Дело № 2-1698/2021
УИД 19RS0002-01-2021-002826-44
Р Е Ш E H И Е
Именем Российской Федерации
12 октября 2021 года г. Черногорск
Черногорский городской суд Республики Хакасия
в составе председательствующего судьи Немкова С.П.,
при секретаре Сафроновой В.С.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению Юрьева Ю.Ю. к государственному учреждению – Отделению Пенсионного фонда Российской Федерации по Республике Хакасия о включении периодов работы в стаж, дающий право на досрочное назначение страховой пенсии по старости, назначении данной пенсии,
с участием представителей: истца - Байкаловой Т.И., ответчика - Савчук И.В.,
У С Т А Н О В И Л:
Юрьев Ю.Ю. с учетом уточнения наименования ответчика обратился в суд с иском к государственному учреждению – Отделению Пенсионного фонда Российской Федерации по Республике Хакасия (далее – ОПФР по Республике Хакасия) о включении периодов работы в стаж, дающий право на досрочное назначение страховой пенсии по старости, назначении страховой пенсии.
Требования мотивированы тем, что 4 сентября 2020 года он обратился в государственное учреждение - Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в городе Черногорске Республики Хакасия (межрайонное) (далее – УПФР в г. Черногорске (межрайонное), пенсионный орган) с заявлением о назначении досрочной страховой пенсии по старости по п. 2 ч. 1 ст. 30 Федерального закона от 28 декабря 2013 года № 400-ФЗ «О страховых пенсиях» в связи с тяжелыми условиями труда. Решением УПФР в г. Черногорске (межрайонное) от 17 сентября 2019 года № 314 в назначении досрочной страховой пенсии по старости Юрьеву Ю.Ю. отказано в связи с отсутствием требуемого специального стажа работы. Полагал, что пенсионным органом необоснованно не был включен в стаж, дающий право на досрочное назначение страховой пенсии по старости, ряд периодов его работы. Просил обязать ОПФР по Республике Хакасия включить в его специальный стаж, дающий право на досрочное назначение страховой пенсии по старости, следующие периоды:
- с 27 марта 1986 года по 11 мая 1988 года в качестве старшего мастера смены в промышленной котельной на Черногорском комбинате искусственных кож;
- с 12 мая 1988 года по 13 ноября 1988 года в качестве начальника участка эксплуатации промышленной котельной на Черногорском комбинате искусственных кож;
- с 14 ноября 1988 года по 31 марта 1994 года, с 2 апреля 1994 года по 31 июля 1995 года, с 2 августа 1995 года по 11 августа 1995 года в качестве начальника смены производственной котельной на Черногорском комбинате искусственных кож, переименованного на основании постановления городской администрации г. Черногорска от 25 сентября 1992 года № 78 в акционерное общество открытого типа «Черногорский комбинат искусственных кож»;
- с 14 августа 1995 года по 14 февраля 1996 года в качестве начальника смены промышленной котельной на государственном предприятии «Черногорский завод асбестовых технических изделий»;
- с 15 февраля 1996 года по 18 декабря 1997 года в качестве старшего мастера по эксплуатации оборудования котельного цеха промышленной котельной на государственном предприятии «Черногорский завод асбестовых технических изделий»;
- с 19 декабря 1997 года по 22 января 1999 года в качестве начальника котельного цеха промышленной котельной на государственном предприятии «Черногорский завод асбестовых технических изделий», переименованного на основании постановления городской администрации г. Черногорска от 9 января 1998 года № 1340, на основании приказа Минэкономики России от 15 июня 1998 года № 223 в государственное унитарное предприятие «Черногорский завод асбестовых технических изделий», и назначить досрочно страховую пенсию по старости с 4 сентября 2019 года.
В судебном заседании представитель истца по доверенности Байкалова Т.И. поддержала заявленные требования. Дополнительно пояснила, что истец работал в должностях, которые дают право на досрочное назначение страховой пенсии по старости, при этом на предприятиях использовался твердый вид топлива.
Представитель ответчика по доверенности Савчук И.В. иск не признала, поддержала принятое пенсионным органом решение по приведенным в нем основаниям.
Истец Юрьев Ю.Ю., надлежащим образом извещенный о времени и месте судебного разбирательства, в судебное заседание не явился, направил своего представителя, в связи с чем руководствуясь ст. 167 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации (далее – ГПК РФ) суд рассмотрел дело при имеющейся явке.
Изучив письменные материалы дела, суд приходит к следующему.
Основания возникновения и порядок реализации права граждан Российской Федерации на страховые пенсии установлены Федеральным законом от 28 декабря 2013 года № 400-ФЗ «О страховых пенсиях», вступившим в силу с 1 января 2015 года.
По общему правилу право на страховую пенсию по старости имеют лица, достигшие возраста 65 и 60 лет (соответственно мужчины и женщины) (с учетом положений, предусмотренных приложением 6 к настоящему Федеральному закону) (ч. 1 ст. 8 Федерального закона от 28 декабря 2013 года № 400-ФЗ).
Порядок и условия сохранения права на досрочное назначение страховой пенсии определены ст. 30 Федерального закона от 28 декабря 2013 года № 400-ФЗ.
В соответствии со ст. 30 Федерального закона от 28 декабря 2013 года № 400-ФЗ основанием для досрочного назначения страховой пенсии по старости лицам, имеющим право на такую пенсию, является работа определенной продолжительности в опасных, вредных, тяжелых и иных неблагоприятных условиях труда.
Согласно указанной норме закона одним из условий установления страховой пенсии по старости ранее достижения общеустановленного пенсионного возраста является наличие стажа, дающего право на досрочное назначение страховой пенсии по старости, установленной законом продолжительности.
Пунктом 2 ч. 1 ст. 30 Федерального закона от 28 декабря 2013 года № 400-ФЗ предусмотрено, что страховая пенсия по старости назначается ранее достижения возраста, определенного статьей 8 названного закона, при наличии величины индивидуального пенсионного коэффициента в размере не менее 30 мужчинам по достижении возраста 55 лет и женщинам по достижении возраста 50 лет, если они проработали на работах с тяжелыми условиями труда соответственно не менее 12 лет 6 месяцев и 10 лет и имеют страховой стаж соответственно не менее 25 лет и 20 лет. В случае, если указанные лица проработали на перечисленных работах не менее половины установленного срока и имеют требуемую продолжительность страхового стажа, страховая пенсия им назначается с уменьшением возраста, предусмотренного статьей 8 настоящего Федерального закона по состоянию на ***, на один год за каждые 2 года и 6 месяцев такой работы мужчинам и за каждые 2 года такой работы женщинам.
Частью 2 ст. 30 Федерального закона от 28 декабря 2013 года № 400-ФЗ определено, что списки соответствующих работ, производств, профессий, должностей, специальностей и учреждений (организаций), с учетом которых назначается страховая пенсия по старости в соответствии с частью 1 данной статьи, правила исчисления периодов работы (деятельности) и назначения указанной пенсии при необходимости утверждаются Правительством Российской Федерации.
Периоды работы (деятельности), имевшие место до дня вступления в силу этого федерального закона, засчитываются в стаж на соответствующих видах работ, дающий право на досрочное назначение страховой пенсии по старости, при условии признания указанных периодов в соответствии с законодательством, действовавшим в период выполнения данной работы (деятельности), дающей право на досрочное назначение пенсии (ч. 3 ст. 30 Федерального закона от 28 декабря 2013 года № 400-ФЗ).
Периоды работы (деятельности), имевшие место до дня вступления в силу названного федерального закона, могут исчисляться с применением правил, предусмотренных законодательством, действовавшим при назначении пенсии в период выполнения данной работы (деятельности) (ч. 4 ст. 30 Федерального закона от 28 декабря 2013 года № 400-ФЗ).
В целях реализации положений статей 30 и 31 указанного закона Правительством Российской Федерации 16 июля 2014 года принято постановление № 665 «О списках работ, производств, профессий, должностей, специальностей и учреждений (организаций), с учетом которых досрочно назначается страховая пенсия по старости, и правилах исчисления периодов работы (деятельности), дающей право на досрочное пенсионное обеспечение» (далее - постановление Правительства Российской Федерации от 16 июля 2014 года № 665).
Согласно пп. «б» п. 1 названного Постановления при определении стажа на соответствующих видах работ в целях досрочного пенсионного обеспечения в соответствии со статьей 30 Федерального закона «О страховых пенсиях» применяются при досрочном назначении страховой пенсии по старости лицам, работавшим на работах с тяжелыми условиями труда:
Список № 2 производств, работ, профессий, должностей и показателей с вредными и тяжелыми условиями труда, занятость в которых дает право на пенсию по возрасту (по старости) на льготных условиях, утвержденный постановлением Кабинета Министров СССР от 26 января 1991 г. № 10 «Об утверждении списков производств, работ, профессий, должностей и показателей, дающих право на льготное пенсионное обеспечение»;
Список № 2 производств, цехов, профессий и должностей с тяжелыми условиями труда, работа в которых дает право на государственную пенсию на льготных условиях и в льготных размерах, утвержденный постановлением Совета Министров СССР от 22 августа 1956 г. № 1173 «Об утверждении списков производств, цехов, профессий и должностей, работа в которых дает право на государственную пенсию на льготных условиях и в льготных размерах», - для учета периодов выполнения соответствующих работ, имевших место до 1 января 1992 г.
Как следует из материалов дела, Юрьев Ю.Ю. 4 сентября 2019 года обратился в УПФР в городе Черногорске Республики Хакасия (межрайонное) с заявлением о назначении ему досрочной страховой пенсии по старости в связи с тяжелыми условиями труда.
Решением УПФР в городе Черногорске Республики Хакасия (межрайонное) от 17 сентября 2019 года № 314 Юрьеву Ю.Ю. отказано в досрочном назначении страховой пенсии по старости в соответствии с пп. 2 ч. 1 ст. 30 Федерального закона от 28 декабря 2013 года № 400-ФЗ из-за отсутствия требуемой продолжительности специального стажа 10 лет для назначения досрочной страховой пенсии по старости в возрасте 56 лет. Учтенный пенсионным органом стаж работы Юрьева Ю.Ю. в тяжелых условиях труда составил 6 месяцев 14 дней.
1 октября 2021 года УПФР в городе Черногорске Республики Хакасия (межрайонное) было ликвидировано путем присоединения к ОПФР по Республике Хакасия.
В специальный стаж Юрьева Ю.Ю. пенсионным органом не засчитаны, в том числе периоды его работы:
- с 27 марта 1986 года по 11 мая 1988 года в качестве старшего мастера смены в промышленной котельной на Черногорском комбинате искусственных кож, в связи с отсутствием сведений о наличии цехового деления в производственной котельной Черногорского комбината искусственных кож, об отнесении к предприятиям по производству энергии;
- с 12 мая 1988 года по 13 ноября 1988 года в качестве начальника участка эксплуатации промышленной котельной на Черногорском комбинате искусственных кож, с 14 ноября 1988 года по 31 марта 1994 года, с 2 апреля 1994 года по 31 июля 1995 года, с 2 августа 1995 года по 11 августа 1995 года в качестве начальника смены производственной котельной на Черногорском комбинате искусственных кож, переименованного на основании постановления городской администрации г. Черногорска от 25 сентября 1992 года № 78 в акционерное общество открытого типа «Черногорский комбинат искусственных кож», так как данные должности не поименованы в Списке № 2 от 22 августа 1956 года и от 26 января 1991 года, отсутствуют сведения о наличии цехового деления в производственной котельной Черногорского комбината ИСКОЖ, об отнесении к предприятиям по производству энергии;
- с 14 августа 1995 года по 14 февраля 1996 года в качестве начальника смены промышленной котельной на государственном предприятии «Черногорский завод асбестовых технических изделий», в связи с отсутствием сведений о наличии цехового деления в промышленной котельной Черногорского завода асбестовых технических изделий, об отнесении к предприятиям по производству энергии;
- с 15 февраля 1996 года по 18 декабря 1997 года в качестве старшего мастера по эксплуатации оборудования котельного цеха промышленной котельной на государственном предприятии «Черногорский завод асбестовых технических изделий», так как данная должность не поименована в Списке № 2 от 26 января 1991 года;
- с 19 декабря 1997 года по 22 января 1999 года в качестве начальника котельного цеха промышленной котельной на государственном предприятии «Черногорский завод асбестовых технических изделий», переименованного на основании постановления городской администрации г. Черногорска от 9 января 1998 года № 1340, на основании приказа Минэкономики России от 15 июня 1998 года № 223 в государственное унитарное предприятие «Черногорский завод асбестовых технических изделий», поскольку на работников котельных, находящиеся в составе тепловых сетей, не распространяется раздел XIII Списка № 2 от 26 января 1991 года.
Из приведенных нормативных положений следует, что право на страховую пенсию имеют граждане Российской Федерации, застрахованные в соответствии с Федеральным законом от 15 декабря 2001 года № 167-ФЗ «Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации», при наличии определенных условий, в числе которых страховой стаж, то есть суммарная продолжительность периодов работы и (или) иной деятельности, в течение которых уплачивались страховые взносы в Пенсионный фонд Российской Федерации, а также иных периодов, засчитываемых в страховой стаж.
С наличием страхового стажа определенной продолжительности связывается и право отдельных категорий работников на досрочное назначение страховой пенсии по старости. Так, право на досрочную страховую пенсию по старости имеют мужчины по достижении ими возраста 50 лет при наличии величины индивидуального пенсионного коэффициента не менее 30 и страхового стажа не менее 20 лет, если они проработали на работах с особо вредными условиями труда постоянно, в течение полного рабочего дня не менее 10 лет. При этом правом на досрочное назначение страховой пенсии по старости в связи с особо вредными условиями труда пользуются те работники, чьи профессии и должности предусмотрены Списком № 1, при условии, если они заняты в производствах, определенных этими списками. Периоды работы, дающей право на досрочное назначение страховой пенсии по старости, подлежат подтверждению соответствующими документами в порядке и на условиях, установленных законом.
В соответствии с ч. 1 ст. 14 Федерального закона от 28 декабря 2013 года № 400-ФЗ при подсчете страхового стажа периоды, которые предусмотрены статьями 11 и 12 названного федерального закона, до регистрации гражданина в качестве застрахованного лица в соответствии с Федеральным законом от 1 апреля 1996 года № 27-ФЗ «Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования» подтверждаются на основании сведений индивидуального (персонифицированного) учета за указанный период и (или) документов, выдаваемых работодателями или соответствующими государственными (муниципальными) органами в порядке, установленном законодательством Российской Федерации.
При подсчете страхового стажа периоды, которые предусмотрены статьями 11 и 12 Федерального закона от 28 декабря 2013 года № 400-ФЗ, после регистрации гражданина в качестве застрахованного лица в соответствии с Федеральным законом от 1 апреля 1996 года № 27-ФЗ «Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования» подтверждаются на основании сведений индивидуального (персонифицированного) учета (ч. 2 ст. 14 Федерального закона от 28 декабря 2013 года № 400-ФЗ).
Частью 3 ст. 14 Федерального закона от 28 декабря 2013 года № 400-ФЗ установлено, что при подсчете страхового стажа периоды работы на территории Российской Федерации, предусмотренные статьей 11 Федерального закона, до регистрации гражданина в качестве застрахованного лица в соответствии с Федеральным законом от 1 апреля 1996 года № 27-ФЗ «Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования» могут устанавливаться на основании показаний двух и более свидетелей, если документы о работе утрачены в связи со стихийным бедствием (землетрясением, наводнением, ураганом, пожаром и тому подобными причинами) и восстановить их невозможно. В отдельных случаях допускается установление стажа работы на основании показаний двух и более свидетелей при утрате документов и по другим причинам (вследствие небрежного их хранения, умышленного уничтожения и тому подобных причин) не по вине работника. Характер работы показаниями свидетелей не подтверждается.
Согласно ч. 4 ст. 14 Федерального закона от 28 декабря 2013 года № 400-ФЗ правила подсчета и подтверждения страхового стажа, в том числе с использованием электронных документов или на основании свидетельских показаний, устанавливаются в порядке, определяемом Правительством Российской Федерации.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 2 октября 2014 года № 1015 утверждены Правила подсчета и подтверждения страхового стажа для установления страховых пенсий.
Пунктами 10, 11, 43 названных Правил предусмотрено, что периоды работы подтверждаются на основании сведений индивидуального (персонифицированного) учета. В случае если в сведениях индивидуального (персонифицированного) учета содержатся неполные сведения о периодах работы либо отсутствуют сведения об отдельных периодах работы, периоды работы подтверждаются документами, указанными в пунктах 11 - 17 настоящих Правил.
Документом, подтверждающим периоды работы по трудовому договору, является трудовая книжка установленного образца (далее - трудовая книжка).
При отсутствии трудовой книжки, а также в случае если в трудовой книжке содержатся неправильные и неточные сведения либо отсутствуют записи об отдельных периодах работы, в подтверждение периодов работы принимаются письменные трудовые договоры, оформленные в соответствии с трудовым законодательством, действовавшим на день возникновения соответствующих правоотношений, трудовые книжки колхозников, справки, выдаваемые работодателями или соответствующими государственными (муниципальными) органами, выписки из приказов, лицевые счета и ведомости на выдачу заработной платы.
Периоды работы и (или) иной деятельности после регистрации гражданина в качестве застрахованного лица подтверждаются документами об уплате соответствующих обязательных платежей, выдаваемыми в установленном порядке территориальным органом Пенсионного фонда Российской Федерации на основании сведений индивидуального (персонифицированного) учета.
Аналогичные положения содержатся в п. 3 Порядка подтверждения периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости, утвержденного приказом Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации от 31 марта 2011 года № 258н.
В случаях, когда необходимы данные о характере работы и других факторах (показателях), определяющих право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости, установленные для отдельных видов работ (деятельности), например, о занятости на подземных работах, о выполнении работ определенным способом, о работе с вредными веществами определенных классов опасности, о выполнении работ в определенном месте (местности) или структурном подразделении, о статусе населенного пункта, о выполнении нормы рабочего времени (педагогической или учебной нагрузки) и др., для подтверждения периодов работы принимаются справки, а также иные документы, выдаваемые работодателями или соответствующими государственными (муниципальными) органами.
Справки выдаются на основании документов соответствующего периода времени, когда выполнялась работа, из которых можно установить период работы в определенной профессии и должности и (или) на конкретных работах (в условиях), дающих право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости (п. 4 Порядка подтверждения периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости).
Согласно ст. 1 Федерального закона от 1 апреля 1996 года № 27-ФЗ «Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования» индивидуальный (персонифицированный) учет - это организация и ведение учета сведений о каждом застрахованном лице для реализации пенсионных прав в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Из положений ст. 3 Федерального закона от 1 апреля 1996 года № 27-ФЗ «Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования» следует, что целями индивидуального (персонифицированного) учета являются в том числе создание условий для назначения страховой и накопительной пенсий в соответствии с результатами труда каждого застрахованного лица, обеспечение достоверности сведений о стаже и заработке (доходе), определяющих размер страховой и накопительной пенсий при их назначении (абзацы первый - третий статьи 3 Федерального закона от 1 апреля 1996 года № 27-ФЗ «Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования»).
В силу п.п. 1, 2 ст. 11 Федерального закона от 1 апреля 1996 года № 27-ФЗ «Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования» страхователи представляют в органы Пенсионного фонда Российской Федерации по месту их регистрации сведения об уплачиваемых страховых взносах на основании данных бухгалтерского учета, а сведения о страховом стаже - на основании приказов и других документов по учету кадров. Страхователь представляет о каждом работающем у него застрахованном лице сведения, в том числе о периодах деятельности, включаемых в стаж на соответствующих видах работ.
Пенсионный фонд Российской Федерации осуществляет прием и учет сведений о застрахованных лицах в системе индивидуального (персонифицированного) учета, а также внесение указанных сведений в индивидуальные лицевые счета застрахованных лиц в порядке и сроки, которые определяются уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти (статья 8.1 Федерального закона от 1 апреля 1996 года № 27-ФЗ «Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования»).
В соответствии со ст. 28 Федерального закона от 28 декабря 2013 года № 400-ФЗ работодатели несут ответственность за достоверность сведений, представляемых для ведения индивидуального (персонифицированного) учета в системе обязательного пенсионного страхования. Перед сдачей отчетности предприятия, имеющие льготные профессии, представляют в орган Пенсионного фонда Российской Федерации документы, подтверждающие льготу, персонально по каждому работающему у него по льготной профессии человеку.
По смыслу приведенных нормативных положений, индивидуальный (персонифицированный) учет используется в целях назначения страховой и накопительной пенсий в соответствии с результатами труда каждого застрахованного лица на основе страхового стажа конкретного застрахованного лица и его страховых взносов. Страхователь (работодатель) представляет в Пенсионный фонд Российской Федерации о каждом работающем у него застрахованном лице сведения, в том числе о периодах деятельности, включаемых в стаж на соответствующих видах работ, после получения которых Пенсионный фонд Российской Федерации вносит эти сведения в индивидуальный лицевой счет застрахованного лица. При этом страхователи (работодатели) несут ответственность за достоверность сведений, представляемых ими для ведения индивидуального (персонифицированного) учета в системе обязательного пенсионного страхования.
По общему правилу периоды работы до регистрации гражданина в качестве застрахованного подтверждаются документами, выдаваемыми в установленном порядке работодателями или соответствующими государственными (муниципальными) органами. Если же документы о работе утрачены в связи со стихийным бедствием (землетрясением, наводнением, ураганом, пожаром и тому подобными причинами), а также по другим причинам (вследствие небрежного их хранения, умышленного уничтожения и тому подобных причин), не связанным с виной работника, и восстановить их невозможно, то такие периоды работы могут быть установлены на основании показаний двух или более свидетелей.
Периоды работы после регистрации гражданина в качестве застрахованного лица подтверждаются выпиской из индивидуального лицевого счета застрахованного лица, сформированной на основании сведений индивидуального (персонифицированного) учета. В случае отсутствия в сведениях индивидуального (персонифицированного) учета данных о периодах работы и (или) иной деятельности, с учетом которых досрочно назначается страховая пенсия по старости, и оспаривания достоверности таких сведений гражданином, претендующим на досрочное назначение страховой пенсии по старости, выполнение им такой работы и, как следствие, недостоверность сведений индивидуального (персонифицированного) учета могут быть подтверждены в судебном порядке путем представления гражданином письменных доказательств, отвечающих требованиям ст. 59, 60 ГПК РФ.
Из трудовой книжки Юрьева Ю.Ю. следует, что 27 августа 1985 года он принят в Черногорский комбинат искусственных кож по направлению Министерства легкой промышленности начальником группы планово-предупредительного ремонта отдела главного энергетика, 13 сентября 1985 года переведен машинистом (кочегаром) котельной по 5 разряду в промышленную котельную, 27 марта 1986 года переведен старшим мастером смены в промышленной котельной (в соответствии с записью от 1 сентября 1988 года данную должность следует считать – начальник смены производственной котельной), 11 августа 1995 года уволен, 14 августа 1995 года принят на Черногорский завод асбестовых технических изделий начальником смены промышленной котельной, 15 февраля 1996 года переведен старшим мастером по эксплуатации оборудования котельного цеха, 19 декабря 1997 года переведен начальником котельного цеха промышленной котельной, 22 января 1999 года уволен по собственному желанию.
Как усматривается из материалов дела, Юрьев Ю.Ю. в соответствии с Федеральным законом от 1 апреля 1996 года № 27-ФЗ «Об индивидуальном (персонифицированном) учете» был зарегистрирован в системе обязательного пенсионного страхования 11 сентября 1999 года.
Разделом XIV «Электростанции, энергопоезда, паросиловое хозяйство для производственных целей» Списка № 2 производств, цехов, профессий и должностей с тяжелыми условиями труда, работа в которых дает право на государственную пенсию на льготных условиях и в льготных размерах, утвержденного Постановлением Совета Министров СССР от 22 августа 1956 года № 1173, распространяющимся на период работы до 1 января 1992 года, предусмотрены должности следующих инженерно-технических работников: мастера, старшие мастера и начальники смен: котельных, машинных (теплосиловых), пылеприготовительных цехов и цехов топливоподачи; начальники котельных цехов и их заместители.
В Списке № 2 производств, работ, профессий, должностей и показателей с вредными и тяжелыми условиями труда, занятость в которых дает право на пенсию по возрасту (по старости) на льготных условиях, утвержденном постановлением Кабинета Министров СССР от 26 января 1991 года № 10, в разделе раздел XIII «Электростанции, энергопоезда, паросиловое хозяйство» поименованы мастера, старшие мастера по ремонту оборудования (котельного, турбинного (парогазотурбинного), топливоподачи и пылеприготовления) в местах его установки (позиция 2140000б-23362); мастера, старшие мастера производственных участков котельных, турбинных (газотурбинных), пылеприготовительных цехов и цехов топливоподачи (позиция 2140000б-23398); начальники смен котельных, турбинных (парогазотурбинных), котлотурбинных, пылеприготовительных цехов и цехов топливоподачи (позиция 2140000б-24043); начальники котельных цехов и их заместители ( позиция 2140000б-24125).
Данные позиции предполагают производственную взаимосвязь оборудования топливоподачи и пылеприготовления, при работе которого использовалось только твердое топливо, требующее для дальнейшей топливоподачи предварительное приготовление с использованием специального оборудования, что следует как из буквального толкования нормы, так и из ее смыслового толкования в корреспонденции с содержанием иных актов законодательства, в частности Нормативов численности рабочих котельных установок и тепловых сетей, утвержденных постановлением Государственного комитета СССР по труду и социальным вопросам, Секретариата Всесоюзного Центрального Совета Профессиональных Союзов от 24 октября 1989 года № 351/22-71 и сохранявших свое действие на день утверждения Списка № 2.
Так, в таблице 13 указанных Нормативов раскрыто содержание оборудования пылеприготовления и топливоподачи, к нему отнесены дробилки молотковые и валковые, мельницы молотковые, валковые и шаровые, циклоны, сепараторы пыли, шнековые и лопастные питатели угольной пыли, дисковые, скребковые и ленточные питатели сырого угля и другое оборудование, используемое при работе с твердым топливом. Кроме того, в приведенном в данных Нормативах описании содержания работ, связанных с техническим обслуживанием и ремонтом оборудования котельной и тепловых сетей, механизмы пылеприготовления и подачи топлива названы отдельно от другого оборудования - трубопроводов пара, воды, газа, мазута.
Таким образом, правом на льготное пенсионное обеспечение пользуются не любые работники, поименованные в разделе XIII Списка № 2, занятые на обслуживании и ремонте котельного, турбинного (парогазотурбинного) оборудования, оборудования топливоподачи и обеспечивающих его работу средств измерений и автоматики, а только того, которое использует твердое топливо (уголь и сланец).
Согласно разъяснению от 25 февраля 1994 года № 3 «О порядке применения Списков № 1 и № 2 производств, работ, профессий, должностей и показателей, дающих право на льготное пенсионное обеспечение, утвержденных Постановлением Кабинета Министров СССР от 26 января 1991 года № 10, и дополнений к этим Спискам, утвержденных постановлением Кабинета Министров СССР от 9 августа 1991 года № 591», обязательным и необходимым условием для подтверждения права на досрочную трудовую пенсию по Списку № 2 разделу XIII код позиции 2140000а-18455, является занятость слесарей, электромонтеров, электрослесарей всех наименований, на обслуживании и ремонте оборудования топливоподачи при условии использования твердого топлива, а также средств измерений и автоматики, обеспечивающих работу этого оборудования.
Согласно абз. 1 п. 4 Правил исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости в соответствии со статьями 27 и 28 Федерального закона от 28 декабря 2013 года № 400-ФЗ «О страховых пенсиях», утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 11 июля 2002 года № 516, в стаж работы, дающий право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости, засчитываются периоды работы, выполняемой постоянно в течение полного рабочего дня, если иное не предусмотрено этими правилами или иными нормативными правовыми актами, при условии уплаты за эти периоды страховых взносов в Пенсионный фонд Российской Федерации.
Как следует из содержания п. 5 Разъяснений Министерства труда Российской Федерации от 22 мая 1996 года № 5 «О порядке применения Списков производств, работ, профессий, должностей и показателей, дающих в соответствии со статьями 12, 78 и 78.1 Закона РСФСР «О государственных пенсиях в РСФСР» право на пенсию по старости в связи особыми условиями труда и на пенсию за выслугу лет», под полным рабочим днем понимается выполнение работы в условиях труда, предусмотренных списками, не менее 80 процентов рабочего времени. При этом в указанное время включается время выполнения подготовительных и вспомогательных работ, а у работников, выполняющих работу при помощи машин и механизмов, также время выполнения ремонтных работ текущего характера и работ по технической эксплуатации оборудования. В указанное время может включаться время выполнения работ, производимых вне рабочего места с целью обеспечения основных трудовых функций.
Исходя из приведенных нормативных положений, устанавливая правовые основания и условия назначения пенсий и предусматривая для отдельных категорий граждан, занятых определенной профессиональной деятельностью, возможность досрочного назначения страховой пенсии по старости, законодатель связывает право на назначение пенсии ранее достижения общеустановленного пенсионного возраста не с любой работой в определенной сфере профессиональной деятельности, а лишь с такой, выполнение которой сопряжено с неблагоприятным воздействием различного рода факторов, повышенными психофизиологическими нагрузками, обусловленными спецификой и характером труда (в данном случае речь идет о работе с тяжелыми условиями труда). При этом также учитываются различия в характере работы и функциональных обязанностях работающих лиц.
В п. 4 разъяснения Госкомтруда СССР, Секретариата ВЦСПС от 2 апреля 1976 года № 5/8 «О порядке применения утвержденных Постановлением Совета Министров СССР от 22 августа 1956 г. № 1173 Списков производств, цехов, профессий и должностей, работа в которых дает право на государственную пенсию на льготных условиях и в льготных размерах», утвержденного постановлением Госкомтруда СССР, Секретариата ВЦСПС от 2 апреля 1976 года № 81/8, обращено внимание, что в тех случаях, когда в списках № 1 и № 2 указаны не только производства, но и определенные цехи, то правом на льготное пенсионное обеспечение пользуются рабочие и инженерно-технические работники (по профессиям и должностям), занятые в этих структурных подразделениях.
Например, списком № 2 (раздел XIV «Электростанции, энергопоезда, паросиловое хозяйство для производственных целей») предусмотрены слесари и дежурные электромонтеры, слесари и электромонтеры по ремонту и обслуживанию оборудования и автоматики в цехах: котельных, машинных (теплосиловых), топливоподачи и пылеприготовления; мастера, старшие мастера и начальники смен: котельных, машинных (теплосиловых), пылеприготовительных цехов и цехов топливоподачи.
Работники этих профессий и должностей пользуются правом на льготное пенсионное обеспечение только в перечисленных цехах. Если же электростанции, энергопоезда и паросиловое хозяйство не имеют цехового деления, то слесари, электромонтеры, мастера и начальники смен правом на льготное обеспечение не пользуются независимо от характера выполняемой ими работы.
Если до перевода на бесцеховую структуру управления на предприятиях и организациях имелись цехи, предусмотренные в списках № 1 или № 2, и после перевода эти цехи преобразованы в участки, отделения или другие структурные подразделения без изменения характера и уменьшения объема выполняемой работы, то работники этих подразделений имеют право на льготное пенсионное обеспечение по перечню профессий и должностей, предусмотренному списками № 1 или № 2.
Согласно разъяснениям Министерства труда Российской Федерации, утвержденным Постановлением от 25 февраля 1994 года № 18, по Списку № 2 производств, работ, профессий, должностей и показателей с вредными условиями труда, занятость в которых дает право на пенсию по возрасту (по старости) на льготных условиях, пенсии следует назначать слесарям, электромонтерам, электрослесарям всех наименований, занятым на обслуживании и ремонте оборудования топливоподачи при условии использования твердого топлива, а также средств измерений и автоматики, обеспечивающих работу этого оборудования (код позиции 2140000а-18455).
В соответствии с п. 14 разъяснения от 22 мая 1996 года № 5 «О порядке применения Списков производств, работ, профессий, должностей и показателей, дающих в соответствии со статьями 12, 78 и 78.1 Закона РСФСР «О государственных пенсиях в РСФСР», право на пенсию по старости в связи с особыми условиями труда и на пенсию за выслугу лет», утвержденными постановлением Минтруда России от 22 мая 1996 года № 29 (далее - Разъяснения) право на пенсию в связи с особыми условиями труда имеют работники, занятые ремонтом оборудования непосредственно в производственных цехах и на участках, профессии и должности которых предусмотрены Списками и независимо от того, состоят они в штате производственных цехов, отделений, участков или в штате специализированных ремонтных цехов, участков, организаций.
Из ответа Енисейского управления Ростехнадзора от 19 августа 2021 года № 360-2414 следует, что с 1985 года по 1995 год на промышленной котельной Черногорского комбината искусственных кож, впоследствии переименованного в акционерное общество открытого типа «Черногорский комбинат искусственных кож», находились в эксплуатации 6 паровых котлов Б – 50-14/250 Белгородского котельного завода производительностью 50 тонн пара в час, давление пара 14 кг-с/см2, температура пара 250°С, в качестве топлива использовался бурый уголь Канско-Ачинского угольного бассейна 2БР, 3БР; 3 водогрейных котла КВ-ТС-В-20 (котел водогрейный на твердом топливе со слоевым сжиганием, производительностью 20 Гкал/час, температура воды на выходе 150°С) Дорогобужского котельного завода. В качестве топлива для котлов использовался отсев каменного угля Черногорского месторождения марки ДОСШ (длинопламенный, отсев, семечка, штыб). Режим работы котельной в течение года непрерывный. Тепловая энергия с котельной выдавалась по паропроводам (на технологические нужды Черногорского комбината «ИСКОЖ», Черногорской фабрики ПОШ и бойлерную совхоза «Южный»), а также по трубопроводам сетевой воды (отопление и горячее водоснабжение производственных объектов Черногорского комбината «ИСКОЖ», Черногорской фабрики ПОШ и городских потребителей в составе жилищного фонда, социально значимых объектов и прочих объектов). Основной обязанностью начальника смены котельной являлась организация и контроль работы оперативного персонала и оборудования. Основная часть рабочего времени проводилась в форме обходов рабочих мест машинистов котлов, машинистов золоудаления, машинистов топливоподачи.
Из штатных расписаний Черногорского комбината искусственных кож, действующих с 1 августа 1988 года, усматривается, что в составе предприятия имеется структурное подразделение – Производственная котельная группа I, со следующей штатной численностью: начальник цеха, заместитель начальника цеха, начальник участка топливоподачи, начальник участка эксплуатации, энергетик, инженер-нормировщик-экономист, механик, начальник смены, старший мастер КИПиА, старший мастер, мастер; в 1991 году введена должность механика, начальника лаборатории; в 1993 году выведена штатная должность начальника лаборатории.
Электростанция - это совокупность установок и оборудования, используемых для производства электрической энергии, а также необходимые здания и сооружения, расположенные на определенной территории.
Энергопоезд - это передвижная электростанция, смонтированная в железнодорожном вагоне, обеспечивающая электроснабжение потребителей, отдаленных от энергосистем. Энергопоезда могут быть значительными по мощности и могут состоять из различных цехов. Каждый такой поезд состоял из вагона с турбоагрегатом, трех котловагонов, трех вагонов-градирен, вагона со вспомогательным оборудованием и вагона с распределительным устройством. В состав энергопоездов, как правило, включали вагон-мастерскую, где производили ремонт оборудования (https://vestnik-rushydro.ru/articles/4-aprel-2019/krupnym-planom/elektrostantsii-na-relsakh-krupnym-planom/).
Котельная - комплекс технологически связанных тепловых энергоустановок, расположенных в обособленных производственных зданиях, встроенных, пристроенных или надстроенных помещениях с котлами, водонагревателями (в т.ч. установками нетрадиционного способа получения тепловой энергии) и котельно-вспомогательным оборудованием, предназначенный для выработки теплоты (приказ Минэнерго Российской Федерации от 24 марта 2003 года №115 «Об утверждении Правил технической эксплуатации тепловых энергоустановок»).
Паросиловое хозяйство представляет собой систему котельного оборудования, производящего пар и горячую воду для производственных целей, для приведения в действие паровых машин, для получения горячей воды и пара.
Котельный цех, как самостоятельное структурно-выделенное подразделение паросилового хозяйства, оснащен только котельным оборудованием.
Котельные цехи большинства промышленных предприятий наряду с котельным оборудованием включают в себя водоканализационное оборудование, трубопроводы, кислотные и газовые станции и т.д.
В период трудовой деятельности Юрьева Ю.Ю. по профессии «начальник смены» наименование профессий рабочих определялось в соответствии с Общесоюзным классификатором профессий рабочих, должностей и служащих и тарифных разрядов 1 86 016, утвержденного постановлением Госстандарта СССР от 27 августа 1986 года № 016, с 26 декабря 1994 года Общероссийским классификатором профессий рабочих, должностей, служащих и тарифных разрядов ОК 016-94, утвержденного постановлением Госстандарта РФ от 26 декабря 1994 года № 367.
Наименование должностей: «начальник смены», «мастер по ремонту оборудования» предусмотрены Общесоюзным классификатором профессий рабочих, должностей и служащих и тарифных разрядов 1 86 016; наименование должностей: «начальник смены (в промышленности)», «начальник смены (в прочих отраслях)», «мастер по ремонту», «мастер по ремонту оборудования (в промышленности)», предусмотрены Общероссийским классификатором профессий рабочих, должностей, служащих и тарифных разрядов ОК 016-94.
В Квалификационном справочнике должностей руководителей, специалистов и служащих. Выпуск I. Общеотраслевые квалификационные характеристики должностей руководителей, специалистов и служащих, утвержденного постановление Госкомтруда СССР, Секретариата ВЦСПС от 27 марта 1986 года № 102/6-142, указана должность начальника цеха (участка).
Их представленных в материалы дела штатных расписаний следует, что в составе производственной котельной имелся участок топливоподачи.
Из разъяснений, содержащихся в письме Пенсионного фонда Российской Федерации от 19 марта 2004 года № 06/12600 следует, что если по информации, содержащейся в трудовой книжке, из наименования организации и структурного подразделения можно сделать вывод о производстве и выполняемой работе, а наименование профессии или должности прямо предусмотрено Списками № 1 и № 2, утвержденными Постановлением Совета Министров СССР от 22 августа 1956 г. № 1173 или Постановлением Кабинета Министров СССР от 26 января 1991 г. № 10, по периодам работы данной организации и должности, протекавшей до 1 января 1992 г., рекомендовано засчитывать в стаж на соответствующих видах работ без дополнительной проверки, в том числе постоянной занятости в течение полного рабочего дня, учитывая, что до указанной даты работа предприятий отраслей народного хозяйства носила стабильный характер.
При названных обстоятельствах, учитывая, что до 1 января 1992 года не требовалась полная занятость для включения периодов работы в специальный страховой стаж, деятельность истца протекала в том числе и на участке топливоподачи, где использовался твердый вид топлива, то пенсионным органом необоснованно было отказано во включении в специальный страховой стаж периода работы истца с 14 ноября 1988 года по 31 декабря 1991 года, в качестве начальника смены производственной котельной на Черногорском комбинате искусственных кож, и данное требование подлежит удовлетворению.
Из трудовой книжки Юрьева Ю.Ю. и приказа от 28 декабря № 365-к усматривается, что с 19 декабря 1997 года по 22 января 1999 года он работал в должности начальника котельного цеха промышленной котельной, которая поименована в Списке № 2 от 26 января 1991 года.
Из ответа Енисейского управления Ростехнадзора от 19 августа 2021 года № 360-2414 следует, что в период с 1995 года по 1999 год государственное предприятие «Черногорский завод асбестовых технических изделий», впоследствии переименованный в государственное унитарное предприятие «Черногорский завод асбестовых технических изделий», имело на балансе и эксплуатировало 2 промышленно-отопительных котельных: котельная «Центральная» и котельная «Пиковая». На котельной «Центральная» было установлено 2 паровых котла Е-50-14 Белгородского завода «Энергомаш» производительностью 50 тонн пара в час, давление пара 14 кг-с/см2, температура пара 276°С, в качестве топлива использовался отсев каменного угля Черногорского месторождения марки ДОСШ; на котельной «Пиковая» было установлено 3 паровых котла КЕ 10-14С Бийского котельного завода производительностью 10 тонн пара в час давлением 14 кг-с/см2, в качестве топлива использовался отсев каменного угля Черногорского месторождения марки ДОСШ. Котельная «Центральная» эксплуатировалась в течение года в отопительный период с сентября по май месяц. Тепловая энергия с котельной выдавалась по паропроводу на технологические нужды стороннего потребителя (Вентсанутильзавод) и трубопроводам сетевой воды (отопление и горячее водоснабжение объектов г. Черногорска). Котельная «Пиковая» эксплуатировалась в течение года весь летний период на нужды горячего водоснабжения, а также в течение весны и осени – в периоды «пиковых» нагрузок. Котельные между собой были соединены паропроводом, одна или обе котельных в течении года постоянно находилась в работе.
Следовательно, на предприятии, где истец осуществлял трудовую деятельность, использовался твердый вид топлива – уголь.
Для определения права на досрочное пенсионное обеспечение начальника котельного цеха, вопреки утверждению пенсионного органа, не имеет значения, для каких целей вырабатывается пар и вода (для технологических или бытовых нужд), в связи с чем не имелось оснований для отказа во включении данного периода в стаж, дающий право на досрочное назначение страховой пенсии. Кроме того, из ответа Енисейского управления Ростехнадзора от 19 августа 2021 года усматривается, что Черногорский завод асбестовых технических изделий обеспечивал не только потребности населения г. Черногорска, но и подавал пар на производственные нужды Вентсанутильзавода.
При названных обстоятельствах, данный период работы истца подлежит включению в льготный стаж.
Из представленных в материалы дела штатных расписаний Черногорского комбината искусственных кож за период с 1985 года до августа 1988 года усматривается, что в составе предприятия имелась структурная единица - производственная котельная, в штате которой имелись должности: старший мастер смены, старший мастер КИПиА, старший мастер по очистке, старший мастер водогрейных котлов, мастер.
В представленных в материалы дела документах сведения о наличии цехов котельных, машинных (теплосиловых) топливоподачи и пылеприготовления в Черногорском комбинате искусственных кож в период работы Юрьева Ю.Ю. с 27 марта 1986 года по 11 мая 1988 года в качестве старшего мастера смены отсутствуют, в связи с чем пенсионным органом обоснованно было отказано во включении данного периода в стаж, дающий право на досрочное назначение страховой пенсии по старости, следовательно суд отказывает в удовлетворении этого требования.
Также суд полагает необходимым отказать во включении в специальный страховой стаж истца период работы с 12 мая 1988 года по 13 ноября 1988 года в качестве начальника участка эксплуатации промышленной котельной на Черногорском комбинате искусственных кож, поскольку данная должность не поименована в Списке № 2 от 22 мая 1956 года и от 26 января 1991 года.
С 1 января 1992 года по 31 марта 1994 года, с 2 апреля 1994 года по 31 июля 1995 года, с 2 августа 1995 года по 11 августа 1995 года Юрьев Ю.Ю. работал в качестве начальника смены производственной котельной на Черногорском комбинате искусственных кож, переименованного на основании постановления городской администрации г. Черногорска от 25 сентября 1992 года № 78 в акционерное общество открытого типа «Черногорский комбинат искусственных кож».
Из штатных расписаний Черногорского комбината искусственных кож, действующих с 1 января 1992 года, усматривается, что в составе предприятия имеется структурное подразделение – Производственная котельная, в составе которой имелся участок топливоподачи.
Вместе с тем, из предусмотренных Списком № 2 от 22 августа 1956 года котельных, машинных (теплосиловых), пылеприготовительных цехов и цехов топливоподачи; Списком № 2 от 26 января 1991 года котельных, турбинных (газотурбинных, парогазотурбинных), пылеприготовительных цехов и цехов топливоподачи промышленная котельная Черногорского комбината искусственных кож не имела.
Правилами исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости в соответствии со статьями 27 и 28 Федерального закона от 28 декабря 2013 года № 400-ФЗ «О страховых пенсиях», предусмотрена постоянная занятость в определенных в цехах, но не менее 80% рабочего времени. В то же время, в материалах дела отсутствуют доказательства постоянной занятости истца на участке топливоподачи.
Принимая во внимание, что в период работы Юрьева Ю.Ю. начальником смены промышленной котельной с 1 января 1992 года его должность не входила в состав цехов, которые указаны в Списке № 2, а работа в промышленной котельной не отнесена законодателем к льготной группе должностей, отсутствуют доказательства полной занятости на участке топливоподачи, суд не находит оснований для включения в специальный страховой стаж спорного периода работы с 1 января 1992 года по 31 марта 1994 года, с 2 апреля 1994 года по 31 июля 1995 года, с 2 августа 1995 года по 11 августа 1995 года, и отказывает в удовлетворении данных требований.
С 15 февраля 1996 года по 18 декабря 1997 года Юрьев Ю.Ю. работал старшим мастером по эксплуатации оборудования котельного цеха промышленной котельной на государственном предприятии «Черногорский завод асбестовых технических изделий».
Списком № 2 от 26 января 1991 года, подлежащего применению к спорному периоду работы истца, предусмотрены должности мастера, старшего мастера по ремонту оборудования (котельного, турбинного (парогазотурбинного), топливоподачи и пылеприготовления) в местах его установки.
Этим же списком предусмотрена позиция 2140300а-17531 (рабочие, занятые эксплуатацией и ремонтом оборудования). Следовательно, законодательством различается понятие эксплуатация и ремонт оборудования.
Учитывая, что должность старшего мастера по эксплуатации оборудования не предусмотрена Списком № 2, суд отказывает во включении данного периода в специальный страховой стаж.
Принимая во внимание, что у Юрьева Ю.Ю. отсутствует необходимая продолжительность специального стажа, дающего право истцу на досрочную страховую пенсию по старости на основании п. 2 ч. 1 ст. 30 Федерального закона от 28 декабря 2013 года № 400-ФЗ, поскольку его стаж составляет 4 года 9 месяцев 6 дней, отсутствуют основания для возложения на пенсионный орган обязанности назначить ему досрочную страховую пенсию по старости в связи с работой в тяжелых условиях труда.
В соответствии с ч. 1 и ст. 98 ГПК РФ стороне, в пользу которой состоялось решение суда, суд присуждает возместить с другой стороны все понесенные по делу судебные расходы. В случае, если иск удовлетворен частично, указанные в настоящей статье судебные расходы присуждаются истцу пропорционально размеру удовлетворенных судом исковых требований, а ответчику пропорционально той части исковых требований, в которой истцу отказано.
Согласно ст. 88 ГПК РФ судебные расходы состоят из государственной пошлины и издержек, связанных с рассмотрением дела.
В силу ст. 94 ГПК РФ к издержкам, связанным с рассмотрением дела, относятся расходы на оплату услуг представителей.
В соответствии с ч. 1 ст. 100 ГПК РФ стороне, в пользу которой состоялось решение суда, по ее письменному ходатайству суд присуждает с другой стороны расходы на оплату услуг представителя в разумных пределах.
Статья 45 Конституции Российской Федерации закрепляет государственные гарантии защиты прав и свобод (часть 1) и право каждого защищать свои права всеми не запрещенными законом способами (часть 2).
Конституционные гарантии права гражданина на получение квалифицированной юридической помощи закреплены в ч. 1 ст. 48 Конституции Российской Федерации.
В п. 12 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 21 января 2016 года № 1 «О некоторых вопросах применения законодательства о возмещении издержек, связанных с рассмотрением дела» указано, что расходы на оплату услуг представителя, понесенные лицом, в пользу которого принят судебный акт, взыскиваются судом с другого лица, участвующего в деле, в разумных пределах (часть 1 статьи 100 ГПК РФ, статья 112 КАС РФ, часть 2 статьи 110 АПК РФ).
В соответствии с п. 13 названного Постановления разумными следует считать такие расходы на оплату услуг представителя, которые при сравнимых обстоятельствах обычно взимаются за аналогичные услуги. При определении разумности могут учитываться объем заявленных требований, цена иска, сложность дела, объем оказанных представителем услуг, время, необходимое на подготовку им процессуальных документов, продолжительность рассмотрения дела и другие обстоятельства.
Согласно правовой позиции Конституционного Суда Российской Федерации, изложенной в Определении от 17 июля 2007 года № 382-О-О, обязанность суда взыскивать расходы на оплату услуг представителя, понесенные лицом, в пользу которого принят судебный акт, с другого лица, участвующего в деле, в разумных пределах является одним из предусмотренных законом правовых способов, направленных против необоснованного завышения размера оплаты услуг представителя и тем самым - на реализацию требования статьи 17 (часть 3) Конституции Российской Федерации, согласно которой осуществление прав и свобод человека и гражданина не должно нарушать права и свободы других лиц. Именно поэтому в части первой статьи 100 ГПК Российской Федерации речь идет, по существу, об обязанности суда установить баланс между правами лиц, участвующих в деле. Вместе с тем, вынося мотивированное решение об изменении размера сумм, взыскиваемых в возмещение расходов по оплате услуг представителя, суд не вправе уменьшать его произвольно, тем более, если другая сторона не заявляет возражения и не представляет доказательства чрезмерности взыскиваемых с нее расходов.
Положения процессуального законодательства о пропорциональном возмещении (распределении) судебных издержек (статьи 98, 102, 103 ГПК РФ, статья 111 КАС РФ, статья 110 АПК РФ) не подлежат применению при разрешении иска неимущественного характера, в том числе имеющего денежную оценку требования, направленного на защиту личных неимущественных прав (например, о компенсации морального вреда) (абз. 2 п. 21 этого же Постановления).
При определении размера подлежащих взысканию судебных расходов, связанных с оплатой услуг представителя, суд оценивает сложность и объем дела, длительность его рассмотрения, ценность защищаемого права, процессуальное поведение сторон, специфику рассмотрения спора, совершение представителем конкретных действий, свидетельствующих об оказании представителем юридической помощи при рассмотрении гражданского дела в суде, длительность судебных заседаний, в которых принимал участие представитель, возражения относительно заявленной суммы.
Истцом заявлены требования о взыскании расходов на оплату услуг представителя в сумме 15 000 руб.
В подтверждение расходов на оплату услуг представителя представлен договор об оказании юридических услуг от 30 августа 2021 года № 41/2021, согласно которому Юрьев Ю.Ю. поручил ООО «Советник» оказать юридические услуги в соответствии с техническим заданием (приложение 1) (п. 1.1 договора).
В соответствии с техническим заданием исполнение поручения было доверено Байкаловой Т.И.
Оплата по договору в размере 15 000 руб. подтверждается квитанцией к приходному кассовому ордеру и кассовым чеком от 6 сентября 2021 года.
Учитывая уровень сложности рассмотренного дела, реальный объем оказанной истцу юридической помощи, суд считает разумными расходы на оплату услуг представителя в размере 8 000 руб., с учетом заявленных истцом требований, которые носят неимущественный характер, в связи с чем не подлежит применению принцип пропорциональности.
Руководствуясь ст.ст. 193-199 ГПК РФ, суд
Р Е Ш И Л :
Иск удовлетворить частично.
Обязать государственное учреждение – Отделение Пенсионного фонда Российской Федерации по Республике Хакасия включить Юрьеву Ю.Ю. в специальный страховой стаж, дающий право на досрочное назначение страховой пенсии по старости, период работы:
с 14 ноября 1988 года по 31 декабря 1991 года в качестве начальника смены производственной котельной на Черногорском комбинате искусственных кож;
с 19 декабря 1997 года по 22 января 1999 года в качестве начальника котельного цеха промышленной котельной на государственном предприятии «Черногорский завод асбестовых технических изделий», переименованном на основании постановления городской администрации г. Черногорска от 9 января 1998 года № 1340, на основании приказа Минэкономики России от 15 июня 1998 года № 223 в государственное унитарное предприятие «Черногорский завод асбестовых технических изделий».
В удовлетворении остальной части иска – отказать.
Взыскать с государственного учреждения - Отделения Пенсионного фонда Российской Федерации по Республике Хакасия в пользу Юрьева Ю.Ю. в счет возмещения судебных расходов на оплату услуг представителя 8 000 руб.
На решение может быть подана апелляционная жалоба в Верховный Суд Республики Хакасия через Черногорский городской суд в течение месяца со дня принятия решения в окончательной форме.
Председательствующий С.П. Немков
Мотивированное решение изготовлено 20 октября 2021 года