дело №2а-1494/2020
25RS0007-01-2020-002863-84
Р Е Ш Е Н И Е
именем Российской Федерации
30 июня 2020 года г.Артем Приморского края
Артемовский городской суд Приморского края в составе: судьи Харченко А.Н.,
при секретаре Иващук А.Е.,
с участием представителя административного истца Загуменной Р.П.,
представителя административного ответчика Зубковой О.Ю.,
рассмотрев в открытом судебном заседании дело по административному исковому заявлению Петровой Г.А. к администрации Артемовского городского округа о признании решения незаконным и возложении обязанности,
у с т а н о в и л:
Петрова Г.А. обратилась в суд с административным иском, в обоснование которого указала, что является собственником <адрес> многоквартирном <адрес>, состоящем из трех квартир.
Поскольку земельный участок, на котором расположен указанный многоквартирный дом, не образован до введения в действие Жилищного кодекса РФ, истец и собственники квартир <номер> и <номер> в данном многоквартирном доме - С.О.С., С.Д.Н. и Б.М.А., <дата> обратились в администрацию Артемовского городского округа с заявлением, которым просили образовать земельный участок площадью 1 696 кв.м, согласно прилагаемой схемы.
Решением от <дата> <номер>-с администрация АГО, ссылаясь на положения п.4 ч.3 ст.11.3 Земельного кодекса РФ, отказала в удовлетворении просьбы по основанию необходимости образования земельного участка только на основании проектов межевания и планировки территории, и намерении провести указанные работы в порядке очередности при определении финансирования мероприятий муниципальной программы на 2021-2023 год по причине отсутствия в бюджете округа на 2020 год денежных средств на указанные цели.
Административный истец полагает о нарушении ответчиком указанными действиями положений земельного законодательства, препятствиях в реализации права на получение земельного участка под многоквартирным домом в общую долевую собственность собственников помещений.
Просила суд признать незаконным решение администрации Артемовского городского округа от <дата> <номер>-с об отказе в образовании земельного участка под многоквартирный жилой дом и возложить на обязанность повторно рассмотреть заявление от <дата>.
В судебном заседании представитель Петровой Г.А. по доверенности Загуменная Р.П. исковые требования поддержала по приведенным основаниям, настаивала на их удовлетворении.
В судебном заседании представитель администрации Артемовского городского округа по доверенности Зубкова О.Ю. полагала о законности решения администрации АГО изложенного в письме от <дата> <номер>-с, поскольку образование земельных участков, на которых расположены многоквартирные дома, в силу п.4 ч.3 ст.11.3 Земельного кодекса РФ осуществляется на основе проекта межевания территории, представила отзыв.
Выслушав стороны, изучив материалы административного дела, суд приходит к следующему.
Согласно ст.46 Конституции РФ каждому гарантируется судебная защита его прав и свобод. Решения и действия (или бездействие) органов государственной власти, органов местного самоуправления, общественных объединений и должностных лиц могут быть обжалованы в суд.
В соответствии с ч.1 ст.218 Кодекса административного судопроизводства РФ гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями, должностного лица, государственного или муниципального служащего, если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности.
Согласно ч.11 ст.226 Кодекса административного судопроизводства РФ обязанность доказывания обстоятельств, указанных в п.1 и п.2 ч.9 данной статьи (нарушения оспариваемым решением прав, свобод и законных интересов административного истца, соблюдение сроков обращения в суд), возлагается на лицо, обратившееся в суд, а обстоятельств, указанных в п.3 и п.4 ч.9 указанной статьи (законности вынесенного решения), - на орган, принявший оспариваемое решение.
Из материалов дела следует и судом установлено, что Петрова Г.А., С.О.С., С.Д.Н., Б.М.А. являются собственниками квартир (помещений) в многоквартирном доме по адресу: <адрес>, согласно сведений из ЕГРН.
<дата> собственники квартир №<номер> Петрова Г.А., С.О.С., С.Д.Н. и Б.М.А. обратились в администрацию Артемовского городского округа с заявлением, которым просили образовать земельный участок площадью 1 696 кв.м под многоквартирным домом по адресу: <адрес>, согласно прилагаемой схемы.
Решением от <дата> <номер>-с администрация АГО отказала в образовании земельного участка под данный многоквартирный дом согласно представленной схемы расположения земельного участка на основании положений п.4 ч.3 ст.11.3 Земельного кодекса РФ, указав о такой возможности только на основании проектов межевания и планировки территории за муниципальный счет в порядке очередности поступления заявлений при определении финансирования мероприятий муниципальной программы на 2021-2023 годы.
Пунктом 11 ч.1 ст.1 Земельного кодекса РФ определено, что земельное законодательство основывается на принципе сочетания интересов общества и законных интересов граждан, согласно которому регулирование использования и охраны земель осуществляется в интересах всего общества при обеспечении гарантий каждого гражданина на свободное владение, пользование и распоряжение принадлежащим ему земельным участком.
В соответствии со ст.289 Гражданского кодекса РФ и ст.36 Жилищного кодекса РФ собственникам помещений в многоквартирном доме принадлежит на праве общей долевой собственности общее имущество в многоквартирном доме, в том числе земельный участок, на котором расположен данный дом, с элементами озеленения и благоустройства, иные предназначенные для обслуживания, эксплуатации и благоустройства данного дома и расположенные на указанном земельном участке объекты.
Частью 13 ст.39.20 Земельного кодекса РФ определено, что особенности приобретения прав на земельный участок, на котором расположены многоквартирный дом и иные входящие в состав общего имущества многоквартирного дома объекты недвижимого имущества, устанавливаются федеральными законами.
В силу ч.1 ст.16 Федерального закона от 29.12.2004 года №189-ФЗ «О введении в действие Жилищного кодекса Российской Федерации» земельный участок в существующей застройке поселений, на котором расположены многоквартирный дом и иные входящие в состав такого дома объекты недвижимого имущества, является общей долевой собственностью собственников помещений в многоквартирном доме.
Согласно п.4 ч.1 ст.36 Жилищного кодекса РФ земельный участок, на котором расположен многоквартирный дом, принадлежит на праве общей долевой собственности собственникам помещений в этом доме и относится к их общему имуществу. Границы и размер земельного участка, на котором расположен многоквартирный дом, определяются в соответствии с требованиями земельного законодательства и законодательства о градостроительной деятельности.
Конституционный Суд Российской Федерации, основываясь на принципе единства судьбы земельных участков и прочно связанных с ними объектов недвижимости (п.5 ч.1 ст.1 ЗК РФ), в п.2.1 постановления от 28.05.2010 года №12-П указал, что федеральный законодатель в целях обеспечения прав собственников жилых и нежилых помещений в многоквартирных жилых домах установил в Жилищном кодексе РФ общее правило о принадлежности земельного участка собственникам помещений в расположенном на нем многоквартирном доме на праве общей долевой собственности (ст.36 ЖК РФ), а в Федеральном законе от 29.12.2004 года №189-ФЗ «О введении в действие Жилищного кодекса Российской Федерации» - специальные порядок и условия перехода такого земельного участка в общую долевую собственность собственников помещений в многоквартирном доме (ст.16 Федерального закона от 29.12.2004 года №189-ФЗ).
Из ч.2 – ч.5 ст.16 ФЗ от 29.12.2004 года №189-ФЗ «О введении в действие Жилищного кодекса Российской Федерации» с учетом разъяснений, изложенных в п.66 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации и Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 29.04.2010 года №10/22 «О некоторых вопросах, возникающих в судебной практике при разрешении споров, связанных с защитой права собственности и других вещных прав», следует, что в случае, когда земельный участок под многоквартирным домом сформирован до введения в действие Жилищного кодекса РФ и в отношении него проведен государственный кадастровый учет, право общей долевой собственности на него у собственников помещений считается возникшим в силу закона с момента введения в действие названного Кодекса.
Если земельный участок под многоквартирным домом сформирован после введения в действие Жилищного кодекса РФ и в отношении него проведен государственный кадастровый учет, право общей долевой собственности на него у собственников помещений возникает в силу закона с момента проведения государственного кадастрового учета.
Таким образом, переход земельного участка в общую долевую собственность собственников помещений в многоквартирном доме связан с завершением процесса формирования земельного участка и проведения его государственного кадастрового учета.
При этом, каких-либо актов органов власти или органов местного самоуправления о предоставлении земельного участка в общую долевую собственность собственников помещений в многоквартирном доме или о возникновении права общей долевой собственности не требуется, как и государственной регистрации указанного права на земельный участок в Едином государственном реестре недвижимости.
Если земельный участок не сформирован и в отношении него не проведен государственный кадастровый учет, земля под многоквартирным домом находится в собственности соответствующего публично-правового образования.
В указанных случаях собственники помещений в многоквартирном доме как законные владельцы земельного участка, на котором расположен данный дом и который необходим для его эксплуатации, в силу ст.305 Гражданского кодекса РФ имеют право требовать устранения всяких нарушений своих прав, хотя бы эти нарушения и не были соединены с лишением владения, а также право на защиту своего владения, в том числе против собственника земельного участка (п.67 постановления от 29.04.2010 года №10/22).
Частью 4 ст.16 Федерального закона от 29.12.2004 года №189-ФЗ «О введении в действие Жилищного кодекса Российской Федерации» предусмотрено, что формирование земельного участка, на котором расположен многоквартирный жилой дом, осуществляют соответствующие публичные органы.
Поскольку формирование земельных участков, на которых расположены многоквартирные дома, относится к области публичных правоотношений, органы государственной власти или органы местного самоуправления, на которые возложена эта обязанность, не вправе произвольно отказаться от ее выполнения, если для формирования земельного участка имеются все предусмотренные законом основания. Обращение любого собственника помещений в многоквартирном доме в органы государственной власти или органы местного самоуправления с заявлением о формировании земельного участка, на котором расположен данный многоквартирный дом, должно рассматриваться как основание для формирования земельного участка и проведения его государственного кадастрового учета, что не отменяет необходимость формирования и проведения кадастрового учета земельных участков в разумный срок самими органами публичной власти, на которые возложена соответствующая функция (п.п.4.2, 4.3 постановления от 28.05.2010 года №12-П).
В силу ч.2 ст.15 Земельного кодекса РФ земельные участки, находящиеся в государственной или муниципальной собственности, могут быть предоставлены в собственность граждан и юридических лиц, за исключением земельных участков, которые в соответствии с названным Кодексом, федеральными законами не могут находиться в частной собственности.
Согласно ч.2 ст.27 Земельного кодекса РФ земельные участки, отнесенные к землям, изъятым из оборота, не могут предоставляться в частную собственность, а также быть объектами сделок, предусмотренных гражданским законодательством; земельные участки, отнесенные к землям, ограниченным в обороте, не предоставляются в частную собственность, за исключением случаев, установленных федеральными законами.
Перечень земельных участков, изъятых из оборота и ограниченных в обороте, приведен в ч.4 и ч.5 ст.27 Земельного кодекса РФ.
Доказательств изъятия или ограничения в обороте земельного участка под многоквартирным жилым домом по адресу: <адрес>, судом не установлено.
Также отсутствуют и сведения о принятии в отношении этого земельного участка уполномоченным органом решения о его резервировании для государственных или муниципальных нужд, об изъятии жилых помещений в доме у заявителя и других собственников для государственных или муниципальных нужд.
Учитывая приведенные нормы права в совокупности с установленными по делу обстоятельствами, суд приходит к выводу о не разрешении по существу административным ответчиком заявление истца от <дата>, поскольку в ответе от <дата> <номер>-с изложено об отсутствии в бюджете Артемовского городского округа денежных средств на финансовое обеспечение проведение работ по образованию указанного земельного участка.
Реализуя в рамках ст.16 Федерального закона от 29.12.2004 года №189-ФЗ «О введении в действие Жилищного кодекса Российской Федерации» возложенные полномочия по образованию земельных участков, на которых расположены многоквартирные дома, администрация Артемовского городского округа не должна занимать формальную позицию, ограничиваясь ссылками на возможность формирования подобных участков в соответствии с проектом межевания территории и на отсутствие бюджетных средств на финансовое обеспечение исполнения своих публичных полномочий.
При этом не имеет правового значения, что образование земельных участков, на которых расположены многоквартирные дома, в силу п.4 ч.3 ст.11.3 Земельного кодекса РФ, осуществляется на основании проекта межевания территории, поскольку образование указанных земельных участков должен осуществлять не заявитель, а орган, уполномоченный на распоряжение земельным участком, и обращение любого собственника помещений в многоквартирном доме в органы местного самоуправления с заявлением о формировании земельного участка, на котором расположен многоквартирный дом, должно рассматриваться как основание для формирования земельного участка и проведения его государственного кадастрового учета (п.п.4.2, 4.3 постановления от 28.05.2010 года №12-П).
При установленных судом обстоятельствах решение администрации Артемовского городского округа, изложенное в письме от <дата> <номер>-с об отказе Петровой Г.А. в образовании земельного участка, на котором расположен многоквартирный <адрес>, признается не основанным на положениях ст.289 Гражданского кодекса РФ, ст.36 Жилищного кодекса РФ, ст.16 Федерального закона от 29.12.2004 года №189-ФЗ «О введении в действие Жилищного кодекса Российской Федерации», и как следствие, нарушающим права и свободы административного истца.
Исходя из содержания п. 1 ч. 2 ст. 227 КАС решение, действия (бездействие) могут быть признаны незаконными при наличии одновременно двух условий: несоответствия решения, действий (бездействия) закону и нарушения таким решением, действиями (бездействием) прав и законных интересов заявителя.
В судебном заседании указанная совокупность условий установлена, в связи с чем, суд приходит к выводу об удовлетворении требований административного истца Петровой Г.А. о признании незаконным отказа в образовании земельного участка, на котором расположен многоквартирный <адрес>, выраженное в письме от <дата> <номер>-с.
С целью восстановления нарушенных прав административного истца, на основании положений п.1 ч.3 ст.227 Кодекса административного судопроизводства РФ, суд возлагает на административного ответчика обязанность повторно рассмотреть заявление Петровой Г.А. об образовании земельного участка, на котором расположен многоквартирный <адрес> края, в течение 30 дней с момента вступления решения суда в законную силу.
Руководствуясь ст.ст.178-180, 227,228 Кодекса административного судопроизводства РФ, суд
р е ш и л:
административное исковое заявление Петровой Г.А. к администрации Артемовского городского округа о признании решения незаконным и возложении обязанности, удовлетворить.
Признать незаконным решение администрации Артемовского городского округа изложенное в письме <номер>-С от <дата> об отказе в образовании земельного участка площадью 1 696 кв.м, на котором расположен многоквартирный <адрес>, согласно прилагаемой схемы.
Возложить на администрацию Артемовского городского округа обязанность повторно рассмотреть заявление Петровой Г.А. об образовании земельного участка, на котором расположен многоквартирный <адрес> края, в течение 30 дней с момента вступления решения суда в законную силу.
Решение может быть обжаловано в Приморский краевой суд в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме через Артемовский городской суд Приморского края.
Мотивированное решение изготовлено 30.06.2020 года.
Судья А.Н.Харченко