Дело (УИД) 57RS0022-01-2022-001290-39

Производство № 2-1377/2022

Р Е Ш Е Н И Е

Именем Российской Федерации

17 мая 2022 года г. Орел

Заводской районный суд г. Орла в составе:

председательствующего судьи Соловьевой З.А.,

с участием истца Зинова С.В.,

представителя ответчика Государственного учреждения – Отделение Пенсионного фонда Российской Федерации по Орловской области – Харченко Е.В.,

при секретаре судебного заседания Камзоловой М.В.,

рассмотрев в судебном заседании в помещении Заводского районного суда (адрес обезличен) гражданское дело по исковому заявлению Зинова ФИО16 к Государственному учреждению - Отделение Пенсионного фонда Российской Федерации по Орловской области о признании права на досрочное назначение пенсии по старости,

УСТАНОВИЛ:

Зинов ФИО17 (далее – Зинов С.В., истец) обратился в суд с иском к Государственному учреждению – Отделение Пенсионного фонда Российской Федерации по Орловской области (далее ГУ - ОПФ РФ по Орловской области, ответчик) о признании права на досрочное назначение пенсии, указав, что он обратился к ответчику с заявлением о досрочном назначении пенсии. Решением от (дата обезличена) истцу отказано, поскольку факт его проживания в (адрес обезличен) в период с (дата обезличена) по (дата обезличена) не подтвержден документально. Полагая отказ незаконным, истец с учетом уточнения просил установить факт его проживания в период с (дата обезличена) по (дата обезличена) в (адрес обезличен), которая относилась к территории с льготным социально-экономическим статусом, признать за ним право на досрочное назначение пенсии, обязать ответчика назначить пенсию с даты обращения к ответчику.

В судебном заседании истец ФИО1 уточненные исковые требования поддержал по основаниям, указанным в иске, просил установить факт его проживания в период с (дата обезличена) по (дата обезличена) в (адрес обезличен), признать за ним право на досрочное назначение пенсии, обязать ответчика назначить пенсию с (дата обезличена). Пояснил, что в указанный период после вступления в брак он проживал в (адрес обезличен) в доме у тещи, факт его регистрации подтверждается записью в похозяйственной книге.

В судебном заседании представитель ответчика ГУ-ОПФ РФ по Орловской области по доверенности Харченко Е.В. заявленный иск не признала по основаниям, изложенным в отказе.

Выслушав объяснения сторон, исследовав материалы дела, заслушав свидетелей, суд приходит к следующему.

Конституция Российской Федерации гарантирует каждому социальное обеспечение по возрасту, в случае болезни, инвалидности, потери кормильца, для воспитания детей и в иных случаях, установленных законом (ч. 1 ст. 39). Определение механизма реализации данного конституционного права, в том числе установление видов пенсий, оснований приобретения права на них отдельными категориями граждан и правил исчисления их размеров, относится к компетенции законодателя (ч. 2 ст. 39), который вправе предусмотреть особые условия исчисления пенсий для отдельных категорий граждан в зависимости от объективно значимых обстоятельств.

Основания возникновения права на пенсию по государственному пенсионному обеспечению и порядок ее назначения регламентированы Федеральным законом от 15.12.2001 № 166-ФЗ «О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации».

В соответствии с подп. 5 п. 1 ст. 4 указанного Федерального закона право на пенсию по государственному пенсионному обеспечению имеют граждане, пострадавшие в результате радиационных техногенных катастроф.

Согласно ст. 8 Федерального закона от 28.12.2013 № 400-ФЗ «О страховых пенсиях» право на страховую пенсию по старости имеют лица, достигшие возраста 65 и 60 лет (соответственно мужчины и женщины) (с учетом положений, предусмотренных приложением 6 к настоящему Федеральному закону).

Общие условия пенсионного обеспечения граждан, пострадавших вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС, установлены в ст. 28.1 Закона Российской Федерации от 15.05.1991 № 1244-1 «О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС» (в ред. Федерального закона от 03.10.2018 № 350-ФЗ) (далее – Закон РФ от 15.05.1991 № 1244-1), согласно которой гражданам, пострадавшим вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС, пенсия по старости назначается с уменьшением возраста, установленного статьей 8 Федерального закона от 28.12.2013 № 400-ФЗ «О страховых пенсиях» (далее – Федеральный закон «О страховых пенсиях») по состоянию на 31.12.2018, в порядке, предусмотренном статьями 30 - 37 настоящего Закона. При этом гражданам из числа лиц, указанных в части 1.1 статьи 8 Федерального закона «О страховых пенсиях», пенсия по старости назначается с уменьшением возраста, установленного приложением 5 к Федеральному закону «О страховых пенсиях». Пенсия по старости указанным гражданам по их желанию может назначаться в соответствии с Федеральным законом «О страховых пенсиях» при наличии страхового стажа не менее 15 лет и величины индивидуального пенсионного коэффициента не менее 30, определяемых с применением положений статьи 35 Федерального закона «О страховых пенсиях», или Федеральным законом от 15.12.2001 № 166-ФЗ «О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации» (далее – Федеральный закон «О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации») при наличии трудового стажа не менее 5 лет.

Возраст выхода на пенсию по старости граждан, пострадавших вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС, не может быть меньше 50 лет для мужчин и 45 лет для женщин (максимальная величина фактического уменьшения возраста выхода на пенсию по старости – 10 лет).

Применительно к ст. 28.1 Закона Российской Федерации от 15.05.1991 № 1244-I «О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС» (в ред. Федерального закона от 03.10.2018 № 350-ФЗ) следует учитывать статью 8 Федерального закона от 28.12.2013 № 400-ФЗ «О страховых пенсиях» по состоянию на 31.12.2018, в соответствии с которой право на страховую пенсию по старости имеют мужчины, достигшие возраста 60 лет, и женщины, достигшие возраста 55 лет.

В силу п. 8 ч. 1 ст. 13 Закона РФ «О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС» к гражданам, подвергшимся воздействию радиации вследствие Чернобыльской катастрофы, на которых распространяется действие настоящего Закона, относятся граждане, постоянно проживающие (работающие) на территории зоны проживания с льготным социально-экономическим статусом.

Согласно статье 34 приведенного выше Закона Российской Федерации от 15.05.1991 № 1244-1 гражданам, постоянно проживающим на территории зоны проживания с льготным социально-экономическим статусом, пенсия по старости назначается с уменьшением возраста, установленного статьей 8 Федерального закона «О страховых пенсиях», на 1 год и дополнительно на 1 год за каждые 4 года проживания или работы на территории зоны проживания с льготным социально-экономическим статусом, но не более чем на 3 года в общей сложности.

При этом в соответствии с примечанием к статье 35 указанного Закона Российской Федерации от 15.05.1991 № 1244-1 первоначальная величина снижения пенсионного возраста, установленная статьями 32 - 35 данного Закона, предусматривается для граждан, проживающих (работающих) или проживавших (работавших) на территории, подвергшейся радиоактивному загрязнению, в период от момента катастрофы на Чернобыльской АЭС по 30.06.1986, независимо от времени пребывания на указанной территории до момента переселения (выезда) с этой территории или до принятия решения Правительством Российской Федерации об изменении границ зон радиоактивного загрязнения.

Статьей 10 Федерального закона «О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации» от 15.12.2001 № 166-ФЗ также предусмотрено снижение общеустановленного пенсионного возраста в зависимости от факта и продолжительности проживания или работы в соответствующей зоне радиоактивного загрязнения.

При определении права на пенсию со снижением пенсионного возраста в соответствии со статьей 10 Федерального закона от 15.12.2001 № 166-ФЗ «О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации» и статьей 34 Закона Российской Федерации от 15.05.1991 № 1244-1 «О социальной защите граждан, подвергшихся радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС» до 01.02.1998 применялся Перечень населенных пунктов, находящихся в границах радиоактивного загрязнения вследствие катастрофы на ЧАЭС, утвержденный Распоряжением Правительства Российской Федерации от 28.12.1991 № 237-р; с 01.02.1998 – Перечень населенных пунктов, находящихся в границах радиоактивного загрязнения вследствие катастрофы на ЧАЭС, утвержденный постановлением Правительства Российской Федерации от 18.12.1997 № 1582; с 21.10.2015 – Перечень населенных пунктов, находящихся в границах зон радиоактивного загрязнения вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС, утвержденный постановлением Правительства Российской Федерации от 08.10.2015 № 1074.

В Перечне населенных пунктов, относящихся к территории радиоактивного загрязнения вследствие катастрофы на ЧАЭС, утвержденным Распоряжением Правительства РФ от 28.12.1991г. (номер обезличен)-р действовавшем до (дата обезличена), указан населенный пункт – (адрес обезличен), как зона проживания с льготным социально-экономическим статусом вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС.

В пункте 1 статьи 20 Гражданского кодекса Российской Федерации определено, что местом жительства признается место, где гражданин постоянно или преимущественно проживает.

В силу частей 1, 2 статьи 3 Закона Российской Федерации от 25.06.1993 №5242-1 «О праве граждан Российской Федерации на свободу передвижения, выбор места пребывания и жительства в пределах Российской Федерации» в целях обеспечения необходимых условий для реализации гражданином Российской Федерации его прав и свобод, а также исполнения им обязанностей перед другими гражданами, государством и обществом вводится регистрационный учет граждан Российской Федерации по месту пребывания и по месту жительства в пределах Российской Федерации.

Регистрация или отсутствие таковой не могут служить основанием ограничения или условием реализации прав и свобод граждан, предусмотренных Конституцией Российской Федерации, законами Российской Федерации, Конституциями и законами республик в составе Российской Федерации.

Таким образом, из указанной нормы следует, что данная форма учета граждан в пределах Российской Федерации носит уведомительный характер, а отсутствие у гражданина регистрации по месту жительства не может являться основанием для ограничения его прав, предусмотренных законодательством Российской Федерации.

Согласно паспорта гражданина Российской Федерации истцу Зинову С.В. (дата обезличена) исполнилось 57 лет, с (дата обезличена) зарегистрирован по адресу: (адрес обезличен).

В судебном заседании установлено, что (дата обезличена) истец обратился в ГУ - ОПФ РФ по Орловской области с заявлением о назначении пенсии в связи с проживанием и работой в зоне с льготным социально-экономическим статусом.

Согласно решения от (дата обезличена) ГУ - ОПФ РФ по Орловской области Зинову С.В. отказано в назначении пенсии в соответствии со ст. 34 Закона РФ «О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС» со снижением возраста выхода на пенсию на 3 года, поскольку период проживания на территории с льготным социально-экономическим статусом вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС с (дата обезличена) по (дата обезличена) не подтвержден документально. Документально подтвержденный период составил 6 лет 11месяцев 28 дней, что дает право на снижение возраста выхода на пенсию на 1 год.

Из похозяйственной книги ФИО3 сельского совета (номер обезличен) за (дата обезличена) годы усматривается, что главой хозяйства по адресу: (адрес обезличен), являлся ФИО6, истец указан в качестве зятя, также указана жена истца ФИО7 (до брака ФИО8), теща истца ФИО9

Из похозяйственной книги ФИО3 сельской администрации (номер обезличен) за (дата обезличена) годы усматривается, что главой хозяйства по адресу: (адрес обезличен), является ФИО9 (теща истца), среди членов хозяйства указаны ФИО1 (зять), ФИО7 (жена истца), ФИО10 (сын истца), ФИО11 (сын истца). Имеется отметка о том, что хозяйство выбыло по адресу: (адрес обезличен), истец, его жена и дети вычеркнуты из похозяйственной книги.

Из похозяйственной книги ФИО3 сельской администрации (номер обезличен) (дата обезличена) годы усматривается, что главой хозяйства по адресу: (адрес обезличен), является истец ФИО1, членами его семьи указаны ФИО7 (жена), ФИО10 (сын), ФИО11 (сын).

Согласно сведениям медицинской карточки адресом проживания истца ФИО1 указан (адрес обезличен)

Истцу выдано удостоверение (номер обезличен) о проживании в зоне с льготным социально-экономическим статусом в (адрес обезличен)

Из справки (номер обезличен) от (дата обезличена), выданной ФГБОУ ВО «Орловский государственный аграрный университет им. ФИО12», усматривается, что ФИО1 не был зарегистрирован в общежитиях ОСХИ.

Из трудовой книжки истца усматривается, что с (дата обезличена) по (дата обезличена) истец служил в армии, с (дата обезличена) по (дата обезличена) – учился в ОСХИ, с (дата обезличена) по (дата обезличена) истец работал в Совхозе «Наугорский» в должности агронома совхоза, с (дата обезличена) по (дата обезличена) – в учхозе «Наугорское»

Свидетель ФИО13 суду показала, что проживает в (адрес обезличен) с (дата обезличена) года. Зинов С.В. с родителями приехал в (адрес обезличен) в (дата обезличена) году, там же учился, затем отслужил в армии, после возвращения женился, остался проживать в (адрес обезличен)

Свидетель ФИО14 суду пояснил, что знает истца с детства, поскольку они проживали в (адрес обезличен), там же учились в начальной школе, затем в ОСХИ. После армии истец женился, остался проживать в (адрес обезличен)

Оценивая исследованные в судебном заседании доказательства, в их совокупности, суд приходит к выводу, что заявленный Зиновым С.В. иск подлежит удовлетворению, поскольку в судебном заседании установлено, что в период с (дата обезличена) по (дата обезличена) истец постоянно проживал в (адрес обезличен). Указанный вывод суда подтверждается письменными материалами дела и показаниями свидетелей, не верить которым у суда нет оснований, поскольку показания свидетелей согласуются между собой, с пояснениями истца и исследованными письменными доказательствами.

С учетом вышеизложенного, суд приходит к выводу, что истец с учетом тех периодов, которые были засчитаны ответчиком, имеет право на назначение пенсии в соответствии со ст. 34 Закона РФ от 15.05.1991г. №1244-1 «О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС» с учетом снижения пенсионного возраста на 3 (три) года.

В силу ст. 22 Федерального закона от 28.12.2013 № 400-ФЗ «О страховых пенсиях» страховая пенсия назначается со дня обращения за указанной пенсией, за исключением случаев, предусмотренных частями 5 и 6 настоящей статьи, но во всех случаях не ранее чем со дня возникновения права на указанную пенсию.

Поскольку истец обратился к ответчику с заявлением о назначении пенсии (дата обезличена), суд считает необходимым обязать ответчика назначить истцу пенсию с момента возникновения права – с (дата обезличена).

В соответствии с ч. 1 ст. 98 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации стороне, в пользу которой состоялось решение суда, суд присуждает возместить с другой стороны все понесенные по делу судебные расходы, за исключением предусмотренных частью 2 статьи 96 ГПК РФ.

При подаче искового заявления истцом была уплачена государственная пошлина в размере 300 руб.

Учитывая, что исковые требования удовлетворены в полном объеме, суд полагает необходимым взыскать с ответчика в пользу истца государственную пошлину в указанном размере.

На основании изложенного, руководствуясь ст. 194-199 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд

Р Е Ш И Л:

░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░18 ░ ░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ – ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░ - ░░░░░░░░░░░░░.

░░░░░░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░19 ░ ░░░░░░ ░ (░░░░ ░░░░░░░░░░) ░░ (░░░░ ░░░░░░░░░░) ░ (░░░░░ ░░░░░░░░░)

░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░ ░░░20 ░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░ ░░ ░░. 34 ░░░░░░ ░░ ░░ 15.05.1991░. №1244-1 «░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░, ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░».

░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ – ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░ ░░░21 ░ (░░░░ ░░░░░░░░░░)

░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ – ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░ ░░░░░░ ░░░░░░ ░░░22 ░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░ ░░░░░ 300 ░░░░░░.

░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░ ░. ░░░░ ░ ░░░░░░░ ░░░░░░ ░░ ░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░.

░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░ 24 ░░░ 2022 ░░░░.

░░░░░                      ░.░. ░░░░░░░░░

Полный текст документа доступен по подписке.
490 ₽/мес.
первый месяц, далее 990₽/мес.
Купить подписку

2-1377/2022

Категория:
Гражданские
Статус:
Иск (заявление, жалоба) УДОВЛЕТВОРЕН
Истцы
Зинов Сергей Владимирович
Ответчики
ГУ - ОПФ РФ по Орловской области
Суд
Заводской районный суд г. Орел
Судья
Соловьева Зоя Александровна
Дело на сайте суда
zavodskoy.orl.sudrf.ru
30.03.2022Регистрация иска (заявления, жалобы) в суде
30.03.2022Передача материалов судье
04.04.2022Решение вопроса о принятии иска (заявления, жалобы) к рассмотрению
04.04.2022Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
14.04.2022Подготовка дела (собеседование)
14.04.2022Вынесено определение о назначении дела к судебному разбирательству
17.05.2022Судебное заседание
24.05.2022Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме
24.05.2022Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
24.05.2022Дело оформлено
17.05.2022
Решение

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее