Решение по делу № 2-7416/2023 от 09.06.2023

Дело № 2-7416/2023

УИД 11RS0001-01-2023-007555-13

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

г.Сыктывкар 05 сентября 2023 года

    

Сыктывкарский городской суд Республики Коми

в составе председательствующего судьи Коданевой Я.В.,

при секретаре Стеблиной Е.П.,

с участием представителя прокуратуры г. Сыктывкара – Рыбко Т.А.

представителя ответчика - Напалковой ФИО1, действующей на основании доверенности,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску прокурора г.Сыктывкара, действующего в интересах Рубаняк ФИО2, к ОСФР по РК о возложении обязанности обеспечить техническими средствами реабилитации,

УСТАНОВИЛ:

Прокурор г. Сыктывкара обратился в суд с исковым заявлением к ОСФР по РК и просил о возложении на ответчика обязанности обеспечить Рубаняк Г.В. техническими средствами реабилитации, предусмотренными индивидуальной программой реабилитации или абилитации инвалида от ** ** ** №...: <данные изъяты> в количестве достаточном до ** ** **.

Представитель прокуратуры на требованиях настаивала по доводам иска.

Материальный истец в судебное заседание не явился, извещена надлежаще, ходатайствовала о рассмотрении дела в ее отсутствие.

Представитель ответчика в судебном заседании с исковыми требованиями не согласилась по основаниям, указанным в возражениях на исковое заявление, пояснив также, что защитной пленкой в форме салфеток истец обеспечена до указанной прокурором даты.

Заслушав пояснения представителя прокуратуры, представителя ответчика, исследовав материалы дела, суд приходит к следующему.

Конституция Российской Федерации провозглашает Россию социальным государством, в котором охраняются труд и здоровье людей, обеспечивается государственная поддержка инвалидов и пожилых граждан, устанавливаются государственные пенсии, пособия и иные гарантии социальной защиты (статья 7), гарантируются равенство прав и свобод человека и гражданина (статья 19), социальное обеспечение по возрасту, в случае болезни, инвалидности и в иных случаях, предусмотренных законом (статья 39 часть 1).

В соответствии со статьей 1 Федерального закона от 24.11.1995 № 181-ФЗ «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации», инвалидом признается лицо, которое имеет нарушение здоровья со стойким расстройством функций организма, обусловленное заболеваниями, последствиями травм или дефектами, приводящее к ограничению жизнедеятельности и вызывающее необходимость его социальной защиты.

В силу статьи 2 указанного Закона, социальная защита инвалидов - система гарантированных государством экономических, правовых мер и мер социальной поддержки, обеспечивающих инвалидам условия для преодоления, замещения (компенсации) ограничений жизнедеятельности и направленных на создание им равных с другими гражданами возможностей участия в жизни общества.

Социальная поддержка инвалидов - система мер, обеспечивающая социальные гарантии инвалидам, устанавливаемая законами и иными нормативными правовыми актами, за исключением пенсионного законодательства.

Согласно статье 10 Федерального закона от 24.11.1995 № 181-ФЗ «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации» государство гарантирует инвалидам проведение реабилитационных мероприятий, получение технических средств и услуг, предусмотренных федеральным перечнем реабилитационных мероприятий, технических средств реабилитации и услуг, предоставляемых инвалиду за счет средств федерального бюджета. Федеральный перечень реабилитационных мероприятий, технических средств реабилитации и услуг, предоставляемых инвалиду, утверждается Правительством Российской Федерации.

Частью 1 статьи 11 Федерального закона от 24.11.1995 № 181-ФЗ «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации» установлено, что индивидуальная программа реабилитации или абилитации инвалида - комплекс оптимальных для инвалида реабилитационных мероприятий, включающий в себя отдельные виды, формы, объемы, сроки и порядок реализации медицинских, профессиональных и других реабилитационных мер, направленных на восстановление, компенсацию нарушенных функций организма, формирование, восстановление, компенсацию способностей инвалида к выполнению определенных видов деятельности.

Индивидуальная программа реабилитации инвалида является обязательной для исполнения соответствующими органами государственной власти, органами местного самоуправления, а также организациями независимо от организационно-правовых форм и форм собственности (ч. 2 ст. 11 Федерального закона от 24.11.1995 № 181-ФЗ).

Индивидуальная программа реабилитации инвалида содержит как реабилитационные мероприятия, предоставляемые инвалиду с освобождением от оплаты в соответствии с федеральным перечнем реабилитационных мероприятий, технических средств реабилитации и услуг, предоставляемых инвалиду, так и реабилитационные мероприятия, в оплате которых принимают участие сам инвалид либо другие лица или организации независимо от организационно-правовых форм и форм собственности (ч. 3 ст. 11 Федерального закона от 24.11.1995 № 181-ФЗ).

Во исполнение вышеприведенных законоположений, распоряжением Правительства Российской Федерации от 30.12.2005 № 2347-р утвержден Федеральный перечень реабилитационных мероприятий, технических средств реабилитации и услуг, предоставляемых инвалиду за счет средств федерального бюджета.

Установлено, что Рубаняк Г.В. является инвалидом ... группы бессрочно.

В соответствии с индивидуальной программой реабилитации от ** ** ** №... истцу, предусмотрена выдача с ** ** ** и бессрочно в том числе: <данные изъяты>

Вышеуказанные технические средства реабилитации, включены в Федеральный перечень и предоставляются за счет средств федерального бюджета.

Правилами    обеспечения    инвалидов техническими средствами реабилитации и отдельных    категорий    граждан, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 07.04.2008 № 240, установлено, что обеспечение инвалидов техническими средствами осуществляется на основании заявления и в соответствии с индивидуальными программами реабилитации путем предоставления соответствующего технического средства или изделия (п.п. 2, 4 Правил).

В силу п. 5 указанных Правил, уполномоченный орган рассматривает заявление, указанное в п. 4 Правил, в 15-дневный срок, а в случае подачи указанного заявления инвалидом, нуждающимся в оказании паллиативной медицинской помощи (лицом, представляющим его интересы), в 7-дневный срок с даты его поступления и уведомляет инвалида (ветерана) в форме документа на бумажном носителе или в электронной форме выбранным им способом, указанным в таком заявлении, в том числе через личный кабинет единого портала, о постановке на учет по обеспечению техническим средством (изделием). При наличии действующего государственного контракта на обеспечение техническим средством (изделием) в соответствии с заявлением, указанным в п. 4 Правил, одновременно с уведомлением уполномоченный орган: высылает (выдает) инвалиду (ветерану) направление на получение либо изготовление технического средства (изделия) (далее - направление) в отобранные уполномоченным органом в порядке, установленном законодательством Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд, организации, обеспечивающие техническими средствами (изделиями).

При отсутствии действующего государственного контракта на обеспечение инвалида (ветерана) техническим средством (изделием) в соответствии с заявлением, указанным в п. 4 Правил, уполномоченный орган высылает (выдает) инвалиду (ветерану) документы, предусмотренные настоящим пунктом в 7-дневный срок с даты заключения такого государственного контракта, при этом извещение о проведении закупки соответствующего технического средства (изделия) должно быть размещено уполномоченным органом в единой информационной системе в сфере закупок не позднее 30 календарных дней со дня подачи инвалидом (ветераном) заявления, указанного в п. 4 Правил.

Срок обеспечения инвалида (ветерана) техническим средством (изделием) серийного производства в рамках государственного контракта, заключенного с организацией, в которую выдано направление, не может превышать 30 календарных дней, а для инвалида, нуждающегося в оказании паллиативной медицинской помощи, 7 календарных дней со дня обращения инвалида (ветерана) в организацию, в которую выдано направление, а в отношении технических    средств (изделий), изготавливаемых по индивидуальному заказу с привлечением инвалида (ветерана) и предназначенных исключительно для личного использования, -    60 календарных дней.

Согласно правовой позиции Конституционного Суда Российской Федерации, изложенной в постановлениях от 15.05.2006 № 5-П и от 23.04.2004 № 9-П, следует, что Россия, как правовое социальное государство, не может произвольно отказаться от выполнения взятых на себя публичноправовых обязательств.

Установив на федеральном уровне обязанность по обеспечению инвалидов техническими средствами реабилитации, Российская Федерация приняла на себя обязанность по возмещению расходов на указанные цели за счет средств федерального бюджета, при этом не имеет правового значения, в какой мере органы государственной власти не исполнили обязанность по реализации закона в рамках своих полномочий. Обязанность по предоставлению инвалидам технических средств реабилитации не может быть поставлена в зависимость от наличия или отсутствия финансирования таких расходов, иное означало бы возможность фактического лишения инвалидов гарантированных им Конституцией Российской Федерации и федеральным законодательством прав в сфере социальной защиты.

На основании заявлений Рубаняк Г.В. она поставлена на учет по обеспечению по ИПРА №... от ** ** ** (заявление от ** ** **).

В рамках действия государственных контрактов, Рубаняк Г.В.. была обеспечена на периоды: <данные изъяты>: ** ** ** - ** ** **, ** ** **-** ** **, ** ** **-** ** **; <данные изъяты>: ** ** **-** ** **, ** ** **-** ** **, ** ** **-** ** **; <данные изъяты> не обеспечена.

** ** ** Рубаняк Г.В. подавала заявление ответчику о предоставлении государственной услуги с использованием электронного сертификата, в соответствии с которым была обеспечена защитной <данные изъяты> на период с ** ** ** по ** ** **.

** ** ** истцом получено: <данные изъяты> в количестве 60 шт., период обеспечения до ** ** **; <данные изъяты> 2 шт., период обеспечения до ** ** **.

** ** ** Рубаняк Г.В. получена <данные изъяты> в количестве 115 шт., период обеспечения до ** ** **.

<данные изъяты> истец не обеспечена.

Вместе с тем, принимая во внимание предшествующий период не обеспечения истца необходимыми средствами реабилитации, перебои в обеспечении; настоящий период обеспечения, принимая во внимание, что инвалидность установлена ФИО3 бессрочно, исходя из требований разумности, учитывая, что инвалид должен быть обеспечен указанными в ИПРА средствами не только на день вынесения решения суда, но и на будущее время, поскольку указанные в данном иске ТСР являются техническими средствами реабилитации ежедневного использования, должны обеспечить реабилитацию инвалида в течение установленного срока проведения реабилитационных мероприятий, суд полагает, что требования о возложении на ответчика обязанности по обеспечению истца заявленными средствами реабилитации в количестве достаточном до ** ** ** подлежат удовлетворению.

Однако учитывая, что <данные изъяты> на период заявленный прокурором в иске (до ** ** **) материальный истец обеспечена ответчиком после обращения в суд, требования прокурора, действующего в интересах Рубаняк Г.В. в данной части подлежат удовлетворению, однако без приведения их к исполнению.

При этом суд учитывает, что (возложение на ответчика обязанности по обеспечению истца ТРС в количестве необходимом до ** ** **) также избавит истца от необходимости повторного обращения в суд с аналогичным иском в случае отсутствия необходимых ему для каждодневного применения ТСР после указанных ответчиком дат обеспечения.

Доводы ответчика о том, что внеочередное обеспечение истца необходимыми средствами реабилитации приведет к нарушению принципа рациональности обеспечения ими всех инвалидов, с учетом программы реабилитации и даты обращения заявителя, не являются обоснованными, так как количество требуемых истцу средств реабилитации четко определено в программе реабилитации инвалида, а необходимость их ежедневного использования ответчиком не оспаривается. Суд также принимает во внимание, что, фактическое обеспечение истца необходимыми ТСР (во исполнение данного судебного решения) может быть осуществлено ответчиком после дат, до которых истец обеспечен ТСР в настоящем (например, <данные изъяты> истец обеспечена до ** ** **, следовательно, указанное число может являться крайней датой обеспечения истца ТРС в объеме необходимом ему до ** ** **), что, в свою очередь определенным образом позволит решить вопрос распределения ТРС, поступающих по заключенным контрактам.

Вместе с тем, обеспечение инвалида техническими средствами не может быть поставлено в зависимость от очередности, либо недостаточности финансирования.

Ссылки ответчика на то, что гарантия обеспечения инвалида TCP может быть реализована путем выплаты денежной компенсации, с использованием электронного сертификата не обоснованны, поскольку указанный способ является альтернативным и подлежит реализации при желании самого лица, имеющего право на обеспечение ТСР. В данной правовой ситуации истцом выбран способ обеспечения путем непосредственной выдачи соответствующего технического средства реабилитации.

Руководствуясь ст. ст. 194-198 ГПК РФ, суд

РЕШИЛ:

Обязать ОСФР по Республике Коми (ОГРН 1021100513774) обеспечить Рубаняк ФИО4, ** ** ** г.р. ... техническими средствами реабилитации, предусмотренными индивидуальной программой реабилитации или абилитации инвалида №... от ** ** **: пудрой <данные изъяты> в количестве достаточном до ** ** **.

Решение суда в части возложения на ОСФР по Республике Коми (ОГРН 1021100513774) обязанности обеспечить Рубаняк ФИО5, ** ** ** г.р. ... техническими средствами реабилитации, предусмотренными индивидуальной программой реабилитации или абилитации инвалида №... от ** ** **: <данные изъяты> - к исполнению не приводить.

Решение может быть обжаловано в Верховный Суд Республики Коми через Сыктывкарский городской суд Республики Коми в течение месяца с момента составления решения в окончательной форме.

Судья- Коданева Я.В.

2-7416/2023

Категория:
Гражданские
Истцы
Рубаняк Галина Валентиновна
И.о. прокурора города Сыктывкара
Ответчики
Отделение Фонда пенсионного и Социального страхования РФ по РК
Суд
Сыктывкарский городской суд Республики Коми
Судья
Коданева Янина Владимировна
Дело на странице суда
syktsud.komi.sudrf.ru
09.06.2023Регистрация иска (заявления, жалобы) в суде
13.06.2023Передача материалов судье
14.06.2023Решение вопроса о принятии иска (заявления, жалобы) к рассмотрению
14.06.2023Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
14.06.2023Вынесено определение о назначении предварительного судебного заседания
11.07.2023Предварительное судебное заседание
05.09.2023Судебное заседание
05.09.2023Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме
18.09.2023Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
05.09.2023
Решение

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее