Решение по делу № 66а-2386/2021 от 07.07.2021

    Судья Мартынова Е.А.    Дело № 66а-2386/2021

    (номер дела в суде первой инстанции 9а-27/2021)

ЧЕТВЕРТЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД ОБЩЕЙ ЮРИСДИКЦИИ АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ

    г. Нижний Новгород                                                                       3 августа 2021 года

Четвертый апелляционный суд общей юрисдикции в составе судьи Сорокина М.С., рассмотрев административное дело по административному исковому заявлению Шелепина Владимира Александровича об оспаривании Закона Пензенской области от 30 ноября 2018 года № 3270-ЗПО «О мерах социальной поддержки по оплате жилого помещения и коммунальных услуг, предоставляемых отдельным категориям граждан, проживающих на территории Пензенской области» по частной жалобе Шелепина Владимира Александровича на определение судьи Пензенского областного суда от 8 июня 2021 года об отказе в принятии административного искового заявления,

установил:

Шелепин В.А. обратился в Пензенский областной суд с административным иском к Законодательному Собранию Пензенской области, Губернатору Пензенской области, в котором просил признать Закон Пензенской области от 30 ноября 2018 года № 3270-ЗПО «О мерах социальной поддержки по оплате жилого помещения и коммунальных услуг, предоставляемых отдельным категориям граждан, проживающих на территории Пензенской области» (далее – Закон № 3270-ЗПО) недействующим в правовой системе совместного ведения Российской Федерации и Пензенской области по предоставлению компенсации расходов по оплате ЖКУ федеральным льготникам.

Определением судьи Пензенского областного суда от 8 июня 2021 года в принятии административного искового заявления отказано.

В частной жалобе Шелепин В.А. ставит вопрос об отмене определения как незаконного и необоснованного, вынесенного с нарушением норм материального и процессуального права со ссылкой на то, что Четвертый апелляционный суд общей юрисдикции в своем апелляционном определении от 4 августа 2020 года, которым решение Пензенского областного суда от 28 мая 2020 года по делу № 3а-160/2020 было оставлено без изменения, констатировал, что вердикт был бы иным, если бы он обжаловал решение на соответствие Закона № 3270-ЗПО федеральному законодательству, а именно положениям статей 159, 160 Жилищного кодекса Российской Федерации (далее – ЖК РФ).

Законность и обоснованность определения суда первой инстанции проверена судом апелляционной инстанции с учетом части 1 статьи 308 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации (далее – КАС РФ), по смыслу которой суд апелляционной инстанции рассматривает административное дело в полном объеме и не связан основаниями и доводами, изложенными в апелляционной жалобе, представлении и возражениях относительно жалобы, представления.

Проверив материалы дела, оценив имеющиеся в деле доказательства, изучив доводы частной жалобы, суд апелляционной инстанции не находит оснований к отмене обжалуемого определения.

Как установлено частью 1 статьи 210 КАС РФ судья отказывает в принятии административного искового заявления о признании нормативного правового акта недействующим по основаниям, предусмотренным частью 1 статьи 128 настоящего Кодекса, а также в случае, если на момент подачи административного искового заявления о признании нормативного правового акта недействующим оспариваемый нормативный правовой акт или его оспариваемые положения прекратили свое действие.

В соответствии с пунктом 4 части 1 статьи 128 КАС РФ если иное не предусмотрено настоящим Кодексом, судья отказывает в принятии административного искового заявления в случае, если имеется вступившее в законную силу решение суда по административному спору между теми же сторонами, о том же предмете и по тем же основаниям, определение суда о прекращении производства по данному административному делу в связи с принятием отказа административного истца от административного иска, утверждением соглашения о примирении сторон или имеется определение суда об отказе в принятии административного искового заявления. Суд отказывает в принятии административного искового заявления об оспаривании нормативных правовых актов, решений, действий (бездействия), нарушающих права, свободы и законные интересы неопределенного круга лиц, если имеется вступившее в законную силу решение суда, принятое по административному иску о том же предмете.

Как разъяснено в пункте 19 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 25 декабря 2018 года № 50 «О практике рассмотрения судами дел об оспаривании нормативных правовых актов и актов, содержащих разъяснения законодательства и обладающих нормативными свойствами» (далее – Постановление № 50), судья отказывает в принятии заявления об оспаривании нормативного правового акта или акта, обладающего нормативными свойствами, в соответствии с частью 1 статьи 128, частью 1 статьи 210 КАС РФ, частями 1, 2 статьи 127.1 АПК РФ в случае, если имеется вступившее в законную силу решение суда, которым проверена законность того же нормативного правового акта или акта, обладающего нормативными свойствами, либо той же его части, поскольку при рассмотрении и разрешении дела суд не связан основаниями и доводами, содержащимися в административном исковом заявлении, и выясняет обстоятельства, имеющие значение для дела, в полном объеме, независимо от указания на них лицами, участвующими в деле (часть 7 статьи 213 КАС РФ). В случае когда акт или часть акта, законность которых уже проверена судом, оспариваются другими лицами, требования которых основаны на иных доводах, не обсуждавшихся судом первой инстанции, в принятии административного искового заявления также должно быть отказано. Данные доводы могут быть приведены этими лицами при обжаловании решения суда в суд кассационной или надзорной инстанции. Вместе с тем судья не вправе отказать в принятии административного искового заявления, если в нем указаны иные основания, по которым акт или его часть не могли быть проверены судом, принявшим решение, вступившее в законную силу (например, когда после рассмотрения дела изменилось законодательство, на соответствие которому проверялись нормативный правовой акт или его часть, нормативный правовой акт или его часть проверялись Судом по интеллектуальным правам в части, относящейся к сфере интеллектуальных прав).

Отказывая в принятии административного искового заявления, судья проанализировал приведенные положения КАС РФ, Постановления № 50 и исходил из того, что Закон № 3270-ЗПО уже был предметом судебной проверки по административному иску Шелепина В.А. и вступившим в законную силу решением Пензенского областного суда от 28 мая 2020 года по административному делу № 3а-160/2020, оставленным без изменения апелляционным определением судебной коллегии по административным делам Четвертого апелляционного суда общей юрисдикции от 4 августа 2020 года № 66а-1266/2020, был признан принятым уполномоченным органом, в надлежащей форме, с соблюдением процедуры его принятия и вступления в силу, а также не противоречащим нормативным актам, имеющим большую юридическую силу, включая статьи 159, 160 ЖК РФ.

Следуя приведенным разъяснениям высшей судебной инстанции, судья проверил, претерпели ли изменения как сам Закон № 3270-ЗПО, так и нормативные акты большей юридической силы, включая статьи 159, 160 ЖК РФ, на соответствие которым указанный закон проверялся при рассмотрении дела № 3а-160/2020, и правомерно установил, что таких изменений к моменту обращения Шелепина В.А. в суд с настоящим административным исковым заявлением не произошло.

Таким образом, поскольку в административном иске Шелепина В.А. не указаны иные основания, по которым Закон № 3270-ЗПО не мог быть проверен судом при рассмотрении дела № 3а-160/2020, что в силу разъяснений пункта 19 Постановления № 50 исключало бы право судьи отказать в принятии административного иска, обжалуемое определение следует признать законным и обоснованным и не подлежащим отмене.

Не свидетельствует о наличии таких оснований ссылка в частной жалобе, что в апелляционном определении судебной коллегии по административным делам Четвертого апелляционного суда общей юрисдикции от 4 августа 2020 года содержится указание на то, что в апелляционной жалобе административный истец не оспаривает вывод суда о соответствии Закона № 3270-ЗПО требованиям федерального законодательства.

Данный вывод суда апелляционной инстанции вопреки позиции Шелепина В.А. напротив подтверждает, что Закон № 3270-ЗПО проверялся судебными инстанциями на предмет соответствия федеральному законодательству, включая статьи 159, 160 ЖК РФ, и признан им не противоречащим, что исключает возможность повторного рассмотрения судом настоящего административного искового заявления.

Шелепин В.А. был вправе приводить доводы о несоответствии Закона № 3270-ЗПО положениям статей 159, 160 ЖК РФ при обжаловании судебных актов по делу № 3а-160/2020 в вышестоящих судебных инстанциях и таким правом он воспользовался (кассационное определение судебной коллегии по административным делам Первого кассационного суда общей юрисдикции от 27 ноября 2020 года № 88а-27390/2020, определение судьи Верховного Суда Российской Федерации об отказе в передаче кассационной жалобы для рассмотрения в судебной заседании суда кассационной инстанции от 30 апреля 2021 года № 29-КАС21-17-К1).

Обжалуемое определение вынесено с соблюдением норм процессуального права, оснований для его отмены в апелляционном порядке, предусмотренных статьей 310 КАС РФ, не имеется.

Четвертый апелляционный суд общей юрисдикции, руководствуясь статьями 311, 316, 317 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации,

определил:

    определение судьи Пензенского областного суда от 8 июня 2021 года оставить без изменения, частную жалобу Шелепина Владимира Александровича – без удовлетворения.

Определение суда апелляционной инстанции вступает в законную силу со дня его вынесения и может быть обжаловано в течение шести месяцев в кассационном порядке в Первый кассационный суд общей юрисдикции (г. Саратов) в соответствии с главой 35 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации через Пензенский областной суд.

Судья                                            М.С. Сорокин

66а-2386/2021

Категория:
Гражданские
Истцы
Шелепин Владимир Александрович
Ответчики
Губернатор Пензенской области
Законодательное собрание Пензенской области
Суд
Четвертый апелляционный суд общей юрисдикции
Судья
Сорокин Михаил Сергеевич
Дело на сайте суда
4ap.sudrf.ru
08.07.2021Передача дела судье
03.08.2021Единоличное рассмотрение (без вызова лиц, участвующих в деле)
03.08.2021
Решение

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее