Решение по делу № 2-2374/2019 от 17.04.2019

Дело

68RS0-94

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

<адрес> «20» августа 2019 года

Октябрьский районный суд <адрес> в составе:

председательствующего судьи Анохиной Г.А.,

при секретаре ФИО2,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску ФИО1 к Управлению социальной защиты и семейной политики <адрес>, администрации <адрес> о предоставлении жилого помещения по договору социального найма,

УСТАНОВИЛ:

ФИО1 обратилась в суд с иском к Управлению социального защиты и семейной политики <адрес> о предоставлении жилого помещения по договору социального найма, указав, что она относится к категории детей – сирот. 21.08.1989 года она обратилась в комиссию по учету и распределению жилой площади при Октябрьском райисполкоме <адрес> с заявлением о принятии на учет на получение жилой площади. В 1989 году она была поставлена на учет по очереди «Учитель», после повторного обращения в 1994 году ее перевели в списки «Дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей». Просила обязать Управление социальной защиты и семейной политики <адрес> предоставить благоустроенное жилое помещение по договору найма специализированного жилого помещения по нормам предоставления площади.

На основании заявления истца к участию в деле в качестве ответчика была привлечена администрация <адрес>.

Также к участию в деле в качестве 3 лица была привлечена <адрес>.

С учетом уточнения исковых требований ФИО1 просит обязать администрацию <адрес> передать учетное дело на имя ФИО1 в Управление социальной защиты и семейной политики <адрес> с целью включения в список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, подлежащих обеспечению жилыми помещениями, обязать Управление социальной защиты и семейной политики <адрес> включить ее в список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, подлежащих обеспечению жилыми помещениями, и предоставить благоустроенное жилое помещение по договору найма специализированного жилого помещения по нормам предоставления площади.

В судебном заседании истец ФИО1 исковые требования поддержала в полном объеме с учетом уточнений, пояснив, что в настоящее время в какой-либо очереди на получение жилого помещения не состоит, в собственности имеет комнату в коммунальной квартире площадью 12 кв м.

Представитель ответчика администрации <адрес> ФИО3 не возражала против удовлетворения требования ФИО1 о передаче учетного дела истицы в Управление социальной защиты и семейной политики <адрес>. Ранее в ходе судебного заседания пояснил, что в настоящее время администрация <адрес> не осуществляет обеспечение детей-сирот жилыми помещениями, ФИО1 в очереди на получение жилого помещения не состоит.

Представитель ответчика Управления социальной защиты и семейной политики <адрес>, третьего лица администрации <адрес> ФИО4 в процессе рассмотрения дела исковые требования ФИО1 не признала, поддержав письменный отзыв на иск, полагала, что в силу своего возраста истица не относится к категории дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, учетное дело истицы в Управление социальной защиты и семейной политики <адрес> передано не было, ввиду чего ФИО1 в списке детей-сирот и детей, оставшиеся без попечения родителей, не состоит.

Выслушав участвующих в деле лиц, исследовав и оценив материалы дела, суд находит исковые требования ФИО1 подлежащими удовлетворению.

В соответствии со ст. 8 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 159-ФЗ "О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей" детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые не являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, а также детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, в случае, если их проживание в ранее занимаемых жилых помещениях признается невозможным, органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации, на территории которого находится место жительства указанных лиц, в порядке, установленном законодательством этого субъекта Российской Федерации, однократно предоставляются благоустроенные жилые помещения специализированного жилищного фонда по договорам найма специализированных жилых помещений.

Право на обеспечение жилыми помещениями по основаниям и в порядке, которые предусмотрены настоящей статьей, сохраняется за лицами, которые относились к категории детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей- сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, и достигли возраста 23 лет, до фактического обеспечения их жилыми помещениями.

В силу статьи <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ
"О дополнительных гарантиях для детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей, а также лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей" детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые не являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, а также детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, в случае, если их проживание в ранее занимаемых жилых помещениях признается невозможным (далее - дети-сироты), органом исполнительной власти области однократно предоставляются благоустроенные жилые помещения специализированного жилищного фонда по договорам найма специализированных жилых помещений в виде жилых домов, квартир, благоустроенных применительно к условиям соответствующего населенного пункта, общей площадью жилого помещения не менее 33 кв. метров и не более 37 кв. метров.

Право на обеспечение жилыми помещениями по основаниям и в порядке, предусмотренными настоящей статьей, сохраняется за лицами, которые относились к категории детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, и достигли возраста 23 лет, до фактического обеспечения их жилыми помещениями.

Управление социальной защиты и семейной политики <адрес> определено главным распорядителем средств областного и федерального бюджетов, выделенных на обеспечение жилой площадью лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также наделено полномочиями на формирование списка детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, подлежащих обеспечению жилыми помещениями.

Постановлением администрации <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ «Об утверждении единой очереди детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, вставших на учет в органах местного самоуправления в качестве нуждающихся в получении жилых помещений» утверждена единая очередь детей–сирот и детей и детей, оставшихся без попечения родителей, вставших на учет в органах местного самоуправления в качестве нуждающихся в получении жилых помещений, которым рекомендовано органам местного самоуправления предоставлять в Управление труда и социального развития <адрес>, осуществлявшего тогда функции, сформированные учетные дела на детей –сирот для постановки в единую очередь.

Из материалов дела следует, что ФИО1, 1960 года рождения, воспитывалась в Платоновском детском доме <адрес> и находилась на полном государственном обеспечении с 1968 по 1978 годы.

С 1989 года ФИО1 состояла в очереди на улучшение жилищных условий по списку «Учителя» в органе местного самоуправления.

С 16.11.1994г. она исключена из очереди на улучшение жилищных условий по списку «Учителя» и включена в очередь на улучшение жилищных условий по списку «Дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей», ведущейся органом местного самоуправления.

Органом местного самоуправления <адрес> в 1989 году было сформировано учетное дело ФИО1, которое до настоящего времени находится в администрации <адрес>.

Учетное дело истицы органом местного самоуправления в Управление социальной защиты и семейной политики <адрес> с целью включения в единую очередь для получения социальной выплаты на приобретение жилья или обеспечение жилым помещением не направлялось, ввиду чего ФИО1 не была своевременно включена Управлением социальной защиты и семейной политики <адрес> в единую очередь детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, подлежащих обеспечению жилыми помещениями. До настоящего времени в очереди детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, подлежащих обеспечению жилыми помещениями, ФИО1 не восстановлена.

Доводы представителя Управления социальной защиты и семейной политики <адрес> о том, что возраст ФИО1 к настоящему времени значительно превышает 23 года, не могут служить основанием для отказа в иске, поскольку мера поддержки в отношении истицы будет реализована только после предоставления жилой площади. Превышение ФИО1 23-летнего возраста не может являться основанием для лишения ее гарантированного и нереализованного права на предоставление жилья.

При этом суд учитывает, что гарантированное государством право истицы на предоставление субсидии на приобретение жилья, а в последующем на предоставление жилого помещения по статусу «дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей», не было реализовано не по вине истицы.

В настоящее время ФИО1 имеет в собственности комнату площадью 12,2 кв м в коммунальной <адрес>, предоставленную ей в собственность на основании договора о безвозмездной передаче жилья в собственность от 24.03.2009г., то есть жилое помещение менее учетной нормы, а соответственно является нуждающейся в улучшении жилищных условий.

Обязанность государства по защите детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, вытекает из положений ст.ст. 7, 38 и 39 Конституции РФ. Так, конституционное право на жилище предполагает обязанность создания органами государственной власти и органами местного самоуправления условий для его осуществления.

Признавая необходимость государственной поддержки детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, ст. 39 Конституции РФ предполагает создание для соответствующей категории граждан условий, обеспечивающих их достойную жизнь.

Действительно, закрепление в Конституции РФ обязанности государства по защите детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, не подразумевает право этих граждан на получение мер социальной поддержки без ограничения каким-либо сроком, в течение которого социально незащищенная категория граждан требует особого внимания.

Аналогичная правовая позиция изложена в Обзоре практики рассмотрения судами дел, связанных с обеспечением детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, жилыми помещениями, утвержденном Президиумом Верховного Суда РФ ДД.ММ.ГГГГг., согласно которому до достижения возраста 23 лет дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, и лица из их числа, в целях реализации своего права на обеспечение вне очереди жилыми помещениями должны были встать на учет нуждающихся в получении жилых помещений. По достижении возраста 23 лет указанные граждане уже не могут рассматриваться в качестве лиц, имеющих право на предусмотренные Федеральным законом от ДД.ММ.ГГГГг. N 159-ФЗ меры социальной поддержки, так как они утрачивают одно из установленных законодателем условий получения такой социальной поддержки.

Вместе с тем отсутствие указанных лиц на учете нуждающихся в жилых помещениях без учета конкретных причин, приведших к этому, само по себе не может рассматриваться в качестве безусловного основания для отказа в удовлетворении требования таких лиц о предоставлении им жилого помещения. В случае признания причин, в силу которых истица своевременно не была поставлена на учет в качестве нуждающейся в жилом помещении, уважительными, требование об обеспечении жилым помещением подлежит удовлетворению.

ФИО1 не обеспечена жилым помещением, отсутствие учетного дела в Управлении социальной защиты и семейной политики <адрес> является не виной истца, а следствием ненадлежащего исполнения своих обязанностей органами местного самоуправления.

Поскольку ФИО1 на законном основании была включена органом местного самоуправления в список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, подлежащих обеспечению жилыми помещениями, в список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, подлежащих обеспечению жилыми помещениями, сформированный Управлением социальной защиты и семейной политики <адрес>, в том числе с учетом переданных органом местного самоуправления учетных дел детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, не включена не по своей вине, ее право на получение мер социальной поддержки до настоящего времени не реализовано, суд находит требования ФИО1 подлежащими удовлетворению.

Предоставление ФИО1 благоустроенного применительно к условиям соответствующего населенного пункта жилого помещения специализированного жилищного фонда по договору найма специализированного жилого помещения, отвечающего санитарным нормам, необходимо осуществить с учетом имеющегося у нее в собственности жилого помещения площадью 12,2 кв.м., находящегося в коммунальной <адрес>.

Руководствуясь ст.ст.194-199 ГПК РФ, суд

Р Е Ш И Л :

    Исковые требования ФИО1 удовлетворить.

Обязать администрацию <адрес> передать учетное дело на ФИО1 в Управление социальной защиты и семейной политики <адрес>.

Обязать Управление социальной защиты и семейной политики <адрес> включить в ФИО1 в список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, подлежащих обеспечению жилыми помещениями и предоставить ФИО1 благоустроенное, жилое помещение специализированного жилищного фонда по договору найма специализированного жилого помещения, отвечающее санитарным и техническим правилам и нормам, не менее установленных социальных норм с учетом имеющегося у ФИО1 в собственности жилого помещения площадью 12,2 кв.м., находящегося в коммунальной <адрес>.

Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Тамбовский областной суд, в течение месяца с момента изготовления в окончательной форме через Октябрьский районный суд <адрес>.

Судья- Г.А.Анохина

Мотивированное решение суда изготовлено ДД.ММ.ГГГГ года

Судья- Г.А.Анохина

2-2374/2019

Категория:
Гражданские
Истцы
Орлова Людмила Владимировна
Ответчики
Администрация г.Тамбова
Управление социальной защиты и семейной политики Тамбовской области
Другие
Администрация Тамбовской области
Суд
Октябрьский районный суд г. Тамбов
Дело на сайте суда
sud23.tmb.sudrf.ru
08.04.2020Регистрация иска (заявления, жалобы) в суде
08.04.2020Передача материалов судье
08.04.2020Решение вопроса о принятии иска (заявления, жалобы) к рассмотрению
08.04.2020Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
08.04.2020Подготовка дела (собеседование)
08.04.2020Вынесено определение о назначении дела к судебному разбирательству
08.04.2020Судебное заседание
08.04.2020Судебное заседание
08.04.2020Судебное заседание
08.04.2020Судебное заседание
08.04.2020Судебное заседание
08.04.2020Судебное заседание
08.04.2020Судебное заседание
08.04.2020Судебное заседание
08.04.2020Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме
08.04.2020Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
19.12.2019Дело оформлено
19.12.2019Дело передано в архив
Решение

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее