Дело №2-3491/2017 10 июля 2017 года
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
Московский районный суд Санкт-Петербурга в составе
председательствующего судьи Лемеховой Т.Л.
при секретаре Юсифовой Г.М.к.
рассмотрев в открытом судебном заседании дело по иску А. к ЖСК «Смоленский» о взыскании процентов за пользование чужими денежными средствами,
УСТАНОВИЛ:
Истица А. обратилась в суд с иском к ЖСК «Смоленский» о взыскании процентов за пользование чужими денежными средствами в размере 2 417 775,70 руб.
В обоснование указывала, что заключила с ответчиком 17.07.2013г. договор паевого взноса, по условиям которого внесла паевой и вступительный взнос в кооператив за квартиру, которая должна была быть введена в эксплуатацию не позднее ДД.ММ.ГГГГ и передана ей по акту приема-передачи с учетом совокупности всех предусмотренных договором сроков не позднее ДД.ММ.ГГГГ; вместе с тем, до настоящего времени обязательства ответчика по передачей истице квартиры не исполнены, поэтому в силу ч.1 ст.395 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее – ГК РФ) в ее пользу подлежат взысканию проценты за пользование чужими денежными средствами.
Представитель истицы А. по доверенности К. в судебное заседание явился, исковые требования поддержал.
Представитель ответчика ЖСК «Смоленский» по доверенности Ш. в судебное заседание явился, высказать позицию относительно заявленных требований затруднился.
Выслушав объяснения участников процесса, изучив материалы дела, суд приходит к следующему.
Из материалов дела следует, что 17.07.2013г. между ООО «Лидер Групп», действующим в качестве агента от имени и по поручению ЖСК «Смоленский», и А. был заключен договор паевого взноса №в-СМф/07-13Г, по условиям п.1.1 которого пайщик вносит в кооператив паевой и иные взносы, являющиеся условием членства в кооперативе и основанием получения пайщиком в собственность жилого помещения в строящемся многоквартирном доме со встроено-пристроенными помещениями, с подземным паркингом на земельном участке, расположенном по адресу: Санкт-Петербург, <адрес>, лит.А. Права кооператива на квартиру возникаю из инвестиционного договора №-И/06-10 от 23.06.2010г., заключенного кооперативом с ООО «Смоленское» (далее – застройщик) (л.д.11-19).
Согласно п.1 ст.1005 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее – ГК РФ) по сделке, совершенной агентом с третьим лицом от имени и за счет принципала, права и обязанности возникают непосредственно у принципала.
Таким образом, права и обязанности по заключенному с А. договору паевого взноса возникают непосредственно у ЖСК «Смоленский», а не у ООО «Лидер Групп».
В силу положений п.1.2 данного договора ориентировочный срок ввода объекта в эксплуатацию – IV квартал 2013 года.
При этом, как следует из представленного суду акта приема-передачи квартиры от 09.02.2017г., квартира была передана истице по акту приема-передачи только в 09.02.2017г., т.е. с нарушением установленного договором срока.
Заявляя требования о взыскании процентов за пользование чужими денежными средства за нарушение срока передачи квартиры, А. ссылается на положения ст.395 ГК РФ.
Согласно п.1 ст.395 ГК РФ в случаях неправомерного удержания денежных средств, уклонения от их возврата, иной просрочки в их уплате подлежат уплате проценты на сумму долга. Размер процентов определяется ключевой ставкой Банка России, действовавшей в соответствующие периоды. Эти правила применяются, если иной размер процентов не установлен законом или договором.
При этом, как разъяснил Верховный Суд Российской Федерации в п.37 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 24.03.2016г. № «О применении судами некоторых положений Гражданского кодекса Российской Федерации об ответственности за нарушение обязательств», поскольку статья 395 ГК РФ предусматривает последствия неисполнения или просрочки исполнения именно денежного обязательства, положения указанной нормы не применяются к отношениям сторон, не связанным с использованием денег в качестве средства платежа (средства погашения денежного долга).
Учитывая, что обязательство ЖСК «Смоленский» по передаче квартиры не является денежным, оснований для взыскания с ответчика за ненадлежащее исполнение данного обязательства процентов по ст.395 ГК РФ, по мнению суда, не имеется.
При этом, суд также принимает во внимание, что положения Федерального закона №214-ФЗ распространяются на отношения граждан и организаций, возникающие на основании договоров участия в долевом строительстве, при этом, привлечение денежных средств для строительства жилищно-строительными и жилищно-накопительными кооперативами регламентируется иными нормами, регулирующими деятельность таких кооперативов.
В частности, правоотношения граждан – членов жилищно-строительного кооператива и жилищно-строительного кооператива, включая объем и характер гражданско-правовой ответственности сторон, регулируются только нормами Жилищного кодекса Российской Федерации (далее – ЖК РФ), уставом кооператива либо заключенным между пайщиком и ЖСК договором.
Согласно ч.3 ст.110 ЖК РФ члены жилищно-строительного кооператива своими средствами участвуют в строительстве, реконструкции и последующем содержании многоквартирного дома. Жилищно-строительный кооператив в соответствии с законодательством о градостроительной деятельности выступает в качестве застройщика и обеспечивает на принадлежащем ему земельном участке строительство, реконструкцию многоквартирного дома в соответствии с выданным такому кооперативу разрешением на строительство.
При этом, положениями ст.110 ЖК РФ не предусмотрены какие-либо последствия за нарушение изложенных в ней требований со стороны жилищно-строительных кооперативов.
Учитывая изложенное, поскольку заключение между А. и ЖСК «Смоленский» в лице агента ООО «Лидер Групп» договора паевого взноса №в-СМф/07-13Г от 17.07.2013г. по существу является юридическим закреплением участия А. как члена жилищно-строительного кооператива в строительстве многоквартирного дома с целью удовлетворения потребности в жилье, суд полагает, что основания для применения к возникшим между сторонами правоотношениям в части взыскания неустойки за нарушение сроков передачи объекта долевого строительства положений Федерального закона №214-ФЗ от 30.12.2004г. также отсутствуют.
Одновременно, поскольку ЖК РФ или заключенный между сторонами договор не предусматривает выплаты кооперативом истцу какой-либо неустойки или компенсации за нарушение срока передачи квартиры, суд приходит к выводу о том, что на основании норм ЖК РФ или заключенного между сторонами договора компенсация за нарушение срока передачи истице квартиры также взысканию не подлежит.
Аналогичная правовая позиция содержится в п.11 Обзора практики разрешения судами споров, возникающих в связи с участием граждан в долевом строительстве многоквартирных домов и иных объектов недвижимости, утвержденного Президиумом Верховного Суда Российской Федерации 04.12.2013г. (в редакции от 04.03.2015г.).
На основании изложенного, руководствуясь ст.199 ГПК РФ, суд
РЕШИЛ:
В удовлетворении исковых требований А. к ЖСК «Смоленский» о взыскании процентов за пользование чужими денежными средствами – отказать.
На решение может быть подана апелляционная жалоба в Санкт-Петербургский городской суд через Московский районный суд Санкт-Петербурга в течение одного месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме.