Дело № 2а-3490/2020
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
г. Смоленск 05 октября 2020 года
Ленинский районный суд г. Смоленска
в составе
председательствующего (судьи): Космачевой О.В.
при секретаре: Аксенцовой А.А.
рассмотрев в открытом судебном заседании дело по административному иску Департамента Смоленской области по образованию и науке к судебному приставу-исполнителю Межрайонного отдела судебных приставов по особым исполнительным производствам УФССП России по Смоленской области Новиковой Наталии Сергеевне, МОСП по ОИП УФССП России по Смоленской области, УФССП России по Смоленской области об освобождении от взыскания исполнительского сбора,
установил:
Департамент Смоленской области по образованию и науке (далее - Департамент) обратился в суд с иском к МОСП по ОИП УФССП России по Смоленской области и судебному приставу-исполнителю данного подразделения Новиковой Н.С., УФССП России по Смоленской области об освобождении от взыскания исполнительского сбора в сумме 50 000 руб., взысканного постановлением судебного пристава-исполнителя МОСП по ОИП от ДД.ММ.ГГГГ рамках исполнительного производства №-ИП от ДД.ММ.ГГГГ за неисполнение в установленный срок требований исполнительного документа о возложении на Департамент обязанности по финансированию исполнения Администрацией МО «Починковский район» полномочий по обеспечению Козловой А.В.,как лица из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, благоустроенным жилым помещением по договору найма специализированного жилого помещения.
В судебное заседание стороны, заинтересованное лицо не явились, явку представителей не обеспечили, о времени и месте рассмотрения дела извещены надлежащим образом.
УФССП России по Смоленской области, МОСП по ОИП УФССП России по Смоленской области, Администрацией МО «Починковский район» просили дело рассмотреть в отсутствие их представителей.
Исследовав письменные материалы дела, суд приходит к следующему.
Согласно с ч. 1 ст. 218 КАС РФ гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями (включая решения, действия (бездействие) квалификационной коллегии судей, экзаменационной комиссии), должностного лица, государственного или муниципального служащего (далее - орган, организация, лицо, наделенные государственными или иными публичными полномочиями), если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности.
В соответствии с ч.1, 2 ст.112 Федерального закона от 02.10.2007 № 229-ФЗ «Об исполнительном производстве» исполнительский сбор является денежным взысканием, налагаемым на должника в случае неисполнения им исполнительного документа в срок, установленный для добровольного исполнения исполнительного документа, а также в случае неисполнения им исполнительного документа, подлежащего немедленному исполнению, в течение суток с момента получения копии постановления судебного пристава-исполнителя о возбуждении исполнительного производства. Исполнительский сбор устанавливается судебным приставом-исполнителем по истечении срока, указанного в части 1 настоящей статьи, если должник не представил судебному приставу-исполнителю доказательств того, что исполнение было невозможным вследствие непреодолимой силы, то есть чрезвычайных и непредотвратимых при данных условиях обстоятельств.
Сумма исполнительского сбора, по сути, относится к мерам принуждения в связи с несоблюдением законных требований государства. Причем данная мера является не правовосстановительной санкцией, то есть санкцией, обеспечивающей исполнение должником его обязанности возместить расходы по совершению исполнительных действий, осуществленных в порядке принудительного исполнения судебных и иных актов (как это имеет место при взыскании с должника расходов по совершению исполнительных действий), а представляет собой санкцию штрафного характера - возложение на должника обязанности произвести определенную дополнительную выплату в качестве меры его публично-правовой ответственности, возникающей в связи с совершенным им правонарушением в процессе исполнительного производства. Данная позиция обозначена Конституционным Судом РФ в Постановлении N 13-П от 30 июля 2001 года.
Из приведенных норм следует, что исполнительский сбор относится к мерам принуждения, является по отношению к должнику санкцией штрафного характера и может применяться при наличии виновного противоправного бездействия со стороны должника в неисполнении решения суда.
По делу установлено, что решением Починковского районного суда от 25.06.2019 года возложена обязанность на Департамент Смоленской области по образованию и науке осуществить финансирование за счет средств областного бюджета исполнение Администрацией МО «Починковский район» полномочий по обеспечению Козловой А.В., как лица из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, благоустроенным жилым помещением по договору найма специализированного жилого помещения.
На основании выданного судом года исполнительного листа в отношении Департамента… ДД.ММ.ГГГГ судебным приставом-исполнителем МОСП по ОИП УФССП России по Смоленской области возбуждено исполнительное производство №-ИП.
Постановлением (п.2) должнику установлен 5-ти дневный срок для добровольного исполнения требований, содержащихся в исполнительном документе; должник предупрежден о последствиях неисполнения исполнительного документа установленный для добровольного исполнения срок. Названное постановление должником получено ДД.ММ.ГГГГ года
В связи с неисполнением истцом в установленный срок соответствующего судебного акта и непредоставлением доказательств уважительности причины неисполнения постановлением № судебного пристава-исполнителя МОСП по ОИП от ДД.ММ.ГГГГ с должника взыскан исполнительский сбор в сумме 50000 руб.
Основания ответственности за нарушение обязательства предусмотрены ст.401 ГК РФ, в силу которой лицо, не исполнившее обязательства либо исполнившее его ненадлежащим образом, несет ответственность при наличии вины (умысла или неосторожности), кроме случаев, когда законом или договором предусмотрены иные основания ответственности. Лицо признается невиновным, если при той степени заботливости и осмотрительности, какая от него требовалась по характеру обязательства и условиям оборота, оно приняло все меры для надлежащего исполнения обязательства.
В соответствии со ст.1, ч.1 ст.2, ст.3 Закона Смоленской области от 29.11.2007 года № 114-з органы местного самоуправления городских округов, городских и сельских поселений Смоленской области наделены на неограниченный срок государственными полномочиями по обеспечению детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также детей, находящихся под опекой (попечительством), благоустроенными жилыми помещениями муниципального специализированного жилищного фонда по договорам найма специализированных жилых помещений, в связи с чем, им предоставлено право на получение соответствующего финансового обеспечения за счет субвенции, предоставляемой из областного бюджета. Уполномоченный орган в пределах своей компетенции, установленной областным законодательством, обязан обеспечивать органы местного самоуправления финансовыми и материальными ресурсами для осуществления государственных полномочий по обеспечению детей-сирот жилыми помещениями.
Главным администратором доходов областного бюджета и главным распорядителем средств областного бюджета, выделяемых в качестве субсидий на обеспечение жилыми помещениями детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей, а также детей, находящихся под опекой (попечительством), является Департамент Смоленской области по образованию и науке (п.3 Порядка расходования субвенций бюджетам муниципальных районов Смоленской области, бюджетам городских округов Смоленской области на осуществление государственных полномочий пообеспечению детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, жилыми помещениями, утв. постановлением Администрации Смоленской области от 30.12.2008 №763), на который согласно п.8 Положения о порядке осуществления органами местного самоуправления городских округов, городских и сельских поселений Смоленской области государственных полномочий по обеспечению детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, атакже детей, находящихся под опекой (попечительством), не имеющих закрепленного жилого помещения, жилыми помещениями, утв. постановлением Администрации Смоленской области от 25.03.2014 №202, а также п.3.54 Положения о Департаменте Смоленской области по образованию и науке, утв. постановлением Администрации Смоленской области от 30.12.2016 №820, возложена обязанность по перечислению в местные бюджеты субвенции на осуществление государственных полномочий по обеспечению детей-сирот жилыми помещениями.
Исходя из позиции Конституционного Суда РФ, обозначенной в Постановлении от 30.07.2011 года № 13-П, должнику должна быть обеспечена возможность надлежащим образом подтвердить, что нарушение установленных сроков исполнения исполнительного документа вызвано чрезвычайными, объективно неотвратимыми обстоятельствами и другими непредвиденными, непреодолимыми препятствиями, находящимися вне контроля должника, при соблюдении той степени заботливости и осмотрительности, какая требовалась от него в целях надлежащего исполнения обязанности
Поскольку предусмотренных Законом Смоленской области от 20.12.2018 года №132-з «Об областном бюджете на 2019 год и на плановый период 2020 и 2021 годов» денежных средств было недостаточно для выделения бюджетам муниципальных образований Смоленской области субвенций в целях исполнения всех постановленных судебных актов о приобретении жилых помещений для лиц, из числа детей-сирот, 25.02.2019, 03.06.2019, 25.10.2019, 17.03.2020 и 23.07.2020 Департаментом Смоленской области пообразованию и науке в адрес начальника Департамента бюджета и финансов Смоленской области направлены письма с просьбой о выделении дополнительных средств из областного бюджета для исполнения судебных решений о предоставлении жилых помещений детям-сиротам, детям, оставшимся без попечения родителей, и лицам из их числа со ссылкой на то, что не исполнены решения судов, касающиеся предоставления жилых помещений более 300 гражданам названной категории.
Вместе с тем, решение о выделении Департаменту Смоленской области по образованию и науке дополнительных бюджетных ассигнований принято не было. До настоящего времени постановленный судебный акт административным истцом не исполнен.
Ввиду нарушения должником установленных для добровольного исполнения требований упомянутых выше исполнительных документов сроков, постановлениями судебного пристава-исполнителя Межрайонного отдела судебных приставов по особым исполнительным производствам УФССП России по Смоленской области Новиковой Н.С. от 18.08.2020 с административного истца взыскан исполнительский сбор в размере 50 000 руб. по каждому исполнительному производству.
Анализ положений ч.ч.6-7 ст.112 Федерального закона «Об исполнительном производстве» позволяет придти к выводу о том, что освобождение должника от взыскания исполнительского сбора должно быть связано с отсутствием его вины в неисполнении исполнительного документа в установленный для добровольного исполнения срок, при соблюдении им той степени заботливости и осмотрительности, какая требовалась от него в целях надлежащего исполнения обязанности, вытекающей из предписаний упомянутых норм Закона, которые должны применяться с соблюдением вытекающих из Конституции Российской Федерации принципов справедливости наказания, его индивидуализации и дифференцированности с учетом характера совершенного правонарушения, размера причиненного вреда, степени вины правонарушителя, его имущественного положения и иных существенных обстоятельств.
Как следует из разъяснений, содержащихся в п.75 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 17.11.2015 №50 «О применении судами законодательства при рассмотрении некоторых вопросов, возникающих в ходе исполнительного производства», иные лица (не субъекты предпринимательской деятельности) могут быть освобождены от уплаты исполнительского сбора исходя из положений п.1 ст.401 ГК РФ, если они приняли все меры для надлежащего исполнения содержащегося в исполнительном документе требования.
Оценивая обстоятельства, препятствующие Департаменту Смоленской области по образованию и науке добровольно исполнить требования названных исполнительных документов, суд находит их уважительными.
Административный истец, как получатель бюджетных средств, принимает бюджетные обязательства в пределах, доведенных до него в текущем финансовом году лимитов бюджетных обязательств, а увеличение суммы расходов областного бюджета возможно только путем внесения изменений в расходную часть бюджета посредством принятия соответствующего закона представительным органом Смоленской области. Департамент Смоленской области по образованию и науке такими полномочиями не обладает.
Своевременное исполнение Департаментом возложенных на него указанными выше судебными актами обязанностей было невозможным ввиду недостаточности выделенных из областного бюджета в качестве субвенций на обеспечение жилыми помещениями детей-сирот и лиц из их числа денежных средств; предоставленный судебным приставом-исполнителем административному истцу срок для добровольного исполнения требований исполнительных документов не позволил Департаменту положительно разрешить вопрос о выделении дополнительных бюджетных ассигнований.
На момент вынесения постановлений о взыскании исполнительского сбора обстоятельства, препятствующие своевременному исполнению должником требований исполнительных документов, не отпали.
При таком положении, с учетом того, что исполнение соответствующих государственных полномочий осуществляется Департаментом Смоленской области по образованию и науке в объеме выделяемых из бюджета Смоленской области денежных средств и не зависит исключительно от должника, которым предпринимались все возможные меры, направленные на исполнение судебных решений, вина административного истца в неисполнении в установленный срок требований исполнительных документов отсутствует, что дает основания для освобождения последнего от взыскания исполнительских сборов.
При этом суд отмечает, что освобождение должника от исполнительских сборов, не означает освобождение его от исполнения вступивших в законную силу судебных актов.
Руководствуясь ст. ст. 175-180 КАС РФ, суд
решил:
Административное исковое заявление Департамента Смоленской области по образованию и науке удовлетворить.
Освободить Департамент Смоленской области по образованию и науке от взыскания исполнительского сбора в сумме 50 000 руб., наложенного постановлением судебного пристава-исполнителя Межрайонного отдела судебных приставов по особым исполнительным производствам УФССП России по Смоленской области от ДД.ММ.ГГГГ по исполнительному производству №-ИП, возбужденному ДД.ММ.ГГГГ.
Решение может быть обжаловано в Смоленский областной суд через Ленинский районный суд г. Смоленска в течение месяца со дня изготовления мотивированного решения.
Председательствующий О.В. Космачева
Мотивированное решение изготовлено 19.10.2020.
«КОПИЯ ВЕРНА» подпись судьи Космачева О.В. секретарь судебного заседания________________ наименование должности уполномоченного работника аппарата федерального суда общей юрисдикции Аксенцова А..А. (Фамилия, инициалы) «____»________2020 г. |
Ленинский районный суд <адрес>
УИД 67RS0№-30
Подлинный документ подшит в материалы дела №а-3490/2020