Дело №
РЕШЕНИЕ
ДД.ММ.ГГГГ <адрес>
Судья Центрального районного суда <адрес> Республики Крым Деменок С.В., рассмотрев в открытом судебном заседании в помещении суда, расположенном по адресу: <адрес>, жалобу ФИО1 на постановление начальника отделения - старшего судебного пристава ОСП по <адрес> ГУФССП России по <адрес> ФИО3 от ДД.ММ.ГГГГ по делу об административном правонарушении, предусмотренном ч.2 ст.17.15 КоАП Российской Федерации,
УСТАНОВИЛ:
ФИО1 обратилась в суд с жалобой на постановление начальника отделения - старшего судебного пристава ОСП по <адрес> ГУФССП России по <адрес> ФИО3 от ДД.ММ.ГГГГ о назначении административного наказания по ч.2 ст.17.15 КоАП Российской Федерации.
Доводы жалобы мотивированы тем, что указанным постановлением ФИО1 была привлечена к административной ответственности по ч.2 ст.17.15 КоАП Российской Федерации с назначением наказания в виде административного штрафа в размере 2 000 рублей. С указанным постановлением заявитель, приведший в жалобе соответствующие доводы, не согласен, просит обжалуемое постановление отменить.
ФИО1, будучи надлежащим образом извещенной о дате, времени и месте судебного заседания, в суд не явилась, предоставила заявление, в соответствии с которым требования жалобы поддерживает в полном объеме, просит рассмотреть жалобу в ее отсутствие.
В судебное заседание представители ОСП по <адрес> ГУФССП России по <адрес> не явились, о дате, времени и месте судебного заседания извещались надлежащим образом. Заявлений, ходатайств об отложении судебного разбирательства в суд не поступало.
Изучив административный материал, оценив представленные доказательства в их совокупности, суд приходит к следующим выводам.
В соответствии с п.8 ч.2 ст.30.6 КоАП Российской Федерации при рассмотрении жалобы на постановление по делу об административном правонарушении, проверяются на основании имеющихся в деле и дополнительно представленных материалов законность и обоснованность вынесенного постановления, в частности заслушиваются объяснения физического лица, в отношении которого вынесено постановление по делу об административном правонарушении, при необходимости заслушиваются показания других лиц, участвующих в рассмотрении жалобы, пояснения специалиста и заключение эксперта, исследуются иные доказательства, осуществляются другие процессуальные действия в соответствии с настоящим Кодексом.
Как следует из материалов дела, постановлением начальника отделения - старшего судебного пристава ОСП по <адрес> ГУФССП России по <адрес> ФИО3 от ДД.ММ.ГГГГ ФИО1 признана виновной в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч.2 ст.17.15 КоАП Российской Федерации, и подвергнута административному наказанию в виде штрафа в размере 2 000 рублей.
Принимая постановление по делу об административном правонарушении, должностное лицо исходило из того, что событие правонарушения, а также состав инкриминированного административного правонарушения, предусмотренного ч.2 ст.17.15 КоАП Российской Федерации, в действиях ФИО1 подтверждаются совокупностью представленных доказательств.
Однако такие выводы должностного лица являются преждевременными.
Так, в силу части 1 статьи 1.6 КоАП Российской Федерации обеспечение законности при применении мер административного принуждения предполагает не только наличие законных оснований для применения административного наказания, но и соблюдение установленного законом порядка привлечения лица к административной ответственности.
В силу статьи 28.2 КоАП Российской Федерации протокол об административном правонарушении составляется с участием лица, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении.
При составлении протокола об административном правонарушении лицу, в отношении которого возбуждено дело об административном правонарушении, разъясняются его права и обязанности, предусмотренные КоАП РФ, о чем делается запись в протоколе (ч.3 ст. 28.2 КоАП Российской Федерации).
Физическому лицу или законному представителю юридического лица, в отношении которых возбуждено дело об административном правонарушении, должна быть предоставлена возможность ознакомления с протоколом об административном правонарушении. Указанные лица вправе представить объяснения и замечания по содержанию протокола, которые прилагаются к протоколу (ч. 4 ст. 28.2 КоАП Российской Федерации).
В случае неявки физического лица, или законного представителя физического лица, или законного представителя юридического лица, в отношении которых ведется производство по делу об административном правонарушении, если они извещены в установленном порядке, протокол об административном правонарушении составляется в их отсутствие. Копия протокола об административном правонарушении направляется лицу, в отношении которого он составлен, в течение трех дней со дня составления указанного протокола (ч. 4.1 КоАП Российской Федерации).
Согласно части 2 статьи 25.1 КоАП Российской Федерации дело об административном правонарушении рассматривается с участием лица, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении. В отсутствие указанного лица дело может быть рассмотрено лишь в случаях, предусмотренных частью 3 статьи 28.6 КоАП Российской Федерации, либо если имеются данные о надлежащем извещении лица о месте и времени рассмотрения дела и если от лица не поступило ходатайств об отложении рассмотрения дела либо если такое ходатайство оставлено без удовлетворения.
Надлежащее извещение подразумевает, что оно должно быть направлено лицу, привлеченному к административной ответственности с таким расчетом, чтобы указанное лицо имело достаточный срок для подготовки к делу и своевременной явки.
Согласно части 1 статьи 25.15 КоАП Российской Федерации, лица, участвующие в производстве по делу об административном правонарушении, извещаются или вызываются в суд, орган или к должностному лицу, в производстве которых находится дело заказным письмом с уведомлением о вручении, повесткой с уведомлением о вручении, телефонограммой или телеграммой, по факсимильной связи либо с использованием иных средств доставки, обеспечивающих фиксирование извещения или вызова и его вручение адресату.
Следовательно, хотя присутствие лица, привлекаемого к административной ответственности (как на стадии составления административного протокола, так и при рассмотрении его по существу), и не является обязательным, у соответствующего должностного лица до рассмотрения дела должны быть достоверные данные о его надлежащем извещении.
Выяснение вопроса о надлежащем извещении лица, привлекаемого к административной ответственности, либо его представителя, должно предшествовать принятию должностным лицом решения о составлении протокола, рассмотрении дела в отсутствии лица привлекаемого к административной ответственности, либо его представителя, чтобы при осуществлении производства по делу было обеспечено соблюдение необходимых процессуальных гарантий прав лиц, участников рассмотрения административного материала.
В материалах дела об административном правонарушении отсутствуют доказательства надлежащего извещения ФИО1 о времени и месте как составления административного протокола, так и о рассмотрении дела об административном правонарушении по существу.
Так, в материалах дела имеется извещение ФИО1 о вызове на прием к судебному приставу-исполнителю на ДД.ММ.ГГГГ для участия при рассмотрении вопроса о составлении протокола об административном правонарушении, предусмотренном ст.17.15 КоАП Российской Федерации. Указанное извещение было получено лично ФИО1 под родпись. Вместе с тем, протокол об административном правонарушении №-АП был составлен ДД.ММ.ГГГГ в присутствии представителя ФИО1 – по доверенности ФИО4 Вместе с тем, в материалах дела не имеется доказательств извещения ФИО1 о времени и месте составления в отношении нее административного протокола.
Также, в материалах дела не имеется сведений об извещении ФИО1 о рассмотрении дела об административном правонарушении по существу.
Так, в материалах дела имеется сопроводительное письмо за подписью начальника отделения - старшего судебного пристава ОСП по <адрес> ГУФССП России по <адрес> ФИО3 о направлении ФИО1 копии протокола об административном правонарушении. Кроме того, согласно имеющегося в материалах дела рапорта младшего судебного пристава по обеспечению установленного порядка деятельности судов ОСП по <адрес> ГУФССП России по <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ последним не была вручена копия протокола об административном правонарушении ФИО1 лично ввиду отсутствия ФИО1 по месту жительства. При этом, суд учитывает то обстоятельство, что протокол об административном правонарушении и постановление по делу об административном правонарушении в отношении ФИО1 были вынесены в один день, что объективно исключает возможность надлежащего извещения ФИО1 о дате и времени рассмотрении дела об административном правонарушении по существу при условии того, что она не присутствовала при составлении протокола об административном правонарушении.
При этом, уведомление представителя ФИО1 – по доверенности ФИО4 о дате и времени рассмотрении дела об административном правонарушении не исключает необходимость надлежащего уведомления ФИО1
Составление протокола об административном правонарушении и рассмотрение его по существу в отсутствие лица, привлекаемого к административной ответственности, при отсутствии доказательств его надлежащего уведомления о времени и месте совершения данных процессуальных действий, являются существенным нарушением процедуры привлечения лица к административной ответственности, нарушает право привлекаемого к ответственности лица на защиту.
В соответствии со ст.28.1 КоАП Российской Федерации протокол является основной формой фиксации доказательств по делам об административных правонарушениях, в связи с чем, законодателем подробно регламентирована процедура его составления. При нарушении установленной процедуры протокол не может рассматриваться в качестве доказательства по делу в силу ч.3 ст.26.2 КоАП Российской Федерации. Доказательство должно обладать свойствами относимости и допустимости. Несоблюдение процессуального порядка получения доказательства делает его недопустимым.
На основании изложенного, принимая во внимание положения статьи 1.6 КоАП Российской Федерации, составленный при вышеуказанных обстоятельствах административный протокол нельзя признать допустимым доказательством, а факт совершения вменённого лицу правонарушения нельзя признать доказанным.
В силу ст.24.1 КоАП Российской Федерации, задачами производства по делам об административных правонарушениях являются всестороннее, полное, объективное и своевременное выяснение обстоятельств каждого дела, разрешение его в соответствии с законом, обеспечение исполнения вынесенного постановления, а также выявление причин и условий, способствовавших совершению административных правонарушений.
Статьей 26.1 КоАП Российской Федерации установлено, что по делу об административном правонарушении выяснению подлежат: наличие события административного правонарушения; лицо, совершившее противоправные действия (бездействие), за которые настоящим Кодексом или законом субъекта Российской Федерации предусмотрена административная ответственность; виновность лица в совершении административного правонарушения; обстоятельства, смягчающие административную ответственность, и обстоятельства, отягчающие административную ответственность; характер и размер ущерба, причиненного административным правонарушением; обстоятельства, исключающие производство по делу об административном правонарушении; иные обстоятельства, имеющие значение для правильного разрешения дела, а также причины и условия совершения административного правонарушения.
В соответствии со ст.26.2 КоАП Российской Федерации установлено, что доказательствами по делу об административном правонарушении являются любые фактические данные, на основании которых судья, орган, должностное лицо, в производстве которых находится дело, устанавливают наличие или отсутствие события административного правонарушения, виновность лица, привлекаемого к административной ответственности, а также иные обстоятельства, имеющие значение для правильного разрешения дела.
Эти данные устанавливаются протоколом об административном правонарушении, иными протоколами, предусмотренными настоящим Кодексом, объяснениями лица, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, показаниями потерпевшего, свидетелей, заключениями эксперта, иными документами, а также показаниями специальных технических средств, вещественными доказательствами.
Согласно ч.3 ст.26.2 КоАП Российской Федерации не допускается использование доказательств по делу об административном правонарушении, если указанные доказательства получены с нарушением закона.
В соответствии с п.4 ч.1 ст.29.4 КоАП Российской Федерации на стадии подготовки дела к рассмотрению протокол об административном правонарушении, составленный с нарушением требований ст.28.2 названного Кодекса, подлежал возвращению составившему его должностному лицу для устранения недостатков.
В настоящее время такая возможность утрачена, возвращение протокола для устранения недостатков после начала рассмотрения дела об административном правонарушении нормами Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях не предусмотрено, устранение указанного нарушения на стадии рассмотрения дела и жалоб невозможно.
Допущенное нарушение требований Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях является существенным, что повлияло на всесторонность, полноту и объективность рассмотрения дела, а также законность принятого решения.
В соответствии с пунктом 3 части 1 статьи 30.7 КоАП Российской Федерации по результатам рассмотрения жалобы на постановление по делу об административном правонарушении суд принимает решение об отмене постановления и о прекращении производства по делу при наличии хотя бы одного из обстоятельств, предусмотренных статьями 2.9, 24.5 КоАП РФ, а также при недоказанности обстоятельств, на основании которых было вынесено постановление.
При указанных обстоятельствах, суд приходит к выводу о необходимости отмены постановления о назначении административного наказания, а также о прекращении производства по делу на основании п.3 ч.1 ст.30.7 КоАП Российской Федерации, вследствие недоказанности обстоятельств, на основании которых было вынесено постановление.
Руководствуясь ст.ст.24.5, 28.9, 30.1-30.8 КоАП Российской Федерации, суд –
РЕШИЛ:
Жалобу ФИО1 – удовлетворить.
Постановление начальника отделения - старшего судебного пристава ОСП по <адрес> ГУФССП России по <адрес> ФИО3 от ДД.ММ.ГГГГ, которым ФИО1 признана виновной в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч.2 ст.17.15 КоАП Российской Федерации, и подвергнута административному наказанию в виде штрафа в размере 2 000 рублей – отменить.
Производство по делу об административном правонарушении в отношении ФИО1 по ч.2 ст.17.15 КоАП Российской Федерации – прекратить, на основании п.3 ч.1 ст.30.7 КоАП Российской Федерации, в связи с недоказанностью обстоятельств, на основании которых вынесено постановление.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Верховный Суд Республики Крым через Центральный районный суд <адрес> Республики Крым в течение 10 суток со дня вручения или получения копии решения.
Судья
Центрального районного суда <адрес> С.В. Деменок