Решение по делу № 12-411/2015 от 28.09.2015

РЕШЕНИЕ

21 октября 2015 года г. Видное Московской области

Видновский городской суд Московской области в составе судьи ФИО1, при секретаре ФИО2, рассмотрел в судебном заседании жалобу Открытого акционерного общества «Московский коксогазовый завод» (ОАО «Москокс») на постановление старшего государственного инспектора Департамента Росприроднадзора по Центральному федеральному округу от ДД.ММ.ГГГГ по делу об административном правонарушении, предусмотренном ч.1 ст.8.21 КоАП РФ, в отношении ОАО «Москокс» (Московская область, Ленинский район, г.Видное, Белокаменное ш., вл.13, 142703, ИНН 5003003915, КПП 500301001, ОГРН 1025000657660),

У С Т А Н О В И Л:

Постановлением старшего государственного инспектора Департамента Росприроднадзора по Центральному федеральному округу от ДД.ММ.ГГГГ ОАО «Москокс» было признано виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч.1 ст.8.21 КоАП РФ, с назначением наказания в виде административного штрафа в размере 200000 рублей.

Не согласившись с указанным постановлением, ОАО «Москокс» его обжаловало, просит отменить, производство по делу прекратить в связи с отсутствием состава вмененного административного правонарушения.

Представитель ОАО «Москокс» ФИО3 в судебное заседание явился, поддержал доводы жалобы по основаниям, в ней изложенным.

Свидетель – государственный инспектор РФ в области охраны окружающей среды Департамента Росприроднадзора по Центральному округу ФИО4 в судебное заседание явился, представил оригиналы административного материала, пояснив, что вынес обжалуемое постановление на основании лично проведенной проверки деятельности предприятия ОАО «Москокс». Законом предусмотрено, что выброс вредных веществ производится на основании специального разрешения, которое у ОАО «Москокс» отсутствовало. В ходе проверки были выявлены нарушения, отраженные в протоколе об административном правонарушении. Разрешение выдается на основании нормативов. ОАО «Москокс» не имеет необходимого разрешения, за что было привлечено к ответственности.

Суд, изучив материалы дела, в том числе оригиналы административного материала, выслушав заявителя, свидетеля, приходит к следующим выводам.

Согласно ч.1 статьи 8.21 КоАП РФ выброс вредных веществ в атмосферный воздух или вредное физическое воздействие на него без специального разрешения влечет наложение административного штрафа на граждан в размере от двух тысяч до двух тысяч пятисот рублей; на должностных лиц - от сорока тысяч до пятидесяти тысяч рублей; на лиц, осуществляющих предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, - от тридцати тысяч до пятидесяти тысяч рублей или административное приостановление деятельности на срок до девяноста суток; на юридических лиц - от ста восьмидесяти тысяч до двухсот пятидесяти тысяч рублей или административное приостановление деятельности на срок до девяноста суток.

Объектом правонарушения являются общественные отношения в области охраны окружающей среды, возникающие при вредных воздействиях на атмосферный воздух.

Федеральный закон от 04.05.1999 № 96-ФЗ «Об охране атмосферного воздуха» установил правовые основы охраны воздуха, определил требования по сохранению в чистоте и улучшению его состояния, отвечающие темпам и масштабам развития промышленного производства, условиям воздействия человеческой деятельности на воздушную среду.

Выброс вредных веществ в атмосферный воздух стационарными источниками допускается с разрешения, выданного территориальным органом федерального органа исполнительной власти, органами исполнительной власти субъекта РФ в области охраны окружающей среды, в порядке, определенном Правительством РФ.

Объективная сторона правонарушения, предусмотренного ч.1 ст.8.21 КоАП РФ, выражается в незаконном выбросе вредных веществ в атмосферный воздух или вредное физическое воздействие на него без специального разрешения.

Субъективная сторона правонарушений может заключаться как в умысле, так и в неосторожности.

Как усматривается из материалов дела, 14.07.2.015г. в соответствии с приказом Департамента Росприроднадзора по Центральному федеральному округу от «07» июля 2015 г. -пр при проведении внеплановой выездной проверки в присутствии представителей ОАО «Москокс» произведен отбор проб промышленных выбросов на стационарном организованном источнике выбросов вредных веществ в атмосферный воздух (печь сжигания аммиака в цехе улавливания). Отбор проб проводился аттестованной лабораторией ФБУ «ЦЛАТИ по ЦФО», аттестат аккредитации № РОСС RU 0001.22ЭК 39 со сроком действия до 14.02.2016г. При отборе проб составлен протокол отбора проб обследования объектов окружающей среды объектов производственной среды от 14.07.2015г. Претензий, заявлений и замечаний по отбору проб со стороны представителя предприятия не поступало.

По результатам, полученным на основании протокола исследования промышленных выбросов (протокол исследования -ПВ от 17.07.2015г.), установлено, что из источника выброса в атмосферный воздух производится выброс вредного (загрязняющего) вещества аммиака в массовой концентрации 0,73 мг/куб.м (что в 3,6 раза превышает Г1ДК максимально разовую для данного вещества). Мощность выброса составляет 0,0032259 г/с.

Согласно ч.4 ст.23 ФЗ «Об охране окружающей среды» выбросы и сбросы химических веществ в окружающую среду допускаются на основании разрешения, выданного органами исполнительной власти, осуществляющими государственное управление в области охраны окружающей среды.

Согласно ч.1 ст. 14 ФЗ «Об охране атмосферного воздуха» выброс вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух стационарным источником допускается на основании разрешения, выданного территориальным органом федерального органа исполнительной власти в области охраны окружающей среды, органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, осуществляющими государственное управление в области охраны окружающей среды, в порядке, определенном Правительством Российской Федерации.

Согласно Порядку установления источников выбросов вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух, подлежащих государственному учету и нормированию, утвержденному Приказом Минприроды России от 31.12.2010 N 579 (зарегистрировано в Минюсте России 9 февраля 2011 г. N 19753), и Распоряжению Правительства РФ от 08.07.2015 N 131 б-р, аммиак является вредным (загрязняющим) веществом и подлежит в обязательном порядке государственному учету и нормированию.

Вместе с тем, срок действия разрешения на выброс вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух /Э от ДД.ММ.ГГГГ, на основании которого ОАО «Москокс» осуществлял выбросы вредных веществ, истек ДД.ММ.ГГГГ.

Таким образом, 14.07.2015г. по адресу: Московская обл., Ленинский район, г.Видное, Белокаменное ш., вл.13, установлено, что ОАО «Москокс» осуществляет выброс вредных веществ (аммиака по источнику ) в атмосферный воздух без специального разрешения, что является нарушением требований ст. 14 ФЗ от 04.05.1999г. № 96-ФЗ «Об охране атмосферного воздуха»; ст. 23 ФЗ от 10.01.2002г. № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды». Нарушены требования ст. 14 ФЗ «Об охране атмосферного воздуха», ст. 23 ФЗ от 10.01.2002г. № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды», что является административным правонарушением, ответственность за которое предусмотрена ч.1 ст. 8.21 КоАПРФ.

Нарушение правил охраны атмосферного воздуха в части выброса вредных веществ в атмосферный воздух без специального разрешения допущено по вине ОАО «Москокс», так как ОАО «Москокс» своими действиями (бездействием) нарушило требования ст. 14 ФЗ «Об охране атмосферного воздуха».

Как установлено судом и отражено в обжалуемом постановлении, предприятием ОАО «Москокс» был разработан новый проект ПДВ, который ранее передавался в Департамент Росприроднадзора по ЦФО для утверждения нормативов ПДВ. По представленным материалам ОАО «Москокс» получен отказ в согласовании. В настоящее время проект ПДВ дорабатывается по полученным замечаниям.

Согласно исследованным материалам дела вина юридического лица – ОАО «Москокс» в совершении указанного административного правонарушения, предусмотренного ч.1 ст.8.21 КоАП РФ, подтверждается следующими доказательствами:

- протоколом об административном правонарушении от ДД.ММ.ГГГГ;

- приказом Росприроднадзора о проведении внеплановой выездной проверки ОАО «Москокс» от ДД.ММ.ГГГГ;

- решением о согласовании проведения внеплановой выездной проверки ОАО «Москокс» от ДД.ММ.ГГГГ;

- протоколом ПВ количественного химического анализа (КХА) промышленных выбросов в атмосферу от ДД.ММ.ГГГГ;

- актом отбора промышленных выбросов от ДД.ММ.ГГГГ;

- экспертным заключением по результатам контроля промышленных выбросов на ОАО «Москокс» от ДД.ММ.ГГГГ;

- протоколом отбора проб обследования объектов окружающей среды и объектов производственной среды от ДД.ММ.ГГГГ;

- копией разрешения на выброс вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух /э от ДД.ММ.ГГГГ, срок действия которого истек ДД.ММ.ГГГГ;

- копиями учредительных документов ОАО «Москокс»;

- уведомлением о времени и месте составления протокола об административном правонарушении от ДД.ММ.ГГГГ;

- актом проверки Росприроднадзора от ДД.ММ.ГГГГ -каг;

- определением о назначении времени и места рассмотрения дела об административном правонарушении от ДД.ММ.ГГГГ;

- предписанием от ДД.ММ.ГГГГ об устранении нарушения законодательства в области охраны окружающей среды и нарушений природоохранных требований.

Вышеприведенные доказательства согласуются между собой и в совокупности подтверждают совершение ОАО «Москокс» административного правонарушения, предусмотренного ч.1 ст.8.21 КоАП РФ. Данных, свидетельствующих о том, что названные доказательства получены с нарушением закона, не имеется. Перечисленные доказательства являются допустимыми, получены надлежащим образом, с соблюдением требований административного законодательства.

Протокол об административном правонарушении от ДД.ММ.ГГГГ составлен уполномоченным должностным лицом, его содержание и оформление соответствуют требованиям ст. 28.2 КоАП РФ. Сведения, необходимые для правильного разрешения дела, в протоколе отражены, оснований сомневаться в достоверности и допустимости данных сведений не имеется.

Поскольку материалами дела установлено, что ОАО «Москокс» осуществляет выброс вредных веществ (аммиака по источнику ) в атмосферный воздух без специального разрешения, указанные действия являются нарушением требований ст. 14 ФЗ от ДД.ММ.ГГГГ № 96-ФЗ «Об охране атмосферного воздуха», согласно которой выброс вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух стационарным источником допускается на основании разрешения, выданного территориальным органом федерального органа исполнительной власти в области охраны окружающей среды, органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, осуществляющими государственное управление в области охраны окружающей среды, в порядке, определенном Правительством Российской Федерации.

В соответствии со ст. 23 ФЗ от 10.01.2002г. № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды» нормативы допустимых выбросов и сбросов веществ и микроорганизмов устанавливаются для стационарных, передвижных и иных источников воздействия на окружающую среду субъектами хозяйственной и иной деятельности исходя из нормативов допустимой антропогенной нагрузки на окружающую среду, нормативов качества окружающей среды, а также технологических нормативов.

Материалами дела установлено, что срок действия разрешения на выброс вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух /э от ДД.ММ.ГГГГ истек ДД.ММ.ГГГГ.

Довод заявителя об отсутствии в его действиях состава административного правонарушения опровергается доказательствами по делу, в том числе показаниями свидетеля, опрошенного в суде.

Довод о том, что ОАО «Москокс» были приняты все меры по надлежащему оформлению разрешения на выброс вредных (загрязняющих) веществ подлежит отклонению, поскольку заключение заявителем договора от ДД.ММ.ГГГГ с ОАО «Восточный научно-исследовательский углехимический институт», по которому был разработан проект нормативов ПДВ для ОАО «Москокс», не влияет на доказанность вины заявителя, так как указанный проект не был согласован и утвержден Департаментом Росприроднадзора по Центральному федеральному округу, разрешение на выброс вредных веществ в атмосферный воздух не было получено.

Действительно, как усматривается из приобщенных к жалобе документов, ОАО «Москокс» обращалось в Росприроднадзор с предоставлением доводов на замечания Росприроднадзора к проекту нормативов ПДВ, а также в иные инстанции, однако указанный факт не может повлечь удовлетворение жалобы, поскольку деятельность ОАО «Москокс» по выбросу вредных веществ в атмосферный воздух не была приостановлена, а разрешение получено не было.

Довод заявителя о том, что Федеральная служба по надзору в сфере природопользования Министерства природных ресурсов и экологии РФ письмом № СМ-08-00-32/20290 от ДД.ММ.ГГГГ сообщило, что подведомственный им организацией Департаментом Росприроднадзора по Центральному федеральному округу безосновательно, без учета требований нормативных документов, указывались замечания в письмах и , подлежит отклонению как несостоятельный, поскольку, как следует из текста указанного ответа (стр.д.59) СМ-08-00-32/20290 от ДД.ММ.ГГГГ, действительно указано на отсутствие требований указывать сведения о лице, ответственном за качественное и своевременное проведение контроля и заверять печатью и подписью руководителя предприятия, вопросы же установления санитарно-защитных зон входят в компетенцию Федеральной службы по надзору в сфере прав потребителей, однако этим же ответом признано, что замечания, касающиеся формы инвентаризации и порядка нумерации источников загрязнения атмосферы, являются правомерными, в связи с чем ОАО «Москокс» необходимо доработать проект ПДВ по указанным замечаниям представить его в установленном законодательством РФ порядке в Департамент Росприроднадзора по Центральному федеральному округу.

В письме Федеральной службы по надзору в сфере природопользования Министерства природных ресурсов и экологии РФ от ДД.ММ.ГГГГ № ВС-08-01-32/882 в адрес ОАО «Восточный научно-исследовательский углехимический институт», с которым, как было указано выше, ОАО «Москокс» был заключен договор на разработку проекта нормативов ПДВ, также было указано на то, что некоторые замечания действительно не предусмотрены законодательством в виду отсутствия требования на указание определенных данных, однако относительно остальных замечаний Департамента Росприроднадзора в установлении нормативов ПДВ для ОАО «Москокс», указанных в письме от ДД.ММ.ГГГГ , сделан вывод, что они соответствуют требованиям нормативно-правовых актов, необходимо доработать проект ПДВ и представить его в установленном законодательством РФ порядке в Департамент Росприроднадзора.

На дальнейшие обращения в Федеральную службу по надзору в сфере природопользования Министерства природных ресурсов и экологии РФ, а также к губернатору Московской области, как усматривается из материалов дела, не было получено каких-либо ответов.

Вместе с тем, действия заявителя о предпринятых усилиях по согласованию проекта нормативов ПДВ свидетельствуют о несогласии со сделанными Росприроднадзором замечаниями, об их оспаривании, но не о каких-либо совершенных действиях по их устранению, тогда как согласно исследованным судом письмам Федеральной службы по надзору в сфере природопользования Министерства природных ресурсов и экологии РФ, было указано, что несмотря на некоторые замечания, не входящие в перечень установленных нормативными актами, оставшиеся замечания подлежат устранению.

Заявителем оспорен в Арбитражном суде города Москвы отказ Департамента Федеральной службы по надзору в сфере природопользования (Росприроднадзора) по Центральному Федеральному округу в утверждении проекта нормативов предельно допустимых выбросов ОАО «Москокс» с требованием обязать утвердить нормативы предельно допустимых выбросов и выдать разрешение на выброс вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух, однако на момент рассмотрения настоящей жалобы сведений о признании незаконными действий Росприроднадзора, об удовлетворении заявленных требований суду представлено не было.

В связи с изложенным, поскольку фактически требуемое разрешение ОАО «Москокс» не было получено, факт выброса вредных веществ (аммиака по источнику ) в атмосферный воздух без специального разрешения установлен проверкой Росприроднадзора, должностным лицом правомерно установлена вина заявителя в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч.1 ст.8.21 КоАП РФ.

Довод заявителя о том, что в действиях ОАО «Москокс» отсутствует вина общества также потому, что выброс в атмосферный воздух веществ сам по себе еще не свидетельствует о наличии состава правонарушения - выброса вредных веществ в атмосферный воздух без специального разрешения и необходимо установить, что его количество или концентрация превысили установленные государством гигиенические и экологические нормативы качества атмосферного воздуха, не может повлечь удовлетворение жалобы по следующим основаниям.

Вредное (загрязняющее) вещество согласно положениям Федерального закона от 4 мая 1999 года № 96-ФЗ «Об охране атмосферного воздуха» - химическое или биологическое вещество либо смесь таких веществ, которые содержатся в атмосферном воздухе и которые в определенных концентрациях оказывают вредное воздействие на здоровье человека и окружающую среду.

Загрязнение атмосферного воздуха - поступление в атмосферный воздух или образование в нем вредных (загрязняющих) веществ в концентрациях, превышающих установленные гигиенические и экологические нормативы качества атмосферного воздуха.

Вредное физическое воздействие на атмосферный воздух - воздействие шума, вибрации, ионизирующего излучения, температурного и других физических факторов, изменяющих температурные, энергетические, волновые, радиационные и другие физические свойства атмосферного воздуха, на здоровье человека и окружающую среду.

Материалами дела установлено, что при проведении внеплановой выездной проверки в присутствии представителей ОАО «Москокс» произведен отбор проб промышленных выбросов на стационарном организованном источнике выбросов вредных веществ в атмосферный воздух (печь сжигания аммиака в цехе улавливания). Отбор проб проводился аттестованной лабораторией ФБУ «ЦЛАТИ по ЦФО», аттестат аккредитации № РОСС RU 0001.22ЭК 39 со сроком действия до ДД.ММ.ГГГГ При отборе проб составлен протокол отбора проб обследования объектов окружающей среды и объектов производственной среды от ДД.ММ.ГГГГ Претензий, заявлений и замечаний по отбору проб со стороны представителя предприятия не поступало. По результатам, полученным на основании протокола исследования промышленных выбросов (протокол исследования -ПВ от 17.07.2015г.), установлено, что из источника выброса в атмосферный воздух производится выброс вредного (загрязняющего) вещества аммиака в массовой концентрации 0,73 мг/куб.м (что в 3,6 раза превышает ПДК максимально разовую для данного вещества). Мощность выброса составляет 0,0032259 г/с.

Таким образом, должностным лицом установлено, что количество и концентрация вредного вещества в атмосферный воздух превышает ПДК максимально разовую для данного вещества, что подтверждается приобщенным к материалам дела протоколом количественного химического анализа промышленных выбросов в атмосферу ПВ и иными доказательствами, исследованными судом.

Следовательно, должностным лицом обоснованно установлена вина общества во вменяемом ему правонарушении, в связи с чем доказано наличие состава административного правонарушения в действиях заявителя.

Размер штрафа назначен административным органом в соответствии с положениями ст. 4.1 КоАП РФ в пределах санкции, предусмотренной ч.1 ст. 8.21 КоАП РФ.

Нарушений норм процессуального права, являющихся безусловным основанием для отмены обжалуемого постановления судом не усматривается. С учетом изложенного, постановление старшего государственного инспектора Департамента Росприроднадзора по Центральному федеральному округу подлежит оставлению без изменения, жалоба - без удовлетворения.

На основании изложенного, и руководствуясь ст.ст. 29.9, 29.10, п.2 ч.1 ст.24.5 КоАП РФ, суд

РЕШИЛ:

Постановление старшего государственного инспектора Департамента Росприроднадзора по Центральному федеральному округу от ДД.ММ.ГГГГ по делу об административном правонарушении, предусмотренном ч.1 ст.8.21 КоАП РФ, в отношении ОАО «Москокс» (Московская область, Ленинский район, г.Видное, Белокаменное ш., вл.13, 142703, ИНН 5003003915, КПП 500301001, ОГРН 1025000657660), - оставить без изменения, жалобу – без удовлетворения.

Решение может быть обжаловано в порядке, предусмотренном КоАП РФ.

Судья                                                                     А.А.Фишер

12-411/2015

Категория:
Административные
Другие
ОАО "МОСКОКС"
Суд
Видновский городской суд Московской области
Судья
Фишер А.А.
Статьи

8.21

Дело на странице суда
vidnoe.mo.sudrf.ru
28.09.2015Материалы переданы в производство судье
14.10.2015Судебное заседание
21.10.2015Судебное заседание
21.12.2015Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
Решение

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее