ ░ ░░░░░░ ░░ «░░░░░ ░░░░░» ░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ 1186 ░░░░░░ 89 ░░░░░░.

░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░ ░. ░░░░░░ ░ ░░░░░░░ ░░░░░░ ░░ ░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░.

░░░░░ ░.░. ░░░░░░

░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░░ {░░░░}.

2-1099/2023

Категория:
Гражданские
Истцы
прокурор Первомайского района города Кирова
Возная Светлана Николаевна
Ответчики
МКДОУ "Детский сад № 67"
Другие
Департамент образования администрации города Кирова
администрация муниципального образования "город Киров"
Суд
Первомайский районный суд г. Кирова
Судья
Малова Н.Л.
Дело на сайте суда
pervomaysky.kir.sudrf.ru
14.02.2023Регистрация иска (заявления, жалобы) в суде
14.02.2023Передача материалов судье
17.02.2023Решение вопроса о принятии иска (заявления, жалобы) к рассмотрению
17.02.2023Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
17.02.2023Вынесено определение о назначении дела к судебному разбирательству
05.04.2023Судебное заседание
20.04.2023Судебное заседание
02.05.2023Судебное заседание
04.05.2023Судебное заседание
17.05.2023Судебное заседание
24.05.2023Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме
02.06.2023Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
17.05.2023
Решение

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее