Дело № 2-1273/22
УИД 52RS0012-01-2022-000416-18
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
18 октября 2022 года городской округ город Бор
Борский городской суд Нижегородской области в составе председательствующего судьи Копкиной И.Ю., с участием старшего помощника Борского городского прокурора Колбовской О.В., при ведении протокола секретарем судебного заседания Смирновой Г.Ю., рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Борского городского прокурора, действующего в защиту прав, свобод и законных интересов неопределенного круга лиц, к администрации городского округа город Бор Нижегородской области о понуждении к совершению действий,
Ус т а н о в и л:
Борский городской прокурор, действующий в защиту прав, свобод и законных интересов неопределенного круга лиц, обратился в суд с иском к администрации городского округа город Бор Нижегородской области о понуждении к совершению действий. В обоснование иска указал следующее:
Борской городской прокуратурой в рамках исполнения указания прокурора области от 19 июля 2019 года № 175/7 «Об организации прокурорского надзора за исполнением законов при переселении граждан из аварийного жилищного фонда» проведена проверка соблюдения администрацией городского округа г.Бор сроков расселения граждан из аварийных многоквартирных домов, расположенных на территории городского округа г.Бор.
Постановлением администрации городского округа г.Бор № от ДД.ММ.ГГГГ жилой дом <адрес> признан аварийным и подлежащим сносу.
На основании п.2 вышеуказанного постановления собственникам жилых помещений указано осуществить снос данного аварийного дома в течение трех лет со дня принятия настоящего постановления, т.е. до ДД.ММ.ГГГГ.
В указанный срок снос дома собственниками жилых помещений не осуществлен.
В настоящее время расселение указанного многоквартирного дома осуществляется в рамках государственной региональной адресной программы «Переселение граждан из аварийного жилищного фонда на территории Нижегородской области на 2019-2025 годы», утвержденной постановлением Правительства Нижегородской области от ДД.ММ.ГГГГ № во исполнение Федерального проекта «Обеспечение устойчивого сокращения непригодного для проживания жилищного фонда».
ДД.ММ.ГГГГ Борской городской прокуратурой в адрес главы администрации городского округа г.Бор внесено представление об устранении нарушений по факту непринятия мер по изъятию для муниципальных нужд земельного участка, на котором расположен дом <адрес>.
В ответе администрации городского округа г.Бор от ДД.ММ.ГГГГ на представление Борского городского прокурора от ДД.ММ.ГГГГ сообщено, что Администрация г.о.г.Бор Нижегородской области не имеет финансовых возможностей производить расселение и снос аварийных домов за счет средств местного бюджета. Такая возможность появляется только при финансовом участии бюджетов всех уровней (федерального, областного, местного). В связи с этим городской округ г.Бор участвует в реализации региональных программ, направленных на улучшение жилищных условий жителей округа.
Министерством строительства Нижегородской области сформирована региональная адресная программа по переселению граждан из аварийного жилищного фонда на территории Нижегородской области, в которую включены все многоквартирные дома, расположенные на территории городского округа г.Бор, признанные аварийными в период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ
Многоквартирный дом, расположенный по адресу: <адрес> подлежит расселению в рамках государственной программы «Переселение граждан из аварийного жилищного фонда на территории Нижегородской области на 2019-2023 годы», утвержденной постановлением Правительства Нижегородской области от ДД.ММ.ГГГГ №, в четвертом этапе со сроком расселения до ДД.ММ.ГГГГ. Указанный дом включен в Программу до момента истечения срока, определенного п.2 и п.4 постановления администрации городского округа г.Бор от ДД.ММ.ГГГГ №, в целях реализации возможности администрации городского округа г.Бор по исполнению обязанности по расселению муниципального жилищного фонда и изъятию для муниципальных нужд земельного участка, на котором расположен дом.
Вместе с тем, переселение граждан из аварийного фонда в рамках государственной региональной программы «Переселение граждан из аварийного жилищного фонда на территории Нижегородской области на 2019-2023 годы», утвержденной постановлением Правительства Нижегородской области от ДД.ММ.ГГГГ № является финансовой поддержкой муниципальным образованиям Нижегородской области для переселения граждан из аварийных домов за счет средств Фонда содействия реформированию жилищно-коммунального хозяйства и областного бюджета, и не снимает с администрации городского округа г.Бор обязанность принять меры по изъятию земельного участка и жилых помещений, находящихся в аварийном доме.
Бездействие органа местного самоуправления по изъятию земельного участка и изъятию у собственников аварийного дома жилых помещений нарушает права указанных собственников, а также ставит под угрозу жизнь и здоровье не только данных граждан, но и неопределенного круга лиц.
При указанных обстоятельствах истец обратился в суд и просил обязать администрацию городского округа г.Бор принять решение об изъятии для муниципальных нужд земельного участка, на котором расположен признанный непригодным для проживания жилой дом <адрес> и жилых помещений в <адрес>;
- в соответствии со ст. 206 ГПК РФ установить срок для совершения указанных действий.
В судебном заседании старший помощник Борского городского прокурора Нижегородской области Колбовская О.В. исковые требования поддержала по доводам, изложенным в исковом заявление, считает необходимым установить срок для совершения действий по принятию решения об изъятии земельного участка втечении 30 дней с момента вступления решения суда в законную силу.
Представитель ответчика администрации городского округа город Бор Нижегородской области по доверенности Синева М.В. возражала против удовлетворения иска, поскольку дом включен в региональную программу переселения граждан из аварийного фонда. При этом законодателем не определен срок, в течение которого орган местного самоуправления должен принять меры по изъятию земельного участка. В случае удовлетворения иска прокурора просила установить срок для совершения действий по принятию решения об изъятии земельного участка 3 месяца.
Представители третьих лиц и третьи лица, не заявляющих самостоятельные требования относительно предмета спора, Департамента имущественных и земельных отношений администрации городского округа город Бор Нижегородской области, ФИО5, ФИО6 в судебное заседание не явились, о времени и месте слушания дела извещены надлежащим образом.
Суд, заслушав участников процесса, исследовав и оценив собранные по делу доказательства в их совокупности по своему внутреннему убеждению, основанному на всестороннем, полном, объективном и непосредственном исследовании имеющихся в деле доказательств, установив юридически значимые обстоятельства, пришел к следующему.
Как следует из положений ч.4 ст.27, ч.3 ст.35 Федерального закона «О прокуратуре Российской Федерации», ч.1 ст.45 ГПК РФ прокурор вправе обратиться в суд с заявлением, если этого требует защита прав граждан и охраняемых законом интересов общества и государства, когда нарушены права и свободы значительного числа граждан, либо в силу иных обстоятельств нарушение приобрело особое общественное значение.
В соответствии со ст.35 Конституции РФ право частной собственности охраняется законом.
Каждый вправе иметь имущество в собственности, владеть, пользоваться и распоряжаться им как единолично, так и совместно с другими лицами.
Никто не может быть лишен своего имущества иначе как по решению суда. Принудительное отчуждение имущества для государственных нужд может быть произведено только при условии предварительного и равноценного возмещения.
Согласно ч.1 ст.32 ЖК РФ жилое помещение может быть изъято у собственника в связи с изъятием земельного участка, на котором расположено такое жилое помещение или расположен многоквартирный дом, в котором находится такое жилое помещение, для государственных или муниципальных нужд.
В силу ч.2 ст.32 ЖК РФ изъятие жилого помещения в связи с изъятием земельного участка, на котором расположено такое жилое помещение или расположен многоквартирный дом, в котором находится такое жилое помещение, для государственных или муниципальных нужд осуществляется в порядке, установленном для изъятия земельного участка для государственных или муниципальных нужд.
Согласно ч.10 ст.32 ЖК РФ признание в установленном Правительством Российской Федерации порядке многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции является основанием предъявления органом, принявшим решение о признании такого дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции, к собственникам помещений в указанном доме требования о его сносе или реконструкции в разумный срок. В случае, если данные собственники в установленный срок не осуществили снос или реконструкцию указанного дома, земельный участок, на котором расположен указанный дом, подлежит изъятию для муниципальных нужд и соответственно подлежит изъятию каждое жилое помещение в указанном доме, за исключением жилых помещений, принадлежащих на праве собственности муниципальному образованию, в порядке, предусмотренном частями 1 - 3,5 - 9 настоящей статьи.
Условия изъятия земельных участков для государственных или муниципальных нужд предусмотрены ст.56.3 ЗК РФ.
В силу п.4 ч.2 ст.56.3 ЗК РФ принятие решения об изъятии земельных участков для государственных или муниципальных нужд в целях, не предусмотренных пунктом 1 настоящей статьи, должно быть обосновано решением о признании многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции (в случае изъятия земельного участка в связи с признанием расположенного на таком земельном участке многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции).
По смыслу ч.4 ст.56.3 ЗК РФ изъятие земельных участков для государственных или муниципальных нужд осуществляется по решениям уполномоченных органов исполнительной власти или органов местного самоуправления, предусмотренных статьей 56.2 настоящего Кодекса, которые принимаются как по их собственной инициативе, так и на основании ходатайства об изъятии земельных участков для государственных или муниципальных нужд, поданного организацией, указанной в пункте 1 статьи 56.4 настоящего Кодекса.
Как разъяснено в пункте 22 постановления Пленум Верховного Суда Российской Федерации от 2 июля 2009 года № 14 «О некоторых вопросах, возникших в судебной практике при применении Жилищного кодекса Российской Федерации», судам следует учитывать, что в силу части 10 статьи 32Жилищного кодекса Российской Федерации признание в установленном порядке многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции является, по общему правилу, основанием для направления органом, принявшим такое решение к собственникам жилых помещений в указанном доме требования о сносе или реконструкции в разумный срок за счет их собственных средств. В том случае, если собственники жилых помещений в предоставленный им срок не осуществили снос или реконструкцию многоквартирного дома, органом местного самоуправления принимается решение об изъятии земельного участка, на котором расположен указанный аварийным дом, для муниципальных нужд (они заключаются в том, чтобы на территории муниципального образования не было жилого дома, не позволяющего обеспечить безопасность жизни и здоровья граждан) и, соответственно, обизъятии жилых помещений, принадлежащих на праве собственности муниципальному образованию.
Как установлено судом и следует из материалов дела, постановлением администрации городского округа г.Бор Нижегородской области № от ДД.ММ.ГГГГ жилой дом <адрес> признан аварийным и подлежащим сносу. Собственникам жилых помещений указанного выше многоквартирного дома постановлено осуществить снос данного аварийного дома в течение трех лет со дня принятия постановления. Расторгнуть договоры социального найма с нанимателями жилых помещений указанного выше многоквартирного дома в порядке, установленном действующим законодательством Российской Федерации. Установлен срок отселения граждан, соответствующий сроку, установленному в пункте 2 настоящего постановления, то есть до ДД.ММ.ГГГГ (л.д.14).
В указанный срок снос дома собственниками жилых помещений не осуществлен. Однако администрацией городского округа город Бор до настоящего времени не принято решение об изъятии земельного участка, на котором расположен аварийный жилой дом.
ДД.ММ.ГГГГ Борским городским прокурором Нижегородской области в адрес администрации городского округа город Бор Нижегородской области внесено представление об устранении нарушений жилищного законодательства (л.д.25-26).
В соответствии с указанным представлением администрацией городского округа г.Бор меры к изъятию для муниципальных нужд земельного участка, на котором расположен многоквартирный дом <адрес>, в соответствии с требованиями п.10 ст.32 ЖК РФ, не приняты. Допущенные нарушения стали возможными в результате ненадлежащего исполнения сотрудниками администрации городского округа г.Бор своих обязанностей, а также по причине ненадлежащего контроля за работой подчиненных сотрудников со стороны руководства администрации.
Согласно ответу администрации городского округа город Бор Нижегородской области от ДД.ММ.ГГГГ на представление в рамках реализации Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 185-ФЗ «О Фонде содействия реформированию жилищно-коммунального хозяйства» и в целях ликвидации аварийного жилищного фонда, снос которого не осуществлен собственниками самостоятельно, постановлением Правительства Нижегородской области от ДД.ММ.ГГГГ № утверждена региональная адресная программа «Переселение граждан из аварийного жилищного фонда на территории Нижегородской области на 2019-2025 годы». Областной программой предусмотрено расселение многоквартирных домов, которые признаны аварийными до ДД.ММ.ГГГГ. В связи с чем, администрацией городского округа г.Бор предприняты необходимые меры и подготовлены соответствующие документы для включения указанного многоквартирного дома в областную программу. Дом <адрес> внесен в указанную программу с планируемой датой окончания переселения ДД.ММ.ГГГГ. В связи с тем, что срок сноса многоквартирного жилого дома, установленный постановлением администрации городского округа г.Борот ДД.ММ.ГГГГг. № не истек к моменту включения указанного дома в областную программу, учитывая объективные возможности местного бюджета, а также отсутствие необходимого количества свободного жилищного фонда для переселения граждан, администрацией городского округа г Бор меры по изъятию земельного участка и жилых помещений, находящихся в доме, не производятся.
Вместе с тем, включение многоквартирного жилого дома в указанную программу не снимает с Администрации городского округа город Бор обязанности по осуществлению мероприятий по изъятию земельного участка, на котором расположен указанный жилой дом, для муниципальных нужд.
Согласно письму Министерства строительства Нижегородской области, многоквартирный жилой дом <адрес> признан аварийным на основании постановления администрации от ДД.ММ.ГГГГ №. Дом включен в Программу с планируемым сроком расселения дома ДД.ММ.ГГГГ. Изъятие для муниципальных нужд земельного участка, на котором расположен аварийный дом, и жилых помещений в данном аварийном доме относится к исключительной компетенции администрации и осуществляется в порядке, установленном ст.32 ЖК РФ, независимо от срока расселения дома, установленного Программой.
Доказательств тому, что администрацией городского округа город Бор Нижегородской области принимались меры по изъятию земельного участка, на котором расположен спорный жилой дом, не представлено.
При таких обстоятельствах, суд приходит к выводу о наличии правовых оснований для удовлетворения заявленных требований о возложении на администрацию городского округа город Бор Нижегородской области обязанности принять решение об изъятии для муниципальных нужд земельного участка, на котором расположен признанный непригодным для проживания жилой дом <адрес> и жилых помещений в <адрес>.
Исходя из положений ст.20 ГПК РФ, суд считает необходимым установить срок для совершения указанных действий в течение двух месяцевс даты вступления решения суда в законную силу, полагая данный срок достаточным и разумным.
Руководствуясь ст.ст.194 – 199 ГПК РФ, суд
РЕШИЛ:
░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░, ░░░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░ ░░░░, ░░░░░░ ░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░, ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░ ░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░.
░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░ ░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░ ░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░, ░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░ <░░░░░> ░ ░░░░░ ░░░░░░░░░ ░ <░░░░░>.
░░░░░░░░░░ ░░░░ ░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░ ░ ░░░░░░░░ ░░░░.
░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░ ░ ░░░░░░░ ░░░░░░ ░░ ░░░ ░░░ ░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░.
░░░░░ - ░.░. ░░░░░░░