Решение по делу № 33а-1816/2021 от 23.06.2021

Судья Княжевский В.С. Дело №33а-1816/2021

(дело №2а-183/2021)

УИД: 37RS0021-01-2021-000209-36

АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ

22 июля 2021 года город Иваново

Судебная коллегия по административным делам Ивановского областного суда в составе:

председательствующего судьи Мудровой Е.В.,

судей Запятовой Н.А., Воркуевой О.В.,

при секретаре Солдатенковой И.Ю.

рассмотрев в открытом судебном заседании по докладу судьи Воркуевой О.В.

административное дело по апелляционной жалобе Свечникова Андрея Вячеславовича на решение Фурмановского городского суда Ивановской области от 27 апреля 2021 года по административному иску Фурмановского межрайонного прокурора к Совету Дуляпинского сельского поселения Фурмановского муниципального района Ивановской области, главе Дуляпинского сельского поселения Фурмановского муниципального района Ивановской области Свечникову Андрею Вячеславовичу о признании решений Совета Дуляпинского сельского поселения Фурмановского муниципального района Ивановской области незаконными, удалении в отставку главы Дуляпинского сельского поселения Фурмановского муниципального района Ивановской области,

У С Т А Н О В И Л А:

Фурмановский межрайонный прокурор обратился в суд с вышеназванным административным иском.

Требования обоснованы тем, что до назначенияна занимаемую должность главы Дуляпинского сельского поселения Фурмановского муниципального района Ивановской области (далее – Дуляпинского сельского поселения) Свечников А.В. являлся соучредителем и директором коммерческой организации ООО «А-49», из состава которой вышел с14 ноября 2014 года, передав свою долю участия в обществе супруге ФИО12При этом ООО «А-49» является активным участником закупок для государственных и муниципальных нужд, заключая в 2019-2020 годах контракты на расчистку и ремонт дорог с муниципальными образованиями Фурмановского муниципального района Ивановской области, собственных транспортных средств и специальной техники не имело, привлекая для фактического исполнения контрактов ИП ФИО14 и ИП ФИО7, соответственно, имея с указанными индивидуальными предпринимателями имущественные и иные близкие отношения. С указанными индивидуальными предпринимателями, как единственными поставщиками, в 2019-2020 годах главой Дуляпинского сельского поселения Свечниковым А.В. заключались муниципальные контракты, что обеспечивало им получение дохода в виде денежных средств.

Кроме того, в ноябре 2018 года, когдаСвечников А.В.занимал указанную должность, его знакомыйФИО8, являющийся соучредителем и директором ООО «А-49», жилищной комиссией Администрации Дуляпинского сельского поселения был без законных на то оснований и с нарушением действующего порядка поставлен на учет как нуждающийся в жилом помещении и впоследствии получил из муниципального фонда по договору социального найма жилое помещение в бессрочное владение и пользование. В действительностиФИО8 на территории Дуляпинского сельского поселения Фурмановского муниципального районаИвановской областиникогда не был зарегистрирован и не проживал, малоимущим не признавался, он и его семья имели в собственности два жилых дома, что исключало возможность его постановки на учет в качестве нуждающегося в жилом помещении.

Приведенные обстоятельства свидетельствовали о наличии у Свечникова А.В. конфликта интересов, о котором тот в нарушение требований, установленных ч.4.1 ст.12.1 Федерального закона от 25 декабря 2008 года №273-ФЗ «О противодействии коррупции», ч.4.1 ст.36 Федерального закона от 06 октября 2003 года №131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» (далее – Федеральный закон от 06 октября 2003 года№131-ФЗ), не сообщил и не предпринял мер к его предотвращению или урегулированию. Указанные нарушения, по мнению прокурора, являются существенными ввиду их характера, объема и значительности.

Указанные факты послужили основаниями для внесения 14 июля 2020 года, 15 января 2021 годав Совет Дуляпинского сельского поселения Фурмановского муниципального районаИвановской области представлений о принятии мер к устранению допущенных нарушений, способствующих им причин и условий, недопущению подобных нарушений в дальнейшем, а также о привлечении Свечникова А.В. к предусмотренной законом ответственности за совершение коррупционного правонарушения. Однако 08 февраля 2021 года от Совета Дуляпинского сельского поселения Фурмановского муниципального района Ивановской области поступил ответ, из содержания которого следовало, что по результатам голосования приняты решения от 18 января 2021 года №4, №5о непривлеченииСвечникова А.В.к ответственности и об отказе в удовлетворении представлений прокурора.

На основании изложенного, а также с учетом заявления в порядке ст.46 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации (далее – КАС РФ) Фурмановский межрайонный прокурор просит признать решения СоветаДуляпинского сельского поселения Фурмановского муниципального района Ивановской области от 18 января 2021 №4«О рассмотрении представления Фурмановской межрайонной прокуратуры «Об устранении нарушений законодательства о противодействии коррупции» от 15 января 2021 года №02-13/21 и№5«О рассмотрении представления Фурмановской межрайонной прокуратуры «Об устранении нарушений законодательства о противодействии коррупции» от 14 июля 2020 года №02-07-20 незаконными и удалить в отставку главу Дуляпинского сельского поселенияСвечникова А.В. за совершение нарушений законодательства о противодействии коррупции.

Определением суда от 01 апреля 2021 года, занесенным в протокол судебного заседания, к участию в деле в качестве административного соответчика привлечен глава Дуляпинского сельского поселения Фурмановского муниципального района Ивановской области Свечников А.В.

Решением Фурмановского городского суда Ивановской области от 27 апреля 2021 года административное исковое заявление Фурмановского межрайонного прокурора удовлетворено.

Решения Совета Дуляпинского сельского поселения Фурмановского муниципального района от 18 января 2021 года№4 «О рассмотрении представления Фурмановской межрайонной прокуратуры «Об устранении нарушений законодательства о противодействии коррупции» от15 января 2021 года и от 18 января 2021 года№5 «О рассмотрении представления Фурмановской межрайонной прокуратуры «Об устранении нарушений законодательства о противодействии коррупции» от14 июля 2020 года признаны незаконными.

Прекращены полномочия главы Дуляпинского сельского поселения Фурмановского муниципального районаИвановской области Свечникова А.В. досрочно, в связи с утратой доверия за несоблюдение ограничений, запретов, неисполнение обязанностей, которые установлены Федеральным законом от25 декабря 2008 года№273-ФЗ «О противодействии коррупции», Федеральным законом от 06 октября 2003 года№131-ФЗ, немедленно после вступления решения суда в законную силу.

С решением суда не согласен административный ответчик глава Дуляпинского сельского поселения Свечников А.В., в апелляционной жалобе, ссылаясь на неправильное определение обстоятельств, имеющих значение для дела, а также нарушение судом норм материального и процессуального права, просит его отменить и принять новое решение об отказе в удовлетворении административных исковых требований. В жалобе указывает, что удаление в отставку главы муниципального образования относится к исключительной компетенции представительного органа местного самоуправления, то есть Совета, и не относится к компетенции суда. Суд вышел за рамки обстоятельств, подлежащих выяснению по данному делу, установление вины главы муниципального образования в нарушении антикоррупционного законодательства к числу таких обстоятельств не относится.

Фурмановской межрайонной прокуратурой представлены в суд возражения на апелляционную жалобу, в которых указано, что основания для отмены обжалуемого решения суда по доводам апелляционной жалобы отсутствуют, однако суд в мотивировочной части решения отразил не все нарушения административного ответчика, в связи с чем полагал необходимым дополнить мотивировочную часть решения. Кроме того указал, что суд неверно сослался на муниципальный нормативный правовой акт, регулирующий порядок уведомления о конфликте интересов муниципальными служащими.

Выслушав административного ответчика Свечникова А.В., поддержавшего доводы апелляционной жалобы, прокурора Гурьеву Е.А. и представителя административного ответчика Совета Дуляпинского сельского поселения Фурмановского муниципального района Ивановской области Бейтикса А.И., возражавших на жалобу, обсудив доводы апелляционной жалобы и возражений на нее, проверив материалы дела, судебная коллегия приходит к следующему.

Согласно абзацу 17 части 1 статьи 2 Федерального закона от 06 октября 2003 года№131-ФЗ выборное должностное лицо местного самоуправления – должностное лицо местного самоуправления, избираемое на основе всеобщего равного и прямого избирательного права при тайном голосовании на муниципальных выборах, либо представительным органом муниципального образования из своего состава, либо представительным органом муниципального образования из числа кандидатов, представленных конкурсной комиссией по результатам конкурса, либо на сходе граждан, осуществляющем полномочия представительного органа муниципального образования, и наделенное собственными полномочиями по решению вопросов местного значения;

В соответствии с абзацем 20 части 1 статьи 2 Федерального закона от 06 октября 2003 года №131-ФЗ лицо, замещающее муниципальную должность, - это выборное должностное лицо местного самоуправления.

Частью 7.1 статьи 40 этого же Федерального закона предусмотрено, что депутат, член выборного органа местного самоуправления, выборное должностное лицо местного самоуправления должны соблюдать ограничения, запреты, исполнять обязанности, которые установлены Федеральным законом №273-ФЗ от 25 декабря 2008 года и другими федеральными законами.

Кроме того, в части 4.1 статьи 36 Федерального закона от 06 октября 2003 года №131-ФЗ прямо указано, что глава муниципального образования должен соблюдать ограничения, запреты, исполнять обязанности, которые установлены Федеральным законом от 25 декабря 2008 года №273-ФЗ «О противодействии коррупции», Федеральным законом от 03 декабря 2012 года №230-ФЗ «О контроле за соответствием расходов лиц, замещающих государственные должности, и иных лиц их доходам», Федеральным законом от 07 мая 2013 года №79-ФЗ «О запрете отдельным категориям лиц открывать и иметь счета (вклады), хранить наличные денежные средства и ценности в иностранных банках, расположенных за пределами территории Российской Федерации, владеть и (или) пользоваться иностранными финансовыми инструментами».

На основании решения Совета Дуляпинского сельского поселения Фурмановского муниципального района Ивановской области от 10 октября 2018 года главой Дуляпинского сельского поселения назначен Свечников А.В.

Глава Дуляпинского сельского поселения является высшим должностным лицом поселения, наделенным в соответствии с Уставом муниципального образования собственными полномочиями по решению вопросов местного значения. Избрание Главы Дуляпинского сельского поселения проводится в порядке, установленном Регламентом Совета Дуляпинского сельского поселения Фурмановского муниципального района Ивановской области, и оформляется решением Совета Дуляпинского сельского поселения Фурмановского муниципального района Ивановской области (ст.32 Устава Дуляпинского сельского поселения).

Как установлено судом первой инстанции и подтверждается материалами дела, ранее Свечников А.В. являлся директором в ООО «А-49», а также соучредителем данной коммерческой организации, доля участия составляла 50%. С 14 ноября 2014 года он вышел из состава учредителей общества, передав долю участия в ООО «А-49» своей супруге ФИО12

Согласно внесенным 25 ноября 2014 годав ЕГРЮЛ сведениям в отношении ООО «А-49» ФИО8 и ФИО12 принадлежат каждому по 50% долей в уставном капитале общества в размере 10000 рублей. 22 сентября 2020 года в ЕГРЮЛ внесены сведения о передаче доли, принадлежащей ФИО12, обществу. ФИО8 является директором ООО «А-49».

Администрацией Дуляпинского сельского поселения за 2019 год и первый квартал 2020 года муниципальные контракты как с единственными поставщиками заключались, в том числе с ИП ФИО14 и ИП ФИО7

В ходе прокурорской проверки были получены объяснения от ФИО11, ФИО8, ИП ФИО14, ИП ФИО7, главы Широковского сельского поселения Фурмановского муниципального района ФИО13, главы Панинского сельского поселения Фурмановского района ФИО16

ИП ФИО14 и ИП ФИО7 были даны объяснения, что при исполнении муниципальных контрактов они взаимодействуют между собой и с ООО «А-49», общаются с директором общества ФИО8 и со Свечниковым А.В. по вопросам стоимости выполнения работ, необходимости приступить к их выполнению. Общество участвует в электронных аукционах, торгах, однако не имеет собственной техники для выполнения муниципальных контрактов, такая техника имеется у указанных индивидуальных предпринимателей. Одним из учредителей общества является ФИО12, но она на встречах не присутствовала, все обсуждение проходило с ФИО8 и Свечниковым А.В.

Глава Широковского сельского поселения Фурмановского муниципального района ФИО13 пояснил, что в январе 2020 года по результатам электронного аукциона был заключен муниципальный контракт о зимнем содержании дорог с ООО «А-49». Фактически работы осуществлял ИП ФИО14 и МУП ЖКХ Фурмановского района. При этом в разговоре с руководителем МУП ЖКХ ФИО15 Свечников А.В. сказал, что «отдаст» ему часть работ по расчистке снега.

Глава Панинского сельского поселения Фурмановского района ФИО16 пояснил, что по результатам аукциона заключались контракты на расчистку снега с ООО «А-49», при этом по вопросам выставления счетов общался со Свечниковым А.В., а также сообщал ему об отсутствии заявок на аукционе, после чего Свечников А.В. сказал, что решит эту проблему, и поступила заявка от ООО «А-49». По вопросу выполнения контракта Свечников А.В. переадресовал его к ФИО11

Из объяснений ФИО11 следует, что он осуществляет техническую часть работы ИП ФИО7, являющейся его супругой, исполняет контракты, заключенные, в том числе, с Дуляпинским и Панинским сельскими поселениями. У него имеется спецтехника, часть которой он берет в аренду. В январе 2020 года Свечников А.В. предлагал ему почистить дороги в Панинском сельском поселении. С директором ООО «А-49» ФИО8 он не общался.

ФИО8 пояснил, что со Свечниковым А.В. он знаком со времени обучения в школе, с 2001 года они начали вести совместный бизнес, с 2014 года ФИО8 является директором ООО «А-49», до него директором был Свечников А.В., но он ушел на муниципальную службу, вместо него соучредителем стала его супруга ФИО12 Хозяйственной деятельностью она не занимается. Муниципальные контракты на расчистку дорог в Широковском и Панинском сельских поселениях заключались им, к исполнению работ привлекался ФИО14

Из материалов прокурорской проверки судом также было установлено, что 01 ноября 2018 года ФИО8 обратился к главе Дуляпинского сельского поселения с заявлением о постановке на учет в качестве нуждающегося в жилом помещении по договору социального найма, с составом семьи 4 человека: он, его супруга ФИО17, дети ФИО18 и ФИО19, указав в качестве причины такого обращения отсутствие жилого помещения. В заявлении-декларации от 01 ноября 2018 года ФИО8 указал на отсутствие у него какого-либо недвижимого имущества и наличие транспортного средства ВАЗ-211340 стоимостью 35000 рублей.

Решением жилищной комиссии Дуляпинского сельского поселения от 02 ноября 2018 года ФИО8 был поставлен на очередь на получение жилья в качестве нуждающегося в жилом помещении. Решением жилищной комиссии Дуляпинского сельского поселения от 23 ноября 2018 года ФИО8 было предоставлено жилое помещение маневренного фонда по адресу: <адрес>.

23 ноября 2018 года между администрацией Дуляпинского сельского поселения в лице главы Свечникова А.В., действующим в качестве наймодателя, и ФИО8, действующим в качестве нанимателя, был заключен договор социального найма, который был расторгнут 28 декабря 2020 года.

Вместе с тем из карточек учета транспортного средства следует, что у ФИО8 в собственности имелось два транспортных средства: ВАЗ-211340 стоимостью 50000 рублей и Форд Фиеста стоимостью 80000 рублей.

Также установлено, что детям ФИО8ФИО19 и ФИО19, а также его супруге ФИО17 на момент обращения с указанным выше заявлением на праве собственности принадлежали два жилых помещения площадью 31,5 кв.м и 69,8 кв.м, что свидетельствовало об их обеспеченности жилой площадью по нормам, установленным решением Совета от 29 ноября 2007 года , составляющим по 10 кв.м на каждого члена семьи. Из выписок из ЕГРН следует, что жилые помещения были отчуждены ФИО8 в пользу детей за месяц до обращения с заявлением о постановке на учет в качестве нуждающегося.

Кроме того, ФИО8 на момент обращения с заявлением на регистрационном учете на территории Дуляпинского сельского поселения не состоял.

Данные обстоятельства, включая предоставление ФИО8 недостоверных сведений о материальном положении своей семьи, в соответствии с требованиями законодательных и нормативно-правовых актов исключали возможность его постановки на учет как нуждающегося в жилом помещении.

Суд на основании установленных выше обстоятельств пришел к выводу, что у Свечникова А.В. при осуществлении функций по муниципальному управлению в качестве главы Дуляпинского сельского поселения возник конфликт интересов в отношении ООО «А-49» и директора общества ФИО8, который влияет или может повлиять на надлежащее, объективное и беспристрастное исполнение административным ответчиком Свечниковым А.В. должностных обязанностей главы.

Указанные конфликт выразился в заключении Свечниковым А.В., как представителем заказчика, муниципальных контрактов с участием ООО «А-49», соучредителем и директором которого он ранее являлся, а в период с 2014 года по 2020 год соучредителем которого являлась его супруга Свечникова М.В., что связано с извлечением обществом и его учредителем ФИО12 и ФИО8 прибыли, что свидетельствует о личной заинтересованности Свечникова А.В. в принятии Администрацией Дуляпинского сельского поселения решений о заключении муниципальных контрактов с ООО «А-49», с ИП ФИО14 и ИП ФИО7, чьи ресурсы систематически используются обществом, не имеющим собственного транспорта и специальной техники, для выполнения муниципальных контрактов и извлечения прибыли. Также установленные по делу обстоятельства с учетом подтвержденного опосредованного участия Свечникова А.В. в заключении контрактов на расчистку и зимнее обслуживание дорог между администрациями Широковского и Панинского сельских поселений Фурмановского муниципального района с одной стороны и ООО «А-49» с другой стороны, свидетельствуют о личной заинтересованности Свечникова А.В. в заключении таких контрактов с ООО «А-49» для извлечения обществом прибыли. Принятие Свечниковым А.В. заявления ФИО8 о постановке на учет в качестве нуждающегося в жилом помещении и последующее положительное рассмотрение этого заявления жилищной комиссией администрации, главой которой является Свечников А.В., без законных на то оснований, в нарушение установленного порядка, прямо связан с извлечением ФИО8 выгоды в виде незаконного пользования жилым помещением.

Сведений о принятии Свечниковым А.В. мер по урегулированию и предотвращению конфликта интересов не представлено.

Указанные обстоятельства послужили основаниями для внесения 14 июля 2020 года и 15 января 2021 года в Совет Дуляпинского сельского поселения представлений об устранении нарушений законодательства, содержащих требования о принятии мер к устранению допущенных нарушений закона, причин и условий, им способствующих, и недопущению подобных нарушений в будущем, а также принятия решений по вопросу привлечения Свечникова А.В. к предусмотренной законом ответственности за совершение коррупционного правонарушения.

Рассмотрев 18 января 2021 года представления Фурмановского межрайонного прокурора от 14 июля 2020 года и 15 января 2021 года, Совет Дуляпинского сельского поселения Фурмановского района Ивановской области принял решения и об отказе в удовлетворении требований, содержащихся в представлениях, в том числе в привлечении главы Дуляпинского сельского поселения Фурмановского района Ивановской области Свечникова А.В. к ответственности за коррупционные правонарушения.

Допрошенные судом первой инстанции в качестве свидетелей ФИО20 и ФИО21 показали, что они как депутаты Совета не усмотрели каких-либо нарушений в действиях и поступках Свечникова А.В., считают, что необходимости в привлечении его к какой-либо ответственности не было.

Разрешая заявленные требования, руководствуясь положениями Федерального закона от 25 декабря 2008 года №273-ФЗ «О противодействии коррупции», Федерального закона от 06 октября 2003 года№131-ФЗ, Федерального закона от 17 января 1992 года №2202-1 «О прокуратуре Российской Федерации», ст.ст.1, 39, 218, 27 КАС РФ, суд первой инстанции пришел к верному выводу о наличии правовых оснований для удовлетворения административных исковых требований Фурмановского межрайонного прокурора, поскольку при осуществлении главой Дуляпинского сельского поселения Свечниковым А.В. функций по муниципальному управлению были допущены нарушения антикоррупционного законодательства, влекущие прекращение его полномочий, что не было учтено Советом Дуляпинского сельского поселения при вынесении оспариваемых решений 18 января 2021 года.

Оснований не согласиться с указанными выводами суда первой инстанции у судебной коллегии не имеется, поскольку они соответствуют нормам материального права, регулирующим спорные правоотношения сторон, базируются на установленных обстоятельствах дела, подтвержденных представленными доказательствами, которым судом дана надлежащая оценка в соответствии с требованиями ст.84 КАС РФ.

Доводы апелляционной жалобы, что отставка главы сельского поселения относится к исключительной компетенции Совета сельского поселения, не входит к компетенцию суда и что суд вышел за рамки обстоятельств, подлежащих выяснению по делу, состоятельными признаны быть не могут.

В Российской Федерации признается и гарантируется местное самоуправление и его самостоятельность в пределах предоставленных полномочий, органы местного самоуправления не входят в систему органов государственной власти (статья 12 Конституции Российской Федерации).

Федеральный законодатель, установив закрытый перечень полномочий органов власти по отношению к местному самоуправлению, указал, что органы государственной власти субъектов Российской Федерации в отношении муниципальных образований и органов местного самоуправления могут осуществлять исполнительно-распорядительные и контрольные полномочия только в случаях и порядке, установленных Конституцией Российской Федерации, федеральными конституционными законами, Федеральным законом от 06 октября 2003 года №131-ФЗ, другими федеральными законами и принимаемыми в соответствии с ними законами субъектов Российской Федерации (часть 2 статьи 6 Федерального закона от 06 октября 2003 года №131-ФЗ).

Следовательно, указанные положения закона не свидетельствуют об ограничении полномочий прокурора по осуществлению от имени Российской Федерации надзора за соблюдением Конституции Российской Федерации и исполнением законов, действующих на территории Российской Федерации.

В соответствии с Федеральным законом от 17 января 1992 года №2202-1 «О прокуратуре Российской Федерации» при реализации своих полномочий прокурор вправе проверить исполнение законов органами и должностными лицами, перечисленными в пункте 1 статьи 21 названного Федерального закона, а также вносить представления об устранении выявленных нарушений закона (статья 22).

При осуществлении этого надзора прокурор, наряду с высшим должностным лицом субъекта Российской Федерации, вправе ставить перед представительным органом местного самоуправления и перед судом вопрос о прекращении полномочий депутата в связи с несоблюдением антикоррупционных ограничений.

Частью 7.1 статьи 40 Федерального закона от 06 октября 2003 года №131-ФЗ установлено, что депутат, член выборного органа местного самоуправления, выборное должностное лицо местного самоуправления должны соблюдать ограничения, запреты, исполнять обязанности, которые установлены Федеральным законом от 25 декабря 2008 года №273-ФЗ «О противодействии коррупции» и другими федеральными законами. Полномочия депутата, члена выборного органа местного самоуправления, выборного должностного лица местного самоуправления прекращаются досрочно в случае несоблюдения ограничений, запретов, неисполнения обязанностей, установленных Федеральным законом от 25 декабря 2008 года №273-ФЗ «О противодействии коррупции», Федеральным законом от 03 декабря 2012 года №230-ФЗ «О контроле за соответствием расходов лиц, замещающих государственные должности, и иных лиц их доходам», Федеральным законом от 07 мая 2013 года №79-ФЗ «О запрете отдельным категориям лиц открывать и иметь счета (вклады), хранить наличные денежные средства и ценности в иностранных банках, расположенных за пределами территории Российской Федерации, владеть и (или) пользоваться иностранными финансовыми инструментами», если иное не предусмотрено настоящим Федеральным законом.

Согласно части 10.1 статьи 40 Федерального закона 06 октября 2003 года №131-ФЗ полномочия депутата, члена выборного органа местного самоуправления, выборного должностного лица местного самоуправления, иного лица, замещающего муниципальную должность, прекращаются досрочно в случае несоблюдения ограничений, установленных настоящим Федеральным законом.

В соответствии с частью 4.1. статьи 12.1 Федерального закона от 25 декабря 2008 года №273-ФЗ «О противодействии коррупции» лица, замещающие государственные должности Российской Федерации, государственные должности субъектов Российской Федерации, муниципальные должности, обязаны сообщать в порядке, установленном нормативными правовыми актами Российской Федерации, о возникновении личной заинтересованности при исполнении должностных обязанностей, которая приводит или может привести к конфликту интересов, а также принимать меры по предотвращению или урегулированию такого конфликта.

Пунктом 1 части 1 статьи 13.1 указанного выше Федерального закона от 25 декабря 2008 года №273-ФЗ определено, что лицо, замещающее государственную должность Российской Федерации, государственную должность субъекта Российской Федерации, муниципальную должность, в порядке, предусмотренном федеральными конституционными законами, федеральными законами, законами субъектов Российской Федерации, муниципальными нормативными правовыми актами, подлежит увольнению (освобождению от должности) в связи с утратой доверия в случае непринятия лицом мер по предотвращению и (или) урегулированию конфликта интересов, стороной которого оно является.

Под конфликтом интересов понимается ситуация, при которой личная заинтересованность (прямая или косвенная) лица, замещающего должность, замещение которой предусматривает обязанность принимать меры по предотвращению и урегулированию конфликта интересов, влияет или может повлиять на надлежащее, объективное и беспристрастное исполнение им должностных (служебных) обязанностей (осуществление полномочий); под личной заинтересованностью понимается возможность получения доходов в виде денег, иного имущества, в том числе имущественных прав, услуг имущественного характера, результатов выполненных работ или каких-либо выгод (преимуществ) лицом, указанным в части 1 настоящей статьи, и (или) состоящими с ним в близком родстве или свойстве лицами (родителями, супругами, детьми, братьями, сестрами, а также братьями, сестрами, родителями, детьми супругов и супругами детей), гражданами или организациями, с которыми лицо, указанное в части 1 настоящей статьи, и (или) лица, состоящие с ним в близком родстве или свойстве, связаны имущественными, корпоративными или иными близкими отношениями (части 1, 2 статьи 10 Федерального закона от 25 декабря 2008 года №273-ФЗ).

Непринятие лицом, указанным в части 1 статьи 10 Федерального закона от 25 декабря 2008 года №273-ФЗ «О противодействии коррупции», являющимся стороной конфликта интересов, мер по предотвращению или урегулированию конфликта интересов является правонарушением, влекущим увольнение указанного лица в соответствии с законодательством Российской Федерации (часть 6 статьи 11 названного Федерального закона).

Согласно части 1 статьи 74.1 Федерального закона 06 октября 2003 года №131-ФЗ представительный орган муниципального образования в соответствии с настоящим Федеральным законом вправе удалить главу муниципального образования в отставку по инициативе депутатов представительного органа муниципального образования или по инициативе высшего должностного лица субъекта Российской Федерации (руководителя высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации). Основаниями для удаления главы муниципального образования в отставку являются: несоблюдение ограничений, запретов, неисполнение обязанностей, которые установлены Федеральным законом от 25 декабря 2008 года №273-ФЗ «О противодействии коррупции», Федеральным законом от 03 декабря 2012 года №230-ФЗ «О контроле за соответствием расходов лиц, замещающих государственные должности, и иных лиц их доходам», Федеральным законом от 07 мая 2013 года №79-ФЗ «О запрете отдельным категориям лиц открывать и иметь счета (вклады), хранить наличные денежные средства и ценности в иностранных банках, расположенных за пределами территории Российской Федерации, владеть и (или) пользоваться иностранными финансовыми инструментами» (пункт 4 части 2 статьи 74.1 Федерального закона 06 октября 2003 года №131-ФЗ).

По смыслу части 7.3 статьи 40 Федерального закона от 06 октября 2003 года №131-ФЗ при выявлении фактов несоблюдения ограничений, запретов, неисполнения обязанностей, которые установлены Федеральным законом от 25 декабря 2008 года №273-ФЗ «О противодействии коррупции», Федеральным законом от 03 декабря 2012 года №230-ФЗ «О контроле за соответствием расходов лиц, замещающих государственные должности, и иных лиц их доходам», Федеральным законом от 07 мая 2013 года №79-ФЗ «О запрете отдельным категориям лиц открывать и иметь счета (вклады), хранить наличные денежные средства и ценности в иностранных банках, расположенных за пределами территории Российской Федерации, владеть и (или) пользоваться иностранными финансовыми инструментами» заявление о досрочном прекращении полномочий депутата, члена выборного органа местного самоуправления, выборного должностного лица местного самоуправления или применении в отношении указанных лиц иной меры ответственности может быть подано не только в орган местного самоуправления, уполномоченный принимать соответствующее решение, но и в суд.

Материалами дела подтверждается, что 18 января 2021 Советом Дуляпинского сельского поселения Фурмановского муниципального района Ивановской области вынесены решения и , согласно которым представления прокуратуры оставлены без удовлетворения, приняты решения не привлекать главу Дуляпинского сельского поселения к ответственности за правонарушения антикоррупционного законодательства. При этом доводов об отсутствии в действиях Свечникова А.А. нарушений антикоррупционного законодательства по фактам, изложенным в представлениях, решения Совета от 18 января 2021 года не содержат.

15 марта 2021 года на очередном заседании Совета Дуляпинского сельского поселения Фурмановского муниципального района Ивановской области, вопросы об отмене решений от 18 января 2021 года , и повторного рассмотрения представлений Фурмановского межрайонного прокурора «Об устранении нарушений законодательства о противодействии коррупции» от 14 июля 2020 года и 15 января 2021 года, по результатам голосования депутатов были исключены.

В этой связи при представлении административным истцом доказательств, подтверждающих факт нарушения главой сельского поселения антикоррупционного законодательства, влекущего в рассматриваемом случае применение безальтернативного вида ответственности в виде досрочного прекращения полномочий, по основаниям и в порядке, определенным в части 6 статьи 11 Федерального закона от 25 декабря 2008 года №273-ФЗ и части 1 статьи 74.1 Федерального закона от 06 октября 2003 года №131-ФЗ, принятые сельским Советом решения и об отказе в удалении в отставку и досрочном прекращении полномочий главы сельского поселения является незаконными, на что обоснованно указал суд первой инстанции. Принятие оспариваемых решений, фактический отказ выборного органа местного самоуправления разрешить данный вопрос в соответствии требованиями законодательства свидетельствует об обоснованности заявления перед судом требований о прекращении полномочий главы органа местного самоуправления в судебном порядке.

Как указано выше, данный вопрос положениями части 7.3 статьи 40 Федерального закона от 06 октября 2003 года №131-ФЗ отнесен, в том числе, к компетенции суда. Вопрос о наличии или отсутствии нарушения антикоррупционного законодательства, а, следовательно, и установление вины в данном нарушении, как обстоятельства, подлежащего выяснению при любом виде ответственности, являлось обязательным. В связи с чем оснований для изменения обжалуемого решения по доводам апелляционной жалобы не имеется.

Учитывая, что полномочия главы органа местного самоуправления в рассматриваемом случае прекращаются на основании судебного решения, а не решения Совета сельского поселения, оспариваемые в настоящем деле решения Совета правомерно признаны незаконными, доводы дополнительных объяснений Свечникова А.В. о необходимости учета мнения большинства депутатов Совета, не могут повлиять на обжалуемое решение.

Оснований для изменения обжалуемого решения по доводам, изложенным прокурором в возражениях на апелляционную жалобу, судебная коллегия не усматривает, так как такие изменения в соответствии со ст.309 КАС РФ не относятся к полномочиям суда апелляционной инстанции.

Ссылка суда первой инстанции на постановление Администрации Дуляпинского сельского поселения от 10 мая 2016 года об утверждении Положения о порядке сообщения лицами, замещающими должности муниципальной службы, о возникновении личной заинтересованности при исполнении должностных обязанностей, которая приводит или может привести к конфликту интересов, не привела к принятию неправильного решения, в связи с чем указание на муниципальный нормативный акт в обжалуемом решении не свидетельствует о нарушении судом норм материального права, влекущим его отмену или изменение.

Апелляционная жалоба не содержит доводов, являющихся основанием для отмены решения суда, а также ссылок на какие-либо новые факты, которые остались без внимания суда первой инстанции.

Учитывая изложенное, поскольку существенных нарушений норм процессуального права, влекущих отмену принятого решения, судом не допущено, судебная коллегия находит решение суда правильным, оснований, предусмотренных статьей 310 КАС РФ для отмены или изменения решения суда, не усматривает.

На основании вышеизложенного и руководствуясь ст.ст.309, 311 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, судебная коллегия

определила:

решение Фурмановского городского суда Ивановской области от 27 апреля 2021 года оставить без изменения, апелляционную жалобу Свечникова Андрея Вячеславовича – без удовлетворения.

Апелляционное определение может быть обжаловано во Второй кассационный суд общей юрисдикции в течение шести месяцев со дня его вынесения.

Председательствующий

Судьи

33а-1816/2021

Категория:
Гражданские
Истцы
Фурмановская межрайонная прокуратура - Хромова А.Н.
Ответчики
глава Дуляпинского сельского поселения Свечников Андрей Вячеславович
Совет Дуляпинского сельского поселения Фурмановского муниципального района
Другие
Забалуева Яна Владиславовна
Диндарова Анна Владимировна
Суд
Ивановский областной суд
Судья
Воркуева Ольга Викторовна
Дело на странице суда
oblsud.iwn.sudrf.ru
23.06.2021Передача дела судье
22.07.2021Судебное заседание
22.07.2021
Решение

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее