11RS0009-01-2024-000746-50
Дело № 2 - 598/2024
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
Княжпогостский районный суд Республики Коми в составе председательствующего судьи Мишиной О.Н.,
при секретаре судебного заседания Гариповой И.А.,
с участием прокурора Княжпогостского района Республики Коми Яшник Е.В.,
представителя ответчика Никифоровой О.Н.
рассмотрев в открытом судебном заседании 23 мая 2023 года в г. Емве гражданское дело по иску и.о. прокурора Княжпогостского района Республики Коми, действующего в интересах неопределенного круга лиц, к администрации сельского поселения «Шошка» о принятии мер по постановке на учет объекта недвижимости и принять меры по регистрации права собственности,
установил:
и.о. прокурора Княжпогостского района Республики Коми обратился в суд в интересах неопределенного круга лиц к администрации сельского поселения «Шошка» о возложении обязанности в срок до 01.07.2024 принять меры по постановке на учет в Единый государственный реестр недвижимости бесхозяйный объект недвижимого имущества, расположенный в границах территории сельского поселения «Шошка», а именно - здания общей бани, расположенное по адресу: с. Шошка, ул. Центральная, д. 13А; в срок до 01.08.2025 принять меры по регистрации права собственности на указанный объект недвижимого имущества.
В обоснование указано, что на территории сельского поселения «Шошка» находится бесхозяйный объект недвижимого имущества в виде здания общей бани по адресу: с. Шошка, ул. Центральная, д. 13А. В нарушение вышеуказанных положений закона до настоящего времени администрацией сельского поселения «Шошка» меры по постановке указанного здания на учет в территориальном органе федерального органа в области государственного кадастрового учета и государственной регистрации прав не приняты.
В судебном заседании прокурор исковые требования поддержал по доводам, изложенным в иске, уточнил срок исполнения заявленных требований, просил обязать администрацию сельского поселения «Шошка» в срок до 01.08.2024 принять меры по постановке на учет в Единый государственный реестр недвижимости бесхозяйный объект недвижимого имущества, расположенный в границах территории сельского поселения «Шошка», а именно - здания общей бани, расположенное по адресу: с. Шошка, ул. Центральная, д. 13А. ; в срок до 01.09.2025 принять меры по регистрации права собственности на указанный объект недвижимого имущества.
Представитель ответчика Никифорова О.Н. в судебном заседании не возражала об удовлетворении заявленных требований с учетом уточнения срока их исполнения
Заслушав объяснения прокурора, представителя ответчика, изучив и оценив материалы дела, суд приходит к следующему.
В силу статьи 210 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - ГК РФ) бремя содержания имущества несет его собственник, если иное не предусмотрено законом или договором.
В соответствии с частями 1, 3 статьи 225 ГК РФ бесхозяйной является вещь, которая не имеет собственника или собственник которой неизвестен либо, если иное не предусмотрено законами, от права собственности на которую собственник отказался.
Бесхозяйные недвижимые вещи принимаются на учет органом, осуществляющим государственную регистрацию права на недвижимое имущество по заявлению органа местного самоуправления, на территории которого они находятся.
Орган местного самоуправления является единственным органом, обладающим правом подачи заявления о постановке имущества на учет в качестве бесхозяйного (ст. 225 ГК РФ).
Согласно п. 7 ч. 3 ст. 3 Федерального закона от 13.07.2015 № 218-ФЗ «О государственной регистрации недвижимости» (далее — Федеральный закон № 218-ФЗ) к компетенции органа регистрации прав при осуществлении им государственного кадастрового учета и государственной регистрации прав относится принятие на учет в порядке, установленном органом нормативно-правового регулирования, бесхозяйных недвижимых вещей.
Так, приказом Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии от 15.03.2023 № П/0086 в соответствии с Федеральным законом №218-ФЗ утвержден единый Порядок принятия на учет бесхозяйных недвижимых вещей (далее - Порядок).
В соответствии с п. 2 и 5 Порядка территориальным органом федерального органа исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере осуществления государственного кадастрового учета недвижимого имущества и государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним, на основании заявления органа местного самоуправления осуществляется принятие на учет объекта недвижимого имущества, находящегося на территории этого муниципального образования.
В силу п. 13 Порядка принятие на учет объекта недвижимого имущества в качестве бесхозяйного осуществляется путем внесения соответствующих сведений в Единый государственный реестр недвижимости.В соответствии с ч. 3 ст. 14 Федерального закона от 06.10.2003 № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» к вопросам местного значения сельского поселения относится владение, пользование и распоряжение имуществом, находящимся в муниципальной собственности поселения.
Исходя из положений статьи 51 Федерального закона № 131-ФЗ, органы местного самоуправления от имени муниципального образования самостоятельно владеют, пользуются и распоряжаются муниципальным имуществом в соответствии с Конституцией Российской Федерации, федеральными законами и принимаемыми в соответствии с ними нормативными правовыми актами органов местного самоуправления.
Согласно пункту 5 Приказа Минэкономразвития России от 10.12.2015 № 931 «Об установлении Порядка принятия на учет бесхозяйных недвижимых вещей», принятие на учет объекта недвижимого имущества осуществляется на основании заявления о постановке на учет органа местного самоуправления городских,, сельских поселений, городских округов, а на межселенных территориях - органа местного самоуправления муниципальных районов в отношении недвижимых вещей, находящихся на территориях этих муниципальных образований.
В соответствии с п. 3 ст. 225 ГК РФ по истечении года со дня постановки бесхозяйной недвижимой вещи на учет орган, уполномоченный управлять муниципальным имуществом, может обратиться в суд с требованием о признании права муниципальной собственности на эту вещь.
Из материалов дела следует и судом установлено, что на территории сельского поселения «Шошка» находится бесхозяйный объект недвижимого имущества в виде здания общей бани, расположенной по адресу: с. Шошка, ул. Центральная, д. 13А.
До настоящего времени администрацией сельского поселения «Шошка» меры по постановке указанного здания на учет в территориальном органе федерального органа в области государственного кадастрового учета и государственной регистрации прав не приняты.
Согласно информации администрации сельского поселения «Шошка» указанное здание не находятся в собственности сельского поселения, в реестре муниципального имущества не состоит, кадастровый номер объекта неизвестен.
Исходя из вышеизложенного, администрацией сельского поселения «Шошка», как органом местного самоуправления, который в установленном законом порядке наделен полномочиями по владению, пользованию и распоряжению имуществом сельского поселения «Шошка», какие-либо меры, направленные на регистрацию права собственности на указанное здание не приняты.
Следовательно, бездействие администрации сельского поселения «Шошка» по принятию мер по постановке на муниципальный баланс данной объекта свидетельствует о невыполнении органом местного самоуправления возложенных на него обязанностей.
В связи с тем, что данное здание на текущую дату не эксплуатируется, непринятие мер по предоставлению его в пользование и обеспечению его сохранности создает риск разрушения или потери устойчивости здания. Негативными последствиями указанных нарушений является угроза причинения вреда жизни и здоровью неопределенного круга лиц.
Кроме того, в отсутствие зарегистрированного права собственности на указанное здание оно не может быть включено в перечень муниципального имущества, предназначенного для предоставления во владение и пользование субъектам малого и среднего предпринимательства. Изложенные обстоятельства влекут за собой нарушение прав субъектов предпринимательства, препятствуют развитию предпринимательской деятельности на территории сельского поселения
Таким образом, исковые требования заявлены обоснованно и подлежат удовлетворению.
Руководствуясь статьями 194-199 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд
решил:
Исковые требования и.о. прокурора Княжпогостского района Республики Коми, действующего в интересах неопределенного круга лиц, к администрации сельского поселения «Шошка» о принятии мер по постановке на учет объекта недвижимости и принять меры по регистрации права собственности удовлетворить.
Обязать администрацию сельского поселения «Шошка» в срок до 01.08.2024 принять меры по постановке на учет в Единый государственный реестр недвижимости бесхозяйный объект недвижимого имущества, расположенный в границах территории сельского поселения «Шошка», а именно - здания общей бани, расположенное по адресу: с. Шошка, ул. Центральная, д. 13А.
Обязать администрацию сельского поселения «Шошка» в срок до 01.09.2025 принять меры по регистрации права собственности на указанный объект недвижимого имущества.
Решение может быть обжаловано в Верховный Суд Республики Коми в течение месяца со дня вынесения мотивированного решения путем подачи апелляционной жалобы через Княжпогостский районный суд Республики Коми.
Мотивированное решение изготовлено 24 мая 2024 года
Судья О.Н.Мишина