Судья Репин А.Я. Дело № 33-13241/2022
АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
г. Волгоград 30 ноября 2022 года
Судебная коллегия по гражданским делам Волгоградского областного суда в составе:
председательствующего судьи Алябьева Д.Н.,
судей Грековой Н.О., Боеску-Зыковой М.В.,
при секретаре Федоровой О.В.,
рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело № 2-307/2022 по иску прокурора Дубовского района Волгоградской области в защиту интересов неопределённого круга лиц к администрации Дубовского муниципального района Волгоградской области, отделу по образованию администрации Дубовского муниципального района Волгоградской области, МКОУ Пичужинская средняя школа Дубовского муниципального района Волгоградской области о возложении обязанности,
по апелляционной жалобе администрации Дубовского муниципального района Волгоградской области на решение Дубовского районного суда Волгоградской области от 13 сентября 2022 года, которым постановлено:
«исковые требования прокурора Дубовского района Волгоградской области в защиту интересов неопределённого круга лиц к администрации Дубовского муниципального района Волгоградской области, отделу по образованию администрации Дубовского муниципального района Волгоградской области, муниципальному казённому общеобразовательному учреждению Пичужинская средняя школа Дубовского муниципального района Волгоградской области, удовлетворить.
Возложить на администрацию Дубовского муниципального района Волгоградской области, отдел по образованию администрации Дубовского муниципального района Волгоградской области обязанность в течение шести месяцев с момента вступления решения суда в законную силу обеспечить финансирование работ по оборудованию здания муниципального казённого общеобразовательного учреждения Пичужинская средняя школа Дубовского муниципального района Волгоградской области, расположенного по адресу: ул. Школьная, д. 35, с. Пичуга, Дубовский район, Волгоградская область, системой оповещения и управления эвакуацией либо автономной системой (средствами) экстренного оповещения работников, обучающихся и иных лиц, находящихся на объекте (территории), о потенциальной угрозе возникновения или о возникновении чрезвычайной ситуации.
Возложить на муниципальное казённое общеобразовательное учреждение Пичужинская средняя школа Дубовского муниципального района Волгоградской области обязанность в течение трёх месяцев с момента поступления необходимых денежных средств провести работы по оборудованию здания муниципального казённого общеобразовательного учреждения Пичужинская средняя школа Дубовского муниципального района Волгоградской области, расположенного по адресу: ул. Школьная, д. 35, с. Пичуга, Дубовский район, Волгоградская область, системой оповещения и управления эвакуацией либо автономной системой (средствами) экстренного оповещения работников, обучающихся и иных лиц, находящихся на объекте (территории), о потенциальной угрозе возникновения или о возникновении чрезвычайной ситуации».
заслушав доклад судьи Волгоградского областного суда Грековой Н.О., выслушав объяснения прокурора Маминой Н.Л., возражавшей против жалобы, судебная коллегия по гражданским делам Волгоградского областного суда
УСТАНОВИЛА:
Прокурор Дубовского района Волгоградской области в интересах неопределённого круга лиц к администрации Дубовского муниципального района Волгоградской области, отделу по образованию администрации Дубовского муниципального района Волгоградской области, МКОУ Пичужинская средняя школа Дубовского муниципального района Волгоградской области о возложении обязанности.
В обоснование заявленных требований указал, что в июне 2022 года установлено, что МКОУ Пичужинская СШ отнесено к третьей категории опасности, в нарушение вышеуказанных требований не оснащено системой оповещения и управления эвакуацией либо автономной системой (средствами) экстренного оповещения работников, обучающихся и иных лиц, находящихся на объекте (территории), о потенциальной угрозе возникновения или о возникновении чрезвычайной ситуации.
Допущенные нарушения ставят под угрозу жизнь и здоровье обучающихся и работников образовательной организации, могут привести к неблагоприятным последствиям в случае угрозы возникновения или возникновения чрезвычайной ситуации.
Суд постановил указанное выше решение.
В апелляционной жалобе администрация Дубовского муниципального района Волгоградской области оспаривает законность и обоснованность судебного постановления, просит решение изменить в части установления срока с 6 месяцев до 9 месяцев
В возражениях на апелляционную жалобу прокурор Дубовского района Волгоградской области просит решение оставить без изменения, жалобу ответчика – без удовлетворения.
Исследовав материалы дела, проверив законность и обоснованность судебного решения в пределах доводов апелляционной жалобы и возражений на неё в соответствии с ч. 1 ст. 327.1 ГПК РФ, судебная коллегия не находит объективных причин для удовлетворения жалобы и отмены либо изменения судебного акта.
В силу статьи 2 Конституции Российской Федерации человек, его права и свободы являются высшей ценностью. Признание, соблюдение и защита прав и свобод человека и гражданина – обязанность государства. Частью 1 статьи 20 и частью 1 статьи 41 Конституции Российской Федерации закреплено, что каждый имеет право на жизнь и охрану здоровья.
Согласно статье 1 Федерального закона от 6 марта 2006 года № 35-ФЗ «О противодействии терроризму» правовую основу противодействия терроризму составляют Конституция РФ, общепризнанные принципы и нормы международного права, международные договоры Российской Федерации, настоящий Федеральный закон и другие федеральные законы, нормативные правовые акты Президента Российской Федерации, нормативные правовые акты Правительства Российской Федерации, а также принимаемые в соответствии с ними нормативные правовые акты других федеральных органов государственной власти.
В соответствии с пунктом 4 части 2 статьи 5 ФЗ «О противодействии терроризму» Правительство Российской Федерации устанавливает обязательные для выполнения требования к антитеррористической защищенности объектов (территорий), категории объектов (территорий), порядок разработки указанных требований и контроля за их выполнением, порядок разработки и форму паспорта безопасности таких объектов (территорий) (за исключением объектов транспортной инфраструктуры, транспортных средств и объектов топливно-энергетического комплекса).
В соответствии с пунктом 4 части 2 статьи 5 Федерального закона № 35-ФЗ Постановления Правительства Российской Федерации № 1006 от 2 августа 2019 года утверждены требования к антитеррористической защищённости объектов (территорий) Министерства просвещения Российской Федерации и объектов (территорий), относящихся к сфере деятельности Министерства просвещения Российской Федерации, которые устанавливают обязательные для выполнения организационные, инженерно-технические, правовые и иные мероприятия по обеспечению антитеррористической защищённости указанных объектов (далее Требования).
Требования устанавливают обязательные для выполнения организационные, инженерно-технические, правовые и иные мероприятия по обеспечению антитеррористической защищенности объектов (территорий) Министерства просвещения Российской Федерации, объектов (территорий) Министерства просвещения.
Ответственность за обеспечение антитеррористической защищенности объектов (территорий) возлагается на руководителей органов (организаций), являющихся правообладателями объектов (территорий), а также на должностных лиц, осуществляющих непосредственное руководство деятельностью работников на объектах (территорий) (п. 5 Требований).
На основании пункта 17 Требований антитеррористическая защищенность объектов (территорий) обеспечивается путём осуществления комплекса мер, направленных: а) на воспрепятствование неправомерному проникновению на объекты (территории); б) на выявление нарушителей установленных на объектах (территориях) пропускного и внутриобъектового режимов и (или) признаков подготовки или совершения террористического акта; в) на пресечение попыток совершения террористических актов на объектах (территориях); г) на минимизацию возможных последствий совершения террористических, актов на объектах (территориях) и ликвидацию угрозы их совершения; д) на обеспечение защиты служебной информации ограниченного распространения, содержащейся в паспорте безопасности и иных документах объектов (территорий), в том числе служебной информации ограниченного распространения о принимаемых мерах по антитеррористической защищенности объектов (территорий); е) на выявление и предотвращение несанкционированного проноса (провоза) и применения на объекте (территории) токсичных химикатов, отравляющих веществ и патогенных биологических агентов, в том числе при их получении посредством почтовых отправлений.
Разделом III Требований к защищенности объектов определены мероприятия по обеспечению антитеррористической защищенности объектов (территории).
Согласно подпункту «д» пункта 24 Требований в целях обеспечения антитеррористической защищенности объектов (территорий), отнесенных к четвертой категории опасности, осуществляются мероприятия по оборудованию объектов (территорий) системами оповещения и управления эвакуацией либо автономными системами (средствами) экстренного оповещения работников, обучающихся и иных лиц, находящихся на объекте (территории), о потенциальной угрозе возникновения или о возникновении чрезвычайной ситуации.
Как установлено судом и следует из материалов дела, МКОУ Пичужинская СШ отнесено к третьей категории опасности, в нарушение вышеуказанных требований не оснащено системой оповещения и управления эвакуацией либо автономной системой (средствами) экстренного оповещения работников, обучающихся и иных лиц, находящихся на объекте (территории), о потенциальной угрозе возникновения или о возникновении чрезвычайной ситуации.
Образовательное учреждение не оснащено системой оповещения и управления эвакуацией либо автономной системой (средствами) экстренного оповещения работников, обучающихся и иных лиц, находящихся на объекте (территории), о потенциальной угрозе возникновения или о возникновении чрезвычайной ситуации.
На основании пункта 11 части 1 статьи 15 Федерального закона от 6 октября 2003 года № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» к вопросам местного значения муниципального района относится организация предоставления общедоступного и бесплатного дошкольного, начального общего, основного общего, среднего общего образования по основным общеобразовательным программам в муниципальных образовательных организациях.
В силу пункта 3 части 1 статьи 17 Федерального закона от 6 октября 2003 года № 131-ФЗ в целях решения вопросов местного значения органы местного самоуправления муниципальных районов обладают полномочиями по финансированию муниципальных учреждений.
На основании пункта 1.1 Положения об отделе по образований) администрации Дубовского муниципального района, утвержденного решением Дубовской районной Думы от 24 июня 2019 года № 32/109 (далее - Положение), отдел по образованию администрации Дубовского муниципального района является структурным, подразделением администрации Дубовского муниципального района.
Согласно пункту 1.9 Положения финансирование деятельности отдела по образованию осуществляется за счёт средств бюджета Дубовского муниципального района.
В соответствии с пунктом 3.3 Положения отдел по образованию в пределах своей компетенции осуществляет функции главного распорядителя средств бюджета Дубовского муниципального района по подведомственным распорядителям и получателям бюджетных средств.
Согласно уставу образовательного учреждения, его учредителем является муниципальное образование Дубовский муниципальный район Волгоградской области. Функции и полномочия учредителя в отношении образовательного учреждения осуществляет администрация Дубовского муниципального района в лице отдела по образованию администрации Дубовского муниципального района Волгоградской области.
Установив указанные обстоятельства, суд первой инстанции пришел к выводу об обоснованности заявленных прокурором исковых требований, поскольку допущенные нарушения ставят под угрозу жизнь и здоровье обучающихся и работников образовательной организации, могут привести к неблагоприятным последствиям в случае возникновения угрозы или чрезвычайной ситуации.
Судебная коллегия соглашается с данными выводами суда первой инстанции, поскольку разрешая указанные заявленные требования, суд верно определил юридически значимые обстоятельства дела, правильно применил закон, дал надлежащую правовую оценку всем собранным и исследованным в судебном заседании доказательствам, постановив решение, отвечающее нормам материального права при соблюдении требований гражданского процессуального законодательства. У судебной коллегии отсутствуют объективные причины для иной оценки доказательств по делу.
Доводы апелляционной жалобы администрации Дубовского муниципального района Волгоградской области о необходимости увеличения срока исполнения решения суда до 9 месяцев отклоняются судебной коллегией, поскольку отсутствие денежных средств не является объективной причиной, подтверждающей необходимость установления более длительного срока исполнения обязанности, чем тот, который был определен судом первой инстанции.
Кроме того, при возникновении обстоятельств, объективно препятствующих своевременному исполнению судебного решения, ответчик вправе обратиться в суд с заявлением об отсрочке исполнения решения суда.
С учетом изложенного, судебная коллегия не усматривает оснований для отмены решения суда первой инстанции.
На основании изложенного, руководствуясь ст. ст. 328, 329 ГПК РФ, судебная коллегия по гражданским делам Волгоградского областного суда,
ОПРЕДЕЛИЛА:
решение Дубовского районного суда Волгоградской области от 13 сентября 2022 года оставить без изменения, апелляционную жалобу Дубовского муниципального района Волгоградской области – без удовлетворения.
Председательствующий:
Судьи: