дело № 2- 7795/2024
УИД: 03RS0017-01-2023-002787-89
Категория: 2.124
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
27 ноября 2024 года г.Стерлитамак РБ
Стерлитамакский городской суд Республики Башкортостан в составе:
председательствующего судьи Мартыновой Л.Н.,
при секретаре Нуриевой А.Р.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску ООО Региональный оператор «Эко-Сити» к Стародубовой Ф.Л. о взыскании задолженности по оплате жилищно-коммунальных услуг,
УСТАНОВИЛ:
ООО Региональный оператор «Эко-Сити» обратилось в суд с иском к Стародубовой Ф.Л. о взыскании задолженности по оплате жилищно-коммунальных услуг. Просит взыскать в пользу ООО Региональный оператор «Эко-Сити» с ответчика задолженность по договору на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами № от 15.01.2020 за период с марта 2020 г. по сентябрь 2022 г. в размере 215 672,37 руб., расходы по оплате государственной пошлины в размере 5357 рублей, на том основании, что ответчик длительное время не выполняет обязательства по оплате коммунальных услуг. Задолженность по оплате жилищно-коммунальных услуг за период с марта 2020 года по сентябрь 2022 года составляет 215 672,37 рублей. Ответчик неоднократно предупреждалась о необходимости погашения задолженности, до настоящего времени задолженность за оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами не погашена.
В судебное заседание представитель истца ООО Региональный оператор «Эко-Сити» не явился, извещен надлежащим образом, представлено заявление о рассмотрении дела в их отсутствие.
В судебное заседание ответчик Стародубова Ф.Л. не явилась, извещена надлежащим образом.
Суд, определив рассмотреть дело в отсутствие не явившихся участников процесса, исследовав и оценив материалы гражданского дела, считает требования обоснованными и подлежащими частичному удовлетворению по следующим основаниям.
В силу положений статьи 56 ГПК Российской Федерации, каждая сторона должна доказать те обстоятельства, на которые она ссылается как на основания своих требований и возражений, если иное не предусмотрено федеральным законом.
В силу положений части 2 статьи 1 Гражданского Кодекса РФ граждане (физические лица) и юридические лица приобретают и осуществляют свои гражданские права своей волей и в своем интересе. Они свободны в установлении своих прав и обязанностей на основании договора и в определении любых, не противоречащих законодательству условий договора.
В соответствии со статьей 8 Гражданского Кодекса РФ гражданские права и обязанности возникают из оснований, предусмотренных законом и иными правовыми актами, а также из действий граждан и юридических лиц, которые хотя и не предусмотрены законом или такими актами, но в силу общих начал и смысла гражданского законодательства порождают гражданские права и обязанности. В соответствии с этим гражданские права и обязанности возникают из договоров и иных сделок, предусмотренных законом, а также из договоров и иных сделок, хотя и не предусмотренных законом, но не противоречащих ему.
В силу пункта 1 статьи 9 данного Кодекса граждане и юридические лица по своему усмотрению осуществляют принадлежащие им гражданские права.
Аналогичные правила содержатся и в статье 421 Гражданского Кодекса РФ согласно которой граждане и юридические лица свободны в заключении договора. Понуждение к заключению договора не допускается, за исключением случаев, когда обязанность заключить договор предусмотрена настоящим Кодексом, законом или добровольно принятым обязательством. Условия договора определяются по усмотрению сторон, кроме случаев, когда содержание соответствующего условия предписано законом или иными правовыми актами (статья 422 Гражданского кодекса Российской Федерации).
Согласно статье 210 Гражданского Кодекса Российской Федерации собственник несет бремя содержания принадлежащего ему имущества.
В соответствии со статьей 153 Жилищного кодекса Российской Федерации граждане и организации обязаны своевременно и полностью вносить плату за жилое помещение и коммунальные услуги. Обязанность по внесению платы за жилое помещение и коммунальные услуги возникает у собственника жилого помещения с момента возникновения права собственности на жилое помещение.
Согласно пункту 2 ст. 154 Жилищного кодекса Российской Федерации 2. Плата за жилое помещение и коммунальные услуги для собственника помещения в многоквартирном доме включает в себя: 1) плату за содержание жилого помещения, включающую в себя плату за услуги, работы по управлению многоквартирным домом, за содержание и текущий ремонт общего имущества в многоквартирном доме, за коммунальные ресурсы, потребляемые при использовании и содержании общего имущества в многоквартирном доме; 2) взнос на капитальный ремонт; 3) плату за коммунальные услуги.
Таким образом, собственник помещения в многоквартирном жилом доме, обязанный его содержать, обязан, в том числе и оплачивать услуги по вывозу и утилизации твердых коммунальных отходов.
К правоотношениям, связанным с оказанием физическим лицам такой услуги, как сбор и вывоз твердых коммунальных отходов применимы правила Гражданского кодекса Российской Федерации (далее ГК РФ) о публичном договоре.
Согласно п. 1 ст. 426 Гражданского Кодекса РФ публичным договором признается договор, заключенный коммерческой организацией и устанавливающий ее обязанности по продаже товаров, выполнению работ или оказанию услуг, которые такая организация по характеру своей деятельности должна осуществлять в отношении каждого, кто к ней обратится (розничная торговля, перевозка транспортом общего пользования, услуги связи, энергоснабжение, медицинское, гостиничное обслуживание и т.п.).
Отношения по предоставлению коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах, собственникам и пользователям жилых домов, их права и обязанности, закреплены в Правилах предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 06.05.2011 № 354.
Все граждане, проживающие в многоквартирных домах, частном секторе, а также юридические лица, индивидуальные предприниматели, от малого и среднего бизнеса, заканчивая крупными предприятиями, обязаны заключить договор на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами с региональным оператором.
Порядок осуществления накопления, сбора, транспортирования, обработки, утилизации, обезвреживания и захоронения твердых коммунальных отходов, заключения договора на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами предусмотрен Правилами обращения с твердыми коммунальными отходами, утвержденными Постановлением Правительства Российской Федерации от 12.11.2016 № 1156.
Судом установлено, что истец ООО Региональный оператор «Эко-Сити» является региональным оператором по обращению с твердыми коммунальными отходами на территории Республики Башкортостан, в зоне номер 3, на основании соглашения, заключенного с Министерством экологии Республики Башкортостан от 23 апреля 2018 года.
Материалами дела подтверждается, что ответчик Стародубова Ф.Л. является собственником нежилого помещения, расположенного по адресу: <адрес> что подтверждается выпиской из Единого государственного реестра прав на недвижимое имущество и сделок с ним от 12 февраля 2021 года.
Собственник жилого дома или части жилого дома согласно части 5 статьи 30 Жилищного кодекса Российской Федерации обязан обеспечивать обращение с твердыми коммунальными отходами путем заключения договора с региональным оператором по обращению с твердыми коммунальными отходами. Под обращением с твердыми коммунальными отходами для целей названного Кодекса и иных актов жилищного законодательства понимаются транспортирование, обезвреживание, захоронение твердых коммунальных отходов.
Собственник несет расходы на их содержание и ремонт, а также оплачивают коммунальные услуги, к которым отнесено обращение с твердыми коммунальными отходами, в соответствии с договорами, заключенными с лицами, осуществляющими соответствующие виды деятельности (п. п. 3 и 4 ст. 154 Жилищного кодекса Российской Федерации).
Федеральный закон от 24.06.1998 N 89-ФЗ "Об отходах производства и потребления" устанавливает, что региональные операторы заключают договоры на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами с собственниками твердых коммунальных отходов, если иное не предусмотрено законодательством Российской Федерации. Договор на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами является публичным для регионального оператора (пункт 1 статьи 24.7).
Согласно части 4 вышеприведенной статьи 24.7 Федерального закона от 24.06.1998 № 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления» собственники твердых коммунальных отходов обязаны заключит ь договор на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами с региональным оператором, в зоне деятельности которого образуются твердые коммунальные отходы и находятся места их накопления.
Договор заключается посредством направления оферты (предложения заключить договор) одной из сторон, в частности публичной, и ее акцепта (принятия предложения) другой стороной (п. 2 ст. 432 ГК РФ). При этом публичной офертой признается предложение, содержащее все существенные условия договора предложение, из которого усматривается воля лица, делающего предложение, заключить договор на указанных в предложении условиях с любым, кто отзовется (п. 2 ст. 437 ГК РФ).
Региональный оператор заключает договоры на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами в порядке, установленном разделом I(1) Правил обращения с твердыми коммунальными отходами, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 12.11.2016 № 1156 «Об обращении с твердыми коммунальными отходами и внесении изменений в постановление Правительства Российской Федерации от 28.08.2008 № 641» (далее - Правила обращения с ТКО).
Из содержания п. 8(4) раздела I(1) Правил следует, что основанием для заключения договора на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами является заявка потребителя или его законного представителя в письменной форме на заключение такого договора, подписанная потребителем или лицом, действующим от имени потребителя на основании доверенности (далее - заявка потребителя), либо предложение регионального оператора о заключении договора на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами.
В соответствии с абз. 3, 4 п. 8(17) раздела I(1) Правил потребитель в течение 15 рабочих дней со дня размещения региональным оператором предложения о заключении договора на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами направляет региональному оператору заявку потребителя и документы в соответствии с пунктами 8(5) - 8(7) настоящих Правил. Заявка потребителя рассматривается в порядке, предусмотренном пунктами 8(8) - 8(16) настоящих Правил.
В случае если потребитель не направил региональному оператору заявку потребителя и документы в соответствии с пунктами 8(5) - 8(7) раздела I(1) настоящих Правил в указанный срок, договор на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами считается заключенным на условиях типового договора и вступившим в силу на 16-й рабочий день после размещения региональным оператором предложения о заключении указанного договора на своем официальном сайте в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет».
Предложение ООО Региональный оператор «Эко-Сити» по обращению с твердыми коммунальными отходами - о заключении договора на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами, адресованное потребителям, вместе с проектом договора, содержащим существенное условие для данного вида договора предмет договора (определенная деятельность исполнителя услуг), размещены в официальном сайте регионального оператора https://roecocity.ru/.
Договор на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами заключается в соответствии с типовым договором, утвержденным Правительством Российской Федерации. Такой договор является публичным для регионального оператора по обращению с твердыми коммунальными отходами. Региональный оператор не вправе отказать в заключении договора собственнику твердых коммунальных отходов, которые образуются и места накопления которых находятся в зоне его деятельности.
Обязанность по оплате услуги по обращению с твердыми коммунальными отходами наступает при оказании региональным оператором услуги по обращению с твердыми коммунальными отходами, независимо от наличия письменного договора на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами.
Из материалов дела следует, что 31.12.2019 собственник нежилого помещения Стародубова Ф.Л. направила в ООО РО « Эко-Сити» заявку, в которой просил заключить договор на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами объекта, расположенного по адресу: <данные изъяты> общей площадью № кв.м., <адрес> РБ.
17.01.2020 собственник нежилого помещения Стародубова Ф.Л. получила на руки оформленный и подписанный со стороны ООО РО « Эко-Сити» договор № от 15.01.2020 на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами, по условиям которого, как потребитель услуг, обязался оплачивать услуги регионального оператора по цене, определенной в пределах утвержденного и установленном порядке единого тарифа на услуги регионального оператора.
В соответствии со ст. 309 Гражданского Кодекса РФ обязательства должны исполняться надлежащим образом в соответствии с условиями обязательства и требованиями закона, иных правовых актов, а при отсутствии таких условий и требований - в соответствии с обычаями или иными обычно предъявляемыми требованиями.
В силу ст. 310 Гражданского Кодекса РФ односторонний отказ от исполнения обязательства и одностороннее изменение его условий не допускаются, за исключением случаев, предусмотренных настоящим Кодексом, другими законами или иными правовыми актами.
Материалами дела подтверждается, что в период с марта 2020 года по сентябрь 2022 года по месту нахождения контейнера МКД, установленного возле нежилого помещения оказывается коммунальная услуга по обращению с твердыми коммунальными отходами, предоставляемая ООО Региональный оператор «Эко-Сити», однако потребителем услуг - собственником нежилого помещения Стародубовой Ф.Л. оплата услуг не производится.
Сведений о заключении Стародубовой Ф.Л. каких - либо договоров о предоставлении коммунальной услуги по обращению с твердыми коммунальными отходами с иными организациями суду не представлено. При этом, иных способов утилизации твердых коммунальных отходов законом не предусмотрено.
Согласно представленного истцом расчета за период с марта 2020 года по сентябрь 2022 года задолженность ответчика Стародубовой Ф.Л. по оплате коммунальной услуги по обращению с твердыми коммунальными отходами составила в общем размере 215 672,37 руб. Указанный расчет задолженности судом проверен и признан арифметически верным, поскольку цена за коммунальную услугу по обращению с твердыми коммунальными отходами определена с учетом ежемесячного объема ТКО по объекту нежилого помещения.
Согласно представленного расчета истца, задолженность по оплате коммунальной услуги по обращению с твердыми коммунальными отходами по спорному жилому помещению за указанный период с учетом изменения норматива и применения норматива 0,14 м3/год на основании Постановления Правительства РБ от 09.04.2024 № 138, расчет за период с марта 2020 по сентябрь 2022 по договору № 15.01.2020 составила 49 607,50 руб.
Указанный расчет судом проверен и признан обоснованным.
Согласно положениям статьи 443 ГПК РФ в случае отмены решения суда, приведенного в исполнение, и принятия после нового рассмотрения дела решения суда об отказе в иске полностью или в части либо определения о прекращении производства по делу или об оставлении заявления без рассмотрения ответчику должно быть возвращено все то, что было с него взыскано в пользу истца по отмененному решению суда (поворот исполнения решения суда).
В силу части 1 статьи 444 указанного кодекса суд, которому дело передано на новое рассмотрение, обязан по своей инициативе рассмотреть вопрос о повороте исполнения решения суда и разрешить дело в новом решении или новом определении суда.
По смыслу приведенных норм, поворот исполнения представляет собой систему юридических действий, совершаемых с целью возвращения сторон спора в прежнее положение, существовавшее до вынесения судебного акта и его исполнения.
Удовлетворяя исковые требования частично, суд принимает во внимание, что заочное решение Стерлитамакского городского суда от 30.05.2023 по гражданскому делу № 2-4454/2023 по исковому заявлению ООО Региональный оператор «Эко-Сити» к Стародубовой Ф.Л. о взыскании задолженности по оплате жилищно-коммунальных услуг, отменено.
Вместе с тем, суду представлена копия исполнительного производства, 02.10.2023 из которого следует, что судебным приставом-исполнителем Стерлитамакского городского отдела УФССП по РБ возбуждено исполнительное производство №-ИП от 02.10.2023 по делу № 2-4454/2023 предмет исполнения: задолженность по платежам по обращению с твердыми коммунальными отходами в размере 221 029,37 руб.
15.02.2024 судебным приставом-исполнителем Стерлитамакского городского отдела УФССП по РБ вынесено постановление об окончании исполнительно производства. Сумма, взысканная по ИП на момент завершения, составила 221 029,37 руб.
В этой связи, сумма в размере 166 064,87 руб. подлежит возврату Стародубовой Ф.Л. (215 672,37 руб. взыскано по ИП -49 607,50 руб. взыскано по решению), а решение в части взыскания задолженности в размере 49 607,50 руб. исполнению не подлежит, в связи с его исполнением.
Согласно ст.88 ГПК РФ судебные расходы состоят из государственной пошлины и издержек, связанных с рассмотрением дела.
В соответствии со ст. 98 ГПК РФ стороне, в пользу которой состоялось решение суда, суд присуждает возместить с другой стороны все понесенные по делу судебные расходы. В случае, если иск удовлетворен частично, указанные в настоящей статье судебные расходы присуждаются истцу пропорционально размеру удовлетворенных судом исковых требований, а ответчику пропорционально той части исковых требований, в которой истцу отказано.
Пропорционально размеру удовлетворенных требований, с ответчика Стародубовой Ф.Л. в пользу истца ООО Региональный оператор «Эко-Сити» подлежат взысканию понесенные судебные расходы по оплате государственной пошлины в размере 1 688,22 руб.
На основании изложенного и руководствуясь ст.ст. 194-199 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд
Р Е Ш И Л:
Исковые требования ООО Региональный оператор «Эко-Сити» к Стародубовой Ф.Л. о взыскании задолженности по оплате жилищно-коммунальных услуг - удовлетворить.
Взыскать со Стародубовой ФИО6 (№) в пользу Общества с ограниченной ответственностью Региональный оператор «Эко-Сити» (ИНН 0261027092) задолженность по договору оказания услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами № от 15.01.2020 за период с марта 2020 г. по сентябрь 2022г. в размере 49 607,50 рублей, расходы по оплате государственной пошлины в размере 1 688,22 рублей (решение исполнению не подлежит).
Произвести поворот исполнения решения Стерлитамакского городского суда от 05 июля 2023 года по гражданскому делу № 2-4454/2023 по исковому заявлению ООО Региональный оператор «Эко-Сити» к Стародубовой Ф.Л. о взыскании задолженности по оплате жилищно-коммунальных услуг.
Взыскать с Общества с ограниченной ответственностью Региональный оператор « Эко-Сити» (ИНН 0261027092) в пользу Стародубовой ФИО6 (№) денежные средства, полученные по решению Стерлитамакского городского суда Республики Башкортостан от 30 мая 2023 в размере 166 064,87 рубля.
Решение может быть обжаловано в Верховный Суд Республики Башкортостан в течение одного месяца путем подачи апелляционной жалобы через Стерлитамакский городской суд со дня его принятия в окончательной форме (02 декабря 2024 г.).
Судья: подпись
Копия верна. Судья: Л.Н. Мартынова