Дело № 2-1-807/2019
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
3 октября 2019 г. г. Мценск
Мценский районный суд Орловской области в составе председательствующего судьи Ноздриной О.О.,
с участием истца Поликарпова А.Г., представителя ответчика Казенного учреждения Орловской области «Областной центр социальной защиты населения» - Пехтерева В.Н.,
при ведении протокола судебного заседания секретарем Пугачевой С.В.,
рассмотрев в открытом судебном заседании в помещении Мценского районного суда гражданское дело по иску Поликарпова А.Г. к Казенному учреждению Орловской области «Областной центр социальной защиты населения» о восстановлении нарушенного права,
установил:
Поликарпов А.Г. обратился в суд с иском к филиалу по г. Мценску казенного учреждения Орловской области «Областной центр социальной защиты населения» о восстановлении нарушенного права.
В обоснование заявленных требований истец указал, что ему предоставляется субсидия на оплату жилого помещения и коммунальных услуг в порядке, предусмотренном статьей 159 ЖК РФ. Несмотря на повышение уровня цен на оплату коммунальных услуг, размер субсидии, рассчитанный ему на период с 1 июля 2019 г. по 31 декабря 2019 г. снизился по сравнению с размером субсидии, полученной им в предшествующий период с 1 января 2019 г. по 30 июня 2019 г.
Ссылаясь на данные обстоятельства, истец просит обязать ответчика произвести перерасчет размера субсидии за период с 1 июля 2019 г. по 31 декабря 2019 г. в соответствии с ростом цен на оплату коммунальных услуг.
В ходе рассмотрения дела ненадлежащий ответчик филиал по г. Мценску казенного учреждения Орловской области «Областной центр социальной защиты населения» был заменен надлежащим, и в качестве надлежащего ответчика привлечено Казенное учреждение Орловской области «Областной центр социальной защиты населения».
В судебном заседании истец Поликарпов А.Г. поддержал заявленные требования.
Представитель ответчика Казенного учреждения Орловской области «Областной центр социальной защиты населения» - Пехтерев В.Н. иск не признал. Пояснил, что размер субсидии определен истцу в порядке, установленном Постановлением Правительства Российской Федерации от 14 декабря 2005 г. № 761 «О предоставлении субсидий на оплату жилого помещения и коммунальных услуг».
Выслушав стороны, исследовав материалы дела, суд приходит к следующему.
В соответствии с частями 1, 2, 3, 7, 8 статьи 159 Жилищного кодекса Российской Федерации субсидии на оплату жилого помещения и коммунальных услуг (далее - субсидии) предоставляются гражданам в случае, если их расходы на оплату жилого помещения и коммунальных услуг, рассчитанные исходя из размера регионального стандарта нормативной площади жилого помещения, используемой для расчета субсидий, и размера регионального стандарта стоимости жилищно-коммунальных услуг, устанавливаемого по правилам части 6 настоящей статьи, превышают величину, соответствующую максимально допустимой доле расходов граждан на оплату жилого помещения и коммунальных услуг в совокупном доходе семьи. Размеры региональных стандартов нормативной площади жилого помещения, используемой для расчета субсидий, стоимости жилищно-коммунальных услуг и максимально допустимой доли расходов граждан на оплату жилого помещения и коммунальных услуг в совокупном доходе семьи устанавливаются субъектом Российской Федерации. Для семей со среднедушевым доходом ниже установленного прожиточного минимума максимально допустимая доля расходов уменьшается в соответствии с поправочным коэффициентом, равным отношению среднедушевого дохода семьи к прожиточному минимуму.
Право на субсидии имеют, в частности, граждане - собственники жилых помещений.
Субсидии предоставляются органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации или управомоченным им учреждением гражданам, указанным в части 2 настоящей статьи, на основании их заявлений с учетом постоянно проживающих совместно с ними членов их семей.
Порядок определения размера субсидий и порядок их предоставления, перечень прилагаемых к заявлению документов, условия приостановки и прекращения предоставления субсидий, порядок определения состава семьи получателя субсидии и исчисления совокупного дохода такой семьи, а также особенности предоставления субсидий отдельным категориям граждан устанавливаются Правительством Российской Федерации.
Финансирование расходов на предоставление субсидий осуществляется из бюджетов субъектов Российской Федерации.
Порядок определения размера субсидий и порядок их предоставления установлен Правилами предоставления субсидий на оплату жилого помещения и коммунальных услуг, утвержденными Постановлением Правительства РФ от 14.12.2005 N 761 «О предоставлении субсидий на оплату жилого помещения и коммунальных услуг» (далее Правила).
В соответствии с пунктом 2 указанных Правил субсидии предоставляются гражданам в случае, если их расходы на оплату жилого помещения и коммунальных услуг, рассчитанные исходя из размера региональных стандартов нормативной площади жилого помещения, используемой для расчета субсидий, и размера региональных стандартов стоимости жилищно-коммунальных услуг, превышают величину, соответствующую максимально допустимой доле расходов граждан на оплату жилого помещения и коммунальных услуг в совокупном доходе семьи. При этом для семей со среднедушевым доходом ниже установленного прожиточного минимума максимально допустимая доля расходов уменьшается в соответствии с поправочным коэффициентом, равным отношению среднедушевого дохода семьи к прожиточному минимуму.
В силу пункта 7 Правил решения о предоставлении субсидий принимаются органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации или управомоченным им государственным учреждением, а в отношении лиц, указанных в пункте 51 настоящих Правил, - федеральными органами исполнительной власти (федеральными государственными органами), в которых законом предусмотрена военная служба.
Согласно пунктам 23, 24 Правил при среднедушевом доходе семьи ниже прожиточного минимума, установленного органами государственной власти субъекта Российской Федерации в соответствии с законодательством Российской Федерации, размер субсидии определяется по формуле:
где: С2 - размер субсидии (в рублях); ССЖКУр - размер установленного для муниципального образования регионального стандарта стоимости жилищно-коммунальных услуг на одного члена семьи для семей разной численности (в рублях); n - количество лиц, входящих в состав семьи заявителя, определяемых в соответствии с пунктом 18 настоящих Правил; МДДр - региональный стандарт максимально допустимой доли расходов граждан на оплату жилого помещения и коммунальных услуг в совокупном доходе семьи (в процентах); Д - совокупный доход семьи (в рублях), исчисленный в порядке, установленном пунктом 40 настоящих Правил; К - поправочный коэффициент, рассчитанный по формуле:
где: СД - среднедушевой доход семьи (в рублях), исчисленный в соответствии с пунктом 39 настоящих Правил; ПМ - величина прожиточного минимума семьи заявителя (в рублях), определяемая в соответствии с пунктом 26 настоящих Правил.
В соответствии с пунктом 26 Правил величина прожиточного минимума семьи заявителя определяется с учетом действующих в субъекте Российской Федерации на момент обращения за субсидией прожиточных минимумов для граждан различных социально-демографических групп по формуле:
где: ПМ - величина прожиточного минимума (в рублях); ПМтн - величина прожиточного минимума для трудоспособного населения; ПМп - величина прожиточного минимума для пенсионеров; ПМд - величина прожиточного минимума для детей; nтн - количество лиц из состава семьи заявителя, принадлежащих к социально-демографической группе трудоспособного населения; nп - количество лиц из состава семьи заявителя, принадлежащих к социально-демографической группе пенсионеров; nд - количество лиц из состава семьи заявителя, принадлежащих к социально-демографической группе детей.
Пунктами 32, 34, 35, 37 и 39 Правил установлен порядок исчисления совокупного дохода семьи или одиноко проживающего гражданина, среднемесячного дохода каждого члена семьи или одиноко проживающего гражданина и среднедушевого дохода семьи в расчетном периоде в целях предоставления субсидии.
В соответствии с пунктами 41, 66 Правил гражданам и (или) членам их семьи, имеющим право на субсидии в соответствии с пунктами 2, 3 и 5 настоящих Правил, предоставляется одна субсидия на жилое помещение, в котором они проживают.
Субсидия предоставляется сроком на 6 месяцев.
Финансирование расходов на предоставление субсидий осуществляется из бюджетов субъектов Российской Федерации.
В соответствии с Пунктами 27, 27(1), 29(2), 49 Правил размер предоставляемой субсидии не должен превышать фактические расходы семьи на оплату жилого помещения и коммунальных услуг.
В случае предоставления получателю субсидии и (или) членам его семьи мер социальной поддержки по оплате жилого помещения и коммунальных услуг в виде денежных выплат и (или) компенсаций размер предоставляемой субсидии не должен превышать фактических расходов, уменьшенных на размер предоставленных мер социальной поддержки.
Получатель субсидии не позднее 10 рабочих дней со дня истечения срока предоставления субсидии представляет уполномоченному органу документы или их копии, подтверждающие фактические расходы на оплату жилого помещения и коммунальных услуг, понесенные ежемесячно в течение срока получения последней субсидии.
Уполномоченный орган в течение 5 рабочих дней со дня представления получателем субсидии документов, указанных в пункте 27 настоящих Правил, производит сравнение размера предоставленной субсидии с фактическими расходами на оплату жилого помещения и коммунальных услуг получателей субсидий.
В случае если размер субсидии превысил фактические расходы семьи на оплату жилого помещения и коммунальных услуг, возврат средств в размере превышения производится в порядке, установленном пунктом 49 настоящих Правил, которым предусмотрено, что необоснованно полученные в качестве субсидии средства засчитываются в счет будущей субсидии, а при отсутствии права на получение субсидии в последующие месяцы эти средства добровольно возвращаются получателем субсидии в бюджет, из которого была предоставлена субсидия. При отказе от добровольного возврата указанных средств они по иску уполномоченного органа истребуются в судебном порядке в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Судом установлено и подтверждается материалами дела, что Поликарпов А.Г. является получателем субсидии на оплату жилого помещения и коммунальных услуг, предоставляемой ему в порядке, установленном статьей 159 Жилищного кодекса Российской Федерации.
Как следует из расчета, представленного ответчиком, и приложенных к нему документов (л.д. 12-13, 24-88) размер субсидии за период с 1 января по 30 июня 2019 г., и на период с 1 июля по 31 декабря 2019 г. определен ответчиком в соответствии с приведенными выше нормами Правил предоставления субсидий на оплату жилого помещения и коммунальных услуг, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 14.12.2005 N 761 «О предоставлении субсидий на оплату жилого помещения и коммунальных услуг», нормами статей 5, 6 - 12 Федерального закона «О порядке учета доходов и расчета среднедушевого дохода семьи и дохода одиноко проживающего гражданина для признания их малоимущими и оказания им государственной социальной помощи»; пункта 1 Перечня видов доходов, учитываемых при расчете среднедушевого дохода семьи и дохода одиноко проживающего гражданина для оказания им государственной социальной помощи, утвержденного Постановлением Правительства Российской Федерации от 20 августа 2003 г. N 512; Постановлений Правительства Орловской области об установлении величины прожиточного минимума в Орловской области на душу населения и по основным социально-демографическим группам населения в Орловской области, действующих в спорные периоды; Постановления Правительства Орловской области № 124 от 27 апреля 2011 г. «О региональных стандартах стоимости жилищно-коммунальных услуг, нормативной площади жилого помещения, используемой для расчета субсидий на оплату жилого помещения и коммунальных услуг, максимально допустимой доли расходов граждан на оплату жилого помещения и коммунальных услуг в совокупном доходе семьи» в редакции, действующей в спорные периоды, а также с учетом фактических расходов истца на оплату жилого помещения и коммунальных услуг и размера предоставленных истцу мер социальной поддержки в виде ежемесячной компенсации расходов по оплате жилого помещения и коммунальных услуг в соответствии с Федеральным законом № 181-ФЗ от 24 ноября 1995 г. «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации».
При этом истцом не приведены мотивы, по которым он считает расчет, представленный ответчиком, неправильным.
Доводы истца о том, что размер субсидии должен быть повышен, не основан на нормах права, поэтому отклоняются судом.
При таких обстоятельствах оснований для удовлетворения иска Поликарпова А.Г. не имеется.
Руководствуясь статьями 194-198 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд
решил:
В удовлетворении иска Поликарпова А.Г. к Казенному учреждению Орловской области «Областной центр социальной защиты населения» о восстановлении нарушенного права отказать.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Орловский областной суд через Мценский районный суд в течение месяца со дня его принятия в окончательной форме.
Мотивированное решение изготовлено 8 октября 2019 г.
Судья О.О. Ноздрина