Решение по делу № 2-2411/2024 от 23.07.2024

Дело № 2-2411/2024

59RS0027-01-2024-004810-60

Р Е Ш Е Н И Е

Именем Российской Федерации

г.Кунгур Пермского края                     23 сентября 2024 года

Кунгурский городской суд Пермского края в составе:

председательствующего судьи Третьяковой М.В.,

при секретаре Макаровой Е.А.,

с участием прокурора Шнайдер Е.В.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Пермского межрайонного природоохранного прокурора в интересах неопределенного круга лиц к обществу с ограниченной ответственностью «ПРОМСПЕЦБЕТОН» о возложении обязанностей,

У С Т А Н О В И Л:

Пермский межрайонный природоохранный прокурор, действуя в интересах неопределенного круга лиц, обратился в суд с иском к ООО «ПРОМСПЕЦБЕТОН» о возложении обязанности в срок до 01.04.2025 разработать паспорта установок очистки газа и организовать эксплуатацию установок очистки газа в соответствии с требованиями Правил эксплуатации установок очистки газа, утвержденных приказом Министерства природных ресурсов и экологии РФ от 15.09.2017 № 498; с целью определения эффективности работы установок очистки газа оборудовать специальные места отбора проб оборудованием для измерения параметров отходящих газов, а также осуществлять проверку показателей работы установок очистки газа (эффективность работы установок очистки газа) в соответствии с требованиями к местам отбора проб во исполнение ст. 16.1 Федерального закона от 04.05.1999 № 96-ФЗ «Об охране атмосферного воздуха», п.п. 13, 21 Правил эксплуатации установок очистки газа, утвержденных приказом Министерства природных ресурсов и экологии РФ от 15.09.2017 № 498; в соответствии с требованиями ст. 22 Федерального закона от 04.05.1999 № 96-ФЗ «Об охране атмосферного воздуха» провести корректировку инвентаризации источников выбросов загрязняющих веществ в атмосферный воздух, оформить актуальный отчет по инвентаризации загрязняющих веществ в атмосферный воздух; во исполнение требований ст.ст. 69, 69.2 Федерального закона от 10.01.2002 № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды» осуществить постановку на государственный учет объектов, оказывающих негативное воздействие на окружающую среду производственной площадки, расположенной на земельном участке с кадастровым по адресу: <адрес>.

Заявленные требования обосновывает тем, что Пермской межрайонной природоохранной прокуратурой на основании поступивших обращений жителей <адрес> муниципального округа, обращения депутата Законодательного Собрания Пермского края, а также поручения прокуратуры Пермского края проведена проверка исполнения ООО «ПРОМСПЕЦБЕТОН» законодательства об охране окружающей среды. С целью проверки соблюдения ООО «ПРОМСПЕЦБЕТОН» вышеуказанного законодательства контролирующими органами, в частности Государственной инспекцией по экологии и природопользованию Пермского края, в том числе по инициативе прокуратуры Пермского края, в течение 2022 – 2024 года неоднократно проводились проверочные мероприятия. На основании решения о проведении выездной проверки от 21.11.2022 № 36-01-05-17 во исполнение требования прокуратуры Пермского края от 16.11.2022 № 7-73-2022/9462-22-20570001 в период с 22.11.2022 по 28.11.2022 Государственной инспекцией по экологии и природопользованию Пермского края проведена выездная проверка в отношении ООО «ПРОМСПЕЦБЕТОН» по месту расположения производственной площадки, где осуществляется производство бетона по <адрес>. В ходе проверки Государственной инспекцией по экологии и природопользованию Пермского края установлено, что на территории производственной площадки ООО «ПРОМСПЕЦБЕТОН», расположенной на земельном участке с кадастровым , находится мобильный бетонный завод Tecwill COBRA C40-4/120 RS, мощность производства которого составляет 40 м3 в день. На указанном земельном участке также установлено наличие стационарных источников выбросов загрязняющих веществ в атмосферный воздух, а именно транспортная лента закрытого типа, склад инертных материалов, работа погрузочной техники на территории предприятия, накопительные бункеры, узел пересыпки в фасовочный бункер и иные. Производственная площадка, расположенная на земельном участке с кадастровым по адресу: <адрес>, является объектом, оказывающим негативное воздействие на окружающую среду. На момент проверки Государственной инспекцией по экологии и природопользованию Пермского края ООО «ПРОМСПЕЦБТОН» указанная производственная площадка в нарушение ч. 1 ст. 69.2 Закона № 7-ФЗ на учет в качестве объекта, оказывающее негативное воздействие на окружающую среду, не поставлена. На момент проверки Государственной инспекцией по экологии и природопользованию Пермского края ООО «ПРОМСПЕЦБЕТОН» представлен отчет по инвентаризации стационарных источников и выбросов загрязняющих веществ в атмосферный воздух, утвержденный руководителем ООО «ПРОМСПЕЦБТОН», однако инвентаризация проведена не в полном объеме, поскольку в отчете отсутствовала информация о результатах обследования газоочистных установок и условий их эксплуатации, а именно установлено, что в отчете указано на отсутствие на производственной площадке ООО «ПРОМСПЕЦБЕТОН» газоочистных установок, что является нарушением ст.ст. 22, 30 Закона № 96-ФЗ, Порядка проведения инвентаризации стационарных источников и выбросов загрязняющих веществ в атмосферный воздух, корректировки ее данных, документирования и хранения данных, полученных в результате проведения таких инвентаризации и корректировки, утвержденного приказом Министерства природных ресурсов и экологии РФ от 19.11.2021 № 871. Эксплуатация газоочистных установок предполагает соблюдение требований, изложенных в ст. 16.1 Закона № 96-ФЗ, абз. 8 ст. 30 Закона № 7-ФЗ, Правилах эксплуатации установок очистки газа, утвержденных приказом Министерства природных ресурсов и экологии РФ от 15.09.2017 № 498. В момент проведения проверки Государственной инспекцией по экологии и природопользованию Пермского края документы по эксплуатации газоочистных установок ООО «ПРОМСПЕЦБЕТОН» не представлены. По результатам проверки Государственной инспекцией по экологии и природопользованию Пермского края ООО «ПРОМСПЕЦБЕТОН» 28.11.2022 за № 14 выдано предписание, согласно которому ООО «ПРОМСПЕЦБЕТОН» в срок до 01.08.2023 с целью устранения выявленных нарушений надлежало разработать паспорта газоочистных установок, организовать эксплуатацию газоочистных установок с соблюдением предъявляемых требований; оборудовать газоочистные установки специальными местами отбора проб в целях определения фактической эффективности работы газоочистных установок; провести корректировку инвентаризации источников выбросов загрязняющих веществ в атмосферный воздух, оформить отчет по инвентаризации загрязняющих веществ в атмосферный воздух. Государственной инспекцией по экологии и природопользованию Пермского края ООО «ПРОМСПЕЦБЕТОН» 28.11.2022 за № 14 даны письменные рекомендации по обеспечению безопасности и предотвращению нарушений обязательных требований, из которых следует, что ООО «ПРОМСПЕЦБЕТОН» необходимо осуществить постановку производственной площадки на государственный учет объектов оказывающим негативное воздействие на окружающую среду не позднее января 2023 года; провести мероприятия по организации контроля за охраной атмосферного воздуха в период НМУ, согласованные с Государственной инспекцией по экологии и природопользованию Пермского края, а именно организовать получение информации о НМУ, вести учет мероприятий, проведенных в период НМУ; разработать программу производственного экологического контроля, предоставлять отчет об организации и о результатах производственного экологического контроля согласно требованиям (Требования к содержанию программы производственного экологического контроля, Порядок и сроки представления отчета об организации и о результатах осуществления производственного экологического контроля, утвержденные приказом Министерства природных ресурсов и экологии РФ от 18.02.2022 № 109). За допущенные нарушения постановлением старшего государственного инспектора Пермского края в области охраны окружающей среды от 17.01.2023 № 1 ООО «ПРОМСПЕЦБЕТОН» привлечено к административной ответственности, предусмотренной ст. 8.1, ч. 3 ст. 8.21 КоАП РФ, в виде административного штрафа в размере 10 000 руб. По результатам рассмотрения обращений, поступивших в Государственную инспекцию по экологии и природопользованию Пермского края в 2022 году, ООО «ПРОМСПЕЦБЕТОН» 11.11.2022 за № 36-02-08-203 объявлено предостережение о недопустимости нарушения обязательных требование с предложением осуществить постановку на государственный учет объектов оказывающих негативное воздействие на окружающую среду бетонного завода, расположенного по адресу: <адрес>; разработать и утвердить документацию на газоочистные установки, в том числе паспорта газоочистных установок, программы проведения технического обслуживания, технического осмотра, инструкции по эксплуатации газоочистных установок. На основании решения о проведении выездной проверки от 03.05.2023 № 36-01-05-5 во исполнение требования прокуратуры Пермского края от 28.04.2023 № 7-76-2023/3377-23-20570001 в период с 04.05.2023 по 19.05.2023 Государственной инспекцией по экологии и природопользованию Пермского края проведена выездная проверка в отношении Общества по месту расположения производственной площадки, где осуществляется производство бетона по <адрес>. По результатам проверки вынесен акт от 19.05.2023 № 12, согласно которому производственная площадка ООО «ПРОМСПЕЦБЕТОН» не поставлена на государственный учет объектов оказывающих негативное воздействие на окружающую среду, что является нарушением ст. 69.2 Закона № 7-ФЗ; отчет по инвентаризации не соответствует Приказу № 871, что является нарушением ст. 22 и абз. 2 ст. 30 Закона № 96-ФЗ; не соблюдены требования Приказа № 498 (Правила эксплуатации установок очистки газа). С целью устранения нарушений Государственной инспекцией по экологии и природопользованию Пермского края 28.04.2023 за № 36-02-08-72 ООО «ПРОМСПЕЦБЕТОН» объявлено предостережение о недопустимости нарушений обязательных требований с предложением внести корректировки в заявку на постановку на государственный учет объектов оказывающих негативное воздействие на окружающую среду и осуществить постановку производственной площадки на государственный учет объектов оказывающих негативное воздействие на окружающую среду. Государственной инспекцией по экологии и природопользованию Пермского края 19.05.2023 за № 12 ООО «ПРОМСПЕЦБЕТОН» внесено предписание, согласно которому ООО «ПРОМСПЕЦБЕТОН» надлежало в срок до 03.07.2023 осуществить постановку на государственный учет объектов оказывающих негативное воздействие на окружающую среду. За допущенные нарушения постановлением старшего государственного инспектора Пермского края в области охраны окружающей среды от 28.06.2023 № 410 ООО «ПРОМСПЕЦБЕТОН» привлечено к административной ответственности, предусмотренной ст. 8.46 КоАП РФ, в виде административного штрафа в размере 30000 руб. Вследствие неисполнения требований, изложенных в предписании от 19.05.2023 № 12, постановлением старшего государственного инспектора Пермского края в области охраны окружающей среды от 27.11.2023 № 821 ООО «ПРОМСПЕЦБЕТОН» привлечено к административной ответственности, предусмотренной ч. 38 ст. 19.5 КоАП РФ, в виде административного штрафа в размере 50000 руб. На основании решения о проведении выездной проверки от 04.12.2023 № 36-01-05-20 во исполнение требования прокуратуры Пермского края от 30.11.2023 № 7-76-2023/9458-23-20570001 в период с 12.12.2023 по 25.12.2023 Государственной инспекцией по экологии и природопользованию Пермского края проведена выездная проверка в отношении ООО «ПРОМСПЕЦБЕТОН» по месту расположения производственной площадки, где осуществляется производство бетона по <адрес>. По результатам проверки вынесен акт от 25.12.2023 № 21, согласно которому производственная площадка ООО «ПРОМСПЕЦБЕТОН» не поставлена на государственный учет объектов оказывающих негативное воздействие на окружающую среду, что является нарушением ст. 69.2 Закона № 7-ФЗ; отчет по инвентаризации не соответствует Приказу № 871, что является нарушением ст. 22 и абз. 2 ст. 30 Закона № 96-ФЗ; не соблюдены требования Приказа № 498, а именно допущена эксплуатация газоочистных установок без специальных мест отбор проб с целью определения эффективности работы газоочистных установок, проверка показателей работы газоочистных установок не осуществляется. По результатам проверки Государственной инспекцией по экологии и природопользованию Пермского края ООО «ПРОМСПЕЦБЕТОН» 25.12.2023 за № 21 выдано предписание об устранении выявленных нарушений, согласно которому ООО «ПРОМСПЕЦБЕТОН» надлежало в срок до 14.05.2024 разработать паспорта газоочистных установок, организовать эксплуатацию ГОУ с соблюдением требований (Приказ № 498); в целях определения фактической эффективности работы газоочистных установок оборудовать специальные места отбора проб и оборудованием для измерения параметров отходящих газов; провести корректировку инвентаризации источников выбросов загрязняющих веществ в атмосферный воздух, оформить отчет по инвентаризации загрязняющих веществ в атмосферный воздух (ст. 22 Закона № 96-ФЗ); осуществить постановку производственной площадки на государственный учет объектов оказывающих негативное воздействие на окружающую среду (ст. 69.2 Закона № 7-ФЗ). За допущенные нарушения постановлением заместителя главного государственного инспектора Пермского края в области охраны окружающей среды от 31.01.2024 № 33 ООО «ПРОМСПЕЦБЕТОН» привлечено к административной ответственности, предусмотренной ст. 8.1, ч. 3 ст. 8.21 КоАП РФ, в виде административного штрафа в размере 10000 руб. Вследствие неисполнения требований, изложенных в предписании от 25.12.2023 № 21, постановлением старшего государственного инспектора Пермского края в области охраны окружающей среды от 26.06.2023 № 224 ООО «ПРОМСПЕЦБЕТОН» привлечено к административной ответственности, предусмотренной ч. 38 ст. 19.5 КоАП РФ, в виде административного штрафа в размере 50000 руб. Требования федерального законодательства ООО «ПРОМСПЕЦБЕТОН» не исполнены, а нарушения, выявленные Государственной инспекцией по экологии и природопользованию Пермского края, в установленные сроки не устранены. Юридические лица и индивидуальные предприниматели, имеющие стационарные источники, обязаны соблюдать правила эксплуатации установок очистки газа и средств контроля за выбросами загрязняющих веществ в атмосферный воздух (ч. 1 ст. 30 Закона № 96-ФЗ). ООО «ПРОМСПЕЦБЕТОН» не разработаны паспорта ГОУ и не организована эксплуатация ГОУ в соответствии с требованиями Правил эксплуатации установок очистки газа, утвержденных приказом Министерства природных ресурсов и экологии РФ от 15.09.2017 № 498, с целью определения эффективности работы газоочистных установок последние не оборудованы специальными местами отбора проб оборудованием для измерения параметров отходящих газов, а также проверка показателей работы газоочистных установок (эффективность работы газоочистных установок) не осуществлена. Обществом корректировка инвентаризации источников выбросов загрязняющих веществ в атмосферный воздух не проведена, актуальный отчет по инвентаризации загрязняющих веществ в атмосферный воздух не оформлен. В нарушение изложенных норм Закона № 7-ФЗ в настоящее время ООО «ПРОМСПЕЦБЕТОН» производственная площадка, расположенная на земельном участке с кадастровым по адресу: <адрес>, на государственный учет объектов, оказывающих негативное воздействие на окружающую среду, не поставлена. Указанные обстоятельства свидетельствуют о нарушении ООО «ПРОМСПЕЦБЕТОН» законодательства об охране окружающей среды, атмосферного воздуха при эксплуатации производственной площадки, расположенной на земельном участке с кадастровым по адресу: <адрес>, что является недопустимым, указывает на бесконтрольное негативное воздействие на окружающую среду, что может привести к причинению ущерба компонентам природной среды, нарушает права граждан, в том числе право на благоприятную окружающую среду, достоверную информацию о ее состоянии, регламентированное ст. 42 Конституции РФ. Несмотря на многочисленные меры, принятые Государственной инспекцией по экологии и природопользованию Пермского края в отношении ООО «ПРОМСПЕЦБЕТОН», производственная деятельность продолжает осуществляться с нарушений законодательства об охране окружающей среды.

Прокурор Шнайдер Е.В. в судебном заседании на исковых требованиях настаивала, по доводам, изложенным в исковом заявлении.

Представитель ответчика ООО «ПРОМСПЕЦБЕТОН» в судебное заседание не явился, о времени и месте рассмотрения дела извещен надлежащим образом, просил рассмотреть дело в его отсутствие, представил отзыв на исковое заявление, согласно которого с требованиями не согласен.

Представитель третьего лица Государственной инспекцией по экологии и природопользованию Пермского края в судебное заседание не явился, о времени и месте рассмотрения дела извещен надлежащим образом, просил рассмотреть без его участия, представил пояснения по иску (л.д.189-190).

Суд, заслушав лиц, участвующих в деле, исследовав материалы дела, изучив и оценив представленные письменные доказательства, находит исковые требования обоснованными, подлежащим удовлетворению.

В соответствии с ч. 1 ст. 22 Федерального закона от 04.05.1999 № 96-ФЗ «Об охране атмосферного воздуха» юридические лица и индивидуальные предприниматели, осуществляющие хозяйственную и (или) иную деятельность на объектах, оказывающих негативное воздействие на окружающую среду, проводят инвентаризацию источников выбросов и выбросов загрязняющих веществ в атмосферный воздух, включая выбросы от стационарных и передвижных источников, которые постоянно или временно эксплуатируются (функционируют) на объекте, оказывающем негативное воздействие на окружающую среду (при их наличии), документируют и хранят полученные в результате проведения инвентаризации и корректировки этой инвентаризации сведения.

На основании абз. 2 ст. 30 Федерального закона от 04.05.1999 № 96-ФЗ «Об охране атмосферного воздуха» юридические лица и индивидуальные предприниматели, имеющие стационарные источники, обязан также обеспечивать проведение инвентаризации выбросов загрязняющих веществ в атмосферный воздух и разработку предельно допустимых выбросов и предельно допустимых нормативов физического воздействия на атмосферный воздух.

Согласно ч. 1 ст. 69.2 Федерального закона от 10.01.2002 № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды» объекты, оказывающие негативное воздействие на окружающую среду, подлежат постановке на государственный учет юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями, осуществляющими хозяйственную и (или) иную деятельность на указанных объектах.

В силу ч.ч. 1, 2 ст. 16.1 Федерального закона от 04.05.1999 № 96-ФЗ «Об охране атмосферного воздуха» эксплуатация установок очистки газа осуществляется в соответствии с правилами эксплуатации установок очистки газа, утвержденными уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти; в случае, если установки очистки газа отключены или не обеспечивают проектную очистку и (или) обезвреживание выбросов загрязняющих веществ в атмосферный воздух, эксплуатация соответствующего технологического оборудования запрещена.

В соответствии с приказом Минприроды России от 15.09.2017 № 498 «Об утверждении Правил эксплуатации установок очистки газа» установлены обязательные для соблюдения требования по охране атмосферного воздуха при эксплуатации юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями установок очистки газа.

Судом установлено:

Пермской межрайонной природоохранной прокуратурой на основании поступивших обращений жителей <адрес> муниципального округа, обращения депутата Законодательного Собрания Пермского края, а также поручения прокуратуры <адрес> проведена проверка исполнения ООО «ПРОМСПЕЦБЕТОН» законодательства об охране окружающей среды.

ООО «ПРОМСПЕЦБЕТОН» зарегистрировано в качестве юридического лица, основным видом деятельности является строительство автомобильных дорог и автомагистралей, дополнительным видом деятельности является производство сухих бетонных смесей, производство товарного бетона, производство изделий из бетона для использования в строительстве (л.д.17-20).

Государственной инспекцией по экологии и природопользованию Пермского края в период 2022–2024 года проводились проверочные мероприятия.

Государственной инспекцией по экологии и природопользованию Пермского края ООО «ПРОМСПЕЦБЕТОН» ДД.ММ.ГГГГ объявлено предостережение о недопустимости нарушения обязательных требований № 36-02-08-23 и предложено принять следующим меры по обеспечению соблюдения обязательных требований законодательства в области охраны окружающей среды в отношении размещения и эксплуатации бетонного завода по адресу: <адрес>, а именно: осуществить постановку на государственный учет объектов, оказывающих негативное воздействие на окружающую среду бетонный завод, расположенный по адресу: <адрес>; разработать и утвердить документацию на установку очистки газа (ГОУ) в том числе паспорта ГОУ, программы проведения технического обслуживания, технического осмотра, инструкции по эксплуатации ГОУ (л.д.46-48).

На основании решения начальника Государственной инспекцией по экологии и природопользованию Пермского края о проведении выездной проверки от 21.11.2022 № 36-01-05-17 в период с 22.11.2022 по 29.11.2022 проведена выездная проверка в отношении ООО «ПРОМСПЕЦБЕТОН» по месту расположения производственной площадки, где осуществляется производство бетона по <адрес> (л.д.49-53).

По результатам выездной проверки выявлено следующее, ООО «ПРОМСПЕЦБЕТОН» осуществляет работы на объекте – мобильный завод Tecwill COBRA, выявлены признаки нарушения обязательных требований в области охраны атмосферного воздуха и обязательных требований в области охраны окружающей среды: не постановка на государственный учет объектов негативного воздействия на окружающую среду. Срок постановки на государственный учет объектов, оказывающих негативное воздействие на окружающую среду не позднее марта 2023 года; нарушение требований при эксплуатации ГОУ, о чем 28.11.2022 составлен акт № 14 (л.д.54-57).

По результатам проведенной внеплановой проверки 28.11.2022 Государственной инспекцией по экологии и природопользованию Пермского края в адрес ООО «ПРОМСПЕЦБЕТОН» выдано предписание об устранении выявленных нарушений № 14, предписывающее устранить следующие нарушения: разработать паспорта ГОУ, организовать эксплуатацию ГОУ с соблюдением предъявляемых требований (приказ Минприроды России от 15.09.2017 № 498 «Об утверждении Правил эксплуатации установок очистки газа») срок устранения нарушении 01.08.2023; ГОУ должны быть оборудованы специальными местами отбора проб в целях определения фактической эффективности работы ГОУ (п. 13 Приказа Минприроды России от 15.09.2017 № 498 «Об утверждении Правил эксплуатации установок очистки газа») срок устранения нарушении 01.08.2023; провести корректировку инвентаризации источников выбросов загрязняющих веществ в атмосферный воздух, оформить отчет по инвентаризации загрязняющих веществ в атмосферный воздух (ст. 22 Федерального закона РФ) срок устранения нарушении 01.08.2023. Устранение выявленных нарушений является обязательным (л.д.58-60).

28.11.2022 Государственной инспекцией по экологии и природопользованию Пермского края в адрес ООО «ПРОМСПЕЦБЕТОН» выданы письменные рекомендации по обеспечению безопасности и предотвращению нарушений обязательных требований № 14, согласно которых ООО «ПРОМСПЕЦБЕТОН» необходимо осуществить постановку производственной площадки на государственный учет объектов, оказывающих негативное воздействие на окружающую среду не позднее января 2022 года (п. 2 ст. 69.2 Федерального закона от 10.01.2002 № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды»); проводить мероприятия по организации контроля за охраной атмосферного воздуха в период НМУ, согласованные с Государственной инспекцией по экологии и природопользованию Пермского края (организовать получение информации о НМУ, вести учет мероприятий, проведенных в период НМУ (ст. 67 Федерального закона от 10.01.2002 № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды»); разработать программу производственного экологического контроля, предоставлять отчет об организации и о результатах производственного экологического контроля согласно требованиям (приказ Минприроды России от 18.02.2022 № 109 «Об утверждении требований к содержанию программы производственного экологического контроля, порядка и сроков представления отчета об организации и о результатах осуществления производственного экологического контроля).

Выданные рекомендации направлены на предотвращение нарушений обязательных требований природоохранного законодательства и обязательны к исполнению (л.д.61-62).

Постановлением старшего государственного инспектора Пермского края в области охраны окружающей среды от 17.01.2023 № 1 ООО «ПРОМСПЕЦБЕТОН» признано виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного ст. 8.1, ч. 3 ст. 8.21 КоАП РФ, назначено наказание в виде административного штрафа в размере 10000 руб. (л.д.63-66).

Государственной инспекцией по экологии и природопользованию Пермского края ООО «ПРОМСПЕЦБЕТОН» 28.04.2023 объявлено предостережение о недопустимости нарушения обязательных требований № 36-02-08-72 и предложено принять следующим меры по обеспечению соблюдения обязательных требований законодательства в области охраны окружающей среды в отношении размещения и эксплуатации бетонного завода по адресу: ул. Геофизиков, д. 1, в д. Поповка, Кунгурского муниципального округа Пермского края, а именно: внести корректировки согласно данным рекомендациям в заявку на постановку на государственный учет объектов, оказывающих негативное воздействие на окружающую среду бетонный завод, расположенный по адресу: ул. Геофизиков, д. 1, в д. Поповка Кунгурского муниципального округа Пермского края, как объект П категории ОНВОС (л.д.78-80).

На основании решения начальника Государственной инспекцией по экологии и природопользованию Пермского края о проведении выездной проверки от 03.05.2023 № 36-01-05-5 в период с 04.05.2023 по 19.05.2023 проведена выездная проверка в отношении ООО «ПРОМСПЕЦБЕТОН» по месту расположения производственной площадки, где осуществляется производство бетона по <адрес> (л.д.67-71).

По результатам проверки составлен акт от 19.05.2023 № 12, согласно которому производственная площадка ООО «ПРОМСПЕЦБЕТОН» не поставлена на государственный учет объектов, оказывающих негативное воздействие на окружающую среду, что является нарушением ст. 69.2 Федерального закона от 10.01.2002 № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды»; не соответствии отчета по инвентаризации Приказу Минприроды России от 19.11.2021 № 871 «Об утверждении порядка проведения инвентаризации стационарных источников и выбросов загрязняющих веществ в атмосферный воздух, корректировки ее данных, документирования и хранения данных, полученных в результате проведения таких инвентаризации и корректировки», что является нарушением ст. 22 и абз. 2 ст. 30 Федерального закона от 04.05.1999 № 96-ФЗ «Об охране атмосферного воздуха»; не соблюдение правил эксплуатации установок очистки газа, является нарушением приказа Министерства природных ресурсов и экологии Российской Федерации № 498 от 15.09.2017г. (л.д.72-77).

Государственной инспекцией по экологии и природопользованию Пермского края 19.05.2023 за № 12 ООО «ПРОМСПЕЦБЕТОН» внесено предписание об устранении выявленных нарушений, согласно которому ООО «ПРОМСПЕЦБЕТОН» предписывается устранить следующее нарушения: осуществить постановку на государственный учет объектов, оказывающих негативное воздействие на окружающую среду (ст. 69.2 Федерального закона от 10.01.2002 № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды»). Нарушение выявленных нарушений является обязательным (л.д.85-87).

За допущенные нарушения постановлением старшего государственного инспектора Пермского края в области охраны окружающей среды от 28.06.2023 № 410 ООО «ПРОМСПЕЦБЕТОН» признано виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного ст. 8.46 КоАП РФ, и ему назначено наказание в виде административного штрафа в размере 30000 руб. (л.д.88-93).

На основании решения начальника Государственной инспекцией по экологии и природопользованию Пермского края о проведении выездной проверки от 04.12.2023 № 36-01-05-20, во исполнение требования прокуратуры Пермского края от 30.11.2023 № 7-76-2023/9458-23-20570001 в период с 12.12.2023 по 25.12.2023 проведена выездная проверка в отношении ООО «ПРОМСПЕЦБЕТОН» по месту расположения производственной площадки, где осуществляется производство бетона по <адрес> (л.д.94-98).

По результатам проверки составлен акт от 25.12.2023 № 21, согласно которому производственная площадка ООО «ПРОМСПЕЦБЕТОН» не поставлена на государственный учет объектов негативного воздействия на окружающую среду, что является нарушением ст. 69.2 Федерального закона от 10.01.2002 № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды»; не соответствие отчет по инвентаризации Приказу Минприроды России от 19.11.2021 № 871 «Об утверждении порядка проведения инвентаризации стационарных источников и выбросов загрязняющих веществ в атмосферный воздух, корректировки ее данных, документирования и хранения данных, полученных в результате проведения таких инвентаризации и корректировки», является нарушением ст. 22 и абз. 2 ст. 30 Федерального закона от 04.05.1999 № 96-ФЗ «Об охране атмосферного воздуха»; не соблюдение Правил эксплуатации установок очистки газа, а именно эксплуатация установки очистки газа без специальных требования Приказа № 498, а именно допущена эксплуатация ГОУ без специальных мест отбор проб с целью определения эффективности работы ГОУ, проверка показателей работы ГОУ не осуществляется (л.д.99-103).

По результатам проверки ООО «ПРОМСПЕЦБЕТОН» выдано предписание об устранении выявленных нарушений от 25.12.2023 № 21, согласно которому ООО «ПРОМСПЕЦБЕТОН» предписано в срок до 14.05.2024 разработать паспорта ГОУ, организовать эксплуатацию ГОУ с соблюдением требований; в целях определения фактической эффективности работы ГОУ оборудовать специальные места отбора проб, оборудованием для измерения параметров отходящих газов, осуществлять проверку показателей работы ГОУ (эффективности работы ГОУ) в соответствии с требованиями к местам отбора проб; провести корректировку инвентаризации источников выбросов загрязняющих веществ в атмосферный воздух, оформить отчет по инвентаризации загрязняющих веществ в атмосферный воздух; осуществить постановку производственной площадки на государственный учет объектов, оказывающих негативное воздействие на окружающую среду (л.д.104-106).

За допущенные нарушения постановлением заместителя главного государственного инспектора Пермского края в области охраны окружающей среды от 31.01.2024 № 33 ООО «ПРОМСПЕЦБЕТОН» признано виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного ст. 8.1, ч. 3 ст. 8.21 КоАП РФ, и ему назначено наказание в виде административного штрафа в размере 10000 руб. (л.д.107-113).

За неисполнения требований, изложенных в предписании от 25.12.2023 № 21, постановлением старшего государственного инспектора Пермского края в области охраны окружающей среды от 26.06.2024 № 224 ООО «ПРОМСПЕЦБЕТОН» признано виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч. 38 ст. 19.5 КоАП РФ, и ему назначено наказание в виде административного штрафа в размере 50000 руб. (л.д.114-119).

Согласно ч. 1 ст. 16.1 Федеральный закон от 04.05.1999 № 96-ФЗ «Об охране атмосферного воздуха» эксплуатация установок очистки газа осуществляется в соответствии с правилами эксплуатации установок очистки газа, утвержденными уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти.

В соответствии с п. 9 Приказа Минприроды России от 15.09.2017 № 498 «Об утверждении Правил эксплуатации установок очистки газа» ГОУ должна действовать бесперебойно и обеспечивать очистку и (или) обезвреживание выбросов от технологического оборудования (установки) в течение всего периода работы этого оборудования (с момента пуска (включения) до полной остановки) на уровне технических характеристик ГОУ, содержащихся в паспорте ГОУ.

На основании п. 13 Приказа Минприроды России от 15.09.2017 № 498 «Об утверждении Правил эксплуатации установок очистки газа» ГОУ должны быть оборудованы специальными местами отбора проб, оборудованием для измерения параметров отходящих газов, необходимых для определения фактической эффективности работы ГОУ.

В силу п. 18 Приказа Минприроды России от 15.09.2017 № 498 «Об утверждении Правил эксплуатации установок очистки газа» хозяйствующий субъект, эксплуатирующий ГОУ, должен разработать и утвердить паспорт ГОУ, программу проведения технического обслуживания, технического осмотра, проверки показателей работы ГОУ и планово-предупредительного ремонта, руководство (инструкцию) по эксплуатации ГОУ, а также определить должностное лицо, ответственное за эксплуатацию ГОУ и ведение паспорта ГОУ.

Согласно п. 21 Приказа Минприроды России от 15.09.2017 № 498 «Об утверждении Правил эксплуатации установок очистки газа» Технический осмотр ГОУ и проверка показателей работы ГОУ, подлежащих контролю и указанных в паспорте ГОУ, включая проведение лабораторных измерений при необходимости, должны проводиться не реже двух раз в год, если документацией изготовителя ГОУ или руководством (инструкцией) по эксплуатации не предусмотрено иное.

ООО «ПРОМСПЕЦБЕТОН» не разработаны паспорта ГОУ и не организована эксплуатация ГОУ в соответствии с требованиями Правил эксплуатации установок очистки газа, утвержденных приказом Министерства природных ресурсов и экологии РФ от 15.09.2017 № 498, с целью определения эффективности работы ГОУ последние не оборудованы специальными местами отбора проб оборудованием для измерения параметров отходящих газов, а также проверка показателей работы ГОУ (эффективность работы ГОУ) не осуществлена.

Согласно ч. 1 ст. 22 Федерального закона от 04.05.1999 № 96-ФЗ «Об охране атмосферного воздуха» юридические лица и индивидуальные предприниматели, осуществляющие хозяйственную и (или) иную деятельность на объектах, оказывающих негативное воздействие на окружающую среду, проводят инвентаризацию источников выбросов и выбросов загрязняющих веществ в атмосферный воздух, включая выбросы от стационарных и передвижных источников, которые постоянно или временно эксплуатируются (функционируют) на объекте, оказывающем негативное воздействие на окружающую среду (при их наличии), документируют и хранят полученные в результате проведения инвентаризации и корректировки этой инвентаризации сведения

В соответствии с п. 4 Приказа Минприроды России от 19.11.2021 № 871 «Об утверждении Порядка проведения инвентаризации стационарных источников и выбросов загрязняющих веществ в атмосферный воздух, корректировки ее данных, документирования и хранения данных, полученных в результате проведения таких инвентаризации и корректировки» в качестве стационарных ИЗАВ при проведении инвентаризации выбросов учитываются ИЗАВ, из которых загрязняющие вещества поступают в атмосферный воздух через специальные устройства отвода выбросов, например, установки очистки газа, трубы, вентиляционные шахты, газоходы, воздуховоды, факельные устройства (далее - организованные ИЗАВ).

На основании п. 6 Приказа Минприроды России от 19.11.2021 № 871 «Об утверждении Порядка проведения инвентаризации стационарных источников и выбросов загрязняющих веществ в атмосферный воздух, корректировки ее данных, документирования и хранения данных, полученных в результате проведения таких инвентаризации и корректировки» при проведении инвентаризации выбросов загрязняющих веществ в атмосферный воздух изучаются состояние и условия эксплуатации установок очистки газа.

ООО «ПРОМСПЕЦБЕТОН» корректировка инвентаризации источников выбросов загрязняющих веществ в атмосферный воздух не проведена, актуальный отчет по инвентаризации загрязняющих веществ в атмосферный воздух не оформлен.

В силу ч. 1 ст. 69 Федерального закона от 10.01.2002 № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды» государственный учет объектов, оказывающих негативное воздействие на окружающую среду, осуществляется в целях получения достоверной информации об объектах, оказывающих негативное воздействие на окружающую среду, определения областей применения наилучших доступных технологий, применения программно-целевых методов планирования, а также в целях планирования осуществления государственного экологического надзора.

    Согласно ч. 1,2 ст. 69.2 Федерального закона от 10.01.2002 № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды» объекты, оказывающие негативное воздействие на окружающую среду, подлежат постановке на государственный учет юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями, осуществляющими хозяйственную и (или) иную деятельность на указанных объектах.

Постановка на государственный учет объектов, оказывающих негативное воздействие на окружающую среду, осуществляется на основании заявки о постановке на государственный учет, которая подается юридическими лицами или индивидуальными предпринимателями не позднее чем в течение шести месяцев со дня начала эксплуатации указанных объектов.

В нарушение изложенных норм закона ООО «ПРОМСПЕЦБЕТОН» производственная площадка, расположенная на земельном участке с кадастровым по адресу: ул. Геофизиков, д. 1, дер. Поповка, Кунгурский муниципальный округ, Пермский край, на государственный учет объектов, оказывающих негативное воздействие на окружающую среду, не поставлена.

Как следует из информации, предоставленной Государственной инспекции по экологии и природопользованию Пермского края, ООО «ПРОМСПЕЦБЕТОН» предоставлен технический паспорт 01.040.001 ПС на бетонную установку БРУ-40 Tecwill COBRA (л.д.144-148), который состоит из трех силосов. Силоса установки оборудованы газоочистной установкой, на которые нужно разработать паспорта в соответствии с Приказом Минприроды России от 15.09.2017 № 498 «Об утверждении Правил эксплуатации установок очистки газа». На момент проведения проверки ответчиком были предоставлены паспорта ГОУ (л.д.156-164), которые не соответствуют Приказу № 498. ГОУ должны быть оборудованы специальными местами отбора проб, оборудованием для изменения параметров отходящих газов, необходимых для определения фактической эффективности работы ГОУ. Актом обследования ООО «АльфаЭкспертЭкология» описано текущее состояние устанвки ГОУ (л.д.165). В Инспекции по экологии и природопользованию Пермского края отсутствует данная информация.

Договор № Д-654/2022-ЭК от 29 июля 2022 с ООО «<данные изъяты>» был заключен на разработку инвентаризации источников выбросов и выбросов загрязняющих веществ в атмосферный воздух (л.д.166-167). Инвентаризация разработана и предоставлена в инспекцию 22.11.2022. Данная инвентаризация не соответствовала Приказу Минприроды России от 19.11.2021 № 871 «Об утверждении Порядка проведения инвентаризации стационарных источников и выбросов загрязняющих веществ в атмосферный воздух, корректировки ее данных, документирования и хранения данных, полученных в результате проведения таких инвентаризации и корректировки». В связи с чем можно сделать вывод, что договор на корректировку инвентаризации источников выбросов загрязняющих веществ в атмосферный воздух отсутствует, корректировка инвентаризации не проведена.

В предоставленном отчете инвентаризации БУС «Tecwill COBRA» С40/102RS мощность производства товарного бетона указан 40 м3/ч, в отчете инвентаризации мощность рассчитана только на 20 м3/ч, однако в разработанном паспорте БРУ-40 «Tecwill COBRA», проектная производительность указана 25м3/ч. (л.д.172-182). Так же не указан объем сбрасываемых сточных вод через центральную систему водоотведения куб.м/год. В приложенном к заявке договора холодного водоснабжения № 1090 от 02.11.2022 отсутствуют сведения о предоставлении ООО «ПРОМСПЕЦБЕТОН» услуг по водоотведению.

ООО «ПРОМСПЕЦБЕТОН» неоднократно (4 раза) в Инспекцию направляло заявки по постановке на государственный учет, объектов оказывающих негативное воздействие на окружающую среду, производственной площадки, в постановке ОНВОС на государственный учет было отказано в связи с некорректным заполнением.

Таким образом, производственная деятельность ООО «ПРОМСПЕЦБЕТОН» продолжает осуществляться с нарушениями законодательства об охране окружающей среды, атмосферного воздуха при эксплуатации производственной площадки, расположенной на земельном участке с кадастровым по адресу: <адрес>, что является недопустимым.

Непринятие ООО «ПРОМСПЕЦБЕТОН» мер по надлежащему исполнению требований законодательства об охране окружающей среды, атмосферного воздуха при эксплуатации производственной площадки влечет негативное воздействие на окружающую среду, что может привести к причинению ущерба компонентам природной среды, нарушает права граждан, в том числе право на благоприятную окружающую среду, достоверную информацию о ее состоянии, регламентированное ст. 42 Конституции РФ.

При таких обстоятельствах, исковые требования о возложении обязанностей подлежат удовлетворению.

Предложенный срок по возложению на ответчиков обязанностей носит разумный характер.

При указанных обстоятельствах исковые требования Пермского межрайонного природоохранного прокурора подлежат удовлетворению в полном объеме.

На основании статьи 103 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации издержки, понесенные судом в связи с рассмотрением дела, и государственная пошлина, от уплаты которых истец был освобожден, взыскиваются с ответчика, не освобожденного от уплаты судебных расходов, пропорционально удовлетворенной части исковых требований.

В соответствии со ст.336.19 Налогового кодекса Российской Федерации с ответчика подлежит взысканию в бюджет муниципального образования город Кунгур Пермского края государственная пошлина в сумме 3000 руб. (за требования неимущественного характера).

Руководствуясь ст.ст.194-199 ГПК РФ,

Р Е Ш И Л:

Обязать общество с ограниченной ответственностью «ПРОМСПЕЦБЕТОН» (ИНН 5918220200) в срок до 01.04.2025 разработать паспорта установок очистки газа и организовать эксплуатацию установок очистки газа в соответствии с требованиями Правил эксплуатации установок очистки газа, утвержденных приказом Министерства природных ресурсов и экологии РФ от 15.09.2017 № 498;

с целью определения эффективности работы установок очистки газа оборудовать специальные места отбора проб оборудованием для измерения параметров отходящих газов, а также осуществлять проверку показателей работы установок очистки газа (эффективность работы установок очистки газа) в соответствии с требованиями к местам отбора проб во исполнение ст. 16.1 Федерального закона от 04.05.1999 № 96-ФЗ «Об охране атмосферного воздуха», п.п. 13, 21 Правил эксплуатации установок очистки газа, утвержденных приказом Министерства природных ресурсов и экологии РФ от 15.09.2017 № 498;

в соответствии с требованиями ст. 22 Федерального закона от 04.05.1999 № 96-ФЗ «Об охране атмосферного воздуха» провести корректировку инвентаризации источников выбросов загрязняющих веществ в атмосферный воздух, оформить актуальный отчет по инвентаризации загрязняющих веществ в атмосферный воздух;

во исполнение требований ст.ст. 69, 69.2 Федерального закона от 10.01.2002 № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды» осуществить постановку на государственный учет объектов, оказывающих негативное воздействие на окружающую среду производственной площадки, расположенной на земельном участке с кадастровым по адресу: <адрес>.

    Взыскать с общества с ограниченной ответственностью «ПРОМСПЕЦБЕТОН» государственную пошлину в доход муниципального образования Кунгурский муниципальный округ Пермского края в размере 3000 (три тысячи) рублей.

Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Пермский краевой суд через Кунгурский городской суд Пермского края в течение месяца со дня изготовления решения в окончательной форме.

Мотивированное решение изготовлено 01.10.2024.

Судья                                М.В.Третьякова

2-2411/2024

Категория:
Гражданские
Истцы
Пермский межрайонный природоохранный прокурор в интересах неопределенного круга лиц
Ответчики
ООО "Промспецбетон"
Другие
Светлакова Анастасия Владимировна
Государственная инспекция по экологии и природопользованию Пермского края
Суд
Кунгурский городской суд Пермского края
Судья
Третьякова Мария Владимировна
Дело на странице суда
kungur.perm.sudrf.ru
23.07.2024Регистрация иска (заявления, жалобы) в суде
23.07.2024Передача материалов судье
27.07.2024Решение вопроса о принятии иска (заявления, жалобы) к рассмотрению
27.07.2024Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
15.08.2024Подготовка дела (собеседование)
15.08.2024Вынесено определение о назначении дела к судебному разбирательству
16.09.2024Судебное заседание
23.09.2024Судебное заседание
01.10.2024Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме
18.10.2024Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
02.11.2024Дело оформлено
23.09.2024
Решение

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее