Дело № 2-1922/2023
УИД 61RS0023-01-2023-001190-08
Р Е Ш Е Н И Е
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
04 мая 2023 г. г. Шахты
Шахтинский городской суд Ростовской области в составе председательствующего судьи Курбатова В.А., при секретаре Шевченко О.Г, с участием ст. помощника Шахтинского городского прокурора Кулинич Н.Ю., истца Крикуновой А.В., представителя третьего лица Департамента образования г. Шахты Евтушенко Ю.В., рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению Шахтинского городского прокурора в интересах Крикунова А.В. к Администрации г.Шахты, третье лицо: Департамент образования г. Шахты, об обязании обеспечить жилым помещением,
У С Т А Н О В И Л:
Шахтинский городской прокурор в интересах Крикуновой А.В. обратился с иском в суд к Администрации г.Шахты об обязании обеспечить жилым помещением, ссылаясь на то, что прокурором города Шахты проведена проверка исполнения законодательства при обеспечении жильем детей-сирот. Проверкой установлено, что Крикунова А.В. включена в список детей-сирот и лиц из числа детей-сирот, которые подлежат обеспечению жилыми помещениями, на 2022 год, имеет право на обеспечение жилым помещением специализированного жилищного фонда, однако до настоящего времени жилым помещением не обеспечена. В 2022 году, согласно списку, утвержденному Министерством образования Ростовской области, необходимо обеспечить жилыми помещениями 61 детей-сирот на сумму 101 996,5 тыс.руб. Администрацией города Шахты проведена неэффективная работа по поиску квартир на вторичном рынке, которая положительного результата не имеет. Из объявленных 155 аукционов на приобретение жилых помещений на вторичном рынке 154 аукциона не состоялись по причине отсутствия заявок участников. В связи с изложенным, до настоящего времени Крикунова А.В., относящаяся к категории детей-сирот, жилым помещением не обеспечена.
В связи с чем, Шахтинский городской прокурор просил обязать Администрацию г. Шахты обеспечить Крикунову А.В. благоустроенным жилым помещением специализированного жилищного фонда по договору найма специализированного жилого помещения общей площадью не менее 33 кв.м в течение 1 месяца с момента вступления решения суда в законную силу.
Старший помощник Шахтинского городского прокурора Кулинич Н.Ю. поддержала заявленные исковые требования, согласно доводов указанных в иске.
Крикунова А.В. в судебное заседание явилась, поддержала требования Шахтинского городского прокурора, просила их удовлетворить, пояснила что до настоящего времени жилым помещением не обеспечена.
Представитель ответчика Администрации г. Шахты Шумаков С.А., действующий на основании доверенности № от 19.01.2023, в судебное заседание не явился, направила в адрес суда письменные возражения, в которых просил в удовлетворении исковых требований Шахтинского городского прокурора отказать, пояснил, что в связи с отсутствием жилых помещений на вторичном рынке, отвечающим условиям, утвержденным приказом Министерства строительства РФ и отсутствием в многоквартирных домах паспортов энергетической эффективности, в 2022 году Крикунова А.В. не была обеспечена жильем, согласно письму Министерства строительство Ростовской области, Крикунова А.В. будет обеспечена жильем в 2023г.
Представитель третьего лица Департамента образования г.Шахты ФИО6, действующая на основании доверенности № от 22.06.2022 в судебное заседание явилась, считала требования прокурора законными и обоснованными.
Выслушав стороны, исследовав материалы дела, суд приходит к следующему.
В силу ч. 3 ст. 196 ГПК РФ суд принимает решение по заявленным истцом требованиям.
В соответствии со ст. 56 ГПК РФ, содержание которой следует рассматривать в контексте с положениями п. 3 ст. 123 Конституции Российской Федерации и ст. 12 ГПК РФ, закрепляющих принцип состязательности гражданского судопроизводства и принцип равноправия сторон, каждая сторона должна доказать те обстоятельства, на которые она ссылается как на основания своих требований и возражений, если иное не предусмотрено федеральным законом.
В соответствии со ст. 45 ГПК РФ прокурор вправе обратиться в суд с заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц или интересов Российской Федерации, если основанием является нарушение социальных прав граждан, а также нарушение свобод и законных интересов граждан в сфере трудовых (служебных) отношений и иных непосредственно связанных с ними отношений.
Кроме того, в силу ст. 10 Федерального закона от 21 декабря 1996 г. №159-ФЗ "О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей" прокурор вправе обратиться в установленном порядке в соответствующие суды Российской Федерации за защитой прав детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.
В соответствии с ч. 1 ст. 7 Конституции РФ Российская Федерация - социальное государство, политика которого направлена на создание условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитее человека.
В соответствии с ч. 1 ст. 17 Конституции, в Российской Федерации признаются и гарантируются права и свободы человека и гражданина согласно общепризнанным принципам и нормам международного права.
Согласно ст. 40 Конституции РФ, каждый имеет право на жилище. Никто не может быть произвольно лишен жилища. Малоимущим, иным указанным в законе гражданам, нуждающимся в жилище, оно предоставляется бесплатно или за доступную плату из государственных, муниципальных и других жилищных фондов в соответствии с установленными законом нормами.
Меры социальной поддержки детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в том числе дополнительные гарантии прав на жилое помещение, определены Жилищным кодексом РФ и Федеральным законом от 21 декабря 1996 года № 159-ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей».
Дополнительные гарантии прав детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, на имущество и жилое помещение устанавливаются законодательством субъектов Российской Федерации и относятся к расходным обязательствам субъектов Российской Федерации.
Согласно п. 1 ст.109.1 ЖК РФ предоставление жилых помещений детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, по договорам найма специализированных жилых помещений осуществляется в соответствии с законодательством Российской Федерации и законодательством субъектов Российской Федерации.
Согласно ст. 1 Федерального закона от 21.12.1996 г. №159-ФЗ "О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей" лица из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, - лица в возрасте от 18 до 23 лет, у которых, когда они находились в возрасте до 18 лет, умерли оба или единственный родитель, а также которые остались без попечения единственного или обоих родителей и имеют в соответствии с настоящим Федеральным законом право на дополнительные гарантии по социальной поддержке.
Согласно ст. 8 Федерального закона от 21.12.1996 г. №159-ФЗ "О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей" Детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые не являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, а также детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, в случае, если их проживание в ранее занимаемых жилых помещениях признается невозможным, органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации, на территории которого находится место жительства указанных лиц, в порядке, установленном законодательством этого субъекта Российской Федерации, однократно предоставляются благоустроенные жилые помещения специализированного жилищного фонда по договорам найма специализированных жилых помещений.
Жилые помещения предоставляются лицам, указанным в абзаце первом настоящего пункта, по их заявлению в письменной форме по достижении ими возраста 18 лет, а также в случае приобретения ими полной дееспособности до достижения совершеннолетия. В случаях, предусмотренных законодательством субъектов Российской Федерации, жилые помещения могут быть предоставлены лицам, указанным в абзаце первом настоящего пункта, по их заявлению в письменной форме ранее чем по достижении ими возраста 18 лет.
Как указано в п. 9 ст. 8 Закона №159-ФЗ "О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей", Право на обеспечение жилыми помещениями по основаниям и в порядке, которые предусмотрены настоящей статьей, сохраняется за лицами, которые относились к категории детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, и достигли возраста 23 лет, до фактического обеспечения их жилыми помещениями.
Данная норма, устанавливающая особый (льготный) порядок реализации жилищных прав указанной в ней категорий граждан, направлена на их защиту, согласуется с положениями ч. 3 ст. 40 и ч. 1 ст. 41 Конституции Российской Федерации.
По заявлению в письменной форме лиц, указанных в абзаце первом настоящего пункта и достигших возраста 18 лет, жилые помещения предоставляются им по окончании срока пребывания в образовательных организациях, организациях социального обслуживания, медицинских организациях и иных организациях, создаваемых в установленном законом порядке для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также по завершении получения профессионального образования, профессионального обучения, либо окончании прохождения военной службы по призыву, либо окончании отбывания наказания в исправительных учреждениях.
Согласно п.3 ст.8 вышеуказанного Закона, орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации формирует список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц, указанных в пункте 9 настоящей статьи, которые подлежат обеспечению жилыми помещениями (далее - список) в соответствии с пунктом 1 настоящей статьи. Лица, указанные в абзаце первом пункта 1 настоящей статьи, включаются в список по достижении возраста 14 лет.
Согласно ч. 1 ст. 121 Семейного кодекса Российской Федерации, защита прав и интересов детей в случаях лишения их родительских прав, при создании действиями или бездействием родителей условий, представляющих угрозу жизни или здоровью детей, либо препятствующих их нормальному воспитанию и развитию, а также в других случаях отсутствия родительского попечения возлагается на органы опеки и попечительства.
Органы опеки и попечительства выявляют детей, оставшихся без попечения родителей, ведут учет таких детей в порядке, установленном уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти, обеспечивают защиту их прав и интересов до решения вопроса об их устройстве и исходя из конкретных обстоятельств утраты попечения родителей избирают формы устройства детей, оставшихся без попечения родителей, а также осуществляют последующий контроль за условиями их содержания, воспитания и образования.
В соответствии с Областным законом Ростовской области от 22.06.2006 №499-ЗС "О наделении органов местного самоуправления государственными полномочиями Ростовской области по обеспечению жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей" Исполнительно-распорядительным органам муниципальных районов и городских округов в Ростовской области передаются на неограниченный срок государственные полномочия Ростовской области по обеспечению жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые не являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, в случае, если их проживание в ранее занимаемых жилых помещениях признается невозможным.
В соответствии с п. 23.4 Постановления Правительства Ростовской области от 25.06.2012 № 539 «Об обеспечении жилыми помещениями и расходовании субвенций на осуществление полномочий по обеспечению жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей», органы местного самоуправления обеспечивают предоставление жилых помещений по договорам найма специализированного жилого помещения детям-сиротам, лицам из числа детей-сирот, лицам, которые достигли возраста 23 лет, включенным в сводный список на текущий финансовый год, в том же финансовом году, в котором получены субвенции из областного бюджета.
В случае, если средства федерального и (или) областного бюджетов направлены органами местного самоуправления на долевое участие в строительстве или строительство дома, обеспечивают предоставление жилых помещений по договорам найма специализированного жилого помещения детям-сиротам, лицам из числа детей-сирот, лицам, которые достигли возраста 23 лет, после ввода дома в эксплуатацию, но не позднее 30 сентября года, следующего за годом, в котором были выделены указанные средства.
В силу п. 19 Постановления Правительства Ростовской области от 25.06.2012 № 539, размер площади жилого помещения, исходя из которого органом местного самоуправления определяется размер общей площади жилого помещения, предоставляемого по договору найма специализированного жилого помещения, составляет: не менее 33 кв. метров общей площади жилого помещения на одного человека.
Крикунова А.В. в соответствии со ст. 1 Федерального закона от 21.12.1996 №159-ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» относится к лицам категории детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей. Согласно ч.1 ст. 8 Федерального закона «О дополнительных гарантиях по социальной защите детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» за Крикуновой А.В. собственного жилья не закреплялось.
На основании постановления Администрации г. Шахты от №1791 от 15.05.2019 Крикунова А.В. включена в список детей-сирот и лиц из числа детей-сирот, которые подлежат обеспечению жилыми помещениями специализированного жилищного фонда.
В соответствии с заключенным соглашением от 21.01.2022 № 55-ДС Крикунова А.В. включена в сводный список детей-сирот, подлежащих обеспечению жильем на территории города Шахты Ростовской области за счет областного бюджета.
Жилое помещение за истцом не закреплено, по договору социального найма ей жилье не предоставлялось и в собственности жилого помещения Крикунова А.В. не имеет, что было подтверждено сторонами в судебном заседании.
Исходя из положений ст. 8 Федерального закона от 21 декабря 1996 года №159-ФЗ "О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей" Крикунова А.В. должна быть обеспечена жилым помещением, однако до настоящего времени данная обязанность ответчиком не исполнена.
С 01.01.2013 года детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, предоставляются благоустроенные жилые помещения специализированного жилищного фонда по договорам найма специализированных жилых помещений.
В силу областного закона Ростовской области от 22.06.2006 №499-ЗС органы местного самоуправления наделены государственными полномочиями Ростовской области по обеспечению жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.
Следовательно, Администрация г.Шахты обязана предоставить Крикуновой А.В. благоустроенное жилое помещение специализированного жилищного фонда по договору найма специализированных жилых помещений.
Довод ответчика об отсутствии жилых помещений на вторичном рынке, отвечающим условиям, утвержденным приказом Министерства строительства РФ и отсутствием в многоквартирных домах паспортов энергетической эффективности, не состоятелен, так как не исключает возложенную законом обязанность по предоставлению истцу жилого помещения.
Требования истца в части срока исполнения требований, по мнению суда, являются разумными и обоснованными, так как каких либо мотивированных возражений относительно сроков ответчиком не представлено.
При таких обстоятельствах, учитывая, что до настоящего времени Крикунова А.В. не обеспечена жилым помещением, суд полагает, что заявленные исковые требования подлежат удовлетворению в полном объеме.
Руководствуясь ст.ст. 194-199 ГПК РФ, суд
Р Е Ш И Л :
Исковые требования Шахтинского городского прокурора в интересах Крикунова А.В. к Администрации г.Шахты, третье лицо: Департамент образования г. Шахты, об обязании обеспечить жилым помещением,- удовлетворить.
Обязать Администрацию г.Шахты (ИНН: 6155027630, ОГРН: 1026102773751, дата присвоения ОГРН: 05.11.2002) обеспечить Крикунова А.В., ДД.ММ.ГГГГ года рождения, место рождения: <данные изъяты>. (паспорт <данные изъяты> благоустроенным жилым помещением специализированного жилищного фонда по договору найма специализированного жилого помещения общей площадью не менее 33 кв.м в течение 1 месяца с момента вступления решения суда в законную силу.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Ростовский областной суд через Шахтинский городской суд в течение месяца со дня принятия решения судом в окончательной форме.
Решение в окончательной форме изготовлено 11.05.2023.
Судья А.В. Курбатов