Дело № 2-2549/2021
39RS0001-01-2021-001718-11
Р Е Ш Е Н И Е
Именем Российской Федерации
08 сентября 2021 года г. Калининград
Ленинградский районный суд г. Калининграда в составе:
председательствующего судьи Кулинича Д.Н.,
при секретаре Шалутько А.В.,
с участием: истца – Логачева В.Г., его представителя Галичниковой А.В., ответчицы Елькиной Н.Г., представителя ответчика администрации городского округа «Город Калининград» – Цирулика Е.О.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Логачева В. Г. к Елькиной Н. Г. и администрации городского округа «Город Калининград» о признании права собственности на гаражи, третье лицо – Агентство по архитектуре, градостроению и перспективному развитию Калининградской области,
У С Т А Н О В И Л:
Истец обратился в суд с иском, в котором, с учетом уточнения исковых требований, просил суд признать за Логачевым В. Г. право собственности на гараж, 17,9 кв.м., находящийся на земельном участке, прилегающем с северной стороны к земельному участку с кадастровым номером № по адресу <адрес> (ориентир). Также, истец просил установить факт добросовестного, открытого и непрерывного владения и пользования Логачевым В. Г. с июня 2004 года как своим собственным недвижимым имуществом — гаражом 27,3 кв.м., находящимся на земельном участке, прилегающем с северной стороны к земельному участку с кадастровым номером № по адресу <адрес> (ориентир) и признать за ним право собственности на указанный гараж.
В обоснование истец указал, что в 1970-х годах его родители Логачев Г. И. и Логачева К. И., с разрешения ЖЭУ построили гараж около своего дома № по улице <адрес> и исправно оплачивали взносы за пользование земельным участком под гаражом. В 1997 году матерью истца Логачевой К. И. было получено разрешение на постройку гаража от Администрации Ленинградского района № от ДД.ММ.ГГГГ. В 2000 году она приобрела еще один гараж, примыкающий к уже имеющемуся у нее гаражу с левой стороны. Покупка была совершена у соседки, проживающей в квартире № дома №<адрес>. Договор был оформлен в простой рукописной форме, нигде не зарегистрирован.
В 2010 году Логачева К. И. умерла. Истец с 1973 года проживал в <адрес>. Выйдя на пенсию, он вернулся в Калининград и продолжил пользоваться спорными гаражами, оставшимися после смерти его матери. С 2018 года, на протяжении нескольких лет он пытается легализовать свое владение построенными гаражами. Решением общего собрания собственников <адрес> было получено согласие от собственников на оформление гаражей в собственность их владельцев, в том числе истца. Однако, оформить гаражи истцу не удалось, поскольку граница земельного участка, сформированного под многоквартирный № по <адрес>, проходит по середине гаражей и их часть находится на муниципальных землях. Владельцами гаражей, совместно с собственниками <адрес> инициирована процедура перераспределения земельных участков с включением части муниципальных земель, занимаемых гаражами, в состав земельного участка, предназначенного под указанный многоквартирный дом. В настоящее время указанная процедура не завершена. При этом, Администрацией принято решение о сносе спорных гаражей, как самовольных построек, в связи с чем, истец, не дожидаясь завершения процедуры перераспределения земель, вынужден обратиться в суд зав защитой своих прав, заявив требования о признании за ним права собственности на указанные гаражи. Полагает, что один гараж законного построен его матерью на основании полученного ею разрешения и в порядке наследования после её смерти, истец, являясь наследником первой очереди, имеет право собственности на него, в том числе ввиду отказа в его пользу второго наследника – его сестры, привлеченной к участию в деле в качестве третьего лица. В отношении второго гаража истец ссылается на положения ст. 234 ГК РФ, указывая, что он, а до него его мать, открыто и добросовестно владели и пользовались как своим собственным, указанным гаражом, приобретённым у соседки, в связи с чем, полагает, что право собственности на него может быть признано в порядке приобретательной давности
Истец Логачев В.Г. и его представитель Галичникова А.В. в судебном заседании поддержали иск по изложенным в нём основаниям, на удовлетворении иска настаивали.
Ответчица Елькина Н.Г. в судебном заседании пояснила, что она является сестрой истца Логачева В.Г. и наследницей по закону и по завещанию Логачевой К. И.. По завещанию ей досталась квартира, на которую не претендует истец, а она в свою очередь не претендует на спорные гаражи, которыми до смерти Логачевой К. И. пользовались их родители, а после её смерти пользовался истец, в связи с чем, она не возражает против удовлетворения его требований о восстановлении срока на принятие наследства и признания за ним права собственности на указанные гаражи.
Представитель ответчика А. городского округа «Город Калининград» – Цирулик Е.О. в судебном заседании с учетом приведенных истцом доводов и представленных документов, не возражал против удовлетворения заявленных истцом уточненных исковых требований.
Представитель третьего лица - Агентства по архитектуре, градостроению и перспективному развитию Калининградской области в судебное заседание не явился, извещен надлежащим образом.
Выслушав участвующих в деле лиц, допросив свидетеля Воробьева В.П., изучив письменные материалы дела, суд приходит к следующему.
В соответствии с частью 2 статьи 35 Конституции Российской Федерации каждый вправе иметь имущество в собственности, владеть, пользоваться и распоряжаться им как единолично, так и совместно с другими лицам.
В соответствии с положениями статьи 12 Земельного кодекса РСФСР 1970 года, действовавшего до 25 апреля 1991 года, предоставление земельных участков в пользование осуществлялось в отводном порядке. Отвод земельных участков производился на основании постановления Совета Министров РСФСР или Совета Министров автономной республики либо решения исполнительного комитета соответствующего Совета депутатов трудящихся в порядке, установленном законодательством Союза ССР и РСФСР. При этом, в постановлениях или решениях о предоставлении земельных участков указывалась цель, для которой они отводились, и основные условия пользования землей.
Согласно пункту 1 статьи 218 Гражданского кодекса РФ право собственности на новую вещь, изготовленную или созданную лицом для себя с соблюдением закона и иных правовых актов, приобретается этим лицом.
В силу ч. 1 ст. 234 ГК РФ лицо - гражданин или юридическое лицо, - не являющееся собственником имущества, но добросовестно, открыто и непрерывно владеющее как своим собственным недвижимым имуществом, если иные срок и условия приобретения не предусмотрены настоящей статьей, в течение пятнадцати лет либо иным имуществом в течение пяти лет, приобретает право собственности на это имущество (приобретательная давность).
В силу ч. 3 указанной статьи, лицо, ссылающееся на давность владения, может присоединить ко времени своего владения все время, в течение которого этим имуществом владел тот, чьим правопреемником это лицо является.
Частью 1 статьи 1110 ГК РФ установлено, что при наследовании имущество умершего (наследство, наследственное имущество) переходит к другим лицам в порядке универсального правопреемства, то есть в неизменном виде как единое целое и в один и тот же момент, если из правил настоящего Кодекса не следует иное.
Согласно ч. 1 ст. 1142 ГК РФ наследниками первой очереди по закону являются дети, супруг и родители наследодателя.
Частью 2 ст. статьи 1153 ГК РФ установлено, что пока не доказано иное, признается, что наследник принял наследство, если он совершил действия, свидетельствующие о фактическом принятии наследства, в частности если наследник: вступил во владение или в управление наследственным имуществом; принял меры по сохранению наследственного имущества, защите его от посягательств или притязаний третьих лиц; произвел за свой счет расходы на содержание наследственного имущества и т.п.
Как установлено судом, на придомовой территории многоквартирного жилого дома № по <адрес> расположено несколько гаражей, в том числе гараж, площадью 17,9 кв.м. и гараж, площадью 27,3 кв.м. При этом, указанные гаражи расположены частично на земельном участке с кадастровым номером №, образованном под существующий многоквартирный дом № по №, а частично на неразграниченной муниципальной земле, примыкающей с северной стороны к указанному земельному участку.
Спорные гаражи были построены не позднее 12.08.1998г., поскольку на указанную дату уже были отражены на топографической съемке(л.д. 32), выполненной БалтАГП и согласованной с МУП «ЖЭУ 11», МП «Водоканал», МП «Калининградтеплоснеть», ГАИ Ленинградского района г. Калининграда и пр., в связи с чем, достоверность нанесенных на указанную съемку сведений у суда сомнений не вызывает. Кроме того, истцом представлена справка, выданная МУП «ЖЭУ 11» 21.05.1992г. о наличии у Логачева Г. И. гаража на придомовой территории многоквартирного жилого № <адрес>. Как следует из представленных истцом квитанций(л.д. 35) в период 1980-1984 годов Логачев Г. И. вносил на счет ЖилУправления Ленинградского райисполкома плату за пользование земельным участком под гараж. В связи со смертью Логачева Г. И. Администрация Ленинградского района г. Калининграда Разрешением от 29.07.1997г. №(л.д. 31) разрешила переоформление гаража на Логачеву К. И..
Как следует из пояснений истца, ответчицы Елькина Н.Г. и подтверждается показаниями допрошенного в судебном заседании свидетеля Воробьева В.П. спорными гаражами с конца 1990-х годов открыто, добросовестно, как своими собственными пользовалась Логачева К. И., а после её смерти истец Логачев В. Г., являющийся её наследником первой очереди и фактически принявшего указанные гаражи в порядке наследования.
По состоянию на 08 сентября 2021 года истец Логачев В. Г. добросовестно, открыто и непрерывно владеет спорными гаражами как своими собственными более 22 лет, в связи с чем, за Логачевым В. Г. может быть признано право собственности на спорные гаражи в порядке ст. 234 ГК РФ. При этом, суд учитывает, что истец Логачев В. Г. в соответствии с ч. 3 ст. 234 ГК РФ праве присоединить к своему периоду владения также период владения спорными гаражами его умершими матерью Логачевой К. И. и отцом Логачев Г. И., универсальным правопреемником которых он является.
Удовлетворяя заявленные истцом уточненные исковые требования о признании за ним права собственности на два спорных гаража, суд приходит к выводу, что спорные гаражи не являются самовольными постройками, поскольку возведены с ведома и согласия Ленинградского райисполкома г. Калининграда, в период, предшествовавший принятию Гражданского Кодекса РФ, установившего понятие самовольной постройки и правовые последствия её осуществления.
При этом суд учитывает, что истцу Логачеву В. Г. на основании Договора приватизации от 20.11.1996г. и Регистрационного удостоверения от 29.11.1996г. принадлежит ? доля в праве собственности на квартиру № в доме № по улице <адрес>. А также то обстоятельство, что решением общего собрания собственников указанного дома от 29.09.2018г.(л.д. 13-14) владельцам гаражей, расположенных на придомовой территории указанного дома, в том числе истцу Логачеву В. Г. разрешено оформление в собственность указанных гаражей, частично расположенных на земельном участке, сформированном под указанный многоквартирный дом.
На основании изложенного, руководствуясь ст. 194-199 ГПК РФ,
Р Е Ш И Л:
Исковые требования Логачева В. Г., - удовлетворить.
Признать за Логачевым В. Г. право собственности на два гаража площадью 17,9 кв.м и 27,3 кв.м, находящиеся на земельном участке, прилегающем с северной стороны к земельному участку с кадастровым номером №, расположенному по адресу: <адрес>.
Решение может быть обжаловано в Калининградский областной суд через суд Ленинградского района г. Калининграда в течение месяца со дня изготовления мотивированного решения.
Судья Кулинич Д.Н.
Мотивированное решение суда изготовлено – 15 сентября 2021 года.
...
...
...
...
...
...
...
...
...
...
...
...
...
...
...