Дело № 33а-1389/2021 В первой инстанции:
судья Пекаринина И.А.
№ дела 2а-235/2021
АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
11 мая 2021 г. город Севастополь
Судебная коллегия по административным делам Севастопольского городского суда в составе:
председательствующего: Бабича В.В.,
судей: Орловой С.В., Исаева С.Н.
при секретаре: Марушевской Т.В.
рассмотрела в открытом судебном заседании дело по административному иску Тихомирова Ю. В. к Департаменту по имущественным и земельным отношениям города Севастополя, заинтересованное лицо – Управление государственной регистрации права и кадастра Севастополя о признании решения незаконным
по апелляционной жалобе Департамента по имущественным и земельным отношениям города Севастополя на решение Нахимовского районного суда города Севастополя от 19 января 2021 г.
Заслушав доклад судьи Бабича В.В., пояснения представителя административного истца Нургалиева А.С.,
установила:
Тихомиров Ю.В. обратился в суд с административным исковым заявлением к Департаменту по имущественным и земельным отношениям города Севастополя (далее – Департамент, ДИЗО), в котором просит признать незаконным и отменить решение Департамента по имущественным и земельным отношениям города Севастополя от 06.07.2020 года № № об отказе в утверждении схемы расположения земельного участка на кадастровом плане территории по <адрес> в <адрес>, а также возложить на ответчика обязанность повторно рассмотреть заявление об утверждении схемы расположения земельного участка на кадастровом плане территории по <адрес> в <адрес>.
В обоснование заявленных исковых требований истец указал, что является собственником навеса-гаража общей площадью 48,10 кв.м, расположенного по указанному адресу на основании договора купли-продажи от 19.10.2015 г., истцу 27.10.2015 г. выдано свидетельство о государственной регистрации права собственности на указанное имущество, присвоен №. Административный ответчик отказал в предоставлении государственной услуги со ссылкой на то, что в заявлении о согласовании указан вид разрешенного использования земельного участка – «служебные гаражи», между тем из представленной кадастровой выписки на земельный участок от 19.11.2019 г. усматривается вид разрешенного использования земельного участка – «для строительства и обслуживания административного здания и ремонтных помещений». Административный истец считает указанный отказ незаконным, поскольку является собственником здания, также истец указал вид разрешенного использования - «для обслуживания автотранспорта».
Решением Нахимовского районного суда города Севастополя 19.01.2021 г. исковые требования Тихомирова Ю.В. удовлетворены. Признано незаконным решение Департамента по имущественным и земельным отношениям города Севастополя от 06.07.2020 г. № ГУ-исх-5608/20 об отказе в утверждении схемы расположения земельного участка на кадастровом плане территории по <адрес> в <адрес>. Обязано Департамент по имущественным и земельным отношениям города Севастополя повторно рассмотреть вопрос об утверждении схемы расположения земельного участка на кадастровом плане территории по <адрес> в <адрес>.
Не согласившись с указанным решением суда, Департамент подал апелляционную жалобу в которой просит решение суда первой инстанции отменить и принять по делу новое решение об отказе в удовлетворении иска.
В обоснование доводов жалобы указывает о нарушении судом норм права. При рассмотрении документов истца было выявлено, что испрашиваемый земельный участок формируется путем раздела из земельного участка с кадастровым номером № имеющий вид разрешенного использования земельного участка «для строительства и обслуживания административного здания и ремонтных помещений», однако в предоставленном заявлении о предварительном согласовании предоставления земельного участка из земель, находящихся в государственной собственности указан вид разрешенного использования «Служебные гаражи» (код 4.9). Указывая Закон города Севастополя №46-ЗС и пункты 2, 3, 4 Порядка определения видов разрешенного использования и категории земель в отношении земельных участков, расположенных на территории города Севастополя», учитывая разночтение вида разрешенного использования, в предоставлении государственной услуги Департаментом было отказано.
В судебном заседании представитель административного истца Нургалиев А.С. возражал против удовлетворения апелляционной жалобы.
Представитель ответчика и представитель заинтересованного лица в суд не явились, о месте и времени рассмотрения дела уведомлены.
Выслушав пояснения представителя истца, изучив материалы дела и доводы жалобы, судебная коллегия пришла к следующему.
Из материалов дела следует, что Тихомиров Ю.В. на основании договора купли-продажи от 12.10.2015 г. является собственником гаража-навеса площадью 48.1 кв.м. и бокса площадью 44.9 кв.м., расположенных по адресу: <адрес>. Право собственности зарегистрировано в ЕГРН, что подтверждается свидетельствами о государственной регистрации права от 27.10.2015 г. (л/д 7, 8).
Административный истец 18.06.2010 г. обратился в Департамент с заявлением о предварительном согласовании предоставления на праве аренды земельного участка площадью 217 кв.м. из земель, находящихся в государственной собственности, указав в заявлении вид использования земельного участка - для обслуживания автотранспорта (код 4.9).
Письмом ответчика от 06.07.2020 г. № ГУ-исх-5608/20 Тихомирову Ю.В. отказано в предварительном согласовании предоставления земельного участка по <адрес> в <адрес>, поскольку при рассмотрении документов было выявлено, что испрашиваемый земельный участок формируется путем раздела из земельного участка с кадастровым номером № имеющего вид разрешенного использования земельного участка, согласно приложенной кадастровой выписке на земельный участок от 19.11.2019 г., «для строительства и обслуживания административного здания и ремонтных помещений». Однако в предоставленном заявлении о предварительно согласовании предоставления земельного участка из земель, находящихся в государственной собственности указан вид разрешенного использования «Служебные гаражи» (код 4.9).
В соответствии с подпунктом 6 пункта 2 статьи 39.3 ЗК РФ без проведения торгов осуществляется продажа земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, на которых расположены здания, сооружения, собственникам таких зданий, сооружений либо помещений в них в случаях, предусмотренных статьей 39.20 настоящего Кодекса.
Пунктом 1 статьи 39.20 ЗК РФ предусмотрено, что если иное не установлено настоящей статьей или другим федеральным законом, исключительное право на приобретение земельных участков в собственность или в аренду имеют граждане, юридические лица, являющиеся собственниками зданий, сооружений, расположенных на таких земельных участках.
Судебная коллегия считает возможным согласиться с выводом суда первой инстанции о незаконности оспариваемого письма (решения) ответчика от 06.07.2020 г. в котором не указана норма права на основании которой Департамент отказал в предоставлении государственной услуги.
Перечень оснований для отказа в предварительном согласовании предоставления земельного участка приведен в статье 39.15 ЗК РФ.
Исчерпывающий перечень оснований для отказа в предоставлении государственной услуги, в том числе с учетом указанной нормы, приведен в разделе 2.10 Административного регламента предоставления государственной услуги "Предварительное согласование предоставления земельного участка из земель, находящихся в государственной собственности города федерального значения Севастополь", утвержденного распоряжением Департамента по имущественным и земельным отношениям г. Севастополя от 19.01.2017г. N 549-РДЗ.
Данные акты не содержат такого основания отказа в предварительном согласовании предоставления земельного участка как разночтение вида разрешенного использования.
На дату принятия ответчиком оспариваемого решения от 06.07.2020 г. виды разрешенного использования земельных участков определялись на основании Классификатора видов разрешенного использования земельных участков, утвержденного приказом Минэкономразвития от 01.09.2014 г. N 540.
Под кодом 4.9 в Классификаторе указан вид разрешенного использования «Служебные гаражи» - размещение постоянных или временных гаражей, стоянок для хранения служебного автотранспорта, используемого в целях осуществления видов деятельности, предусмотренных видами разрешенного использования с кодами 3.0, 4.0, а также для стоянки и хранения транспортных средств общего пользования, в том числе в депо.
Под кодом 3.0 в Классификаторе указан вид разрешенного использования «Общественное использование объектов капитального строительства» - размещение объектов капитального строительства в целях обеспечения удовлетворения бытовых, социальных и духовных потребностей человека. Содержание данного вида разрешенного использования включает в себя содержание видов разрешенного использования с кодами 3.1 - 3.10.2.
Ответчиком в оспариваемом письме не указано в чем конкретно заключается разночтение вида разрешенного использования, также в нем отсутствуют предложения о том, какой вид разрешенного использования из указанных в Классификаторе является допустимым.
Кроме того, сам по себе факт несоответствия вида разрешенного использования земельного участка с тем видом, который необходим для использования находящегося на таком земельном участке объекта недвижимости не мог являться законным основанием для предоставления государственной услуги, поскольку, как указано выше, собственник объекта недвижимости имеет исключительное право на приобретение земельного участка в собственность.
Данный вывод также следует из принципа земельного законодательства о единстве судьбы земельных участков и прочно связанных с ними объектов, согласно которому все прочно связанные с земельными участками объекты следуют судьбе земельных участков, за исключением случаев, установленных федеральными законами (подпункт 5 пункта 1 статьи 1 ЗК РФ).
Учитывая изложенное, оснований для отмены решения суда первой инстанции не имеется.
Руководствуясь ст. 308, 309, 310 КАС РФ, судебная коллегия
определила:
решение Нахимовского районного суда города Севастополя от 19.01.2021 г. оставить без изменения, а апелляционную жалобу Департамента по имущественным и земельным отношениям города Севастополя - без удовлетворения.
Настоящее апелляционное определение может быть обжаловано в кассационном порядке в Четвертый кассационный суд общей юрисдикции через Нахимовский районный суд города Севастополя в течение шести месяцев со дня его вынесения.
Председательствующий
судьи