46RS0030-01-2019-007740-05
Дело № 2-5453/11-2020 г.
Р Е Ш Е Н И Е
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
09 ноября 2020 г. г. Курск
Ленинский районный суд г. Курска в составе:
председательствующего судьи Шуровой Л.И.,
при секретаре Рудской Ю.Э.
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Громенко Елены Николаевны к Государственному учреждению – Управлению Пенсионного Фонда Российской Федерации в Курской области (межрайонному) об обязании засчитать в специальный стаж, дающий право на досрочное назначение страховой пенсии по старости в связи с осуществлением лечебной и иной деятельности по охране здоровья населения в учреждениях здравоохранения, периоды работы и нахождения на курсах повышения квалификации
УСТАНОВИЛ :
Громенко Е.Н. обратилась в пенсионный орган с заявлением о назначении ей досрочной страховой пенсии по старости в связи с осуществлением лечебной и иной деятельности по охране здоровья населения в учреждениях здравоохранения.
Решением Управления пенсионного фонда РФ в Курской области ( межрайонного) № от ДД.ММ.ГГГГ Громенко Е.Н. в назначении досрочной страховой пенсии отказано ввиду отсутствия требуемого специального стажа.
Оспаривая решение пенсионного органа, Громенко Е.Н. обратилась в суд с иском, с учетом уточнений просила суд:
- обязать Государственное учреждение – Управление Пенсионного Фонда Российской Федерации в Курской области ( межрайонное) засчитать ей в специальный стаж, дающий право на досрочное назначение страховой пенсии по старости в связи с осуществлением лечебной и иной деятельности по охране здоровья населения в учреждениях здравоохранения следующие периоды:
- период работы: с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ - в должности фельдшера пункта скорой помощи Кореневского районного территориального медицинского объединения ( РТМО) в льготном порядке как один ( 1) год работы за один ( 1) год и три ( 3) месяца
- периоды нахождения на курсах повышения квалификации: с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ в календарном порядке.
- Взыскать с ответчика в ее пользу расходы по уплате государственной пошлины в размере 300 рублей.
Истец Громенко Е.Н., надлежащим образом извещенная о времени и месте судебного разбирательства, в суд не явилась.
Представитель истца Громенко Е.Н. - по ордеру Сергеева С.В. в судебном заседании уточненные исковые требования Громенко Е.Н. поддержала в полном объеме по основаниям, изложенным в иске, просила удовлетворить
Представитель ответчика - Государственного учреждения – Управления Пенсионного Фонда Российской Федерации в Курской области ( межрайонного) - по доверенности ФИО8 в судебном заседании возражала относительно удовлетворения иска Громенко Е.Н. по основаниям, изложенным в решении пенсионного органа.
Выслушав участвующих в деле лиц, исследовав письменные материалы дела, суд приходит к следующему.
В судебном заседании установлено, что Громенко Е.Н. обратилась в пенсионный орган с заявлением о назначении ей досрочной страховой пенсии по старости в связи с осуществлением лечебной и иной деятельности по охране здоровья населения в учреждениях здравоохранения.
Решением Управления пенсионного фонда РФ в Курской области ( межрайонного) № от ДД.ММ.ГГГГ Громенко Е.Н. в назначении досрочной страховой пенсии отказано ввиду отсутствия требуемого специального стажа.
При этом специальный стаж истца подсчитывался по 3-м вариантам:
- в соответствии с Правилами и Списками от ДД.ММ.ГГГГ № подтверждено документально 19 лет 05 месяцев 02 дня,
- по нормам законодательства, вступившего в силу с ДД.ММ.ГГГГ, подтверждено документально 19 лет 05 месяцев 02 дня,
- в соответствии с законодательством, действовавшим по состоянию на ДД.ММ.ГГГГ, подтверждено документально 19 лет 05 месяцев 02 дня.
По всем 3-м вариантам в специальный стаж истца не включены периоды нахождения на курсах повышения квалификации и не засчитан в льготном порядке как один ( 1) год работы за один ( 1) год и три ( 3) месяца период работы в должности фельдшера пункта скорой помощи Кореневского районного территориального медицинского объединения ( РТМО)
По мнению суда, пенсионным органом необоснованно не включен в специальный стаж истца период её работы с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ - в должности фельдшера пункта скорой помощи Кореневского районного территориального медицинского объединения ( РТМО) в льготном порядке как один ( 1) год работы за один ( 1) год и три ( 3) месяца
В соответствии со статьей 8 Закона № 400-ФЗ, право на страховую пенсию по старости имеют мужчины, достигшие возраста 65 лет, и женщины, достигшие возраста 60 лет.
Статьей 30 указанного закона предусмотрено сохранение права на досрочное назначение страховой пенсии, согласно поди. 20 п.1 которой право на досрочное назначение страховой пенсии установлено лицам, осуществлявшим лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения в учреждениях здравоохранения не менее 25 '
лет в сельской местности и поселках городского типа и не менее 30 лет в городах, сельской местности и поселках городского типа либо только в городах, независимо от их возраста, с применением положений части 1.1 настоящей статьи.
Согласно ч. 2 ст. 30 Закона № 400-ФЗ Списки соответствующих работ, производств, профессий, должностей, специальностей и учреждений (организаций), с учетом которых назначается страховая пенсия по старости в соответствии с частью 1 настоящей статьи, правила исчисления периодов работы (деятельности) и назначения указанной пенсии при необходимости утверждаются Правительством Российской Федерации. Периоды работы (деятельности), имевшие место до дня вступления в силу настоящего Федерального закона, могут исчисляться с применением правил исчисления, предусмотренных законодательством, действовавшим при назначении пенсии в период выполнения данной работы (деятельности).
Постановлением Правительства РФ от 16.07.2014 г. 665 «О Списках работ, производств, профессий, должностей, специальностей и учреждений (организаций), с учетом которых досрочно назначается страховая пенсия по старости, и правилах исчисления периодов работы (деятельности), дающей право на досрочное пенсионное обеспечение» установлено, что при досрочном назначении страховой пенсии по старости лицам, осуществлявшим лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения в учреждениях здравоохранения применяются:
список должностей и учреждений, работа в которых засчитывается в стаж работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости лицам, осуществлявшим лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения в учреждениях здравоохранения, в соответствии с подпунктом 20 пункта 1 статьи 27 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации", утвержденный постановлением Правительства Российской Федерации от 29 октября 2002 г. N 781 "О списках работ, профессий, должностей, специальностей и учреждений, с учетом которых досрочно назначается трудовая пенсия по старости в соответствии со статьей 27 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации", и об утверждении правил исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости в соответствии со статьей 27 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации";
Список должностей, работа в которых засчитывается в выслугу, дающую право на пенсию за выслугу лет в связи с лечебной и иной работой по охране здоровья населения, утвержденный постановлением Правительства Российской Федерации от 22 сентября 1999 г. N 1066 "Об утверждении Списка должностей, работа в которых засчитывается в выслугу, дающую право на пенсию за выслугу лет в связи с лечебной и иной работой по охране здоровья населения, и Правил исчисления сроков выслуги для назначения пенсии за выслугу лет в связи с лечебной и иной работой по охране здоровья населения", - для учета соответствующей деятельности, имевшей место в период с 1 ноября 1999 г. по 31 декабря 2001 г. включительно;
Список профессий и должностей работников здравоохранения и санитарно- эпидемиологических учреждений, лечебная и иная работа которых по охране здоровья населения дает право на пенсию за выслугу лет, утвержденный постановлением Совета Министров РСФСР от 6 сентября 1991 г. N 464 "Об утверждении Списка профессий и должностей работников здравоохранения и санитарно-эпидемиологических учреждений, лечебная и иная работа которых по охране здоровья населения дает право на пенсию за выслугу лет", с применением положений абзацев четвертого и пятого пункта 2 указанного постановления, - для учета соответствующей деятельности, имевшей место в период с 1 января 1992 г. по 31 октября 1999 г. включительно;
Перечень учреждений, организаций и должностей, работа в которых дает право на пенсию за выслугу лет (приложение к постановлению Совета Министров СССР от 17 декабря 1959 г. N 1397 "О пенсиях за выслугу лет работникам просвещения, здравоохранения и сельского хозяйства"), - для учета периодов соответствующей деятельности, имевшей место до 1 января 1992 г.
В Списке профессий и должностей работников здравоохранения и санитарно- эпидемиологических учреждений, лечебная и иная работа которых по охране здоровья населения дает право на пенсию за выслугу лет, утвержденном постановлением Совета Министров РСФСР от 6 сентября 1991 г. N 464 поименованы врачи и средний медицинский персонал независимо от наименования и должности.
При этом в п. 2 Постановления Совета Министров РСФСР от 06.09.1991 г. N 464 указано, что в стаж дающий право на пенсию за выслугу лет работникам здравоохранения и санитарно-эпидемиологических учреждений, засчитываются все виды лечебной и иной работы по охране здоровья населения в учреждениях (организациях) и должностях, предусмотренных названным Списком, независимо от ведомственной подчиненности учреждений (организаций).
Пенсионным органом указанный спорный период включен в специальный стаж истца в календарном порядке.
Вместе с тем, учитывая п.2 Постановления Совета Министров РСФСР от 06.09.1991 г. N 464 « Об утверждении Списка профессий и должностей работников здравоохранения и санитарно- эпидемиологических учреждений, лечебная и иная работа которых по охране здоровья населения дает право на пенсию за выслугу лет» исчисление сроков выслуги работникам здравоохранения и санитарно-эпидемиологических учреждений, производится в следующем порядке: как один год работы в сельской местности или поселке городского типа ( рабочем поселке) за один год и три месяца.
Льготный порядок исчисления стажа медицинской работы в сельской местности или поселке городского типа ( рабочем поселке) применялся при назначении пенсии до 31.10.1999 г. независимо от того, проходила ли работа только в сельской местности или также в городе ( п.2 Постановления Совета Министров РСФСР от 06.09.1991 г.№ 464).
После 01.11.1999 г. льготное исчисление специального стажа работы медицинских работников может применяться только при смешанном стаже, то есть, если работы протекала как в городе, так и в сельской местности или поселке городского типа ( рабочем поселке). Если же работа протекала только в сельской местности или поселке городского типа ( рабочем поселке), то к исчислению такого стажа льготный порядок не применяется, ( п.2 Правил исчислении сроков выслуги для назначения пенсии за выслугу лет в связи с лечебной и иной работой по охране здоровья населения, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 22.09.1999 г. № 1066"Об утверждении Списка должностей, работа в которых засчитывается в выслугу, дающую право на пенсию за выслугу лет в связи с лечебной и иной работой по охране здоровья населения, и Правил исчисления сроков выслуги для назначения пенсии за выслугу лет в связи с лечебной и иной работой по охране здоровья населения".
Кореневская центральная районная больница располагается на территории с.Коренево, в связи с чем периоды работы до ДД.ММ.ГГГГ подлежат включению в стаж, дающий право на досрочное назначение страховой пенсии в льготном порядке как один год работы за один год и три месяца.
Таким образом, период работы истца с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ в должности фельдшера пункта скорой помощи Кореневского районного территориального медицинского объединения ( РТМО) подлежат включению в специальный стаж истца в льготном порядке как один ( 1) год работы за один ( 1) год и три ( 3) месяца.
Также пенсионным органом необоснованно не включен в специальный стаж истца период нахождения на курсах повышения квалификации.
В силу ст.196 ТК РФ необходимость подготовки работников (профессиональное образование и профессиональное обучение) и дополнительного профессионального образования, а также направления работников на прохождение независимой оценки квалификации для собственных нужд определяет работодатель.
Подготовка работников и дополнительное профессиональное образование работников, направление работников (с их письменного согласия) на прохождение независимой оценки квалификации осуществляются работодателем на условиях и в порядке, которые определяются коллективным договором, соглашениями, трудовым договором.
Формы подготовки и дополнительного профессионального образования работников, перечень необходимых профессий и специальностей, в том числе для направления работников на прохождение независимой оценки квалификации, определяются работодателем с учетом мнения представительного органа работников в порядке, установленном статьей 372 настоящего Кодекса для принятия локальных нормативных актов.
В случаях, предусмотренных федеральными законами, иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, работодатель обязан проводить профессиональное обучение или дополнительное профессиональное образование работников, если это является условием выполнения работниками определенных видов деятельности.
Работникам, проходящим подготовку, работодатель должен создавать необходимые условия для совмещения работы с получением образования, предоставлять гарантии, установленные трудовым законодательством и иными нормативными правовыми актами, содержащими нормы трудового права, коллективным договором, соглашениями, локальными нормативными актами, трудовым договором.
При направлении работодателем работника на прохождение независимой оценки квалификации работодатель должен предоставлять ему гарантии, установленные трудовым законодательством и иными нормативными правовыми актами, содержащими нормы трудового права, коллективным договором, соглашениями, локальными нормативными актами, трудовым договором
На основании ст. 187 ТК РФ при направлении работодателем работника на профессиональное обучение или дополнительное профессиональное образование, на прохождение независимой оценки квалификации на соответствие положениям профессионального стандарта или квалификационным требованиям, установленным федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации (далее - независимая оценка квалификации), с отрывом от работы за ним сохраняются место работы (должность) и средняя заработная плата по основному месту работы. Работникам, направляемым на профессиональное обучение или дополнительное профессиональное образование, на прохождение независимой оценки квалификации с отрывом от работы в другую местность, производится оплата командировочных расходов в порядке и размерах, которые предусмотрены для лиц, направляемых в служебные командировки.
При направлении работодателем работника на прохождение независимой оценки квалификации оплата прохождения такой оценки осуществляется за счет средств работодателя.
Факт нахождения истца на курсах повышения квалификации подтверждается исследованными судом письменными доказательствами: приказами о направлении на курсы повышения квалификации, карточками-справками, тарификационными списками, сертификатами об окончании курсов повышения квалификации.
При таких обстоятельствах периоды нахождения истца на курсах повышения квалификации: с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ подлежат включению в стаж, дающий право на досрочное назначение страховой пенсии по старости в связи с осуществлением лечебной и иной деятельности по охране здоровья населения в учреждениях здравоохранения в календарном порядке.
Доводы представителя ответчика о неподтверждении периодов нахождения истца на курсах повышения квалификации сведениями персонифицированного учета суд считает неосновательными.
Согласно п. 1 ст. 11 Федерального закона от 28.12.2013 г. №400-ФЗ «Страховых пенсиях» в страховой стаж включаются периоды работы и (или) иной деятельности, которые выполнялись на территории Российской Федерации лицами, указанными в части 1 статьи 4 настоящего Федерального закона, при условии, что за эти периоды начислялись и уплачивались страховые взносы в Пенсионный фонд Российской Федерации.
Постановлением Правительства РФ от 02.10.2014 г. №1015 утверждены «Правила подсчета и подтверждения страхового стажа для установления страховых пенсий», которыми предусмотрено, что при подсчете страхового стажа подтверждаются:
а) периоды работы и (или) иной деятельности и иные периоды, предусмотренные пунктом 2 настоящих Правил (далее соответственно - периоды работы, периоды иной деятельности, иные периоды), до регистрации гражданина в качестве застрахованного лица в соответствии с Федеральным законом «Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования» (далее - регистрация гражданина в качестве застрахованного лица) - на основании сведений индивидуального (персонифицированного) учета за указанный период и (или) документов, выдаваемых работодателями или соответствующими государственными (муниципальными) органами в порядке, установленном законодательством Российской Федерации;
б) периоды работы и (или) иной деятельности и иные периоды после регистрации гражданина в качестве застрахованного лица - на основании сведений индивидуального (персонифицированного) учета.
Согласно Федерального закона от 01.04.1996 г. №27-ФЗ «Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования» обязанность по предоставлению сведений в Пенсионный фонд РФ лежит на работодателе.
Согласно правовой позиции, изложенной в Постановлении Конституционного Суда Российской Федерации от 10.07.2007 г. №9-П по делу о проверке конституционности пункта 1 статьи 10 и пункта 2 статьи 13 ФЗ «О страховых пенсиях» и абзаца третьего пункта 7 Правил учета страховых взносов, включаемых в расчетный пенсионный капитал, согласно которой неуплата страхователем в установленный срок или уплата не в полном объеме страховых взносов в Пенсионный фонд Российской Федерации в пользу работающих у него по трудовому договору застрахованных лиц в силу природы и предназначения обязательного пенсионного страхования, необходимости обеспечения прав этих лиц не должна препятствовать реализации ими права своевременно и в полном объеме получить пенсию, ибо в противном случае будут нарушаться гарантируемые статьей 39 (части 1 и 2) Конституции Российской Федерации пенсионные права.
В п. 9 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 11.12.2012 г. N 30 "О практике рассмотрения судами дел, связанных с реализацией прав граждан на трудовые пенсии" предусмотрено, что согласно пункту 1 статьи 9 Федерального закона от 16 июля 1999 года N 165-ФЗ "Об основах обязательного социального страхования" лица, работающие по трудовому договору, подлежат обязательному социальному страхованию (включая пенсионное) с момента заключения трудового договора с работодателем. Уплата страховых взносов является обязанностью каждого работодателя как субъекта отношения по обязательному социальному страхованию (статьи 1 и 22 Трудового кодекса Российской Федерации.
Таким образом, обязанность по предоставлению сведений в систему индивидуального (персонифицированного) учета в Пенсионный фонд РФ лежит на работодателе.
На основании ч.1 ст.98 ГПК РФ стороне, в пользу которой состоялось решение суда, суд присуждает возместить с другой стороны все понесенные по делу судебные расходы, за исключением случаев, предусмотренных частью второй статьи 96 настоящего Кодекса. В случае, если иск удовлетворен частично, указанные в настоящей статье судебные расходы присуждаются истцу пропорционально размеру удовлетворенных судом исковых требований, а ответчику пропорционально той части исковых требований, в которой истцу отказано.
В силу ст. 98 ГПК РФ с ответчика в пользу истца подлежат взысканию расходы по оплате государственной пошлины в размере 300 руб.
На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 193-199 ГПК РФ, суд
РЕШИЛ:
░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░.
░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ – ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░ ░░░░░░░ ( ░░░░░░░░░░░) ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░, ░░░░░░ ░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░ ░ ░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░ ░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░:
- ░░░░░░ ░░░░░░: ░ ░░.░░.░░░░ ░░ ░░.░░.░░░░ - ░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ( ░░░░) ░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░ ░░░░ ( 1) ░░░ ░░░░░░ ░░ ░░░░ ( 1) ░░░ ░ ░░░ ( 3) ░░░░░░
- ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░: ░ ░░.░░.░░░░ ░░ ░░.░░.░░░░, ░ ░░.░░.░░░░ ░░ ░░.░░.░░░░, ░ ░░.░░.░░░░ ░░ ░░.░░.░░░░, ░ ░░.░░.░░░░ ░░ ░░.░░.░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░.
░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ – ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░ ░░░░░░░ ( ░░░░░░░░░░░░) ░ ░░░░░░ ░░░░░░░ ░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░ 300 ░░░░░░. ( ░░░░░░ ░░░░░░).
░░ ░░░░░░░ ░░░░ ░░░░░ ░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░ ░.░░░░░░ ░ ░░░░░░░ ░░░░░░ ░░ ░░░ ░░░░░░░░ ░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░.
░░░░░: ░.░. ░░░░░░.