Дело № 2а-404/2022
УИД 02RS0008-01-2022-000784-85
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
с. Усть-Кокса 17 мая 2022 года
Усть-Коксинский районный суд Республики Алтай в составе:
председательствующего судьи Шатиной С.Н.,
при секретаре Плащенко И.В.,
рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению прокурора Усть-Коксинского района к администрации МО «Усть-Коксинский район» о признании незаконным бездействие по актуализации (корректировке) схем водоснабжения, возложении обязанности осуществить актуализацию (корректировку) схем водоснабжения на территории МО «Усть-Коксинский район»,
УСТАНОВИЛ:
Прокурор Усть-Коксинского района Республики Алтай обратился в суд с административным иском в интересах неопределенного круга лиц к администрации МО «Усть-Коксинский район» о признании незаконным бездействие по актуализации (корректировке) схем водоснабжения, возложении обязанности осуществить актуализацию (корректировку) схем водоснабжения, утвержденных распоряжением главы администрации МО «Усть-Коксинский район» от 10.10.2017 № 335/2 «Об утверждении схем водоснабжения на территории МО «Усть-Коксинский район» в порядке, установленном постановлением Правительства РФ от 05.09.2013 № 782 «О схемах водоснабжения и водоотведения», мотивируя свои требования тем, что прокуратурой района проведена проверка исполнения законодательства, направленного на обеспечение условий жизнедеятельности населения, защиту прав граждан в жилищно-коммунальной сфере. В деятельности администрации МО «Усть-Коксинский район» выявлены нарушения требований федерального законодательства при разработке и утверждении схем водоснабжения МО «Усть-Коксинский район». 08.08.2018 г. заключен муниципальный контракт на выполнение работ по строительству водопровода микрорайона «Башталинка» между администрацией МО «Усть-Коксинский район» и МУП «Тепловодстрой Сервис». Согласно п. 1.1 муниципального контракта подрядчик обязуется собственными силами современно выполнить на условиях контракта работы по строительству водопровода в микрорайоне Башталинка с. Усть-Кокса и сдать результат работ заказчику. Цена контракта составляет 17 272 700 рублей. В соответствии с п. 4.2 муниципального контракта работа должна быть закончена не позднее 30.12.2018 г. Работы по контракту выполнены и приняты актами о приемке выполненных работ от 20.08.2018 г., 12.10.2018 г., 13.11.2018 г. Однако в нарушение законодательства актуализация (корректировка) схем водоснабжения администрацией МО «Усть-Коксинский район» не произведена. Отсутствие схемы центрального водоснабжения приводит к тому, что в нарушение требований законодательства о водоснабжении и водоотведении развитие центральной системы водоснабжения, которое может быть реализовано лишь в соответствии со схемой водоснабжения, осуществляться не будет.
Помощник прокурора Усть-Коксинского района Тойдонова Э.Л. в судебном заседании поддержала административное исковые требования в полном объеме.
Представитель административного ответчика администрации МО «Усть-Коксинский район» Трубачева Е.Ю., представитель заинтересованного лица МУП «Тепловодстрой Сервис» Иркитова Ю.В. в судебном заседании административные исковые требования признали в полном объеме, просив установить срок три года для исполнения решения суда.
Выслушав лиц, участвующих в деле, исследовав материалы административного дела, оценив представленные доказательства в совокупности, суд приходит к выводу об удовлетворении административных исковых требований по следующим основаниям.
На основании ч. 1 ст. 39 КАС РФ, п. 4 ст. 27 Федерального закона от 17.01.1992 г. № 2202-1 «О прокуратуре Российской Федерации» прокурор вправе обратиться в суд с административным исковым заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц или интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований, а также в других случаях, предусмотренных федеральными законами.
В соответствии с п. 4 ст. 27, п. 3 ст. 35 Федерального закона «О прокуратуре Российской Федерации» прокурор вправе обратиться в суд с заявлением, если этого требует защита прав граждан и охраняемых законом интересов общества и государства, когда нарушены права и свободы значительного числа граждан, либо в силу иных обстоятельств нарушение приобрело особое общественное значение.
В соответствии с п. 4 ч. 1, ч. 3 ст. 14 Федерального закона от 16.10.2003 г. № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» к вопросам местного значения муниципального района относятся организация в границах поселения электро-, тепло-, газо- и водоснабжения населения, водоотведения, снабжения населения топливом в пределах полномочий, установленных законодательством Российской Федерации.
Согласно ст. 6 Федерального закона от 07.12.2011 г. № 416-ФЗ «О водоснабжении и водоотведении» установлено, что к полномочиям органов местного самоуправления по организации водоснабжения и водоотведения на соответствующих территориях относятся, в том числе утверждение схем водоснабжения и водоотведения поселений.
Из положений части 1 статьи 3 Федерального закона от 07.12.2011 года N 416-ФЗ «О водоснабжении и водоотведении» следует, что государственная политика в сфере водоснабжения и водоотведения направлена на достижение следующих целей: 1) охраны здоровья населения и улучшения качества жизни населения путем обеспечения бесперебойного и качественного водоснабжения и водоотведения; 2) повышения энергетической эффективности путем экономного потребления воды; 3) снижения негативного воздействия на водные объекты путем повышения качества очистки сточных вод; 4) обеспечения доступности водоснабжения и водоотведения для абонентов за счет повышения эффективности деятельности организаций осуществляющих горячее водоснабжение, холодное водоснабжение и (или) водоотведение; 5) обеспечения развития централизованных систем горячего водоснабжения, холодного водоснабжения и водоотведения путем развития эффективных форм управления этими системами, привлечения инвестиций и развития кадрового потенциала организаций, осуществляющих горячее водоснабжение, холодное водоснабжение и (или) водоотведение.
Согласно ст. 38 Федерального закона от 07.12.2011 г. № 416-ФЗ «О водоснабжении и водоотведении» развитие централизованных систем горячего водоснабжения, холодного водоснабжения и (или) водоотведения осуществляется в соответствии со схемами водоснабжения и водоотведения поселений и городских округов.
Схемы водоснабжения и водоотведения должны содержать плановые значения показателей развития централизованных систем водоснабжения и водоотведения, предусматривать мероприятия, необходимые для осуществления горячего, питьевого, технического водоснабжения и водоотведения в соответствии с требованиями законодательства Российской Федерации, в том числе учитывать утвержденные в соответствии с настоящим Федеральным законом планы снижения сбросов, программы повышения экологической эффективности, планы мероприятий по охране окружающей среды, планы мероприятий по приведению качества горячей воды в соответствие с установленными требованиями, планы мероприятий по приведению качества питьевой воды в соответствие с установленными требованиями, а также решения органов местного самоуправления о прекращении горячего водоснабжения с использованием открытых систем теплоснабжения (горячего водоснабжения) и о переводе абонентов, объекты которых подключены (технологически присоединены) к таким системам, на иные системы горячего водоснабжения. Схемы водоснабжения и водоотведения поселений и городских округов утверждаются органами местного самоуправления (ч. 3, ч. 4 ст. 38 Федерального закона от 07.12.2011 г. № 416-ФЗ «О водоснабжении и водоотведении»).
Порядок разработки и утверждения схем водоснабжения и водоотведения, требования к их содержанию утверждаются Правительством Российской Федерации.
В развитие указанного требования закона Постановлением Правительства Российской Федерации от 05.09.2013 г. № 782 «О схемах водоснабжения и водоотведения» утверждены правила разработки и утверждения схем водоснабжения и водоотведения (далее по тексту - Правила).
Пунктом 8 Правил предусмотрено, что актуализация (корректировка) схем водоснабжения и водоотведения осуществляется при наличии одного из следующих условий: а) ввод в эксплуатацию построенных, реконструированных и модернизированных объектов централизованных систем водоснабжения и (или) водоотведения; б) изменение условий водоснабжения (гидрогеологических характеристик потенциальных источников водоснабжения), связанных с изменением природных условий и климата; в) проведение технического обследования централизованных систем водоснабжения и (или) водоотведения в период действия схем водоснабжения и водоотведения; г) реализация мероприятий, предусмотренных планами снижения сбросов загрязняющих веществ, программами повышения экологической эффективности, планами мероприятий по охране окружающей среды, указанными в подпункте «д» пункта 7 настоящих Правил; д) реализация мероприятий, предусмотренных планами по приведению качества питьевой воды и горячей воды в соответствие с установленными требованиями; е) изменение объема поставки горячей воды, холодной воды, водоотведения по централизованным системам горячего водоснабжения, холодного водоснабжения и (или) водоотведения в связи с реализацией мероприятий по прекращению функционирования открытых систем теплоснабжения (горячего водоснабжения) (прекращение горячего водоснабжения с использованием открытых систем теплоснабжения (горячего водоснабжения) и перевод абонентов, подключенных (технологически присоединенных) к таким системам, на закрытые системы теплоснабжения (горячего водоснабжения); ж) необходимость внесения в схему водоснабжения и водоотведения сведений об отнесении централизованной системы водоотведения (канализации) к централизованным системам водоотведения поселений или городских округов либо исключения таких сведений из схемы водоснабжения и водоотведения.
В судебном заседании установлено, что 08.08.2018 г. заключен муниципальный контракт на выполнение работ по строительству водопровода микрорайона «Башталинка» между администрацией МО «Усть-Коксинский район» (заказчиком) и МУП «Тепловодстрой Сервис» (подрядчиком), согласно которому подрядчик обязуется собственными силами современно выполнить на условиях контракта работы по строительству водопровода в микрорайоне Башталинка с. Усть-Кокса и сдать результат работ заказчику. Цена контракта составляет 17 272 700 рублей. В соответствии с п. 4.2 муниципального контракта работа должна быть закончена не позднее 30.12.2018 г.
Распоряжением администрации МО «Усть-Коксинский район» от 10.10.2017 г. № 335/2 «Об утверждении схем водоснабжения на территории МО «Усть-Коксинский район» Республики Алтай утверждены схемы водоснабжения МО «Усть-Коксинского района» до 2027 года по каждому муниципальному образованию сельских поселений.
В ходе проверки, проведенной прокуратурой Усть-Коксинского района, установлено нарушение законодательства администрацией МО «Усть-Коксинский район», актуализация (корректировка) схем водоснабжения не произведена. Отсутствие схемы центрального водоснабжения приводит к тому, что в нарушение требований законодательства о водоснабжении и водоотведении развитие центральной системы водоснабжения, которое может быть реализовано лишь в соответствии со схемой водоснабжения, осуществляться не будет.
Учитывая вышеизложенное, суд приходит к выводу, что административные исковые требования прокурора законны и обоснованы, потому подлежат удовлетворению в полном объеме.
Согласно ч. 2 ст. 178 КАС РФ суд принимает во внимание объем и характер действий, которые необходимо совершить административному ответчику для исполнения решения суда, временные затраты на них, существо права неопределенного круга лиц, подлежащего защите, требования разумности сроков исполнения судебного решения.
С учетом времени, необходимого для исполнения решения, суд считает возможным установить срок, в течение которого ответчиком должно быть исполнено решение суда - в течение двух лет шести месяцев с момента вступления решения суда в законную силу.
Руководствуясь ст. ст. 175-180, 227 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд
РЕШИЛ:
Административные исковые требования прокурора Усть-Коксинского района к администрации МО «Усть-Коксинский район» о признании незаконным бездействие по актуализации (корректировке) схем водоснабжения, возложении обязанности осуществить актуализацию (корректировку) схем водоснабжения на территории МО «Усть-Коксинский район» удовлетворить в полном объеме.
Признать незаконным бездействие администрации МО «Усть-Коксинский район» по актуализации (корректировке) схем водоснабжения.
Возложить на администрации МО «Усть-Коксинский район» обязанность в течение двух лет шести месяцев со дня вступления решения суда в законную силу осуществить актуализацию (корректировку) схем водоснабжения, утвержденных распоряжением главы администрации МО «Усть-Коксинский район» от 10.10.2017 № 335/2 «Об утверждении схем водоснабжения на территории МО «Усть-Коксинский район» в порядке, установленном постановлением Правительства РФ от 05.09.2013 № 782 «О схемах водоснабжения и водоотведения».
Решение суда может быть обжаловано в апелляционном порядке в Верховный суд Республики Алтай в течение месяца со дня принятия решения в окончательной форме путем подачи апелляционной жалобы через Усть-Коксинский районный суд Республики Алтай.
Председательствующий С.Н. Шатина
Мотивированное решение изготовлено 22 мая 2022 года.