Р Е Ш Е Н И Е

Именем Российской Федерации

02 сентября 2024 года                                                               г.Ханты-Мансийск

Ханты-Мансийский районный суд Ханты-Мансийского автономного округа - Югры в составе председательствующего судьи Воронцова А.В.,

при секретаре Филиповой А.Е.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению ФИО3 к Департаменту строительства и жилищно-коммунального комплекса <адрес> - Югры о признании незаконным решения об исключении из списка участников мероприятия по обеспечению жильем граждан из числа коренных малочисленных народов <адрес> – Югры; возложении обязанности по восстановлению в списке участников мероприятия по обеспечению жильем граждан из числа коренных малочисленных народов <адрес> – Югры; признании права на получение субсидии на улучшение жилищных условий,

УСТАНОВИЛ:

Истец ФИО3 обратился в суд с исковым заявлением к ответчику Департаменту строительства и жилищно-коммунального комплекса <адрес> - Югры (далее также уполномоченный орган) о признании незаконным решения об исключении из списка участников мероприятия по обеспечению жильем граждан из числа коренных малочисленных народов <адрес> – Югры; возложении обязанности по восстановлению в списке участников мероприятия по обеспечению жильем граждан из числа коренных малочисленных народов <адрес> – Югры; признании права на получение субсидии на улучшение жилищных условий, мотивировав свои требования тем, что как представитель коренных малочисленных народов <адрес> - Югры (манси) решением уполномоченной организации от ДД.ММ.ГГГГ, которой на дату принятия решения являлось ОАО «Ипотечное агентство Югры» (позднее АО «Ипотечное агентство Югры», далее - также уполномоченная организация) признана участником подпрограммы «Обеспечение жилыми помещениями граждан из числа коренных малочисленных народов в <адрес> - Югре» целевой программы <адрес> - Югры «Улучшение жилищных условий населения <адрес> - Югры на 2011-2013 годы и на период до 2015 года», утвержденной Постановлением Правительства <адрес> - Югры от ДД.ММ.ГГГГ -п (далее также подпрограмма по обеспечению жилыми помещениями граждан из числа коренных малочисленных народов в <адрес> - Югре), и включена в список граждан на получение меры государственной поддержки в виде субсидии на приобретение или строительство жилого помещения (далее также - субсидия, список участников мероприятия по обеспечению жильем граждан из числа коренных малочисленных народов <адрес> - Югры) в составе семьи из четырех человек (ФИО3, ее супруг ФИО5 и их несовершеннолетние дети ФИО1, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, ФИО2, ДД.ММ.ГГГГ года рождения).

ДД.ММ.ГГГГ семьей ФИО3, на основании договора купли-продажи, приобретена квартира с использованием средств материнского капитала в долевую собственность каждого члена семьи (ФИО3, ФИО5 и несовершеннолетних ФИО1, ФИО1) общей площадью 66,4 кв.м, в которой вместе с ними также проживает мать ФИО5 - ФИО6, <адрес> года рождения, являющаяся представителем коренного малочисленного народа <адрес> - Югры - манси.

Уведомлением уполномоченного органа от ДД.ММ.ГГГГ ФИО3 сообщено, что решением уполномоченной организации от ДД.ММ.ГГГГ истец исключена из списка участников мероприятия по обеспечению жильем граждан из числа коренных малочисленных народов <адрес> - Югры ввиду утраты нуждаемости в улучшении жилищных условий в целях предоставления субсидии, так как обеспеченность каждого члена семьи ФИО3 с ДД.ММ.ГГГГ общей площадью жилого помещения составляет более 12 кв. метров.

По мнению ФИО3, такое решение уполномоченной организации является незаконным, поскольку при определении нуждаемости ФИО3 в улучшении жилищных условий уполномоченной организацией не были учтены все члены ее семьи, включая дочь ФИО7, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, и мать ФИО5 - ФИО6

С учётом всех членов семьи ФИО3 (супруг, трое детей, свекровь) на дату исключения истца из списка участников мероприятия по обеспечению жильем граждан из числа коренных малочисленных народов <адрес> - Югры (ДД.ММ.ГГГГ) обеспеченность общей площадью жилого помещения на одного члена семьи ФИО3 составляла менее 12 кв.м (11,06 кв.м), в связи с чем оснований для исключения ФИО3 из названного списка не имелось.

Истец и члены её семьи (всего шесть человек) до настоящего времени нуждаются в улучшении жилищных условий, иного жилья, кроме квартиры общей площадью 66,4 кв.м, они не имеют.

На основании изложенного, истец просит суд признать ошибочным уведомление ответчика от ДД.ММ.ГГГГ - о снятии истца и членов семьи из очереди и исключении из Списка участников мероприятия; обязать ответчика восстановить истца и членов семьи в очереди, Списке на дату исключения; признать за истцом и несовершеннолетними детьми право на получение жилищной субсидии в полном объеме.

В судебное заседание истца, представитель ответчика, будучи извещенными о времени и месте рассмотрения дела, не явились, сведений об уважительности причин неявки, ходатайств об отложении судебного заседания не представили. На основании ст.167 ГПК РФ суд счел возможным рассмотреть дело в отсутствии указанных лиц.

Представитель ответчика представил письменные возражения на иск, в которых заявил о пропуске ФИО3 срока исковой давности, предусмотренного ст.196 ГК РФ, а также о необоснованности заявленных исковых требований.

Исследовав письменные материалы дела, суд пришел к выводу о том, что заявленные исковые требования подлежат удовлетворению по следующим основаниям.

ФИО3, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, является представителем народа манси, который в соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ «О Едином перечне коренных малочисленных народов Российской Федерации», отнесен к коренным малочисленным народам Российской Федерации.

С ДД.ММ.ГГГГ ФИО3 состоит в браке с ФИО5, у супругов трое общих детей ФИО1, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, ФИО1, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, ФИО7, ДД.ММ.ГГГГ года рождения.

ДД.ММ.ГГГГ ФИО3 обратилась в уполномоченную организацию с заявлением о признании её с составом семьи (супруг и двое несовершеннолетних детей - ФИО1, ФИО2) участником подпрограммы «Обеспечение жилыми помещениями граждан из числа коренных малочисленных народов в <адрес> - Югре» целевой программы <адрес> - Югры «Улучшение жилищных условий населения <адрес> - Югры на 2011-2013 годы и на период до 2015 года», утвержденной постановлением Правительства <адрес> - Югры от ДД.ММ.ГГГГ -п.

Решением уполномоченной организации от ДД.ММ.ГГГГ ФИО3 признана участником подпрограммы «Обеспечение жилыми помещениями граждан из числа коренных малочисленных народов в <адрес> - Югре» целевой программы <адрес> - Югры «Улучшение жилищных условий населения <адрес> - Югры на 2011-2013 годы и на период до 2015 года», утверждённой постановлением Правительства <адрес> - Югры от ДД.ММ.ГГГГ -п, с указанным истцом в заявлении от ДД.ММ.ГГГГ составом семьи.

На момент подачи ФИО3 заявления о признании ее участником названной подпрограммы ФИО3 и члены ее семьи (супруг и двое несовершеннолетних детей) жилых помещений на праве собственности или по договору социального найма на территории Российской Федерации не имели.

ДД.ММ.ГГГГ ФИО3, ее супруг ФИО5 и их двое несовершеннолетних детей ФИО1, ФИО2, по договору купли-продажи с использованием средств материнского капитала в долевую собственность каждого (по 1/4 доли в праве) приобрели квартиру, расположенную по адресу: <адрес>, <адрес>, <адрес>, <адрес>ёжная, <адрес>, общей площадью 66,4 кв.м.

ДД.ММ.ГГГГ ФИО3 обратилась в АО «Ипотечное агентство Югры» с заявлениями о включении в состав семьи дочери - ФИО9 <адрес> рождения, и о предоставлении субсидии в планируемом финансовом году.

Решением АО «Ипотечное агентство Югры» от ДД.ММ.ГГГГ ФИО3 исключена из списка участников мероприятия по обеспечению жилыми помещениями граждан из числа коренных малочисленных народов в <адрес> - Югре в связи с утратой оснований, дающих право на получение субсидии, поскольку с ДД.ММ.ГГГГ ФИО3 является собственником жилого помещения общей площадью 66,4 кв.м и обеспеченность каждого члена ее семьи общей площадью жилого помещения составляет более 12 кв.м.

Уведомлением Департамента строительства и жилищно-коммунального комплекса <адрес> - Югры от ДД.ММ.ГГГГ ФИО3 сообщено, что решением АО «Ипотечное агентство Югры» от ДД.ММ.ГГГГ она исключена из списка участников мероприятия по обеспечению жилыми помещениями граждан из числа коренных малочисленных народов в <адрес> - Югре.

Решение АО «Ипотечное агентство Югры» основывалось на положениях статей 13, 14 Закона <адрес> - Югры от ДД.ММ.ГГГГ «О Программе <адрес> - Югры «Улучшение жилищных, условий населения <адрес> - Югры» на 2005-2015 годы», положения Порядка предоставления субсидии на приобретение или строительство жилых помещений гражданам из числа коренных малочисленных народов в <адрес> - Югре, подавшим до ДД.ММ.ГГГГ заявления на получение мер государственной поддержки, утвержденного постановлением Правительства <адрес> - Югры от ДД.ММ.ГГГГ -П, так как обеспеченность общей площадью жилого помещения ФИО3 и членов ее семьи на дату приобретения ими жилого помещения (ДД.ММ.ГГГГ) составила 16,6 кв.м, что не соответствует критерию нуждаемости в улучшении жилищных условий (менее 12 кв.м).

Согласно статье 40 Конституции Российской Федерации, каждый имеет право на жилище, причём органы государственной власти и местного самоуправления поощряют жилищное строительство, создают условия для осуществления права на жилище, а малоимущим, иным указанным в законе гражданам, нуждающимся в жилище, оно предоставляется бесплатно или за доступную плату из государственных и других жилищных фондов в соответствии с установленными законом нормами.

Из этого вытекает обязанность государства способствовать реализации гражданами данного права, которое рассматривается международным сообществом в качестве одного из элементов права на достойный жизненный уровень (статья 25 Всеобщей декларации прав человека и статья 11 Международного пакта об экономических, социальных и культурных правах).

Оказание государством помощи гражданам, не имеющим жилья или нуждающимся в улучшении жилищных условий, посредством предоставления им социальных выплат за счёт средств федерального бюджета и бюджетов субъектов Российской Федерации отвечает провозглашённым статьей 7 (часть 1) Конституции Российской Федерации целям социального государства, политика которого направлена на создание условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека (абзац первый пункта 3.1 постановления Конституционного Суда Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ -П «По делу о проверке конституционности абзацев первого и четвёртого пункта 30 Типового положения о предоставлении социальных выплат на строительство (приобретение) жилья гражданам Российской Федерации, проживающим в сельской местности, в том числе молодым семьям и молодым специалистам (приложение №    4 к федеральной целевой программе «Устойчивое развитие сельских территорий на 2014-2017 годы и на период до 2020 года», утвержденной постановлением Правительства Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ ), в связи с жалобой гражданки M.B. Алисовой» (далее - постановление Конституционного Суда Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ -П).

В п.2 ст.2 ЖК РФ указано, что органы государственной власти и органы местного самоуправления в пределах своих полномочий обеспечивают условия для осуществления гражданами права на жилище, в том числе используют бюджетные средства и иные не запрещённые законом источники денежных средств для улучшения жилищных условий граждан, в том числе путем предоставления в установленном порядке субсидий для приобретения или строительства жилых помещений.

Частью 3 ст.26 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ №184-ФЗ «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации» (данный федеральный закон действовал на дату подачи ФИО3 заявления о признании ее участником подпрограммы по обеспечению жилыми помещениями граждан из числа коренных малочисленных народов в <адрес> - Югре - ДД.ММ.ГГГГ) предусмотрено, что органы государственной власти субъекта Российской Федерации вправе устанавливать за счет средств бюджета субъекта Российской Федерации (за исключением финансовых средств, передаваемых из федерального бюджета бюджету субъекта Российской Федерации на осуществление целевых расходов) дополнительные меры социальной поддержки и социальной помощи для отдельных категорий граждан вне зависимости от наличия в федеральных законах положений, устанавливающих указанное право.

В <адрес> - Югре жилищные отношения в соответствии с полномочиями органов государственной власти субъектов Российской Федерации, установленными Жилищным кодексом Российской Федерации, другими федеральными законами, регулирует Закон <адрес> - Югры от ДД.ММ.ГГГГ -оз «О регулировании отдельных жилищных отношений в <адрес> - Югре» (положения указанного закона далее приведены в редакции, действовавшей на дату подачи ФИО3 заявления о признании ее участником подпрограммы по обеспечению жилыми помещениями граждан из числа коренных малочисленных народов в <адрес> - Югре - ДД.ММ.ГГГГ (далее - Закон <адрес> - Югры от ДД.ММ.ГГГГ -оз).

С ДД.ММ.ГГГГ Федеральный закон от ДД.ММ.ГГГГ №184-ФЗ «Об общих принципах организации законе дательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации» утратил силу в связи с принятием Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ №414-ФЗ «Об общих принципах организации публичной власти в субъектах Российской Федерации», в ч.3 ст.48 которого содержатся аналогичные положения о праве органов государственной власти субъекта Российской Федерации устанавливать за счет средств бюджета субъекта Российской Федерации дополнительные меры социальной поддержки и социальной помощи для отдельных категорий граждан.

Названный закон субъекта Российской Федерации - <адрес> - Югры согласно его преамбуле направлен на обеспечение граждан, проживающих в <адрес> - Югре (далее также - автономный округ), жилыми помещениями, создание условий для развития жилищного строительства в автономном округе.

Органы государственной власти автономного округа в пределах своих полномочий обеспечивают условия для осуществления гражданами прав на жилое помещение и жилищное строительство, среди таких условий - использование бюджетных средств и иных не запрещенных законом источников денежных средств для улучшения жилищных условий граждан, в том числе путём предоставления в установленном порядке субсидий для приобретения или строительства жилых помещений, а также обеспечивают контроль за исполнением жилищного законодательства автономного округа (п.п.2, 6 ст.1 Закона <адрес> - Югры от ДД.ММ.ГГГГ -оз).

К числу полномочий Правительства <адрес> - Югры в области жилищных отношений относятся разработка, утверждение и реализация целевых программ автономного округа и определение порядка предоставления субсидий на строительство или приобретение жилых помещений (пп.1, 5 п.2 ст.2 Закона <адрес> - Югры от ДД.ММ.ГГГГ -оз).

Статьей 4 «Целевые программы <адрес> - Югры в области обеспечения прав граждан на жилые помещения» Закона <адрес> - Югры от ДД.ММ.ГГГГ -оз предусмотрено, что целевые программы автономного округа направлены на улучшение жилищных условий в том числе граждан из числа коренных малочисленных народов, нуждающихся в улучшении жилищных условий. Условия и порядок признания граждан нуждающимися в улучшении жилищных условий в целях данной статьи определялись целевой программой автономного округа и иными нормативными правовыми актами автономного округа.

В соответствии с Законом <адрес> - Югры от ДД.ММ.ГГГГ -оз, постановлением Правительства -П утверждена целевая программа <адрес> - Югры «Улучшение жилищных условий населения <адрес> - Югры на 2011-2013 годы и на период до 2015 года» (далее также - целевая программа), составной частью которой являлась подпрограмма «Обеспечение жилыми помещениями граждан из числа коренных малочисленных народов <адрес> - Югры».

Целевая программа действовала на дату подачи ФИО3 заявления о признании ее участником подпрограммы по обеспечению жилыми помещениями граждан из числа коренных малочисленных народов в <адрес> - Югре - ДД.ММ.ГГГГ

Согласно паспорту данной целевой программы ее целями и задачами являлись: создание условий, способствующих улучшению жилищных условий населения <адрес> - Югры, повышение уровня доступности жилья для населения этого автономного округа, реализация единой государственной политики и нормативного правового регулирования в жилищной сфере, государственная поддержка решения жилищной проблемы граждан, признанных в установленном порядке нуждающимися в улучшении жилищных условий.

Одно из направлений указанной целевой программы - поддержка семей из числа коренных малочисленных народов <адрес> - Югры при решении жилищной проблемы для обеспечения стабильных условий жизни этой части населения.

В числе основных мероприятий по реализации целевой программы - подпрограмма «Обеспечение жилыми помещениями граждан из числа коренных малочисленных народов <адрес> - Югры», которая направлена на осуществление государственной поддержки граждан, отнесенных постановлением Правительства Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ «О Едином перечне коренных малочисленных народов Российской Федерации» к коренным малочисленным народам <адрес> - Югры, а также членов их семей, проживающих на территории автономного округа и нуждающихся в улучшении жилищных условий.

Названной подпрограммой определено, что ее участникам предоставляются субсидии из средств бюджета автономного округа на приобретение или строительство жилых помещений.

В ст.3 Порядка реализации целевой программы <адрес> - Югры «Улучшение жилищных условий населения <адрес> - Югры на 2011-2013 годы и на период до 2015 года», утвержденного постановлением Правительства <адрес> - Югры от ДД.ММ.ГГГГ -п (действовавшего на дату принятия решения о признании ФИО3 участником подпрограммы по обеспечению жилыми помещениями граждан из числа коренных малочисленных народов в <адрес> - Югре - ДД.ММ.ГГГГ (далее - Порядок реализации целевой программы), приведены категории граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий в целях получения государственной поддержки, среди которых собственники жилых помещений или члены семьи собственника жилого помещения, обеспеченные общей площадью жилого помещения на одного члена семьи менее 12 кв.м (пп..4 п.2 ст.3 Порядка реализации целевой программы).

Для целей определения нуждаемости в улучшении жилищных условий членами семьи собственника жилого помещения признаются проживающие совместно с ним в принадлежащем ему жилом помещении супруг(а), а также их дети и родители. Другие родственники, нетрудоспособные иждивенцы и, в исключительных случаях, иные граждане могли быть признаны членами семьи собственника, если они вселены собственником в качестве членов его семьи (п.5 ст.3 Порядка реализации целевой программы).

Постановлением Правительства <адрес> - Югры от ДД.ММ.ГГГГ -п утверждена государственная программа <адрес> - Югры «Обеспечение доступным и комфортным жильем жителей <адрес> - Югры в 2018-2025 годах и на период до 2030 года».

В рамках данной государственной программы продолжались мероприятия по обеспечению жильем граждан из числа коренных малочисленных народов <адрес> - Югры, признанных до ДД.ММ.ГГГГ участниками подпрограмм, в виде предоставления им субсидии на приобретение или строительство жилого помещения.

На дату принятия решения АО «Ипотечное агентство Югры» об исключении ФИО3 из списка участников мероприятия по обеспечению жильём граждан из числа коренных малочисленных народов <адрес> - Югры - ДД.ММ.ГГГГ правила и условия предоставления субсидии за счёт средств бюджета <адрес> - Югры такой категории граждан были определены Порядком предоставления субсидии на приобретение или строительство жилых    помещений гражданам из числа коренных малочисленных народов в <адрес> - Югре, подавшим до ДД.ММ.ГГГГ заявления на получение мер государственной поддержки, утвержденным постановлением Правительства <адрес> - Югры от ДД.ММ.ГГГГ -п «О государственной программе <адрес> - Югры «Развитие жилищной сферы» (далее - Порядок предоставления субсидии в <адрес> - Югре).

Документ утратил силу с ДД.ММ.ГГГГ в связи с изданием постановления Правительства <адрес> - Югры от ДД.ММ.ГГГГ 642-п «О внесении изменений в постановление Правительства <адрес> - Югры от ДД.ММ.ГГГГ Ха 643-п «Об организации в <адрес> - Югре условий реализации жилищных прав граждан» и признании утратившими силу некоторых постановлений Правительства <адрес> - Югры».

Пунктом 3 Порядка предоставления субсидии в <адрес> - Югре предусмотрено, что к нуждающимся в улучшении жилищных условий в целях предоставления субсидии относятся в том числе граждане, являющиеся собственниками жилых помещений или членами семьи собственника жилого помещения и обеспеченные общей площадью жилого помещения на одного члена семьи менее 12 кв.м. (абз.5 п.3 Порядка предоставления субсидии в <адрес> - Югре).

Членами семьи собственника жилого помещения признаются проживающие совместно с данным собственником в принадлежащем ему жилом помещении супруг(а), их дети, родители, а также совместно проживающие с ним супруг(а) его детей и внуки. Другие родственники, нетрудоспособные иждивенцы и, в исключительных случаях, иные граждане могут быть признаны членами семьи собственника, если они вселены собственником в качестве членов его семьи и признаны таковыми в судебном порядке (абз.9 п.3 Порядка предоставления субсидии в <адрес> - Югре).

В целях предоставления субсидии граждане в предшествующем году представляют в уполномоченную организацию заявление о ее предоставлении в планируемом финансовом году (п.9 Порядка предоставления субсидии в <адрес> - Югре).

Уполномоченная организация из числа граждан, подавших заявления о предоставлении субсидии, а также предоставивших документы по приобретенному жилому помещению с целью получения субсидии, формирует в течение первых пяти рабочих дней список граждан, изъявивших желание получить субсидию в текущем году, в хронологической последовательности, исходя из даты подачи заявления на получение субсидии и его регистрационного номера.

В первую очередь в данный список включаются граждане, предоставившие до 31 декабря предшествующего года документы по приобретенному жилому помещению с целью получения субсидии (п.10 Порядка предоставления субсидии в <адрес>-Югре).

В случае если в составе сведений о гражданине и (или) членах его семьи произошли изменения, гражданин обязан уведомить уполномоченную организацию об изменении обстоятельств, которые могут повлиять на получение государственной поддержки, не позднее 30 календарных дней с даты изменения обстоятельств.

Документы, свидетельствующие об изменениях, связанных с жилищными условиями, получением гражданами субсидии из средств бюджета автономного округа, направленных на улучшение жилищных условий, в соответствии с нормативными правовыми актами автономного округа, если они не представлены заявителем и членами его семьи по собственной инициативе, запрашиваются уполномоченной организацией в порядке межведомственного взаимодействия в соответствии с законодательством Российской Федерации (п.4 Порядка предоставления субсидии в <адрес> - Югре).

В п.5 Порядка предоставления субсидии в <адрес> - Югре установлены основания для исключения граждан из списка участников мероприятия, перечень которых приведен в подпунктах 1-11 названного пункта. Среди них - утрата оснований, дающих право на получение субсидии (пп.2 п.5 Порядка предоставления субсидии в <адрес> - Югре).

Из приведённых нормативных положений следует, что в <адрес> – Югре разработаны и утверждены целевые программы, которые реализуются за счет средств бюджета автономного округа и направлены на улучшение жилищных условий и обеспечение жильем отдельных категорий граждан, проживающих на территории данного субъекта Российской Федерации. Среди таких граждан - граждане из числа коренных малочисленных народов Российской Федерации, проживающие на территории <адрес> - Югры, а также члены их семей, нуждающиеся в улучшении жилищных условий. Цель улучшения жилищных условий этой категории граждан - обеспечение им стабильных условий жизни на территории <адрес> - Югры.

Формой обеспечения жилым помещением таких граждан является предоставление им субсидии на приобретение или строительство жилого помещения, которая в рамках соответствующей целевой программы предоставляется участнику целевой программы однократно.

Одно из условий участия граждан из числа коренных малочисленных народов <адрес> - Югры в такой целевой программе и, соответственно, условий для предоставления субсидии на приобретение или строительство жилого помещения - нуждаемость заявителя в улучшении жилищных условий.

К нуждающимся в улучшении жилищных условий относятся в том числе граждане, являющиеся собственниками жилых помещений или членами семьи собственника жилого помещения и обеспеченные общей площадью жилого помещения на одного члена семьи менее 12 кв.м.

В целях определения нуждаемости в улучшении жилищных условий членами семьи собственника жилого помещения признаются проживающие совместно с ним в принадлежащем ему жилом помещении супруг(а), а также их дети и родители. Другие родственники, нетрудоспособные иждивенцы и, в исключительных случаях, иные граждане могут быть признаны членами семьи собственника, если они вселены собственником в качестве членов его семьи.

Для реализации права на получение субсидии на приобретение или строительство жилого помещения и участия в целевой программе граждане представляют в уполномоченную организацию заявление и необходимые документы. Уполномоченная организация формирует список граждан, изъявивших желание получить субсидию. При этом в случае если гражданин не представил сведения о произошедших изменениях, связанных с его жилищными условиями, приведших к их улучшению, уполномоченная организация по собственной инициативе запрашивает эти сведения в порядке межведомственного взаимодействия в соответствии с законодательством Российской Федерации.

Конституционный Суд Российской Федерации неоднократно подчеркивал, что правовое регулирование отношений, связанных с реализацией права на жилище, в том числе с использованием средств социальной выплаты, должно обеспечивать каждому гарантированную статьями 45 (часть 1) и 46 (часть 1) Конституции Российской Федерации государственную, включая судебную, защиту данного конституционного права, которой надлежит быть полной и эффективной, а также указывал на необходимость исследования судами фактических обстоятельств конкретного дела по существу и недопустимость установления одних лишь формальных условий применения нормы, - иное приводило бы к тому, что право на судебную защиту оказалось бы серьезно ущемленным (постановления от ДД.ММ.ГГГГ -П, от ДД.ММ.ГГГГ -П, от ДД.ММ.ГГГГ -П, от ДД.ММ.ГГГГ -П, от ДД.ММ.ГГГГ -П и др.).

Формальный подход тем более не должен допускаться в делах, в которых гражданин в отношениях с органами публичной власти выступает как слабая сторона и в которых применение правовых норм без учета всех обстоятельств дела может привести к тому, что его имущественное положение будет значительно ухудшено - вопреки целям социального государства, призванного создавать условия для достойной жизни и свободного развития человека (абз.3 п.3.2 постановления Конституционного Суда Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ -П).

Соответственно, исходя из целей и задач государственной политики, направленных на улучшение жилищных условий нуждающихся в жилье граждан из числа коренных малочисленных народов <адрес> - Югры и обеспечение им стабильных условий жизни на территории <адрес> - Югры, а также правовой позиции Конституционного Суда Российской Федерации в делах, в которых гражданин в отношениях с органами публичной власти выступает как слабая сторона, в данном случае в отношениях, связанных с предоставлением субсидии на приобретение или строительство жилого помещения, формальный подход недопустим.

Для исключения формального подхода при разрешении такого спора необходимо учитывать не только причины, послужившие основанием для принятия органом государственной власти решения об исключении гражданина из списков участников мероприятия, но и иные заслуживающие внимания обстоятельства, в числе которых обстоятельства, послужившие основанием для признания гражданина участником мероприятия по обеспечению жилым помещением, состав семьи участника такого мероприятия и их обеспеченность жилым помещением по установленным нормам на момент принятия уполномоченным органом решения об исключении гражданина из списков участников мероприятия, срок, прошедший с момента включения гражданина в состав участников мероприятия, предоставление им необходимых документов в целях получения субсидии на приобретение или строительство жилого помещения, действия уполномоченного органа по проверке этих документов на предмет определения права гражданина на получение субсидии и иные обстоятельства.

При рассмотрении настоящего дела, подлежит учету тот факт, что уполномоченная организация с даты принятия решения о признании ФИО3 участником подпрограммы по обеспечению жилыми помещениями граждан из числа коренных малочисленных народов в <адрес> - Югре (ДД.ММ.ГГГГ) по дату принятия решения об исключении её из списка участников мероприятия по обеспечению жилыми помещениями граждан из числа коренных малочисленных народов в <адрес> - Югре (ДД.ММ.ГГГГ), то есть более семи лет, не осуществляла проверку документов ФИО3 (состав семьи, обеспеченность общей площадью жилого помещения на каждого члена семьи).

При этом в 2013 году, то есть после приобретения в собственность семьёй ФИО9 квартиры общей площадью 66,4 кв.м, решение об исключении ФИО3 из списка участников мероприятия по обеспечению жильём граждан из числа коренных малочисленных народов <адрес> - Югры не было принято, и до 2019 года за ФИО3 уполномоченной организацией признавалось право состоять на учете нуждающихся в улучшении жилищных условий в целях предоставлении субсидии.

С <адрес> года семья ФИО3 состояла из пяти человек (истец, супруг, двое несовершеннолетних детей и свекровь, являющаяся представителем коренного малочисленного народа <адрес> - Югры - манси), а с 2017 года из шести человек с учетом рождения дочери, и на каждого из членов её семьи приходится 11,06 кв.м. общей площади жилого помещения, что менее учётной нормы (12 кв.м.).

ФИО3 и члены её семьи, в состав которой входят представители коренного малочисленного народа <адрес> - Югры (народ манси), до настоящего времени нуждаются в улучшении жилищных условий, иного жилья, кроме квартиры общей площадью 66,4 кв.м, не имеют.

Между тем принятие ДД.ММ.ГГГГ уполномоченной организацией решения об исключении ФИО3 из списка участников мероприятия по обеспечению жильём граждан из числа коренных малочисленных народов <адрес> - Югры без проверки нуждаемости ее семьи в улучшении жилищных условий в целях предоставления субсидии на дату принятия решения и лишение в такой ситуации ФИО3 и ее семьи права на обеспечение жилым помещением путем предоставления субсидии на приобретение или строительство жилого помещения исходя только из формального критерия обеспеченности в 2013 году семьи ФИО3 общей площадью жилого помещения на каждого члена семьи более 12 кв.м не отвечают целям и задачам государственной политики, направленной на улучшение жилищных условий граждан из числа коренных малочисленных народов <адрес> - Югры и обеспечения им стабильных условий жизни на территории <адрес> - Югры и права на достойное существование.

Подобный подход уполномоченной организации к применению норм, регулирующих отношения по предоставлению субсидии на приобретение или строительство жилого помещения гражданам из числа коренных малочисленных народов <адрес> - Югры, противоречит целям социального государства, призванного создавать условия для достойной жизни граждан, и подрывает доверие граждан к закону и действиям государства, нарушает общеправовой принцип справедливости, исключающий формальный подход к разрешению социально значимых вопросов.

Данный принцип предполагает учёт уполномоченной организацией особенностей жизненной ситуации, в которой находится гражданин, и препятствует возложению на такого гражданина бремени неблагоприятных последствий сложившейся ситуации, позволяя обеспечить справедливое соотношение прав и законных интересов этого гражданина с правами и законными интересами органа государственной власти.

Исходя из изложенного, у АО «Ипотечное агентство Югры» не имелось оснований для исключения ФИО3 из списка участников мероприятия по обеспечению жильём граждан из числа коренных малочисленных народов <адрес> - Югры, со ссылкой на то, что обеспеченность общей площадью жилого помещения ФИО3 и членов ее семьи на дату приобретения ими жилого помещения (ДД.ММ.ГГГГ) составила 16,6 кв.м, что не соответствует критерию нуждаемости в улучшении жилищных условий (менее 12 кв.м), равно как и указание на то, что утрата ФИО3 оснований на получение мер государственной поддержки в виде субсидии на приобретение или строительство жилого помещения произошла до рождения в ее семье третьего ребёнка, нельзя признать соответствующими правовому регулированию отношений по улучшению жилищных условий граждан из числа коренных малочисленных народов <адрес> - Югры и предназначению меры государственной поддержки в виде субсидии на приобретение или строительство жилых помещений, предусмотренной для такой категории граждан.

Довод стороны ответчика о пропуске ФИО3 трехлетнего срока исковой давности для обращения в суд с иском к Департаменту строительства и жилищно-коммунального комплекса <адрес> - Югры о признании незаконным решения об исключении ФИО3 из списка участников мероприятия по обеспечению жилыми помещениями граждан из числа коренных малочисленных народов в <адрес> - Югре, об обязании восстановить в данном списке и о признании права на получение субсидии, не основан на установленных по делу обстоятельствах.

В отчете об отслеживании почтового отправления, на который ссылается ответчик как на подтверждение вручения истцу оспариваемого решения, отсутствуют и данные о том, какое именно письмо отправитель АО «Ипотечное агентство Югры» направил ДД.ММ.ГГГГ получателю ФИО3, и какое было вручено адресату ДД.ММ.ГГГГ.

Департамент строительства и жилищно-коммунального комплекса <адрес> - Югры, являясь уполномоченным органом по решению вопросов, связанных с обеспечением жильем граждан из числа коренных малочисленных народов <адрес> - Югры в рамках соответствующих программ, письменно уведомил ФИО3 о принятом АО «Ипотечное агентство Югры» от ДД.ММ.ГГГГ в отношении ее решении об исключении из списка участников мероприятия по обеспечению жильем граждан из числа коренных малочисленных народов <адрес> – Югры, лишь ДД.ММ.ГГГГ.

С учётом приведённого вывод ответчика об исчислении срока исковой давности по требованиям ФИО3 о признании незаконным решения об исключении из списка участников мероприятия по обеспечению жилыми помещениями граждан из числа коренных малочисленных народов в <адрес> - Югре и по производным от этого требованиям с ДД.ММ.ГГГГ (даты, обозначенной в отчёте об отслеживании почтового отправления) и, соответственно, об истечении этого срока ДД.ММ.ГГГГ нельзя признать правомерным.

Такой вывод противоречит и положениям п.1 ст.200 ГК РФ о том, что, если иное не установлено законом, течение срока исковой давности начинается со дня, когда лицо узнало или должно было узнать о нарушении своего права и о том, кто является надлежащим ответчиком по иску о защите этого права.

Установленные в ходе судебного разбирательства обстоятельства свидетельствуют о нарушении прав и законных интересов истца со стороны ответчика, нарушенное право истца подлежит восстановлению путем признания незаконным решения АО «Ипотечное агентство Югры» от ДД.ММ.ГГГГ об исключении ФИО3 из Единого списка участников мероприятия «Предоставление субсидии на приобретение или строительство жилых помещений гражданам из числа коренных малочисленных народов в <адрес> – Югре, подавшим до ДД.ММ.ГГГГ заявления на получение мер государственной поддержки» государственной программы <адрес> – Югры «Развитие жилищной сферы», утвержденной Правительством <адрес> – Югры от ДД.ММ.ГГГГ -п; возложении обязанности на Департамент строительства и жилищно-коммунального комплекса <адрес> – Югры восстановить ФИО3 в Едином списке участников мероприятия «Предоставление субсидии на приобретение или строительство жилых помещений гражданам из числа коренных малочисленных народов в <адрес> – Югре, подавшим до ДД.ММ.ГГГГ заявления на получение мер государственной поддержки» государственной программы <адрес> – Югры «Развитие жилищной сферы», утвержденной Правительством <адрес> – Югры от ДД.ММ.ГГГГ -п, на дату исключения ДД.ММ.ГГГГ; признания за ФИО3 права на предоставление субсидии на приобретение или строительство жилых помещений гражданам из числа коренных малочисленных народов в <адрес> – Югре, подавшим до ДД.ММ.ГГГГ заявления на получение мер государственной поддержки, в соответствии с государственной программой <адрес> – Югры «Развитие жилищной сферы», утвержденной Правительством <адрес> – Югры от ДД.ММ.ГГГГ -п.

В силу ст.98 ГПК РФ с ответчика в пользу истца подлежат взысканию судебные расходы по оплате государственной пошлины в размере 300 рублей.

Руководствуясь ст.ст.56, 194-199 ГПК РФ, суд

РЕШИЛ:

░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░3 () ░░░░░░░░░░░░░.

░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ «░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░» ░░ ░░.░░.░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░ ░░░3 ░░ ░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ «░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░ <░░░░░> – ░░░░, ░░░░░░░░ ░░ ░░.░░.░░░░ ░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░» ░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ <░░░░░> – ░░░░ «░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░», ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░ <░░░░░> – ░░░░ ░░ ░░.░░.░░░░ -░.

░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░-░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ <░░░░░> – ░░░░ () ░░░░░░░░░░░░ ░░░3 ( ░ ░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ «░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░ <░░░░░> – ░░░░, ░░░░░░░░ ░░ ░░.░░.░░░░ ░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░» ░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ <░░░░░> – ░░░░ «░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░», ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░ <░░░░░> – ░░░░ ░░ ░░.░░.░░░░ -░, ░░ ░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░.░░.░░░░.

░░░░░░░░ ░░ ░░░3 () ░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░ <░░░░░> – ░░░░, ░░░░░░░░ ░░ ░░.░░.░░░░ ░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░, ░ ░░░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ <░░░░░> – ░░░░ «░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░», ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░ <░░░░░> – ░░░░ ░░ ░░.░░.░░░░ -░.

░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░-░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ <░░░░░> – ░░░░ () ░ ░░░░░░ ░░░3 () ░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░ ░░░░░░░ 300 ░░░░░░.

░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░ ░░░ ░░░░░-░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ - ░░░░ ░ ░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░ ░░ ░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░-░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░.

░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░ 10 ░░░░░░░░ 2024 ░░░░.

░░░░░ ░░░░░-░░░░░░░░░░░

░░░░░░░░░ ░░░░                                                                                 ░.░. ░░░░░░░░

Полный текст документа доступен по подписке.
490 ₽/мес.
первый месяц, далее 990₽/мес.
Купить подписку

2-3347/2024

Категория:
Гражданские
Статус:
Иск (заявление, жалоба) УДОВЛЕТВОРЕН
Истцы
Узакова Надежда Васильевна
Ответчики
Департамент строительства и ЖКК ХМАО-Югры
Другие
АО "Ипотечное агентство Югры"
Суд
Ханты-Мансийский районный суд Ханты-Мансийского автономного округа-Югра
Судья
Воронцов А.В.
Дело на сайте суда
hmray.hmao.sudrf.ru
13.08.2024Регистрация иска (заявления, жалобы) в суде и принятие его к производству
13.08.2024Передача материалов судье
14.08.2024Вынесено определение о назначении дела к судебному разбирательству
02.09.2024Судебное заседание
10.09.2024Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме
02.09.2024
Решение

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее