Решение по делу № 2-8/2016 (2-536/2015;) от 02.11.2015

    дело №2-8/2016

    РЕШЕНИЕ

    Именем Российской Федерации

    16 февраля 2016 года                                                          пгт.Троицко-Печорск

    Троицко-Печорский районный суд Республики Коми в составе:

    председательствующего судьи Чулкова Р.В.,

    при секретаре Поповой С.Б.,

    с участием истца Варакиной Г.В.,

    рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Варакиной Галины Васильевны к администрации муниципального района «Троицко-Печорский» о предоставлении жилого помещения, взыскании судебных расходов,

    установил:

Варакина Г.В. обратилась в суд с иском к администрации МР «Троицко-Печорский» (далее ответчик, администрация) о предоставлении жилья, взыскании судебных расходов. Требования мотивировала тем, что зарегистрирована с сыном в доме, расположенном по адресу: <адрес> который актом и заключением межведомственной комиссии ответчика от ДД.ММ.ГГГГ признан аварийным и подлежащим сносу. В этой связи, истец считает, что на ответчике лежит обязанность по предоставлению ее семье пригодного для проживания жилого помещения, однако, до настоящего времени ответчик от исполнения своей обязанности уклоняется. В связи с необходимостью защиты жилищных прав истец была вынуждена обратиться за оказанием юридической помощи, в связи с чем, понесла расходы в сумме <данные изъяты> рублей, которые как и расходы по уплате государственной пошлины просит взыскать с ответчика.

Определением суда о подготовке дела к слушанию и назначении судебного заседания от 6.11.2015 г. к участию в деле в качестве третьего лица на стороне истца привлечен Варакин А.В.

        В судебном заседании истец заявленные требования поддержала, просила иск удовлетворить. Дополнительно пояснила, что в настоящее время с семьей проживает по адресу: <адрес> Данное жилье снимает. На учете в администрации района на улучшение жилищных условий в настоящее время не состоит, малоимущей и нуждающейся в жилом помещении в установленном законом порядке не признавалась.

        В судебное заседание представитель истца Одинцов А.В., допущенный к участию в деле в соответствии с ч. 6 ст. 53 ГПК РФ, представитель ответчика и третье лицо ФИО10, надлежащим образом извещенные о времени и месте рассмотрения дела, не явились, о причинах своей неявки суд не уведомили, ходатайств о рассмотрении дела без их участия, либо об отложении рассмотрения дела суду не заявляли. В соответствии со ст. 167 ГПК РФ дело рассмотрено судом без их участия.

        Выслушав пояснения истца, исследовав и проанализировав материалы настоящего дела, а также дела №2-475/2015, суд приходит к следующему.

Установлено, что ДД.ММ.ГГГГ между истцом и ответчиком заключен договор социального найма жилого помещения, расположенного по адресу: <адрес> Квартира принята Варакиной Г.В. по акту от ДД.ММ.ГГГГ.

Согласно выписке из муниципального реестра муниципального жилищного фонда МР «Троицко-Печорский» спорное жилое помещение находится в собственности ответчика.

Справкой МАУ МФЦ, а также информацией, предоставленной по запросу суда из ОУФМС России по Троицко-Печорскому району подтверждено, что Варакины Г.В. и А.В. зарегистрированы в спорной квартире с ДД.ММ.ГГГГ.

По информации ФГУП «Ростехинвентаризация-Федеральное БТИ», уведомлений Управления Росреестра по РК право собственности на объекты недвижимого имущества за Варакиными Г.В. и А.В. не зарегистрировано.

Согласно акту межведомственной комиссии б/н от ДД.ММ.ГГГГ жилой дом, расположенный по адресу: <адрес> имеет деформации фундамента, стен, несущих конструкций, что свидетельствует о физическом износе в процессе эксплуатации здания, приводящего к снижению до недопустимого уровня надежности здания, прочности и устойчивости строительных конструкций и оснований. Заключением межведомственной комиссии б/н от ДД.ММ.ГГГГ многоквартирный жилой дом по адресу: <адрес> признан аварийным и подлежащим сносу.

Решением Троицко-Печорского районного суда РК от 29.10.2015 г. оставлен без удовлетворения иск администрации МР «Троицко-Печорский» к Варакиной Г.В. и Варакину А.В. о признании неприобретшими право пользования жилым помещением, расторжении договора социального найма жилого помещения и снятии с регистрационного учета.

Апелляционным определением Судебной коллегии по гражданским делам Верховного Суда РК от 28.12.2015 г. решение районного суда отменено в части с вынесением нового решения, которым Варакина Г.В. и Варакин А.В. признаны не приобретшими право пользования жилым помещением, расположенным по адресу: <адрес> сняты с регистрационного учета по месту жительства с указанного адреса. В остальной части решение суда оставлено без изменения.

Указанные обстоятельства подтверждены представленными суду доказательствами.

Право на жилище относится к основным правам и свободам человека и гражданина и гарантируется ст. 40 Конституции РФ. При этом, никто не может быть произвольно лишен жилища. Малоимущим, иным указанным в законе гражданам, нуждающимся в жилище, оно предоставляется бесплатно или за доступную плату из государственных, муниципальных и других жилищных фондов в соответствии с установленными законом нормами.

В соответствии с ч. 3 ст. 55 Конституции РФ права и свободы человека и гражданина могут быть ограничены федеральным законом только в той мере, в какой это необходимо в целях защиты основ конституционного строя, нравственности, здоровья, прав и законных интересов других лиц, обеспечения обороны страны и безопасности государства.

Согласно ст. 1 ЖК РФ граждане по своему усмотрению и в своих интересах осуществляют принадлежащие им жилищные права, в том числе распоряжаются ими. Граждане свободны в установлении и реализации своих жилищных прав в силу договора и (или) иных предусмотренных жилищным законодательством оснований. Граждане, осуществляя жилищные права и исполняя вытекающие из жилищных отношений обязанности, не должны нарушать права, свободы и законные интересы других граждан. Граждане, законно находящиеся на территории РФ, имеют право свободного выбора жилых помещений для проживания в качестве собственников, нанимателей или на иных основаниях, предусмотренных законодательством.

В соответствии с п. 3, 5 ст. 2 ЖК РФ органы государственной власти и органы местного самоуправления в пределах своих полномочий обеспечивают условия для осуществления гражданами права на жилище, в том числе в установленном порядке предоставляют гражданам жилые помещения по договорам социального найма или договорам найма жилых помещений государственного или муниципального жилищного фонда; обеспечивают защиту прав и законных интересов граждан, приобретающих жилые помещения и пользующихся ими на законных основаниях, потребителей коммунальных услуг, а также услуг, касающихся обслуживания жилищного фонда.

На основании положений ч. 2 ст. 49, ст. 51-52 ЖК РФ малоимущим гражданам, признанным по установленным настоящим Кодексом основаниям нуждающимися в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма, жилые помещения муниципального жилищного фонда по договорам социального найма предоставляются в установленном настоящим Кодексом порядке. Малоимущими гражданами в целях настоящего Кодекса являются граждане, если они признаны таковыми органом местного самоуправления в порядке, установленном законом соответствующего субъекта Российской Федерации, с учетом дохода, приходящегося на каждого члена семьи, и стоимости имущества, находящегося в собственности членов семьи и подлежащего налогообложению.

Гражданами, нуждающимися в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма, признаются: 1) не являющиеся нанимателями жилых помещений по договорам социального найма, договорам найма жилых помещений жилищного фонда социального использования или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма, договору найма жилого помещения жилищного фонда социального использования либо собственниками жилых помещений или членами семьи собственника жилого помещения; 2) являющиеся нанимателями жилых помещений по договорам социального найма, договорам найма жилых помещений жилищного фонда социального использования или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма, договору найма жилого помещения жилищного фонда социального использования либо собственниками жилых помещений или членами семьи собственника жилого помещения и обеспеченные общей площадью жилого помещения на одного члена семьи менее учетной нормы; 3) проживающие в помещении, не отвечающем установленным для жилых помещений требованиям; 4) являющиеся нанимателями жилых помещений по договорам социального найма, договорам найма жилых помещений жилищного фонда социального использования, членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма, договору найма жилого помещения жилищного фонда социального использования или собственниками жилых помещений, членами семьи собственника жилого помещения, проживающими в квартире, занятой несколькими семьями, если в составе семьи имеется больной, страдающий тяжелой формой хронического заболевания, при которой совместное проживание с ним в одной квартире невозможно, и не имеющими иного жилого помещения, занимаемого по договору социального найма, договору найма жилого помещения жилищного фонда социального использования или принадлежащего на праве собственности. Перечень соответствующих заболеваний устанавливается уполномоченным Правительством РФ федеральным органом исполнительной власти. При наличии у гражданина и (или) членов его семьи нескольких жилых помещений, занимаемых по договорам социального найма, договорам найма жилых помещений жилищного фонда социального использования и (или) принадлежащих им на праве собственности, определение уровня обеспеченности общей площадью жилого помещения осуществляется исходя из суммарной общей площади всех указанных жилых помещений.

    Жилые помещения по договорам социального найма предоставляются гражданам, которые приняты на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях, за исключением установленных настоящим Кодексом случаев. Состоять на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях имеют право указанные в ст. 49 настоящего Кодекса категории граждан, которые могут быть признаны нуждающимися в жилых помещениях. Если гражданин имеет право состоять на указанном учете по нескольким основаниям (как малоимущий гражданин и как относящийся к определенной федеральным законом, указом Президента РФ или законом субъекта РФ категории), по своему выбору такой гражданин может быть принят на учет по одному из этих оснований или по всем основаниям. Принятие на учет граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях осуществляется органом местного самоуправления на основании заявлений данных граждан, поданных ими в указанный орган по месту своего жительства либо через многофункциональный центр в соответствии с заключенным ими в установленном Правительством РФ порядке соглашением о взаимодействии. В случаях и в порядке, которые установлены законодательством, граждане могут подать заявления о принятии на учет не по месту своего жительства. С заявлениями о принятии на учет должны быть представлены документы, подтверждающие право соответствующих граждан состоять на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях, кроме документов, получаемых по межведомственным запросам органом, осуществляющим принятие на учет. Гражданину, подавшему заявление о принятии на учет, выдается расписка в получении от заявителя этих документов с указанием их перечня и даты их получения органом, осуществляющим принятие на учет, а также с указанием перечня документов, которые будут получены по межведомственным запросам. Органом, осуществляющим принятие на учет, самостоятельно запрашиваются документы (их копии или содержащиеся в них сведения), необходимые для принятия гражданина на учет, в органах государственной власти, органах местного самоуправления и подведомственных государственным органам или органам местного самоуправления организациях, в распоряжении которых находятся данные документы (их копии или содержащиеся в них сведения) в соответствии с нормативными правовыми актами РФ, нормативными правовыми актами субъектов РФ, муниципальными правовыми актами, если такие документы не были представлены заявителем по собственной инициативе. В случае представления документов через многофункциональный центр расписка выдается указанным многофункциональным центром. Решение о принятии на учет или об отказе в принятии на учет должно быть принято по результатам рассмотрения заявления о принятии на учет и иных представленных или полученных по межведомственным запросам в соответствии с ч. 4 настоящей статьи документов органом, осуществляющим принятие на учет, не позднее чем через тридцать рабочих дней со дня представления документов, обязанность по представлению которых возложена на заявителя, в данный орган. В случае представления гражданином заявления о принятии на учет через многофункциональный центр срок принятия решения о принятии на учет или об отказе в принятии на учет исчисляется со дня передачи многофункциональным центром такого заявления в орган, осуществляющий принятие на учет.

Частями 1-2 статьи 57 ЖК РФ предусмотрено, что жилые помещения предоставляются гражданам, состоящим на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях, в порядке очередности исходя из времени принятия таких граждан на учет, за исключением установленных ч. 2 настоящей статьи случаев.

Вне очереди жилые помещения по договорам социального найма предоставляются: 1) гражданам, жилые помещения которых признаны в установленном порядке непригодными для проживания и ремонту или реконструкции не подлежат; 3) гражданам, страдающим тяжелыми формами хронических заболеваний, указанных в предусмотренном п. 4 ч. 1 ст. 51 настоящего Кодекса перечне.

    Правовым основанием иска Варакиной Г.В. указано, что она зарегистрирована с сыном в жилом помещении на условиях социального найма, которое в установленном законом порядке заключением межведомственной комиссии ответчика признано аварийным, не пригодным для проживания и подлежащим сносу.

    Оценивая данные доводы стороны истца, с учетом положений ст. 61 ГПК РФ, согласно которым обстоятельства, установленные вступившим в законную силу судебным постановлением по ранее рассмотренному делу, обязательны для суда, указанные обстоятельства не доказываются вновь и не подлежат оспариванию при рассмотрении другого дела, в котором участвуют те же лица, суд полагает, что предусмотренных законом оснований для удовлетворения заявленных Варакиной Г.В. требований не имеется.

При этом, суд исходит из того, что право пользования истцом и ее сыном жилым помещением, в связи с непригодностью для проживания в котором ею предъявлен настоящий иск, в судебном порядке прекращено. Варакина Г.В. не имеет никаких прав, вытекающих из правомочия пользования, в т.ч. права требовать от ответчика предоставления ей во внеочередном порядке пригодного для проживания иного жилого помещения, взамен того, в отношении которого ее право пользование прекращено, поскольку тем самым ее жилищные права ответчиком не затронуты.

Иных оснований, предусмотренных ч. 2 ст. 57 ЖК РФ, предусматривающих право на внеочередное предоставление жилого помещения применительно к обстоятельствам дела истцом не приведено, судом не установлено. Из пояснений истца, данных в ходе рассмотрения дела по существу, следует, что ни она, ни ее сын тяжелыми формами хронических заболеваний не страдают.

        Совокупность исследованных судом обстоятельств позволяет суду прийти к выводу, что в настоящее время истец вообще не вправе требовать от ответчика предоставление ей как в порядке очередности, так и во внеочередном порядке жилого помещения на условиях социального найма, поскольку достоверно установлено, что малоимущей и нуждающейся в жилом помещении в предусмотренном законом порядке (в соответствии со ст. 49, 51-52 ЖК РФ) Варакина Г.В. и члены ее семьи не признаны, на соответствующих учетах не состоят. В противном случае, обеспечение истца жилым помещением в отсутствие предусмотренных на то законных оснований повлечет нарушение жилищных прав и интересов граждан, состоящих на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях, что не допустимо.

        Поскольку в удовлетворении основного требования судом истцу отказано, то не подлежат удовлетворению требования о взыскании с ответчика расходов по оплате государственной пошлины и расходов на оплату услуг представителя.

        Руководствуясь ст. 194-198 ГПК РФ, суд

    решил:

        В удовлетворении исковых требований Варакиной Галины Васильевны к администрации муниципального района «Троицко-Печорский» о предоставлении жилого помещения, взыскании судебных расходов отказать в полном объеме.

Резолютивная часть решения изготовлена на компьютере и подписана судьей в совещательной комнате.

Решение может быть обжаловано в Верховный Суд Республики Коми через Троицко-Печорский районный суд РК в течение одного месяца со дня его принятия в окончательной форме.

    Мотивированное решение изготовлено судьей 16 февраля 2016 года.

Судья                                                                           Р.В.Чулков

2-8/2016 (2-536/2015;)

Категория:
Гражданские
Статус:
ОТКАЗАНО в удовлетворении иска (заявлении, жалобы)
Истцы
Варакина Г.В.
Ответчики
Администрация МО МР "Троицко-Печорский"
Другие
Одинцов А.В.
Варакин А.В.
Суд
Троицко-Печорский районный суд Республики Коми
Дело на странице суда
trpsud.komi.sudrf.ru
02.11.2015Регистрация иска (заявления, жалобы) в суде
02.11.2015Передача материалов судье
06.11.2015Решение вопроса о принятии иска (заявления, жалобы) к рассмотрению
06.11.2015Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
06.11.2015Вынесено определение о назначении дела к судебному разбирательству
10.12.2015Судебное заседание
02.02.2016Производство по делу возобновлено
16.02.2016Судебное заседание
16.02.2016Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме
17.02.2016Дело оформлено
17.02.2016Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
16.02.2016
Решение

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее