К делу № 2-5583/2019
УИД 50RS0048-01-2019-008502-44
РЕШЕНИЕ
именем Российской Федерации
17 декабря 2019 г. г.о. Химки Московской области
Химкинский городской суд Московской области в составе: председательствующего судьи Татарова В.А., при секретаре судебного заседания Такаевой А.А., рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело <№ обезличен> по исковому заявлению ФИО1 к Управлению опеки и попечительства Министерства образования Московской области по г. о. Химки о признании отказа о включении в список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, подлежащих обеспечению жилыми помещениями по договору найма специализированных жилых помещений от <дата> незаконным, и о признании не членом семьи нанимателя,
УСТАНОВИЛ:
ФИО9, действующая в интересах несовершеннолетнего подопечного ФИО1, <дата> года рождения, обратилась в суд с иском к Управлению опеки и попечительства Министерства образования Московской области по г. о. Химки о признании отказа незаконным и признании права на однократное обеспечение благоустроенным жилым помещением из специализированного жилищного фонда.
В обосновании заявленных требований указано, что ФИО1 относится к категории детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей. С момента как ФИО1 остался без попечения родителей в 2009 году и до передачи его под опеку ФИО9 несовершеннолетний воспитывался в детском доме «Молодая гвардия» <адрес>.ФИО1 с рождения зарегистрирован в <данные изъяты>-х комнатной квартире, находящейся в муниципальной собственности по адресу: <адрес>. Постановлением Главы г.о. Химки Московской области от <дата> <№ обезличен> за несовершеннолетним ФИО1 закреплена жилая площадь по адресу места регистрации. Кроме ФИО1 в квартире зарегистрированы и фактически проживают его братья. В июле 2019 попечитель обратилась к ответчику с заявлением о включении ФИО1 в Список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей оставшихся без попечения родителей, подлежащих обеспечению жилыми помещениями по договорам найма специализированных жилых помещений, в г.о. Химки. В письме начальника Управления опеки и попечительства Министерства образования Московской области по г.о. Химки от <дата> <№ обезличен>-оп сообщено, что основания включения ФИО1, <дата> года рождения, в Список детей-сирот отсутствуют.
Определением судьи Химкинского городского суда Московской области от <дата>, ввиду достижения совершеннолетия, ФИО1 привлечен к участию в деле в качестве самостоятельного истца, ФИО9 исключена из числа лиц, участвующих в деле.
Уточнив заявленные требования в порядке ст. 39 ГПК РФ, истец просит суд признать отказ Управления опеки и попечительства Министерства образования Московской области по г.о. Химки о включении ФИО1 в список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, подлежащих обеспечению жилыми помещениями по договорам найма специализированных жилых помещений, изложенный в письме от <дата> <№ обезличен>-оп, незаконным; учтановить, что ФИО1 не является членом семьи нанимателя жилого помещения по адресу: <адрес>.
Истец – ФИО1 и его представители в судебное заседание явились, исковые требования поддержали, просили их удовлетворить по доводам, изложенным в иске с учетом уточнения в порядке ст. 39 ГПК РФ.
Ответчик - представитель Управления опеки и попечительства Министерства образования Московской области по городскому округу Химки по доверенности ФИО4 в судебное заседание явилась, возражала против удовлетворения заявленных требований.
Третье лицо - представитель Администрации г.о. Химки Московской области ФИО5 в судебное заседание явилась, возражал против удовлетворения заявленных требований.
Третьи лица – ФИО10, ФИО11, ФИО12, ФИО13 в судебное заседание не явились, извещены надлежащим образом в соответствии со ст. 113 ГПК РФ, причины неявки суду не известны.
Суд, выслушав лиц, участвующих в деле, исследовав материалы дела, приходит к выводу об отказе удовлетворения исковых требований по следующим основаниям.
Статья 27 Конвенции о правах ребенка закрепила право каждого ребенка на уровень жизни, необходимый для его физического, умственного, духовного, нравственного и социального развития.
Право на жилище является одним из необходимых условий гарантирования права на достойный жизненный уровень (статья 25 Всеобщей декларации прав человека, статья 11 Международного пакта об экономических, социальных и культурных правах).
В статье 40 Конституции Российской Федерации установлено, что каждый имеет право на жилище. Никто не может быть произвольно лишен жилища. Малоимущим, иным указанным в законе гражданам, нуждающимся в жилище, оно предоставляется бесплатно или за доступную плату из государственных, муниципальных и других жилищных фондов в соответствии с установленными законом нормами.
Защита семьи и детства, социальная защита и жилищное законодательство пунктами «ж» и «к» ч. 1 ст. 72 Конституции Российской Федерации отнесены к совместному ведению Российской Федерации и субъектов Российской Федерации.
Как усматривается из материалов дела и установлено судом, ФИО1 родился <дата> в городе Химки Московской области; относится к категории лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.
Указанный социальный статус имеет в связи с тем, что мать ребенка ФИО6 умерла <дата>, отец ребенка ФИО7 лишен родительских прав решением Солнечногорского городского суда Московской области от <дата>.
В соответствии с Распоряжением Министерства образования Московской области от <дата> <№ обезличен>-р несовершеннолетний ФИО1 направлен в детский дом общего типа «Молодая гвардия» (<адрес> <адрес>).
Постановлением Главы городского округа Химки Московской области от <дата> <№ обезличен> за несовершеннолетним ФИО1, зарегистрированным по адресу: <адрес>, закреплена и сохранена жилая площадь.
В соответствии с Распоряжением Отдела социальной защиты населения района Внуково ЗАО <адрес> от <дата> <№ обезличен>-ОП «Об установлении попечительства над несовершеннолетним ФИО1, <дата> года рождения» ФИО9 назначена попечителем несовершеннолетнего ФИО1, определено место жительства несовершеннолетнего совместно с попечителем по адресу: <адрес>, <адрес>, <адрес>.
С момента установления опеки и до настоящего времени ФИО1 проживает на площади попечителя ФИО9 в <адрес>.
В июле 2019 года ФИО9 обратилась в Управление опеки и попечительства Министерства образования Московской области по г.о. Химки с заявлением о включении ФИО1, <дата> года рождения, в Список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, и лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, подлежащих обеспечению жилыми помещениями по договорам найма специализированным жилых помещений, в городском округе Химки.
Согласно ответу Управления опеки и попечительства Министерства образования Московской области по г.о. Химки от <дата> <№ обезличен> закрепленная за ФИО1 жилая площадь по адресу: <адрес>, представляет собой жилое помещение в виде трехкомнатной квартиры, являющееся муниципальным жильем, общей площадью <№ обезличен> кв.м., жилой площадью <№ обезличен> кв.м., где зарегистрировано пять человек, в которую несовершеннолетний был вселен как член семьи нанимателя жилого помещения. <адрес> данного жилого помещения, приходящаяся на одно лицо, составляет <№ обезличен> кв.м., что более учетной нормы площади жилого помещения (Постановление Главы Химкинского района Московской области от <дата> <№ обезличен> – <№ обезличен> кв.м. на одного члена семьи), в связи с чем основания для включения ФИО1, <дата> года рождения, в Список детей-сирот отсутствуют.
Согласно ч. 1 ст. 109.1 ЖК РФ предоставление жилых помещений детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, по договорам найма специализированных жилых помещений осуществляется в соответствии с законодательством Российской Федерации и законодательством субъектов Российской Федерации.
В соответствии с пунктом 1 статьи 8 Федерального закона от <дата> № 159-ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» (в редакции Федерального закона от <дата> № 15-ФЗ) детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые не являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, а также детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, в случае, если их проживание в ранее занимаемых жилых помещениях признается невозможным, органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации, на территории которого находится место жительства указанных лиц, в порядке, установленном законодательством этого субъекта Российской Федерации, однократно предоставляются благоустроенные жилые помещения специализированного жилищного фонда по договорам найма специализированных жилых помещений.
Оспаривая отказ органов опеки и попечительства от <дата> истец ссылается на те обстоятельства, что не является нанимателем жилого помещения по договору социального найма или членом семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственником жилого помещения и проживание третьими лицами по спорном адресу является невозможным, следовательно, в силу п. 1 ст.8 Федерального закона от <дата> № 159-ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» на ФИО1 распространяется дополнительная социальная гарантия на однократное предоставление органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации, на территории которого находится место его жительства, благоустроенного жилого помещения по договору найма специализированного жилого помещения.
По смыслу п.1 <адрес> закона от <дата> № 159-ФЗ жилое помещение должно предоставляться по месту жительства детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.
Согласно пункту 1 статьи 20 ГК РФ местом жительства гражданина определяется, как место его постоянного или преимущественного проживания.
Из смысла статьи 20 ГК РФ следует, что у гражданина не может быть более одного места жительства.
Местом жительства малолетних детей (несовершеннолетних, не достигших 14-летнего возраста) признается место жительства их законных представителей: родителей, усыновителей, опекунов (п. 2 ст. 20 ГК РФ).
При определении места жительства ребенка, оставшегося без попечения родителей, необходимо руководствоваться следующим положениями.
В соответствии со статьей 27 Конституции Российской Федерации каждый, кто законно находится на территории Российской Федерации, имеет право свободно передвигаться, выбирать место пребывания и жительства.
Свобода выбора места пребывания и жительства граждан связана с достижением ими 14 лет, поскольку до 14 лет место жительства детей должно определяться исключительно по месту жительства их законных представителей.
В то же время согласно п. 2 ст. 36 ГК РФ опекуны и попечители несовершеннолетних граждан обязаны проживать совместно со своими подопечными. Раздельное проживание попечителя с подопечным, достигшим шестнадцати лет, допускается с разрешения органа опеки и попечительства при условии, что это не отразится неблагоприятно на воспитании и защите прав и интересов подопечного.
В силу п. 1 ст. 148 СК РФ дети, находящиеся под опекой (попечительством), имеют право на воспитание в семье опекуна (попечителя), заботу со стороны опекуна (попечителя), совместное с ним проживание, за исключением случаев, предусмотренных п. 2 ст. 36 ГК РФ.
Таким образом, из приведенных выше законоположений в их взаимосвязи следует, что местом жительства несовершеннолетних достигших 16 лет, в отношении которых установлено попечительство, является место жительства их попечителей, за исключением случаев их раздельного проживания на основании полученного в установленном порядке разрешения органа опеки и попечительства.
Согласно п. 3 ст. 34 ГК РФ орган опеки и попечительства по месту жительства подопечных осуществляет надзор за деятельностью их опекунов и попечителей.
В соответствии с Правилами осуществления органами опеки и попечительства проверки условий жизни несовершеннолетних подопечных, соблюдения опекунами или попечителями прав и законных интересов несовершеннолетних подопечных, обеспечения сохранности их имущества, а также выполнения опекунами или попечителями требований к осуществлению своих прав и исполнению своих обязанностей, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от <дата> <№ обезличен>, орган опеки и попечительства по месту жительства подопечного проводит плановые и внеплановые проверки условий жизни подопечных, по результатам которых составляет соответствующий акт.
Судом установлено, что ФИО1 с момента устройства под попечительство ФИО9 и до настоящего времени проживает по адресу: <адрес>, <адрес> <адрес> от <дата> <№ обезличен> место жительства несовершеннолетнего подопечного ФИО1 было определено с попечителем.
Проверка условий жизни подопечного ФИО1 вплоть до его совершеннолетия и надзор за деятельностью попечителя ФИО9 осуществлялась по указанному адресу Московским отделом социальной защиты населения УСЗН ТиНАО <адрес>.
В силу статьи 20 ГК РФ и указанных распорядительных актов органов опеки и попечительства, <адрес> является местом жительства ФИО1, где согласно пункту 1 статьи 8 Федерального закона от <дата> № 159-ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» он должен реализовать свое право на однократное обеспечение благоустроенным жилым помещением из специализированного жилищного фонда по договору найма специализированного жилого помещения.
Не имеет правового значения то обстоятельство, что ФИО1 зарегистрирован по адресу: <адрес>.
Из содержания ст. 20 ГК РФ, ст. 2 и 3 Закона Российской Федерации от <дата> <№ обезличен> «О праве граждан Российской Федерации на свободу передвижения, выбор места пребывания и места жительства в пределах Российской Федерации» следует, что регистрация не совпадает с понятием «место жительства», и сама по себе не может служить условием реализации прав и свобод граждан, предусмотренных Конституцией РФ, законами Российской Федерации, конституциями и законами республик в составе Российской Федерации.
В соответствии с правовыми позициями Конституционного Суда Российской Федерации, сформулированными в сохраняющих свою силу решениях (Постановления от <дата> <№ обезличен>-П и от <дата> <№ обезличен>-П) и подлежащими обязательному учету в правоприменительной практике, сам по себе факт регистрации или отсутствия таковой не порождает для гражданина каких-либо прав и обязанностей и не может служить основанием ограничения или условием реализации прав и свобод граждан; регистрация в том смысле, в каком это не противоречит Конституции Российской Федерации, является лишь предусмотренным федеральным законом способом учета граждан в пределах Российской Федерации, носящим уведомительный характер и отражающим факт нахождения гражданина по месту пребывания или жительства.
Согласно ст. 3 Федерального закона от <дата> № 159-ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» законодательство Российской Федерации о дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, состоит из соответствующих статей Конституции Российской Федерации, настоящего Федерального закона, федеральных законов и иных нормативных правовых актов Российской Федерации, а также конституций (уставов), законов и иных нормативных правовых актов субъектов Российской Федерации.
П. 8 ст. 8 Федерального закона от <дата> № 159-ФЗ установлено, что дополнительные гарантии прав детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, на имущество и жилое помещение относятся к расходным обязательствам субъекта Российской Федерации.
В соответствии с частями 1 и 2 статьи 8 Закона Московской области от <дата> <№ обезличен>-<№ обезличен> «О предоставлении полного государственного обеспечения и дополнительных гарантий по социальной поддержке детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей» детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, а также лицам из их числа, которые не являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, а также детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, а также лицам из их числа, которые являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, в случае, если их проживание в ранее занимаемых жилых помещениях признается невозможным, однократно предоставляются благоустроенные жилые помещения специализированного жилищного фонда по договорам найма специализированных жилых помещений (далее - жилые помещения) в порядке, установленном Правительством Московской области.
Жилые помещения предоставляются лицам, указанным в части 1 настоящей статьи, имеющим место жительства в Московской области.
Нормы федерального законодательства и законодательства субъектов Российской Федерации, касающиеся вопросов формирования и ведения списка лиц, подлежащих обеспечению жильем, носят исключительно процедурный характер и должны способствовать оптимальной реализации права гражданина на обеспечение жилым помещением по месту жительства, не умаляя и не искажая смысл такого права.
Данная позиция отражена также в п.2.4 Методических рекомендаций по внедрению эффективного механизма обеспечения жилыми помещениями детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей, и лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, направленных письмом Министерства образования и науки Российской Федерации от <дата> № <№ обезличен>
По своей сути формирование субъектом Российской Федерации Списка означает констатацию уполномоченным на то органом наличия предусмотренных федеральным законом оснований для реализации указанной категорией лиц права на предоставление жилого помещения по договору найма специализированного жилого помещения.
Кроме того, формирование Списка может иметь своей целью определение потребности в соответствующих объемах ежегодного финансирования (объем субвенций), выделяемого на цели обеспечения жильем детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.
Согласно п. 2 ст. 1 ГК РФ граждане приобретают и осуществляют свои гражданские права своей волей и в своем интересе. Гражданские права могут быть ограничены на основании федерального закона и только в той мере, в какой это необходимо в целях защиты основ конституционного строя, нравственности, здоровья, прав и законных интересов других лиц, обеспечения обороны страны и безопасности государства.
Согласно ст. 9 ГК РФ граждане по своему усмотрению осуществляют принадлежащие им гражданские, права.
В соответствии с частью 2 статьи 1 ЖК РФ граждане по своему усмотрению и в своих интересах осуществляют принадлежащие им жилищные права, в том числе распоряжаются ими. На основании ч. 3 указанной статьи жилищные права могут быть ограничены на основании федерального закона и только в той мере, в какой это необходимо в целях защиты основ конституционного строя, нравственности, здоровья, прав и законных интересов других лиц, обеспечения обороны страны и безопасности государства.
Суд учитывает разъяснения, данные в «Обзоре практики рассмотрения судами дел, связанных с обеспечением детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, жилыми помещениями», утвержденном Президиумом Верховного Суда Российской Федерации <дата>, о том, что единственным критерием, по которому следует определять место предоставления жилого помещения детям-сиротам, федеральным законодателем названо место жительства этих лиц.
Предоставление жилых помещений детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, проживающим на территории субъекта Российской Федерации, должно осуществляться на одинаковых условиях, без каких-либо предпочтений, исключений либо ограничений дискриминационного характера для отдельных групп из их числа по месту проживания (или временного пребывания).
ФИО1 по достижению совершеннолетия в Московскую область не возвращался, из пояснений истца и его представителей, данных в ходе разбирательства по делу, следует, что ФИО1 намерен реализовать свое право на территории <адрес>.
На основании изложенного, суд приходит к выводу о том, что отказ Управления опеки и попечительства Министерства образования Московской области по г.о. Химки включить ФИО1, <дата> года рождения в списки детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из их числа, которые подлежат обеспечению жилыми помещениями специализированного жилищного фонда по договору найма специализированных жилых помещений по г.о. Химки Московской области, является законным, а исковые требования в данной части подлежат отклонению.
В п. 9 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от <дата> <№ обезличен> «О применении судами некоторых положений раздела 1 части первой Гражданского кодекса Российской Федерации» разъяснено, что, если при принятии искового заявления суд придет к выводу о том, что избранный истцом способ защиты права не может обеспечить его восстановление, данное обстоятельство не является основанием для отказа в принятии искового заявления, его возвращения либо оставления без движения.
Таким образом, суд не связан правовой квалификацией истцом заявленных требований (спорных правоотношений), а должен рассматривать иск исходя из предмета и оснований (фактических обстоятельств), определяя по своей инициативе круг обстоятельств, имеющих значение для разрешения спора и подлежащих исследованию, проверке и установлению по делу, а также решить, какие именно нормы права подлежат применению в конкретном спорном правоотношении.
Отказ в иске в связи с ошибочной квалификацией недопустим, поскольку не обеспечивает разрешение спора, определенность в отношениях сторон, соблюдение баланса их интересов, не способствует максимально эффективной защите прав и интересов лиц, участвующих в деле.
Требования истца об установлении его не членом семьи нанимателя жилого помещения по адресу: <адрес> <адрес> туп, <адрес>, не имеет юридического значения для разрешения основного требования о признании отказана органа опеки и попечительства о включении в Список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, незаконным, поскольку в данном случае отказ Управления опеки и попечительства Министерства образования Московской области по г.о. Химки от <дата> <№ обезличен>-<№ обезличен> со ссылкой на превышение учетной нормы площади жилого помещения на одно лицо является законным и обоснованным, а истцом выбран неверный способ защиты нарушенного права.
При таких обстоятельствах, суд приходит к выводу, что истец не вправе требовать установления юридического факта не связанного с разрешением основных требований.
На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 194-199 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд
РЕШИЛ:
Исковые требования ФИО1 к Управлению опеки и попечительства Министерства образования Московской области по г. о. Химки о признании отказа о включении в список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, подлежащих обеспечению жилыми помещениями по договору найма специализированных жилых помещений от <дата> незаконным, и о признании не членом семьи нанимателя – оставить без удовлетворения.
Решение может быть обжаловано в Московский областной суд через Химкинский городской суд Московской области в апелляционном порядке в течение месяца со дня изготовления решения в окончательной форме.
Мотивированное решение изготовлено в окончательной форме: <дата>.
Судья В.А. Татаров