Решение по делу № 7У-636/2024 [77-525/2024] от 25.01.2024

№ 77-525/2024

ТРЕТИЙ КАССАЦИОННЫЙ СУД ОБЩЕЙ ЮРИСДИКЦИИ

КАССАЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ

г. Санкт-Петербург                                                                     29 февраля 2024 года

Судебная коллегия по уголовным делам Третьего кассационного суда общей юрисдикции в составе:

председательствующего Широкова А.М.,

судей Ворониной Э.Н., Цоя А.А.,

при ведении протокола судебного заседания секретарем Хикматуллиной А.М.,

рассмотрела в открытом судебном заседании уголовное дело по кассационной жалобе осужденного Дружининского М.В. на приговор Котласского городского суда Архангельской области от 19 июня 2023 года и апелляционное определение судебной коллегии по уголовным делам Архангельского областного суда от 31 августа 2023 года.

Заслушав доклад судьи Ворониной Э.Н., выступление защитника осужденного Дружининского М.В. - адвоката Коневу В.Е., поддержавшую кассационную жалобу, мнение прокурора Громовой К.С., предлагавшей судебные решение оставить без изменения, судебная коллегия

установила:

приговором Котласского городского суда Архангельской области от 19 июня 2023 года,

Дружининский М,В., родившийся ДД.ММ.ГГГГ в <адрес>, гражданин РФ, ранее не судим,

- осужден по ч. 4 ст. 160 УК РФ к 5 годам лишения свободы, со штрафом в размере 300 000 рублей, с применением ст. 73 УК РФ, условно с испытательным сроком на 4 года, с установлением обязанностей в соответствии с ч. 5 ст. 73 УК РФ.

Приговором суда разрешен вопрос о судьбе вещественных доказательств.

На основании ч. 9 ст. 115 УПК РФ арест, наложенный на земельный участок, расположенный по адресу (местоположению) относительно ориентира «<данные изъяты> - отменен.

Взыскано с осужденного Дружининского М,В. процессуальные издержки в сумме <данные изъяты> в доход федерального бюджета.

Апелляционным определением судебной коллегии по уголовным делам Архангельского областного суда от 31 августа 2023 года приговор оставлен без изменения.

Приговором суда Дружининский М.В. признан виновным и осужден за присвоение и растрату, то есть хищение чужого имущества, вверенного виновному, с использованием своего служебного положения, совершенное в особо крупном размере.

Преступление совершено при обстоятельствах, подробно изложенных в приговоре.

В кассационной жалобе Дружининский М.В. выражает несогласие с судебными решениями, считает, что выводы судов первой и второй инстанций не соответствуют фактическим обстоятельствам уголовного дела.

Отмечает отсутствие повода и основания для возбуждения уголовного дела, оспаривает признание потерпевшим ФИО20 и его право на обращение в правоохранительные органы от имени и в интересах <данные изъяты> о возбуждении уголовного дела, организация <данные изъяты> потерпевшим не признана. Указывает на отсутствие ущерба у <данные изъяты> Полагает, что приговор суда в отношении него основан на предположениях. Все сделки, совершенные им как руководителем общества являются гражданско-правовыми, земельные участки являлись неликвидным имуществом. Отмечает ошибки в оценке земельных участков, проведенной специалистом-оценщиком ФИО7 Не согласен с оценкой стоимости земельных участков <данные изъяты>

Указывает на необоснованные отказы суда в возражениях на протокол и аудиозапись судебного заседания суда первой инстанции.

Полагает необходимым признать протоколы допросов свидетелей по уголовному делу недопустимыми доказательствами в связи с нарушениями уголовно-процессуального законодательства. Сообщает о нарушении принципа непосредственности при исследовании доказательств по уголовному делу, так как в судебном заседании не исследовались изменения в устав <данные изъяты> от 08.02.2007, изменения в учредительный договор <данные изъяты> от 08.02.2007, которые положены в основу приговора.

Обращает внимание на то, что все следственные действия, проведенные следователем ФИО22 являются недопустимыми доказательствами, поскольку данному следователю не поручалось расследование уголовного дела в отношении Дружининекого М.В. Сообщает о фальсификации доказательств следователем ФИО22, так как были подменены листы справки.

Полагает, что судом необоснованно отказано Дружининскому М.В. в участии в прениях сторон в судебном заседании со стороны <данные изъяты>

Считает, что судом нарушен принцип состязательности сторон, так как он является законным представителем <данные изъяты> и обвиняемым одновременно.

Просит судебные решения отменить, производство по делу прекратить в связи с отсутствием в его действиях состава преступления.

В возражениях на кассационную жалобу представитель потерпевшего <данные изъяты> ФИО20 и государственный обвинитель Щегольков И.Е. указывают на необоснованность приведенных в ней доводов, просят приговор и апелляционное определение оставить без изменения, кассационную жалобу осужденного - без удовлетворения.

Проверив материалы уголовного дела, обсудив доводы жалобы и возражений на нее, выслушав мнения участников процесса, судебная коллегия приходит к следующему.

В силу положений ст. 401.1 УПК РФ при рассмотрении кассационных жалобы, представления суд кассационной инстанции проверяет только законность судебных решений, то есть правильность применения норм уголовного и уголовно-процессуального законов.

В кассационной жалобе осужденный Дружининский М.В. приводит собственную оценку доказательств и оспаривает обоснованность выводов суда, что в силу требований ст. 401.1 УПК РФ при отсутствии существенных нарушений уголовно-процессуального закона при сборе доказательств, их оценке судом не может служить основанием для пересмотра состоявшихся судебных решений в кассационном порядке.

Аналогичные доводы проверялись судами первой и апелляционной инстанций, обоснованно оставлены без удовлетворения, как противоречащие фактическим обстоятельствам дела.

Данных о том, что предварительное следствие и судебное разбирательство проводилось предвзято либо с обвинительным уклоном, что суд отдавал предпочтение какой-либо из сторон, в материалах уголовного дела не содержится.

Предварительное расследование проведено, и уголовное дело рассмотрено судом полно, всесторонне и объективно с соблюдением принципа презумпции невиновности. Обстоятельств, свидетельствующих о необъективности или предвзятости суда при рассмотрении уголовного дела в целом, исследовании доказательств, либо искажении существа представленных доказательств, равно как данные о том, что суд необоснованно, в нарушение принципа состязательности, отказал кому-либо из участников процесса в исследовании и оценке доказательств, которые этот участник представил или об исследовании которых ходатайствовал, несмотря на то, что их исследование могло повлиять на принятие решения по существу дела, не установлено.

В подтверждение обстоятельств, перечисленных в ст. 73 УПК РФ, суд исследовал совокупность доказательств, полученных из надлежащих источников и отвечающих закону по своей форме, которые проверив также на предмет относимости и достоверности, обоснованно признал достаточной для правильного разрешения уголовного дела и постановления законного приговора.

На основе исследованных доказательств суд установил событие преступления, и причастность к нему осужденного Дружининского М.В.

В обоснование этого, суд привел в приговоре последовательные на всем протяжении производства по делу показания представителя потерпевшего ООО «ПСК «Вира», ФИО20 о причинении интересам Общества материального ущерба на сумму <данные изъяты> рублей <данные изъяты> коп., показания свидетелей ФИО10, ФИО11, ФИО12, ФИО13, ФИО14 ФИО15, ФИО16, ФИО17, ФИО18, об известных им обстоятельствах дела; протоколами осмотров книги выдела земельного участка, постановления об утверждении использования земельного участка, протоколов внеочередного собрания учредителей <данные изъяты> о том, что полученный указанной организацией земельный участок был разделен на 330 участков, а также протоколами осмотров переписки учредителей <данные изъяты> документов по проекту «Круча», выписки Росреестра на земельные участки (кадастровые паспорта), договоров купли продажи 12 земельных участков, свидетельства о государственной регистрации права <данные изъяты> на земельные участки и архива данного юридического лица, которые полно приведены в приговоре.

Показания допрошенных по делу лиц и иные доказательств изложены в приговоре объективно, в соответствии с материалами дела и протоколом судебного заседания.

Противоречивых доказательств, которые могли бы существенно повлиять на выводы суда и которым суд не дал бы оценки, в деле не имеется, все противоречия в показаниях допрошенных лиц судом были выявлены и устранены путем оглашения ранее данных ими показаний, сопоставления содержащихся в них сведений между собой и с другими доказательствами по уголовному делу.

По делу исследованы все выдвинутые версии, в том числе и те, на которых акцентирует внимание осужденный Дружининский М.В., они отвергнуты с приведением соответствующих мотивов.

Избирательного подхода к представлению сторонами доказательств и их оценке, игнорирования доводов стороны защиты и непринятия должных мер к их проверке в целях всестороннего и объективного разбирательства по делу не имеется.

Каких-либо доказательств, которые бы свидетельствовали о недопустимости положенных в основу приговора доказательств или опровергали их по существу, порождая неустранимые сомнения в доказанности обвинения, в судебном заседании не было выявлено, не представлены они и стороной защиты, в том числе при последующем обжаловании принятых по делу решений.

Вопреки доводам жалобы, проверка и оценка всех исследованных судом доказательств проведены в соответствии с положениями ст. ст. 87, 88 УПК РФ о соблюдении предъявляемых к доказательствам по уголовному делу требованиям относимости, допустимости, достоверности и достаточности.

Данная судом оценка доказательствам позволяет объективно оценить правомерность тех обстоятельств, исходя из которых суд при постановлении приговора принял одни доказательства и отверг другие.

Доводы Дружининского М.В. о том, что отсутствовало заявление о преступлении, на основании которого возбуждено уголовное дело опровергаются материалами уголовного дела. Так, об обращении ФИО19 в правоохранительные органы с сообщением о преступлении свидетельствуют соответствующие заявления. При этом ФИО20 наряду с Дружининским М.В. является учредителем <данные изъяты> с соответствующей долей в уставном капитале этого Общества. В этой связи законность возбужденного уголовного дела, как и признание ФИО20 представителем потерпевшего - юридического лица, имуществу которого причинен вред, сомнений не вызывает.

Доказательств, которые бы безусловно опровергали доказательства, положенные в основу приговора, или обусловливали необходимость истолкования сомнений в доказанности обвинения в пользу осужденного Дружининского М.В., в материалах дела не содержится.

Несогласие осужденного с положенными в основу приговора доказательствами, как и с их оценкой в приговоре, не может свидетельствовать о несоответствии выводов суда фактическим обстоятельствам дела, установленным в ходе судебного заседания, недоказанности вины осужденного, как и об обвинительном уклоне суда.

Постановленный приговор соответствует требованиям ст. ст. 297, 307 - 309 УПК РФ, в нем отражены предусмотренные ст. 73 УПК РФ обстоятельства, подлежащие доказыванию, в том числе время, место, способ и другие обстоятельства совершенного осужденным преступления, судом были установлены.

Приговор должным образом мотивирован, вопреки доводам жалобы, формулировок, которые бы действительно искажали правовое значение исследуемых событий и обстоятельств, имели взаимоисключающий смысл, либо влияли на существо выводов суда, в приговоре и последующих судебных решениях не допущено.

Правильно установив фактические обстоятельства дела, действия Дружининского М.В., по ч. 4 ст. 160 УК РФ судом квалифицированы правильно.

О наличии корыстного умысла Дружининекого М.В. и, как следствие, отсутствие гражданско-правовых отношений, свидетельствуют его фактические действия, направленные на изъятие принадлежащих <данные изъяты> земельных участков и обращение их в свою пользу и в пользу своей супруге Дружининской Л.И., а также его материальная заинтересованность в этом. При этом Дружининский М.В. не ставил в известность второго учредителя <данные изъяты> ФИО20 о своих действиях.

При этом выводы суда по вопросам уголовно-правовой оценки содеянного убедительно мотивированы, все признаки инкриминированного осужденному преступления получили в них объективное подтверждение.

Оснований для иной правовой оценки содеянного осужденному, а также прекращения уголовного дела, судебная коллегия не находит.

Доводы осужденного о том, что нарушен принцип непосредственности при исследовании доказательств являются не состоятельным, поскольку в судебном заседании исследовались и оглашались изменения № 1 в Устав <данные изъяты>, которые утверждены внеочередным собранием учредителей <данные изъяты> (), в статью 4 Устава внесены изменения: Участниками общества являются Дружининский М.В., ФИО20 В пункт 9.14.4 статьи 9 Устава внесены изменения: Сделки на сумму свыше 1000000 рублей совершаются по письменному согласию общего собрания учредителей; изменения № 1 в учредительный договор ООО «ПСК «Вира», которые утверждены внеочередным собранием учредителей <данные изъяты>» (), изменен пункт Физические лица (Участники), а именно участниками являются Дружининский М.В., ФИО20 Указанное подтверждается протоколом судебного заседания суда первой инстанции и аудио-протоколом судебного заседания.

Доводы осужденного том, что все следственные действия, проведенные следователем ФИО22 являются недопустимыми доказательствами, поскольку данному следователю не поручалось расследование уголовного дела в отношении Дружининского М.В. и о фальсификации доказательств данным следователем, являются несостоятельными, так как в материалах уголовного дела имеется постановление о принятии уголовного дела в отношении Дружининского М.В. к производству следователем ФИО22

Указание в данном постановлении «Дружиннский» вместо «Дружининского» является технической ошибкой и не может являться основанием для признания всех следственных действий, проведенных следователем ФИО22, недопустимыми доказательствами.

Фальсификации доказательств по уголовному делу со стороны следователя ФИО22 не установлено.

Каких-либо обстоятельств, не получивших судебной оценки, а также сведений, способных поставить ранее сделанные выводы под обоснованное сомнение, в кассационной жалобе и в выступлениях защитника - адвоката Коневой Е.В. в суде кассационной инстанции не приведено.

Собственное толкование добытых по делу доказательств является безусловно субъективным, противоречащим всей совокупности исследованных судом доказательств, и на правильные выводы суда о виновности     Дружининского М.В. повлиять не может.

В соответствии с ч. 1 ст. 60 УК РФ лицу, признанному виновным в совершении преступления, назначается справедливое наказание в пределах, предусмотренных соответствующей статьей Особенной части УК РФ, и с учетом положений Общей части УК РФ.

Как видно из материалов уголовного дела, при назначении                Дружининскому М.В наказания требования закона судом не нарушены, поскольку учтены характер и степень общественной опасности совершенного преступления, обстоятельства его совершения, данные о личности осужденного, полно и правильно установленные смягчающие наказание обстоятельства, отсутствие отягчающих.

Каких-либо иных обстоятельств, подлежащих согласно закону обязательному учету в качестве смягчающих наказание, сведения о которых имеются в деле, но оставленных судом без внимания, по настоящему делу не имеется.

Суд пришел к правильному выводу о том, что исправление осужденного возможно без изоляции от общества и назначил ему наказание с применением ст. 73 УК РФ.

При рассмотрении дела в апелляционном порядке судебная коллегия в соответствии с требованиями ст. 389.9 УПК РФ в полном объеме проверила доводы апелляционной жалобы осужденного, отвергла их, указав в апелляционном определении мотивы принятого решения.

Содержание апелляционного определения соответствует требованиям ст. 389.28 УПК РФ.

При кассационном рассмотрении дела не установлено обстоятельств, которые свидетельствовали бы о незаконности приговора, вызывали сомнения в правильности применения судами первой и апелляционной инстанций норм уголовного и уголовно-процессуального законов, отразившихся на выводах, изложенных в судебных решениях относительно квалификации действий осужденного Дружининского М.В., а также справедливости назначенного наказания.

По делу не допущено нарушений закона, повлиявших на исход дела, которые в соответствии с положениями ч. 1 ст. 401.15 УПК РФ явились бы основаниями отмены или изменения судебных решений при рассмотрении уголовного дела в кассационном порядке, в связи с чем судебная коллегия находит кассационную жалобу, не подлежащую удовлетворению.

На основании изложенного и руководствуясь ст. 401.14 УПК РФ, судебная коллегия

определила:

приговор Котласского городского суда Архангельской области от 19 июня 2023 года и апелляционное определение судебной коллегии по уголовным делам Архангельского областного суда от 31 августа 2023 года в отношении Дружининского М.В. - оставить без изменения, кассационную жалобу осужденного - без удовлетворения.

           Председательствующий:

                Судьи:

7У-636/2024 [77-525/2024]

Категория:
Уголовные
Истцы
Гарбуз Алексей Валентинович
Налетов Денис Сергеевич
Шарубин Дмитрий Михайлович
Самусев Алексей Борисович
Мельников Антон Викторович
Налетов Дмитрий Сергеевич
Другие
Карпец Антон Николаевич
Дружининский Михаил Валентинович
Конева Е.В.
Кучин Леонид Петрович
Суд
Третий кассационный суд общей юрисдикции
Дело на сайте суда
3kas.sudrf.ru
29.02.2024Судебное заседание
29.02.2024
Решение

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее