Решение по делу № 2а-2447/2021 от 15.03.2021

Дело № 2а-2447/2021

Р Е Ш Е Н И Е

Именем Российской Федерации

13 апреля 2021 года                          г. Раменское

Раменский городской суд Московской области в составе председательствующего судьи Аладина Д.А.,

при секретаре Поляковой А.С.,

с участием административного истца Козловой Е.А., представителя административного истца Митькина С.А.,

рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по иску Козловой Е. А. к Управлению Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Московской области о признании незаконным решения,

УСТАНОВИЛ:

Козлова Е.А. обратилась в суд с административным иском к Управлению Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Московской области, которым просит признать незаконным отказ Управления Росреестра по Московской области № <номер> от <дата> и обязать ответчика осуществить кадастровый учет и регистрацию права собственности Козловой Е.А. на нежилое помещение по адресу: <адрес> взыскать понесенные расходы в виде уплаты госпошлины в размере 900 руб.

В обоснование административного иска указано, что <дата> между ней и ООО «Синара» был заключен договор <номер> долевого участия в строительстве многоквартирного дома. По условиям заключенного договора ООО «Синара» обязался построить на земельном участке с кадастровым номером <номер> многоквартирный дом со строительным адресом: <адрес> и передать ей нежилое помещение торгового назначения со следующими характеристиками: строительный номер <номер> секция (подъезд) 3-4, этаж 1, общей проектной площадью 197,4 кв.м. <дата> Министерством строительства Московской области было выдано разрешение на ввод объекта в эксплуатацию № <номер>, а постановлением Администрации Раменского муниципального р-на МО от <дата> <номер> многоквартирному дому был присвоен почтовый адрес: <адрес>. Объект долевого строительства был передан ей по акту односторонней передачи от <дата>. Решением Раменского районного суда Московской области от <дата>. по делу 2-353/2020 за ней было признано право собственности на вышеуказанное нежилое помещение, расположенное по вышеуказанному адресу. Определением Арбитражного суда города Москвы от 11.02.2020 по делу № А40-204152/19-184-227 ООО «Синара» признано банкротом, в отношении него введена процедура наблюдений, временным управляющим назначен Зоров В.И. <дата>. она подала заявление о постановке на кадастровый учет и государственной регистрации права собственности на помещение <номер>, расположенное по адресу: <адрес>. <дата>. ответчик уведомил ее о приостановлении государственной регистрации права собственности на указанный объект недвижимости. <дата>. ответчиком было вынесено уведомление об отказе в государственной регистрации права собственности № <номер>, ввиду не устранения недостатков, указанных в уведомлении от <дата>. Указывает, что с отказом в постановке на кадастровый учет и государственной регистрации права собственности она не согласна, считает его незаконным и подлежащим отмене.

В судебном заседании административный истец Козлова Е.А. и ее представитель Митькин С.А. поддержали требования по основаниям, изложенным в заявлении.

Представитель административного ответчика Управления Росреестра по Московской области - Овчарова Е.Г. в судебное заседание не явилась, извещена, представила возражения на иск, которыми требования административного истца не признала, просит отказать в удовлетворении административного иска в полном объеме.

Заинтересованные лица - ООО «Синара» и временный управляющий Зоров В.И., извещенные надлежащим образом, в судебное заседание не явились, своих представителей для участия в деле не выделили.

В соответствии с ч. 6 ст. 226 КАС РФ суд считает возможным рассмотреть дело в отсутствие не явившихся представителей сторон.

Выслушав административного истца и ее представителя, исследовав материалы дела, суд приходит к выводу об обоснованности требований административного истца по следующим основаниям.

В соответствии с ч. 1 ст. 218 КАС РФ гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями (включая решения, действия (бездействие) квалификационной коллегии судей, экзаменационной комиссии), должностного лица, государственного или муниципального служащего (далее - орган, организация, лицо, наделенные государственными или иными публичными полномочиями), если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности.

Частями 9, 11 ст. 226 КАС РФ установлено, что если иное не предусмотрено настоящим Кодексом, при рассмотрении административного дела об оспаривании решения, действия (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, суд выясняет: 1) нарушены ли права, свободы и законные интересы административного истца или лиц, в защиту прав, свобод и законных интересов которых подано соответствующее административное исковое заявление; 2) соблюдены ли сроки обращения в суд; 3) соблюдены ли требования нормативных правовых актов, устанавливающих: а) полномочия органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, на принятие оспариваемого решения, совершение оспариваемого действия (бездействия); б) порядок принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемого действия (бездействия) в случае, если такой порядок установлен; в) основания для принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемого действия (бездействия), если такие основания предусмотрены нормативными правовыми актами; 4) соответствует ли содержание оспариваемого решения, совершенного оспариваемого действия (бездействия) нормативным правовым актам, регулирующим спорные отношения.

В соответствии с частью 1 статьи 14 Федерального закона от 13.07.2015 № 218-ФЗ «О государственной регистрации недвижимости» государственная регистрация прав осуществляется на основании заявления, за исключением установленных настоящим Федеральным законом случаев, и документов, поступивших в орган регистрации прав в установленном настоящим Федеральным законом порядке. К заявлению о государственной регистрации прав прилагаются документы, являющиеся основанием для осуществления государственной регистрации прав (пункт 2 части 4 статьи 18 Федерального закона «О государственной регистрации недвижимости»).

Пунктом 3 части 1 статьи 29 Федерального закона «О государственной регистрации недвижимости» предусмотрено, что государственная регистрация прав включает в себя проведение правовой экспертизы документов, представленных для осуществления государственной регистрации прав, на предмет наличия или отсутствия установленных настоящим Федеральным законом оснований для приостановления государственной регистрации прав либо для отказа в осуществлении государственной регистрации прав.

Согласно ст. 26.1 ФЗ N 221-ФЗ "О кадастровой деятельности" решение о приостановлении осуществления кадастрового учета (в случаях, если Федеральный закон N 218-ФЗ "О государственной регистрации недвижимости" допускает возможность осуществления кадастрового учета без одновременной государственной регистрации прав) или решение о приостановлении осуществления государственного кадастрового учета и государственной регистрации прав, принятые в отношении документов, необходимых для осуществления государственного кадастрового учета (далее - решение о приостановлении), могут быть обжалованы в административном порядке заявителем или его представителем, а также кадастровым инженером, подготовившим межевой план, технический план или акт обследования, представленные в установленном ФЗ N 218-ФЗ "О государственной регистрации недвижимости" порядке с заявлением о кадастровом учете и (или) государственной регистрации прав, либо юридическим лицом, работником которого является кадастровый инженер, подготовивший межевой план, технический план или акт обследования, представленные в установленном ФЗ N 218-ФЗ "О государственной регистрации недвижимости" порядке с заявлением о кадастровом учете и (или) государственной регистрации прав, в апелляционную комиссию, созданную при федеральном органе исполнительной власти, уполномоченном Правительством Российской Федерации на осуществление государственного кадастрового учета, государственной регистрации прав, ведение Единого государственного реестра недвижимости и предоставление сведений, содержащихся в Едином государственном реестре недвижимости, его территориальных органах в установленном настоящей статьей порядке. При этом обжалование решения о приостановлении в судебном порядке возможно только после обжалования такого решения в апелляционную комиссию.

На основании пунктов 5 и 7 части 2, части 3 статьи 14 Закона о регистрации, основаниями для осуществления государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав являются, в том числе вступившие в законную силу судебные акты, межевой план. Государственный кадастровый учет и государственная регистрация прав осуществляются одновременно в связи с образованием объекта недвижимости.

Согласно части 7 статьи 1 Закона о регистрации, государственный кадастровый учет недвижимого имущества - внесение в Единый государственный реестр недвижимости сведений о земельных участках, зданиях, сооружениях, помещениях, машино-местах, об объектах незавершенного строительства, о единых недвижимых комплексах, а в случаях, установленных федеральным законом, и об иных объектах, которые прочно связаны с землей, которые подтверждают существование такого объекта недвижимости с характеристиками, позволяющими определить его в качестве индивидуально-определенной вещи.

В силу частей 4, 5 статьи 18 Закона о регистрации к заявлению о государственном кадастровом учете и (или) государственной регистрации прав прилагаются, если федеральным законом не установлен иной порядок представления (получения) документов и (или) содержащихся в таких документах сведений, следующие необходимые для государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав документы: документ, подтверждающий соответствующие полномочия представителя заявителя (если с заявлением обращается его представитель); документы, являющиеся основанием для осуществления государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав; иные документы, предусмотренные настоящим Федеральным законом и принятыми в соответствии с ним иными нормативными правовыми актами.

В силу статьи 1 ГК РФ граждане (физические лица) приобретают и осуществляют свои гражданские права своей волей и в своем интересе. Они свободны в установлении своих прав и обязанностей на основании договора и в определении любых не противоречащих законодательству условий договора.

Согласно статье 12 ГК РФ защита гражданских прав осуществляется различными способами, в том числе путем признания права.

Федеральным законом от 28.11.2018 N 452-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон "О государственном кадастре недвижимости" и статью 76 Федерального закона "Об образовании в Российской Федерации" в части совершенствования деятельности кадастровых инженеров" (далее - Закон N 452-ФЗ) Закон о кадастре дополнен статьей 26.1., указанная норма предусматривает обжалование решения о приостановлении осуществления кадастрового учета в административном порядке в апелляционную комиссию, созданную при уполномоченном органе. Такое обжалование осуществляется заявителем или его представителем, а также кадастровым инженером, подготовившим межевой план, технический план или акт обследования, представленные в орган кадастрового учета с заявлением о кадастровом учете, либо юридическим лицом, работником которого является кадастровый инженер, подготовивший межевой план, технический план или акт обследования, представленные в орган кадастрового учета с заявлением о кадастровом учете. При этом обжалование решения о приостановлении осуществления кадастрового учета в судебном порядке возможно только после обжалования такого решения в апелляционную комиссию.

Статьей 26 Федерального закона "О государственной регистрации недвижимости" предусматривается исчерпывающий перечень оснований для приостановления осуществления государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав по решению государственного регистратора прав.

Статьей 219 ГК РФ предусмотрено, что право собственности на здания, сооружения и другое вновь создаваемое недвижимое имущество, подлежащее государственной регистрации, возникает с момента такой регистрации.

Как следует из материалов дела, <дата> между ООО «Синара» и Козловой Е.А. был заключен договор участия в долевом строительстве жилого дома. Согласно пункта 2.1. договора участия в долевом строительстве жилого дома ООО «Синара», обязался возмездно, в соответствии с положениями договора, с привлечением третьих лиц, в предусмотренный договором срок, построить (создать) многоквартирный многоэтажный четырех секционный жилой дом, расположенный по строительному адресу: <адрес> после получения разрешения на ввод в эксплуатацию передать Козловой Е.А. следующий объект долевого строительства: нежилое помещение общей площадью 194,7 кв.м., расположенное по адресу: <адрес>

Объект долевого строительства по ДДУ <номер> от <дата> был передан Козловой Е.А. по акту односторонней передачи <дата>.

<дата>г. административный истец обратилась в Управление Росреестра по МО с заявлением № <номер> о государственной регистрации права собственности на недвижимое имущество.    

<дата> Управлением Росреестра по МО было вынесено уведомление № <номер> о приостановлении государственной регистрации в соответствии с п.5 ч.1 ст.26 Федерального закона «О государственной регистрации недвижимости», а именно «в Едином государственном реестре недвижимости отсутствуют сведения о кадастровом номере, а следовательно, о кадастровом учете многоквартирного жилого дома по адресу: <адрес> расположенного в нем».    

Из материалов дела усматривается, что решением Раменского городского суда от <дата> за Козловой Е.А. признано право собственности на ряд нежилых помещений, в числе которых и помещение <номер> общей площадью 2063.6 кв. м по адресу: <адрес>. Решение вступило в законную силу <дата>

Уведомлением государственного регистратора Управления Росреестра по Московской области Парфенова С.В. от <дата><номер> Козловой Е.А. отказано в государственной регистрации права собственности на объект недвижимости по адресу: <адрес> документы на который были представлены с заявлением <дата>г. № <номер>

Из представленного административным истцом для регистрации права собственности в Управление Росреестра по <адрес> технического плана помещения <номер>, расположенного по адресу: <адрес>, следует, что площадь помещения составляет 194,7 кв.м.

Таким образом, представленная заявителем для осуществления регистрационных действий документация, содержит данные об общей (фактической) площади нежилого помещения, что соответствует нормативным правовым актам.

Отсутствие в техническом плане помещения, кадастрового номера здания, в котором расположено нежилое помещение, само по себе не может являться препятствием для осуществления административным ответчиком постановки на государственный кадастровый учет и государственной регистрации прав в отношении принадлежащего заявителю объекта недвижимого имущества.

В соответствии с частью 1 статьи 19 Закона о регистрации обязанность по представлению заявления и прилагаемых к нему документов для осуществления государственного кадастрового учета и государственной регистрации прав возложена на орган государственной власти, орган местного самоуправления или организацию, уполномоченных на принятие решения о выдаче разрешения на ввод объекта капитального строительства в эксплуатацию; указанные уполномоченные органы в срок не позднее пяти рабочих дней с даты принятия такого решения обязаны направить в орган регистрации прав заявление о государственном кадастровом учете и прилагаемые к нему документы (в том числе разрешение на ввод объекта капитального строительства в эксплуатацию) в отношении соответствующего объекта недвижимости посредством отправления в электронной форме.

Принимая во внимание, что административный истец не относится к лицам, уполномоченным обращаться в регистрирующий орган с заявлением о государственном кадастровом учете многоквартирного дома с приложением технического плана такого объекта и иных необходимых документов. Учитывая уровень взаимодействия органа регистрации прав с органом государственной власти и органом местного самоуправления при осуществлении государственного кадастрового учета объекта капитального строительства, отсутствие технического плана многоквартирного дома не может служить достаточным основанием для отказа в удовлетворении требования участника долевого строительства о регистрации права собственности на расположенное в таком доме помещение (квартиру).

Иной способ защиты нарушенного права у истца отсутствует.

Государственная регистрация права собственности административного истца на вышеуказанную квартиру должна быть произведена на основании вступившего в законную силу решения Раменского городского суда Московской области от <дата>.

В соответствии со ст. 16,17,25 ФЗ «О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним» № 122-ФЗ для регистрации права собственности на объект незавершенного строительства одним из документов, которые необходимо представить на государственную регистрацию, помимо документа, служащего основанием для такой регистрации, является план данного объекта недвижимого имущества, содержащий описание объекта незавершенного строительства.

Как следует из материалов дела, <дата> Козловой Е.А. представлен в Управление Росреестра по Московской области технический план помещения № <номер>

Таким образом, административным истцом на государственную регистрацию прав были представлены все необходимые документы, однако государственная регистрация права собственности Козловой Е.А. и государственный кадастровый учет принадлежащего ей помещения административным ответчиком до настоящего времени не произведен.

Доводы регистрирующего органа о невозможности осуществления государственной регистрации права при отсутствии объекта недвижимости на государственном кадастровом учете, не противоречит положениям Закона о регистрации.

Кроме того, постановлением Администрации Раменского муниципального района Московской области от <дата> <номер> многоэтажному жилому дому (<адрес>) общей площадью 25 569,4 кв.м., согласно разрешению на ввод объекта в эксплуатацию от <дата><номер>, выданному Министерством строительного комплекса Московской области, расположенному на земельном участке с КН <номер>, присвоен адрес: <адрес>.

Следовательно, информация о кадастровом номере здания могла быть получена административным ответчиком в порядке межведомственного взаимодействия.

Таким образом, требования административного истца являются обоснованными и подлежат удовлетворению.

В соответствии со ст. 111 КАС РФ с административного ответчика в пользу административного истца подлежит взысканию уплаченная госпошлина в размере 900 рублей.

Руководствуясь ст.ст.177-180 КАС РФ, суд

РЕШИЛ:

Требования Козловой Е. А. – удовлетворить.

Признать незаконными решение от <дата>. № <номер> Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Московской области об отказе в осуществлении государственного кадастрового учета.

Обязать Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Московской области осуществить государственный кадастровый учёт и государственную регистрацию права собственности Козловой Е.А. на нежилое помещение, расположенное по адресу: <адрес>

Взыскать с Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Московской области в пользу Козловой Е. А. расходы по уплате государственной пошлины в размере 900 рублей.

Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Московский областной суд через Раменский городской суд Московской области в течение месяца после составления мотивированного решения.

В окончательной форме решение изготовлено 13.04.2021г.

Судья

2а-2447/2021

Категория:
Гражданские
Статус:
Иск (заявление, жалоба) УДОВЛЕТВОРЕН
Истцы
Козлова Елена Александровна
Ответчики
Управление Росреестра по Московской области
Другие
Конкурсный управляющий Зоров Василий Игоревич
ООО "Синара"
Суд
Раменский городской суд Московской области
Судья
Аладин Д.А.
Дело на странице суда
ramenskoe.mo.sudrf.ru
15.03.2021Регистрация административного искового заявления
15.03.2021Передача материалов судье
18.03.2021Решение вопроса о принятии к производству
18.03.2021Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
18.03.2021Вынесено определение о назначении дела к судебному разбирательству
13.04.2021Судебное заседание
13.04.2021Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме
22.06.2021Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
13.04.2021
Решение

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее