Дело № 2а-612/2017
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
п. Плесецк 18 сентября 2017 года.
Плесецкий районный суд Архангельской области в составе
председательствующего судьи Куйкина Р.А.,
при секретаре Заруба Е.Н.,
с участием представителя административного истца Ефимовой А.В.,
представителя административного ответчика Храповой М.В.,
рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению прокурора Плесецкого района Архангельской области в интересах неопределенного круга лиц к Министерству природных ресурсов и лесопромышленного комплекса Архангельской области, территориальному органу Министерства природных ресурсов и лесопромышленного комплекса Архангельской области – управлению лесничествами и государственному казенному учреждению Архангельской области «Плесецкое лесничество» о признании бездействия незаконным и возложении обязанности организовать и обеспечить проведение санитарно-оздоровительных мероприятий по очистке от захламления лесных участков отходами лесопиления,
установил:
прокурор Плесецкого района Архангельской области обратился в суд с административным иском в защиту интересов неопределенного круга лиц к Министерству природных ресурсов и лесопромышленного комплекса Архангельской области, территориальному органу Министерства природных ресурсов и лесопромышленного комплекса Архангельской области – управлению лесничествами и государственному казенному учреждению Архангельской области «Плесецкое лесничество» о признании бездействия незаконным и возложении обязанности организовать и обеспечить проведение санитарно-оздоровительных мероприятий по очистке от захламления лесных участков отходами лесопиления.
В обоснование административного иска истец указал, что в ходе проведения прокурорской проверки выявлены нарушения природоохранного и лесного законодательства в части размещения несанкционированных свалок на территории лесного фонда в Плесецком районе, а именно установлена свалка древесных отходов (горбыль) объемом 3049 кбм. на площади 0,499 га, расположенная к юго-востоку от <адрес> Плесецкого района, на земельном участке с кадастровым номером №, категории земель лесного фонда, в квартале №, выделах № Плесецкого сельского участкового лесничества Плесецкого лесничества. В настоящее время лесной участок является свободным, в аренду не передан. Достоверно установить лиц, допустивших размещение указанных отходов, не представилось возможным. В связи с этим на основании действующего законодательства обязанность произвести очистку лесов от захламления должна быть возложена на ответчиков. Административный истец просит признать незаконным бездействие ответчиков, выразившееся в не устранении нарушений природного и лесного законодательства по организации и обеспечению проведения санитарно-оздоровительных мероприятий на лесном участке, и обязать ответчиков организовать и обеспечить проведение санитарно-оздоровительных мероприятий по очистке от захламления отходами лесопиления в границах земельного участка, расположенного в квартале № выделах № Плесецкого сельского участкового лесничества Плесецкого лесничества, общей площадью 3049 кбм.
В судебном заседании представитель административного истца помощник прокурора Плесецкого района Архангельской области Ефимова А.В. на иске настаивала по доводам, изложенным в исковом заявлении.
Представитель административного ответчика ГКУ АО «Плесецкое лесничество» Храпова М.В. в судебном заседании с иском не согласилась, пояснив, что еще в 2008 году было установлено, что лицом, организовавшим несанкционированную свалку отходов лесопиления, является индивидуальный предприниматель ФИО5, который был привлечен за это к административной ответственности и на него была возложена обязанность ликвидировать свалку отходов. Полагает, что оснований для возложения на ответчиков обязанности ликвидировать указанную свалку отходов лесопиления не имеется.
Представители административных ответчиков Министерства природных ресурсов и лесопромышленного комплекса Архангельской области и территориального органа Министерства природных ресурсов и лесопромышленного комплекса Архангельской области – управления лесничествами в судебное заседание не явились, о дате, времени и месте рассмотрения дела извещены надлежащим образом. Ответчики направили в суд письменные возражения, согласно которых с исковыми требованиями не согласны по тем основаниям, что лицом, виновным в организации указанной в иске свалке отходов лесопиления является индивидуальный предприниматель ФИО5, который организовал эту свалку с 2008 года в выделе № квартале № Плесецкого сельского участкового лесничества Плесецкого лесничества. Вместе с тем, ответчики не извещались прокуратурой о проведении прокурорской проверки, в связи с чем доказательства, представленные истцом, считают недопустимыми. При этом, собственником лесных земельных участков, на которых расположена свалка, является Российская Федерация. Средства на осуществление переданных Министерству природных ресурсов и лесопромышленного комплекса Архангельской области предоставляются в виде субвенций из федерального бюджета. На 2017 год средства на организацию ликвидации свалки отходов в федеральном бюджете не предусмотрены и не выделялись. Кроме того, Министерство природных ресурсов и лесопромышленного комплекса Архангельской области полагает, что не является надлежащим ответчиком по делу, поскольку полномочия по сбору и вывозу твердых бытовых отходов действующее законодательство относит к компетенции соответствующего муниципального образования.
Суд считает возможным рассмотреть дело в отсутствие неявившихся лиц, поскольку их явка не признана судом обязательной.
Выслушав мнение лиц, участвующих в деле, исследовав письменные материалы дела, суд полагает, что административное исковое заявление подлежит удовлетворению по следующим основаниям.
В соответствии с ч. 1 и ч. 4 ст. 39 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации (далее – КАС РФ) прокурор вправе обратиться в суд с административным исковым заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц или интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований, а также в других случаях, предусмотренных федеральными законами. Прокурор, обратившийся в суд с административным исковым заявлением, пользуется процессуальными правами и несет процессуальные обязанности административного истца (за исключением права на заключение соглашения о примирении и обязанности по уплате судебных расходов), а также обязанность по уведомлению гражданина или его законного представителя о своем отказе от поданного им в интересах гражданина административного иска.
Согласно ч. 1 ст. 218 КАС РФ гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями (включая решения, действия (бездействие) квалификационной коллегии судей, экзаменационной комиссии), должностного лица, государственного или муниципального служащего (далее - орган, организация, лицо, наделенные государственными или иными публичными полномочиями), если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности. Гражданин, организация, иные лица могут обратиться непосредственно в суд или оспорить решения, действия (бездействие) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, в вышестоящие в порядке подчиненности орган, организацию, у вышестоящего в порядке подчиненности лица либо использовать иные внесудебные процедуры урегулирования споров.
Как следует из материалов дела, в том числе, справки по результатам прокурорской проверки от 09 июня 2017 года и справки о результатах проверки несанкционированных свалок отходов лесопиления, проведенной ГКУ АО «Плесецкое лесничество», а также акта о лесонарушении, в ходе проведения проверок выявлены нарушения природоохранного и лесного законодательства в части размещения несанкционированных свалок на территории лесного фонда в Плесецком районе, а именно установлена свалка древесных отходов (горбыль) объемом 3049 кбм. на площади 0,499 га, расположенная к юго-востоку от <адрес>, на земельном участке с кадастровым номером №, категории земель лесного фонда, в квартале №, выделах № Плесецкого сельского участкового лесничества Плесецкого лесничества. В настоящее время лесной участок является свободным, в аренду не передан.
Согласно ст. ст. 2, 9, 18, 42, 58 Конституции Российской Федерации, ст. 11 Федерального закона от 10.01.2002 № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды» (далее –Федеральный закон от 10.01.2002 № 7-ФЗ), каждый имеет право на благоприятную окружающую среду, каждый обязан сохранять природу и окружающую среду, бережно относится к природным богатствам, которые являются основой устойчивого развития, жизни и деятельности народов, проживающих на территории Российской Федерации.
В соответствии со ст. 72 Конституции Российской Федерации вопросы владения, пользования и распоряжения землей, недрами и другими природными ресурсами, вопросы лесного законодательства, законодательства об охране окружающей среды, вопросы природопользования, охраны окружающей среды и обеспечения экологической безопасности находятся в совместном ведении Российской Федерации и субъекта Федерации.
В силу ст. 51 Федерального закона от 10.01.2002 № 7-ФЗ отходы производства и потребления, радиоактивные отходы подлежат сбору, накоплению, утилизации, обезвреживанию, транспортировке, хранению и захоронению, условия и способы которых должны быть безопасными для окружающей среды и регулироваться законодательством Российской Федерации.
Согласно ст. 7 Земельного кодекса РФ, все земли по целевому назначению подразделяются на самостоятельные категории, в том числе, земли лесного фонда.
В силу ст. 6 Лесного кодекса РФ леса располагаются на землях лесного фонда и землях иных категорий.
Статьей 1 Лесного кодекса РФ предусмотрено, что лесное законодательство и иные регулирующие лесные отношения нормативные правовые акты основываются, в том числе, на следующих принципах: сохранение средообразующих, водоохранных, защитных, санитарно-гигиенических, оздоровительных и иных полезных функций лесов в интересах обеспечения права каждого на благоприятную окружающую среду; использование лесов с учетом их глобального экологического значения, а также с учетом длительности их выращивания и иных природных свойств лесов; обеспечение многоцелевого, рационального, непрерывного, неистощительного использования лесов для удовлетворения потребностей общества в лесах и лесных ресурсах; воспроизводство лесов, улучшение их качества, а также повышение продуктивности лесов; обеспечение охраны и защиты лесов; использование лесов способами, не наносящими вреда окружающей среде и здоровью человека.
Согласно ч.ч. 1, 2 и 4 ст. 60.1 Лесного кодекса РФ леса подлежат защите от вредных организмов (жизнеспособных растений любых видов, сортов или биологических типов, животных либо болезнетворных организмов любых видов, биологических типов, которые способны нанести вред лесам и лесным ресурсам).
Защита лесов направлена на выявление в лесах вредных организмов и предупреждение их распространения, а в случае возникновения очагов вредных организмов - на их ликвидацию.
Защита лесов осуществляется органами государственной власти, органами местного самоуправления в пределах их полномочий, определенных в соответствии со статьями 81 - 84 настоящего Кодекса, если иное не предусмотрено настоящим Кодексом, другими федеральными законами.
С соответствии с ч. 1 и ч. 2 ст. 60.2 Лесного кодекса РФ защита лесов включает в себя выполнение мер санитарной безопасности в лесах и ликвидацию очагов вредных организмов.
Защита лесов, расположенных на землях лесного фонда, землях обороны и безопасности, землях особо охраняемых природных территорий, осуществляется в соответствии с настоящим Кодексом.
В соответствии с ч. 1 и ч. 3 ст. 60.3 Лесного кодекса РФ меры санитарной безопасности в лесах включают в себя: 1) лесозащитное районирование; 2) государственный лесопатологический мониторинг; 3) проведение лесопатологических обследований; 4) предупреждение распространения вредных организмов; 5) иные меры санитарной безопасности в лесах.
Правила санитарной безопасности в лесах устанавливаются Правительством Российской Федерации.
На основании ч.ч. 1-3 ст. 60.12 Лесного кодекса РФ леса подлежат охране от загрязнения и иного негативного воздействия в соответствии с настоящим Кодексом, Федеральным законом от 10 января 2002 года № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды» и другими федеральными законами.
При использовании лесов, охране лесов от пожаров, защите, воспроизводстве лесов, в том числе при выполнении лесосечных работ, должны соблюдаться установленные законодательством Российской Федерации требования по охране окружающей среды от загрязнения и иного негативного воздействия, выполняться меры по охране лесов от загрязнения (в том числе нефтяного, радиоактивного и другого) и иного негативного воздействия, включая меры по сохранению лесных насаждений, лесных почв, среды обитания объектов животного мира, других природных объектов в лесах, а также должна осуществляться, в том числе посредством лесовосстановления и лесоразведения, рекультивация земель, на которых расположены леса и которые подверглись загрязнению и иному негативному воздействию.
Охрана лесов от загрязнения и иного негативного воздействия осуществляется физическими и юридическими лицами, органами государственной власти, органами местного самоуправления в пределах их полномочий, определенных в соответствии с настоящим Кодексом и Федеральным законом от 10 января 2002 года № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды».
В силу п. 4 ч. 1 ст. 83 Лесного кодекса РФ Российская Федерация передает органам государственной власти субъектов Российской Федерации осуществление полномочий в области лесных отношений, в том числе организацию использования лесов, их охраны (в том числе осуществления мер пожарной безопасности и тушения лесных пожаров, за исключением выполнения взрывных работ в целях локализации и ликвидации лесных пожаров и осуществления мероприятий по искусственному вызыванию осадков в целях тушения лесных пожаров), защиты (за исключением лесозащитного районирования и государственного лесопатологического мониторинга), воспроизводства (за исключением лесосеменного районирования, формирования федерального фонда семян лесных растений и государственного мониторинга воспроизводства лесов) на землях лесного фонда и обеспечение охраны, защиты, воспроизводства лесов (в том числе создание и эксплуатация лесных дорог, предназначенных для использования, охраны, защиты и воспроизводства лесов) на указанных землях.
Согласно ч. 3 ст. 83 JIесного кодекса РФ средства на осуществление переданных полномочий предоставляются в виде субвенций из федерального бюджета.
В силу п.п. «б» п. 3 Правил санитарной безопасности в лесах, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 29.06.2007 № 414 (далее - Правила), действующих в момент возникновения и развития спорных правоотношений, проведение санитарно-оздоровительных мероприятий обеспечивается в отношении лесов, расположенных на землях лесного фонда, осуществление полномочий по защите которых передано органам государственной власти субъектов Российской Федерации в соответствии с ч. 1 ст. 83 ЛК РФ, - органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации.
Пунктом 28 Правил установлено, что санитарно-оздоровительными мероприятиями являются вырубка погибших и поврежденных лесных насаждений, очистка лесов от захламления, загрязнения и иного негативного воздействия.
Согласно п. «е» п. 39 Правил при использовании лесов не допускается загрязнение лесов промышленными и бытовыми отходами.
Указанные положения воспроизводятся в Правилах санитарной безопасности в лесах, утвержденных постановлением Правительства РФ от 20.05.2017 № 607.
Так, согласно п. 5 указанных Правил проведение лесопатологических обследований и предупреждение распространения вредных организмов обеспечиваются в отношении лесов, расположенных на землях лесного фонда, осуществление полномочий по защите которых передано органам государственной власти субъектов Российской Федерации в соответствии с частью 1 статьи 83 Лесного кодекса Российской Федерации, - органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации.
В силу п. 12 и п. 14 Правил рубка погибших и поврежденных лесных насаждений, уборка неликвидной древесины, рубка аварийных деревьев проводятся в соответствии с настоящими Правилами, а также утвержденными в установленном порядке правилами заготовки древесины, правилами пожарной безопасности в лесах и правилами ухода за лесами.
При использовании лесов не допускается загрязнение лесов отходами производства и потребления и выбросами, радиоактивными и другими вредными веществами, иное неблагоприятное воздействие на леса.
Пунктом 9 Правил пожарной безопасности в лесах, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 30.06.2007 № 417, запрещается засорение леса бытовыми, строительными, промышленными и иными отходами и мусором.
В силу ч. 6 и ч. 12 п. 8 Положения о министерстве природных ресурсов и лесопромышленного комплекса Архангельской области, утвержденного постановлением Правительства Архангельской области от 04.03.2014 № 92-пп (далее - Положение), министерство уполномочено на осуществление мероприятий по охране, защите, воспроизводству лесов на лесных участках, находящихся в собственности Архангельской области, в пределах полномочий, отнесенных к полномочиям органов государственной власти Архангельской области, на осуществление полномочий, связанных с проведением лесоустройства, отнесенных к полномочиям органов государственной власти Архангельской области.
Согласно постановлению Конституционного Суда Российской Федерации от 26.04.2016 № 13-П, как следует из части 1 статьи 84 Лесного кодекса Российской Федерации, лесное законодательство строится на основе использования единообразного, не дифференцированного по видам муниципальных образований подхода к их определению, предполагающего принятие органами местного самоуправления мер по предотвращению вредного воздействия (включая захламление) на те лесные участки, которые находятся в муниципальной собственности. Осуществление же охраны и защиты лесов, расположенных на землях находящегося в федеральной собственности лесного фонда, без каких-либо специальных оговорок в отношении расположения соответствующих лесных участков на территории муниципального образования того или иного вида закреплено за органами государственной власти субъектов Российской Федерации (пункты 4, 6 и 7 части 1 статьи 83 Лесного кодекса Российской Федерации), исключая случаи, когда такие полномочия Российской Федерации в силу части 2 статьи 83 Лесного кодекса Российской Федерации не передаются для осуществления органам государственной власти субъектов Российской Федерации.
Правила санитарной безопасности в лесах, утвержденные постановлением Правительства Российской Федерации от 29 июня 2007 года N 414, также предусматривают обеспечение проведения соответствующих санитарно-оздоровительных мероприятий органами местного самоуправления лишь в отношении лесов, расположенных на землях, находящихся в собственности муниципальных образований, а в отношении лесов, расположенных на землях лесного фонда, - уполномоченными федеральными органами исполнительной власти либо органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, в частности в отношении земель лесного фонда, осуществление полномочий по защите которых передано органам государственной власти субъектов Российской Федерации в соответствии с частью 1 статьи 83 Лесного кодекса Российской Федерации (пункт 3).
Нормы федерального законодательства не предполагали и не предполагают возложения на органы местного самоуправления муниципальных районов обязанности по ликвидации за счет средств местного бюджета несанкционированного складирования отходов, размещенных неустановленными лицами на лесных участках в составе земель лесного фонда, расположенных на территории этих муниципальных районов, если органы местного самоуправления таких муниципальных районов не были наделены соответствующими государственными полномочиями.
Исходя из системного толкования вышеуказанных положений закона, поскольку несанкционированная свалка расположена на земельном участке лесного фонда, находящегося в федеральной собственности, не переданного по договору аренды, она подлежит ликвидации исполнительным органом государственной власти субъекта – министерством природных ресурсов и лесопромышленного комплекса <адрес> в рамках санитарно-оздоровительных мероприятий очистки леса.
Согласно п. 4 Положения министерство осуществляет свою деятельность непосредственно, а также через свои территориальные органы и подведомственные государственные учреждения <адрес>.
В соответствии с п. 9 Положения о территориальном органе министерства природных ресурсов и лесопромышленного комплекса Архангельской области - управление лесничествами, утвержденного приказом министерства природных ресурсов и лесопромышленного комплекса Архангельской области от 27.07.2016 № 160, территориальный орган осуществляет на подведомственной территории организацию использования лесов, их охрану (в том числе осуществление мер пожарной безопасности и тушения лесных пожаров), защиты (за исключением лесозащитного районирования и государственного лесопатологического мониторинга), воспроизводства (за исключением лесосеменного районирования, формирования федерального фонда семян лесных растений и государственного мониторинга воспроизводства лесов) на землях лесного фонда и обеспечение охраны, защиты, воспроизводства лесов (в том числе создание и эксплуатация лесных дорог, предназначенных для использования, охраны, защиты и воспроизводства лесов) на указанных землях.
В соответствии с п. 2.2 Устава Государственного казенного учреждения Архангельской области «Плесецкое лесничество», утвержденного распоряжением министерства природных ресурсов и лесопромышленного комплекса Архангельской области от ДД.ММ.ГГГГ №р, учреждение осуществляет на подведомственной территории участие в организации использования лесов, их охраны (в том числе осуществление мер пожарной безопасности и тушения лесных пожаров), защите (за исключением лесозащитного районирования и государственного лесопатологического мониторинга), воспроизводстве (за исключением лесосеменного районирования, формирования федерального фонда семян лесных растений и государственного мониторинга воспроизводства лесов) на землях лесного фонда и обеспечение охраны, защиты, воспроизводства лесов (в том числе создание и эксплуатация лесных дорог, предназначенных для использования, охраны, защиты и воспроизводства лесов) на указанных землях.
Таким образом, обязанность по организации и обеспечению проведения санитарно-оздоровительных мероприятий подлежит возложению на министерство природных ресурсов и лесопромышленного комплекса Архангельской области, его территориальный орган - управление лесничествами и подведомственное учреждение – ГКУ АО «Плесецкое лесничество».
Доводы административных ответчиков о том, что лицом, виновным в организации несанкционированной свалки отходов является индивидуальный предприниматель ФИО5, или иное лицо, материалами дела не подтверждаются.
Так, постановлением заместителя старшего государственного инспектора в лесничествах и лесопарках Храповой М.В. от ДД.ММ.ГГГГ № индивидуальный предприниматель ФИО5 был признан виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного ст. 7.1 КоАП РФ, а именно в том, что он самовольно использует земельный участок лесного фонда в квартале № выдел № Плесецкого сельского участкового лесничества леса АОЗТ «Красновские» для складирования древесины, без правоустанавливающих документов на данный земельный участок лесного фонда.
ДД.ММ.ГГГГ в адрес ФИО5 вынесено предписание убрать складированную древесину и произвести очистку лесного земельного участка в квартале № выдел №
Решением Плесецкого районного суда Архангельской области от 31 июля 2008 года, вступившим в законную силу, было постановлено обязать ФИО5 освободить земельный участок лесного фонда в квартале № выделе № Плесецкого сельского участкового лесничества от складированной древесины и порубочных остатков.
Как следует из материалов дела, древесина и порубочные остатки складировалась ФИО5 на земельном участке лесного фонда в квартале № выделе № Плесецкого сельского участкового лесничества площадью 2,5 га.
Согласно сообщению Отдела судебных приставов по Плесецкому району и г. Мирный УФССП России по Архангельской области и НАО, исполнительное производство № об освобождении земельного участка квартал № выдел № Плесецкого сельского участкового лесничества АОЗТ «Красновский» на исполнении отсутствует в связи с тем, что было окончено ранее, архивное дело уничтожено в связи с истечением сроков хранения.
Из объяснений ФИО5 от 29 августа 2017 года следует, что земельный участок лесного фонда в квартале № выдел № Плесецкого сельского участкового лесничества был полностью освобожден им от древесины и порубочных остатков. Предпринимательскую деятельность он с ДД.ММ.ГГГГ не осуществляет. Объекты недвижимого имущества в <адрес> находятся в собственности у ФИО6 Ему не известно, кто именно организовал спорную свалку древесных отходов объемом 3049 кбм на лощади 0,499 га, расположенную к юго-востоку от <адрес> в квартале №, выделах № Ни он, ни ФИО6 к этому не причастны.
Из объяснений ФИО6 от 15 сентября 2017 года следует, что производственная деятельность по распиловке древесины в <адрес> осуществлялась с 2008 года. Фактически деятельность осуществлял его брат ФИО5 Также производственные объекты сдавались в аренду ООО «<данные изъяты>, директором которой являлся ФИО5 Договор на утилизацию древесных отходов был заключен. Производственная деятельность в <адрес> не осуществляется с 2013 года, здания заброшены, территория освобождена. О том, кто организовал указанную в иске свалку древесных отходов ему не известно, он к этому не причастен.
Указанные в объяснениях ФИО6 обстоятельства подтверждаются копиями свидетельств о государственной регистрации права на здание бытового помещения, здания цехов лесопиления, расположенных в д. <адрес>, договором аренды недвижимости от ДД.ММ.ГГГГ, выпиской из ЕГРЮЛ в отношении ООО «<данные изъяты>» и договором от ДД.ММ.ГГГГ, заключенным между ООО «<данные изъяты>» и ЗАО «<данные изъяты>», по условиям которого последнее приняло на себя обязательства по утилизации древесных отходов.
По информации ООО «<данные изъяты>», указанная организация также не осуществляла складирование древесных отходов на указанных в иске земельных участках.
ФИО5 был признан виновным в складировании древесных отходов на земельном участке в квартале № выделе № Плесецкого сельского участкового лесничества. Данный участок не имеет отношения к предмету настоящего спора, поскольку несанкционированная свалка, указанная в иске, расположена в квартале № выделах № Плесецкого сельского участкового лесничества Плесецкого лесничества. При этом, нарушения ФИО5 были устранены, земельный участок освобожден от древесных отходов.
Таким образом, доказательств того, что ФИО5 или иное лицо допустили складирование древесных отходов на спорных лесных участках ответчиками суду не представлено и судом не добыто, в связи с чем обязанность организовать очистку лесных участков от свалки отходов лесопиления должна быть возложена именно на административных ответчиков.
Материалами дела подтверждается, что мероприятия по очистке лесных участков в квартале № выделах № Плесецкого сельского участкового лесничества Плесецкого лесничества от отходов лесопиления в план санитарно-оздоровительных мероприятий на 2017 год не включены, каких-либо мер к организации и обеспечению проведения санитарно-оздоровительных мероприятий по очистке лесного участка не принимается, что влечет нарушение прав граждан на благоприятную окружающую среду.
Ссылка ответчиков на несоблюдение прокурором обязанности известить соответствующие органы о проведении проверки и, как следствие, на недопустимость добыты в ходе проверки доказательств, является несостоятельной, поскольку административные ответчики самостоятельно предоставляли прокуратуре сведения о наличии несанкционированной свалки древесных отходов, указанной в исковом заявлении, что подтверждается материалами дела.
При указанных обстоятельствах, административное исковое заявление прокурора Плесецкого района Архангельской области подлежит удовлетворению.
Руководствуясь ст.ст. 175-180, 227 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд
решил:
административное исковое заявление прокурора Плесецкого района Архангельской области удовлетворить.
Признать незаконным бездействие Министерства природных ресурсов и лесопромышленного комплекса Архангельской области, территориального органа Министерства природных ресурсов и лесопромышленного комплекса Архангельской области – управления лесничествами и государственного казенного учреждения Архангельской области «Плесецкое лесничество», выразившееся в не устранении нарушений природного и лесного законодательства по организации и обеспечению проведения санитарно-оздоровительных мероприятий на лесном участке.
Обязать Министерство природных ресурсов и лесопромышленного комплекса Архангельской области, территориальный орган Министерства природных ресурсов и лесопромышленного комплекса Архангельской области – Управление лесничествами и государственное казенное учреждение Архангельской области «Плесецкое лесничество» организовать и обеспечить проведение санитарно-оздоровительных мероприятий по очистке от захламления отходами лесопиления в границах земельного участка, расположенного в квартале № выделах № Плесецкого сельского участкового лесничества Плесецкого лесничества, общей площадью 3049 кбм.,
Об исполнении решения в установленный судом срок необходимо сообщить в Плесецкий районный суд Архангельской области и прокурору Плесецкого района Архангельской области.
Решение может быть обжаловано в судебную коллегию по административным делам Архангельского областного суда в течение месяца со дня принятия решения судом в окончательной форме, через Плесецкий районный суд Архангельской области путем подачи апелляционной жалобы.
Решение в окончательной форме изготовлено 25 сентября 2017 года.
Председательствующий: Р.А. Куйкин.