Решение по делу № 2-279/2019 от 26.03.2019

Решение

Именем Российской Федерации

г. Буйнакск 22 мая 2019 года

Буйнакский районный суд Республики Дагестан в составе:

председательствующего судьи Шуаева Ш.Ш.,

при ведении протокола судебного заседания Омаровой Р.Р., с участием:

помощника прокурора г. Буйнакска Гамидова М.М.,

представителя третьего лица - ОНД и ПР №4 по г.Буйнакск, Буйнакскому и Унцукульскому районам РД, УНД и ПР ГУ МЧС России по РД начальника отделения Тагирова А.Г., представителя третьего лица - ТО Управления Роспотребнадзора по РД в г. Буйнакске и.о. начальника отдела Исаева А.Н., ответчика Устарханова З.А.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению первого заместителя прокурора г. Буйнакска в защиту интересов неопределенного круга лиц к индивидуальному предпринимателю Устарханову З.А. и другим лицам о запрете эксплуатации многофункциональной автозаправочной станции «Юкойл» до устранения нарушений требований законодательства,

установил:

первый заместитель прокурора г. Буйнакска в интересах неопределенного круга лиц обратился в суд с исковым заявлением к индивидуальному предпринимателю Устарханову З.А. и другим лицам о запрете эксплуатации многофункциональной автозаправочной станции «Юкойл», расположенной по адресу: <адрес>, с кадастровым номером , до устранения нарушений требований законодательства о противодействии терроризму, пожарной безопасности, санитарного эпидемиологического законодательства.

В обоснование иска указал, что прокуратурой г. Буйнакска проведена проверка исполнения требований законодательства на объекте автозаправочной станции "Юкойл", расположенной по указанному адресу.

В ходе проверки выявлены нарушения требований пожарной безопасности, а именно: не предусмотрен дополнительный эвакуационный выход, размещаемый на расстоянии более 15 м от топливораздаточной колонки (далее по тексту ТРК) жидкого моторного топлива или в противоположную от нее сторону - п.29 * НПБ 111-98; не оборудована площадка для автоцистерны (далее АЦ) с жидким моторным топливом отбортовкой высотой не менее 150 мм, пандусами для безопасного въезда и выезда АЦ, аварийным резервуаром и сливным трубопроводом обеспечивающими слив топлива с площадки без его перелива на остальную территорию МАЗС при возможной разгерметизации сливного патрубка АЦ - п.35* НПБ 111-98*; на въезде и выезде с территории МАЗС не выполнены пологие участки или дренажные лотки. На МАЗС не предусмотрены очистные сооружения для атмосферных осадков загрязненными нефтепродуктами п.9; п.39 НПБ 111-98*; система заземления для АЦ не соответствует требованиям Правил устройства электроустановок (далее ПУЭ), т.е. для контроля заземления АЦ не применены специализированные автоматизированные устройства заземления, осуществляющие автоматическое прекращение наполнения резервуара или сигнализацию при неисправности системы заземления АЦ п.71 НПБ 111-98*; имеющаяся в помещениях МАЗС автоматическая пожарная сигнализация находится в нерабочем состоянии. Не представлен договор на обслуживание имеющейся автоматической пожарной сигнализации - НПБ 110-03; п.61; п.63 ППР №390; резервуары для хранения топлива не оборудованы системами предотвращения их переполнения, обеспечивающими при достижении 90 % заполнения резервуара автоматическую сигнализацию (световую и звуковую) персоналу АЗС, а при 95 % заполнении – автоматическое прекращение наполнения резервуара не более чем за 5 с или вместо указанной, сигнализацию об автоматическом прекращении наполнения при достижении 95 % заполнения резервуара п.54 НПБ 111-98*; резервуары для хранения СУГ не оснащены системой автоматического предотвращения превышения предельно допустимого уровня их заполнения (85 % их геометрического объема) - приложение 6 п.20.5 НПБ 111-98*; наполнение расположенных резервуаров легковоспламеняющихся жидкостей (далее ЛВЖ) осуществляется не через трубопроводы проложенные подземно п.60 НПБ 111-98*; не оборудована площадка для автоцистерны с сжиженного углеводородного газа (далее СУГ,) чтобы предотвратить растекание пролива жидкой фазы СУГ за ее границы и образование взрывоопасных смесей за пределами МАЗС за счет испарения СУГ с поверхности этого пролива - п.14 НПБ 111-98*; на МАЗС наполнение резервуаров жидким моторным топливом и СУГ производится без приостановки работы станции п.15 НПБ 111-98*; на МАЗС единичная вместимость резервуара СУГ превышает допустимые нормы, т.е. более 10 м3 п.20.1* НПБ 111-98*; заправочный островок СУГ, площадка для автоцистерны с СУГ на МАЗС не оборудованы сигнализаторами довзрывоопасных концентраций п.20.9 НПБ 111-98*; для обеспечения охлаждения надземного (наземного) оборудования с СУГ, а также транспортных емкостей (сосудов) АЦ СУГ не предусмотрено устройство стационарных систем водяного орошения, обеспечивающих подачу воды на поверхности указанного оборудования в случае пожара. п.8.50 СП 156.13130.2014; п.24 НПБ 111-98*; не предусмотрено противопожарное расстояние от резервуара СУГ до ТРК с СУГ– менее 20 м приложение 6 НПБ 111-98* таб. п. 6.2; не предусмотрено противопожарное расстояние от площадки для АЦ СУГ до ТРК с СУГ– менее 20 м приложение 6 НПБ 111-98* таб. п.6.2; не предусмотрено противопожарное расстояние от ТРК с жидким моторным топливом до операторской – составляет менее 9 м приложение 6 НПБ 111-98* таб. 2; высота расположения верхнего среза трубопровода линии деаэрации не соответствует требованиям НПБ (составляет менее 2,5 м) - п. 51 НПБ 111-98*; на линии рециркуляции перед узлами подсоединения трубопровода к АЦ и резервуару отсутствуют огнепреградители (искрогасители) - п. 62 НПБ 111-98*; линия рециркуляции не оборудована обратным клапаном, открывающимся при достижении в резервуаре давления, соответствующего либо напору столба топлива в АЦ (при сливе самотеком), либо напору насоса перекачивания топлива из АЦ в резервуар. Обратные клапаны должны герметично закрываться при перекрытии трубопровода налива или обесточивании указанного насоса - п. 62 НПБ 111-98*; отсутствуют электромагнитные клапаны для перекрытия трубопроводов - п. 19.9* НПБ 111-98*; на объекте не предусмотрена автоматическая система противоаварийной защиты при срабатывании которой должно быть предусмотрено автоматическое приведение в действие систем противоаварийной защиты всех технологических участков (перекрытие трубопроводов, отключение механизмов перекачивания, сброс сжатого газа, включение системы орошения, обесточивание оборудования и т.п.), обеспечивающих предотвращение дальнейшего развития аварии (п.19.4 НПБ 111-98); на объекте защиты не предусмотрена технологическая система обеспечивающая возможность безопасного перекрытия любой вероятной утечки СУГ или его паров из резервуаров для хранения СУГ в окружающую среду (п.20.2 НПБ 111-98); для маневрирования и выезда с территории автозаправочной станции для каждого транспортного средства на покрытие дорог не нанесены отличительные разметки или иные визуальные указатели (п. 450 ППР РФ); на МАЗС допускается заправка автотранспорта СУГ без предварительной высадки пассажиров, а также не определены данные площадки - п.6.38 СП 156.13130.20014; высота сбросной трубы паров СУГ не выполнена, исключающим образование взрывоопасных смесей в зоне технологического оборудования, зданий, сооружений МАЗС (п.111 НПБ 111-98); не представлена документация, свидетельствующая о соответствии запорной арматуры, требованиям ГОСТ 9544-93 (п.39* НПБ 111-98); в административных помещениях, местах размещения технологических установок руководитель организации не обеспечил наличие табличек с номером телефона для вызова пожарной охраны п.6 ППР №390; руководитель организации не обеспечивает выполнение на объекте требований, предусмотренных статьей 6 Федерального закона "Об ограничении курения табака" п.14 ППР №390; руководитель организации не обеспечивает наличие на наружных установках обозначения их категорий по взрывопожарной и пожарной опасности, а также класса зоны в соответствии с главами 5, 7 и 8 Федерального закона "Технический регламент о требованиях пожарной безопасности" п.20 ППР №390; площадка для АЦ не обеспечена первичными средствами пожаротушения - огнетушителями (не менее 2 ОП-50 или передвижные воздушно-пенные по 100 л каждый) и ТРК ОП-5 или воздушно-пенными огнетушителями и покрывалом для изоляции очага возгорания п.456 и 457 ППР №390; не представлена документация, определяющая категорию наружных установок ст. 26 Федерального закона от 22 июля 2008 года № 123-ФЗ «Технический регламент о требованиях пожарной безопасности»; над площадкой для резервуаров жидкого моторного топлива устроен навес из горючих материалов - (п. 30* НПБ 111-98); не представлена документация, определяющая класс взрыво – пожаро защищенности электрооборудования - ст. 22 и 23 Федерального закона от 22 июля 2008 года № 123-ФЗ «Технический регламент о требованиях пожарной безопасности»; не представлена документация, содержащая информацию о показателях пожарной опасности на СУГ и жидкое моторное топливо - ст. 133 Федерального закона от 22 июля 2008 года № 123-ФЗ «Технический регламент о требованиях пожарной безопасности»; не представлена документация, о проведении периодического контроля герметичности резервуаров СУГ и жидкого моторного топлива - (приложение 5 НПБ 111-98); не представлена документация о проведении очистки технологического оборудования, в котором обращалось топливо или его пары (резервуары, емкости, трубопроводы и др.)- п. 438 ППР №390; на объекте не созданы аварийные группы для целей ликвидации пожароопасных ситуаций и пожаров - п. 336 ППР №390; объект защиты не оснащен жесткой буксировочной штангой длиной не менее 3 метров для экстренной эвакуации горящего транспортного средства с территории автозаправочной станции – п. 455 ППР №390; огнетушители, установленные на объекте, не имеют порядковых номеров – п. 455 ППР №390.

Выявлены также нарушения требований законодательства в части соблюдения закона РФ «О защите прав потребителей» 2300-1 от 07.02.1992 выявлены следующие нарушения: не представлена информация об организации проведения производственного контроля и программа производственного контроля; не представлено санитарное эпидемиологическое заключение на проект предельно-допустимых выбросов в атмосферный воздух в результате деятельности автозаправочной станции, что является нарушением п.4.1.1, п. 4.2.1 СанПиН 2.1.6.1032-01 «Гигиенические требования к обеспечению качества атмосферного воздуха населенных мест»; работники МАЗС не обеспечены спецодеждой и средствами индивидуальной зашиты от воздействия вредных производственных факторов, что является нарушением п. 2.11 ПС 2.2.2.1327-03 «Гигиенические требования к организации технологических процессов, производственному оборудованию и рабочим инструментам»; не представлены документы, подтверждающие осуществление вывоза образовавшихся в процессе деятельности МАЗС отходов, не установлены мусоросборники (п. 6.3 СанПиН 42-128-46990-88 Санитарные правила содержания территорий населенных мест); не организован централизованный отвод и очистка поверхностного стока с территории МАЗС, что является нарушением требований п. 4.1.1 СанПиН 2.1.5.980-00 «гигиенические требования к охране поверхностных вод»; не установлен уголок потребителя с необходимой информацией, предоставляемых на МАЗС услугах в соответствии с требованиями ст. ст. 9, 10 Закона РФ «О защите прав потребителей» № 2300-1; не предоставлена информация об организации проведения периодических медицинских осмотров работников, приказа Минздравсоцразвития РФ от 12.04.2011 № 302н «Об утверждении перечней вредных и опасных производственных факторов и работ, при выполнении которых, проводятся обязательные предварительные и периодические медицинские осмотры, и порядка проведения этих осмотров работников, занятых на тяжелых работах и на работах со средними и опасными условиями труда».

Дальнейшая эксплуатация МАЗС с указанными нарушениями нарушает интересы неопределенного круга лиц, чья безопасность зависит от правильной эксплуатации опасных производственных объектов, может повлечь жертвы и разрушения и причинить иной ущерб правам, законным интересам, здоровью граждан. В связи с чем, просит суд приостановить деятельность автозаправочной станции расположенной по адресу: <адрес> до устранения выявленных нарушений правил пожарной и промышленной безопасности.

В судебном заседании помощник прокурора г. Буйнакска Гамидов М.М. исковые требования поддержал по изложенным в иске основаниям, просил требования удовлетворить в части не устранённых нарушений.

Допрошенный судом начальник отделения надзорной деятельности и профилактической работы №4 по г.Буйнакск, Буйнакскому и Унцукульскому районам Тагиров А.Г. пояснил, что проведенной проверкой по поручению прокурора г. Буйнакска выявлен ряд нарушений пожарного законодательства, которые указаны в письме на имя прокурора. По поручению суда, поскольку Устарханов З.А. частично устранил нарушения, проведена дополнительная проверка, по результатам которой устранены еще пять пунктов нарушений, которые указаны в письменном ответе суду от 22 мая 2019 года. Устарханов З.А. обратился также за получением необходимой документации, однако задержка её выдачи обусловлена большой загруженностью ОНД и началом лагерного сезона. В силу того, что заправка находится за чертой населенных пунктов и устранена часть ранее указанных нарушений, полагает, что пожарного риска не имеется, нарушения в основном допущены в части оборудования СУГ, поэтому целесообразно приостановить деятельность только по реализации сжиженного углеводородного газа до устранения нарушений.

Исполняющий обязанности начальника ТО Роспотребнадзора по РД в г. Буйнакске Исаев А.Н. пояснил, что из всех указанных в акте нарушений не представлены только информация об организации производственного контроля и санитарно-эпидемиологическое заключение на проект предельно-допустимых выбросов в атмосферный воздух. Указанные нарушения не являются существенными, могут быть устранены. Целесообразности в приостановлении деятельности МАЗС по этой причине не имеется.

Изучив материалы дела, выслушав стороны, исследовав и оценив собранные по делу доказательства в их совокупности, суд приходит к следующим выводам.

В соответствии с частью 1 статьи 45 Гражданского процессуального кодекса РФ прокурор вправе обратиться в суд с заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц или интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований.

В силу статьи 12 Гражданского кодекса РФ защита гражданских прав осуществляется, в том числе путем пресечения действий, нарушающих право или создающих угрозу его нарушения, иными способами, предусмотренными законами.

В соответствии со ст. 1 Федерального закона от 21 декабря 1994 года N 69-ФЗ "О пожарной безопасности", пожарная безопасность - это состояние защищенности личности, имущества, общества и государства от пожаров. Требования пожарной безопасности - специальные условия социального и (или) технического характера, установленные в целях обеспечения пожарной безопасности законодательством Российской Федерации, нормативными документами или уполномоченным государственным органом.

В силу статьи 2 Федерального закона "О пожарной безопасности" законодательство Российской Федерации о пожарной безопасности основывается на Конституции Российской Федерации и включает в себя настоящий Федеральный закон, принимаемые в соответствии с ним федеральные законы и иные нормативные правовые акты, а также законы и иные нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации, муниципальные правовые акты, регулирующие вопросы пожарной безопасности.

Федеральный закон N 123 "Технический регламент о требованиях пожарной безопасности" от 22 июля 2008 года определяет основные положения технического регулирования в области пожарной безопасности и устанавливает общие требования пожарной безопасности к зданиям и сооружениям.

Постановлением Правительства РФ от 25 апреля 2012 года N 390 утверждены Правила противопожарного режима в РФ.

В соответствии с требованиями ст. 37 Федерального закона от N 69-ФЗ "О пожарной безопасности" руководители организации обязаны соблюдать требования пожарной безопасности, а также выполнять предписания, постановления и иные законные требования должностных лиц пожарной охраны.

Согласно требованиям ст. 11 Федерального закона от 30.03.1999 N 52-ФЗ "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения" индивидуальные предприниматели и юридические лица в соответствии с осуществляемой ими деятельностью обязаны выполнять требования санитарного законодательства, а также постановлений, предписаний осуществляющих федеральный государственный санитарно-эпидемиологический надзор должностных лиц.

Как следует из материалов дела, ответчику Устарханову З.А. на праве собственности принадлежит МАЗС «Юкойл», расположенная по адресу: <адрес>, местность «Герей-авлак». Кадастровый номер земельного участка .

Проведенной прокурорской проверкой соблюдения собственником МАЗС «Юкойл» требований действующего законодательства, выявлены нарушения, которые отражены в актах проверок. В частности, собственником осуществляется предпринимательская деятельность на МАЗС в нарушение вышеуказанных требований пожарной безопасности и законодательства о санитарном эпидемиологическом благополучии населения.

Указанные нарушения зафиксированы в актах УНД и ПР № 4 по г. Буйнакск и Буйнакскому району от 25.02.2019 и филиала ФБУЗ «Центр гигиены и эпидемиологии в РД в г. Буйнакске» от 05.02.2019.

По поручению суда, руководителем ОНД и ПР №4 по г.Буйнакск, Буйнакскому и Унцукульскому районам проведена дополнительная проверка МАЗС по результатам которой суду дан письменный ответ, приобщенный к материалам дела.

В частности, установлено, что на объекте выполнен дополнительный эвакуационный выход, площадка для автоцистерны оборудована в соответствии с требованиями пожарной безопасности, пожарная сигнализация приведена в исправное состояние, демонтирован навес из горючих материалов, объект защиты оснащен буксировочной штангой. При этом аварийный резервуар не заполнен водой, а его глубина не обеспечивает предотвращение замерзания в них в холодный период времени.

При рассмотрении дела в судебном заседании ответчиком Устархановым З.А. суду дополнительно представлены доказательства частичного устранения нарушений.

Судом исследованы и приобщены к материалам дела договор на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами от 01.01.19, акт приемки в эксплуатацию средств пожарной сигнализации, паспорт сосуда, работающего под давлением (регистрационный номер 18696) с отметкой о его регистрации Ростехнадзором, обзорные фотоснимки дополнительного выхода операторской МАЗС в противоположную сторону от ТРК с жидким моторным топливом и резервуара СУГ, обзорные фотоснимки площадки для автоцистерны с СУГ и площадки для автоцистерны с жидким моторным топливом, обзорные фотоснимки пологих участков МАЗС, снимки системы заземления для АЦ, пожарной сигнализации, пронумерованных огнетушителей, фотоснимки об объявлении технического перерыва на момент наполнения резервуаров жидким моторным топливом и СУГ, фотоснимки аварийного резервуара, фотоснимки трубопровода линии рециркуляции, оборудованного обратным клапаном, высотой свыше 250 см, снимки технологической системы перекрытия трубопроводов СУГ на случай утечки, снимки нанесения разметки на МАЗС, линии деаэрации резервуара СУГ, сбросной трубы резервуара, снимки места высадки пассажиров, резервуара для наполнения жидкого моторного топлива, пронумерованных средств пожаротушения, табличек с номерами телефонов при пожаре, обозначением категории наружных установок на объекте.

Исследовав и оценив представленные сторонами доказательства, суд приходит к выводу, что собственником МАЗС и ответчиком по делу Устархановым З.А. частично устранены допущенные нарушения.

В частности, судом установлено устранение следующих нарушений:

- предусмотрен дополнительный эвакуационный выход, размещаемый в противоположную от ТРК сторону;

- площадка для АЦ с жидким моторным топливом оборудована отбортовкой высотой не менее 150 мм, пандусами для безопасного въезда и выезда АЦ, аварийным резервуаром и сливным трубопроводом обеспечивающими слив топлива с площадки без его перелива на остальную территорию АЗС при возможной разгерметизации сливного патрубка;

- на въезде и выезде с территории АЗС выполнены пологие участки или дренажные лотки и предусмотрены очистные сооружения для атмосферных осадков загрязненными нефтепродуктами;

- имеющаяся в помещениях МАЗС автоматическая пожарная сигнализация приведена в рабочее состояние и представлен договор на обслуживание имеющейся автоматической пожарной сигнализации;

- наполнение расположенных резервуаров ЛВЖ (легко воспламеняющаяся жидкость) осуществляется через трубопроводы, проложенные подземно;

- на МАЗС наполнение резервуаров жидким моторным топливом и СУГ производится после приостановки работы станции п.15 НПБ 111-98*;

- в соответствии с п. 29 НПБ 111-98 поскольку выход из помещений зданий АЗС в сторону площадок АЦ, ТРК и резервуаров для хранения топлива расположен на расстоянии менее 15 м от перечисленных сооружений и оборудования, ответчиком предусмотрен дополнительный эвакуационный выход в противоположную от них сторону;

- высота расположения верхнего среза трубопровода линии деаэрации приведена в соответствие с требованиями НПБ (составляет 2,6 м);

- линия рециркуляции оборудована обратными клапанами, открывающимся при достижении в резервуаре давления, соответствующего либо напору столба топлива в АЦ (при сливе самотеком), либо напору насоса перекачивания топлива из АЦ в резервуар;

- на объекте защиты предусмотрена технологическая система обеспечивающая возможность безопасного перекрытия любой вероятной утечки СУГ или его паров из резервуаров для хранения СУГ в окружающую среду;

- для маневрирования и выезда с территории автозаправочной станции для каждого транспортного средства на покрытие дорог нанесена отличительная разметка;

- на МАЗС не допускается заправка автотранспорта СУГ без предварительной высадки пассажиров, а также определены данные площадки;

- высота сбросной трубы паров СУГ выполнена, исключающим образование взрывоопасных смесей в зоне технологического оборудования, зданий, сооружений МАЗС;

- в административных помещениях, местах размещения технологических установок руководитель организации обеспечил наличие табличек с номером телефона для вызова пожарной охраны;

- руководитель организации обеспечил выполнение на объекте требований, предусмотренных статьей 6 Федерального закона "Об ограничении курения табака";

- руководитель организации обеспечил наличие на наружных установках обозначения их категорий по взрывопожарной и пожарной опасности, а также класса зоны в соответствии с главами 5, 7 и 8 Федерального закона "Технический регламент о требованиях пожарной безопасности";

- площадка для АЦ обеспечена первичными средствами пожаротушения - огнетушителями и ТРК ОП-5 или воздушно-пенными огнетушителями и покрывалом для изоляции очага возгорания;

- представлена документация, определяющая категорию наружных установок;

- над площадкой для резервуаров жидкого моторного топлива устроен навес из негорючих материалов;

- на объекте созданы аварийные группы для целей ликвидации пожароопасных ситуаций и пожаров;

- объект защиты оснащен жесткой буксировочной штангой длиной не менее 3 метров для экстренной эвакуации горящего транспортного средства с территории автозаправочной станции;

- огнетушители, установленные на объекте, обозначены порядковыми номерами.

Сам ответчик признает, что в настоящее время остаются не устраненными до конца следующие нарушения:

- резервуары для хранения топлива не оборудованы системами предотвращения их переполнения;

- резервуары для хранения СУГ не оснащены системой автоматического предотвращения превышения предельно допустимого уровня их заполнения;

- не оборудована площадка для автоцистерны с СУГ, чтобы предотвратить растекание пролива жидкой фазы СУГ за ее границы и образование взрывоопасных смесей за пределами АЗС за счет испарения СУГ с поверхности этого пролива;

- не оборудован заправочный островок СУГ, площадка для автоцистерны с СУГ на МАЗС сигнализаторами довзрывоопасных концентраций;

- не представлена документация определяющая класс взрыво – пожаро защищенности электрооборудования - ст. 22 и 23 Федерального закона от 22 июля 2008 года № 123-ФЗ «Технический регламент о требованиях пожарной безопасности»;

- не представлена документация, содержащая информацию о показателях пожарной опасности на СУГ и жидкое моторное топливо - ст. 133 Федерального закона от 22 июля 2008 года № 123-ФЗ «Технический регламент о требованиях пожарной безопасности»;

- не представлена документация о проведении периодического контроля герметичности резервуаров СУГ и жидкого моторного топлива - (приложение 5 НПБ 111-98);

- не представлена документация о проведении очистки технологического оборудования, в котором обращалось топливо или его пары (резервуары, емкости, трубопроводы и др.);

- не предусмотрено для обеспечения охлаждения надземного (наземного) оборудования с СУГ, а также транспортных емкостей (сосудов) АЦ СУГ устройство стационарных систем водяного орошения, обеспечивающих подачу воды на поверхности указанного оборудования в случае пожара;

- не предусмотрено противопожарное расстояние от резервуара СУГ до ТРК с СУГ- не менее 20 м;

- не предусмотрено противопожарное расстояние от площадки для АЦ СУГ до ТРК с СУГ- не менее 20 м;

- на линии рециркуляции перед узлами подсоединения трубопровода к АЦ и резервуару не установлены огнепреградители (искрогасители);

- отсутствуют электромагнитные клапаны для перекрытия трубопроводов;

- на объекте не предусмотрена автоматическая система противоаварийной защиты, при срабатывании которой, должно быть предусмотрено автоматическое приведение в действие систем противоаварийной защиты всех технологических участков (перекрытие трубопроводов, отключение механизмов перекачивания, сброс сжатого газа, включение системы орошения, обесточивание оборудования и т.п.), обеспечивающих предотвращение дальнейшего развития аварии;

- не представлена документация, свидетельствующая о соответствии запорной арматуры, требованиям ГОСТ 9544-93.

Судом также установлено, что ответчиком Устархановым З.А. устранены следующие нарушения законодательства в части соблюдения закона РФ «О защите прав потребителей» 2300-1 от 07.02.1992:

- работники МАЗС обеспечены спецодеждой и средствами индивидуальной зашиты от воздействия вредных производственных факторов;

- представлены документы, подтверждающие осуществление вывоза образовавшихся в процессе деятельности МАЗС отходов, установлены мусоросборники;

- организован централизованный отвод и очистка поверхностного стока с территории МАЗС;

- установлен уголок потребителя с необходимой информацией, предоставляемых на МАЗС услугах в соответствии с требованиями ст. ст. 9, 10 Закона РФ «О защите прав потребителей» № 2300-1.

К такому выводу суд пришел после исследования представленных ответчиком доказательств (фотоснимков и копий документов) и с учетом мнения представителя третьего лица Исаева А.Н., пояснившего суду, что при указанных обстоятельствах нет оснований для приостановления деятельности МАЗС.

Что касается требования о предоставления информации об организации проведения периодических медицинских осмотров работников, в соответствии с приказом Минздравсоцразвития РФ от 12.04.2011 № 302н «Об утверждении перечней вредных и опасных производственных факторов и работ, при выполнении которых, проводятся обязательные предварительные и периодические медицинские осмотры, и порядка проведения этих осмотров работников, занятых на тяжелых работах и на работах со средними и опасными условиями труда» ответчик пояснил, что все его работники в связи с приостановлением деятельности МАЗС уволены, а при новом наборе работников, последние в плановом порядке будут направляться на медосмотр, а информация предоставляться в соответствующий орган контроля.

Кроме того, ответчик пояснил, что в нарушение закона РФ «О защите прав потребителей» 2300-1 от 07.02.1992, им не представлена информация об организации проведения производственного контроля и санитарное эпидемиологическое заключение на проект предельно-допустимых выбросов в атмосферный воздух в результате деятельности автозаправочной станции.

Согласно ст. 56 ГПК РФ каждая сторона должна доказать те обстоятельства, на которые она ссылается как на основания своих требований и возражений, если иное не предусмотрено федеральным законом.

В соответствии со статьей 1065 Гражданского кодекса Российской Федерации опасность причинения вреда в будущем может явиться основанием к иску о запрещении деятельности, создающей такую опасность. Если причиненный вред является последствием эксплуатации предприятия, сооружения либо иной производственной деятельности, которая продолжает причинять вред или угрожает новым вредом, суд вправе обязать ответчика, помимо возмещения вреда, приостановить или прекратить соответствующую деятельность.

При таких обстоятельствах требования прокурора в этой части подлежат удовлетворению.

Указанные выше обстоятельства ответчиком в данном случае не оспорены, поскольку эти обстоятельства подтверждаются представленными в суд письменными доказательствами.

В соответствии сост. 67 ГПК РФ суд оценивает доказательства по своему внутреннему убеждению, основанному на всестороннем, полном, объективном и непосредственном исследовании имеющихся в деле доказательств. Никакие доказательства не имеют для суда заранее установленной силы. Суд оценивает относимость, допустимость, достоверность каждого доказательства в отдельности, а также достаточность и взаимную связь доказательств в их совокупности.

В то же время суд не может согласиться с требованиями прокурора об обязании ответчика применить для контроля заземления специализированные автоматизированные устройства заземления, осуществляющие автоматическое прекращение наполнения резервуара или сигнализацию при неисправности системы заземления.

Так, согласно п.71 НПБ 111-98* (в редакции, действовавшей на момент возведения МАЗС) для контроля заземления АЦ рекомендуется применять специализированные автоматизированные устройства заземления, осуществляющие автоматическое прекращение наполнения резервуара или сигнализацию при неисправности системы заземления АЦ.

Технологические системы рекомендуется оснащать датчиками контроля заряда статического электричества, позволяющими в случае превышения его допустимых значений осуществлять предупредительную сигнализацию и автоматическое прекращение наполнения резервуара топливом из АЦ.

Таким образом, указанные положения п. 71 НПБ 111-98* носят для владельца АЗС рекомендательный, а не обязательный характер, в связи с чем, требования прокурора в этой части не могут быть удовлетворены.

Относительно пункта 11 исковых требований о превышении резервуара СУГ, суд считает, что вопреки доводам истца, превышение на МАЗС единичной вместимости резервуара СУГ (допустимые нормы - не более 10 м3) допускается в случае размещаемых АЗС вне территории населенных пунктов, но не более чем в 2 раза, что имеет место в настоящем случае. Кроме того, суду также представлен паспорт сосуда, работающего под давлением регистрационным номером №18696.

Далее, как усматривается из иска, его предметом является, в том числе запрет ответчику и другим лицам эксплуатацию указанной МАЗС. При этом прокурором в качестве ответчика привлечен ИП «Устарханов З.А.», иные лица в качестве ответчиков по делу не привлечены. Поскольку состав «других лиц» прокурором в иске не уточнен, требования к индивидуально неопределенным категориям лиц, которые арендатором или собственником МАЗС не являются, ответчиками по настоящему гражданскому делу не проходят, какого-либо отношения к МАЗС не имеют, удовлетворены быть не могут, поскольку исключают возможность возложения судом на таких лиц обязанностей по исполнению судебного акта.

В остальной части, суд полагает исковые требования первого заместителя прокурора г. Буйнакска в защиту интересов неопределенного круга лиц и муниципального образования «Буйнакский район» к индивидуальному предпринимателю Устарханову З.А. обоснованными.

При таких обстоятельствах, суд приходит к выводу, что исковые требования подлежат частичному удовлетворению.

На основании изложенного и, руководствуясь ст. ст. 194-198 ГПК РФ, суд

решил:

иск первого заместителя прокурора г. Буйнакска в защиту интересов неопределенного круга лиц к индивидуальному предпринимателю Устарханову З.А. удовлетворить частично.

Запретить индивидуальному предпринимателю Устарханову З.А. эксплуатацию многофункциональной автозаправочной станции «Юкойл», расположенной по адресу: <адрес>, с кадастровым номером , в части реализации СУГ (сжиженный углеводородный газ) до устранения нарушений требований законодательства о пожарной безопасности, санитарного эпидемиологического законодательства, а именно необходимо:

- оборудовать резервуары для хранения топлива системами предотвращения их переполнения, обеспечивающими при достижении 90 % заполнения резервуара автоматическую сигнализацию (световую и звуковую) персоналу АЗС, а при 95 % заполнении – автоматическое прекращение наполнения резервуара не более чем за 5 сек. или вместо указанной сигнализации предусмотреть сигнализацию об автоматическом прекращении наполнения при достижении 95 % заполнения резервуара п.54 НПБ 111-98*;

- оснастить резервуары для хранения СУГ системой автоматического предотвращения превышения предельно допустимого уровня их заполнения (85 % их геометрического объема) приложение 6 п.20.5 НПБ 111-98*;

- оборудовать площадку для автоцистерны с СУГ, чтобы предотвратить растекание пролива жидкой фазы СУГ за ее границы и образование взрывоопасных смесей за пределами АЗС за счет испарения СУГ с поверхности этого пролива - п.14 НПБ 111-98*;

- оборудовать заправочный островок СУГ, площадку для автоцистерны с СУГ на МАЗС сигнализаторами довзрывоопасных концентраций - п.20.9 НПБ 111-98*;

- предусмотреть для обеспечения охлаждения надземного (наземного) оборудования с СУГ, а также транспортных емкостей (сосудов) АЦ СУГ устройство стационарных систем водяного орошения, обеспечивающих подачу воды на поверхности указанного оборудования в случае пожара - п.8.50 СП 156.13130.2014; п.24 НПБ 111-98*;

- предусмотреть противопожарное расстояние от резервуара СУГ до ТРК с СУГ - не менее 20 м - приложение 6 НПБ 111-98* таб. п.6.2;

- предусмотреть противопожарное расстояние от площадки для АЦ СУГ до ТРК с СУГ - не менее 20 м - приложение 6 НПБ 111-98* таб. п.6.2;

- установить на линии рециркуляции перед узлами подсоединения трубопровода к АЦ и резервуару огнепреградители (искрогасители) - п. 62 НПБ 111-98*;

- оборудовать электромагнитными клапанами для перекрытия трубопроводов - п. 19.9* НПБ 111-98*;

- предусмотреть на объекте автоматическую систему противоаварийной защиты, при срабатывании которой, должно быть предусмотрено автоматическое приведение в действие систем противоаварийной защиты всех технологических участков (перекрытие трубопроводов, отключение механизмов перекачивания, сброс сжатого газа, включение системы орошения, обесточивание оборудования и т.п.), обеспечивающих предотвращение дальнейшего развития аварии (п.19.4 НПБ 111-98);

- представить документацию, определяющую класс взрыво – пожаро защищенности электрооборудования - ст. 22 и 23 Федерального закона от 22 июля 2008 года № 123-ФЗ «Технический регламент о требованиях пожарной безопасности»;

- представить документацию, содержащую информацию о показателях пожарной опасности на СУГ и жидкое моторное топливо - ст. 133 Федерального закона от 22 июля 2008 года № 123-ФЗ «Технический регламент о требованиях пожарной безопасности»;

- представить документацию о проведении периодического контроля герметичности резервуаров СУГ и жидкого моторного топлива - (приложение 5 НПБ 111-98);

- представить документацию о проведении очистки технологического оборудования, в котором обращалось топливо или его пары (резервуары, емкости, трубопроводы и др.);

- представить документацию, свидетельствующую о соответствии запорной арматуры, требованиям ГОСТ 9544-93 (п.39* НПБ 111-98).

Нарушения закона РФ «О защите прав потребителей» 2300-1 от 07.02.1992:

- представить информацию об организации проведения производственного контроля, представить программу производственного контроля;

- представить санитарное эпидемиологическое заключение на проект предельно-допустимых выбросов в атмосферный воздух в результате деятельности автозаправочной станции п.4.1.1, п. 4.2.1 СанПиН 2.1.6.1032-01 «Гигиенические требования к обеспечению качества атмосферного воздуха населенных мест».

В остальной части в удовлетворении иска отказать.

Решение может быть обжаловано в судебную коллегию по гражданским делам Верховного Суда Республики Дагестан в апелляционном порядке через Буйнакский районный суд Республики Дагестан в течение месяца со дня принятия в окончательной форме.

Председательствующий                                  Ш.Ш. Шуаев

2-279/2019

Категория:
Гражданские
Статус:
Иск (заявление, жалоба) УДОВЛЕТВОРЕН ЧАСТИЧНО
Истцы
Прокурор г. Буйнакск
Ответчики
Министерство природных ресурсов и экологии РД
ОНД и ПР №4 по г. Буйнакск, Буйнакскому и Унцукульскому районам РД, УНД и ПР ГУ МЧС России по РД
ТО Управления Роспотребнадзора по РД в г. Буйнакск
Устарханов Закир Абакарович
Суд
Буйнакский районный суд Республики Дагестан
Дело на странице суда
buinakskiy-rs.dag.sudrf.ru
25.03.2020Регистрация иска (заявления, жалобы) в суде
25.03.2020Передача материалов судье
25.03.2020Решение вопроса о принятии иска (заявления, жалобы) к рассмотрению
25.03.2020Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
25.03.2020Подготовка дела (собеседование)
25.03.2020Вынесено определение о назначении дела к судебному разбирательству
25.03.2020Судебное заседание
25.03.2020Судебное заседание
25.03.2020Судебное заседание
25.03.2020Судебное заседание
25.03.2020Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме
25.03.2020Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
25.03.2020Дело оформлено
25.03.2020Дело передано в архив
22.05.2019
Решение

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее