Решение в окончательной форме составлено 05.05.2023 г.
66RS0031-01-2023-000184-52
№ 2-227/2023
РЕШЕНИЕ
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
г. Качканар «05» мая 2023 года
Качканарский городской суд Свердловской области в составе председательствующего Яковлева В.Н., при секретаре Ивановой Т.В.,
рассмотрев гражданское дело по исковому заявлению Стогний Марины Валерьевны к Обществу с ограниченной ответственностью УК «Наш дом», Стогний Олегу Анатольевичу, Шестериковой Кристине Олеговне о разделении лицевых счетов по оплате жилищных и коммунальных услуг, признании действий ответчика в лице директора Габышевой С.Г. незаконными, компенсации морального вреда, обязании составить и подписать договор управления с каждым из собственников жилого помещения,
Установил:
Стогний М.В. обратилась в суд с иском к ООО УЖК «Наш дом» о разделении лицевых счетов по оплате жилищных и коммунальных услуг, признании действий ответчика в лице директора Габышевой С.Г. незаконными, компенсации морального вреда.
В обоснование иска указано, что истец является собственником ? доли в жилом помещении, расположенному по адресу: <адрес>, 5 микрорайон <адрес>. Право собственности на данное жилое помещение возникло на основании договора купли-продажи от ДД.ММ.ГГГГ А ? часть квартиры принадлежит Стогний О.А. 16.12.2022 г. истец обратилась в ООО УЖК «Наш дом» с требованием о разделении лицевого счета №, приложив соглашение между собственниками о разделе данного счета с установлением долей: ? за ней, и ? за Стогний О.А. Однако получила отказ, со ссылкой на то, что требуется предоставить данные собственников жилого помещения. 27.12.2022 г. истец повторно обратилась с заявлением в ООО УЖК «Наш дом» с требованием о разделении лицевых счетов, приложив оригиналы документов о праве собственности. Однако ООО УЖК «Наш дом» в лице директора Габышевой С.Г. в удовлетворении требований было отказано. Истец полагает, что действия последней подпадают под признаки преступления, предусмотренного ч. 1 ст. 330, ст. 278, ч. 1 ст. 293 УК РФ. Указанными незаконными действиями истцу причинила нравственные страдания, выразившиеся в чувстве внутреннего психологического дискомфорта, переживаний, ухудшению комфорта жизни, испытала страх, раздражительность, подавленность настроения и пр. Также ответчиком нарушены неимущественные права на персональные данные, тайну переписки и пр., поскольку при обращении в управляющую компанию за разделением лицевых счетов она вынуждена была предоставить подлинники документов.
Истец просит обязать ООО УЖК «Наш дом» произвести раздел лицевого счета № по адресу: <адрес>, 5 микрорайон <адрес>, согласно соглашению собственников: Стогний М.В. – 3/4, а Стогний О.А. – ?. А также компенсировать причиненный ей моральный вред в сумме 49 000 руб.
В ходе судебного заседания истец Стогний М.В. также заявила требования о понуждении ответчика составить и подписать договор управления с каждым из сособственников вышеуказанного жилого помещения индивидуально на обоюдовыгодных условиях.
Представитель ответчика ООО УЖК «Наш дом» по доверенности Шувалова А.А. по иску возражала. Пояснила, что собственники жилых помещений вправе заключить соглашение между собой и производить оплату за жилое помещение и коммунальные услуги на основании одного платежного документа, а если соглашение между ними не будет достигнуто, то он вправе обратиться в суд, который установить порядок оплаты за жилое помещение пропорционально долям в праве собственности для каждого из собственников. Второй собственник жилого помещения Стогний О.А. обращение в управляющую компанию не направлял, его подпись вызывает сомнение. Полагает, что незаконности в действиях управляющей компании не имеется, в связи с чем оснований для компенсации морального вреда не имеется. Также пояснила, что оснований для разделения лицевых счетов по варианту истца не имеется, поскольку не учтено, что собственником жилого помещения является и Шестерикова К.О. Считает возможным продолжить рассмотрение дела, с учетом дополнения к иску.
К участию в деле в качестве соответчика привлечен Стогний О.А., который в судебное заседание не явился, направил заявление о рассмотрении дела в его отсутствие, где также указал на то, что ему известно о дополнении исковых требований истцом Стогний М.В.
К участию в деле также привлечена в качестве соответчика Шестерикова К.О., которая с исковыми требованиями Стогний М.В. согласилась с учетом их уточнений, при этом учитывать её долю жилого помещения при разделении лицевых счетов не считает нужным, поскольку свою долю в жилом помещении передала истцу Стогний М.В. согласно договору дарения.
С учетом мнения сторон в силу ст. 167 ГПК РФ дело рассмотрено при данной явке лиц.
Выслушав указанных лиц, изучив материалы дела, суд приходит к следующему:
Согласно ч. 1 ст. 56 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации каждая сторона должна доказать те обстоятельства, на которые она ссылается как на основания своих требований и возражений, если иное не предусмотрено федеральным законом.
В силу ст. 210 Гражданского кодекса Российской Федерации бремя содержания имущества несет его собственник.
Каждый участник долевой собственности обязан соразмерно со своей долей участвовать в уплате налогов, сборов и иных платежей по общему имуществу, а также в издержках по его содержанию и сохранению (ст. 249 Гражданского кодекса Российской Федерации).
Таким образом, участие собственника в расходах по содержанию имущества в соответствии с его долей является следствием самого права собственности и не зависит от порядка пользования общим имуществом.
Согласно части 1 статьи 153 Жилищного кодекса Российской Федерации граждане и организации обязаны своевременно и полностью вносить плату за жилое помещение и коммунальные услуги.
Плата за жилое помещение и коммунальные услуги для собственника помещения в многоквартирном доме включает в себя, согласно части 2 статьи 154 Жилищного кодекса Российской Федерации:
1) плату за содержание жилого помещения, включающую в себя плату за услуги, работы по управлению многоквартирным домом, за содержание и текущий ремонт общего имущества в многоквартирном доме, за коммунальные ресурсы, потребляемые при использовании и содержании общего имущества в многоквартирном доме;
2) взнос на капитальный ремонт;
3) плату за коммунальные услуги.
В силу ч. 4 ст. 154 Жилищного кодекса Российской Федерации Плата за коммунальные услуги включает в себя плату за холодную воду, горячую воду, электрическую энергию, тепловую энергию, газ, бытовой газ в баллонах, твердое топливо при наличии печного отопления, плату за отведение сточных вод, обращение с твердыми коммунальными отходами.
В силу п. 11 ст. 155 Жилищного кодекса Российской Федерации неиспользование собственниками, нанимателями и иными лицами помещений не является основанием невнесения платы за жилое помещение и коммунальные услуги.
В силу ст. 158 Жилищного кодекса Российской Федерации собственник помещения в многоквартирном доме обязан нести расходы на содержание принадлежащего ему помещения, а также участвовать в расходах на содержание общего имущества в многоквартирном доме соразмерно своей доле в праве общей собственности на это имущество путем внесения платы за содержание жилого помещения, взносов на капитальный ремонт. Уплата дополнительных взносов, предназначенных для финансирования расходов на капитальный ремонт общего имущества в многоквартирном доме, осуществляется собственниками помещений в многоквартирном доме в случае, предусмотренном частью 1.1 настоящей статьи (часть 1).
Судом установлено и подтверждается материалами дела, что собственниками жилого помещения, расположенного по адресу: <адрес>, 5 микрорайон <адрес>, являются: истец Стогний М.В. (1/2 доля), соответчик Стогний О.А. (1/4 доля), соответчик Шестерикова К.О. (1/4 доля), что подтверждается выпиской из ЕГРЮЛ на момент рассмотрения дела (л.д. 29-30).
Согласно статье 249 Гражданского кодекса Российской Федерации каждый участник долевой собственности обязан соразмерно со своей долей участвовать в уплате налогов, сборов и иных платежей по общему имуществу, а также в издержках по его содержанию и сохранению.
В соответствии с пунктом 1 статьи 30 Жилищного кодекса Российской Федерации собственник жилого помещения осуществляет права владения, пользования и распоряжения принадлежащим ему на праве собственности жилым помещением в соответствии с его назначением и пределами его использования, которые установлены настоящим Кодексом.
Собственник жилого помещения несет бремя содержания данного помещения (пункт 3 статьи 30 Жилищного кодекса Российской Федерации).
Пунктом 11 статьи 155 Жилищного кодекса Российской Федерации установлено, что неиспользование собственниками, нанимателями и иными лицами помещений не является основанием невнесения платы за жилое помещение. При временном отсутствии граждан внесение платы за отдельные виды коммунальных услуг, рассчитываемой исходя из нормативов потребления, осуществляется с учетом перерасчета платежей за период временного отсутствия граждан в порядке, утверждаемом Правительством Российской Федерации.
Пленум Верховного Суда РФ в Постановлении от 27.06.2017 N 22 «О некоторых вопросах рассмотрения судами споров по оплате коммунальных услуг и жилого помещения, занимаемого гражданами в многоквартирном доме по договору социального найма или принадлежащего им на праве собственности» в пункте 27 разъяснил, что сособственники жилого помещения в многоквартирном доме несут обязанность по оплате жилого помещения и коммунальных услуг соразмерно их доле в праве общей долевой собственности на жилое помещение (статья 249 ГК РФ). По смыслу статьи 155 ЖК РФ и статьи 249 ГК РФ, каждый из таких сособственников жилого помещения вправе требовать заключения с ним отдельного соглашения, на основании которого вносится плата за жилое помещение и коммунальные услуги, и выдачи отдельного платежного документа.
С учетом того, что сособственником жилого помещения по адресу: <адрес>, 5 микрорайон <адрес>, является и Шестерикова К.О., которая фактически не согласна с оплатой коммунальных услуг по данному адресу соразмерно своей доли, ссылаясь на то, что подарила долю помещения Стогний М.В., то оснований для разделения лицевого счета по оплате данного помещения по варианту, предложенного истцом, и заключения соответствующего отдельного соглашения для оплаты за жилое помещение и коммунальные услуги, не имеется, поскольку он не учитывает наличие третьего собственника жилого помещения – Шестерикову К.О. не желающую принимать участие в его оплате.
С учетом отсутствия наличия волеизъявления третьего собственника жилого помещения (Шестериковой К.О.) на момент обращения к ООО УЖК «Наш дом», то последним обоснованно не принят порядок оплаты коммунальных услуг, согласно требованию сособственника Стогний М.В.
Вопреки доводам истца, согласно п. 2 ст. 223 Гражданского кодекса РФ в случаях, когда отчуждение имущества подлежит государственной регистрации, право собственности у приобретателя возникает с момента такой регистрации, если иное не установлено законом.
Момент перехода доли в праве общей собственности по договору, подлежащему государственной регистрации, определяется в соответствии с пунктом 2 статьи 223 настоящего Кодекса (ст. 251 Гражданского кодекса РФ).
Право собственности и другие вещные права на недвижимые вещи, ограничения этих прав, их возникновение, переход и прекращение подлежат государственной регистрации в едином государственном реестре органами, осуществляющими государственную регистрацию прав на недвижимость и сделок с ней. Регистрации подлежат: право собственности, право хозяйственного ведения, право оперативного управления, право пожизненного наследуемого владения, право постоянного пользования, ипотека, сервитуты, а также иные права в случаях, предусмотренных настоящим Кодексом и иными законами (п. 1 ст. 131 Гражданского кодекса РФ).
Таким образом, ? доли спорного жилого помещения до настоящего времени принадлежит Шестериковой К.О.
С учетом того, что в судебном заседании не установлено нарушение прав истца со стороны управляющей компании, основания для компенсации морального вреда отсутствуют.
При рассмотрении требования истца Стогний М.В. об обязании ООО УЖК «Наш Дом» составить и подписать договор управления с каждым из собственников жилого помещения, суд приходит к следующему.
Как установлено в судебном заседании ООО УЖК «Наш Дом» является управляющей компанией в отношении многоквартирного <адрес> на 5 микрорайоне в <адрес>.
Данное обстоятельство сторонами не оспаривается.
Согласно п. 3 ч. 161 Жилищного кодекса РФ собственники помещений в многоквартирном доме обязаны выбрать один из способов управления многоквартирным домом: управление управляющей организацией.
Договор управления многоквартирным домом заключается с управляющей организацией, которой предоставлена лицензия на осуществление деятельности по управлению многоквартирными домами в соответствии с требованиями настоящего Кодекса, в письменной форме или в электронной форме с использованием системы путем составления одного документа, подписанного сторонами. При выборе управляющей организации общим собранием собственников помещений в многоквартирном доме с каждым собственником помещения в таком доме заключается договор управления на условиях, указанных в решении данного общего собрания. При этом собственники помещений в данном доме, обладающие более чем пятьюдесятью процентами голосов от общего числа голосов собственников помещений в данном доме, выступают в качестве одной стороны заключаемого договора. Каждый собственник помещения в многоквартирном доме самостоятельно исполняет обязанности по договору управления многоквартирным домом, в том числе обязанность по внесению платы за жилое помещение и коммунальные услуги, и не отвечает по обязательствам других собственников помещений в данном доме (ч. 1 ст. 162 Жилищного кодекса РФ).
Таким образом, действующим законодательством не предусмотрено заключение отдельного договора управления с каждым из сособственников жилого помещения на условиях, отличных от действующего договора управления, определенных общим собранием.
С учетом указанных обстоятельств, оснований для удовлетворения данного требования не имеется.
Предоставление ответчику – управляющей компании документов (в том числе подлинников), подтверждающих личность собственников жилого помещения, а также и их право собственности на жилое помещение, не свидетельствует о нарушении тайны переписки, персональных данных, а находятся в рамках взаимодействия собственников жилого помещения с управляющей компанией, позволяют установить ООО УЖК «Наш дом» наличие у истца права на оказание ей услуг в рамках договора управления, установить её правовой статус и пр. Иных сведений о нарушении данных прав со стороны ответчика, истцом не предоставлено.
Таким образом, нарушений прав истца со стороны ООО УЖК «Наш дом» и его директора Габышевой С.Г. не установлено в рамках данного дела, с учетом заявленных исковых требований, что является основанием для отказа в удовлетворении иска.
На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 194-196 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации,
РЕШИЛ:
Исковое заявление Стогний Марины Валерьевны к Обществу с ограниченной ответственностью УК «Наш дом», Стогний Олегу Анатольевичу, Шестериковой Кристине Олеговне о разделении лицевых счетов по оплате жилищных и коммунальных услуг, признании действий ответчика в лице директора Габышевой С.Г. незаконными, компенсации морального вреда, обязании составить и подписать договор управления с каждым из собственников жилого помещения – оставить без удовлетворения.
Решение может быть обжаловано в Свердловский областной суд в течение месяца со дня изготовления его в окончательной форме путем подачи апелляционной жалобы через Качканарский городской суд.
Судья В.Н. Яковлев