дело № 2-1-118/2022
12RS0016-01-2022-000039-94
РЕШЕНИЕ
именем Российской Федерации
г. Козьмодемьянск 07 февраля 2022 года
Горномарийский районный суд Республики Марий Эл в составе судьи Шаховой К.Г., при секретаре судебных заседаний Пронюшкиной М.Н.,
с участием истца Ершовой Н.В., ее представителя адвоката Мингалевой О.В.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Ершовой Н.В. к государственному учреждению – Отделению Пенсионного фонда Российской Федерации по Республике Марий Эл о признании права на досрочное назначение страховой пенсии по старости,
установил:
Ершова Н.В. обратилась с иском к государственному учреждению – Отделению Пенсионного фонда Российской Федерации по Республике Марий Эл (далее ОПФР по Республике Марий Эл) о признании права на досрочное назначение страховой пенсии по старости, в котором просит признать незаконным решение ответчика об отказе в назначении страховой пенсии по старости досрочно, возложить обязанности включить в специальный стаж, дающий право на досрочное назначение страховой пенсии по старости, периоды работы на Шебекинском биохимическом заводе технологом с 23 апреля 1990 года по 30 сентября 1991 года, мастером с 01 октября 1991 года по 15 февраля 1993 года, аппаратчиком ВВУ с 16 февраля 1993 года по 01 мая 1995 года и назначить страховую пенсию по старости досрочно с 18 сентября 2021 года. В обоснование заявленных требований указано, что решением пенсионного органа от 24 сентября 2021 г. истцу отказано в назначении страховой пенсии по старости досрочно в связи с отсутствием требуемой продолжительности специального стажа работы с тяжелыми условиями труда. В специальный стаж не были включены период работы истца технологом, мастером и аппаратчиком ВВУ на Шебекинском биохимическом заводе в период с 23.04.1990 г. по 01.05.1995 г. Полагает, что у ответчика не имелось оснований для отказа во включении спорных периодов работы в специальный стаж, поскольку занимаемые истцом должности соответствовали Спискам производств, цехов, профессий, должностей, работа в которых дает право на страховую пенсию по старости на льготных условиях.
В суде истец Ершова Н.В. и его представитель адвокат Мингалева О.В. исковые требования по изложенным в исковом заявлении основаниям поддержали, ссылаясь на представленные доказательства.
Ответчик ОПФР по Республике Марий Эл представителя в суд не направил, о времени и месте судебного разбирательства извещен, ходатайствовал о рассмотрении дела в отсутствие его представителя, в направленных в суд возражениях просил отказать в удовлетворении иска.
На основании положений статьи 167 ГПК РФ дело рассмотрено в отсутствие не явившегося представителя ответчика
Выслушав объяснения участников судебного заседания, исследовав письменные материалы настоящего гражданского дела, суд приходит к следующему.
В целях обеспечения конституционного права каждого на получение пенсии законодатель вправе, как это вытекает из статьи 39 (часть 2) Конституции Российской Федерации, определять механизм его реализации, включая закрепление в законе правовых оснований назначения пенсий, установление их размеров и порядка исчисления, особенностей приобретения права на пенсию отдельными категориями граждан.
Основания возникновения и порядок реализации права граждан Российской Федерации на страховые пенсии установлены вступившим в силу с 1 января 2015 года Федеральным законом от 28 декабря 2013 года № 400-ФЗ «О страховых пенсиях» (далее Федеральный закон № 400-ФЗ).
Как закреплено в части 1 статьи 8 Федерального закона № 400-ФЗ (в редакции, действующей с 1 января 2019 года) право на страховую пенсию по старости имеют лица, достигшие возраста 65 и 60 лет (соответственно мужчины и женщины) (с учетом положений, предусмотренных приложением 6 к настоящему Федеральному закону).
Страховая пенсия по старости назначается при наличии не менее 15 лет страхового стажа.
Страховая пенсия по старости назначается при наличии величины индивидуального пенсионного коэффициента в размере не менее 30.
Приведенной выше нормой закона в редакции, действовавшей по 31 декабря 2018 года, было установлено, что право на страховую пенсию по старости имеют мужчины, достигшие возраста 60 лет, и женщины, достигшие возраста 55 лет.
В силу положений пункта 2 части 1, частей 3 и 4 статьи 30 Федерального закона № 400-ФЗ страховая пенсия по старости назначается ранее достижения возраста, установленного статьей 8 настоящего Федерального закона, мужчинам по достижении возраста 55 лет и женщинам по достижении возраста 50 лет, если они проработали на работах с тяжелыми условиями труда соответственно не менее 12 лет 6 месяцев и 10 лет и имеют страховой стаж соответственно не менее 25 лет и 20 лет. В случае, если указанные лица проработали на перечисленных работах не менее половины установленного срока и имеют требуемую продолжительность страхового стажа, страховая пенсия им назначается с уменьшением возраста, предусмотренного статьей 8 настоящего Федерального закона по состоянию на 31 декабря 2018 года, на один год за каждые 2 года и 6 месяцев такой работы мужчинам и за каждые 2 года такой работы женщинам.
Периоды работы (деятельности), имевшие место до дня вступления в силу настоящего Федерального закона, засчитываются в стаж на соответствующих видах работ, дающий право на досрочное назначение страховой пенсии по старости, при условии признания указанных периодов в соответствии с законодательством, действовавшим в период выполнения данной работы (деятельности), дающий право на досрочное назначение пенсии.
Судом установлено и из материалов дела следует, что 13 августа 2021 года Ершова Н.В. ДД.ММ.ГГГГ года рождения обратился в территориальное учреждение Пенсионного фонда РФ с заявлением о назначении досрочной страховой пенсии по старости в связи с работой в тяжелых условиях труда.
Решением ответчика от 24 сентября 2021 года № 118616/21 в назначении досрочной пенсии истице было отказано в связи с отсутствием требуемого специального стажа. В специальный стаж не были засчитаны, в том числе периоды работы истицы на Шебекинском биохимзаводе инженером-технологом смены с 23 апреля 1990 года по 30 сентября 1991 года, мастером смены с 01 октября 1991 года по 15 февраля 1993 года, аппаратчиком ВВУ с 16 февраля 1993 года по 01 мая 1995 года общей продолжительностью 05 лет 01 месяц 09 дней.
Из записей в трудовой книжке Ершовой Н.В. следует, что 23 апреля 1990 г. истица принята на работу на Шебекинский биохимзавод, впоследствии реорганизованном в арендной предприятие «Биохимзавод» и далее в АООТ «Биохимзавод», в цех № 2 инженером-технологом смены, с 01 октября 1991 г. переведена в том же цехе мастером смены, а с 15 февраля 1993 г. – аппаратчиком ВВУ по 4-му разряду; с 01 мая 1995 г. уволена с работы на данном предприятии.
В целях определения круга лиц, имеющих право на пенсию по рассматриваемому основанию, законодатель утвердил специальную норму в части 2 статьи 30 Федерального закона № 400-ФЗ, согласно которой списки соответствующих работ, производств, профессий, должностей, специальностей и учреждений (организаций), с учетом которых назначается страховая пенсия по старости в соответствии с частью 1 настоящей статьи, правила исчисления периодов работы (деятельности) и назначения указанной пенсии при необходимости утверждаются Правительством Российской Федерации.
Реализуя указанные правомочия, Правительство Российской Федерации приняло постановление от 16 июля 2014 года № 665 «О списках работ, производств, профессий, должностей, специальностей и учреждений (организаций), с учетом которых досрочно назначается страховая пенсия по старости, и правилах исчисления периодов работы (деятельности), дающей право на досрочное пенсионное обеспечение». Подпунктом «б» пункта 1 этого постановления предусмотрено, что при определении стажа на соответствующих видах работ в соответствии со статьей 30 Федерального закона «О страховых пенсиях» применяются при досрочном назначении страховой пенсии по старости лицам, работавшим на работах с тяжелыми условиями труда - Список № 2 производств, работ, профессий, должностей и показателей с вредными и тяжелыми условиями труда, занятость в которых дает право на пенсию по возрасту (по старости) на льготных условиях, утвержденный постановлением Кабинета Министров СССР от 26 января 1991 года № 10 «Об утверждении списков производств, работ, профессий, должностей и показателей, дающих право на льготное пенсионное обеспечение», а также Список № 2 производств, цехов, профессий и должностей с тяжелыми условиями труда, работа в которых дает право на государственную пенсию на льготных условиях и в льготных размерах, утвержденный постановлением Совета Министров СССР от 22 августа 1956 года № 1173 «Об утверждении списков производств, цехов, профессий и должностей, работа в которых дает право на государственную пенсию на льготных условиях и в льготных размерах», - для учета периодов выполнения соответствующих работ, имевших место до 1 января 1992 года.Исходя из анализа действующего пенсионного законодательства, установление для лиц, осуществлявших трудовую деятельность на работах с вредными условиями труда, льготных условий приобретения права на трудовую пенсию по старости (как и предоставление им пенсии за выслугу лет, предусмотренное в ранее действовавшем пенсионном законодательстве) направлено, главным образом, на защиту от риска утраты профессиональной трудоспособности ранее достижения общеустановленного пенсионного возраста. Поэтому право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости связывается не с любой работой, а лишь с такой, при выполнении которой организм работника подвергается неблагоприятному воздействию различного рода факторов, обусловленных спецификой и характером профессиональной деятельности.
Согласно Списку № 2 производств, работ, профессий, должностей и показателей с вредными и тяжелыми условиями труда, утвержденному постановлением Кабинета Министров СССР от 26 января 1991 года № 10, в подразделе 3 раздела XXIII указано, что правом на досрочное пенсионное обеспечение пользуются рабочие, занятые полный рабочий день в технологическом процессе производства продуктов и препаратов немедицинского назначения в цехах, отделениях, на участках и отдельных установках, при наличии в воздухе рабочей зоны вредных веществ не ниже 3 класса опасности.
В соответствии с ранее действовавшим Списком № 2, утвержденным постановлением Совета Министров СССР от 22 августа 1956 года № 1173, правом на льготное пенсионное обеспечение пользовались мастера, старшие мастера, контрольные мастера на межоперационном контроле, начальники отделений, участков, смен и их заместители и помощники в производстве антибиотиков и препаратов, получаемых биологическим синтезом (пункт 3 раздела XXV).
Из представленной истцом архивной справки администрации Шебекинского городского округа Белгородской области от 19.05.2021 № Р-109, полученных из Государственного архива Белгородской области от 24.01.2022 № Е-2495 копий штатных расписаний Шебекинского биохимзавода за 1990-1992 г.г. следует, что должности инженера-технолога и мастера смены, которые истица занимала с 23 апреля 1990 года по 15 февраля 1993 года, относятся к инженерно-техническим работникам (ИТР) и рабочими не являются.
Поскольку в силу приведенных положений действующего в спорные периоды пенсионного законодательством правом на пенсию на льготных условиях пользовались лишь рабочие, занятые в технологическом процессе производства продуктов и препаратов немедицинского назначения в цехах, отделениях, на участках и отдельных установках при наличии в воздухе рабочей зоны вредных веществ не ниже 3 класса опасности, Ершова Н.В., занимавшая должности, не относящиеся к рабочим, такое право в установленном законом порядке не прибрела, а значит, оснований для включения периодов работы истицы на Шебекинском биохимзаводе инженером-технологом с 23 апреля 1990 года по 30 сентября 1991 года и мастером смены с 01 октября 1991 года по 15 февраля 1993 года в специальный стаж, дающий право на досрочное назначение страховой пенсии по старости, у суда не имеется.
Судом отклоняется ссылка истца на пункт 7 Постановление Минтруда РФ от 22.05.1996 № 29 «Об утверждении разъяснения «О порядке применения Списков производств, работ, профессий, должностей и показателей, дающих в соответствии со статьями 12, 78 и 78.1 Закона РСФСР «О государственных пенсиях в РСФСР» право на пенсию по старости в связи с особыми условиями труда и на пенсию за выслугу лет», поскольку названные положения Списка № 2 содержат указания на конкретную льготную категорию работников (рабочие), к которым истица не относится.
Вопреки доводам истца наличие у Ершовой Н.В. льгот по оплате труда, предоставлению дополнительного отпуска не свидетельствует о праве на льготное пенсионное обеспечение. Работа истицы в спорные периоды во вредных условиях труда при изложенных обстоятельствах не влечет безусловного возникновения права на досрочную пенсию по старости.
В то же время, учитывая, что в период с 16 февраля 1993 года по 01 мая 1995 года истица работала аппаратчиком ваккумно-выпаривательной установки (ВВУ), т.е. в должности, относящейся к рабочим, в цехе, где выполнялся технологический процесс производства лизина, что в силу заключения Центра Санэпиднадзора в Шебекинском районе Белгородской области создавало в рабочей зоне наличие в воздухе вредных веществ не ниже 3 класса опасности, указанный период подлежит включению в специальный стаж работы с тяжелыми условиями труда.
Согласно пункту 5 Постановления Правительства Российской Федерации от 11 июля 2002 г. № 516 «Об утверждении правил исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости в соответствии со статьями 27 и 28 ФЗ «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» в стаж работы, дающий право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости (далее именуется стаж), засчитываются периоды работы, выполняемой постоянно в течение полного рабочего дня, если иное не предусмотрено настоящими Правилами или иными нормативными правовыми актами, при условии уплаты за эти периоды страховых взносов в Пенсионный фонд Российской Федерации.
В силу пункта 5 указанных выше разъяснений Минтруда РФ в постановлении от 22.05.1996 № 29 право на пенсию в связи с особыми условиями труда имеют работники, постоянно занятые выполнением работ, предусмотренных Списками, в течение полного рабочего дня.
Под полным рабочим днем понимается выполнение работы в условиях труда, предусмотренных Списками, не менее 80 процентов рабочего времени. При этом в указанное время включается время выполнения подготовительных и вспомогательных работ, а у работников, выполняющих работу при помощи машин и механизмов, также время выполнения ремонтных работ текущего характера и работ по технической эксплуатации оборудования. В указанное время может включаться время выполнения работ, производимых вне рабочего места с целью обеспечения основных трудовых функций.
Если работники в связи с сокращением объемов производства работали в режиме неполной рабочей недели, но выполняли в течение полного рабочего дня работы, дающие право на пенсию в связи с особыми условиями труда, то специальный трудовой стаж, дающий право на пенсию в связи с особыми условиями труда, исчисляется им по фактически отработанному времени.
Как следует из ответа УПФР в г. Шебекино Белгородской области от 30.06.2021 на запрос пенсионно-социального характера, с 01 апреля 1995 года в связи с сокращением объемов производства работники ОАО «Шебекинский БХЗ» работали в режиме неполной рабочей недели.
Принимая во внимание, что согласно содержащимся в архивной справке от 19.05.2021 № Р-111 сведениям в апреле 1995 г. истица отработала 8 дней, а в мае 1995 г. отработанных дней не имеется, льготный стаж работы Ершовой Н.В. на работах и в должностях, дающих право на досрочное назначение страховой пенсии по старости, на момент ее обращения в территориальный орган пенсионного фонда составил 2 года 1 месяц 23 дня (2 года 1 месяц 15 дней за период с 16 февраля 1993 г. по 31 марта 1995 г. + 8 дней), что менее установленной пунктом 2 части 1 статьи 30 Федерального закона № 400-ФЗ минимальной продолжительности специального стажа (5 лет) и не достаточно для назначения страховой пенсии по старости досрочно.
Поскольку право на пенсию в связи с работой с тяжелыми условиями труда у истицы не возникло, заявленные ею требования о признании решения ответчика об отказе в установлении пенсии незаконным и возложении обязанности назначить Ершовой Н.В. страховую пенсию по старости досрочно удовлетворению не подлежат.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 194, 198 ГПК РФ, суд
решил:
исковые требования Ершовой Н.В. удовлетворить частично.
Обязать государственное учреждение – Отделение Пенсионного фонда Российской Федерации по Республике Марий Эл включить Ершовой Н.В. в специальный стаж, дающий право на досрочное назначение страховой пенсии по старости, период работы на Шебекинском биохимическом заводе аппаратчиком ВВУ с 16 февраля 1993 года по 31 марта 1995 г., с 01 апреля 1995 г. по 01 мая 1995 г. по фактически отработанному времени.
В удовлетворении исковых требований в остальной части отказать.
Решение может быть обжаловано в Верховный суд Республики Марий Эл через Горномарийский районный суд в течение месяца со дня принятия решения судом в окончательной форме.
Судья Шахова К.Г.
решение принято в окончательной форме 10 февраля 2022 г.