Судья Смирнова И.С. Дело № 33-11592/2019 А-209г
АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
19 августа 2019 года г. Красноярск
Судебная коллегия по гражданским делам Красноярского краевого суда в составе:
председательствующего Провалинской Т.Б.,
судей Сидоренко Е.А., Славской Л.А.,
при секретаре Мамаеве А.Г.
рассмотрела гражданское дело по иску прокурора Железнодорожного района г. Красноярска в интересах Хомяковой Л.П., Хомякова С.В., Сагалаковой Л.Е., Сагалакова В.П., Сагалакова П.В., Сагалакова А.В., ФИО4 к администрации г. Красноярска, администрации Железнодорожного района г. Красноярска, ООО УК «КрасТЭК» о понуждении к обеспечению выполнения страховочных мероприятий, признании незаконным распоряжения в части установления срока расселения, возложении обязанности предоставить жилое помещение по договору социального найма
по апелляционной жалобе администрации г. Красноярска
на решение Железнодорожного районного суда г. Красноярска от 29 мая 2019 года, которым постановлено:
«Признать незаконным распоряжение администрации г. Красноярска от 13.01.2016 г. № 4-арх «Об определении сроков отселения жителей из аварийного жилищного фонда в г. Красноярске» в части установления срока даты расселения 2027 год для многоквартирного жилого дома расположенного по адресу <адрес>.
Обязать администрацию г. Красноярска в срок 1 месяц со дня вступления настоящего решения в законную силу установить дату расселения многоквартирного жилого дома, расположенного по адресу: <адрес> - 2019 год.
Обязать администрацию г. Красноярска Красноярского края вне очереди предоставить Сагалаковой Л.Е., Сагалакову В.П., Сагалакову П.В., Сагалакову А.В., ФИО10 жилое помещение на территории границ г. Красноярска Красноярского края по договору социального найма, благоустроенное применительно к данному населенному пункту, отвечающее санитарным и техническим требованиям, равнозначное ранее занимаемому жилому помещению, расположенному: <адрес>, общей площадью 40,2 кв.м.
В удовлетворении части исковых требований прокурора Железнодорожного района г. Красноярска в защиту интересов Сагалаковой Л.Е., Сагалакова В.П., Сагалакова П.В., Сагалакова А.В., ФИО4 к администрации Железнодорожного района г. Красноярска, ООО УК «КрасТЭК», о понуждении к обеспечению выполнения страховочных мероприятий безопасности в квартире № дома по ул<адрес> отказать».
Заслушав доклад судьи Славской Л.А., судебная коллегия
установила:
Прокурор Железнодорожного района г. Красноярска в интересах Хомяковой Л.П., Хомякова С.В., Сагалаковой Л.Е., Сагалакова В.П., Сагалакова П.В., Сагалакова А.В., ФИО4 обратился к администрации г. Красноярска, администрации Железнодорожного района г. Красноярска, ООО УК «КрасТЭК» с требованиями о понуждении к обеспечению выполнения страховочных мероприятий безопасности квартиры, признании незаконным распоряжения администрации г. Красноярска в части установления срока расселения, понуждении предоставить жилое помещение по договору социального найма вне очереди.
В обоснование указал, что в связи с обрушением потолочного перекрытия в многоквартирном жилом доме № по ул<адрес> в г.Красноярске, который признан аварийным и подлежащим сносу, прокуратурой проведена проверка соблюдения жилищного законодательства при определении срока расселения жильцов из указанного дома. В ходе проверки установлено, что по указанному адресу находится многоквартирный жилой дом 1958 года постройки, который в 2016 году признан аварийным и подлежащим сносу. После признания дома аварийным какие-либо противоаварийные мероприятия по усилению строительных конструкций здания, устранению дефектов, по капитальному ремонту дома, обследованию его состояния, в том, числе в рамках муниципального жилищного контроля, не проводились. 27.02.2019 года в ночное время произошло обрушение потолочного перекрытия в санузле квартиры № 6. По результатам осмотра многоквартирного дома, проведенного с участием специалиста Службы строительного надзора и жилищного контроля Красноярского края, а также заключением АО «Научно-технический прогресс» от 11.03.2019 года установлено, что техническое состояние строительных конструкций, инженерных сетей и всего здания в целом оценивается, как аварийное, характеризующееся повреждениями и деформациями, свидетельствующими об исчерпании несущей способности и опасности обрушения. В настоящий момент существует опасность внезапного обрушения перекрытий санузлов, что реально создает угрозу жизни и здоровью граждан. Физический износ дома составляет 71%. Дальнейшая безопасная эксплуатация жилого дома недопустима. Рекомендуется произвести демонтаж дома, как непригодного для проживания и создающего угрозу жизни и здоровью граждан.
Между тем, распоряжением администрации г. Красноярска от 13.01.2016 года № 4-арх (с учетом изменений распоряжением № 185-арх от 13.12.2016 года) срок отселения указанного дома определен на 2027 год, что недопустимо ввиду крайне неудовлетворительного состояния его конструктивных элементов, наличия прямой и непосредственной угрозы жизни и здоровью проживающих, а также неопределенного круга лиц. До настоящего времени меры к переселению граждан из аварийного муниципального жилищного фонда администрацией г. Красноярска не приняты. Проведенные 27.02.2019 года страховочные мероприятия в квартире № 6 (выполнение подпорной конструкции на участке прогиба потолка) не способны обеспечить безопасную эксплуатацию помещений квартиры, в которой произошло обрушение. Более того, аналогичное обрушение при обследовании дома прокуратурой района установлено также в квартире №, где какие-либо страховочные мероприятия не выполнялись, место обрушения подпорными конструкциями не оборудовано. Указанные обстоятельства свидетельствуют о нарушении прав граждан на благоприятные условия проживания, создает угрозу безопасности для их жизни и здоровья. Семья Сагалаковой Л.Е., проживающая в квартире № указанного дома по договору социального найма, состоит на учете нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма.
Просил обязать администрацию Железнодорожного района г. Красноярска, ООО УК «КрасТЭК» обеспечить выполнение страховочных мероприятий в квартире № дома № по ул. <адрес> в г. Красноярске незамедлительно;
признать незаконным распоряжение администрации г. Красноярска от 13.01.2016 года №4-арх «Об определении сроков отселения жителей из аварийного жилищного фонда в г. Красноярске» в части установления срока расселения дома по адресу: <адрес> на 2027 год,
обязать администрацию г. Красноярска изменить в течение 1 месяца со дня вступления решения суда в законную силу срок расселения многоквартирного жилого дома по адресу: <адрес> на 2019 год;
обязать администрацию г. Красноярска предоставить Сагалаковой Л.Е., Сагалакову В.П., Сагалакову А.В., Сагалакову П.В., ФИО21 вне очереди отдельное благоустроенное жилое помещение по договору социального найма в границах г. Красноярска, отвечающее санитарным и техническим требованиям, равнозначное ранее занимаемому, общей площадью не менее 40,2 кв.м.
Судом постановлено вышеприведенное решение.
В апелляционной жалобе администрация г. Красноярска просит решение суда отменить ввиду неправильного применения норм материального права. Выражая несогласие с выводами суда, указывают, что в силу закона определение срока сноса, расселения признанного аварийным многоквартирного дома относится к исключительной компетенции органа государственной власти, в связи с чем, оснований для изменения срока расселения по иску прокурора у суда не имелось, истцом избран ненадлежащий способ защиты.
В письменных возражениях старший помощник прокурора Железнодорожного района г. Красноярска Самусева Т.А., ссылаясь на необоснованность доводов жалобы, полагает решение суда не подлежащим изменению.
Неявившиеся в судебное заседание лица, участвующие в деле, извещены в установленном законом порядке, при этом об уважительных причинах неявки не сообщили, об отложении дела не просили, в связи с чем, на основании ст. 167 ГПК РФ судебная коллегия считает возможным рассмотреть дело в их отсутствие.
Проверив материалы дела, решение суда в обжалуемой части в пределах доводов апелляционной жалобы, выслушав представителя администрации г. Красноярска - Лукьянову Н.В., департамента градостроительства администрации г. Красноярска - Байкова А.В., поддержавших доводы жалобы, представителя прокуратуры Железнодорожного района г. Красноярска Самусеву Т.А., возражавшую по доводам жалобы, судебная коллегия не находит оснований для отмены решения.
Согласно ст. 2 Жилищного кодекса РФ органы государственной власти и органы местного самоуправления в пределах своих полномочий обеспечивают условия для осуществления гражданами права на жилище, в том числе, обеспечивают контроль за использованием и сохранностью жилищного фонда, осуществляют в соответствии со своей компетенцией государственный жилищный надзор и муниципальный жилищный контроль.
Положением о признании помещения жилым помещением, жилого помещения непригодным для проживания и многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции, утвержденным Постановлением Правительства РФ от 28.01.2006 г. N 47, к компетенции органа местного самоуправления отнесено также принятие решения и издание распоряжения с указанием о дальнейшем использовании помещения, сроках отселения физических и юридических лиц в случае признания дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции (пункт 49).
Порядок переселения граждан из аварийного жилищного фонда регламентирован статьями 86 -89 Жилищного кодекса РФ.
Согласно ст. 86 Жилищного кодекса РФ, если дом, в котором находится жилое помещение, занимаемое по договору социального найма, подлежит сносу, выселяемым из него гражданам органом государственной власти или органом местного самоуправления, принявшими решение о сносе такого дома, предоставляются другие благоустроенные жилые помещения по договорам социального найма.
В соответствии с ч. 1 ст. 89 ЖК РФ предоставляемое гражданам в связи с выселением по основаниям, которые предусмотрены статьями 86 – 88 данного Кодекса, другое жилое помещение по договору социального найма должно быть благоустроенным применительно к условиям соответствующего населенного пункта, равнозначным по общей площади ранее занимаемому жилому помещению, отвечать установленным требованиям и находиться в черте данного населенного пункта.
Пунктом 2 ч. 2 ст. 57 Жилищного кодекса РФ предусмотрено, что вне очереди жилые помещения по договорам социального найма предоставляются гражданам, жилые помещения которых признаны в установленном порядке непригодными для проживания и ремонту и реконструкции не подлежат.
Как следует из материалов дела и установлено судом, заключением межведомственной комиссии № 618 от 26.10.2016 года ввиду ухудшения в связи с физическим износом в процессе эксплуатации здания в целом или отдельными его частями эксплуатационных характеристик, приводящего к снижению до недопустимого уровня надежности здания, прочности и устойчивости строительных конструкций и оснований многоквартирный жилой дом по адресу: <адрес> признан аварийным и подлежащим сносу.
Согласно техническому заключению ООО «Енисейстрой» №44-16 от 23.09.2016 года техническое состояние строительных конструкций двухэтажного жилого здания, расположенного по адресу: <адрес> (состояние фундаментов, стен, перекрытия, лестниц, покрытия) оценивается как недопустимое; жилой дом не соответствует требованиям санитарно-технических, противопожарных и других нормативов, действующих на территории РФ, и не обеспечивает безопасную для жизни и здоровья людей эксплуатацию на нормативный срок службы; дальнейшая нормальная эксплуатация невозможна.
Постановлением администрации г. Красноярска № 625 от 07.11.2016 года указанный дом признан аварийным и подлежащим сносу.
Распоряжением администрации г. Красноярска от 13.01.2016 г. №4-арх (в редакции распоряжения Администрации г. Красноярска от 13.12.2016 г. №185-арх), расселение многоквартирного дома по адресу: <адрес>, признанного аварийным, запланировано на 2027 год.
27.02.2019 года произошло обрушение потолочного перекрытия в помещении санузла квартиры № 6 указанного многоквартирного дома, что по делу не оспаривается.
В соответствии с техническим заключением от 11.03.2019 года, выполненным АО «Научно-технический прогресс», техническое состояние строительных конструкций, инженерных сетей и всего здания в целом оценивается как аварийное, характеризующееся повреждениями и деформациями, свидетельствующими об исчерпании несущей способности и опасности обрушения. На настоящий момент существует опасность внезапного обрушения перекрытий санузлов, что реально несет угрозу жизни и здоровью граждан. Основной из многочисленных причин образования дефектов строительных конструкций является полное отсутствие вентиляционной системы жилого дома, способствовавшее ухудшению параметров микроклимата жилых помещений и всего здания в целом и приведшее к аварийной ситуации несущих конструкций перекрытий. Дальнейшая безопасная эксплуатация жилого дома недопустима в связи с выявленными многочисленными дефектами, деформациями и массовыми биологическими поражениями строительных конструкций, а также несоответствием внутренних параметров микроклимата помещений требованиям нормативных документов, в целом отрицательно влияющих на жизнь и здоровье граждан. Эксперт считает экономически нецелесообразным проведение мероприятий по восстановлению эксплуатационной пригодности и капитальному ремонту жилого дома ввиду максимального физического износа всех конструктивных элементов здания. Физический износ жилого дома составляет 71%. Рекомендуется жилой дом по адресу: <адрес> демонтировать, как непригодный для проживания и создающий угрозу жизни и здоровью граждан.
Из ответа администрации Железнодорожного района г. Красноярска на запрос прокурора следует, что после признания многоквартирного дома по адресу: <адрес> аварийным дополнительное обследование технического состояния дома, проверки в рамках муниципального жилищного контроля не проводились в связи с отсутствием обращений граждан.
Решением комиссии по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций и обеспечению пожарной безопасности города Красноярска, оформленным в протоколе №16/19 от 29.04.2019 года, ситуация, сложившаяся в жилом доме № по ул. <адрес>, признана угрозой возникновения чрезвычайной ситуации техногенного характера; определено – подготовить проект постановления администрации города о переводе органов управления, сил и средств городского звена в режим функционирования «Повышенная готовность»; Департаменту градостроительства принять необходимые меры по внеочередному переселению граждан из аварийного дома в рамках программы по переселению граждан из аварийного жилищного фонда с установлением срока – 30.09.2019 года, а администрации Железнодорожного района совместно с департаментом городского хозяйства предоставить жителям аварийного дома помещения маневренного фонда, организовать отселение граждан из аварийного жилья в срок – 30.07.2019 года.
Постановлением Администрации г. Красноярска от 08.05.2019 г. №279 постановлено признать ситуацию, сложившуюся в аварийном жилом доме № по ул. <адрес>, представляющей угрозу возникновения чрезвычайной ситуации; перевести органы управления городского звена территориальной подсистемы РСЧС Красноярского края в режим функционирования «Повышенная готовность» и установить местный уровень реагирования для органов управления и сил городского звена. Чрезвычайная ситуация техногенного характера может возникнуть в границах жилого дома № по ул. <адрес>
Департаменту градостроительства администрации города принять необходимые меры по внеочередному переселению граждан из аварийного дома в рамках программы по переселению граждан из аварийного жилищного фонда, а администрации Железнодорожного района совместно с департаментом городского хозяйства предоставить жителям аварийного дома помещения маневренного фонда, организовать отселение граждан из аварийного жилья.
Прокурором Железнодорожного района г. Красноярска 28.03.2019 года в адрес администрации Железнодорожного района направлено представление, в котором предлагалось принять безотлагательные меры к обеспечению выполнения страховочных мероприятий в квартире № дома № по ул. <адрес> в г. Красноярске.
По информации управляющей компании – ООО УК «КРАСТЭК» 28.03.2019 года во исполнение требований прокурора специализированной организацией в целях предотвращения дальнейшего обрушения установлена страховочная конструкция в кв. № указанного многоквартирного дома, что также подтверждено актом от указанной даты.
Жилое помещение, расположенное по адресу: <адрес>, находится в муниципальной собственности. С 1984 года в указанном помещении проживает истец Сагалаков В.П., совместно с которым проживают и состоят на регистрационном учете также остальные члены его семьи: жена – Сагалакова Л.Е., сыновья – Сагалаков П.В., Сагалаков А.В., внук - ФИО10
Из ответа администрации Железнодорожного района г. Красноярска от 21.03.2019 года № 856 следует, что семья Сагалаковой Л.Е. с 01.04.1988 года состоит на учете граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма, что также подтверждено материалами учетного дела.
По состоянию на март 2019 года Сагалаковы иного недвижимого имущества в собственности не имеют, что подтверждено сведениями из ЕГРН.
Истцы Хомякова Л.П. и Хомяков С.В. являются нанимателями по договору социального найма жилого помещения, расположенного в доме № по ул. <адрес> в г. Красноярске – квартиры №
По данным прокурора в указанном многоквартирном доме фактически проживает 27 человек. В суде апелляционной инстанции представитель администрации города также не отрицал фактическое проживание граждан в аварийном доме.
Разрешая заявленные прокурором требования, суд первой инстанции, дав оценку представленным доказательствам, доводам и возражениям сторон, установив, что многоквартирный жилой дом по адресу: <адрес>, признанный аварийным и подлежащим сносу, в настоящее время находится в состоянии, угрожающем внезапным обрушением, что создает реальную опасность причинения вреда жизни и здоровью граждан, пришел к выводу о том, что определенный администрацией г. Красноярска распоряжением от 13.01.2016 года № 4-арх срок отселения жителей указанного дома – 2027 год является неразумным ввиду его чрезмерной длительности, нарушает права собственников и нанимателей, проживающих в указанном доме, на безопасное жилище, а также право на жизнь, в связи с чем, признал указанное распоряжение в части определенного им срока расселения незаконным, возложив на администрацию г. Красноярска установить дату расселения - 2019 год.
Указанные выводы судебная коллегия считает правильными, поскольку они соответствуют закону и фактическим обстоятельствам дела.
Статья 18 Конституции Российской Федерации устанавливает, что права и свободы человека и гражданина являются непосредственно действующими. Они определяют смысл, содержание и применение законов, деятельность законодательной и исполнительной власти, местного самоуправления и обеспечиваются правосудием.
Основополагающими правами человека являются право на жизнь и охрану здоровья, право на жилище.
В силу части 1 статьи 1 Жилищного кодекса РФ жилищное законодательство основывается на необходимости обеспечения органами государственной власти и органами местного самоуправления условий для осуществления гражданами права на жилище, его безопасности, на неприкосновенности и недопустимости произвольного лишения жилища, на необходимости беспрепятственного осуществления вытекающих из отношений, регулируемых жилищным законодательством, прав.
Согласно п. 6 ч. 1 ст. 16 Федерального закона «Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ» к вопросам местного значения городского округа относится организация строительства и содержания муниципального жилищного фонда, создание условий для жилищного строительства, осуществление муниципального жилищного контроля, а также иные полномочия органов местного самоуправления в соответствии с жилищным законодательством.
В соответствии со статьей 46 Конституции Российской Федерации каждому гарантируется судебная защита его прав и свобод. Исходя из данной конституционной нормы часть 1 статьи 11 Жилищного кодекса РФ устанавливает приоритет судебной защиты нарушенных жилищных прав, то есть прав, вытекающих из отношений, регулируемых жилищным законодательством (пункт 1 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 2.07.2009 года N 14 «О некоторых вопросах, возникших в судебной практике при применении Жилищного кодекса Российской Федерации»).
С учетом приведенных норм права, принимая во внимание установленные по делу обстоятельства, свидетельствующие о том, что многоквартирный жилой дом ввиду его крайне аварийного состояния представляет реальную опасность для жизни и здоровья проживающих в нем граждан, создает угрозу возникновения чрезвычайной ситуации техногенного характера, что признано администрацией города, оспариваемое распоряжение администрации г. Красноярска в части установленного срока расселения жителей указанного многоквартирного дома, как нарушающее основополагающие, гарантированные Конституцией РФ права граждан, правомерно признано судом первой инстанции незаконным.
Доводы жалобы о том, что определение срока расселения признанного аварийным многоквартирного дома относится к исключительной компетенции органа государственной власти, судебной коллегией отклоняются, как необоснованные, исходя из характера установленных нарушений жилищных прав граждан, связанных с угрозой причинения вреда жизни и здоровья, а также учитывая предусмотренный законом приоритет судебной защиты нарушенных жилищных прав.
Ссылки в жалобе на отсутствие доказательств, подтверждающих ухудшение технического состояния многоквартирного дома по сравнению с 2016 годом, также являются необоснованными, поскольку опровергаются представленным в дело и не опровергнутым заключением АО «Научно-технический прогресс», согласно которому имеется опасность обрушения дома; свершившимся фактом обрушения потолочных перекрытий в двух квартирах, а также фактом признания администрацией города ситуации, сложившейся в аварийном жилом доме № по ул. <адрес>, представляющей угрозу возникновения чрезвычайной ситуации, и необходимости принятия мер по внеочередному переселению граждан из указанного аварийного дома.
Принимая решение об удовлетворении заявленных требований о возложении на администрацию г. Красноярска обязанности по внеочередному предоставлению семье Сагалаковых равнозначного жилого помещения по договору социального найма, суд первой инстанции правомерно исходил из того, что расположенная в жилом доме по ул. <адрес>, признанном аварийным и подлежащим сносу, квартира №, в которой проживают Сагалаковы, представляет опасность для их жизни и здоровья по причине аварийного состояния; иного жилого помещения члены указанной семьи не имеют, состоят в списке граждан, нуждающихся в предоставлении жилья по договору социального найма.
Доводы жалобы об отсутствии доказательств, подтверждающих признание квартиры, в которой проживают Сагалаковы, непригодной для проживания, являются необоснованными, поскольку имеется заключение межведомственной комиссии о признании многоквартирного дома, в котором расположено занимаемое Сагалаковыми жилое помещение (квартира №), аварийным и подлежащим сносу ввиду ухудшения в связи с физическим износом в процессе эксплуатации здания в целом или отдельными его частями эксплуатационных характеристик, приводящего к снижению до недопустимого уровня надежности здания, прочности и устойчивости строительных конструкций и оснований, а также достоверно подтверждена опасность проживания в доме для жизни и здоровья человека с учетом состояния дома, о чем свидетельствует и установленный факт обрушения потолочного перекрытия непосредственно в квартире №, в которой проведены страховочные мероприятия.
Также судебной коллегией отклоняются и доводы жалобы о том, что судом не проверена нуждаемость семьи Сагалаковых в жилом помещении по договору социального найма, поскольку, как видно из материалов дела, в настоящее время данная семья продолжает состоять на учете нуждающихся в предоставлении жилья по договору социального найма; по сведениям ЕГРН по состоянию на 6.03.2019 года члены семьи в собственности жилья не имеют, доказательств иного в дело не представлено.
Иных доводов, ставящих под сомнение выводы суда, апелляционная жалоба не содержит.
Процессуальных нарушений, влекущих безусловную отмену судебного решения, судом первой инстанции не допущено. Оснований для отмены решения по доводам жалобы не имеется.
Руководствуясь ст. 328 ГПК РФ, судебная коллегия
определила:
Решение Железнодорожного районного суда г. Красноярска от 29 мая 2019 года оставить без изменения, апелляционную жалобу администрации г. Красноярска - без удовлетворения.
Председательствующий
Судьи