Дело № 2-1485/17
РЕШЕНИЕ
именем Российской Федерации
05 июня 2017 года город Симферополь
Центральный районный суд города Симферополя Республики Крым в составе:
председательствующего - судьи Благодатной Е.Ю.,
при секретаре – ФИО4,
с участием представителя истца - прокурора – ФИО5,
рассмотрев в судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению заместителя прокурора <адрес> в интересах неопределенного круга лиц к Публичному акционерному обществу «Российский национальный коммерческий банк», третье лицо ФИО1, ФИО2 о понуждении совершить определенные действия,-
У С Т А Н О В И Л :
Заместитель прокурора <адрес> в интересах неопределенного круга лиц обратился в суд с иском о понуждении совершить определенные действия, мотивируя свои требования следующим.
<адрес> проведена проверка исполнения требований действующего законодательства на предмет доступности объекта социальной инфраструктуры для инвалидов и других маломобильных групп населения операционного офиса № ПАО «РНКБ», расположенного по адресу: <адрес>, <адрес>
Проведенной проверкой установлено, что при входе в помещение банка имеется специализированный пандус со скользкой поверхностью и без поручней с двух сторон; имеются лестничные марши, ступени которого частично разрушены и имеют скользкую поверхность, отсутствуют нормативные поручни вдоль двух сторон лестничного марша, краевые ступени лестничных маршей не выделены цветом или фактурой; на входной двери имеется доводчик, который не обеспечивает задержку автоматического закрывания двери, продолжительностью не менее 5 секунд; на входах присутствуют перепады высоты более 0,05 м., не допускается применение одиночных ступеней на входе в здание, поверхность должна быть в уровень с полом; на участках пола на путях движения на расстоянии 0,8 м. перед дверными проемами и входами на лестницы не размещены тактильные предупреждающие указатели в соответствии с ГОСТ РДД.ММ.ГГГГ; отсутствует кнопка вызова персонала на входе.
Данные правоотношения затрагивают интересы неопределенного круга лиц, выразившиеся в необеспечении условий для беспрепятственного доступа инвалидов в операционный офис № ПАО «РНКБ» и нарушают права инвалидов на обеспечение равных с другими гражданами возможностей в реализации гражданских, экономических, политических и других прав и свобод.
Таким, образом, деятельность операционного офиса № ПАО «РНКБ» осуществляется с нарушением требований действующего законодательства.
Нарушение прав неопределенного круга лиц в лице маломобильных групп населения и инвалидов на доступность объектов социальной инфраструктуры подлежит устранению путем понуждения к исполнению требований действующих нормативных правовых актов путем устранения выявленных нарушений.
ДД.ММ.ГГГГ истец уточнил исковые требования и окончательно просил обязать Публичное акционерное общество «Российский национальный коммерческий банк» ОГРН 1027700381290 устранить выявленные нарушения на объекте – операционный офис № Публичного акционерного общества «РНКБ», расположенному по адресу: <адрес>, <адрес> а именно: привести в соответствие с п. ДД.ММ.ГГГГ, ДД.ММ.ГГГГ, ДД.ММ.ГГГГ, ДД.ММ.ГГГГ, 6.1.1, 6.1.4., 6.1.6., 6.2.8. СП 59.13330.2016 имеющийся пандус, входные двери и лестницу. Поверхность пандуса должна быть нескользкой, выделенной цветом или текстурой, контрастной относительно прилегающей поверхности. Ступени лестниц должны быть ровными, (целыми) без выступов и с шероховатой поверхностью. На проступях краевых ступеней лестничных маршей должны быть нанесены одна или несколько полос, контрастных с поверхностью ступени, (например желтого цвета). Покрытие пандусов и лестниц должно быть из твердых материалов, ровным, не создающим вибрацию при движении по нему. На прозрачных полотнах дверей и ограждениях(перегородках) следует предусмотреть яркую контрастную маркировку в форме прямоугольника. В соответствии с нормативными требованиями установить кнопку вызова персонала. Организовать ситуационную помощь сотрудниками учреждения с закреплением функциональных обязанностей в должностных инструкциях. Предусмотреть нормативные поручни вдоль двух сторон лестничного марша.
Представитель истца прокурор <адрес> – ФИО6 в судебном заседании требования иска поддержал в полном объеме, просил удовлетворить по мотивам, изложенным в исковом заявлении.
Представитель ответчика в судебное заседание не явился, о дате, времени и месте слушания дела извещен надлежащим образом, причины неявки суду неизвестны.
Третьи лица ФИО1, ФИО2 о дате, времени и месте судебного заседания извещены надлежащим образом, о причинах неявки суду неизвестно.
Заслушав прокурора, исследовав материалы дела, суд приходит к следующему.
Судом установлено, что <адрес> проведена проверка исполнения требований действующего законодательства на предмет доступности объекта социальной инфраструктуры для инвалидов и других маломобильных групп населения операционного офиса № ПАО «РНКБ», расположенного по адресу: <адрес>
В соответствии со ст. 9 ч. 1 Конвенции Организации Объединенных Наций от ДД.ММ.ГГГГ «О правах инвалидов» установлена необходимость наделить инвалидов возможностью вести независимый образ жизни и всесторонне участвовать во всех аспектах жизни, государства-участники принимают надлежащие меры для обеспечения инвалидам доступа наравне с другими к физическому окружению, к транспорту, к информации и связи, включая информационно-коммуникационные технологии и системы, а также к другим объектам и услугам, открытым или предоставляемым для населения, как в городских, так и в сельских районах. Эти меры, которые включают выявление и устранение препятствий и барьеров, мешающих доступности.
В соответствии со ст. 9 ч. 2 п. б Конвенции Организации Объединенных Наций от
ДД.ММ.ГГГГ «О правах инвалидов» установлено, что частные предприятия которые предлагают объекты и услуги, открытые или предоставляемые для населения, учитывали все аспекты доступности для инвалидов.
Согласно ст. 15 Федерального Закона №181-ФЗ «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации» от ДД.ММ.ГГГГ установлены меры по обеспечению беспрепятственного доступа инвалидов к объектам социальной инфраструктуры, согласно которой, Правительство Российской Федерации, органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органы местного самоуправления и организации независимо от организационно-правовых форм создают условия инвалидам (включая инвалидов, использующих кресла-коляски и собак-проводников) для беспрепятственного доступа к объектам социальной инфраструктуры (жилым, общественным и производственным зданиям, строениям и сооружениям, спортивным сооружениям, местам отдыха, культурно-зрелищным и другим учреждениям, а также для беспрепятственного пользования железнодорожным, воздушным, водным, междугородним автомобильным транспортом и всеми видами городского и пригородного пассажирского транспорта, средствами связи и информации (включая средства, обеспечивающие дублирование звуковыми сигналами световых сигналов светофоров и устройств, регулирующих движение пешеходов через транспортные коммуникации).
Планировка и застройка городов, других населенных пунктов, формирование жилых и рекреационных зон, разработка проектных решений на новое строительство и реконструкцию зданий, сооружений и их комплексов, а также разработка и производство транспортных средств общего пользования, средств связи и информации без приспособления указанных объектов для доступа к ним инвалидов и использования их инвалидами, не допускаются.
В соответствии с Постановлением Совета министров Республики Крым от 15.04.2- 16 года № утверждена государственная программа Республики Крым «Доступная среда» на 2016-2018 годы, которой установлено, что участники этой программы принимают надлежащие меры для обеспечения инвалидам доступа наравне с другими гражданами к физическому окружению, к транспорту, к информации и связи, включая информационно-коммуникационные технологии и системы, а также к другим объектам и услугам, открытым или предоставляемым для населения как в городских, так и в сельских регионах.
Конкретные параметры доступности зданий и сооружений для инвалидов и других групп населения с ограниченными возможностями передвижения указаны в строительных нормах и правилах, в частности в Своде правил СП 59.13330.2016. СНиП 35-01-2001. Доступность зданий и сооружений для маломобильных групп населения, утвержденного приказом Министерства регионального развития РФ от ДД.ММ.ГГГГ № (далее - СП 59.13330.2016).
В соответствии с п. ДД.ММ.ГГГГ Свода правил СП 59.13330.2016 покрытие пандусов и лестниц должно быть из твердых материалов, ровным, не создающим вибрацию при движении по нему.
В соответствии с п. ДД.ММ.ГГГГ Свода правил СП 59.13330.2016 ширина лестничных маршей внешних лестниц на участках проектируемых зданий и сооружений должна быть не менее 1,35 м. Для таких лестниц на перепадах рельефа ширину проступей следует принимать от 0,35 до 0,4 м (или кратно этим значениям), высоту подступенка - от 0,12 до 0,15 м. Все ступени лестниц в пределах одного марша должны быть одинаковыми по форме в плане, по размерам ширины проступи и высоты подъема ступеней. Поперечный уклон ступеней должен быть не более 2%.
На проступях краевых ступеней лестничных маршей должны быть нанесены одна или несколько полос, контрастных с поверхностью ступени, (например, желтого цвета), имеющие общую ширину в пределах 0,08-0,1 м. Расстояние между контрастной полосой и краем проступи - от 0,03 до 0,04 м. Перед внешней лестницей следует обустраивать предупреждающие тактильно-контрастные указатели глубиной 0,5-0,6 м на расстоянии 0,3 м от внешнего края проступи верхней и нижней ступеней. В том случае, если проступь ступени на верхней площадке выделена конструктивно, предупреждающий указатель должен начинаться сразу от проступи, независимо от ее ширины. В том случае, если лестница включает в себя несколько маршей, предупреждающий указатель обустраивается только перед верхней ступенью верхнего марша и нижней ступенью нижнего марша.
В соответствии с ДД.ММ.ГГГГ Свода правил СП 59.13330.2016 пандусы должны иметь двухстороннее ограждение с поручнями на высоте 0,9 и 0,7 м с учетом технических требований к опорным стационарным устройствам. Расстояние между поручнями пандуса одностороннего движения должно быть в пределах 0,9-1,0 м. По продольным краям марша пандуса следует устанавливать бортики высотой не менее 0,05 м.Верхний и нижний поручни пандуса должны находиться в одной вертикальной плоскости.
В соответствии с ДД.ММ.ГГГГ Свода правил СП 59.13330.2016 поверхность пандуса должна быть нескользкой, выделенной цветом или текстурой, контрастной относительно прилегающей поверхности
В соответствии с 6.1.1 Свода правил СП 59.13330.2016 в общественном или производственном здании (сооружении) должен быть минимум один вход, доступный для МГН, с поверхности земли и из каждого доступного для МГН подземного или надземного уровня, соединенного с этим зданием. В жилом многоквартирном здании доступными должны быть все подъезды. Наружные вызывные устройства или средства связи с персоналом при входах в общественные здания следует применять, с учетом принятой организации обслуживания посетителей, по заданию на проектирование.
В соответствии с 6.1.4 Свода правил СП 59.13330.2016 входная площадка при входах, доступных МГН, должна иметь навес, водоотвод и, в зависимости от местных климатических условий, подогрев поверхности покрытия маршей лестницы и пандуса. Размеры входной площадки с пандусом - не менее 2,22,2 м. Поверхности покрытий входных площадок и тамбуров должны быть твердыми, не допускать скольжения при намокании и иметь поперечный уклон в пределах 1%-2%.
В соответствии с 6.1.6 Свода правил СП 59.13330.2016 прозрачные полотна дверей на входах и в здании, а также прозрачные ограждения и перегородки следует выполнять из ударостойкого безопасного стекла для строительства. На прозрачных полотнах дверей и ограждениях (перегородках) следует предусматривать яркую контрастную маркировку в форме прямоугольника высотой не менее 0,1 м и шириной не менее 0,2 м или в форме круга диаметром от 0,1 до 0,2 м. Расположение контрастной маркировки предусматривается на двух уровнях: 0,9-1,0 м и 1,3-1,4 м.
Проведенной проверкой установлено, что при входе в помещение банка имеется специализированный пандус со скользкой поверхностью и без поручней с двух сторон; в помещении банка имеются лестничные марши, ступени которого частично разрушены и имеют скользкую поверхность, отсутствуют нормативные поручни вдоль двух сторон лестничного марша, краевые ступени лестничных маршей не выделены цветом или фактурой; на входной двери имеется доводчик, который не обеспечивает задержку автоматического закрывания двери, продолжительностью не менее 5 секунд; на входах присутствуют перепады высоты более 0,05 м.; кнопка вызова персонала на входе в помещение банка отсутствует. Кроме того, в нарушение требований ГОСТ РДД.ММ.ГГГГ, на участках пола на путях движения на расстоянии 0,8 м. перед дверными проемами и входами на лестницы не размещены тактильные предупреждающие указатели.
Из изложенного следует, что деятельность операционного офиса № ПАО «РНКБ», расположенного по адресу: <адрес> осуществляется с нарушением требований действующего законодательства.
Согласно ч. 1 ст. 45 ГПК Российской Федерации, прокурор вправе обратиться в суд с заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц или интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований.
Основанием предъявления данного искового заявления является выявление в ходе проведения проверочных мероприятий нарушений федерального законодательства, которые нарушают права инвалидов и маломобильных групп населения, то есть исковое заявление предъявляется в интересах неопределенного круга лиц.
Данные правоотношения затрагивают интересы неопределенного круга лиц, выразившиеся в необеспечении условий для беспрепятственного доступа инвалидов в операционный офис № ПАО «РНКБ», расположенный по адресу: <адрес> и нарушают права инвалидов на обеспечение равных с другими гражданами возможностей в реализации гражданских, экономических, политических и других прав и свобод.
Нарушение прав неопределенного круга в лице маломобильных групп населения и инвалидов на доступность объектов социальной инфраструктуры подлежит устранению путем понуждения к исполнению требований, действующих нормативных правовых актов, путем устранения выявленных нарушений.
В соответствии с ч. 3 ст. 196 ГПК РФ суд принимает решение по заявленным истцом требованиям.
В силу вышеизложенного, оценивая исследованные доказательства в их совокупности, суд считает исковые требования заместителя прокурора <адрес> в интересах неопределенного круга лиц о понуждении совершить определенные действия подлежат удовлетворению.
В соответствии со ст. 103 ГПК РФ с ответчика подлежит взысканию государственная пошлина, поскольку данных об его освобождении от ее уплаты у суда отсутствуют.
На основании ст.ст. 45, 131-132 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, ст.ст. 35, 54 Федерального закона «О прокуратуре Российской Федерации», суд
Р Е Ш И Л :
Исковое заявление заместителя прокурора <адрес> в интересах неопределенного круга лиц к Публичному акционерному обществу «Российский национальный коммерческий банк», третьи лица ФИО1, ФИО2 о понуждении совершить определенные действия - удовлетворить.
Обязать ПАО «РНКБ» в двухмесячный срок со дня вступления решения суда в законную силу устранить выявленные нарушения на объекте операционный офис № ПАО «РНКБ», расположенный по адресу: <адрес> а именно: привести в соответствие с п. ДД.ММ.ГГГГ, ДД.ММ.ГГГГ, ДД.ММ.ГГГГ, ДД.ММ.ГГГГ, 6.1.1, 6.1.4., 6.1.6., 6.2.8. СП 59.13330.2016 имеющийся пандус, входные двери и лестницу. Поверхность пандуса должна быть нескользкой, выделенной цветом или текстурой, контрастной относительно прилегающей поверхности. Ступени лестниц должны быть ровными, (целыми) без выступов и с шероховатой поверхностью. На проступях краевых ступеней лестничных маршей должны быть нанесены одна или несколько полос, контрастных с поверхностью ступени, (например желтого цвета). Покрытие пандусов и лестниц должно быть из твердых материалов, ровным, не создающим вибрацию при движении по нему. На прозрачных полотнах дверей и ограждениях(перегородках) следует предусмотреть яркую контрастную маркировку в форме прямоугольника. В соответствии с нормативными требованиями установить кнопку вызова персонала. Организовать ситуационную помощь сотрудниками учреждения с закреплением функциональных обязанностей в должностных инструкциях. Предусмотреть нормативные поручни вдоль двух сторон лестничного марша.
Взыскать с ПАО «РНКБ» в бюджет государственную пошлину в сумме 300 (триста) рублей.
Решение может быть обжаловано в Верховный суд Республики Крым через Центральный районный суд города Симферополя в течение месяца со дня принятия решения в окончательной форме.
Судья:
Мотивированное решение суда изготовлено 09.06.2017 года.