Р Е Ш Е Н И Е
И М Е Н Е М Р О С С И Й С К О Й Ф Е Д Е Р А Ц И И
дело № 92RS0002-01-2021-006132-38производство № 2а-4226/2021 |
22 декабря 2021 года город Севастополь
Гагаринский районный суд города Севастополя в составе:
председательствующего судьи Моцного Н.В.,
при секретаре судебного заседания Нанян А.А.,
с участием:
представителя административного ответчика Харченко Е.В.,
рассмотрев в открытом судебном заседании дело по административному исковому заявлению Оврамец Людмилы Семеновны, Федорченко Ольги Евгеньевны к Департаменту по имущественным и земельным отношениям г. Севастополя о признании решения незаконным;
заинтересованное лицо – Департамента архитектуры и градостроительства г. Севастополя,
У С Т А Н О В И Л:
В октябре 2021 года Оврамец Л.С. и Федорченко О.Е. обратились в суд с административным исковым заявлением, в котором просили:
- признать незаконным отказ Департамента по имущественным и земельным отношениям г. Севастополя, изложенный в письме от 24.08.2021 года № ГУ-исх-7942/21, в предоставлении в собственность земельного участка, площадью 44,00 кв.м., расположенного по адресу: город Севастополь, <адрес>.
- возложить обязанность на Департамент по имущественным и земельным отношениям г. Севастополя в месячный срок со дня вступления решения суда в законную силу принять решение по заявлению Федорченко О.Е. и Оврамец Л.С. от 04.08.2021 г. в соответствии с действующим законодательством.
Требования иска мотивированы тем, что 04 августа 2021 года административные истцы обратились в Департамент по имущественным и земельным отношениям г. Севастополя с заявлением о предоставлении земельного участка с кадастровым номером № в собственность без проведения торгов за плату.
Решением Департамента по имущественным и земельным отношениям города Севастополя от ДД.ММ.ГГГГ в предоставлении услуги было отказано по причине того, что данный земельный участок с кадастровым номером №, частично расположен в границах красных линий улично-дорожной сети (на территории общего пользования), утвержденной Постановлением Правительства Севастополя от 23.04.2018 г. № 248-ПП «Об утверждении проекта планировки территории градостроительной документации «Проект планировки и проект межевания территории улично-дорожной сети и территории общественного пользования».
Учитывая, что административные истцы являются собственниками расположенного на спорном земельном участке нежилого здания – торгового павильона с остановочным ожидальным павильоном, площадью 21,6 кв.м. по адресу: <адрес> то в соответствии с нормами земельного законодательства они вправе претендовать на предоставление земельного участка в собственность.
В судебное заседание административные истцы не явились, о времени и месте рассмотрения дела извещались в установленном порядке, судебная корреспонденция возвращена по истечению срока хранения в отделении связи, что не является препятствием для рассмотрения дела.
Представитель административного ответчика Харченко Е.В. против удовлетворения иска возражала, указав на правомерность обжалуемого отказа Департамента по имущественным и земельным отношениям г. Севастополя.
Департамент архитектуры и градостроительства г. Севастополя о времени и месте рассмотрения дела извещался в установленном порядке, явку представителя не обеспечил, о причинах неявки не известил, что не является препятствием к рассмотрению дела в отсутствие представителя заинтересованного лица.
Заслушав пояснения представителя административного ответчика, исследовав материалы дела и доводы административного искового заявления, суд приходит к следующим выводам.
Частью 1 ст. 218 КАС РФ установлено, что гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями, должностного лица, государственного или муниципального служащего, если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие- либо обязанности.
По смыслу положений ст. 227 КАС РФ для признания решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями (включая решения, действия (бездействие) квалификационной коллегии судей, экзаменационной комиссии), должностного лица, государственного или муниципального служащего незаконными необходимо наличие совокупности двух условий - несоответствие оспариваемых решений, действий (бездействия) нормативным правовым актам и нарушение прав, свобод и законных интересов административного истца.
По данной категории административных дел на административного истца возложена обязанность доказывания нарушения своих прав, свобод и законных интересов и соблюдения сроков обращения в суд, а обязанность по доказыванию соответствия оспариваемых решений, действий (бездействия) нормативным правовым актам - на орган, организации, лицо, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями, принявшие оспариваемые постановления либо совершившие оспариваемые действия (бездействие) (ст. 226 КАС РФ).
В соответствии с ч. 8 ст. 226 КАС РФ при рассмотрении административного дела об оспаривании решения, действия (бездействия) органа, организации, лица, наделённых государственными или иными публичными полномочиями, суд проверяет законность решения, действия (бездействия) в части, которая оспаривается, и в отношении лица, которое является административным истцом, или лиц, в защиту прав, свобод и законных интересов которых подано соответствующее административное исковое заявление.
Частью 9 ст. 226 КАС РФ установлено, что при рассмотрении административного дела об оспаривании решения, действия (бездействия) органа, организации, лица, наделённых государственными или иными публичными полномочиями, суд выясняет: 1) нарушены ли права, свободы и законные интересы административного истца или лиц, в защиту прав, свобод и законных интересов которых подано соответствующее административное исковое заявление; 2) соблюдены ли сроки обращения в суд; 3) соблюдены ли требования нормативных правовых актов, устанавливающих: полномочия органа, организации, лица, наделённых государственными или иными публичными полномочиями, на принятие оспариваемого решения, совершение оспариваемого действия (бездействия); порядок принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемого действия (бездействия) в случае, если такой порядок установлен; основания для принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемого действия (бездействия), если такие основания предусмотрены нормативными правовыми актами; соответствует ли содержание оспариваемого решения, совершенного оспариваемого действия (бездействия) нормативным правовым актам, регулирующим спорные отношения.
Установлено, что 04 августа 2021 года административные истцы обратились в Департамент по имущественным и земельным отношениям г. Севастополя с заявлением о предоставлении земельного участка с кадастровым номером № в собственность без проведения торгов за плату.
По мнению Оврамец Л.С. и Федорченко О.Е., факт наличия в их собственности расположенного на спорном земельном участке нежилого здания – торгового павильона с остановочным ожидальным павильоном, площадью 21,6 кв.м. по адресу: <адрес>, в соответствии с нормами земельного законодательства они вправе претендовать на предоставление данного земельного участка в собственность.
Решением Департамента по имущественным и земельным отношениям города Севастополя от 24 августа 2021 года в предоставлении услуги было отказано по причине того, что испрашиваемы земельный участок с кадастровым номером №, частично расположен в границах красных линий улично-дорожной сети (на территории общего пользования), утвержденной Постановлением Правительства Севастополя от 23.04.2018 г. № 248-ПП «Об утверждении проекта планировки территории градостроительной документации «Проект планировки и проект межевания территории улично-дорожной сети и территории общественного пользования».
В соответствии с п. 1.1 Положения о Департаменте по имущественным и земельным отношениям города Севастополя, утвержденного постановлением Правительства Севастополя от 22.09.2016 № 883-ПП, Департамент является исполнительным органом государственной власти города Севастополя, реализующий государственную политику и нормативно-правовое регулирование в сфере имущественных и земельных отношениях, отраслевое и межотраслевое управление в сфере имущественных и земельных отношениях, управлению и распоряжением государственным имуществом, которое находится в собственности г. Севастополя, а также координирующий в установленных случаях деятельность в этой сфере иных исполнительных органов государственной власти г. Севастополя.
Предоставление государственных услуг уполномоченным органом исполнительной власти, реализующим государственную политику и нормативно-правовое регулирование в сфере имущественных и земельных отношений) осуществляется в соответствии с утвержденными административными регламентами по запросу заявителей, в пределах, установленных нормативными правовыми актами Российской Федерации и города Севастополя полномочий и в соответствии с требованиями Федерального закона от 27.07.2010 года № 210-ФЗ «Об организации предоставления государственных и муниципальных услуг».
В ходе рассмотрения документов и сведений, находящихся в распоряжении Департаменте, в том числе, предоставленных уполномоченными органами в порядке межведомственного информационного взаимодействия, производится комплексное их изучение, устанавливается соответствие документов требованиям нормативных актов, и выявляется факт наличия либо отсутствия правовых оснований для утверждения схемы расположения земельного участка на кадастровом плане территории.
В соответствии с заключением Департамента архитектуры и градостроительства г. Севастополя от 05.08.2021 года № 13514/01-10-04/12/03/21 земельный участок с кадастровым: номером № полностью расположен в границах красных линий улично-дорожной сети (на территории общего пользования), утвержденной Постановлением Правительства Севастополя от 23.04.2018 года № 248-ПП «Об утверждении проекта планировки территории градостроительной документации «Проект планировки и проект межевания территории улично-дорожной сети и территории общественного пользования».
Градостроительный кодекс Российской Федерации отдельно выделяет такие объекты, как территории общего пользования, которыми беспрепятственно пользуется неограниченный круг лиц. К данным территориям относятся, в том числе площади, улицы, проезды, набережные, береговые полосы водных объектов общего пользования, скверы, бульвары (п. 12 ст. 1),
Согласно п. 12 ст. 85 ЗК РФ земельные участки общего пользования, занятые площадями, улицами, проездами, автомобильными дорогами, набережными, скверами, бульварами, водными объектами, пляжами и другими объектами, могут включаться в состав различных территориальных зон и не подлежат приватизации.
Исходя из содержания п. 12 ст. 1 ГрК РФ, п. 8 ст. 27, п. 12 ст. 85 ЗК РФ и ст. 262 ГК РФ, перечень земель (территорий) общего пользования не является закрытым.
Функциональные зоны устанавливаются документами территориального планирования, в которых определяются их границы и функциональное назначение (п. 5 ст. 1 ГрК РФ),
Генеральные планы городских округов являются документами долгосрочного территориального планирования и включают карту функциональных зон поселения (ч. 11 ст. 9, п. 3 ч. 1 ст. 18, п. 4 ч. 3 ст. 23 ГрК РФ).
При подготовке правил землепользования и застройки границы территориальных зон устанавливаются с учетом функциональных зон и параметров их планируемого развития, определенных генеральным планом поселения, генеральным планом городского округа, схемой территориального планирования муниципального района (п. 2 ч. 1 ст. 34 ГрК РФ).
В ст. 9 ГрК РФ приведено, что территориальное планирование направлено на определение в документах территориального планирования назначения территорий исходя из совокупности социальных, экономических, экологических и иных факторов в целях обеспечения устойчивого развития Территорий, развития инженерной, транспортной й социальной инфраструктур, обеспечения учета интересов граждан и их объединений, Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований; документы территориального планирования являются обязательными для органов государственной власти, органов местного самоуправления при принятии ими решений и реализации таких решений.
В соответствии с ч. 1 ст. 41.1 ГрК РФ подготовка документации по планировке территории осуществляется в отношении выделяемых проектом планировки территория одного или нескольких смежных элементов планировочной структуры, определенных правилами землепользования и застройки территориальных зон и (или) установленных схемами территориального планирования муниципальных районов, генеральными планами поселений, городских округов функциональных зон, территории, в отношении которой предусматривается осуществление деятельности по ее комплексному и устойчивому развитию.
Понятие территории общего пользования приведено в п. 12 ст. 1 ГрК РФ как территории, которой беспрепятственно пользуется неограниченный круг лиц (в том числе площади, улицы, проезды, набережные, береговые полосы водных объектов общего пользования, скверы, бульвары). Красные линии обозначают границы территорий общего пользования и подлежат установлению, изменению или отмене в документации по планировке территории (п. 11 ст. 1 ГрК РФ).
Согласно подпункту «а» пункта 1 части 3 статьи 42 ГрК РФ основная часть проекта планировки территории включает, в том числе, чертеж или чертежи планировки территории, на которых отображаются красные линии.
Согласно п. 11 ст. 1 ГрК РФ красные линии — линии, которые обозначают существующие, планируемые (изменяемые, вновь образуемые): границы территорий общего пользования, граница земельных участков, на которых расположены линии электропередачи, линии связи (в том числе линейно-кабельные сооружения), трубопроводы, автомобильные дороги, железнодорожные линии и другие подобные сооружения.
Согласно приказу Минэкономразвития России от 01.09.2014 № 540 «Об утверждении классификатора видов разрешенного использования земельных участков» виды разрешенного использования земельных участков (территорий) общего пользования включают размещение объектов улично-дорожной сети, автомобильных дорог и пешеходных тротуаров в границах населенных пунктов, пешеходных переходов, набережных, береговых полос водных объектов общего пользования, скверов, бульваров, площадей, проездов, малых архитектурных форм благоустройства.
Таким образом, отображенные в постановлении Правительства Севастополя от 23.04.2018 года № 248-ИТ «Об утверждении проекта планировки территории градостроительной документации «Проект планировки и проект межевания территории улично-дорожной сети и территории общественного пользования» территории с красными линиями улично-дорожная сеть и территории общего пользования являются объектами регионального значения.
В соответствии с постановлением Правительства Севастополя от 23.04.2018 года № 248- ПП «Об утверждении проекта планировки территории градостроительной документации «Проект планировки и проект межевания территории улично-дорожной сети и территории общественного пользования» красные линии улично-дорожной сети и территории общего пользования полностью проходят по спорному земельному участку.
В тоже время, пунктом 12 ст. 85 ЗК РФ и п. 8 ст. 27 ЗК РФ установлен запрет на приватизацию земельных участков общего пользования (в границах территорий общего пользования).
В соответствии с п. 6 ст. 39.16 ЗК РФ основаниями для отказа в предоставлении земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, без проведения торгов является:
- указанный в заявлении о предоставлении земельного участка земельный участок является изъятым из оборота или ограниченным в обороте и его предоставление не допускается на праве, указанном в заявлении о предоставлении земельного участка.
Таким образом, отказ Департамента по имущественным и земельным отношениям г. Севастополя о невозможности предоставления испрашиваемого земельного участка в собственность заявителей является законным и обоснованным.
В силу п. 1 ч. 2 ст. 227 КАС РФ по результатам рассмотрения административного деда об оспаривании решения, действия (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, судом принимается решение об удовлетворении полностью или в части заявленных требований о признании оспариваемых решения, действия (бездействия) незаконными, если суд признает их не соответствующими нормативным правовым актам и нарушающими права, свободы и законные интересы административного истца, и об обязанности административного ответчика устранить нарушения прав, свобод и законных интересов административного истца или препятствия к их осуществлению либо препятствия к осуществлению прав, свобод и реализации законных интересов лиц, в интересах которых было подано соответствующее административное исковое заявление.
Таким образом, предполагается, что для удовлетворения требования о признании решения незаконным, необходимо установление одновременно двух условий; противоправности этого решения и факта нарушения нрав административного истца.
Между тем, в рассматриваемом случае таких обстоятельств не установлено. Несогласие заявителей с обжалуемым отказом Департамента само по себе не свидетельствует о нарушении прав административных истцов.
Поскольку Департамент по имущественным и земельным отношениям г. Севастополя, отказывая заявителям в предоставлении государственной услуги, действовал в рамках предоставленных ему полномочий и в соответствии с приведенными выше положениями законодательства, оснований для удовлетворения требований административного иска не усматривается.
Руководствуясь статьями 175 - 179 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд
Р Е Ш И Л:
Отказать в удовлетворении административного искового заявления Оврамец Людмилы Семеновны, Федорченко Ольги Евгеньевны о признании незаконным отказа Департамента по имущественным и земельным отношениям г. Севастополя, возложении обязанности рассмотреть заявление о предоставлении земельного участка в собственность.
Решение суда может быть обжаловано в Севастопольский городской суд в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме в порядке, установленном статьей 297 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации.
Решение суда вступает в законную силу по истечении срока на апелляционное обжалование, если оно не было обжаловано.
Мотивированный текст решения изготовлен 02.01.2022 года.
Председательствующий по делу
судья /подпись/ Н.В. Моцный
Решение не вступило в законную силу
Копия верна:
Судья Гагаринского районного
суда г. Севастополя Н.В. Моцный