Дело № 2-2174/2021
УИД 19RS0002-01-2021-003757-64
Р Е Ш E H И Е
Именем Российской Федерации
23 декабря 2021 года г. Черногорск
Черногорский городской суд Республики Хакасия
в составе председательствующего судьи Немкова С.П.,
при секретаре Сафроновой В.С.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению прокурора города Черногорска Республики Хакасия в интересах неопределенного круга лиц к Администрации города Черногорска, муниципальному бюджетному образовательному учреждению «Средняя общеобразовательная школа № 16 имени Д.М. Карбышева», Городскому управлению образованием администрации города Черногорска об обязании совершить определенные действия,
с участием представителей истца Рамишвили Е.В., ответчика Администрации города Черногорска Кульпиной И.Г., муниципального бюджетного образовательного учреждения «Средняя общеобразовательная школа № 16 имени Д.М. Карбышева» и Городского управления образованием администрации города Черногорска Москалевой М.Ю.,
У С Т А Н О В И Л:
прокурор города Черногорска Республики Хакасия в интересах неопределенного круга лиц обратился в суд с иском к Администрации города Черногорска (далее - Администрация г. Черногорска), муниципальному бюджетному образовательному учреждению «Средняя общеобразовательная школа № 16 имени Д.М. Карбышева» (далее - МБОУ «СОШ № 16 имени Д.М. Карбышева»), муниципальному бюджетному образовательному учреждению «Начальная общеобразовательная школа № 3» (далее – МБОУ «Начальная школа № 3»), Городскому управлению образованием администрации города Черногорска (далее – ГУО администрации г. Черногорска) о возложении на: МБОУ «СОШ № 16 имени Д.М. Карбышева» и МБОУ «Начальная школа № 3» обязанности до 1 июня 2022 года провести обследование технического состояния зданий и сооружений образовательного учреждения силами специализированной организации в соответствии с требованиями ГОСТ 31937-2011 Межгосударственный стандарт. Здания и сооружения. Правила обследования и мониторинга технического состояния, Федерального закона от 30 декабря 2009 года № 384-ФЗ «Технический регламент о безопасности зданий о сооружении»; Администрацию г. Черногорска обязанности по выделению денежных средств в рамках бюджетного процесса в необходимых для этого объемах на проведение обследований технического состояния зданий МБОУ «СОШ № 16 имени Д.М. Карбышева» и МБОУ «Начальная школа № 3», обеспечивающее выполнение этими учреждениями проведение обследования технического состояния зданий и сооружений образовательного учреждения силами специализированной организации в соответствии с требованиями ГОСТ 31937-2011 Межгосударственный стандарт. Здания и сооружения. Правила обследования и мониторинга технического состояния, Федерального закона от 30 декабря 2009 года № 384-ФЗ «Технический регламент о безопасности зданий о сооружении» до 1 февраля 2022 года; ГУО администрации г. Черногорска обязанности по доведению выделенных ему как главному распорядителю бюджета по ведомственной принадлежности денежных средств, необходимых образовательному учреждению на проведение обследования технического состояния зданий и сооружений МБОУ «СОШ № 16 имени Д.М. Карбышева» и МБОУ «Начальная школа № 3» с привлечением специализированной организации в соответствии с требованиями ГОСТ 31937- 2011 Межгосударственный стандарт. Здания и сооружения. Правила обследования и мониторинга технического состояния, Федерального закона от 30 декабря 2009 года № 384-ФЗ «Технический регламент о безопасности зданий о сооружении» до 1 марта 2022 года.
Определением суда от 21 декабря 2021 года гражданские дела объединены в одно производство.
Определением суда от 23 декабря 2021 года прекращено производство в части требований о возложении на: МБОУ «Начальная школа № 3» обязанности до 1 июня 2022 года провести обследование технического состояния зданий и сооружений образовательного учреждения силами специализированной организации в соответствии с требованиями ГОСТ 31937-2011 Межгосударственный стандарт. Здания и сооружения. Правила обследования и мониторинга технического состояния, Федерального закона от 30 декабря 2009 года № 384-ФЗ «Технический регламент о безопасности зданий о сооружении»; Администрацию г. Черногорска обязанности по выделению денежных средств в рамках бюджетного процесса в необходимых для этого объемах на проведение обследований технического состояния зданий МБОУ «Начальная школа № 3», обеспечивающее выполнение этим учреждением указанных мероприятий до 1 февраля 2022 года; ГУО администрации г. Черногорска обязанности по доведению выделенных ему как главному распорядителю бюджета по ведомственной принадлежности денежных средств для выполнения указанных мероприятий МБОУ «Начальная школа № 3» до 1 марта 2022 года.
В судебном заседании помощник прокурора города Черногорска Республики Хакасия Рамишвили Е.В. поддержал заявленные требования.
Представитель ответчика Администрации г. Черногорска Кульпина И.Г., не оспаривая заявленные прокурором требования, просила установить срок для выделения денежных средств до 30 апреля 2022 года, указывая на имеющийся дефицит бюджета, необходимость выделения денежных средств в рамках бюджетного процесса, а также наличие у ответчика иных расходных обязательств.
Представитель ответчиков МБОУ «СОШ № 16 имени Д.М. Карбышева» и ГУО администрации г. Черногорска Москалева М.Ю. выразила согласие с заявленными прокурором требованиями.
Выслушав стороны, исследовав материалы дела, суд приходит к следующему.
Согласно ст. 2 Конституции Российской Федерации человек, его права и свободы являются высшей ценностью. Признание, соблюдение и защита прав и свобод человека и гражданина - обязанность государства.
В соответствии с ч. 2 ст. 15 Конституции Российской Федерации органы государственной власти, органы местного самоуправления, должностные лица, граждане и их объединения обязаны соблюдать Конституцию Российской Федерации и законы.
Ребенку от рождения принадлежат и гарантируются государством права и свободы человека и гражданина в соответствии с Конституцией Российской Федерации, общепризнанными принципами и нормами международного права, международными договорами Российской Федерации, настоящим Федеральным законом, Семейным кодексом Российской Федерации и другими нормативными правовыми актами Российской Федерации (ст. 6 Федерального закона от 24 июля 1998 года № 124-ФЗ «Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации»).
Пунктом 2 ч. 6 ст. 28 Федерального закона от 29 декабря 2012 года № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» предусмотрено, что образовательная организация обязана осуществлять свою деятельность в соответствии с законодательством об образовании, в том числе создавать безопасные условия обучения, в том числе при проведении практической подготовки обучающихся, а также безопасные условия воспитания обучающихся, присмотра и ухода за обучающимися, их содержания в соответствии с установленными нормами, обеспечивающими жизнь и здоровье обучающихся, работников образовательной организации.
Охрана здоровья обучающихся включает в себя обеспечение безопасности обучающихся во время пребывания в организации, осуществляющей образовательную деятельность (п. 8 ч. 1 ст. 41 указанного Федерального закона).
В соответствии с ч. 5 ст. 55.24 Градостроительного кодекса Российской Федерации эксплуатация зданий, сооружений, в том числе содержание автомобильных дорог, должна осуществляться в соответствии с требованиями технических регламентов, проектной документации, нормативных правовых актов Российской Федерации, нормативных правовых актов субъектов Российской Федерации и муниципальных правовых актов. В случае, если для строительства, реконструкции зданий, сооружений в соответствии с настоящим Кодексом не требуются подготовка проектной документации и (или) выдача разрешений на строительство, эксплуатация таких зданий, сооружений должна осуществляться в соответствии с требованиями технических регламентов, нормативных правовых актов Российской Федерации, нормативных правовых актов субъектов Российской Федерации и муниципальных правовых актов.
В силу ст. 3 Федерального закона от 30 декабря 2009 года № 384-ФЗ «Технический регламент о безопасности зданий и сооружений» объектом технического регулирования в настоящем Федеральном законе являются здания и сооружения любого назначения (в том числе входящие в их состав сети инженерно-технического обеспечения и системы инженерно-технического обеспечения), а также связанные со зданиями и с сооружениями процессы проектирования (включая изыскания), строительства, монтажа, наладки, эксплуатации и утилизации (сноса) (часть 1).
Настоящий Федеральный закон устанавливает минимально необходимые требования к зданиям и сооружениям (в том числе к входящим в их состав сетям инженерно-технического обеспечения и системам инженерно-технического обеспечения), а также к связанным со зданиями и с сооружениями процессам проектирования (включая изыскания), строительства, монтажа, наладки, эксплуатации и утилизации (сноса) (часть 6).
Безопасность зданий и сооружений, а также связанных со зданиями и сооружениями процессов проектирования (включая изыскания), строительства, монтажа, наладки, эксплуатации и утилизации (сноса) обеспечивается посредством установления соответствующих требованиям безопасности проектных значений параметров зданий и сооружений и качественных характеристик в течение всего жизненного цикла здания или сооружения, реализации указанных значений и характеристик в процессе строительства, реконструкции, капитального ремонта (далее также - строительство) и поддержания состояния таких параметров и характеристик на требуемом уровне в процессе эксплуатации, консервации и сноса (ст. 5 названного Федерального закона).
Согласно ст. 7 этого же Федерального закона строительные конструкции и основание здания или сооружения должны обладать такой прочностью и устойчивостью, чтобы в процессе строительства и эксплуатации не возникало угрозы причинения вреда жизни или здоровью людей, имуществу физических или юридических лиц, государственному или муниципальному имуществу, окружающей среде, жизни и здоровью животных и растений в результате: разрушения отдельных несущих строительных конструкций или их частей; разрушения всего здания, сооружения или их части; деформации недопустимой величины строительных конструкций, основания здания или сооружения и геологических массивов прилегающей территории; повреждения части здания или сооружения, сетей инженерно-технического обеспечения или систем инженерно-технического обеспечения в результате деформации, перемещений либо потери устойчивости несущих строительных конструкций, в том числе отклонений от вертикальности.
Безопасность здания или сооружения в процессе эксплуатации должна обеспечиваться посредством технического обслуживания, периодических осмотров и контрольных проверок и (или) мониторинга состояния основания, строительных конструкций и систем инженерно-технического обеспечения, а также посредством текущих ремонтов здания или сооружения (ст. 36 указанного Федерального закона).
В целях контроля степени механической безопасности и осуществления проектных работ по повышению степени механической безопасности зданий и сооружений приказом Росстандарта от 27 декабря 2012 года № 1984-ст введен ГОСТ 31937-2011. Межгосударственный стандарт. Здания и сооружения. Правила обследования и мониторинга технического состояния (далее - ГОСТ 31937-2011).
В соответствии с п. 4.3 и п. 4.4 ГОСТ 31937-2011 первое обследование технического состояния зданий и сооружений проводится не позднее чем через два года после их ввода в эксплуатацию. В дальнейшем обследование технического состояния зданий и сооружений проводится не реже одного раза в 10 лет и не реже одного раза в пять лет для зданий и сооружений или их отдельных элементов, работающих в неблагоприятных условиях (агрессивные среды, вибрации, повышенная влажность, сейсмичность района 7 баллов и более и др.). Для уникальных зданий и сооружений устанавливается постоянный режим мониторинга.
Обследование и мониторинг технического состояния зданий и сооружений проводят также по истечении нормативных сроков эксплуатации зданий и сооружений.
Обследование и мониторинг технического состояния зданий и сооружений проводят силами специализированных организаций, оснащенных современной приборной базой и имеющих в своем составе высококвалифицированных и опытных специалистов.
Требования к специализированным организациям, проводящим обследование и мониторинг технического состояния зданий и сооружений, определяются органом исполнительной власти, уполномоченным на ведение государственного строительного надзора (п. 4.1 ГОСТ 31937-2011).
Согласно п. 3 ч. 1 ст. 17 Федерального закона от 6 октября 2003 года № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» в целях решения вопросов местного значения органы местного самоуправления поселений, муниципальных районов, муниципальных округов, городских округов, городских округов с внутригородским делением и внутригородских районов обладают полномочиями по созданию муниципальных предприятий и учреждений, осуществление финансового обеспечения деятельности муниципальных казенных учреждений и финансового обеспечения выполнения муниципального задания бюджетными и автономными муниципальными учреждениями, а также осуществление закупок товаров, работ, услуг для обеспечения муниципальных нужд.
К полномочиям органов местного самоуправления муниципальных районов, муниципальных округов и городских округов по решению вопросов местного значения в сфере образования относится обеспечение содержания зданий и сооружений муниципальных образовательных организаций, обустройство прилегающих к ним территорий (п. 5 ч. 1 ст. 9 Федерального закона от 29 декабря 2012 года № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»).
В силу ст. 9.2 Федерального закона от 12 января 1996 года № 7-ФЗ «О некоммерческих организациях» государственные (муниципальные) задания для бюджетного учреждения в соответствии с предусмотренными его учредительными документами основными видами деятельности формирует и утверждает соответствующий орган, осуществляющий функции и полномочия учредителя (пункт 3).
Финансовое обеспечение выполнения государственного (муниципального) задания бюджетным учреждением осуществляется в виде субсидий из бюджетов бюджетной системы Российской Федерации (пункт 6).
Имущество бюджетного учреждения закрепляется за ним на праве оперативного управления в соответствии с Гражданским кодексом Российской Федерации. Собственником имущества бюджетного учреждения является соответственно Российская Федерация, субъект Российской Федерации, муниципальное образование. Полномочия собственника бюджетного учреждения, подведомственного органам публичной власти федеральной территории, осуществляют органы публичной власти федеральной территории в соответствии с федеральным законом о федеральной территории (пункт 9).
В соответствии со сведениями в Едином государственном реестре юридических лиц учредителем МБОУ «СОШ № 16 имени Д.М. Карбышева» является Администрация г. Черногорска.
Решением Совета депутатов г. Черногорска от 29 марта 2016 года № 472 утверждено Положение о Городском управлении образованием администрации города Черногорска (далее – Положение).
Городское управление образованием администрации города Черногорска является органом местного самоуправления, осуществляющим управление в сфере образования, органом по опеке и попечительству в отношении несовершеннолетних на территории муниципального образования город Черногорск, осуществляет функции и полномочия учредителя муниципальных образовательных организаций в пределах, установленных правовыми актами города Черногорска и уставами муниципальных образовательных организаций (п. 1.1 Положения).
Согласно п. 1.8 устава МБОУ «СОШ № 16 имени Д.М. Карбышева» функции и полномочия учредителя осуществляет городское управление образованием администрации города Черногорска.
Судом установлено, что прокуратурой города Черногорска Республики Хакасия была проведена проверка соблюдения законодательства об образовании муниципальными учреждениями города Черногорска Республики Хакасия.
Так в ходе проверки было установлено, что согласно техническому паспорту МБОУ «СОШ № 16 имени Д.М. Карбышева» год постройки учреждения – 1967, в нарушение требований указанных нормативных правовых актов обследование технического состояния здания образовательного учреждения в установленные сроки с привлечением специализированной организации не проводились.
30 июля 2021 года прокуратурой города Черногорска Республики Хакасия было внесено представление главе города Черногорска Республики Хакасия о безотлагательном рассмотрении и принятии исчерпывающих мер к устранению нарушений действующего законодательства, а именно организовать проведение мероприятий по обследованию технического состояния зданий муниципальных образовательных учреждений города специализированной организацией.
На данное представление 25 августа 2021 года главой города Черногорска Республики Хакасия был дан ответ, что стоимость комплексного обследования составляет от 300 000 руб. до 600 000 руб., необходимо провести обследование 47 объектов, в связи с чем невозможно провести их обследование в один год. В связи с этим работы по обследованию зданий образовательных организаций будут включены в Муниципальную программу «Развитие образования в городе Черногорске (2021-2025 годы)», подпрограмму «Развитие дошкольного, начального общего, основного общего, среднего общего образования» и производиться поэтапно.
В обоснование отсутствия финансового обеспечения администрацией г. Черногорска представлена оперативная информация о состоянии бюджета г. Черногорска на 1 ноября 2021 года.
В ходе рассмотрения гражданского дела ответчики не оспаривали, что обследование технического состояния зданий и сооружений образовательного учреждения - МБОУ «СОШ № 16 имени Д.М. Карбышева» после внесенного прокурором представления не проводилось.
При названных обстоятельствах, требования прокурора в интересах неопределенного круга лиц о возложении обязанности на МБОУ «СОШ № 16 имени Д.М. Карбышева» провести обследование технического состояния зданий и сооружений образовательного учреждения силами специализированной организации, Администрацию г. Черногорска выделить денежные средства на данные цели, а ГУО администрации г. Черногорска довести эти средства до образовательной организации подлежат удовлетворению.
Исходя из положений ч. 2 ст. 206 ГПК РФ, удовлетворяя требование кредитора о понуждении к исполнению обязательства в натуре, суд обязан установить срок, в течение которого вынесенное решение должно быть исполнено.
Согласно разъяснениям, содержащимся в п. 27 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 24 марта 2016 года № 7 «О применении судами некоторых положений Гражданского кодекса Российской Федерации об ответственности за нарушение обязательств», удовлетворяя требование кредитора о понуждении к исполнению обязательства в натуре, суд обязан установить срок, в течение которого вынесенное решение должно быть исполнено (ч. 2 ст. 206 ГПК РФ). При установлении указанного срока суд учитывает возможности ответчика по его исполнению, степень затруднительности исполнения судебного акта, а также иные заслуживающие внимания обстоятельства.
В соответствии с ч. 2 ст. ГПК РФ вступившие в законную силу судебные постановления, а также законные распоряжения, требования, поручения, вызовы и обращения судов являются обязательными для всех без исключения органов государственной власти, органов местного самоуправления, общественных объединений, должностных лиц, граждан, организаций и подлежат неукоснительному исполнению на всей территории Российской Федерации.
Решения суда вступают в законную силу по истечении срока на апелляционное обжалование, если они не были обжалованы (ч. 1 ст. 209 ГПК РФ).
Апелляционные жалоба, представление в силу ч. 2 ст. 321 ГПК РФ могут быть поданы в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме, если иные сроки не установлены настоящим Кодексом.
Из приведенных правовых норм следует, что судебное постановление становится обязательным для всех без исключения органов государственной власти, органов местного самоуправления, общественных объединений, должностных лиц, граждан, организаций со дня их вступления в законную силу.
Таким образом, с учетом даты принятия мотивированного решения – 29 декабря 2021 года, судебное постановление, в случае, если оно не будет обжаловано, вступает в законную силу 1 февраля 2022 года, в связи с чем истребуемый прокурором срок выделения Администрацией г. Черногорска денежных средств – 1 февраля 2022 года является неразумным.
В то же время, предложенный стороной ответчика Администрацией г. Черногорска срок – до 30 апреля 2022 года, по мнению суда, с учетом необходимости соблюдения требований бюджетного законодательства и проведения необходимых процедур по внесению изменений в бюджет города Черногорска, является разумным, обеспечивает баланс интересов истца и ответчика.
С учетом того, что представитель МБОУ «СОШ № 16 имени Д.М. Карбышева» и ГУО администрации г. Черногорска указал на достаточность истребуемых прокурором сроков после выделения денежных средств, то суд полагает необходимым установить следующие сроки: выделения денежных средств ГУО администрации г. Черногорска образовательной организации – 30 мая 2022 года, проведение МБОУ «СОШ № 16 имени Д.М. Карбышева» обследования технического состояния зданий и сооружений – 30 августа 2022 года.
Руководствуясь ст.ст. 193-199 ГПК РФ, суд
Р Е Ш И Л :
Иск удовлетворить.
Обязать муниципальное бюджетное образовательное учреждение «Средняя общеобразовательная школа № 16 имени Д.М. Карбышева» провести обследование технического состояния зданий и сооружений образовательного учреждения силами специализированной организации в соответствии с требованиями ГОСТ 31937-2011 Межгосударственный стандарт. Здания и сооружения. Правила обследования и мониторинга технического состояния, Федерального закона от 30 декабря 2009 года № 384-ФЗ «Технический регламент о безопасности зданий о сооружении» в срок до 30 августа 2022 года.
Обязать Городское управление образованием администрации города Черногорска довести до 30 мая 2022 года выделенные ему как главному распорядителю бюджета по ведомственной принадлежности денежные средства, необходимые для выполнения вышеуказанных мероприятий.
Обязать Администрацию города Черногорска до 30 апреля 2022 года выделить денежные средств в рамках бюджетного процесса в необходимых для этого объемах на проведение вышеуказанных мероприятий муниципальным бюджетным образовательным учреждением «Средняя общеобразовательная школа № 16 имени Д.М. Карбышева».
Решение может быть обжаловано в Верховный Суд Республики Хакасия через Черногорский городской суд в течение месяца со дня принятия решения в окончательной форме.
Председательствующий С.П. Немков
Мотивированное решение изготовлено 29 декабря 2021 года
Судья С.П. Немков