гр.дело № 2-140/2020
УИД 19RS0007-01-2022-000222-41
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
с. Боград Боградского района Республики Хакасия 16 мая 2022 года
Боградский районный суд Республики Хакасия в составе
председательствующего судьи – Пискулина В.Ю.,
при секретаре – Кирилловой А.М.,
с участием истца – Макарова С.В.,
представителя ответчика муниципального казенного учреждения «Большеербинский сельский дом культуры» - Малофеевой Е.Г.,
старшего помощника прокурора Боградского района Республики Хакасия – Артонова В.В.
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению Макарова С.В. к муниципальному казенному учреждению «Большеербинский сельский дом культуры» о восстановлении на работе,
УСТАНОВИЛ:
Макаров С.В. обратился в суд с исковым заявлением к муниципальному казенному учреждению «Большеербинский сельский дом культуры» (далее по тексту МКУ «Большеербинский СДК»), в котором просит восстановить его на работе в МКУ «Большеербинский СДК» в должности звукооператора на 0,5 ставки.
Исковое заявление мотивировано тем, что 16 февраля 2021 года истец был принят на работу в МКУ «Большеербинский СДК» на 0,5 ставки на должность звукорежиссера и на 0,5 ставки на должность звукооператора, о чем была сделана запись в его трудовой книжке под номером (номер) от 16 февраля года, приказ (номер) от 16 февраля 2021 года.
09 марта 2022 года истцом было написано заявление об увольнении по собственному желанию. Руководитель СДК Малофеева Е.Г. сказала ему в заявлении поставить дату увольнения - 10 марта 2022 года, пояснив при этом, что Макаров С.В. будет иметь право отозвать свое заявление в течении двух недель с даты написания заявления. Таким образом, директором МКУ «Большеербинский СДК» Малофеевой Е.Г. истец был введен в заблуждение относительно даты увольнения.
После написания заявления Макаров С.В. продолжал осуществлять свою трудовую деятельность в Большеербинском СДК. 16 марта 2022 года истец передумал увольняться и решил отозвать свое предыдущее заявление об увольнении. 17 марта 2022 года Макаровым С.В. было написано заявление об отзыве заявления об увольнении. При подаче заявления об отзыве заявления об увольнении, директор Большеербинского СДК Малофеева Е.Г. сказала, что уже имеется приказ о его увольнении и отдала ему трудовую книжку, а также копию приказа об увольнении. Приказ об увольнении Макарова С.В. был от 16 марта 2022 года. При этом директор Большеербинского СДК Малофеева Е.Г. не поставила истца в известность о том, что собирается выносить приказ о его увольнении.
Приказ об увольнении Макарова С.В. должен был быть выдан не ранее 23 марта 2022 года, в случае его согласия с увольнением. Однако приказ об увольнении директором Большеербинского СДК Малофеевой Е.Г. был оформлен 16 марта 2022 года.
Макаров С.В. считает, что директором МКУ «Большеербинский СДК» Малофеевой Е.Г. при увольнении было нарушено действующее трудовое законодательство, а именно статья 80 Трудового кодекса РФ.
Кроме того, согласно приказу (номер) от 16 февраля 2021 года о принятии на работу Макарова С.В. в Большеербинский СДК, он был принят на 0,5 ставки на должность звукорежиссера и на 0,5 ставки на должность звукооператора. Согласно приказу (номер) от 16 марта 2022 года об увольнении, Макаров С.В. был уволен с должности звукооператора. Согласно данного приказа об увольнении, с должности звукорежиссера он уволен не был. С 16 марта 2022 года по день написания искового заявления Макарова С.В до работы в Большеербинском СДК по должности звукорежиссера не допускали, в связи с чем у истца образовались вынужденные прогулы по вине работодателя.
22 апреля 2022 года от Макарова С.В. поступили дополнения исковых требований, в которых он просит с учетом ходатайства от 16 мая 2022 года при восстановлении на работе в должности звукооператора на 0,5 ставки взыскать и начислить заработную плату за вынужденный прогул с 17 марта 2022 года по день восстановления.
В письменном отзыве на исковое заявление представитель ответчика МКУ «Большеербинский СДК» Малофеева Е.Г. указывает, что Макаров С.В. 16 февраля 2021 года был принят на работу в МКУ «Большеербинский СДК» на 0,5 ставки звукооператора и 0,5 ставки звукорежиссера. При приеме на работу 16 февраля 2021 года с Макаровым С.В. был заключен трудовой договор (номер) с работником муниципального учреждения.
09 марта 2022 года в 16.00 Макаров С.В. подал заявление на увольнение по собственному желанию мотивируя это тем, что в связи с нестабильной обстановкой в мире, с возможным закрытием предприятий, он осознанно решился на расторжение трудовою договора. так как сомневается в стабильной и своевременной выплате зарплаты в сфере культуры и что ранее он разместил свое резюме на сайте «Работа в России», откуда в его адрес стали приходить предложения по работе. При этом уточнил, какую дату увольнения указать в заявлении, на что Малофеева Е.Г. сказала, что как ему будет удобно, но при этом ответчик Макарову С.В. пояснила, что так как нужно было подыскать замену открывающейся вакансии, он не может быть уволен раньше 16 марта 2022 года. Макаров С.В. не возражал, в связи с чем, в его присутствии Малофеева Е.Г. подписала заявление Макарова С.В. с визой «не возражаю с 16.03.2022» для того чтобы подобрать кандидатуру на вакантное место. Тем не менее, в соответствии с трудовым кодексом Российской Федерации. Макаров С.В. был вправе отозвать свое заявление до 16.03.2022. однако до 16.03.2022 каких-либо заявлений от Макарова С.В. не поступало.
Утром 16.03.2022 Малофеева Е.Г. по служебной необходимости, находилась в Управлении культуры, и в телефонном режиме разговаривала с Макаровым С.В., это был последний рабочий день Макарова С.В., Макаров С.В. не высказывал намерений отозвать свое заявление об увольнении, хотя имел возможность озвучить данное решение лично. Письменного заявления об отзыве заявления об увольнении 16.03.2022 от Макарова С.В гак же не поступало, 16.03.2022 был издан приказ от 16.03.2022 (номер) «(распоряжение) о прекращении (расторжении) трудового договора с работником (Договор (номер) от 16.02.2022) в котором было указано, что звукооператор Макаров С.В. уволен с 16.03.2022 по собственному желанию, с расторжением трудового договора (номер) 16.02.2021. Так как в трудовом договоре были указаны обе должности, и звукорежиссера и звукооператора, которые в целом составляли полную ставку по штатному расписанию, то следовательно и Макаров С.В. был уволен как с должности звукорежиссера, так и с должности звукооператора, так как трудовой договор (номер) от 16.02 2021 был расторгнут в целом, о чем 16.03.2022 была внесена запись в трудовую книжку. Трудовая книжка, в соответствии с действующим законодательством, была сразу выдана Макарову С.В на руки, о чем Макаров С.В поставил свою подпись в журнале - движения Трудовых книжек о получении трудовой книжки на руки на следующий день 17.03.2022 года Макаров С.В получил причитающийся ему расчет в полном объеме.
17 марта 2022 года на освободившуюся должность звукооператора была принята (ФИО).
17.03.2022 около 14 часов, пришел Макаров С.В. с заявлением о восстановлении работе. Малофеева Е.Г. пояснила Макарову С.В., что уже заключен трудовой договор с другим работником, и восстановление Макарова С.В. на работе не представляется возможным.
Кроме того, Макаров С.В. не планировал выходить на работу на следующий день после увольнения, из чего следует, что Макаров считал себя уволенным с обеих должностей.
Из чего следует, что Макаров С.В. уволился по собственному желанию и с увольнением был согласен с обеих должностей при расторжении с ним трудового договора. На работу не являлся, ни 17.03.2022 года ни во все последующие дни, препятствий ему для нахождения в ДК не учинялись.
Истец Макаров С.В. суду пояснил, что он действительно 09 марта написал заявление об увольнении с 10 марта 2022 года, однако директор Малофеева Е.Г. пояснила, что ему нужно будет отработать 2 недели, то есть он считал, что будет уволен с 24 марта 2022 года. Уже позже он узнал, что на заявлении было написано: «Не возражаю с 16 марта 2022 года». 16 марта 2022 года он пришел к Малофеевой Е.Г., чтобы поговорить, о том, чтобы забрать заявление, а уже был готов приказ об увольнении, и была внесена запись в трудовую книжку.
Представитель ответчика МКУ «Большеербинский СДК» Малофеева Е.Г. суду пояснила, что Макаров С.В. был уведомлен о дате увольнения, то есть с 16 марта 2022 года, так как на его заявлении была наложена виза. Она полагала, что уволила его сразу с двух должностей. Макаров С.В. пришел 16 марта 2022 года после обеда забрать заявление, она ему ответила, что сегодняшний день, считается днем увольнения и, что с 17 марта 2022 года уже принят другой работник, если бы он утром озвучил, что хочет забрать заявление об увольнении, то не было бы проблем, он бы его забрал, но у нее лежало трудовое соглашение с новым принятым работником с 17 марта 2022 года. 17 марта 2022 года Макарову С.В. был выплачен полный расчет. Полагает, что увольнение Макарова С.В. произведено законно.
Старший помощник прокурора Боградского района Республики Хакасия – Артонова В.В. пояснил, что поскольку имеет место быть нарушения закона при увольнении истца, то исковое заявление Макарова С.В. подлежит удовлетворению, а Макаров С.В. восстановлению на работе в должности звукооператора в муниципальном казенном учреждении «Большеербинский сельский дом культуры» на 0,5 ставки с 17 марта 2022 года. Подлежит взысканию с ответчика в пользу истца средняя заработная плата за время вынужденного прогула за период с 17 марта 2022 года по 16 мая 2022 года.
Исследовав и оценив материалы дела в их совокупности, суд приходит к следующему выводу.
Суд, выслушав лиц, участвующих в деле, заключение прокурора, допросив свидетелей, исследовав письменными доказательства, приходит к следующему выводу.
Частью 1 статьи 46 Конституции Российской Федерации каждому гарантирована судебная защита его прав и свобод.
Применительно к трудовым отношения данный принцип нашел свое подтверждение и в Трудовом кодексе Российской Федерации (далее – ТК РФ).
В силу положений ст. 391 ТК РФ работник вправе обратиться для рассмотрения индивидуального трудового спора в суд. В статье 15 ТК РФ под трудовыми отношениями понимаются отношения, основанные на соглашении между работником и работодателем о личном выполнении работником за плату трудовой функции (работы по должности в соответствии со штатным расписанием, профессии, специальности с указанием квалификации; конкретного вида поручаемой работнику работы) в интересах, под управлением и контролем работодателя, подчинении работника правилам внутреннего трудового распорядка при обеспечении работодателем условий труда, предусмотренных трудовым законодательством и иными нормативными правовыми актами, содержащими нормы трудового права, коллективным договором, соглашениями, локальными нормативными актами, трудовым договором.
В соответствии с ч. 1 ст. 16 ТК РФ трудовые отношения возникают между работником и работодателем на основании трудового договора, заключаемого ими в соответствии с настоящим Кодексом.
Сторонами трудовых отношений являются работник и работодатель (ч. 1 ст. 20 ТК РФ).
16 февраля 2021 года между Макаровым С.В. и МКУ «Большеербинский СДК» заключен трудовой договор (номер). Согласно указанному трудовому договору Макаров С.В. принят на работу в МКУ «Большеербинский СДК» на 0,5 ставки звукорежиссера и 0,5 ставки звукооператора (л.д.8-12).
Приказом (номер) от 16 февраля 2021 года Макаров С.В. принят на работу в МКУ «Большеербинский СДК» с 16 февраля 2021 года на 0,5 ставки звукорежиссера и 0,5 ставки звукооператора (л.д. 32).
Согласно ст. 80 ТК РФ работник имеет право расторгнуть трудовой договор, предупредив об этом работодателя в письменной форме не позднее чем за две недели, если иной срок не установлен настоящим Кодексом или иным федеральным законом. Течение указанного срока начинается на следующий день после получения работодателем заявления работника об увольнении.
По соглашению между работником и работодателем трудовой договор может быть расторгнут и до истечения срока предупреждения об увольнении.
До истечения срока предупреждения об увольнении работник имеет право в любое время отозвать свое заявление. Увольнение в этом случае не производится, если на его место не приглашен в письменной форме другой работник, которому в соответствии с настоящим кодексом и иными федеральными законами не может быть отказано в заключении трудового договора.
Статьей 84.1 ТК РФ установлен общий порядок оформления прекращения трудового договора, согласно которому прекращение трудового договора оформляется приказом (распоряжением) работодателя. С приказом (распоряжением) работодателя о прекращении трудового договора работник должен быть ознакомлен под роспись. По требованию работника работодатель обязан выдать ему надлежащим образом заверенную копию указанного приказа (распоряжения). В случае, когда приказ (распоряжение) о прекращении трудового договора невозможно довести до сведения работника или работник отказывается ознакомиться с ним под роспись, на приказе (распоряжении) производится соответствующая запись. Днем прекращения трудового договора во всех случаях является последний день работы работника, за исключением случаев, когда работник фактически не работал, но за ним, в соответствии с настоящим Кодексом или иным федеральным законом, сохранялось место работы (должность). В день прекращения трудового договора работодатель обязан выдать работнику трудовую книжку или предоставить сведения о трудовой деятельности (статья 66.1 настоящего Кодекса) у данного работодателя и произвести с ним расчет в соответствии со статьей 140 настоящего Кодекса. По письменному заявлению работника работодатель также обязан выдать ему заверенные надлежащим образом копии документов, связанных с работой. Запись в трудовую книжку и внесение информации в сведения о трудовой деятельности (статья 66.1 настоящего Кодекса) об основании и о причине прекращения трудового договора должны производиться в точном соответствии с формулировками настоящего Кодекса или иного федерального закона и со ссылкой на соответствующие статью, часть статьи, пункт статьи настоящего Кодекса или иного федерального закона.
09 марта 2022 года Макаров С.В. собственноручно написал заявление об увольнении его с занимаемой должности с 10 марта 2022 года по собственному желанию (л.д.13).
Директором МКУ «Большеербинский СДК» Малофеевой Е.Г. на заявлении наложена резолюция, указано: «Не возражаю с 16 марта 2022 года» (л.д. 13).
17 марта 2022 года Макаровым С.В. было написано заявление об отзыве заявления об увольнении (л.д.14).
Однако в судебном заседании Макаров С.В. пояснил, что 16 марта 2022 года он подошел к директору МКУ «Большеербинский СДК» Малофеевой Е.Г. и сказал, что хочет отозвать свое заявление, на что Малофеева Е.Г. ответила ему отказом и сказала, что у нее заключен трудовой договор с другим работником. После отказа в отзыве заявления устно, Макаровым С.В. 17 марта 2022 года было написано заявление письменно.
Факт того, что Макаров С.В. подходил и заявлял об отзыве заявления об увольнении 16 марта 2022 года, подтверждает в своих пояснениях и директор МКУ «Большеербинский СДК» Малофеева Е.Г..
Несмотря на заявленный Макаровым С.В. отзыв заявления об увольнении, 16 марта 2022 года директором МКУ «Большеербинский СДК» Малофеевой Е.Г. был издан приказ (номер) о прекращении (расторжении) трудового договора с работником. Из приказа (номер) от 16 марта 2022 года следует: Звукооператора МКУ «Большеербинский СДК» Макарова С.В. уволить по собственному желанию, согласно ст. 77 п. 3 ТК РФ с 16 марта 2022 года (л.д.15).
Согласно исследованным в судебном заседании документам, Макаровым С.В. и директором МКУ «Большеербинский СДК» Малофеевой Е.Г. при написании заявления об увольнении была согласована дата увольнения 16 марта 2022 года.
В судебном заседании достоверно нашел свое подтверждение и не оспаривается сторонами факт того, что Макаров С.В. устно выразил свое желание об отзыве заявления об увольнении именно 16 марта 2022 года, а не в день написания заявления об отзыве заявления об увольнении 17 марта 2022 года, то есть Макаров С.В. хотел отозвать свое заявление об увольнении в последний рабочий день, однако ответчиком ему в этом было отказано и произведена процедура его увольнения.
Поскольку ответчиком не представлено суду доказательств того, что на место Макарова С.В. приглашен в письменной форме другой работник, которому в соответствии с трудовым кодексом РФ и иными федеральными законами не может быть отказано в заключении трудового договора, суд приходит к выводу, что работодателем не соблюдена в полном объеме процедура увольнения Макарова С.В. и нарушено его право на отзыв заявления об увольнении.
В соответствии с ч. 1 ст. 394 Трудового кодекса РФ в случае признания увольнения или перевода на другую работу незаконными работник должен быть восстановлен на прежней работе органом, рассматривающим индивидуальный трудовой спор.
На основании вышеизложенного, суд приходит к выводу, что требования Макарова С.В. о восстановлении на работе в должности звукооператора МКУ «Большеербинский СДК» на 0,5 ставки являются обоснованными, а Макаров С.В. подлежит восстановлению на работе в должности звукооператора МКУ «Большеербинский СДК» на 0,5 ставки с 17 марта 2022 года.
Согласно ч. 2 ст. 394 Трудового кодекса РФ орган, рассматривающий индивидуальный трудовой спор, принимает решение о выплате работнику среднего заработка за все время вынужденного прогула или разницы в заработке за все время выполнения нижеоплачиваемой работы.
Согласно разъяснениям, содержащимся в п. 62 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 17 марта 2004 года № 2, при взыскании среднего заработка в пользу работника, восстановленного на прежней работе, или в случае признания его увольнения незаконным, выплаченное ему выходное пособие подлежит зачету.
Рассматривая требования Макарова С.В. о взыскании среднего заработка за время вынужденного прогула с 17 марта 2022 года по день вынесения решения, суд приходит к выводу об удовлетворении требований Макарова С.В. и полагает необходимым взыскать с МКУ «Большеербинский СДК» в пользу Макарова С.В. среднюю заработную плату за время вынужденного прогула за период с 17 марта 2022 года по 16 мая 2022 года с зачетом выплаченного ему выходного пособия.
В силу ст. 103 ГПК РФ государственная пошлина, от уплаты которой истец был освобожден, взыскивается с ответчика, не освобожденного от уплаты судебных расходов, пропорционально удовлетворенной части исковых требований.
В соответствии со ст. 333.19 Налогового кодекса РФ с ответчика с муниципального казенного учреждения «Большеербинский сельский дом культуры» подлежит взысканию государственная пошлина в доход местного бюджета в сумме 300 рублей по исковому требованию неимущественного характера, т.е. о восстановлении на работе.
На основании изложенного, руководствуясь ст. ст. 194-198 ГПК РФ, суд
РЕШИЛ:
Исковые требования Макарова С.В. к муниципальному казенному учреждению «Большеербинский сельский дом культуры» о восстановлении на работе – удовлетворить.
Восстановить Макарова С.В. в должности звукооператора муниципального казенного учреждения «Большеербинский сельский дом культуры» на 0,5 ставки с 17 марта 2022 года.
Взыскать с муниципального казенного учреждения «Большеербинский сельский дом культуры» в пользу Макарова С.В. среднюю заработную плату за время вынужденного прогула за период с 17 марта 2022 года по 16 мая 2022 года с зачетом выплаченного ему выходного пособия.
Взыскать с муниципального казенного учреждения «Большеербинский сельский дом культуры» в доход местного бюджета государственную пошлину в размере 300 (триста) рублей.
Решение в части восстановления на работе Макарова С.В. подлежит немедленному исполнению.
На решение может быть подана апелляционная жалоба в Верховный Суд Республики Хакасия через Боградский районный суд в течение месяца со дня принятия решения в окончательной форме.
Решение в окончательной форме изготовлено 23 мая 2022 года.
Председательствующий В.Ю. Пискулин