Дело № 2а-4483/2020
№ 88а-3650/2021
КАССАЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
город Владивосток 26 мая 2021 года
Мотивированное кассационное определение изготовлено 28.05.2021
Судебная коллегия по административным делам Девятого кассационного суда общей юрисдикции в составе
председательствующего Зайцевой О.А.
судей Кудриной Я.Г., Ровенко П.А.
рассмотрела в открытом судебном заседании кассационную жалобу благотворительного регионального молодежного общественного движения «Уроки финансовой и юридической грамотности» на апелляционное определение судебной коллегии по административным делам Хабаровского краевого суда от 17 февраля 2021 по административному делу по административному исковому заявлению благотворительного регионального молодежного общественного движения «Уроки финансовой и юридической грамотности» к Министерству образования и науки Хабаровского края об оспаривании бездействия, возложении обязанности.
Заслушав доклад судьи Кудриной Я.Г., судебная коллегия по административным делам Девятого кассационного суда общей юрисдикции
установила:
представитель Благотворительного регионального молодежного общественного движения «Уроки финансовой и юридической грамотности» обратился в Центральный районный суд г.Хабаровска с вышеназванным административным исковым заявлением, с учетом уточнением административных исковых требований, просил признать незаконным бездействие Министерства образования и науки Хабаровского края, выразившееся в нарушении сроков и формы принятия решения на предложение организатора добровольческой деятельности о проведении профориентационных мероприятий и обеспечении специальных программ, направленных на формирование у детей профессиональных навыков; обязать Министерство образования и науки Хабаровского края принять решение в отношении предложения организатора добровольческой (волонтерской) деятельности в соответствии с пунктом 5 Постановления Правительства РФ от 28 января 2018 года № 1425 «Об утверждении общих требований к порядку взаимодействия федеральных органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления, подведомственных им государственных и муниципальных учреждений с организаторами добровольческой (волонтерской) деятельности и добровольческими (волонтерскими) организациями и перечня видов деятельности, в отношении которых федеральными органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления утверждается порядок взаимодействия государственных и муниципальных учреждений с организаторами добровольческой (волонтерской) деятельности, добровольческими (волонтерскими) организациями».
В обоснование заявленных требований административный истец указал, что административный истец обратился в Министерство образования и науки Амурской области с предложением о взаимодействии в проведении патриотического благотворительного мероприятия для детей, попавших в трудную жизненную ситуацию, а также детей, лишившихся родителей или оставшихся без их попечения, детей, нуждающихся в помощи и защите государства. Административный ответчик не принял решение с указанием причин, послуживших основанием для принятия такого решения, в установленные сроки, что не соответствует статье 33 Конституции РФ. Органом исполнительной власти в лице административного ответчика нарушены права, свободы и законные интересы неопределенного круга лиц из числа детей, попавших в трудную жизненную ситуацию в получении благотворительной помощи от благотворителей добровольцев г.Москвы. Указанное бездействие не соответствует Перечню поручений Президента РФ по итогам заседания Государственного Совета, утв. Президентом РФ от 16 января 2019 года № Пр-38ГС).
Решением Центрального районного суда г.Хабаровска от 9 декабря 2020 года, оставленным без изменения апелляционным определением судебной коллегии по административным делам Хабаровского краевого суда от 17 февраля 2021 года, в удовлетворении административных исковых требований благотворительному региональному молодежному общественному движению «Уроки финансовой и юридической грамотности» отказано.
22 марта 2021 года в Девятый кассационный суд общей юрисдикции поступила кассационная жалоба благотворительного регионального молодежного общественного движения «Уроки финансовой и юридической грамотности», поданная через Центральный районный суд г.Хабаровска 9 марта 2021 года, в которой ставится вопрос об отмене апелляционного определения судебной коллегии по административным делам Хабаровского краевого суда от 17 февраля 2021 и направлении дела на новое рассмотрение.
В кассационной жалобе административный истец ссылается на то, что молодёжное общественное объединение обращается в суд в защиту общих целей, указанных в уставе общественного объединения. При этом участников движения невозможно индивидуализировать (определить), привлечь в процесс в качестве истцов, указать в решении и решить вопрос о правах и обязанностях каждого из них. Следовательно, по своему статусу они входят в дефиниций «неопределенный круг лиц». Суд неверно определил статус сторон административного спора между организатором добровольческой деятельности, не наделенным государственными и иными публичными полномочиями, и органом государственной власти, не применил специальную норму – подпункт «б» пункта 3 части 9 статьи 226 КАС РФ, Постановление Правительства РФ от 28 ноября 2018 года N 1425. Судом апелляционной инстанции установлено отсутствие необходимой совокупности для признания бездействия административного ответчика незаконным. При этом суд переложил обязанность установить ее наличие или отсутствие, и ответственность за это с административного ответчика на административного истца, что не является правильным.
Определением судьи судебной коллегии по административным делам Девятого кассационного суда общей юрисдикции от 30 марта 2021 года кассационная жалоба благотворительного регионального молодежного общественного движения «Уроки финансовой и юридической грамотности» передана для рассмотрения в судебном заседании судебной коллегии по административным делам суда кассационной инстанции.
Лица, участвующие в деле, о времени и месте рассмотрения кассационной жалобы извещены своевременно и в надлежащей форме, в судебное заседание не явились, в соответствии с частью 2 статьи 326 КАС РФ судебная коллегия полагает возможным рассмотреть кассационную жалобу в их отсутствие.
Проверив материалы дела, обсудив доводы кассационной жалобы, судебная коллегия по административным делам Девятого кассационного суда общей юрисдикции приходит к следующему.
Частями 2 и 3 статьи 329 КАС РФ предусмотрено, что при рассмотрении административного дела в кассационном порядке суд проверяет правильность применения и толкования норм материального права и норм процессуального права судами, рассматривавшими административное дело, в пределах доводов кассационных жалобы, представления. Суд кассационной инстанции не вправе устанавливать или считать доказанными обстоятельства, которые не были установлены либо были отвергнуты судом первой или апелляционной инстанции, предрешать вопросы о достоверности или недостоверности того или иного доказательства, преимуществе одних доказательств перед другими.
В соответствии с частью 2 статьи 328 КАС РФ основаниями для отмены или изменения судебных актов в кассационном порядке кассационным судом общей юрисдикции являются несоответствие выводов, изложенных в обжалованном судебном акте, обстоятельствам административного дела, неправильное применение норм материального права, нарушение или неправильное применение норм процессуального права, если оно привело или могло привести к принятию неправильного судебного акта.
Таких оснований для пересмотра обжалуемых судебных постановлений в кассационном порядке по результатам изучения доводов кассационной жалобы и административного дела не усматривается.
В силу статьи 33 Конституции Российской Федерации граждане Российской Федерации имеют право обращаться лично, а также направлять индивидуальные и коллективные обращения в государственные органы и органы местного самоуправления.
Из положений части 1 статьи 218 КАС РФ следует, что гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями, должностного лица, государственного или муниципального служащего, если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности.
Основанием для удовлетворения таких требований является несоответствие оспариваемых решения, действия (бездействия) нормативным правовым актам и нарушение ими прав, свобод и законных интересов административного истца (пункт 1 части 2 статьи 218 КАС РФ).
Правоотношения, связанные с реализацией гражданином Российской Федерации закрепленного за ним Конституцией Российской Федерации права на обращение в государственные органы и органы местного самоуправления, а также порядок рассмотрения обращений граждан государственными органами, органами местного самоуправления и должностными лицами регулируются Федеральным законом от 2 мая 2006 года N 59-ФЗ "О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации" (далее - Федеральный закон N 59-ФЗ).
В соответствии с частью 1 статьи 2 Федерального закона N 59-ФЗ граждане имеют право обращаться в государственные органы, органы местного самоуправления и их должностным лицам, в государственные и муниципальные учреждения и иные организации, на которые возложено осуществление публично значимых функций, и их должностным лицам.
При рассмотрении обращения государственным органом, органом местного самоуправления или должностным лицом гражданин имеет право, в том числе: получать письменный ответ по существу поставленных в обращении вопросов; обращаться с жалобой на принятое по обращению решение или на действие (бездействие) в связи с рассмотрением обращения в административном и (или) судебном порядке в соответствии с законодательством Российской Федерации (статья 5 Федерального закона от 2 мая 2006 года N 59-ФЗ).
Согласно части 1 статьи 8 Федерального закона N 59-ФЗ гражданин направляет письменное обращение непосредственно в тот государственный орган, орган местного самоуправления или тому должностному лицу, в компетенцию которых входит решение поставленных в обращении вопросов.
Частью 1 статьи 9 названного Федерального закона установлено, что обращение, поступившее в государственный орган, орган местного самоуправления или должностному лицу в соответствии с их компетенцией, подлежит обязательному рассмотрению.
В силу части 1 статьи 12 указанного Федерального закона письменное обращение, поступившее в государственный орган, орган местного самоуправления или должностному лицу в соответствии с их компетенцией, рассматривается в течение 30 дней со дня регистрации письменного обращения.
В соответствии с частью 4 статьи 10 Федерального закона N 59-ФЗ ответ на обращение направляется в форме электронного документа по адресу электронной почты, указанному в обращении, поступившем в государственный орган, орган местного самоуправления или должностному лицу в форме электронного документа, и в письменной форме по почтовому адресу, указанному в обращении, поступившем в государственный орган, орган местного самоуправления или должностному лицу в письменной форме.
Исходя из правовой позиции, выраженной в Определениях Конституционного Суда Российской Федерации N 1163-0, N 1230-0, по смыслу взаимосвязанных положений части 3 статьи 8, пунктов 4 и 5 части 1 статьи 10 Федерального закона от 2 мая 2006 года N 59-ФЗ государственный орган обязан дать письменный ответ по существу поставленных в обращении вопросов, если указанные вопросы входят в его компетенцию; если же поставленные вопросы в его компетенцию не входят, то он пересылает обращение гражданина по подведомственности и уведомляет гражданина о направлении его обращения на рассмотрение в другой государственный орган, орган местного самоуправления или иному должностному лицу в соответствии с их компетенцией.
Указанные законоположения предполагают, что, во всяком случае, гражданину должен быть дан ответ по существу на все поставленные им в обращении вопросы, если их разрешение входит в компетенцию государственных органов, органов местного самоуправления, должностных лиц.
Постановлением Правительства Хабаровского края от 22 января 2011 года № 21-пр утверждено Положение о министерстве образования и науки Хабаровского края, в соответствии с пунктом 1.1 которого Министерство является органом исполнительной власти Хабаровского края, осуществляющим управление в сфере образования и науки, а также полномочия по организации и осуществлению в крае деятельности по опеке и попечительству в отношении несовершеннолетних и координирующим в пределах своей компетенции деятельность в этих сферах других краевых органов исполнительной власти и органов местного самоуправления.
Министерство осуществляет свою деятельность во взаимодействии с другими краевыми органами исполнительной власти, территориальными органами федеральных органов исполнительной власти, органами местного самоуправления края, общественными объединениями и иными организациями.
В соответствии с подпунктом 3 пункта 3 статьи 17.3 Федерального закона от 11 августа 1995 года № 135-Ф3 «О благотворительной деятельности и добровольчестве (волонтерстве)», Постановлением Правительства Российской Федерации от 28 ноября 2018 года № 1425 «Об утверждении общих требований к порядку взаимодействия федеральных органов исполнительной власти, органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления, подведомственных им государственных и муниципальных учреждений, иных организаций с организаторами добровольческой (волонтерской) деятельности и добровольческими (волонтерскими) организациями и перечня видов деятельности, в отношении которых федеральными органами исполнительной власти, органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления утверждается порядок взаимодействия государственных и муниципальных учреждений с организаторами добровольческой (волонтерской) деятельности, добровольческими (волонтерскими) организациям» Приказом Минобрнауки Хабаровского края от 12 ноября 2020 года № 37 утвержден Порядок взаимодействия министерства образования и науки Хабаровского края, краевых государственных казенных (бюджетных) организаций для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, подведомственных министерству образования и науки Хабаровского края, с организаторами добровольческой (волонтерской) деятельности, добровольческими (волонтерскими) организациями.
Как усматривается из материалов дела и установлено судами, благотворительное региональное молодежное общественное движение «Уроки финансовой и юридической грамотности» является некоммерческой корпоративной организацией, созданной в целях поддержки социальных, благотворительных и иных общественно полезных целей на основе добровольной совместной деятельности для защиты общих интересов и достижения уставных целей.
5 июля 2020 года административным истцом в адрес министерства образования и науки Хабаровского края направлено обращение 02724 «Военный заем 1942-1945» с предложением провести вебинар «Военный заём 1942-1945» для целевой аудитории, определенный перечнем поручений Президента Российской Федерации, постановлением и распоряжением Правительства РФ, на безвозмездной, благотворительной, анонимной основе продолжительностью 2 академических часа кандидатом наук, почетным работником общего образования РФ, автором изобретений, с опытом работы в сфере добровольчества более 20 лет.
Указанное обращение (предложение) направлено в министерство образования и науки Хабаровского края по электронной почте edu_boss@adm.khv.ru.
Между тем, административным ответчиком в материалы дела представлена выписка из журнала регистрации входящей корреспонденции системы электронного документооборота, поступившей в министерство образования и науки Хабаровского края за период с 4 июля 2020 года по 7 июля 2020 года, в котором отсутствует информация о поступлении административному ответчику обращения (предложения) административного истца от 5 июля 2020 года.
Отказывая в удовлетворении административного иска, суд первой инстанции, с позицией которого согласился апелляционный суд, оценив представленные сторонами доказательства в соответствии со статьей 84 КАС РФ, пришел к выводу, что должностными лицами Министерства образования и науки Хабаровского края не было допущено неправомерное бездействие, нарушающее права административного истца, поскольку надлежащих доказательств получения административным ответчиком обращения (предложения) административного истца от 5 июля 2020 года не представлено. При этом обращение от 5 июля 2020 года не содержит вопросов, по существу которых административным ответчиком должен был быть дан ответ, поскольку фактически административным истцом в адрес министерства образования и науки Хабаровского края направлено предложение о проведении вебинара, содержащее сведения о том, что дополнительная информация о мероприятии и организаторе добровольческой деятельности размещена на официальном сайте организации. Доказательств, свидетельствующих о нарушении каких-либо прав и интересов административного истца либо прав и интересов иных лиц административным истцом не предоставлено.
Судебная коллегия Девятого кассационного суда общей юрисдикции считает выводы судов первой и апелляционной инстанций правильными, мотивированными, основанными на законе.
Доводы кассационной жалобы о том, что суд переложил обязанность установления наличия или отсутствия необходимой совокупности для признание бездействия административного ответчика незаконным и ответственность за это с административного ответчика на административного истца, противоречат содержанию оспариваемых постановлений.
Указывая на недоказанность получения административным ответчиком обращения (предложения) благотворительной организации от 5 июля 2020 года, суд правомерно исходил из установленной частью 11 статьи 227 КАС РФ обязанности административного истца доказать обстоятельства нарушения его прав, свобод и законных интересов.
Само по себе несогласие административного истца с выводами судов первой и апелляционной инстанций, иное толкование положений закона не означают, что при рассмотрении дела допущена судебная ошибка, а также не подтверждают, что имеет место нарушение судами норм материального или процессуального права.
Фактические обстоятельства, имеющие значение для дела, установлены судами первой и апелляционной инстанций на основании полного, всестороннего и объективного исследования имеющихся в деле доказательств с учетом всех доводов и возражений участвующих в деле лиц, а окончательные выводы судов соответствуют фактическим обстоятельствам и представленным доказательствам, основаны на правильном применении норм материального и процессуального права, в связи с чем, у суда кассационной инстанции отсутствуют основания для отмены либо изменения принятых по делу судебных актов, предусмотренные статьей 328 КАС РФ.
На основании изложенного и руководствуясь статьями 329-331 Кодекса административного судопроизводства РФ, судебная коллегия по административным делам Девятого кассационного суда общей юрисдикции
определила:
апелляционное определение судебной коллегии по административным делам Хабаровского краевого суда от 17 февраля 2021 оставить без изменения, кассационную жалобу благотворительного регионального молодежного общественного движения «Уроки финансовой и юридической грамотности» – без удовлетворения.
Кассационное определение вступает в законную силу со дня его вынесения и может быть обжаловано в судебную коллегию по административным делам Верховного Суда Российской Федерации в течение шести месяцев со дня вступления решения по административному делу в законную силу.
Председательствующий
Судьи