Решение по делу № 2-5034/2018 от 24.05.2018

Дело № 2-5034/2018

РЕШЕНИЕ

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

Сыктывкарский городской суд Республики Коми в составе

председательствующего судьи Некрасовой О.С.,

при секретаре Борисовой М.В.

с участием представителя истца Жолудь С.С.,

представителя ответчика – адвоката Тарабукина А.П.

рассмотрев в открытом судебном заседании в г. Сыктывкаре

04 июля 2018 года дело по иску Государственного бюджетного учреждения Республики Коми «Центр по предоставлению государственных услуг в сфере социальной защиты населения города Сыктывкара» к Калмыкову А.С. о взыскании неосновательного обогащения,

установил:

ГБУ РК «ЦСЗН г. Сыктывкара» обратилось в суд с иском к Калмыкову А.С. о взыскании неосновательного обогащения в виде сумм излишне выплаченной региональной социальной доплаты к пенсии за период с ** ** ** в размере 92 993,58 руб. В обоснование заявленных требований указано, что в период получения указанной доплаты к пенсии ответчик являлся получателем ежемесячных страховых выплат, предусмотренных ч.3 ст.10 Федерального закона «Об обязательном социальном страховании от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний», в связи с чем, ответчиком доплата к пенсии за указанный период была получена неправомерно.

Представитель истца ГБУ «ЦСЗН в г. Сыктывкаре» Жолудь С.С. заявленные требования поддержал. Ответчик в судебное заседание не явился, о месте и времени судебного заседания извещен надлежащим образом. Представитель ответчика Тарабукин А.П. с исковыми требованиями не согласился.

С учетом заблаговременного извещения ответчика о месте и времени рассмотрения дела (извещение о рассмотрении дела 04.07.2018 г. получено ответчиком 02.06.2018 г.), суд счел возможным рассмотреть дело при имеющейся явке.

Заслушав явившихся лиц, исследовав письменные материалы дела, суд приходит к следующему.

Установлено, что ответчик Калмыков А.С. обратился к истцу с заявлением о предоставлении региональной социальной доплаты к пенсии по случаю потери кормильца (далее РСДП).

При обращении с заявлениями на получение данной выплаты ответчик под подпись указал, что не является получателем ежемесячных страховых выплат, предусмотренных ч.3 ст.10 Федерального закона «Об обязательном социальном страховании от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний».

С ** ** ** ответчику назначена РСДП, которая прекращена с ** ** ** в связи с прекращением выплаты ответчику пенсии по потере кормильца.

За период с ** ** ** ответчиком получена РСДП в размере 92 993,58 руб.

В марте 2018 года истцом был направлен запрос в Фонд социального страхования по Республике Коми, в ответ на который письмом от 19.03.2018 Фонд указал, что Калмыков А.С. в период с ** ** ** был получателем ежемесячной страховой выплаты по обязательному социальному страхованию, размер которой составил 79 365 руб.

Указанные факты при обращении в ГБУ РК «ЦСЗН г. Сыктывкара» Калмыков А.С. не сообщил, напротив, в заявлении от 08.10.2015 г. указал, что не является получателем ежемесячных страховых выплат.

Письмом от 13.04.2018 ГБУ РК «ЦСЗН г. Сыктывкара» уведомило ответчика о необходимости возмещения необоснованно выплаченных сумм РСДП в размере 92 993,58 руб.

На дату обращения в суд сумма необоснованно выплаченной ответчику РСДП Калмыковым А.С. не возвращена.

Оценивая собранные по делу доказательства в их совокупности, суд находит заявленные требования обоснованными в силу следующего.

Правовые и организационные основы оказания государственной социальной помощи малоимущим семьям, малоимущим одиноко проживающим гражданам и иным категориям граждан, регулируются Федеральным законом от 17.07.1999 № 178-ФЗ «О государственной социальной помощи».

В силу ст. 10 названного Федерального закона, заявитель обязан известить орган социальной защиты населения, который назначил государственную социальную помощь, об изменениях, являвшихся основанием для назначения либо продолжения оказания ему (его семье) государственной социальной помощи сведений о составе семьи, доходах и принадлежащем ему (его семье) имуществе на праве собственности в течение двух недель со дня наступления указанных изменений.

В случае установления органом социальной защиты населения факта недостоверности представленных заявителем сведений о составе семьи, доходах и принадлежащем ему (его семье) имуществе на праве собственности или несвоевременного извещения об изменении указанных сведений заявитель (его семья) может быть лишен (лишена) права на получение государственной социальной помощи на период, устанавливаемый органами социальной защиты населения субъекта Российской Федерации, но не более чем на период, в течение которого указанная помощь заявителю незаконно оказывалась.

Согласно ч.4 ст.12.1 Федерального закона от 17.07.1999 № 178-ФЗ «О государственной социальной помощи» Федеральная социальная доплата к пенсии устанавливается пенсионеру территориальными органами Пенсионного фонда Российской Федерации в случае, если общая сумма его материального обеспечения, определенная в соответствии с частями 2 и 3 настоящей статьи, не достигает величины прожиточного минимума пенсионера, установленной в соответствии с пунктом 4 статьи 4 Федерального закона "О прожиточном минимуме в Российской Федерации" в субъекте Российской Федерации по месту его жительства или месту его пребывания, не превышающей величину прожиточного минимума пенсионера в целом по Российской Федерации. Федеральная социальная доплата к пенсии устанавливается в таком размере, чтобы указанная общая сумма его материального обеспечения с учетом данной доплаты достигла величины прожиточного минимума пенсионера, установленной в субъекте Российской Федерации.

В целях реализации указанной статьи Закона и Закона Республики Коми от 12.11.2004 № 56-РЗ «Об оказании государственной социальной помощи в Республике Коми» Постановлением Правительства Республики Коми от 31.12.2004 № 281 утверждены Правила обращения за региональной социальной доплатой к пенсии, порядок ее установления, выплаты и пересмотра ее размера.

Согласно п.3 Правил региональная социальная доплата к пенсии устанавливается неработающему пенсионеру, получающему пенсию на территории Республики Коми, в случае, если общая сумма его материального обеспечения, определенная в соответствии с частями 2 и 3 статьи 12.1 Федерального закона «О государственной социальной помощи», не достигает величины прожиточного минимума пенсионера, установленной в Республике Коми на соответствующий год.

При подсчете общей суммы материального обеспечения пенсионера учитываются следующие суммы денежных выплат, установленных в соответствии с законодательством Российской Федерации и законодательством Республики Коми ежемесячные страховые выплаты, предусмотренные частью 3 статьи 10 Федерального закона «Об обязательном социальном страховании от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний» (подп. 3 п. 5).

Региональная социальная доплата к пенсии устанавливается в таком размере, чтобы указанная общая сумма материального обеспечения пенсионера с учетом данной доплаты достигла величины прожиточного минимума пенсионера, установленной в Республике Коми, но не ниже величины прожиточного минимума пенсионера, установленной в Республике Коми по состоянию на 31 декабря предыдущего года (п. 25).

Суммы региональной социальной доплаты к пенсии, излишне выплаченные пенсионеру по его вине (представление документов с заведомо неверными сведениями; сокрытие данных, влияющих на право получения указанной доплаты и исчисление ее размера), возмещаются пенсионером добровольно либо удерживаются с его согласия по решению центра по предоставлению государственных услуг из суммы, причитающейся ему при каждой последующей выплате за весь период, в течение которого у пенсионера отсутствовало право на выплату указанной доплаты.

В случае отказа пенсионера от добровольного возврата излишне полученных средств они взыскиваются центром по предоставлению государственных услуг в судебном порядке и в сроки в соответствии с законодательством Российской Федерации (п.41).

С учетом указанных правовых норм и обстоятельств суммы РСДП, выплаченных в результате предоставления недостоверных сведений о доходах, подлежат возврату в бюджет.

Согласно ст. 1102 Гражданского кодекса Российской Федерации лицо, которое без установленных законом, иными правовыми актами или сделкой оснований приобрело или сберегло имущество (приобретатель) за счет другого лица (потерпевшего), обязано возвратить последнему неосновательно приобретенное или сбереженное имущество (неосновательное обогащение), за исключением случаев, предусмотренных статьей 1109 настоящего Кодекса. Правила, предусмотренные настоящей главой, применяются независимо от того, явилось ли неосновательное обогащение результатом поведения приобретателя имущества, самого потерпевшего, третьих лиц или произошло помимо их воли.

В силу п. 3 ст. 1109 Гражданского кодекса Российской Федерации заработная плата и приравненные к ней платежи, пенсии, пособия, стипендии, возмещение вреда, причиненного жизни или здоровью, алименты и иные денежные суммы, предоставленные гражданину в качестве средства к существованию, при отсутствии недобросовестности с его стороны и счетной ошибки.

На основании ч. 2 ст. 1107 Гражданского кодекса Российской Федерации на сумму неосновательного денежного обогащения подлежат начислению проценты за пользование чужими средствами (статья 395) с того времени, когда приобретатель узнал или должен был узнать о неосновательности получения или сбережения денежных средств.

В силу ст.395 Гражданского кодекса Российской Федерации в случаях неправомерного удержания денежных средств, уклонения от их возврата, иной просрочки в их уплате подлежат уплате проценты на сумму долга. Размер процентов определяется ключевой ставкой Банка России, действовавшей в соответствующие периоды. Эти правила применяются, если иной размер процентов не установлен законом или договором.

Согласно ст.56 ГПК РФ каждая сторона должна доказать те обстоятельства, на которые она ссылается как на основания своих требований и возражений, если иное не предусмотрено федеральным законом.

Суд не может принять во внимание доводы представителя ответчика о том, что Калмыкову, возможно, не было известно о том, что он являлся получателем ежемесячных социальных выплат. Указанный довод опровергается представленными по делу доказательствами.

Суд признает требование истца о взыскании с ответчика неосновательного обогащения и процентов за пользование чужими денежными средствами обоснованными.

Исковые требования подлежат удовлетворению.

Руководствуясь ст.ст. 194-198 ГПК РФ, суд

РЕШИЛ:

Взыскать с Калмыкова А.С. в пользу Государственного бюджетного учреждения Республики Коми «Центр по предоставлению государственных услуг в сфере социальной защиты населения города Сыктывкара» сумму неосновательного обогащения в размере 92 993 руб. 58 коп., проценты за пользование чужими денежными средствами в размере 4 022 руб. 93 коп.

На решение может быть подана апелляционная жалоба в Верховный Суд Республики Коми через Сыктывкарский городской суд Республики Коми в течение месяца со дня принятия решения в окончательной форме.

Судья- О.С. Некрасова

2-5034/2018

Категория:
Гражданские
Истцы
ГБУ РК Центр по предоставлению государственных услуг в сфере социальной защиты населения г. Сыктывкара
Ответчики
Калмыков Артем Сергеевич
Суд
Сыктывкарский городской суд Республики Коми
Дело на странице суда
syktsud.komi.sudrf.ru
17.04.2020Регистрация иска (заявления, жалобы) в суде
17.04.2020Передача материалов судье
17.04.2020Решение вопроса о принятии иска (заявления, жалобы) к рассмотрению
17.04.2020Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
17.04.2020Вынесено определение о назначении дела к судебному разбирательству
17.04.2020Судебное заседание
17.04.2020Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме
17.04.2020Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
Решение

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее