Дело № 2а-71/2021
УИД 43RS0018-01-2020-001725-40
РЕШЕНИЕ
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
27 января 2021 года город Котельнич Кировской области
Котельничский районный суд Кировской области в составе председательствующего судьи Эсауловой Н.Н.,
при секретаре Косолаповой О.С.,
с участием помощника Котельничского межрайонного прокурора Чуракова С.Ю.,
рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению Котельничского межрайонного прокурора в интересах РФ и неопределенного круга лиц к Казакову С. А. о возложении обязанности пройти профилактический медицинский осмотр в целях выявления туберкулеза,
УСТАНОВИЛ:
Котельничский межрайонный прокурор обратился в суд с вышеуказанным административным исковым заявлением. В обоснование требований указано, что административный ответчик, освободившийся из мест лишении свободы в период с 01.11.2018 по 01.10.2020, не проходит профилактический медицинский осмотр на выявление туберкулеза с момента освобождения из мест лишения свободы в установленные законом сроки (два раза в год в течение первых двух лет после освобождения). Неисполнение административным ответчиком данной обязанности влечет за собой не только риск заболевания туберкулезом, но также его несвоевременное выявление, переход заболевания в активную, заразную форму, создающую угрозу жизни и здоровью других граждан, в связи с чем прокурор просит обязать административного ответчика пройти профилактический медицинский осмотр на выявление туберкулеза в лечебном учреждении по месту жительства в течение одного месяца со дня вступления решения суда в законную силу.
В судебном заседании помощник Котельничского межрайонного прокурора Чураков С.Ю. на удовлетворении требований настаивал, ссылаясь на доводы, изложенные в административном иске.
Административный ответчик Казаков С.А. в судебное заседание не явился, о времени и месте рассмотрения дела извещался надлежащим образом по адресу регистрации, о причинах неявки не сообщил, не просил о рассмотрении дела в своё отсутствие, мнения относительно заявленных требований не представил.
Представитель заинтересованного лица - КОГБУЗ «Котельничская центральная районная больница» и.о. главного врача Зайцева И.В. в письменном заявлении просила рассмотреть дело в отсутствие представителя учреждения, исковые требования удовлетворить.
Поскольку явка сторон по данному административному делу обязательной не признана, руководствуясь ст. 272 КАС РФ, суд рассматривает дело в отсутствие административного ответчика и представителя заинтересованного лица.
Заслушав административного истца, изучив письменные материалы дела, суд приходит к следующему.
Согласно ст. 41 Конституции РФ, каждый имеет право на охрану здоровья.
Социальная политика РФ направлена на создание условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека, в том числе и охрану его здоровья. Здоровье – это высшее неотчуждаемое благо каждого человека. Никто не имеет права ставить другого человека в ситуацию, опасную для его здоровья.
В соответствии с ч. 1 ст. 39 КАС РФ прокурор вправе обратиться в суд с административным исковым заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц или интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований, а также в других случаях, предусмотренных федеральными законами.
Согласно п. 8 ст. 4 Федерального закона от 21.11.2011 № 323-ФЗ «Об основах охраны здоровья граждан в РФ» одним из принципов охраны здоровья граждан является принцип приоритета профилактики в сфере охраны здоровья граждан.
В соответствии с ч. 1 ст. 29 Федерального закона от 30.03.1999 № 52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» в целях предупреждения возникновения и распространения инфекционных заболеваний и массовых инфекционных заболеваний (отравлений) должны своевременно и в полном объеме проводиться предусмотренные санитарными правилами и иными нормативными правовыми актами РФ санитарно-противоэпидемические (профилактические) мероприятия, в том числе мероприятия по осуществлению санитарной охраны территории РФ, введению ограничительных мероприятий (карантина), осуществлению производственного контроля, мер в отношении больных инфекционными заболеваниями, проведению медицинских осмотров, профилактических прививок, гигиенического воспитания и обучения граждан.
Согласно ст. 1 Федерального закона от 18.06.2001 № 77-ФЗ «О предупреждении распространения туберкулеза в РФ» профилактика туберкулеза – комплекс мероприятий, направленных на предупреждение возникновения, распространения туберкулеза, а также ранее его выявление.
Пунктом 4 ст. 8 Федерального закона № 77-ФЗ предусмотрено, что в целях выявления туберкулеза периодически проводятся профилактические медицинские осмотры граждан, порядок и сроки проведения которых устанавливаются уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти. Лица, находящиеся или находившиеся в контакте с источником туберкулеза, а также лица с подозрением на туберкулез по назначению врача проходят медицинское обследование в целях выявления туберкулеза (п. 2 ст. 8 указанного Федерального закона).
Согласно п. 2 Порядка и сроков проведения профилактических медицинских осмотров граждан в целях выявления туберкулеза, утвержденных Приказом Минздрава России от 21.03.2017 N 124н «Об утверждении порядка и сроков проведения профилактических медицинских осмотров граждан в целях выявления туберкулеза», профилактические осмотры граждан проводятся в медицинских организациях по месту жительства, работы, службы, учебы, по месту отбывания наказания в виде лишения свободы, в местах содержания под стражей.
В соответствии с приложением к данному порядку лица, освобожденные из мест отбывания наказания в виде лишения свободы, из мест содержания под стражей, подлежат профилактическим медицинским осмотрам в целях выявления туберкулеза два раза в год в течение первых двух лет после освобождения.
Как установлено из материалов дела и подтверждено в судебном заседании, административный ответчик освободился из мест лишения свободы в период с 01.11.2018 по 01.10.2020, а именно 06.04.2020. Указанное подтверждено информацией МО МВД России «Котельничский» от 19.10.2020.
Согласно сведениям, представленным 06.11.2020 КОГБУЗ «Котельничская центральная районная больница», административный ответчик профилактический медицинский осмотр в целях выявления туберкулеза (флюорографическое обследование) с момента освобождения из мест лишения свободы не проходил.
КОГБУЗ «Котельничская центральная районная больница» осуществляет медицинскую деятельность на территории г. Котельнича и Котельничского района, в том числе, организует и выполняет профилактические медицинские осмотры.
Согласно информации отдела по вопросам миграции МО МВД России «Котельничский» от 18.12.2020 Казаков С.А. в настоящее время зарегистрирован по месту жительства по адресу: <адрес>. Сведения о наличии у административного ответчика регистрации по какому-либо иному адресу в материалах административного дела отсутствуют.
В материалах дела не содержится сведений о том, что административным ответчиком с момента освобождения из мест лишения свободы пройден профилактический медицинский осмотр в целях выявления туберкулеза.
Таким образом, учитывая, что административный ответчик в силу вышеуказанных требований законодательства обязан проходить профилактические медицинские осмотры в целях выявления туберкулеза два раза в год течение первых двух лет после освобождения из исправительного учреждения, вместе с тем, уклонение административного ответчика от прохождения медицинского осмотра (независимо от наличия или отсутствия у него признаков заболевания туберкулезом) подвергает опасности не только здоровье самого ответчика, но и существует потенциальная опасность заражения туберкулезом окружающих, круг лиц которых не ограничен, суд приходит к выводу об удовлетворении требований прокурора.
Административным ответчиком возражений относительно заявленных требований не представлено.
Руководствуясь ч. 2 ст. 178 КАС РФ, предусматривающей, что при принятии решения суд при необходимости устанавливает порядок и срок исполнения решения, суд считает возможным установить срок исполнения решения суда в пределах требуемого прокурором времени. Суд считает, что обязанность административного ответчика пройти профилактический медицинский осмотр должна быть исполнена им в течение одного месяца со дня вступления решения суда в законную силу; этот срок является разумным и достаточным для исполнения данной обязанности.
Частью 1 ст. 114 КАС РФ предусмотрено, что судебные расходы, понесенные судом в связи с рассмотрением административного дела, и государственная пошлина, от уплаты которых административный истец был освобожден, в случае удовлетворения административного искового заявления взыскиваются с административного ответчика, не освобожденного от уплаты судебных расходов, в связи с чем с административного ответчика подлежит взысканию госпошлина в доход федерального бюджета в размере 300 рублей.
Руководствуясь ст.,ст. 177-180 КАС РФ, суд
РЕШИЛ:
Административный иск Котельничского межрайонного прокурора удовлетворить.
Обязать Казакова С. А. пройти профилактический медицинский осмотр в лечебно-профилактическом учреждении по месту жительства в течение одного месяца со дня вступления решения суда в законную силу.
Взыскать с Казакова С. А. государственную пошлину в размере 300 рублей в доход федерального бюджета.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Кировский областной суд через Котельничский районный суд в течение одного месяца со дня его принятия.
Судья Н.Н. Эсаулова