Решение по делу № 33АПа-599/2019 от 22.01.2019

Дело № 33АПа-599/19                              Судья первой инстанции

Докладчик Никитин В.Г.                                    Михалевич Т.В.

АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ

    « 12 » февраля 2019 года                           город Благовещенск

    Судебная коллегия по административным делам Амурского областного суда в составе:

председательствующего Никитина В.Г.

    судей коллегии Кривченко М.Ф., Крук А.В.,

    при секретаре Галяевой А.Ю.,

рассмотрела в открытом судебном заседании апелляционную жалобу представителя Белогорского городского Совета народных депутатов Корнева Д.С. на решение Белогорского городского суда Амурской области от 16 ноября 2018 года.

Заслушав дело по докладу судьи Никитина В.Г., пояснения представителя Белогорского городского Совета народных депутатов Корнева Д.С., судебная коллегия

УСТАНОВИЛА:

Каменев А.В. обратился в суд с административным исковым заявлением о признании незаконным решения Белогорского городского Совета народных депутатов от 1 ноября 2018 года № 19/86 «О досрочном прекращении полномочий депутата Камнева А.В.», возложении обязанности отменить решение. В обоснование требований было указано, что согласно оспариваемому решению Советом народных депутатов ЗАТО Циолковский Каменев А.В. назначен на должность главы ЗАТО Циолковский, он является избранным депутатом Белогорского городского Совета народных депутатов, в соответствии с частью 7.1 статьи 40 Федерального закона «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», частью 2 статьи 12.1 Федерального закона «О противодействии коррупции», пункта 2 части 10 статьи 39 Устава г. Белогорск, не может являться депутатом Белогорского городского совета народных депутатов. Считает, что порядок принятия оспариваемого решения не соблюден, основания для его принятия отсутствуют, содержание решения не соответствует нормативным правовым актам, регулирующим спорные отношения. Для принятия оспариваемого решения необходимым условием является исполнение полномочий выборного должностного лица депутатом представительного органа муниципального образования. Вместе с тем, Каменев А.В. полномочия выборного должностного лица, а именно главы администрации ЗАТО Циолковский не исполнял, достоверные сведения о нарушении депутатом Каменевым А.В. ограничений, запретов, обязанностей, установленных законом, у административного ответчика отсутствовали. Оспариваемое решение принято на основании постановления Думы ЗАТО Циолковский от 31 октября 2018 года № 67. Исполнение полномочий выборного должностного лица является волеизъявлением гражданина, между тем волеизъявление Каменева А.В. на избрание его врио главы администрации ЗАТО Циолковский отсутствовало. Каменев А.В. заявил о нежелании исполнять обязанности несовместимые со статусом депутата, более того, постановлением Думы ЗАТО Циолковский от 1 ноября 2018 года результаты голосования о назначении Каменева А.В. временно исполняющим главы администрации ЗАТО Циолковский отменены в связи с осуществлением Каменевым А.В. депутатских полномочий. Оспариваемое решение принято с нарушением установленного Регламентом Белогорского городского Совета народных депутатов порядка. Вручение оспариваемого решения депутатам и прокурору города произведено не было, что воспрепятствовало депутатам внести свои замечания, поправки.

Кроме того, Каменев А.В. обратился в суд с административным исковым заявлением о признании незаконным решения (постановления) Думы ЗАТО Циолковский от 31 октября 2018 года № 67 «О назначении временно исполняющего обязанности главы администрации ЗАТО Циолковский Каменева А.В.». В обоснование было указано, что 10 октября 2018 года депутатом Белогорского городского Совета народных депутатов Амурской области Каменевым А.В. для участия в проведении конкурса по отбору кандидатур для избрания на должность главы ЗАТО Циолковский были поданы документы в конкурсную комиссию, образованную представительным органом в лице депутатов Думы ЗАТО Циолковский. 25 октября 2018 года конкурсной комиссией ЗАТО Циолковский в отношении Каменева А.В. было принято решение об отказе в допуске, в дальнейшем участии по отбору кандидатур для избрания на должность главы ЗАТО Циолковский. 31 октября 2018 года по итогам голосования на заседании Думы ЗАТО Циолковский главу ЗАТО Циолковский не выбрали, поскольку ни один из кандидатов, прошедший отбор конкурсной комиссией, не набрал должное количество голосов. На этом же заседании при рассмотрении вопроса о назначении на должность временно исполняющего обязанности главы администрации ЗАТО Циолковский в качестве кандидатуры на вышеуказанную должность был предложен депутат Белогорского городского Совета народных депутатов Каменев А.В. По итогам голосования Думой ЗАТО Циолковский было принято постановление от 31 октября 2018 года № 67 о назначении на должность временно исполняющего обязанности главы администрации ЗАТО Циолковский Каменева А.В. Указывает, что волеизъявление Каменева А.В. на участие в проведении конкурса по отбору кандидатур для избрания на должность главы администрации ЗАТО Циолковский не было, конкурсной комиссией его кандидатура не рассматривалась и соответственно не могла быть предложена на рассмотрение представительным органом, в этой связи Думой ЗАТО Циолковский незаконно было вынесено оспариваемое постановление. 1 ноября 2018 года Думой ЗАТО Циолковский принято решение № 72 об отмене постановления Думы ЗАТО Циолковский от 31 октября 2018 года № 67 «О назначении временно исполняющего обязанности главы администрации ЗАТО Циолковский», при этом согласно протоколу заседания от 1 ноября 2018 года № 6 депутатами рассматривался вопрос об «отмене результатов голосования по второму вопросу повестки заседания от 31 октября 2018 года – назначение врио главы Администрации ЗАТО Циолковский Каменева А.В.» и принято решение «Об отмене результатов голосования по второму вопросу повестки заседания от 31 октября 2018 года – назначение врио главы Администрации ЗАТО Циолковский Каменева А.В. в связи с осуществлением им полномочий депутата Белогорского городского Совета народных депутатов седьмого созыва». Поскольку Думой ЗАТО Циолковский не рассматривался вопрос об отмене постановления от 31 октября 2018 года № 67 «О назначении временно исполняющего обязанности главы Администрации ЗАТО Циолковский», данное постановление является действующим и подлежит отмене как принятое с нарушением действующего законодательства.

Определением Белогорского городского суда от 15 ноября 2018 года административное исковое заявление Каменева А.В. о признании незаконным решения Белогорского городского Совета народных депутатов от 1 ноября 2018 года «О досрочном прекращении полномочий депутата Белогорского городского Совета народных депутатов Амурской области Каменева Ф.И.О.25» и административное исковое заявление Каменева А.В. о признании незаконным решения Думы ЗАТО Циолковский от 31 октября 2018 года № 67 «О назначении временно исполняющего обязанности главы Администрации ЗАТО Циолковский Каменева А.В.» объединены в одно производство.

Решением Белогорского городского суда Амурской области от 16 ноября 2018 года требования Каменева А.В. удовлетворены частично, признано незаконным решение Белогорского городского Совета народных депутатов от 1 ноября 2018 года № 19/86 «О досрочном прекращении полномочий депутата Камнева А.В.». В удовлетворении требований о признании незаконным решения Думы ЗАТО Циолковский от 31 октября 2018 года № 67 «О назначении временно исполняющего обязанности главы администрации ЗАТО Циолковский Каменева А.В.» отказано.

В апелляционной жалобе представитель Белогорского городского Совета народных депутатов Корнев Д.С. просит указанное решение отменить, принять по делу новое решение об отказе в удовлетворении требований. Полагает, что в нарушение положений статьи 224 КАС Российской Федерации определением от 15 ноября 2018 года объединены два производства по оспариванию разных правовых актов, изданных разными субъектами. Поскольку основанием для принятия Белогорским городским Советом народных депутатов оспариваемого решения № 19/86 послужило принятие Думой ЗАТО Циолковский постановления от 31 октября 2018 года № 67 «О назначении временно исполняющего обязанности главы администрации ЗАТО Циолковский», суду следовало проверить законность постановления от 31 октября 2018 года № 67 и только после этого дать оценку законности решения Белогорского городского Совета народных депутатов от 1 ноября 2018 года № 19/86. Выражает несогласие с выводом суда о том, что решение Белогорского городского Совета народных депутатов от 1 ноября 2018 года № 19/86 принято преждевременно, поскольку в ходе судебного заседания достоверно не установлен факт отмены постановления Думы ЗАТО Циолковский от 31 октября 2018 года № 67. Из представленного протокола заседания Думы ЗАТО Циолковский от 1 ноября 2018 года № 6 следует, что в ходе заседания отменены результаты голосования по вопросу назначения врио главы администрации ЗАТО Каменева А.В., в то время как постановление не отменено. Считает, что имеющееся в материалах дела постановление Думы от 1 ноября 2018 года № 72 об отмене постановления № 67 принято с нарушением порядка, поскольку согласно протоколу и повестки заседания Думы вопрос об отмене постановления не рассматривался. Отмечает, что в материалах дела имеется два протокола от № 6 различных по содержанию. При этом из материалов дела следует, что формулировка вопроса в повестке дня заседания Думы не изменялась. Полагает, что судом не обоснованно отклонено ходатайство о признании явки представителя Думы ЗАТО Циолковский обязательной. Решение суда, в случае вступления его в законную силу, повлечет за собой нарушение норм антикоррупционного законодательства, поскольку с 31 октября 2018 года у городского Совета имелось законное основание досрочного прекращения полномочий депутата Каменева А.В. Суд применил нормы материального права, не подлежащие применению, а именно судом применен пункт 42 части 1 статьи 16 Федерального закона «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», вместо пункта 38 части 1 статьи 14 указанного закона. Также отмечает, что судом приведены в обоснование выводов положения части 7.1 и 7.3 неуказанной статьи названного закона. Резолютивная часть решения суда не содержит указания на необходимость принятия административным ответчиком каких-либо решений, совершения каких-либо действий в целях устранения нарушений прав, свобод и законных интересов административного истца либо препятствий к их осуществлению или на отсутствие такой необходимости. Также не содержится указание на необходимость сообщения об исполнении решения в суд или административному истцу в течение одного месяца со дня вступления в законную силу решения суда или иной срок.

В судебном заседании представитель Белогорского городского Совета народных депутатов Корнев Д.С. доводы апелляционной жалобы поддержал.

Иные лица в судебное заседание не явились, были извещены надлежащим образом, об отложении рассмотрения дела не просили. В этой связи апелляционная жалоба рассмотрена в их отсутствие.

Судебная коллегия по административным делам Амурского областного суда, проверив законность и обоснованность оспариваемого судебного акта на основании статьи 308 КАС Российской Федерации, приходит к следующим выводам.

В соответствии с положениями части 6 статьи 40 Федерального закона от 6 октября 2003 года № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» выборные должностные лица местного самоуправления не могут быть депутатами Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации, членами Совета Федерации Федерального Собрания Российской Федерации, депутатами законодательных (представительных) органов государственной власти субъектов Российской Федерации, занимать иные государственные должности Российской Федерации, государственные должности субъектов Российской Федерации, а также должности государственной гражданской службы и должности муниципальной службы. Выборное должностное лицо местного самоуправления не может одновременно исполнять полномочия депутата представительного органа муниципального образования, за исключением случаев, установленных настоящим Федеральным законом. Депутат представительного органа муниципального образования, выборное должностное лицо местного самоуправления не могут одновременно исполнять полномочия депутата представительного органа иного муниципального образования или выборного должностного лица местного самоуправления иного муниципального образования, за исключением случаев, установленных настоящим Федеральным законом.

Согласно положениям статьи 29 Устава муниципального образования города Белогорск Городской Совет является представительным органом местного самоуправления, обладающим право представлять интересы населения, принимать от его имени решения, действующие на территории города. Городской Совет состоит из 28 депутатов, избираемых населением города на муниципальных выборах на основе всеобщего, равного и прямого избирательного права при тайном голосовании срока на четыре года. Исчисление срока, на который были избраны депутаты городского Совета, начинается со дня их избрания.

Согласно части 7.1 статьи 40 Федерального закона «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» депутат, член выборного органа местного самоуправления, выборное должностное лицо местного самоуправления, иное лицо, замещающее муниципальную должность, должны соблюдать ограничения, запреты, исполнять обязанности, которые установлены Федеральным законом от 25 декабря 2008 года № 273-ФЗ «О противодействии коррупции» и другими федеральными законами. Полномочия депутата, члена выборного органа местного самоуправления, выборного должностного лица местного самоуправления, иного лица, замещающего муниципальную должность, прекращаются досрочно в случае несоблюдения ограничений, запретов, неисполнения обязанностей, установленных Федеральным законом от 25 декабря 2008 года № 273-ФЗ «О противодействии коррупции», Федеральным законом от 3 декабря 2012 года № 230-ФЗ «О контроле за соответствием расходов лиц, замещающих государственные должности, и иных лиц их доходам», Федеральным законом от 7 мая 2013 года № 79-ФЗ «О запрете отдельным категориям лиц открывать и иметь счета (вклады), хранить наличные денежные средства и ценности в иностранных банках, расположенных за пределами территории Российской Федерации, владеть и (или) пользоваться иностранными финансовыми инструментами».

Полномочия депутата, члена выборного органа местного самоуправления, выборного должностного лица местного самоуправления прекращаются досрочно в случаях, прямо указанных в этой части, а также в иных случаях, установленных данным Федеральным законом и иными федеральными законами (ч. 10 ст. 40 Федерального закона).

Решение представительного органа муниципального образования о досрочном прекращении полномочий депутата представительного органа муниципального образования принимается не позднее чем через 30 дней со дня появления основания для досрочного прекращения полномочий, а если это основание появилось в период между сессиями представительного органа муниципального образования, - не позднее чем через три месяца со дня появления такого основания (ч. 11 ст. 40 Федерального закона).

В силу положений части 2 статьи 12.1 Федерального закона от 25 декабря 2008 года № 273-ФЗ «О противодействии коррупции», лица, замещающие муниципальные должности, не вправе замещать государственные должности Российской Федерации, государственные должности субъектов Российской Федерации, иные муниципальные должности, должности государственной или муниципальной службы, если иное не установлено федеральными законами.

Согласно пункта 10 части 1, части 2.1 статьи 39 Устава города Белогорска Амурской области, в иных случаях, установленных Федеральным Законом «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» и иными федеральными законами, а равно в случае несоблюдения ограничений, установленных Федеральным Законом «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», полномочия депутата и члена выборного органа местного самоуправления прекращаются досрочно.

При этом часть 3 статьи 39 Устава города Белогорска Амурской области предусматривает порядок досрочного прекращения полномочий депутата при наступлении события, в том числе предусмотренного пунктом 10 части 1, частью 2.1 указанной статьи, согласно которому решение о досрочном прекращении полномочий депутата при наступлении события, принимается при поступлении в городской Совет соответствующих документов, подтверждающих наступление событий. Полномочия депутата в этих случаях прекращается со дня, определяемого решением городского Совета.

Решение представительного органа муниципального образования о досрочном прекращении полномочий депутата представительного органа муниципального образования принимается не позднее чем через 30 дней со дня появления основания для досрочного прекращения полномочий, а если это основание появилось в период между сессиями представительного органа муниципального образования – не позднее, чем через три месяца со дня появления такого основания.

Как следует из материалов дела, решением избирательной комиссии муниципального образования города Белогорск от 11 сентября 2017 года выборы депутатов Белогорского городского Совета народных депутатов признаны состоявшимися и действительными, в Белогорский городской Совет народных депутатов седьмого созыва избрано 28 депутатов, в том числе от Амурского регионального отделения политической партии <данные изъяты> – Каменев А.В.

Постановлением Думы ЗАТО Циолковский от 31 октября 2018 года №67 «О назначении временно исполняющего обязанности главы Администрации ЗАТО Циолковский» Каменев А.В. назначен временно исполняющим обязанности главы администрации ЗАТО Циолковский до и на период проведения конкурса без объявления такового конкурса.

Из протокола внеочередного заседания Белогорского городского Совета народных депутатов от 1 ноября 2018 года следует, что Советом рассматривался вопрос о досрочном прекращении полномочий депутата Каменева А.В. в связи с его назначением на должность временно исполняющего полномочия главы администрации ЗАТО Циолковский.

Рассмотрение указанного вопроса было включено в повестку внеочередного заседания Белогорского городского Совета народных депутатов от 1 ноября 2018 года, на заседании присутствовали 23 депутата. По итогам голосования большинством голосов («за» - 16, «против» - 6, «воздержался» - 1) полномочия депутата Белогорского городского Совета народных депутатов Каменева А.В. были досрочно прекращены (решение Совета депутатов № 19/86 «О досрочном прекращении полномочий депутата Каменева А.В.»).

Согласно статье 1 Устава ЗАТО Циолковский Амурской области глава ЗАТО Циолковский – глава муниципального образования; администрация ЗАТО Циолковский – исполнительно-распорядительный орган муниципального образования, наделенный настоящим Уставом полномочиями по решению вопросов местного значения и полномочиями для осуществления отдельных государственных полномочий, переданных органам местного самоуправления федеральными законами и законами Амурской области; должностное лицо местного самоуправления – выборное либо заключившее контракт (трудовой договор) лицо, наделенные исполнительно-распорядительными полномочиями по решению вопросов местного значения и (или) по организации деятельности органа местного самоуправления; выборное должностное лицо местного самоуправления – должностное лицо местного самоуправления, избираемое Думой ЗАТО Циолковский из числа кандидатов, представленных конкурсной комиссией по результатам конкурса, и наделенное собственными полномочиями по решению вопросов местного значения; муниципальная служба – профессиональная деятельность, которая осуществляется на постоянной основе на муниципальной должности, не являющейся выборной; лицо, замещающее муниципальную должность – депутат, выборное должностное лицо местного самоуправления.

При этом согласно статье 34 Устава глава ЗАТО Циолковский является высшим должностным лицом ЗАТО Циолковский, наделяется настоящим Уставом собственными полномочиями по решению вопросов местного значения. Глава ЗАТО Циолковский избирается Думой ЗАТО Циолковский сроком на 5 лет, из числа кандидатов, представленных конкурсной комиссией по результатам конкурса, и возглавляет администрацию ЗАТО Циолковский. Порядок проведения конкурса по отбору кандидатур на должность главы ЗАТО Циолковский устанавливается Думой ЗАТО Циолковский. Полномочия главы ЗАТО Циолковский начинаются со дня его вступления в должность и прекращаются в день вступления в должность вновь избранного Главы ЗАТО Циолковский. Днем вступления главы ЗАТО Циолковский в должность считается день принятия им присяги следующего содержания: «Вступая в должность Главы ЗАТО Циолковский, клянусь честью и совестью соблюдать Конституцию Российской Федерации, федеральные законы, иные нормативные правовые акты Российской Федерации и законы Амурской области, Устав ЗАТО Циолковский, уважать и охранять права и свободы человека и гражданина, защищать демократический конституционный строй, интересы жителей города, добросовестно выполнять возложенные на меня обязанности Главы ЗАТО Циолковский.». Присяга принимается в торжественной обстановке в присутствии депутатов и приглашенных представителей Законодательного Собрания Амурской области и Правительства Амурской области, Почетных граждан города и представителей общественности не позднее семи дней со дня принятия Думой ЗАТО Циолковский решения об избрании Главы ЗАТО Циолковский.

Кроме того, из статьи 40 Устава следует, что администрация ЗАТО Циолковский - исполнительно-распорядительный орган местного самоуправления, наделенный настоящим Уставом полномочиями по решению вопросов местного значения и полномочиями для осуществления отдельных государственных полномочий, переданных органам местного самоуправления федеральными законами и законами Амурской области. Администрация ЗАТО Циолковский действует на основании и в соответствии с Конституцией Российской Федерации, федеральным и областным законодательством, настоящим Уставом. Администрация ЗАТО Циолковский обладает правами юридического лица, имеет самостоятельный баланс, расчетный и иные счета в банках Российской Федерации, гербовую и иные печати со своим наименованием, бланки, штампы и иные реквизиты. Глава ЗАТО Циолковский руководит администрацией ЗАТО Циолковский на принципах единоначалия.

Принимая во внимание изложенные положения Устава ЗАТО Циолковский, суд первой инстанции пришел к обоснованному выводу о том, что для решения вопроса о занятии Каменевым А.В. должности государственной или муниципальной службы в ином муниципальном образовании, а именно временно исполняющего обязанности главы администрации ЗАТО Циолковский, необходимо было установить день его вступления в указанную должность, то есть день принятия им присяги, заключения контракта (трудового договора).

Из содержания постановления Думы ЗАТО Циолковский от 31 октября 2018 года № 67 «О назначении временно исполняющего обязанности главы администрации ЗАТО Циолковский» усматривается, что Каменев А.В. назначен временно исполняющим обязанности главы администрации ЗАТО Циолковский до и на период проведения конкурса без объявления такового конкурса.

Вместе с тем, Уставом ЗАТО Циолковский не предусмотрена должность главы администрации ЗАТО Циолковский, поскольку глава ЗАТО Циолковский руководит администрацией ЗАТО Циолковский на принципах единоначалия.

Сведений о назначении Каменева А.В. на должность главы ЗАТО Циолковский, равно как и сведений о вступлении его в данную должность либо заключении им контракта (трудового договора) на исполнение обязанностей должностного лица местного самоуправления не представлено.

Принятие представительным органом решения о назначении Каменева А.В. на должность временно исполняющего обязанности главы администрации ЗАТО Циолковский без соблюдения порядка вступления в данную должность, заключения контракта (трудового договора) не свидетельствует о том, что Каменев А.В. фактически приступил к исполнению соответствующих обязанностей.

Помимо этого, 1 ноября 2018 года Думой ЗАТО Циолковский принято постановление № 72 «Об отмене постановления Думы ЗАТО Циолковский от 31 октября 2018 года № 67 «О назначении временно исполняющего главы администрации ЗАТО Циолковский».

Из повестки дня от 1 ноября 2018 года, а также протокола № 6 от 1 ноября 2018 года заседания Думы ЗАТО Циолковский усматривается, что пятое (внеочередное) заседание Думы ЗАТО Циолковский шестого созыва было начато в 12 часов 30 минут, в повестке дня стоял вопрос «Об отмене результатов голосования по второму вопросу повестки заседания 31 октября 2018 года – назначение временно исполняющего обязанности главы Администрации ЗАТО Циолковский Каменева А.В.», при этом из протокола усматривается, что формулировка вопроса была изменена на вопрос «Об отмене постановления Думы ЗАТО Циолковский от 31 октября 2018 года № 67 «О назначении временно исполняющего главы Администрации ЗАТО Циолковский».

Из выписки из протокола от 1 ноября 2018 года внеочередного заседания городского Совета народных депутатов по вопросу «О досрочном прекращении полномочий депутата Каменева А.В.» усматривается, что указанное заседание было начато в 14 часов 00 минут, то есть уже после прошедшего 1 ноября 2018 года заседания Думы ЗАТО Циолковский. При этом в ходе внеочередного заседания городского Совета народных депутатов информация об отмене постановления Думы ЗАТО Циолковский от 31 октября 2018 года в отношении Каменева А.В. была доведена до сведения депутатов, что подтверждается выпиской из протокола.

Указанные сведения также подтвердились показаниями Ф.И.О.20 в судебном заседании суда первой инстанции, которая указала, что в ходе внеочередного заседания она сообщила депутатам об отмене постановления от 31 октября 2018 года № 67.

При таких обстоятельствах судебная коллегия признает обоснованным вывод суда первой инстанции, что оспариваемое решение принято преждевременно и без достаточных к тому оснований, решение Белогорского городского Совета народных депутатов от 1 ноября 2018 года о досрочном прекращении полномочий депутата Каменева А.В. нарушает его права и законные интересы, а именно право беспрепятственно осуществлять свои полномочия депутата Белогорского городского Совета народных депутатов.

Доводы апелляционной жалобы о том, что в решении суда не содержится указания на необходимость принятия административным ответчиком каких-либо решений, совершения каких-либо действий в целях устранения нарушений прав, свобод и законных интересов административного истца либо препятствий к их осуществлению или на отсутствие такой необходимости судебная коллегия полагает несостоятельными.

Исходя из статей 1 (часть 1), 3 (части 1, 2 и 3), 5 (часть 3), 10, 12 Конституции Российской Федерации в Российской Федерации как демократическом федеративном правовом государстве с республиканской формой правления представительные органы власти являются органами народного представительства, выразителями интересов и воли народа, осуществляющими законодательную власть. Особым положением парламентов как законодательных (представительных) органов власти обусловлены их самостоятельность в системе разделения властей и независимость их членов.

Из этого вытекает необходимость установления специальных гарантий беспрепятственного осуществления парламентариями своих полномочий. К числу таких гарантий, обусловленных природой парламента и депутатского мандата, а также характером выполняемых депутатами задач, относится публично-правовой институт парламентской неприкосновенности, призванный оградить депутата от неправомерного вмешательства в его деятельность по осуществлению мандата, в том числе со стороны органов исполнительной власти, от попыток оказать на него давление путем привлечения или угрозы привлечения к уголовной или административной ответственности.

Принимая во внимание характер заявленных требований, за пределы которых суд выйти не может, а также учитывая изложенные нормы Конституции Российской Федерации, судебная коллегия приходит к выводу об обоснованности вывода суда первой инстанции о том, что требования истца в части отмены решения от 1 ноября 2018 года «О досрочном прекращении полномочий депутата Белогорского городского Совета народных депутатов Амурской области Каменева Ф.И.О.26» не подлежали удовлетворению, так как принятие конкретных решений относится к исключительной компетенции представительного органа, осуществляемой посредством голосования депутатами, каждый из которых осуществляет свою деятельность самостоятельно. Обратное означало бы вмешательство в осуществление органом законодательной власти и каждым из депутатов своих полномочий по принятию правовых актов, их изменению и дополнению, что прямо противоречило бы указанным выше положениям Конституции Российской Федерации, а соответствующее решение суда являлось бы неисполнимым.

Выводы по этим обстоятельствам содержатся в мотивировочной части решения суда, однако соответствующее требование административного истца не нашло своего отражения в резолютивной части решения суда. В этой связи судебная коллегия полагает необходимым дополнить резолютивную часть указанием на отказ в удовлетворении требования Каменева А.В. о возложении на Белогорский городской Совет народных депутатов обязанности отменить решение от 1 ноября 2018 года «О досрочном прекращении полномочий депутата Белогорского городского Совета народных депутатов Амурской области Каменева Ф.И.О.27».

    Из повестки дня заседания Думы ЗАТО Циолковский от 1 ноября 2018 года, а также протокола № 6 от 1 ноября 2018 года следует, что пятое (внеочередное) заседание Думы ЗАТО Циолковский шестого созыва было начато в 12 часов 30 минут, в повестке дня стоял вопрос «Об отмене результатов голосования по второму вопросу повестки заседания 31 октября 2018 года – назначение временно исполняющего обязанности главы администрации ЗАТО Циолковский Каменева А.В.».

Рассмотрение указанного вопроса было включено в повестку внеочередного заседания Думы ЗАТО Циолковский от 1 ноября 2018 года, на заседании присутствовали 7 депутатов (из 9 избранных).

По итогам внеочередного заседания Думы ЗАТО Циолковский было принято постановление от 1 ноября 2018 года № 72 «Об отмене постановления Думы ЗАТО Циолковский от 31 октября 2018 года № 67 «О назначении временно исполняющего главы Администрации ЗАТО Циолковский».

    Указанное постановление от 1 ноября 2018 года № 72 принято уполномоченным органом, форма и вид, процедура принятия соответствуют положениям Федерального закона № 131-Ф3 «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» и Устава ЗАТО Циолковский и не противоречит действующему законодательству.

При этом вопреки доводам апелляционной жалобы изменение в ходе проведения внеочередного заседания Думы ЗАТО Циолковский формулировки включенных в повестку дня вопросов, поставленных на обсуждение, не свидетельствует об обратном.

    Отказывая в удовлетворении требований административного истца о признании незаконным решение (постановление) Думы ЗАТО Циолковский от 31 октября 2018 года № 67 «О назначении временно исполняющего обязанности главы Администрации ЗАТО Циолковский Каменева А.В.», суд учитывал, что оспариваемое постановление было отменено, правовых оснований для проверки законности указанного постановления у суда не имеется, в связи с чем в удовлетворении административных исковых требований надлежит отказать.

Довод апелляционной жалобы о необоснованности объединения разнородных требований Каменева А.В. судебная коллегия находит основанными на ошибочном применении положений процессуального закона.

Согласно части 1 статьи 136 КАС Российской Федерации суд может своим определением объединить в одно производство для совместного рассмотрения и разрешения несколько находящихся в производстве суда однородных административных дел, в которых участвуют одни и те же стороны, либо несколько находящихся в производстве суда административных дел по искам одного административного истца к различным административным ответчикам, либо несколько административных дел по искам нескольких различных административных истцов к одному административному ответчику, если признает такое объединение способствующим правильному и своевременному рассмотрению заявленных административных исковых требований.

Судом при вынесении определения от 15 ноября 2018 года в ходе проведения подготовки административного дела к судебному разбирательству установлено, что в производстве Белогорского городского суда Амурской области находятся два однородных дела по административным искам Каменева А.В. В данном случае объединение указанных дел способствовало правильному и своевременному рассмотрению заявленных требований.

Доводы жалобы о том, что судом первой инстанции необоснованно отклонено ходатайство о признании явки представителя Думы ЗАТО Циолковский обязательной, судебная коллегия находит несостоятельными.

Из протокола судебного заседания Белогорского городского суда Амурской области от 16 ноября 2018 года следует, что в удовлетворении указанного ходатайства судом первой инстанции отказано, поскольку в материалах дела представлен отзыв представителя административного ответчика Думы ЗАТО Циолковский. Указанное протокольное определение суда судебная коллегия находит мотивированным и соответствующим требованиям статьи 154 КАС Российской Федерации.

Доводы апелляционной жалобы в целом не опровергают выводов суда первой инстанции, направлены на переоценку установленных судом фактических обстоятельств и не свидетельствуют о наличии предусмотренных процессуальным законом оснований для отмены судебного решения.

Нарушений норм материального и процессуального права, влекущих отмену решения, судом не допущено.

При таких обстоятельствах, судебная коллегия находит решение законным и обоснованным, оснований для отмены судебного решения по доводам апелляционной жалобы не имеется.

Вместе с тем, судебная коллегия считает необходимым изменить резолютивную часть решения Белогорского городского суда Амурской области от 16 ноября 2018 года, в части отказа в удовлетворении требований истца об отмене решения от 1 ноября 2018 года «О досрочном прекращении полномочий депутата Белогорского городского Совета народных депутатов Амурской области Каменева Ф.И.О.28», что не нашло отражение в резолютивной части решения суда.

С учетом изложенного, руководствуясь статьями 307-311 КАС Российской Федерации, судебная коллегия

ОПРЕДЕЛИЛА:

решение Белогорского городского суда Амурской области от 16 ноября 2018 года изменить, дополнив его резолютивную часть абзацем следующего содержания:

В удовлетворении требований Каменева Ф.И.О.29 о возложении на Белогорский городской Совет народных депутатов обязанности отменить решение от 1 ноября 2018 года «О досрочном прекращении полномочий депутата Белогорского городского Совета народных депутатов Амурской области Каменева Ф.И.О.30» – отказать.

В остальной части решение суда оставить без изменения, а апелляционную жалобу представителя Белогорского городского Совета народных депутатов Корнева Д.С. – без удовлетворения.

Определение суда апелляционной инстанции вступает в законную силу со дня его принятия.

Председательствующий:

Судьи коллегии:

33АПа-599/2019

Категория:
Гражданские
Статус:
решение (не осн. требов.) изменено (без направления дела на новое рассмотрение)
Истцы
Каменев Алексей Владимирович
Ответчики
Белогорский городской Совет народных депутатов
Дума Закрытого административно-территориального образования Циолковский Амурской области
Другие
Территориальная избирательная комиссия г.Белогорск
Администрация Закрытого административно-территориального образования Циолковский Амурской области
Прокурор г.Белогорск
Белогорский городской Совет народных депутатов
Администрация г. Белогорска
Конкурсная комиссия по подготовке и проведению конкурса по отбору кандидатур на должность главы ЗАТО Циолковский
Макеев Андрей Владимирович
Суд
Амурский областной суд
Судья
Никитин Вадим Геннадьевич
Дело на сайте суда
oblsud.amr.sudrf.ru
12.02.2019
Решение

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее