Решение по делу № 2-6913/2018 от 19.06.2018

Дело № 2-6913/2018

Р Е Ш Е Н И Е

Именем Российской Федерации

18 октября 2018 года                  г. Хабаровск

Центральный районный суд г. Хабаровска в составе:

председательствующего судьи                             Савченко Е.А.

секретаря судебного заседания                             Гостюхиной Л.А.

истца                                            Ширшовой О.В.

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Ширшовой Ольги Владимировны к Министерству жилищно-коммунального хозяйства Хабаровского края об обязании предоставить жилое помещение,

УСТАНОВИЛ:

Ширшова О.В. обратилась в суд с иском к Министерству жилищно-коммунального хозяйства Хабаровского края о предоставлении жилого помещения, взыскании компенсации морального вреда. В обоснование заявленных требований указал, что Ширшова О.В. относится к категории лиц, оставшихся без попечения родителей в связи с со смертью обоих родителей. В настоящее время постоянно жилья не имеет. С учетом изменения исковых требований, принятых судом порядке ст.39 ГПК РФ, просит суд обязать Министерство жилищно-коммунального хозяйства предоставить Ширшовой О.В. вне очереди благоустроенное жилое помещение специализированного государственного жилищного фонда по договору найма специализированного жилого фонда как лицу из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей по норме общей площади не менее 18 кв.м. в черте городского поселения «<адрес> <адрес>».

Определением Центрального районного суда г. Хабаровска от ДД.ММ.ГГГГ производство по делу в части требований о взыскании компенсации морального вреда прекращено в связи с отказом истца от иска в указанной части.

Ответчик в судебное заседание не явился, о времени и месте судебного заседания извещен надлежащим образом, заблаговременно, в том числе телефонограммой, и публично путем размещения информации на сайте суда. Ходатайств об отложении судебного заседания не заявляли. Возражений на иск ответчик не представил. Суд не располагает сведениями об уважительности причин его неявки в судебное заседание и полагает возможным в силу требований ст.167 Гражданского процессуального кодекса РФ рассмотреть дело в его отсутствие.

Истец уточненные исковые требования поддержал в полном объеме по основаниям указанным в иске.

Изучив материалы дела, выслушав истца, суд приходит к следующему.

Конституция Российской Федерации в соответствии с целями социального государства, закрепленными в ч. 1 ст. 7, гарантирует каждому социальное обеспечение по возрасту, в случае болезни, инвалидности, потери кормильца, для воспитания детей и в иных случаях, установленных законом (ст. 39 ч. 1).

Осуществление государством конституционной обязанности по установлению гарантий социальной защиты предполагает учет особенностей положения определенных категорий граждан (детей-сирот, нетрудоспособных, малообеспеченных и др.), для которых государственная поддержка является необходимым источником средств к существованию. Правовые основания предоставления социальной помощи, круг лиц, на которых она распространяется, ее виды и размеры устанавливаются законом (ст. 39 ч. 2 Конституции Российской Федерации), в том числе исходя из имеющихся у государства на данном этапе социально-экономического развития финансовых и иных средств и возможностей.

Из материалов дела следует, что Ширшова (ранее Бурмутская) О.В., ДД.ММ.ГГГГ г.р. относится к категории детей, оставшихся без попечения родителей.

Согласно свидетельства о смерти , ФИО4 умер ДД.ММ.ГГГГ, о чем составлена актовая запись о смерти от ДД.ММ.ГГГГ.

Согласно свидетельства о смерти , ФИО5 умерла ДД.ММ.ГГГГ, о чем составлена актовая запись о смерти от ДД.ММ.ГГГГ.

Согласно распоряжению МЖКХ Хабаровского края от ДД.ММ.ГГГГ , Ширшова О.В.. включена в список в качестве нуждающегося в жилом помещении, предоставляемом по договору найма специализированного жилого помещения.

Согласно выписки из единого государственного реестра прав на недвижимое имущество и сделок с ним о правах отдельного лица на имевшиеся (имеющиеся) у Ширшовой О.В. объекты недвижимого имущества отсутствуют какие-либо зарегистрированные права на недвижимое имущество,

В силу статьи 40 Конституции Российской Федерации каждый имеет право на жилище. Малоимущим, иным указанным в законе гражданам, нуждающимся в жилище, оно предоставляется бесплатно или за доступную плату из государственных, муниципальных и других жилищных фондов в соответствии с установленными законом нормами.

Федеральным законом от 21.12.1996 N 159-ФЗ "О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей" определены общие принципы, содержание и меры социальной поддержки детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.

По смыслу ст. 2 Федерального закона № 159-ФЗ обеспечение детей, оставшихся без попечения родителей, жилой площадью вне очереди является государственной гарантией по социальной поддержке названной категории детей.

Согласно п. 1 ст. 8 Федерального закона № 159-ФЗ от 21.12.1996 г. (в ред. Федерального закона от 29.02.2012 № 15-ФЗ, вступившего в законную силу с 01.01.2013 г.) детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые не являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, а также детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, в случае, если их проживание в ранее занимаемых жилых помещениях признается невозможным, органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации, на территории которого находится место жительства указанных лиц, в порядке, установленном законодательством этого субъекта Российской Федерации, однократно предоставляются благоустроенные жилые помещения специализированного жилищного фонда по договорам найма специализированных жилых помещений.

Жилые помещения предоставляются указанным лицам по достижении ими возраста 18 лет, а также в случае приобретения ими полной дееспособности до достижения совершеннолетия.

По заявлению в письменной форме указанных лиц, достигших возраста 18 лет, жилые помещения предоставляются им по окончании срока пребывания в образовательных организациях, учреждениях социального обслуживания населения, учреждениях системы здравоохранения и иных учреждениях, создаваемых в установленном законом порядке для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также по завершении получения профессионального образования, либо окончании прохождения военной службы по призыву, либо окончании отбывания наказания в исправительных учреждениях (в ред. Федерального закона от 02.07.2013 № 185-ФЗ).

Согласно п. 2 ст. 8 Федерального закона № 159-ФЗ от 21.12.1996 г. (в ред. Федерального закона от 29.02.2012 № 15-ФЗ) органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации обязаны осуществлять контроль за использованием жилых помещений и (или) распоряжением жилыми помещениями, нанимателями или членами семей нанимателей по договорам социального найма либо собственниками которых являются дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, обеспечением надлежащего санитарного и технического состояния этих жилых помещений.

Статьями 5, 8 Федерального закона № 159-ФЗ определено, что дополнительные гарантии прав детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, на имущество и жилое помещение устанавливаются законодательством субъектов Российской Федерации и относятся к расходным обязательствам субъектов Российской Федерации.

Обеспечение детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также детей, находящихся под опекой (попечительством) является государственным полномочием субъекта Российской Федерации, осуществляется исполнительными органами государственной власти субъекта Российской Федерации по месту жительства таких детей и может быть возложено на органы местного самоуправления только с соблюдением установленного федеральным законом порядка наделения их соответствующими государственными полномочиями.

Таким образом, суд приходит к выводу, что в данный момент Ширшова О.В. является ребенком, оставшимся без попечения родителей.

В судебном заседании установлено, что Ширшова О.В. до настоящего времени не обеспечен жилым помещением специализированного государственного жилищного фонда Хабаровского края по договору найма специализированных жилых помещений, что нарушает основные принципы жилищного законодательства, закрепленные в ст.40 Конституции Российской Федерации.

По состоянию на день рассмотрения гражданского дела, за Ширшовой О.В. отсутствуют иные зарегистрированные права на недвижимое имущество, в связи с чем, требования истца обоснованы и подлежат удовлетворению.

По делу видно, что Ширшова О.В. до достижения им возраста 23 лет была поставлена в установленном порядке на учет в качестве нуждающегося в жилом помещении по категории дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей; достаточных мер по обеспечению его жилым помещением органы исполнительной власти до настоящего времени не приняла, что повлекло нарушение прав истца, как лица, оставшегося без попечения родителей, в частности, на реализацию права на внеочередное обеспечение жильем, которая имелась у него на указанный момент.

Согласно п. 9 ст. 8 Закона право на обеспечение жилыми помещениями по основаниям и в порядке, которые предусмотрены настоящей статьей, сохраняется за лицами, которые относились к категории детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, и достигли возраста 23 лет, до фактического обеспечения их жилыми помещениями.

В соответствии с ч.2 ст.4 Федерального закона от 29.02.2012 N 15-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в части обеспечения жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» действие положений ст. 8 Федерального закона от 21.12.1996 N 159-ФЗ "О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей" (в редакции настоящего Федерального закона) и Жилищного кодекса РФ (в редакции настоящего Федерального закона) распространяется на правоотношения, возникшие до дня вступления в силу настоящего Федерального закона, в случае, если дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, лица из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, не реализовали принадлежащее им право на обеспечение жилыми помещениями до дня вступления в силу настоящего Федерального закона.

В связи с изменениями, внесенными в Федеральный закон от 21.12.1996 N 159-ФЗ, было изменено и содержание ст. 57 ЖК РФ, из которой исключен п. 2 ч. 2 статьи, в соответствии с которой детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, по окончании их пребывания в образовательных и иных учреждениях, в том числе в учреждениях социального обслуживания, в приемных семьях, детских домах семейного типа, при прекращении опеки (попечительства), а также по окончании службы в Вооруженных Силах Российской Федерации или по возвращении из учреждений, исполняющих наказание в виде лишения свободы, состоящим на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях, жилые помещения предоставляются по договорам социального найма.

По смыслу жилищного законодательства, право лиц, из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, на получение жилья является одной из гарантий их социальной поддержки, оно сохраняется за лицами из числа таких детей на весь период до получения ими соответствующего жилья независимо от того, какого возраста они достигли. Обстоятельство достижения такими лицами возраста, превышающего предел, установленный законом, само по себе не может являться основанием для лишения их права на жилье, которое гарантировано жилищным законодательством. Социальная поддержка в виде обеспечения жилой площадью будет реализована только после предоставления жилого помещения.

С ДД.ММ.ГГГГ в Хабаровском крае порядок реализации гарантий лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, на обеспечение жилыми помещениями, а также порядок формирования списка лиц, относящихся к указанной категории, которые подлежат обеспечению благоустроенными жилыми помещениями специализированного государственного жилищного фонда края по договорам найма специализированных жилых помещений установлен Законом Хабаровского края от ДД.ММ.ГГГГ «Об обеспечении жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в Хабаровском крае», согласно ст. 4 которого в него подлежат включению дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, лица из числа детей-сирот и детей, оставшиеся без попечения родителей, которые не являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, а также дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, лица из числа детей-сирот и детей, оставшиеся без попечения родителей, которые являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, в случае, если их проживание в ранее занимаемых жилых помещениях признается невозможным.

Согласно ст. 4 Закона Хабаровского края от ДД.ММ.ГГГГ формирование указанного списка лиц осуществляется специально уполномоченным органом по управлению и распоряжению государственным жилищным фондом края.

Постановлением Губернатора Хабаровского края от 25.04.2006г. N 96 "О мерах по совершенствованию управления государственным жилищным фондом Хабаровского края" министерство жилищно-коммунального хозяйства Хабаровского края определено специально уполномоченным органом по управлению и распоряжению государственным жилищным фондом края и наделено полномочиями по организации ведения учета граждан, нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых из государственного жилищного фонда края по договорам социального найма и принятие решений о предоставлении указанных жилых помещений.

Статьей 92 Жилищного кодекса РФ определено, что в качестве специализированных жилых помещений используются жилые помещения государственного и муниципального жилищных фондов.

Согласно ст. 98 Жилищного кодекса РФ жилые помещения для социальной защиты отдельных категорий граждан предназначены для проживания граждан, которые в соответствии с законодательством отнесены к числу граждан, нуждающихся в специальной социальной защите. Категории граждан, нуждающихся в специальной социальной защите, устанавливаются федеральным законодательством, законодательством субъектов Российской Федерации.

Основания предоставления специализированных жилых помещений установлены статьей 99 Жилищного кодекса РФ, согласно которой специализированные жилые помещения предоставляются на основании решений собственников таких помещений (действующих от их имени уполномоченных органов государственной власти или уполномоченных органов местного самоуправления) или уполномоченных ими лиц по договорам найма специализированных жилых помещений, за исключением жилых помещений для социальной защиты отдельных категорий граждан, которые предоставляются по договорам безвозмездного пользования. Специализированные жилые помещения предоставляются гражданам, не обеспеченным жилыми помещениями в соответствующем населенном пункте.

Обстоятельства, свидетельствующие о нуждаемости Ширшовой О.В. в жилье, а также его статус как лица, из числа детей, оставшихся без попечения родителей, подтвержден в судебном заседании и ответчиком не оспаривался.

В соответствии с частью 7 статьи 8 Федерального закона №159-ФЗ от 21.12.1996 г. «О дополнительных мерах по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» (в редакции Федерального закона от 29 февраля 2012 г. № 15-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в части обеспечения жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей") по договорам найма специализированных жилых помещений они предоставляются лицам, указанным в пункте 1 настоящей статьи, в виде жилых домов, квартир, благоустроенных применительно к условиям соответствующего населенного пункта, по нормам предоставления площади жилого помещения по договору социального найма.

Как указано в части 1 статьи 50 Жилищного кодекса Российской Федерации нормой предоставления площади жилого помещения по договору социального найма является минимальный размер площади жилого помещения, исходя из которого определяется размер общей площади жилого помещения, предоставляемого по договору социального найма.

В соответствии с частями 2 и 3 Жилищного кодекса Российской Федерации норма предоставления устанавливается органом местного самоуправления в зависимости от достигнутого в соответствующем муниципальном образовании уровня обеспеченности жилыми помещениями, предоставляемыми по договорам социального найма, и других факторов. Федеральными законами, указами Президента Российской Федерации, законами субъектов Российской Федерации, устанавливающими порядок предоставления жилых помещений по договорам социального найма указанным в части 3 статьи 49 настоящего Кодекса категориям граждан, данным категориям граждан могут быть установлены иные нормы предоставления.

Согласно части 1 статьи 109.1 Жилищного кодекса Российской Федерации (в редакции Федерального закона от 29 февраля 2012 г. № 15-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в части обеспечения жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей") предоставление жилых помещений детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, по договорам найма специализированных жилых помещений осуществляется в соответствии с законодательством Российской Федерации и законодательством субъектов Российской Федерации.

Согласно Закона Хабаровского края от ДД.ММ.ГГГГ N 370"О внесении изменений в отдельные законы Хабаровского края" в Закон Хабаровского края от ДД.ММ.ГГГГ N 253 "Об обеспечении жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в Хабаровском крае" в ст.5 ч.2 внесены изменения.

Согласно статье 5 части 2лицам, указанным в части 1 статьи 2 настоящего закона, включенным в список, благоустроенные жилые помещения специализированного государственного жилищного фонда края предоставляются по норме предоставления площади жилого помещения по договору социального найма, установленной частью 1 статьи 5 Закона Хабаровского края от ДД.ММ.ГГГГ N 304 "О жилищных правоотношениях в Хабаровском крае", без учета членов семьи, по месту их жительства на территории края в виде отдельной квартиры.

Размер общей площади предоставляемого жилого помещения не может превышать размер, установленный подпунктом "а" пункта 1 части 3 статьи <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ N 304 "О жилищных правоотношениях в Хабаровском крае".

Как установлено в судебном заседании, а также подтверждается материалами дела Ширшова О.В. проживает в городском поселении <адрес> <адрес>».

Принимая во внимание указанные выше требования Закона, а также установленные по делу обстоятельства, суд приходит к выводу о том, что Ширшовой О.В. должно быть предоставлено жилое помещение по месту его жительства, то есть в городском поселении <адрес> <адрес>», размером не менее 18 кв.м. общей площади на состав семьи 1 человек.

Анализируя выше изложенные нормы закона, суд приходит к выводу, что истец должен быть обеспечен вне очереди жилым помещением за счет государственного жилищного фонда Хабаровского края.

В соответствии со ст.18 Конституции Российской Федерации права и свободы человека и гражданина являются непосредственно действующими, они определяют смысл, содержание и применение законов, деятельность законодательной и исполнительной власти, местного самоуправления и обеспечиваются правосудием.

Таким образом, с учетом требований Федерального закона от 29 февраля 2012 г. № 15-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в части обеспечения жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей", учитывая объективную нуждаемость истца в жилом помещении, которая не оспаривалась лицами, участвующими в деле, соответствие истца всем условиям для обеспечения его жилым помещением на условиях договора найма специализированного жилого помещения Ширшовой О.В. должно быть предоставлено на условиях договора найма специализированного жилого помещения жилое помещение, общей площадью не менее 18 квадратных метров в городском поселении «<адрес> <адрес>» на состав семьи один человек, как достигшим возраста 18 лет, относящимся к лицам из числа детей, оставшихся без попечения родителей.

Руководствуясь ст. ст. 194-199 Гражданского процессуального кодекса РФ,

РЕШИЛ:

Исковые требования Ширшовой Ольги Владимировны к Министерству жилищно-коммунального хозяйства Хабаровского края об обязании предоставить жилое помещение удовлетворить.

Обязать Министерство жилищно-коммунального хозяйства Хабаровского края предоставить Ширшовой Ольге Владимировне, ДД.ММ.ГГГГ г.р., благоустроенное жилое помещение, отвечающее санитарно-техническим требованиям, размером общей площади не менее 18 квадратных метров в пределах городского поселения «<адрес> <адрес>» на состав семьи один человек по договору найма специализированного жилого помещения за счет жилищного фонда Хабаровского края.

Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Хабаровский краевой суд в течение месяца со дня принятия судом 18 октября 2018 года решения в окончательной форме, с подачей жалобы через Центральный районный суд г. Хабаровска.

Копия верна:

Председательствующий                                Е.А.Савченко

2-6913/2018

Категория:
Гражданские
Статус:
Иск (заявление, жалоба) УДОВЛЕТВОРЕН
Истцы
Ширшова О. В.
Ширшова Ольга Владимировна
Ответчики
Министерство ЖКХ Хабаровского края
Суд
Центральный районный суд г. Хабаровск
Судья
Савченко Елена Александровна
Дело на сайте суда
centralnyr.hbr.sudrf.ru
19.06.2018Регистрация иска (заявления, жалобы) в суде
19.06.2018Передача материалов судье
20.06.2018Решение вопроса о принятии иска (заявления, жалобы) к рассмотрению
12.07.2018Рассмотрение исправленных материалов, поступивших в суд
12.07.2018Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
07.08.2018Подготовка дела (собеседование)
07.08.2018Вынесено определение о назначении дела к судебному разбирательству
18.10.2018Судебное заседание
18.10.2018Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме
15.11.2018Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
04.12.2018Дело оформлено
04.12.2018Дело передано в архив
18.10.2018
Решение

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее