Дело № 2а-531/2018
Р Е Ш Е Н И Е
Именем Российской Федерации
01 ноября 2018 года пгт. Вурнары
Вурнарский районный суд Чувашской Республики - Чувашии в составе:
председательствующего судьи Кушниковой Н.Г.,
рассмотрев в порядке упрощенного (письменного) производства административное дело по административному исковому заявлению АО «Вурнарский мясокомбинат» к Государственной инспекции труда в Чувашской Республике о признании предписания № от ДД.ММ.ГГГГ незаконным и его отмене,
УСТАНОВИЛ:
АО «Вурнарский мясокомбинат» обратилось в суд с административным исковым заявлением к Государственной инспекции труда в Чувашской Республике о признании предписания № от ДД.ММ.ГГГГ незаконным и его отмене.
Административное исковое заявление АО «Вурнарский мясокомбинат» мотивировано тем, что Акционерное общество «Вурнарский мясокомбинат» 04 сентября 2018 года получило предписание №-И об устранении выявленных нарушений от ДД.ММ.ГГГГ и акт проверки № от ДД.ММ.ГГГГ. Вынесенное Предписание считает незаконным по нижеизложенным основаниям. Исходя из толкований ст.ст. 356, 357 ТК РФ, при проведении проверок государственный инспектор труда выдает обязательное для исполнения работодателем предписание в случае очевидного нарушения трудового законодательства. Распоряжением от ДД.ММ.ГГГГ № Государственной инспекцией труда в Чувашской Республике запрашивался перечень документов, касающийся работника ФИО1. Все необходимые документы Обществом были представлены. По результатам проведенной проверки государственным инспектором труда Государственной инспекции труда в Чувашской Республике Обществу выдано предписание № об устранении нарушений трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права с требованием: внести в трудовые договоры работников пункт об условиях труда на рабочем месте, о месте работы, об условиях, определяющих в необходимых случаях характер работы (подвижной, разъездной, в пути, другой характер работы), и предоставить в Государственную инспекцию труда в ЧР; определить в Учреждении профессии и должности работников, которым необходимо проходить обязательное психиатрическое освидетельствование в установленном порядке и представить в Государственную инспекцию труда в Чувашской Республике подтверждающие документы. Распоряжение не содержит информацию о запросе документов в отношении работников Общества - всех работников Общества, в пункте 13 Распоряжения не имеется запроса на представление Перечня профессий и должностей, которым необходимым проходить обязательное психиатрическое освидетельствование. Такой запрос явился бы нарушением п. 3 ст. 15 Федерального закона от 26.12.2008 №294 - ФЗ «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля», п. 51 Приказа Минтруда России от 30.10.2012 №354н «Об утверждении Административного регламента исполнения Федеральной службой по труду и занятости государственной функции по осуществлению федерального государственного надзора за соблюдением трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права». В соответствии с Распоряжением в пункте 8 указан срок проведения проверки: с 30 июля 2018 года по 24 августа 2018 года. При этом в нарушение п. 9 ст. 15 ФЗ №294 запрос на представление документов был направлен ранее указанного срока: 25 июля 2018 года. Требование Предписания Государственной инспекции труда в Чувашской Республике, выражающееся в незаконном возложении обязанности по устранению несуществующих нарушений трудового законодательства, нарушает права и законные интересы АО «Вурнарский мясокомбинат». Выводы Государственной инспекции труда о существовании нарушений ст. 57 ТК РФ в отношении работников АО «Вурнарский мясокомбинат» и об отсутствии профессии и должностей, которым необходимо проходить обязательное психиатрическое освидетельствование, сделаны без достаточных оснований, доказательств и в отсутствие подтверждающих эти доводы документов, с выходом за рамки жалобы. Проверка была проведена в отношении только одного работника, материалы административного дела содержат документы и информацию только в отношении работника ФИО1
Поскольку в судебное заседание стороны, надлежащим образом извещенные о месте и времени рассмотрения дела, не явились, их явка не является обязательной и не признана судом обязательной, дело на основании ч. 6 ст. 226 КАС РФ рассмотрено в отсутствие неявившихся лиц. В силу ч. 7 ст. 150 КАС РФ рассмотрено судом по правилам, установленным главой 33 КАС РФ, в порядке упрощенного (письменного) производства.
Изучив материалы дела, оценив в совокупности все представленные доказательства, суд приходит к следующему.
Согласно части 1 статьи 218 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями (включая решения, действия (бездействие) квалификационной коллегии судей, экзаменационной комиссии), должностного лица, государственного или муниципального служащего (далее - орган, организация, лицо, наделенные государственными или иными публичными полномочиями), если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности.
К числу основных способов защиты трудовых прав работников ст. 352 ТК РФ относит государственный надзор и контроль за соблюдением трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права.
Реализация данного способа предполагает защиту трудовых прав работников органами государственного надзора и контроля.
В силу положений ст. 353-356, ст. 382 ТК РФ, Положения о Федеральной службе по труду и занятости, утвержденного Постановлением Правительства РФ от 30.06.2004 N 324 федеральная инспекция труда относится к органам исполнительной власти и уполномочена осуществлять государственный надзор и контроль за соблюдением трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права.
Основные полномочия федеральной инспекции труда определены в ст. 356 ТК РФ; к ним отнесены: осуществление федерального государственного надзора за соблюдением трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права, посредством проверок, выдачи обязательных для исполнения предписаний об устранении нарушений, составления протоколов об административных правонарушениях в пределах полномочий, подготовки других материалов (документов) о привлечении виновных к ответственности в соответствии с федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации; ведение приема, рассмотрение заявлений, писем, жалоб и иных обращений граждан о нарушениях их трудовых прав, принятие мер по устранению выявленных нарушений и восстановлению нарушенных прав.
В соответствии с ч. 2 ст. 360 ТК РФ государственные инспекторы труда в целях осуществления федерального государственного надзора за соблюдением трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права, проводят плановые и внеплановые проверки на всей территории Российской Федерации любых работодателей (организаций независимо от их организационно-правовых форм и форм собственности, а также работодателей - физических лиц) в порядке, установленном федеральными законами с учетом особенностей, установленных настоящей статьей.
Абзацем 5 ч. 4 ст. 360 ТК РФ определено, что основаниями для проведения внеплановой проверки являются обращения или заявления работника о нарушении работодателем его трудовых прав.
Аналогичные основания для проведения внеплановой проверки указаны в п. 10 Положения о федеральном государственном надзоре за соблюдением трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права, утвержденного Постановлением Правительства РФ от 01.09.2012 N 875.
Согласно ч. 1 ст. 11 Федерального закона от 26.12.2008 N 294-ФЗ "О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля" (далее - Федеральный закон N 294-ФЗ) предметом документарной проверки являются сведения, содержащиеся в документах юридического лица, индивидуального предпринимателя, устанавливающих их организационно-правовую форму, права и обязанности, документы, используемые при осуществлении их деятельности и связанные с исполнением ими обязательных требований, установленных муниципальными правовыми актами, исполнением предписаний и постановлений органов государственного контроля (надзора), органов муниципального контроля.
Согласно п. 13 Положения о федеральном государственном надзоре за соблюдением трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права, при осуществлении федерального государственного надзора в сфере труда государственные инспекторы труда имеют право запрашивать у работодателей и их представителей, федеральных органов исполнительной власти, органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления и безвозмездно получать от них документы, объяснения, информацию, необходимые для выполнения надзорных и контрольных функций.
Порядок проведения проверки установлен ст. 14 Федерального закона от 26.12.2008 N 294-ФЗ. Частью 1 данной статьи установлено, что проверка проводится на основании распоряжения или приказа руководителя, заместителя руководителя органа государственного контроля (надзора), органа муниципального контроля.
В силу абз. 8 ч. 2 ст. 14 указанного Федерального закона в распоряжении или приказе руководителя, заместителя руководителя органа государственного контроля (надзора), органа муниципального контроля указывается перечень документов, представление которых юридическим лицом, индивидуальным предпринимателем необходимо для достижения целей и задач проведения проверки.
Как следует из материалов дела, в Государственную инспекцию труда в Чувашской Республике 13 июля 2018 года поступила жалоба ФИО1 на составление акта о несчастном случае на производстве.
24.07.2018 руководителем Государственной инспекции труда в Чувашской Республике вынесено распоряжение (приказ) от ДД.ММ.ГГГГ № о проведении внеплановой, документарной проверки в отношении Акционерного общества «Вурнарский мясокомбинат» с целью осуществления федерального государственного надзора за соблюдением юридическим лицом или индивидуальным предпринимателем обязательных требований трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права по обращению № ФИО1 Задачами проверки являлись обеспечение соблюдения защиты трудовых прав и свобод граждан, включая право на безопасные условия труда, соблюдение обязательных требований и (или) требований, установленных муниципальными правовыми актами.
Для достижения целей и задач, предусмотренных проверкой, были затребованы все документы, касающиеся работника АО «Вурнарский мясокомбинат» ФИО1
По результатам проверки государственным инспектором труда (по охране труда в Чувашской Республике составлен акт проверки №-И/21/301/2, согласно которому выявлены нарушения обязательных требований или требований установленных муниципальными правовыми актами:
в нарушение требований ст. 57 ТК РФ в трудовом договоре от ДД.ММ.ГГГГ, заключенным с ФИО1, не указаны условия труда на рабочем месте, место работы, условия, определяющие в необходимых случаях характер работы (подвижной, разъездной, в пути, другой характер работы);
в нарушение ст. 212 ТК РФ, Постановления Совета Министров - Правительства РФ от 28 апреля 1993 года №377 «О реализации Закона Российской Федерации «О психиатрической помощи и гарантиях прав граждан при ее оказании» водитель ФИО1 не проходил психиатрическое освидетельствование.
С учетом выявленных нарушений генеральному директору АО «Вурнарский мясокомбинат» выдано предписание № от ДД.ММ.ГГГГ, которым он обязан:
в срок до ДД.ММ.ГГГГ внести в трудовые договоры работников пункт об условиях труда на рабочем месте, о месте работы, об условиях, определяющих в определяющие в необходимых случаях характер работы (подвижной, разъездной, в пути, другой характер работы), и предоставить в Государственную инспекцию труда в Чувашской Республике подтверждающие документы;
в срок до ДД.ММ.ГГГГ определить в Учреждении профессии и должности работников, которым необходимо проходить обязательное психиатрическое освидетельствование в установленном порядке, и предоставить в ГИТ в ЧР подтверждающие документы.
Согласно ч. 2 ст. 357 ТК РФ предписание государственного инспектора труда может быть обжаловано работодателем в суд в течение 10 дней со дня его получения работодателем или его представителем.
Оспариваемое предписание получено АО «Вурнарский мясокомбинат» 04 сентября 2018 года, с настоящим административным исковым заявлением административный истец обратился в суд 13 сентября 2018 года, то есть в срок, предусмотренный ч. 2 ст. 357 ТК РФ.
Согласно ст. 57 ТК РФ обязательными для включения в трудовой договор являются условия труда на рабочем месте; место работы; условия, определяющие в необходимых случаях характер работы (подвижной, разъездной, в пути, другой характер работы).
Согласно ч. 11 ст. 226 КАС РФ обязанность доказывания обстоятельств, указанных в пунктах 1 и 2 части 9 настоящей статьи, возлагается на лицо, обратившееся в суд, а обстоятельств, указанных в пунктах 3 и 4 части 9 и в части 10 настоящей статьи, - на орган, организацию, лицо, наделенных государственными или иными публичными полномочиями и принявшие оспариваемые решения либо совершившие оспариваемые действия (бездействие).
В соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 17 Федерального закона N 294-ФЗ в случае выявления при проведении проверки нарушений юридическим лицом обязательных требований, должностные лица органа государственного контроля (надзора), проводившие проверку, в пределах полномочий, предусмотренных законодательством Российской Федерации, обязаны выдать юридическому лицу предписание об устранении выявленных нарушений с указанием сроков их устранения.
Из смысла п. 1 ч. 1 ст. 17 Федерального закона N 294-ФЗ следует, что предписание об устранении выявленных нарушений юридическому лицу, индивидуальному предпринимателю выдается только по фактам выявленных нарушений.
Как следует из материалов дела, внеплановая документарная проверка проведена только в отношении работника АО «Вурнарский мясокомбинат» ФИО1 и нарушения ст. 57 ТК РФ при проведении проверки нарушения норм трудового законодательства выявлены только в отношении работника ФИО1, а в отношении остальных работников проверка не проводилась и нарушения, соответственно, в отношении остальных работников АО «Вурнарский мясокомбинат» не выявлены. Указанные обстоятельства сторонами не оспаривалась. Кроме того Государственной инспекцией труда в Чувашской Республике суду не представлены доказательства существовании нарушений ст. 57 ТК РФ в отношении остальных работников АО «Вурнарский мясокомбинат».
При таких обстоятельствах, пункт 1 оспариваемого предписания Государственной инспекции труда в Чувашской Республики, предписывающее АО «Вурнарский мясокомбинат» внести в трудовые договоры работников пункт об условиях труда на рабочем месте, о месте работы, об условиях, определяющих в необходимых случаях характер работы (подвижной, разъездной, в пути, другой характер работы), является законным только в части внесения указанных условий в отношении работника ФИО1, а в отношении остальных работников является незаконным.
Доводы государственного инспектора труда (по охране труда) Дмитриевской Е.В., изложенные в отзыве на иск о том, что в целях профилактики нарушений в предписании указано не конкретно устранить выявленные нарушения в трудовом договоре, заключенным с ФИО1, а в отношении всех работников, если таковые имеются, являются необоснованными, поскольку проверка в отношении остальных работников АО «Вурнарский мясокомбинат» не проводилась. При этом из смысла п. 1 ч. 1 ст. 17 Федерального закона N 294-ФЗ следует, что предписание об устранении выявленных нарушений юридическому лицу, индивидуальному предпринимателю выдается только по фактам выявленных нарушений, а не для устранения наличия предполагаемых нарушений.
Пунктом 11 ч. 2 ст. 212 ТК РФ установлено, что работодатель обязан организовывать проведение за счет собственных средств обязательных предварительных (при поступлении на работу) и периодических (в течение трудовой деятельности) медицинских осмотров, других обязательных медицинских осмотров, обязательных психиатрических освидетельствований работников, внеочередных медицинских осмотров, обязательных психиатрических освидетельствований работников по их просьбам в соответствии с медицинскими рекомендациями с сохранением за ними места работы (должности) и среднего заработка на время прохождения указанных медицинских осмотров, обязательных психиатрических освидетельствований.
В соответствии с ч. 6 ст. 213 ТК РФ работники, осуществляющие отдельные виды деятельности, в том числе связанной с источниками повышенной опасности (с влиянием вредных веществ и неблагоприятных производственных факторов), а также работающие в условиях повышенной опасности, проходят обязательное психиатрическое освидетельствование не реже одного раза в пять лет в порядке, устанавливаемом уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти.
Постановлением Совета Министров - Правительства РФ от 28 апреля 1993 года №377 «О реализации Закона Российской Федерации «О психиатрической помощи и гарантиях прав граждан при ее оказании» установлено, что работники, выполняющие работы, непосредственно связанные с движением транспорта, проходят обязательное психиатрическое освидетельствование.
Как следует из материалов дела, Государственной инспекцией труда в Чувашской Республике у проверяемого лица АО «Вурнарский мясокомбинат» при проверке не запрашивался перечень профессий и должностей работников, которым необходимо проходить обязательное психиатрическое освидетельствование в установленном порядке, определенный АО «Вурнарский мясокомбинат».
При этом ни вышеуказанными нормами ТК РФ, ни Постановлением Совета Министров - Правительства РФ от 28 апреля 1993 года №377 не предусмотрено определение Учреждением профессий и должностей работников, которым необходимо проходить обязательное психиатрическое освидетельствование в установленном порядке.
Таким образом, пункт 2 оспариваемого предписания, обязывающий административного истца определить в Учреждении профессии и должности работников, которым необходимо проходить обязательное психиатрическое освидетельствование в установленном порядке с предоставлением в Государственную инспекцию труда в Чувашской Республике подтверждающих документов, является незаконным.
Ссылка представителя Государственной инспекции труда в Чувашской Республике, государственного инспектора труда (по охране труда) Дмитриевской Е.В. в отзыве на иск о том, что предписание устранить указанное нарушение выдано по отношению ко всем работникам в целях предотвращения причинения вреда жизни, здоровья граждан и предупреждения в дальнейшем нарушения обязательных требований, установленных законодательством необоснованно, поскольку вынесенное предписание должно соответствовать требованиям закона.
Само по себе истребование государственным инспектором труда у заявителя документов до начала проведения проверки, о чем указывает административный истец в административном исковом заявлении, не может свидетельствовать о незаконности предписания по этим основаниям.
Руководствуясь ст.ст. 150, 175, 177, 218, 227, 291-293 КАС РФ,
РЕШИЛ:
Административное исковое заявление АО «Вурнарский мясокомбинат» к Государственной инспекции труда в Чувашской Республике удовлетворить частично.
Признать незаконным и отменить Предписание № от ДД.ММ.ГГГГ в части пункта 1 о внесении в трудовые договоры работников АО «Вурнарский мясокомбинат», за исключением в трудовой договор работника ФИО1, пункта об условиях труда на рабочем месте, о месте работы, об условиях, определяющих в необходимых случаях характер работы (подвижной, разъездной, в пути, другой характер работы), и в части пункта 2 об определении в Учреждении профессии и должности работников, которым необходимо проходить обязательное психиатрическое освидетельствование в установленном порядке, и представить в Государственную инспекцию труда в Чувашской Республике подтверждающие документы.
В удовлетворении административного иска АО «Вурнарский мясокомбинат» к Государственной инспекции труда в Чувашской Республике о признании незаконным и отмене Предписания № от ДД.ММ.ГГГГ в части пункта 1 о внесении в трудовой договор работника ФИО1 пункта об условиях труда на рабочем месте, о месте работы, об условиях, определяющих в необходимых случаях характер работы (подвижной, разъездной, в пути, другой характер работы), отказать.
Решение может быть обжаловано в Верховный Суд Чувашской Республики с подачей апелляционной жалобы через Вурнарский районный суд в срок, не превышающий пятнадцати дней со дня получения лицами, участвующими в деле, копии решения.
Судья Н.Г. Кушникова