Дело № 2а-198/2019
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
14 января 2019 года г. Барнаул
Индустриальный районный суд г. Барнаула Алтайского края в составе:
председательствующего судьи Суворова Д.А.,
при секретаре Поляковой К.А.,
рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы № 14 по Алтайскому краю к ДАННЫЕ ИЗЪЯТЫ1 о взыскании задолженности по налогу и пени,
УСТАНОВИЛ:
Межрайонная ИФНС России № 14 по Алтайскому краю обратилась в Индустриальный районный суд г. Барнаула Алтайского края к ДАННЫЕ ИЗЪЯТЫ1 с административным иском о взыскании задолженности по налогу на имущество физических лиц в размере 7348 рублей 00 копеек, пени в размере 1070 рублей 90 копеек.
Требования мотивированы тем, что ДАННЫЕ ИЗЪЯТЫ1 принадлежали на праве собственности следующие объекты недвижимости:
- квартира с кадастровым номером ***, площадью 56,80 кв.м., расположенная по адресу: <адрес>. Дата регистрации права 09.09.1994, дата утраты права 05.05.2014.
- квартира с кадастровым номером ***, площадью 44,60 кв.м., расположенная по адресу: <адрес>. Дата регистрации права 24.01.2007, дата утраты права 05.05.2014.
- жилой дом с кадастровым номером ***, площадью 167,10 кв.м., расположенный по адресу: <адрес>. Дата регистрации права 02.11.2012.
- квартира с кадастровым номером ***, площадью 65,30 кв.м., расположенная по адресу: <адрес>. Дата регистрации права 30.04.2014.
Истец обратился к мировому судье судебного участка № 3 Индустриального района г. Барнаула Алтайского края с заявлением о вынесении судебного приказа о взыскании с ДАННЫЕ ИЗЪЯТЫ1 задолженности по налогу, пени. Определением от 21.06.2018 налоговой инспекции отказано в выдаче судебного приказа, в связи с наличием спора о праве.
Наличие задолженности по налогу и пени послужило основанием для обращения в суд с настоящим административным исковым заявлением.
Представитель административного истца, административный ответчик в судебное заседание не явились, извещены надлежащим образом о времени и месте рассмотрения дела.
В соответствии с положениями ст. 150 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации судом определено о рассмотрении административного дела в отсутствие неявившихся административного истца, административного ответчика, извещенных надлежащим образом о проведении судебного заседания.
Исследовав письменные материалы дела, проанализировав представленные доказательства в их совокупности, суд приходит к следующему.
В судебном заседании установлено, что согласно данным УФС государственной регистрации, кадастра и картографии по Алтайскому краю и ФГУП «Ростехинвентаризация - Федеральное БТИ» филиала по Алтайскому краю, представленным в Межрайонную ИФНС России № 14 по Алтайскому краю, ДАННЫЕ ИЗЪЯТЫ1 в 2016 году принадлежали на праве собственности следующие объекты:
- жилой дом с кадастровым номером ***, площадью 167,10 кв.м., расположенный по адресу: <адрес>. Дата регистрации права 02.11.2012.
- квартира с кадастровым номером ***, площадью 65,30 кв.м., расположенная по адресу: <адрес>. Дата регистрации права 30.04.2014 (л.д. 66-71).
Порядок налогообложения имущества физических лиц до 01 января 2015 года был урегулирован Законом Российской Федерации «О налогах на имущество физических лиц» № 2003-1 от 09.12.1991.
Согласно п. 1 ст. 1 вышеуказанного закона плательщиками налогов на имущество физических лиц (далее - налоги) признаются физические лица - собственники имущества, признаваемого объектом налогообложения.
Объектами налогообложения признаются следующие виды имущества: жилой дом; квартира; комната; дача; гараж; иное строение, помещение и сооружение; доля в праве общей собственности на имущество, указанное в пунктах 1 - 6 настоящей статьи (ст. 2 Закона РФ «О налогах на имущество физических лиц»).
В соответствии с п. 1 ст. 3 Закона Российской Федерации «О налогах на имущество физических лиц» (в редакции, действовавшей на момент возникновения спорных правоотношений) ставки налога устанавливаются нормативными правовыми актами представительных органов местного самоуправления (законами городов федерального значения Москвы и Санкт-Петербурга) в зависимости от суммарной инвентаризационной стоимости объектов налогообложения умноженной на коэффициент-дефлятор, определяемый в соответствии с частью первой Налогового кодекса Российской Федерации.
Согласно статье 400 Налогового кодекса Российской Федерации, вступившей в законную силу с 01.01.2015 г., налогоплательщиками налога на имущество физических лиц признаются физические лица, обладающие правом собственности на имущество, признаваемое объектом налогообложения, к которым в соответствии с п. 1 ч. 1 статьи 401 настоящего Кодекса относятся квартира, жилой дом, гараж.
Налоговая база в отношении объектов налогообложения в силу пункта 1 статьи 402, вступившей в силу с 01.01.2015, Налогового кодекса Российской Федерации определяется исходя из их кадастровой стоимости, за исключением случаев, предусмотренных пунктом 2 настоящей статьи. Налоговая база в отношении объектов налогообложения, за исключением объектов, указанных в пункте 3 настоящей статьи, определяется исходя из их инвентаризационной стоимости в случае, если субъектом Российской Федерации не принято решение, предусмотренное абзацем третьим пункта 1 настоящей статьи (п. 2 ст. 402 НК РФ).
В Алтайском крае на настоящий момент такого решения не принято.
Налоговая база определяется в отношении каждого объекта налогообложения как его инвентаризационная стоимость, исчисленная с учетом коэффициента-дефлятора на основании последних данных об инвентаризационной стоимости, представленных в установленном порядке в налоговые органы до 01.03.2013 (статья 404 НК РФ, вступившая в силу с 01.01.2015).
Налоговым периодом признается календарный год (статья 405 НК РФ, вступившая в силу с 01.01.2015).
В соответствии с пунктом 1 статьи 406 Налогового кодекса Российской Федерации налоговые ставки устанавливаются нормативными правовыми актами представительных органов муниципальных образований (законами городов федерального значения Москвы, Санкт-Петербурга и Севастополя) в зависимости от применяемого порядка определения налоговой базы с учетом положений пункта 5 настоящей статьи.
Учитывая указанные положения Налогового кодекса Российской Федерации, ответчик обязан уплачивать налог на имущество за 2016 год.
В соответствии с ч. 1 ст. 286 Кодекса административного судопроизводства Российский Федерации органы государственной власти, иные государственные органы, органы местного самоуправления, другие органы, наделенные в соответствии с федеральным законом функциями контроля за уплатой обязательных платежей (далее - контрольные органы), вправе обратиться в суд с административным исковым заявлением о взыскании с физических лиц денежных сумм, в счет уплаты установленных законом обязательных платежей и санкций, если у этих лиц имеется задолженность по обязательным платежам, требование контрольного органа об уплате взыскиваемой денежной суммы не исполнено в добровольном порядке или пропущен указанный в таком требовании срок уплаты денежной суммы и федеральным законом не предусмотрен иной порядок взыскания обязательных платежей и санкций.
В соответствии с требованиями ч. 6 ст. 289 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации при рассмотрении административных дел о взыскании обязательных платежей и санкций суд проверяет полномочия органа, обратившегося с требованием о взыскании обязательных платежей и санкций, выясняет, соблюден ли срок обращения в суд, если такой срок предусмотрен федеральным законом или иным нормативным правовым актом, и имеются ли основания для взыскания суммы задолженности и наложения санкций, а также проверяет правильность осуществленного расчета и рассчитанного размера взыскиваемой денежной суммы.
В соответствии со ст. 57 Конституции Российской Федерации каждый обязан платить законно установленные налоги и сборы.
В силу ст. 19 Налогового кодекса Российской Федерации налогоплательщиками и плательщиками сборов признаются организации и физические лица, на которых в соответствии с Налоговым кодексом Российской Федерации возложена обязанность уплачивать соответственно налоги и (или) сборы.
Согласно подп. 1 п. 1 ст. 23 Налогового кодекса Российской Федерации налогоплательщики обязаны уплачивать законно установленные налоги.
Согласно абз. 1, 2 п. 1 ст. 45 Налогового кодекса Российской Федерации налогоплательщик обязан самостоятельно исполнить обязанность по уплате налога, если иное не предусмотрено законодательством о налогах и сборах. Обязанность по уплате налога должна быть выполнена в срок, установленный законодательством о налогах и сборах. Налогоплательщик вправе исполнить обязанность по уплате налога досрочно.
В соответствии с п.п. 2, 4 ст. 52 Налогового кодекса Российской Федерации в случаях, предусмотренных законодательством Российской Федерации о налогах и сборах, обязанность по исчислению суммы налога может быть возложена на налоговый орган или налогового агента. В случае, если обязанность по исчислению суммы налога возлагается на налоговый орган, не позднее 30 дней до наступления срока платежа налоговый орган направляет налогоплательщику налоговое уведомление. Налоговое уведомление может быть передано руководителю организации (ее законному или уполномоченному представителю) или физическому лицу (его законному или уполномоченному представителю) лично под расписку, направлено по почте заказным письмом или передано в электронной форме по телекоммуникационным каналам связи или через личный кабинет налогоплательщика. В случае направления налогового уведомления по почте заказным письмом налоговое уведомление считается полученным по истечении шести дней с даты направления заказного письма.
В этих случаях обязанность по уплате налога возникает у налогоплательщика не ранее даты получения налогового уведомления (пункт 4 статьи 57 Налогового кодекса Российской Федерации).
Неисполнение или ненадлежащее исполнение обязанности по уплате налога является основанием для направления налоговым органом требования об уплате налога в порядке статей 69 и 70 НК РФ.
В соответствие со ст. 75 Налогового кодекса Российской Федерации пеней признается установленная настоящей статьей денежная сумма, которую налогоплательщик должен выплатить в случае уплаты причитающихся сумм налогов или сборов в более поздние по сравнению с установленными законодательством о налогах и сборах сроки. Сумма соответствующих пеней уплачивается помимо причитающихся к уплате сумм налога или сбора и независимо от применения других мер обеспечения исполнения обязанности по уплате налога или сбора, а также мер ответственности за нарушение законодательства о налогах и сборах.
Пеня начисляется за каждый календарный день просрочки исполнения обязанности по уплате налога или сбора, начиная со следующего за установленным законодательством о налогах и сборах дня уплаты налога или сбора, если иное не предусмотрено главами 25 и 26.1 настоящего Кодекса. Пеня за каждый день просрочки определяется в процентах от неуплаченной суммы налога или сбора. Процентная ставка пени принимается равной одной трехсотой действующей в это время ставки рефинансирования Центрального банка Российской Федерации.
Исчисление налогов производится налоговыми органами. Налоговые уведомления об уплате налога вручаются плательщикам налоговыми органами в порядке и сроки, которые установлены Налоговым кодексом Российской Федерации. Уплата налога производится не позднее 1 ноября года, следующего за годом, за который исчислен налог (п.п. 1, 8, 9 ст. 5 Закона Российской Федерации «О налогах на имущество физических лиц»).
Неисполнение или ненадлежащее исполнение обязанности по уплате налога является основанием для направления налоговым органом требования об уплате налога в порядке статей 69 и 70 НК РФ.
С направлением предусмотренного статьей 69 НК РФ требования налоговое законодательство связывает последующее применение механизма принудительного взыскания налога и пеней в определенные сроки.
Согласно п. 2 ст. 48 Налогового кодекса Российской Федерации заявление о взыскании налога, сбора, пеней, штрафов подается в суд общей юрисдикции налоговым органом (таможенным органом) в течение шести месяцев со дня истечения срока исполнения требования об уплате налога, сбора, пеней, штрафов, если иное не предусмотрено данным пунктом.
Пунктом 3 статьи 48 Налогового кодекса Российской Федерации предусмотрено, что требование о взыскании налога за счет имущества физического лица может быть предъявлено налоговым органом в порядке искового производства не позднее шести месяцев со дня вынесения судом определения об отмене судебного приказа.
В силу ч. 2 ст. 286 Кодекса административного судопроизводства Российский Федерации административное исковое заявление о взыскании обязательных платежей и санкций может быть подано в суд в течение шести месяцев со дня истечения срока исполнения требования об уплате обязательных платежей и санкций. Пропущенный по уважительной причине срок подачи административного искового заявления о взыскании обязательных платежей и санкций может быть восстановлен судом.
Таким образом, законодателем определены сроки, в течение которых налоговые органы обязаны принять меры, направленные на поступление в бюджет предусмотренных законодательством о налогах и сборах налоговых платежей.
Согласно ч. 8 ст. 219 Кодекса административного судопроизводства Российский Федерации пропуск срока обращения в суд без уважительной причины, а также невозможность восстановления пропущенного (в том числе по уважительной причине) срока обращения в суд является основанием для отказа в удовлетворении административного иска.
Как усматривается из материалов дела, 15.08.2017 ДАННЫЕ ИЗЪЯТЫ1 было направлено налоговое уведомление № 41456107 от 06.08.2017 об уплате налога на имущество физических лиц за 2016 в размере 7 348 рублей за вышеуказанные объекты недвижимости (л.д. 34-35). Уведомление направлено налоговым органом в установленный законом срок.
В связи с неоплатой ответчиком налога на имущество физических лиц в адрес ДАННЫЕ ИЗЪЯТЫ1 11.10.2017 было направлено требование № 53044 от 25.09.2017, 08.02.2018 № 3029 от 06.02.2018 об оплате задолженности за 2016 в размере 7 348 рублей, пени в размере 1070 рублей 90 копеек, со сроком уплаты до 03.04.2018 (л.д.36-39). Требование направлено налоговым органом в установленный законом срок.
Требования оставлены налогоплательщиком - ДАННЫЕ ИЗЪЯТЫ1 без исполнения.
Таким образом, срок на обращение с заявлением о выдаче судебного приказа начинает исчисляться с даты истечения срока, указанного в требовании на уплату налога. В связи с чем, налоговый орган обязан был обратиться с заявлением о выдаче судебного приказа не позднее 03.10.2018.
Межрайонная ИФНС России №14 по Алтайскому краю в установленный законом срок обратилась к мировому судье судебного участка № 3 Индустриального района г. Барнаула с заявлением о вынесении судебного приказа о взыскании с ДАННЫЕ ИЗЪЯТЫ1 недоимки по налогу, пени.
21.06.2018 вынесено определение об отказе в выдаче судебного приказа о взыскании с ДАННЫЕ ИЗЪЯТЫ1 недоимки по налогу и пени в связи с наличием спора о праве (л.д.29).
С иском в суд административный истец обратился 02.10.2018, в установленный законом срок (л.д. 3-6).
В силу ч. 3 ст. 48 Налогового кодекса Российской Федерации рассмотрение дел о взыскании налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов за счет имущества физического лица производится в соответствии с законодательством об административном судопроизводстве.
Административный истец просит взыскать с ДАННЫЕ ИЗЪЯТЫ1 налог на имущество физических лиц за 2016 год в размере 7348 рублей в отношении следующих объектов недвижимости:
- жилой дом с кадастровым номером ***, площадью 167,10 кв.м., расположенный по адресу: <адрес>. Дата регистрации права 02.11.2012.
- квартира с кадастровым номером ***, площадью 65,30 кв.м., расположенная по адресу: <адрес>. Дата регистрации права 30.04.2014 (л.д. 66-71).
Административным ответчиком расчет налога, период владения объектами недвижимости не оспорен, судом проверен и признан правильным. Таким образом, сумма задолженности в размере 7348 рублей подлежит взысканию с ответчика.
Кроме того, административный истец просит взыскать с ДАННЫЕ ИЗЪЯТЫ1 пени за несвоевременную уплату налога на имущество физических лиц за 2011-2016 год в связи с добровольной уплатой налога за указанные в исковом заявлении периоды, несвоевременной уплатой данного вида налога в размере 1070 рублей 90 копеек.
Административным ответчиком расчет пени по налогу на имущество физических лиц не оспорен, судом проверен и признан правильным. Таким образом, сумма задолженности в размере 1070 рублей 90 копеек подлежит взысканию с ответчика.
В соответствии с п. 2 ст. 57 Налогового кодекса Российской Федерации при уплате налога и сбора с нарушением срока уплаты налогоплательщик (плательщик сбора) уплачивает пени в порядке и на условиях, предусмотренных настоящим Кодексом.
В силу положений ст. 62 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации лица, участвующие в деле, обязаны доказывать обстоятельства, на которые они ссылаются как на основания своих требований или возражений, если иной порядок распределения обязанностей доказывания по административным делам не предусмотрен настоящим Кодексом.
Суд основывает решение только на тех доказательствах, которые были исследованы в судебном заседании (ст. 176 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации).
В силу ч. 4 ст. 288 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации обязанность доказывания обстоятельств, послуживших основанием для взыскания обязательных платежей и санкций, возлагается на административного истца.
Кроме того, из анализа правовых норм, содержащихся в ст. 48 и ст. 75 Налогового кодекса Российской Федерации следует, что уплату пени надо рассматривать как дополнительную обязанность налогоплательщика, помимо обязанности по уплате налога, исполняемую одновременно с обязанностью по уплате налога либо после исполнения последней. Следовательно, исполнение обязанности по уплате пени не может рассматриваться в отрыве от исполнения обязанности по уплате налога.
В ходе рассмотрения дела ответчиком была произведена оплата задолженности по налогу в размере 7 348 рублей, пени в размере 1070 рублей 90 копеек. Код бюджетной классификации в предоставленной квитанции соответствует указанному налоговым органом в требовании на оплату налога, назначение платежа – налог на имущество, пеня по налогу на имущество (л.д. 102).
Учитывая изложенное, заявленные исковые требования о взыскании задолженности по налогу на имущество физических лиц и пени удовлетворению не подлежат.
Руководствуясь ст.ст.175-181, 290 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд
РЕШИЛ:
░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░ № 14 ░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░ ░ ░░░░░░ ░░░░░░1 ░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░ ░░ 2016 ░░░, ░░░░ ░░ ░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░░░░ ░ ░░░░░░ ░░░░░░.
░░░░░░░ ░░░░ ░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░ ░ ░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░ ░░ ░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░ ░. ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░.
░░░░░ ░.░. ░░░░░░░
░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░ ░ ░. 2 ░░. 93 ░░░ ░░
21 ░░░░░░ 2019 ░.
░░░░░, ░░░░░ ░.░. ░░░░░░░
░░░░░░░░░ ░/░ ░.░. ░░░░░░░░
░░ ░░░░░░░░░ ░░ 21.01.2019 ░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░ ░░░░.
░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░ № 2░-198/2019 ░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░ ░. ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░.
░░░░░░░░░ ░/░ ░.░. ░░░░░░░░