Судья Никонов К.Ф. Дело № 2а-1971/2019
33а-4164/2019
АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
г. Киров 08 октября 2019 года
Судебная коллегия по административным делам Кировского областного суда в составе:
председательствующего судьи Кощеева А.В.,
судей Елсукова А.Л., Сметаниной О.Н.,
при секретаре Шурминой Н.В.,
рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по апелляционной жалобе Мальцевой Н.И., Русских Е.А. на решение Первомайского районного суда г.Кирова от 31 июля 2019 года по административному делу по административному исковому заявлению Мальцевой Н.И., Мальцева Э.В., Русских Е.А. к Администрации г. Кирова о признании незаконным бездействия Администрации г. Кирова и возложении обязанности предъявить требование о сносе жилого дома, которым постановлено:
Исковые требования удовлетворить частично.
Признать незаконным бездействие Администрации г. Кирова, выразившееся в непринятии решения о дальнейшем использовании жилого помещения по адресу: <адрес>
Обязать администрацию г. Кирова в течение 30 дней с момента вступления в законную силу настоящего решения суда разрешить вопрос о дальнейшем использовании жилого дома по адресу: <адрес> в порядке, установленном п. 49 Постановления Правительства РФ № 47 от 25.01.2006 «Об утверждении положения о признании помещения жилым помещением, жилого помещения непригодным для проживания и многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции».
Заслушав доклад судьи Кощеева А.В., судебная коллегия
установила:
Мальцева Н.И., Мальцев Э.В., Русских Е.А. обратились в Первомайский районный суд г.Кирова с административным исковым заявлением к Администрации г. Кирова о признании незаконным бездействия Администрации г. Кирова и возложении обязанности предъявить требование о сносе жилого дома.
В обоснование заявленных требований указали, что Мальцева Н.И., Русских Е.А. являются собственниками жилых помещений в доме по адресу: <адрес>. Согласно справкам МУП «ЦКС» в квартирах также зарегистрированы: М., М.А.Э., О., Р. Заключением межведомственной комиссии от 30.05.2014 данный жилой дом признан аварийным. До настоящего времени решение о дальнейшей судьбе жилого дома непринято.
На основании изложенного административные истцы просили признать незаконным бездействие администрации г. Кирова, выразившееся в не предъявлении требования о сносе дома по адресу: <адрес>; возложить на администрацию г. Кирова в 30-дневный срок с момента вступления в силу решения суда предъявить требование к собственникам о сносе дома по адресу: <адрес> с установлением срока сноса дома 6 месяцев.
Судом постановлено решение, резолютивная часть которого приведена выше.
Не согласившись с принятым решением, административные истцы Мальцева Н.И., Русских Е.А. обратились в Кировский областной суд с апелляционной жалобой, в которой просят решение суда отменить в части и принять по делу новое решение, которым признать незаконными бездействие администрации МО «Город Киров», выразившееся в непредъявлении требования о сносе дома по адресу: <адрес>. Обязать администрацию МО «Город Киров» в тридцатидневный срок с момента вступления в силу решения суда предъявить требование к собственникам о сносе дома по адресу: <адрес> с установлением срока для сноса дома 6 месяцев.
В обоснование доводов жалобы указывают, что обязанность органа самоуправления принять решение о дальнейшем использовании жилого помещения, признанного непригодным для проживания с установлением срока приятия такого решения определены пунктом 49 Положения о признании помещения жилым помещением, жилого помещения непригодным для проживания и многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции, утвержденного Постановлением Правительства Российской Федерации от 28 января 2006 года N 47. В отсутствие установленного судом конкретного срока для предъявления административным ответчиком требования о сносе предъявление такого требования может затянуться на неопределенный срок. Согласно сведениям сайта Реформа ЖКХ переселение дома предусмотрено в 2024 году.
В судебном заседании представитель административных истцов Мальцева Э.В., Мальцевой Н.И. – Зонова В.С. доводы и требования жалобы поддержала. Дополнительно пояснила, что сроки предъявления требований о сносе указываются административным ответчиком с учетом областной программы, возможность продления которой не ограничена. Заявленный административным истцом шестимесячный срок для предъявления администрацией г.Кирова требования о сносе дома является обоснованным.
Представитель административного ответчика администрации г.Кирова – Горохова Т.Г. в судебном заседании просила решение суда оставить без изменения, апелляционную жалобу – без удовлетворения. Дополнительно пояснила, что оспариваемый судебный акт принять в соответствии с положениями Постановления Правительства Российской Федерации от 28 января 2006 года N 47.
Административный истцы Мальцев Э.В., Мальцева Н.И., Русских Е.А. в судебное заседание не явились, о дате, месте и времени рассмотрения жалобы извещены надлежащим образом.
Учитывая положения статьи 307 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации (далее - КАС РФ), судебная коллегия считает возможным рассмотреть дело в отсутствие не явившегося лиц.
Проверив материалы дела, обсудив доводы жалобы, возражений на нее, выслушав сторон, судебная коллегия приходит к следующему.
В соответствии со статьей 308 КАС РФ суд апелляционной инстанции рассматривает административное дело в полном объеме и не связан основаниями и доводами, изложенными в апелляционных жалобе, представлении и возражениях относительно жалобы, представления.
По смыслу положений статьями 218, 227 КАС РФ признание незаконными решений, действий (бездействия) публичного органа, должностного лица, государственного или муниципального служащего возможно только при их несоответствии нормам действующего законодательства, сопряженным с нарушением прав и законных интересов гражданина.
Как следует из материалов дела и установлено судом первой инстанции, согласно свидетельствам о праве собственности Мальцева Н.И., является собственником жилого помещения в многоквартирном доме по адресу: <адрес> (л.д. 14), Русских Е.А., Ожегов К.И., Русских В.В. являются собственниками жилого помещения в многоквартирном доме по адресу: <адрес> (л.д. 15-17).
В квартире по адресу: <адрес> зарегистрированы Мальцева Н.А. (собственник), М. (сын), М. (внучка), М. (невестка (сноха)) (л.д. 13).
В квартире по адресу: <адрес> зарегистрированы Русских Е.А. (собственник), О. (сын), Р. (дочь).
Заключением межведомственной комиссии № от 30.05.2014 указанный жилой дом признан аварийным и подлежащим сносу (л.д. 9-10).
Постановлением администрации муниципального образования «Город Киров» от 03.07.2014 №2794-П утверждена муниципальная программа «Переселение граждан из аварийного жилого фонда в муниципальном образовании «Город Киров» в 2014-2020 годах (далее – «Программа»).
Мероприятия по расселению аварийного дома по адресу: <адрес> согласно указанной муниципальной программе запланированы на 2020 год (л.д. 21-81).
Переселение жильцов из аварийного дома, снос дома не осуществлены.
Предъявляя требование о признании бездействия администрации муниципального образования «Город Киров», по неосуществлению сноса дома незаконным, административный истец указал, что с момента признания дома аварийным и подлежащим сносу административный ответчик длительное время не принимает мер по переселению из него жильцов.
Рассмотрев заявленные требования, суд первой инстанции, принимая во внимание нормы жилищного законодательства, регулирующие обеспечение жилищных прав собственника жилого помещения при изъятии земельного участка для государственных или муниципальных нужд, отсутствие со стороны административного ответчика каких-либо предусмотренных законом мер с момента признания дома аварийным, пришел к выводу о наличии бездействия со стороны администрации МО «Город Киров», выразившегося в непринятии решения о дальнейшем использовании жилого помещения по адресу: <адрес>.
При этом, рассматривая вопрос о способе восстановления прав административных истцов, суд возложил на администрацию г. Кирова обязанность разрешить вопрос о дальнейшем использовании жилого дома по адресу: <адрес>, установив при этом срок для принятия такого решения равный сроку, предусмотренному Постановлением Правительства РФ от 25.01.2006 № 47 «Об утверждении положения о признании помещения жилым помещением, жилого помещения непригодным для проживания и многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции» – 30 дней с момента вступления настоящего решения суда в законную силу.
Судебная коллегия с выводами суда первой инстанции соглашается и не находит оснований для отмены или изменения обжалуемого судебного акта исходя из нижеследующего.
Согласно статье 40 Конституции Российской Федерации каждый имеет право на жилище; органы государственной власти и органы местного самоуправления поощряют жилищное строительство, создают условия для осуществления права на жилище; малоимущим, иным указанным в законе гражданам, нуждающимся в жилище, оно предоставляется бесплатно или за доступную плату из государственных, муниципальных и других жилищных фондов в соответствии с установленными законом нормами.
В силу части 10 статьи 32 ЖК РФ признание в установленном Правительством Российской Федерации порядке многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции является основанием предъявления органом, принявшим решение о признании такого дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции, к собственникам помещений в указанном доме требования о его сносе или реконструкции в разумный срок.
В соответствии с пунктом 49 Положения о признании помещения жилым помещением, жилого помещения непригодным для проживания и многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции, утвержденного Постановлением Правительства Российской Федерации от 28 января 2006 года N 47 (в редакции от 08 апреля 2013 года, действовавшей на момент признания дома аварийным и подлежащим сносу) на основании полученного заключения соответствующий федеральный орган исполнительной власти, орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации, орган местного самоуправления принимает решение и издает распоряжение с указанием о дальнейшем использовании помещения, сроках отселения физических и юридических лиц в случае признания дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции или о признании необходимости проведения ремонтно-восстановительных работ.
Из содержания приведенных норм права следует, что признание многоквартирного дома аварийным порождает для органа местного самоуправления обязанность по предъявлению к собственникам помещений в указанном доме требования о его сносе в разумный срок.
Как следует из материалов дела, факт аварийности дома и невозможности проживания в нем подтвержден заключением межведомственной комиссии о признании дома аварийным и подлежащим сносу от 30.05.2014. Доказательств того, что в последующем указанные обстоятельства изменились, суду не представлено.
Постановлением администрации муниципального образования «город Киров» от 03.07.2014 года №2794-П утверждена муниципальная программа «Переселение граждан из аварийного жилого фонда в муниципальном образовании «Город Киров» в 2014-2020 годах (далее – «Программа»).
Спорный многоквартирный жилой дом включен в указанную муниципальную Программу. Расселение граждан, проживающих в названном доме, запланировано на 2020 год за счет средств бюджета муниципального образования «Город Киров».
В материалы дела представлено постановление администрации города Кирова от 25.09.2019 N 2316-п «О внесении изменений в постановление администрации города Кирова от 03.07.2014 N 2794-п».
Данным постановлением утверждены изменения, которые вносятся в муниципальную программу «Переселение граждан из аварийного жилищного фонда в муниципальном образовании «Город Киров» в 2014 - 2020 годах». Сроки реализации программы установлены с 2014 года по 2021 год.
Согласно указанной программе в редакции постановления администрации города Кирова от 25.09.2019 N 2316-п «О внесении изменений в постановление администрации города Кирова от 03.07.2014 N 2794-п» расселение граждан, проживающих в доме по адресу: <адрес>, запланировано на 2021 год (пункт 271 таблицы Перечня многоквартирных домов, признанных в установленном порядке аварийными и подлежащими сносу или реконструкции).
С учетом установленных обстоятельств вывод суда первой инстанции о том, что непринятие на протяжении длительного времени решения о дальнейшем использовании жилого помещения, находящегося в непригодном для проживания состоянии, влекущее нарушение прав и законных интересов жильцов и собственников помещений данного дома, свидетельствует о незаконном бездействии административного ответчика, является правильным.
Разрешая вопрос о способе восстановления нарушенных прав административных истцов, суд возложил обязанность на администрацию г. Кирова разрешить вопрос о дальнейшем использовании жилого дома по адресу: <адрес>, установив при этом срок для принятия такого решения равный сроку, предусмотренному Постановлением Правительства РФ от 25.01.2006 № 47 «Об утверждении положения о признании помещения жилым помещением, жилого помещения непригодным для проживания и многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции» – 30 дней с момента вступления настоящего решения суда в законную силу.
Соблюдение процедуры, установленной в статье 32 Жилищного кодекса РФ, является обязательным для сторон, исполнение данных требований возложено на органы местного самоуправления, без их соблюдения невозможна реализация прав собственника.
Определенный судом первой инстанции способ восстановления прав административных истцов является верным, принятым по обстоятельствам дела, в соответствии с положениями норм, регулирующих рассматриваемые правоотношения.
На момент рассмотрения дела судом апелляционной инстанции, заявленный административными истцами способ восстановления прав с учетом процессуальных сроков расселения граждан, определенных нормативным правовым актом органа местного самоуправления, а именно Постановлением администрации города Кирова от 03.07.2014 N 2794-П «Об утверждении муниципальной программы «Переселение граждан из аварийного жилищного фонда в муниципальном образовании «Город Киров» в 2014 - 2021 годах», не может быть признан отвечающим требованиям Постановления Правительства РФ от 25.01.2006 № 47 «Об утверждении положения о признании помещения жилым помещением, жилого помещения непригодным для проживания и многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции».
При таких обстоятельствах, доводы апелляционной жалобы не свидетельствуют о наличии оснований для изменения решения суда в обжалуемой части.
Нарушений процессуального закона, влекущих отмену или изменение состоявшегося по делу решения, судом первой инстанции не допущено.
Руководствуясь статьей 309 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, судебная коллегия
определила:
решение Первомайского районного суда г.Кирова от 31 июля 2019 года оставить без изменения, апелляционную жалобу – без удовлетворения.
Председательствующий:
Судьи: