УИД 86RS0015-01-2023-000954-30

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

21 мая 2024 года                                                                         г. Нягань

Няганский городской суд Ханты-Мансийского автономного округа - Югры в составе председательствующего судьи Вараксина П.В.

при секретаре: Царёвой Е.П.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело № 2-647/2024 по исковому заявлению Тарлиной <данные изъяты> к Казенному учреждению ХМАО-Югры «Агентство социального благополучия населения Югры» филиал в г. Нягани о признании права на меру социальной поддержки,

УСТАНОВИЛ:

Истец, изменив первоначально заявленные требования, просила:

признать за ней право на меру социальной поддержки в виде ежемесячной денежной выплаты на детей от трех до семи лет включительно, в отношении ребенка <данные изъяты>, обязав ответчика доплатить незаконно приостановленную указанную ежемесячную выплату по заявлению от дата. и взыскать ежемесячную денежную выплату начиная с дата в размере 53 074 рубля;

признать за ней право на меру социальной поддержки в виде ежемесячной денежной выплаты на детей, в отношении <данные изъяты>., обязав ответчика доплатить незаконно приостановленную выплату, взыскать ежемесячную денежную выплату, начиная с дата в размере 8 320 руб., произвести перерасчет по заявлению от дата ;

признать за ней право на меру социальной поддержки в виде государственной социальной помощи, взыскать с ответчика государственную социальную помощь в размере 18 540 руб.

Заявленные истцом требования мотивированы тем, что истец имеет двух несовершеннолетних детей на иждивении, один из которых ребенок-инвалид. Положение семьи не позволяет истцу постоянно работать, она заниматься воспитанием детей и уходом за ними, в связи с чем, является получателем различных мер социальной поддержки. При обращении к ответчику в дата с заявлением, истцу была назначена ежемесячная выплата для детей от трех до семи лет, так как среднедушевой доход семьи был меньше установленного показателя по ХМАО-Югре. Далее в дата истец обратилась к ответчику с заявлением о назначении единовременного пособия для подготовки ребенка к школе. В ходе оценки прав истца на данную выплату, ответчиком, по мнению истца, был произведен неверно расчет среднедушевого дохода семьи и на основании такого расчета было установлено превышение соответствующего показателя по ХМАО-Югре, в связи с чем истцу отказано в назначении такой выплаты, а также приостановлена выплата на детей от трех до семи лет включительно в отношении ребенка <данные изъяты>.. Кроме того, в результате неверного расчета среднедушевого дохода семьи истца, ей приостановили выплату ежемесячного пособия на <данные изъяты> которое истец получала с дата, данное пособие было назначено на 12 месяцев в размере 1040 руб. и подлежало выплате до дата. Выплата была приостановлена в сентябре и за семь оставшихся месяцев истец полагает, что ответчик должен произвести оплату в размере 8 320 руб. Оспаривая учет в доходах семьи таких выплат как: компенсационная выплата по уходу за ребенком-инвалидом, единовременная помощь при возникновении экстремальной жизненной ситуации (приобретение лекарств), ежемесячные денежные выплаты от ПФР, ежемесячная компенсация расходов на ЖКУ, государственная социальная помощь, истец настаивает на том, что помимо имеющейся задолженности по соответствующим мерам социальной помощи, ответчик, в силу требований п. 2 постановления Правительства РФ от 31.03.2020 № 384 обязан произвести перерасчет данных выплат.

Истец о времени и месте рассмотрения дела уведомлена надлежащим образом, в суд не явилась.

Ответчик о времени и месте рассмотрения дела уведомлен надлежащим образом, его представитель в суд не явился. До судебного заседания направлено возражение в котором даны пояснения о том, что само по себе назначение какого-либо вида социальной помощи не свидетельствует о невозможности её отмены. Расчет среднедушевого дохода семьи при назначении ежемесячной денежной выплаты на детей от трех до семи лет включительно производился на основании постановления Правительства РФ от 31.03.2020 № 384 принятого в развитие Указа Президента РФ от 20.03.2020 № 199. Постановлением правительства указаны виды доходов, которые подлежат учету при расчете среднедушевого дохода. Получаемые социальные выплаты истцом подлежали такому учету до внесения соответствующих изменений в постановление, т.е. ответчик действовал в соответствии с требованиями законодательства, актуального на момент назначения выплаты. Аналогичным образом был произведен расчет среднедушевого дохода семьи истца при рассмотрении заявления о выплате государственной социальной помощи, порядок расчета которого предусмотрен постановлением Правительства РФ от 20.08.2003 № 512. Настаивая на том, что ответчиком обоснованно было отказано истцу в назначении указанных видов социальной помощи, в связи с превышением ежемесячного дохода на каждого члена семьи, соответствующему показателю в ХМАО-Югре, представитель ответчика настаивает на необоснованности заявленных истцом требований.

Исследовав имеющиеся в деле доказательства, суд приходит к следующему.

Материалами дела установлено, что истец является матерью двух несовершеннолетних детей <данные изъяты>., который является ребенком-инвалидом. Сроком инвалидности до дата.

Исходя из учредительных документов, ответчик создан Правительством ХМАО-Югры с целью обеспечения деятельности Департамента социального развития ХМАО-Югры в части предоставления мер социальной поддержки гражданам.

Из искового заявления следует, что истец не работает, так как осуществляет уход за ребенком-инвалидом.

Указом Президента Российской Федерации от 20.03.2020 №199 «О дополнительных мерах государственной поддержки семей, имеющих детей» (действовавшего на момент возникновения рассматриваемых правоотношений), в целях повышения доходов семей, имеющих детей, постановлено (согласно п. 1) установить с 1 января 2020 г. ежемесячную денежную выплату на ребенка в возрасте от трех до семи лет включительно (далее - ежемесячная выплата), предоставляемую нуждающимся в социальной поддержке семьям, имеющим детей, в порядке и на условиях, предусмотренных законодательством субъектов Российской Федерации.

В соответствии с п. п. "а" п. 3 данного Указа, ежемесячная выплата предоставляется, в случае если размер среднедушевого дохода семьи не превышает величину прожиточного минимума на душу населения, установленную в субъекте Российской Федерации в соответствии с Федеральным законом от 24 октября 1997 г. N 134-ФЗ "О прожиточном минимуме в Российской Федерации" на дату обращения за назначением ежемесячной выплаты.

В развитие подпункта "а" пункта 4 Указа Президента РФ Правительством РФ 31 марта 2020 г. издано постановление №384 "Об утверждении основных требований к порядку назначения и осуществления ежемесячной денежной выплаты на ребенка в возрасте от 3 до 7 лет включительно, примерного перечня документов (сведений), необходимых для назначения указанной ежемесячной выплаты, и типовой формы заявления о ее назначении".

В пунктах 21, 24 Основных требований к порядку назначения и осуществления ежемесячной денежной выплаты на ребенка в возрасте от 3 до 7 лет включительно содержится перечень видов доходов семьи, полученных в денежной форме, которые учитываются при расчете среднедушевого дохода семьи.

Указанными пунктами постановления Правительства РФ установлено, что при расчете среднедушевого дохода семьи учитываются, в том числе пенсии, пособия и иные аналогичные выплаты, в том числе выплаты по обязательному социальному страхованию и выплаты компенсационного характера, полученные в соответствии с законодательством Российской Федерации и (или) законодательством субъекта Российской Федерации, актами (решениями) органов местного самоуправления.

Согласно представленному ответчиком учетному делу истца, дата Тарлина Н.В. обратилась к ответчику с заявлением о назначении ежемесячного пособия на ребенка (детей) <данные изъяты> предоставив документы для рассмотрения заявления и принятия решения.

дата    ответчиком было принято решение о назначении Тарлиной Н.В. ежемесячного пособия на детей <данные изъяты>., на период с дата (Приказ о назначении -п от дата) и ежемесячного пособия на <данные изъяты>., на период с дата (Приказ о назначении -п от дата). Размер пособия составил 1005 руб. на каждого ребенка.

Действие указанных мер социальной поддержки было беззаявительно продлено дата на период с дата в связи с чрезвычайными обстоятельствами (COVID-19).

дата    Тарлина Н.В. обратилась к ответчику с заявлением о назначении ежемесячной денежной выплаты на ребенка ввозрасте от 3 до 7 лет включительно на <данные изъяты>,представив документы для рассмотрения заявления и принятия решения.

дата КУ «Агентство социального благополучия населения» было принято решение о назначении данного пособия на период с дата (Решение о назначении от дата).

    Назначая данные выплаты, ответчик производил расчет среднедушевого дохода семьи истца с учетом размера прожиточного минимума в Округе по состоянию на дата, который составлял на ребенка 15 343 руб., руководствуясь нормами, закрепленными в постановлении Правительства РФ от 31.03.2020 №384.

    дата истец обратилась к ответчику с заявлением о назначении единовременного пособия при поступлении ребенка в первый класс, представив документы для рассмотрения заявления и принятия решения.

дата ответчиком было принято решение о назначении Тарлиной Н.В. единовременного пособия при поступлении ребенка в первый класс общеобразовательной организации на ребенка <данные изъяты>.р. Рассматривая данное обращение истца ответчиком было установлено, что среднедушевой доход семьи Тарлиной Н.В. составил 16 672 руб. 13 коп., тогда как на дату обращения (дата) величина прожиточного минимума в ХМАО - Югре составила 16281 руб.

    Установив превышение среднедушевого дохода истца для возникновения права на получение соответствующей меры социальной поддержки, дата ответчиком была прекращена истцу ежемесячная выплата на ребенка в возрасте от 3 до 7 лет.

    Оспаривая данные действия, истец полагает, что ответчиком при расчете среднедушевого дохода незаконно были учтены выплаты по уходу за ребенком-инвалидом, единовременная помощь при экстремальных жизненных ситуациях, со ссылкой на постановление Правительства РФ от 20.08.2003 № 512, где предусмотрено, что соответствующие выплаты в состав дохода семьи не включаются.

    Как указано судом выше, ежемесячная денежная выплата на ребенка в возрасте от трех до семи лет включительно была предусмотрена Указом Президента РФ от 20.03.2020 № 199. В развитие данного Указа и с целью его реализации, Правительством РФ принято постановление Правительства РФ от 31.03.2020 №384. Данные Указ и Постановление действовали до 01.01.2023.

    Так, согласно пункту 21 Постановления № 384 (в редакции, действующей 24.08.2020, т.е. на момент подачи Тарлиной Н.В. заявления) при расчете среднедушевого дохода семьи учитываются следующие виды доходов семьи, полученные в денежной форме:

а) вознаграждение за выполнение трудовых или иных обязанностей, включая выплаты компенсационного и стимулирующего характера, вознаграждение за выполненную работу, оказанную услугу, совершение действия. При этом, вознаграждение директоров и иные аналогичные выплаты, получаемые членами органа управления организации (совета директоров или иного подобного органа) - налоговогорезидента Российской Федерации, местом нахождения (управления) которой является Российская Федерация, рассматриваются как доходы, полученные от источников в Российской Федерации, независимо от места, где фактически исполнялись возложенные на этих лиц управленческие обязанности или откуда производилась выплата указанного вознаграждения;

б)    пенсии, пособия и иные аналогичные выплаты, полученные в соответствии с законодательством Российской Федерации и (или) законодательством субъекта Российской Федерации, актами (решениями) органов местного самоуправления;

в)    стипендии, выплачиваемые лицам, обучающимся в профессиональных образовательных организациях и образовательных организациях высшего образования, аспирантам, обучающимся по очной форме по программам подготовки научно-педагогических кадров, докторантам образовательных организаций высшего образования и научных организаций и лицам, обучающимся в духовных образовательных организациях, а также компенсационные выплаты указанным категориям граждан в период их нахождения в академическом отпуске по медицинским показаниям;

г)    алименты;

д)    выплаты правопреемникам умерших застрахованных лиц в случаях, предусмотренных законодательством Российской Федерации об обязательном пенсионном страховании;

е)    ежемесячные страховые выплаты по обязательному социальному страхованию от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний;

ж)    денежное довольствие (денежное содержание) военнослужащих, сотрудников органов внутренних дел Российской Федерации, учреждений и органов уголовно-исполнительной системы, органов принудительного исполнения Российской Федерации, таможенных органов Российской Федерации и других органов, в которых законодательством Российской Федерации предусмотрено прохождение государственной службы, связанной с правоохранительной деятельностью, а также дополнительные выплаты, имеющие постоянный характер, и продовольственное обеспечение (денежная компенсация взамен продовольственного пайка), установленные законодательством Российской Федерации (при наличии);

з)    компенсации, выплачиваемые государственным органом или общественным объединением за время исполнения государственных или общественных обязанностей;

и)    дивиденды, проценты и иные доходы, полученные по операциям с ценными бумагами;

к) проценты, полученные по вкладам в кредитных учреждениях; л) доходы от предпринимательской деятельности и от осуществления частной практики;

м) доходы от продажи, аренды имущества;

н) доходы по договорам авторского заказа, об отчуждении исключительного права на результаты интеллектуальной деятельности.

Согласно пункту 25 этого же Постановления и в той же в редакции, при расчете среднедушевого дохода семьи не учитываются:

а)    предусмотренные настоящими основными требованиями ежемесячные выплаты, произведенные за прошлые периоды;

б)    ежемесячные выплаты, установленные Федеральным законом "Оежемесячных выплатах семьям, имеющим детей" на ребенка, в отношении которого назначена предусмотренная настоящими основными требованиями ежемесячная выплата, произведенные за прошлые периоды;

в)    суммы единовременной материальной помощи, выплачиваемой за счет средств федерального бюджета, бюджетов субъектов Российской Федерации, местных бюджетов и иных источников в связи со стихийным бедствием или другими чрезвычайными обстоятельствами, а также в связи с террористическим актом.

Приведенные нормативные правовые акты, регулирующие порядок расчета и выплаты соответствующего ежемесячного пособия, предусматривали по состоянию на дата учет таких доходов, как выплаты пособия по уходу за ребенком-инвалидом и единовременную помощь при экстремальных жизненных ситуациях, предоставляемую для приобретения лекарств (о получении соответствующего вида единовременной помощи истец давала пояснение в ходе судебного заседания).

В соответствии с подпунктом «д» пункта 1 Перечня видов доходов, учитываемых при расчете среднедушевого дохода семьи и дохода одиноко проживающего гражданина для оказания им государственной социальной помощи, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 20 августа 2003 года № 512, при расчете среднедушевого дохода семьи учитываются социальные выплаты из бюджетов всех уровней, государственных внебюджетных фондов и других источников, к которым относятся пенсии, компенсационные выплаты (кроме компенсационных выплат неработающим трудоспособным лицам, осуществляющим уход за нетрудоспособными гражданами) и дополнительное ежемесячное материальное обеспечение пенсионеров.

В целях усиления социальной защищенности нетрудоспособных граждан Указом Президента Российской Федерации от 26 декабря 2006 года № 1455 «О компенсационных выплатах лицам, осуществляющим уход за нетрудоспособными гражданами» с 1 января 2007 года установлены ежемесячные компенсационные выплаты неработающим трудоспособным лицам, осуществляющим уход за нетрудоспособными гражданами, к категории которых были отнесены, в том числе, дети-инвалиды в возрасте до 18 лет.

С 1 января 2013 года ежемесячные выплаты неработающим трудоспособным лицам, осуществляющим уход за ребенком-инвалидом в возрасте до 18 лет или инвалидом с детства 1 группы, устанавливаются на основании Указа Президента Российской Федерации от 26 февраля 2013 года № 175 «О ежемесячных выплатах лицам, осуществляющим уход за детьми-инвалидами и инвалидами с детства 1 группы» (далее - Указ Президента Российской Федерации от 26 февраля 2013 года № 175), о чем внесены соответствующие изменения в Указ Президента Российской Федерации от 26 декабря 2006 года № 1455 «О компенсационных выплатах лицам, осуществляющим уход за нетрудоспособными гражданами».

В подпункте «а» пункта 1 Указа Президента Российской Федерации от 26 февраля 2013 года № 175 определено, что с 1 января 2013 года ежемесячные выплаты неработающим трудоспособным лицам, осуществляющим уход за ребенком-инвалидом в возрасте до 18 лет или инвалидом с детства 1 группы устанавливаются родителю (усыновителю) или опекуну (попечителю).

Ежемесячные выплаты производятся к установленной ребенку-инвалиду или инвалиду с детства 1 группы пенсии в период осуществления ухода за ним (пункт 3 Указа Президента Российской Федерации от 26 февраля 2013 года № 175).

Ежемесячные выплаты устанавливаются на основании документов, имеющихся в распоряжении органа, осуществляющего пенсионное обеспечение ребенка-инвалида или инвалида с детства 1 группы (пункт 5 Указа Президента Российской Федерации от 26 февраля 2013 года № 175).

При этом пунктом 9 Указа Президента Российской Федерации от 26 февраля 2013 года № 175 установлено, что органам государственной власти субъектов Российской Федерации рекомендовано учитывать, что установление данных ежемесячных выплат не должно повлечь за собой уменьшение объема и снижение уровня мер социальной помощи и поддержки, осуществляемых за счет бюджетных ассигнований бюджетов субъектов Российской Федерации.

Таким образом, ежемесячные выплаты неработающим трудоспособным лицам, осуществляющим уход за ребенком-инвалидом в возрасте до 18 лет относятся к компенсационным выплатам, которые не подлежат учету при расчете среднедушевого дохода семьи в целях оказания государственной социальной помощи.

Признавая действия ответчика в дата по расчету среднедушевого дохода истца незаконными, суд полагает, что ссылка Тарлиной Н.В. на постановление Правительства РФ 20.08.2003 № 512 «О перечне видов доходов, учитываемых при расчете среднедушевого дохода семьи и дохода одиноко проживающего гражданина для оказания им государственной социальной помощи» обоснована, так как на основании приведенного в указанном Постановлении перечне видов доходов производится расчет среднедушевого дохода семьи для предоставления государственной социальной помощи (п. 1 Перечня видов доходов).

    Требования приведенных нормативных правовых актов свидетельствуют о том, что ответчик обоснованно принял от истца заявление от дата , о назначении ежемесячной денежной выплаты на ребенка в возрасте от трех до семи лет включительно, произведя расчет доходов за период их получения с дата.

    При этом в нарушение приведенных выше норм в расчет среднедушевого дохода ответчиком необоснованно включены ежемесячные выплаты неработающим трудоспособным лицам, осуществляющим уход за ребенком-инвалидом в возрасте до 18 лет.

    При условии исключения такой выплаты, среднедушевой доход истца составит 12 609 руб. 63 коп. Таким образом, за период с дата ответчик не выплатил истцу сумму пособия на <данные изъяты> по заявлению от дата в размере 53 074 руб. (7 месяцев х 7 582 руб.). Указанная сумма подлежит взысканию с ответчика в пользу истца.

    Согласно пункту 2 Основных требований к порядку назначения и осуществления ежемесячной денежной выплаты на ребенка в возрасте от 3 до 7 лет включительно, утвержденных Постановлением от 31.03.2020 №384, ежемесячная выплата осуществляется в размере:

50 процентов величины прожиточного минимума для детей, установленной в субъекте Российской Федерации в соответствии с Федеральным законом "О прожиточном минимуме в Российской Федерации" на дату обращения за назначением ежемесячной выплаты (далее - величина прожиточного минимума для детей), - если размер среднедушевого дохода семьи не превышает величину прожиточного минимума на душу населения, установленную в субъекте Российской Федерации в соответствии с Федеральным законом "О прожиточном минимуме в Российской Федерации" на дату обращения за назначением ежемесячной выплаты (далее - величина прожиточного минимума на душу населения);

75 процентов величины прожиточного минимума для детей - если размер среднедушевого дохода семьи, рассчитанный с учетом ежемесячной выплаты в размере 50 процентов величины прожиточного минимума для детей, не превышает величину прожиточного минимума на душу населения;

100 процентов величины прожиточного минимума для детей - если размер среднедушевого дохода семьи, рассчитанный с учетом ежемесячной выплаты в размере 75 процентов величины прожиточного минимума для детей, не превышает величину прожиточного минимума на душу населения.

    дата Тарлина Н.В. обратилась к ответчику с заявлением о назначении ежемесячной денежной выплаты на ребенка в возрасте от 3 до 7 лет включительно на ребенка <данные изъяты>. По данному заявлению период учета доходов составил с дата. Виды учитываемых доходов: меры социальной поддержки (единовременное пособие при рождении ребенка, единовременное пособие при рождении второго ребенка, ежемесячное пособие по уходу за ребенком, единовременные выплаты к Памятным датам, единовременное пособие при поступлении ребенка в первый класс, ежемесячное социальное пособие на ребенка-инвалида, единовременная помощь при возникновении экстремальной жизненной ситуации, ежемесячное пособие на ребенка, компенсация расходов на оплату коммунальных услуг, субсидия на оплату жилого помещения и коммунальных услуг) (п. 22 постановления Правительства РФ № 384).

    Ответчиком представлен расчет дохода семьи: (сумма доходов - 246514,50 руб.), алименты (сумма - 25500 руб.), пенсия Г. (сумма доходов - 270772,18 руб.). Совокупный доход семьи - 542 786.68 руб. Размер среднедушевого дохода семьи - 542786.68 руб. / 12 мес. / 3 чел. = 15 077,41 руб. Величина прожиточного минимума - 16281 руб.

По заявлению принято решение от дата (изменен приказ от дата) о назначении ежемесячной выплаты на период с дата в размере 8 153 руб., т.е. 50 процентов величины прожиточного минимума для детей, установленной в Округе.

Вместе с тем, с учетом приведенных выше норм суд полагает, что в расчет среднедушевого дохода семьи истца ответчиком необоснованно были включены следующие выплаты:

единовременная помощь при возникновении экстремальной жизненной ситуации, а именно, как следует из пояснений в исковом заявлении истца (т.1 л.д. 11) - дорогостоящее лечение ребенку-инвалиду, которое предусмотрено п.2 ч.2 ст. 1 Закона ХМАО-Югры от 24.12.2007г. № 197-оз «О государств социальной помощи и дополнительных мерах социальной помощи населению Xанты-Мансийского автономного округа - Югры» и которая является видом государств социальной помощи.

В исковом заявлении истец указывает, что такую помощь она получила на приобретение лекарств для ребенка-инвалида, что не оспаривается ответчиком при рассмотрении настоящего дела.

С учетом приведенных положений за период дата совокупный доход семьи составил 453 946 руб. 60 коп., следовательно, среднедушевой доход составит 12 609 руб. 63 коп.

Таким образом, по заявлению от дата ответчик обязан произвести перерасчет до размера 100 процентов величины прожиточного минимума для детей.

дата Тарлина Н.В. обратилась к ответчику с заявлением о назначении государственной социальной помощи в отношении <данные изъяты> года рождения.

дата ответчиком принято решение о назначении истцу ежемесячного пособия на ребенка на период с дата (Приказ № 277-п) действие данных выплат было продлено беззаявительно дата на период с дата

дата Тарлина Н.В. обратилась к ответчику с заявлением о назначении государственной социальной помощи.

В ходе проведенной работы по данному заявлению дата ответчиком принято решение об отказе в назначении государственной социальной помощи (далее ГСП) в связи с отсутствием права ввиду превышения среднедушевого дохода семьи (Решение об отказе от дата).

Судом установлено, что компенсационная выплата по уходу ребенком-инвалидом необоснованно была включена ответчиком в расчет среднедушевого дохода, что не соответствует требованию Постановления Правительства РФ от дата N 512 и общей концепции законодательства в области социального обеспечения и поддержки малоимущих граждан.

С учетом сделанных судом выводов среднемесячный доход истца за указанный период составит 12 609 руб. 63 коп., доплата за период приостановленной выплаты с дата по дата составит 8 180 руб. (4 мес. х 1005р. + 4 мес. х 1040р.).

Таким образом, за указанный период с ответчика в пользу истца подлежит доплата в указанном размере.

Как указано выше дата ответчиком принято решение об отказе в назначении государственной социальной помощи (далее ГСП) в связи с отсутствием права ввиду превышения среднедушевого дохода семьи (Решение об отказе от дата).

Согласно части 1 статьи 39 Конституции Российской Федерации каждому гарантируется социальное обеспечение по возрасту, в случае болезни, инвалидности, потери кормильца, для воспитания детей и в иных случаях, установленных законом.

В силу абзаца второго статьи 1 Федерального закона от 17 июля 1999 года № 178-ФЗ «О государственной социальной помощи» государственная социальная помощь - это предоставление малоимущим семьям, малоимущим одиноко проживающим гражданам, а также иным категориям граждан, указанным в данном федеральном законе, социальных пособий, социальных доплат к пенсии, субсидий, социальных услуг и жизненно необходимых товаров.

Статьей 3 Федерального закона «О государственной социальной помощи» определены цели оказания государственной социальной помощи, в их числе поддержание уровня жизни малоимущих семей, а также малоимущих одиноко проживающих граждан, среднедушевой доход которых ниже величины прожиточного минимума, установленного в соответствующем субъекте Российской Федерации.

Согласно абзацу второму пункта 1 статьи 12 Федерального закона «О государственной социальной помощи» оказание государственной социальной помощи осуществляется, в частности, в виде денежных выплат (социальных пособий, субсидий и других выплат).

Согласно части 1 статьи 7 Федерального закона «О государственной социальной помощи» получателями государственной социальной помощи могут быть малоимущие семьи, малоимущие одиноко проживающие граждане и иные категории граждан, предусмотренные данным федеральным законом, которые по независящим от них причинам имеют среднедушевой доход ниже величины прожиточного минимума, установленного в соответствующем субъекте Российской Федерации.

Государственная социальная помощь, в том числе на основании социального контракта, назначается решением органа социальной защиты населения по месту жительства либо месту пребывания малоимущей семьи или малоимущего одиноко проживающего гражданина (часть первая статьи 8 Федерального закона «О государственной социальной помощи»).

Закон Ханты-Мансийского автономного округа - Югры от 24 декабря 2007 года № 197-оз «О государственной социальной помощи и дополнительных мерах социальной помощи населению Ханты-Мансийского автономного округа - Югры» (далее - Закон Ханты-Мансийского автономного округа - Югры от 24 декабря 2007 года № 197-оз, здесь и далее положения данного закона приведены в редакции, действующей на момент обращения дата Тарлиной Н.В. за государственной социальной помощью) в соответствии с федеральным законодательством регулирует отношения в области оказания государственной социальной помощи малоимущим семьям, малоимущим одиноко проживающим гражданам и иным категориям граждан, а также устанавливает дополнительные меры социальной помощи для отдельных категорий граждан.

В соответствии со статьей 3 Закона Ханты-Мансийского автономного округа - Югры от 24 декабря 2007 года № 197-оз получателями государственной социальной помощи за счет средств бюджета автономного округа являются малоимущие семьи и малоимущие одиноко проживающие граждане, проживающие на территории автономного округа, которые по не зависящим от них причинам имеют среднедушевой доход ниже величины прожиточного минимума, установленного в Ханты-Мансийском автономном округе - Югре, действующего на момент обращения малоимущих граждан в органы социальной защиты населения.

Государственная социальная помощь, предусмотренная настоящим Законом, оказывается в виде денежной выплаты (социального пособия).

В соответствии со статьей 7 Закона Ханты-Мансийского автономного округа - Югры от 24 декабря 2007 года № 197-оз состав семьи и ее доход (доход гражданина) определяются в соответствии с Федеральным законом «О порядке учета доходов и расчета среднедушевого дохода семьи и дохода одиноко проживающего гражданина для признания их малоимущими и оказания им государственной социальной помощи», Постановлением Правительства Российской Федерации «О перечне видов доходов, учитываемых при расчете среднедушевого дохода семьи и дохода одиноко проживающего гражданина для оказания им государственной социальной помощи».

Согласно Постановлению Правительства РФ от 20.08.2003 №512 "О перечне видов доходов, учитываемых при расчете среднедушевого дохода семьи и дохода одиноко проживающего гражданина для оказания им государственной социальной помощи" (в редакции, действующей по состоянию на дата, т.е. на момент подачи Тарлиной Н.В. заявления) установлены виды доходов семьи с учетом которых производится расчет среднедушевого дохода.

Ответчиком произведен расчет доходов истца по заявлению с учетом вышеуказанного постановления Правительства РФ следующим образом: период учета доходов - с дата. Виды учитываемых доходов: меры социальной поддержки (ежемесячное пособие по уходу за ребенком, единовременная выплата, ежемесячное социальное пособие на ребенка-инвалида, ежемесячная денежная выплата на ребенка в возрасте от 3 до 7 лет включительно, ежемесячное пособие на ребенка) (сумма доходов - 67057,31 руб.), алименты (сумма - 25500 руб.), пенсия Г., ежемесячная выплата лицам, осуществляющим уход за детьми инвалидами (сумма доходов - 113893,89 руб.). Совокупный доход семьи составил 206 451,20 руб. Размер среднедушевого дохода семьи - 206451,20 руб. / 3 мес. = 68 817,07 руб. При этом, величина прожиточного минимума в Ханты-Мансийском автономном округе - Югре на дата установлена постановлением Правительства ХМАО - Югры от 24.07.2020 № 305-п: для трудоспособного населения - 17500,00 руб.; для детей - 16306,00 руб.. Величина прожиточного минимума на семью, состоящую из 1 трудоспособного и 2-х несовершеннолетних - 50112 руб.

С учетом произведенного расчета ответчиком было принято решение об отказе в выплате ГСП в связи с превышением среднедушевого дохода величины прожиточного минимума, установленного в Ханты-Мансийском автономном округе - Югре.

Представленный ответчиком порядок расчета среднедушевого дохода суд признаёт неверным, так как при расчете учтена компенсационная выплата по уходу ребенком-инвалидом, что признано судом ошибочным расчетом.

Таким образом, расчет среднедушевого дохода семьи за февраль – дата составит 137 948 руб. 71 коп. без учета указанных выше видов выплат, т.е. 15 327 руб. 63 коп. ежемесячно на человека. Следовательно, ответчик должен был назначить выплату государственной социальной помощи 15 719,33 – 15 327,63 = 391,70; 391,70 х 3 (человека) = 1175 руб. в месяц и за период с дата выплата ГСП составит 7050 руб. 60 коп.

    Учитывая изложенное и руководствуясь ст.ст. 194-199 ГПК РФ суд,

РЕШИЛ:

    Измененные требования, заявленные Тарлиной <данные изъяты>, удовлетворить частично.

Признать Тарлиной <данные изъяты>) ней право на меру социальной поддержки в виде ежемесячной денежной выплаты на детей от трех до семи лет включительно, в отношении ребенка <данные изъяты>, обязав Казенное учреждение ХМАО-Югры «Агентство социального благополучия населения Югры» филиал в г. Нягани доплатить незаконно приостановленную указанную ежемесячную выплату по заявлению от дата и взыскать с Казенного учреждения ХМАО-Югры «Агентство социального благополучия населения Югры» в пользу Тарлиной <данные изъяты>) ежемесячную денежную выплату начиная с дата в размере 53 074 рубля.

Признать Тарлиной <данные изъяты>) право на меру социальной поддержки в виде ежемесячной денежной выплаты на детей, в отношении <данные изъяты> обязав Казенное учреждение ХМАО-Югры «Агентство социального благополучия населения Югры» филиал в г. Нягани доплатить незаконно приостановленную выплату и взыскать с Казенного учреждения ХМАО-Югры «Агентство социального благополучия населения Югры» в пользу Тарлиной <данные изъяты>) ежемесячную денежную выплату, начиная с дата в размере 8 180 руб., а также произвести перерасчет по заявлению от <данные изъяты> путем увеличения выплаты до размера 100 процентов величины прожиточного минимума для детей.

Признать за Тарлиной <данные изъяты>) право на меру социальной поддержки в виде государственной социальной помощи, и взыскать с Казенного учреждения ХМАО-Югры «Агентство социального благополучия населения Югры» в пользу Тарлиной <данные изъяты>) государственную социальную помощь в размере 7 050 руб. 60 коп.

    В удовлетворении остальной части заявленных требований отказать.

    Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в суд Ханты-Мансийского автономного округа – Югры через Няганский городской суд в течение месяца со дня принятия решения.

    В окончательной форме решение изготовлено 21.05.2024.

    Судья                                П.В. Вараксин

2-647/2024

Категория:
Гражданские
Истцы
Тарлина Наталья Васильевна
Ответчики
КУ ХМАО-Югры "Агентство социального благополучия населения Югры" филиал в г.Нягань
Суд
Няганский городской суд Ханты-Мансийского автономного округа-Югра
Судья
Вараксин П.В.
Дело на сайте суда
nyagan.hmao.sudrf.ru
22.04.2024Регистрация иска (заявления, жалобы) в суде и принятие его к производству
23.04.2024Передача материалов судье
23.04.2024Вынесено определение о назначении дела к судебному разбирательству
21.05.2024Судебное заседание
21.05.2024Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме
24.05.2024Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
07.10.2024Регистрация ходатайства/заявления лица, участвующего в деле
07.10.2024Изучение поступившего ходатайства/заявления
17.10.2024Судебное заседание
22.10.2024Дело сдано в отдел судебного делопроизводства после рассмотрения ходатайства/заявления/вопроса
21.05.2024
Решение

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее