Дело № 2-625/2018 года
Р Р• РЁ Р• Рќ Р Р•
РМЕНЕМ Р РћРЎРЎРЙСКОЙ ФЕДЕРАЦРР
04 июня 2018 года Озерский городской суд Челябинской области в составе:
председательствующего Шишкиной Е.Е.
при секретаре Гариной Е.А.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Трушникова В.Г. к Федеральному государственному казенному учреждению «Специальное управление федеральной противопожарной службы № 1 Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий» о выплате денежных средств
РЈ РЎ Рў Рђ Рќ Рћ Р’ Р Р›:
Трушников В.Г. обратился в суд с исковым заявлением к Федеральному государственному казенному учреждению «Специальное управление федеральной противопожарной службы №1 министерства РФ по делам гражданской обороны чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий» (далее ФГКУ СУ ФПС № 1 МЧС России) о выплате денежных средств.
В обоснование требований истец сослался на то, что уволен на основании приказа от 20 сентября 2017 года по достижению предельного пребывания на службе с должности инспектора группы профилактики пожаров специальной части № 2.
Рстцу РЅРµ выплачена денежная компенсация Р·Р° неполученное вещевое имущество личного пользовании, право РЅР° получение которого, наступило РІ течение последних 12 месяцев РЅР° момент увольнения РёР· ФПС ГПС РњР§РЎ Р РѕСЃСЃРёРё.
Не выплачена ежемесячная процентная надбавка к должностному окладу за службу в ЗАТО в размере 20 % должностного оклада с 01 июня 2017 года по 30 ноября 2017 года.
Полагает, что при начислении основного отпуска, субботы не должны включаться в продолжительность отпуска, поскольку еженедельными днями отдыха при пятидневной рабочей недели, являются суббота и воскресенье.
На основании действующего законодательства, выплата премии сотрудникам, проработавшим неполный календарный год, выплачивается пропорционально отработанному времени в 2017 году. Так как на момент выхода приказа, истец числился в списках МЧС России, просит выдать денежную компенсацию в размере 45 000 руб.
Сотруднику, переведенному на нижестоящую должность, сохраняется должностной оклад в размере, установленном по последней должности, которую он замещал до назначения на нижестоящую должность. Выплата сохраненного должностного оклада производится впредь до возникновения у сотрудника права на получение более высокого должностного оклада вследствие его повышения в установленном порядке или назначения сотрудника на должность с более высоким должностным окладом. До перевода его на нижестоящую должность инспектора у истца был оклад 19 000 руб.(заместитель начальника отдела), после первых орг.штатных мероприятий оклад сохранился в размере 19 000 руб. После последующих орг.штатных мероприятий оклад Трушникова В.Г. составил 15 000 руб. Просит взыскать денежную компенсацию в размере недополученной прибыли в размере 4 000 руб. ежемесячно с 01 февраля 2016 года по 30 ноября 2017 года с учетом всех надбавок.
Для сотрудников службы, проходящих службу во вредных и (или) опасных условиях, устанавливается сокращенное служебное время -не более 36 часов в неделю. Полагает, что у него должно было установлено сокращенное служебное время - не более 36 часов в неделю, а в силу приказа № 853 от 13 декабря 2013 года, у истца установлена 40-часовая рабочая неделя. Просит выплатить денежную компенсацию в размере недополученной прибыли, а именно переработке 4 часа еженедельно с 06 декабря 2016 года с учетом всех надбавок.
Рстцу также, РЅРµ был предоставлен дополнительный отпуск Р·Р° выполнение служебных обязанностей РІРѕ вредных Рё (или) опасных условиях продолжительность РЅРµ менее десяти календарных дней. РџСЂРѕСЃРёС‚ взыскать денежную компенсацию РІ размере недополученной прибыли, Р° именно недоданный дополнительный отпуск Р·Р° 2016 Рё 2017 РіРѕРґР° СЃ учетом всех надбавок.
В стаж службы (выслугу лет) в льготном исчислении засчитываются периоды прохождения службы сотрудником во вредных и (или) опасных условиях на должностях в федеральной противопожарной службе- по перечню должностей, утверждаемому Правительством РФ. Предлагает засчитать периоды службы в льготном исчислении при прохождении службы сотрудником во вредных и (или) опасных условиях на должностях федеральной противопожарной службе с 06 декабря 2016 года.
По состоянию на 26 февраля 2018 года расчет с ним не произведен, хотя должен был произведен 30 ноября 2017 года.
Просит суд, взыскать с ответчика денежную компенсацию за задержку выплат, с взысканием основного долга (л.д. 9).
На основании расчета, общая сумма задолженности составила – 338 864 руб. 63 коп. (л.д. 28-30).
В настоящем судебном заседании Трушников В.Г. просил суд, принять отказ от исковых требований по 8 пункту, в части включения периода службы в льготном исчислении при прохождении службы сотрудником во вредных и (или) опасных условиях на должностях ФСП с 06 декабря 2016 года.(л.д. 69).
О чем вынесено определение (л.д. 73-76).
На остальных заявленных требованиях, истец настаивал, ссылаясь на обстоятельства, изложенные выше.
Представитель ответчика Столбикова А.А. просила в удовлетворении исковых требований отказать, сославшись на отзыв (л.д. 39-44).
В частности, выдача предметов вещевого имущества личного пользования, не полученных сотрудником за прошедшие годы, не осуществляется. В настоящий момент действующим законодательством, регламентирующим прохождение службы в ФПС ГПС, не предусмотрена денежная компенсация за неполученное вещевое имущество личного пользования.
Выплата ежемесячной процентной надбавки Рє должностному окладу РІ Р—РђРўРћ РІ размере 20% должностного оклада была установлена Постановлением Совета Министров РЎРЎРЎР РѕС‚ 17.11.1955Рі. в„– 7770-СЂСЃ Рё Постановлением ЦК РљРџРЎРЎ, Совета Министров Рё ВЦСПС РѕС‚ 15.07.1964Рі. в„– 620, которые утратили СЃРІРѕСЋ силу. Рных нормативно - правовых актов, регулирующих данные выплаты РЅРµ имеется.
При определении продолжительности основного отпуска выходные и нерабочие праздничные дни (но не более десяти дней), приходящиеся на период отпуска, в число календарных дней отпуска не включаются.
Порядок исчисления продолжительности очередного ежегодного отпуска определяется без учета общих выходных (воскресных) и нерабочих праздничных дней, но не более десяти дней.
Основанием для выплаты премии в размере 45 000 руб. является в учреждениях МЧС России - приказ руководителя (начальника) учреждения МЧС России.
Приказ распространяется на действующих сотрудников, и не подлежит применению в отношении граждан, уволенных со службы федеральной противопожарной службы.
Сохраненный размер должностного оклада по ранее замещаемой должности не увеличивается и выплачивается впредь до приобретения сотрудником права на получение по новому месту службы более высокого должностного оклада, в том числе до следующего организационно-штатного изменения, либо установления нормативными правовыми актами Российской Федерации новых должностных окладов.
При первом перемещении по должности оклад сохранен.
На основании приказа УСПО МЧС России от 19.01.2016г. проводились организационно-штатные мероприятия, это были вторые организационно -штатные изменения по сотруднику Трушникову В.Г., поэтому должностной оклад уже не сохранялся.
Должность инспектор имеется в Перечне должностей сотрудников федеральной противопожарной службы Государственной противопожарной службы, проходящих службу во вредных и (или) опасных условиях, однако для установления сотруднику сокращенного служебного времени и дополнительного отпуска за выполнение служебных обязанностей во вредных и (или) опасных условиях необходимы также результаты проведенной специальной оценки условий труда.
Кроме того, законодательством не определены критерии для определения продолжительности указанных дополнительных отпусков. Указание истцом продолжительности дополнительного отпуска 20 дней ничем не обоснованно.
Для того, чтобы в стаж службы (выслугу лет) в федеральной противопожарной службе в льготном исчислении засчитывались периоды прохождения службы сотрудником федеральной противопожарной службы необходимо соблюдение двух условий: доказательство прохождения службы во вредных и (или) опасных условиях и наличие, замещаемой должности в перечне должностей, утверждаемому Правительством Российской Федерации.
Полагает, что в связи с отсутствием должности истца в вышеуказанном Перечне, отсутствуют законные основания для зачисления периодов службы в льготном исчислении.
Также заявила о пропуске истцом срока обращения в суд (л.д. 37-38).
Выслушав стороны, исследовав материалы дела, суд отказывает в удовлетворении исковых требований.
Судом установлено, что на основании приказа от 20 сентября 2017 года в соответствии с п.2 ч.1 ст. 83 ФЗ РФ от 23 мая 2016 года № 141-ФЗ «О службе в федеральной противопожарной службе Государственной противопожарной службы и внесении изменений в отдельные законодательные акты РФ, расторгнут контракт и уволен по достижению предельного возраста пребывания на службе Трушников В.Г.- инспектор группы профилактики пожаров СПС части № 2 СУ ФПС № 1 МЧС России (должность связана с обеспечением деятельности Государственной противопожарной службы) (л.д. 17, 17 оборот).
Отказывая в удовлетворении п.1 требований, суд исходит из следующего.
Правоотношения, связанные с поступлением на службу в федеральную противопожарную службу Государственной противопожарной службы, ее прохождением и прекращением, а также с определением правового положения (статуса) сотрудника федеральной противопожарной службы регулируются Федеральным законом от 23 мая 2016 N 141-ФЗ "О службе в федеральной противопожарной службе Государственной противопожарной службы и внесении изменений в отдельные законодательные акты РФ".
До принятия ФЗ от 23.05.2016 N 141-ФЗ правовое регулирование федеральной противопожарной службы регулировалось положениями, регламентирующими прохождение службы соответственно в органах внутренних дел и в Вооруженных силах РФ.
В соответствии с п. 1 Постановления Правительства РФ от 05.05.2008 N 339 "О выплате отдельным категориям сотрудников органов внутренних дел Российской Федерации, государственной противопожарной службы Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий, учреждений и органов уголовно-исполнительной системы, имеющих специальные звания внутренней службы, денежной компенсации вместо положенных по нормам снабжения предметов вещевого имущества личного пользования" вместо положенных по нормам снабжения предметов вещевого имущества личного пользования может выплачиваться денежная компенсация отдельным категориям сотрудников ГПС МЧС России, имеющим специальные звания внутренней службы - в порядке, устанавливаемом МЧС России. При этом, действие данного постановления распространено на правоотношения, возникшие с 1 января 2007 г.
Во исполнение предписаний Правительства Российской Федерации, приказом Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий от 25 декабря 2014 г. N 719 утвержден Порядок выплаты отдельным категориям сотрудников Государственной противопожарной службы Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий денежной компенсации вместо положенных по нормам снабжения предметов вещевого имущества личного пользования (Порядок).
Согласно абзацу 2 п. 1 Порядка сотрудники Государственной противопожарной службы Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий (ГПС МЧС России), увольняемые по основаниям, предусмотренным в пунктах "а", "б", "в", "г", "е", "ж", "з", "н" статьи 58 Положения о службе в органах внутренних дел Российской Федерации, утвержденного постановлением Верховного Совета Российской Федерации от 23 декабря 1992 г. N 4202-1 (Положение), имеющие общую продолжительность службы 20 лет и более, имеют право на получение денежной компенсации вместо положенных по нормам снабжения предметов вещевого имущества личного пользования за неполученное указанное имущество в том случае, если право на его получение наступило в течение последних 12-ти месяцев на момент увольнения из ГПС МЧС России.
Поскольку с 23.05.2016 прохождение службы в ФПС ГПС России регулируется ФЗ от 23 мая 2016 N 141-ФЗ "О службе в федеральной противопожарной службе Государственной противопожарной службы и внесении изменений в отдельные законодательные акты РФ", то Положение о службе в органах внутренних дел РФ в отношении сотрудников МЧС России утратило силу, в то время как Приказ Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий от 25 декабря 2014 г. N 719 предусматривает выплату компенсации только для лиц, уволенных в соответствии с Положением о службе в органах внутренних дел РФ.
Кроме того, статья 70 ФЗ от 23.05.2016 N 141-ФЗ, регулирующая порядок обеспечения вещевым имуществом сотрудников федеральной противопожарной службы, не предусматривает выплату компенсации за вещевое имущество, порядок такой выплаты не определен.
Как следует из материалов дела, истец уволен со службы по п. 2 ч. 1 ст. 83 Федерального закона РФ от 23 мая 2016 г. N 141-ФЗ "О службе в федеральной противопожарной службе Государственной противопожарной службы и внесении изменений в отдельные законодательные акты РФ" по достижении им предельного возраста пребывания на службе.
Соответственно, все правоотношения, связанные с прекращением службы, регулируются ФЗ РФ от 23 мая 2016 г. N 141-ФЗ.
Поскольку положениями ФЗ РФ от 23 мая 2016 г. N 141-ФЗ не предусмотрена обязанность работодателя выплаты увольняемым сотрудникам денежной компенсации вместе положенных по нормам снабжения предметов вещевого имущества личного пользования сотрудников Государственной противопожарной службы Министерства РФ по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий, оснований для удовлетворения требований о взыскании с ответчика компенсации за вещевое довольствие, не имеется.
Отказывая в удовлетворении требований о выплате ежемесячной процентной надбавки к должностному окладу в закрытых административно-территориальных образованиях в размере 20% должностного оклада, суд исходит из следующего.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 5 июля 2001 года N 508 "Об утверждении Перечня закрытых административно-территориальных образований и расположенных на территориях населенных пунктов" город Озерск и является закрытым административно-территориальным образованием.
В соответствии со статьей 1 Закона Российской Федерации от 14 июля 1992 года N 3297-1 "О закрытом административно-территориальном образовании" закрытым административно-территориальным образованием признается имеющее органы местного самоуправления административно-территориальное образование, созданное в порядке, предусмотренном статьей 2 настоящего Закона, в целях обеспечения безопасного функционирования находящихся на его территории организаций, осуществляющих разработку, изготовление, хранение и утилизацию оружия массового поражения, переработку радиоактивных и других представляющих повышенную опасность техногенного характера материалов, военных и иных объектов, для которых в целях обесценения обороны страны и безопасности государства устанавливаются особый режим безопасного функционирования и охраны государственной тайны, включающий специальные условия проживания граждан.
Федеральные законы, иные нормативные правовые акты Российской Федерации, законы и иные нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации, а также нормативные правовые акты органов местного самоуправления действуют в отношении закрытого административно-территориального образования с учетом особенностей, устанавливаемых настоящим Законом (часть 4).
Пунктом 1 статьи 7 названного Федерального закона предусмотрено, что проживание и (или) работа граждан в условиях особого режима безопасного функционирования организаций и (или) объектов в закрытом административно-территориальном образовании обеспечиваются мерами государственной поддержки.
Меры государственной поддержки включают повышенный уровень бюджетной обеспеченности населения, меры социальной защиты, льготы в оплате труда, государственном страховании и гарантии занятости.
Меры государственной поддержки устанавливаются федеральными законами, а также решениями Правительства Российской Федерации.
РР· Приказа РїРѕ Министерству среднего машиностроения РѕС‚ 22 РЅРѕСЏР±СЂСЏ 1955 РіРѕРґР° N 879СЃ следует, что Совет Министров СССРраспоряжением РѕС‚ 17 РЅРѕСЏР±СЂСЏ 1955 РіРѕРґР° N 7770 СЂСЃ установил надбавку Рє должностным окладам Рё тарифным ставкам РІ размере 20%.
Оклады (должностные оклады) работников учреждений указаны с учетом повышения на 20 процентов за работу в закрытом административно-территориальном образовании на основании постановления ЦК КПСС, Совета Министров СССРи ВЦСПС от 15.07.1964 N 620 и приказа Председателя Государственного производственного комитета по среднему машиностроению СССРот 09.09.1964 N 0249с.
Однако, Постановлением Правительства Российской Федерации от 22 февраля 2012 года N 161-2 "Об изменении и признании утратившими силу некоторых актов Правительства Российской Федерации, а также о признании не действующими на территории Российской Федерации отдельных актов Союза ССРпо вопросам денежного довольствия и пенсионного обеспечения военнослужащих и сотрудников некоторых федеральных органов исполнительной власти" распоряжение Совета Министров СССРот 17 ноября 1955 года N 7770рс, признаны утратившими силу.
Рных акты федеральных органов исполнительной власти, регулирующих выплаты РІ данной части, РЅРµ имеется.
С учетом изложенного, 30.05.2017 года в адрес ФГКУ «Специальное управление ФПС № 1 МЧС России» поступило указание заместителя директора Департамента готовности сил и специальной пожарной охраны от 29.05.2017 № 18-40-1833 следующего содержания:
В связи с проведенной проверкой легитимности начисления некоторых надбавок за особые условия службы сотрудниками ФПС ГПС и в целях недопущения образования неправомерных расходования средств федерального бюджета, начисление и выплату ежемесячной надбавки к должностному окладу в размере 20 % за службу в закрытых административно территориальных образованиях сотрудникам специальных подразделений ФПС ГПС приостановить, до особых указаний.
На основании приказа от 02 июня 2017 года № выплата надбавки приостановлена (л.д. 48-50).
Как пояснил представитель ответчика, выплаты не производятся всем работникам.
Отказывая в удовлетворении требований о компенсации за часть основного отпуска за 2016 и 2017 год, суд исходит из следующего.
В соответствии с частью 2 статьи 58 Федерального закона от 23 мая 2016 г. № 141-ФЗ "О службе в федеральной противопожарной службе Государственной противопожарной службы и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации": При определении продолжительности основного отпуска выходные и нерабочие праздничные дни (но не более десяти дней), приходящиеся на период отпуска, в число календарных дней отпуска не включаются.
Р’ силу Рї. 126 Приказа РњР§РЎ Р Р¤ РѕС‚ 3 РЅРѕСЏР±СЂСЏ 2011 Рі. в„– 668 "РћР± утверждении Рнструкции Рѕ РїРѕСЂСЏРґРєРµ применения Положения Рѕ службе РІ органах внутренних дел Р РѕСЃСЃРёР№СЃРєРѕР№ Федерации РІ системе Министерства Р РѕСЃСЃРёР№СЃРєРѕР№ Федерации РїРѕ делам гражданской РѕР±РѕСЂРѕРЅС‹, чрезвычайным ситуациям Рё ликвидации последствий стихийных бедствий" РїРѕСЂСЏРґРѕРє исчисления продолжительности очередного ежегодного отпуска определяется без учета общих выходных (воскресных) Рё нерабочих праздничных дней, РЅРѕ РЅРµ более десяти дней.
Отказывая во взыскании денежной компенсации в размере 45 000 руб., суд исходит из следующего.
В силу п. 43 Порядка обеспечения денежным довольствием сотрудников федеральной противопожарной службы Государственной противопожарной службы, утвержденного Приказом МЧС России от 21 марта 2013 г. № 195:
В пределах бюджетных ассигнований, выделенных из федерального бюджета на выплату денежного довольствия, сотрудникам могут выплачиваться дополнительные премии в размере до одного должностного оклада на основании следующих решений:
в центральном аппарате МЧС России - приказа МЧС России при представлении мотивированного рапорта руководителя структурного подразделения центрального аппарата МЧС России;
в территориальных органах и учреждениях МЧС России - приказа руководителя (начальника) территориального органа или учреждения МЧС России при представлении мотивированного рапорта начальника подразделения, в котором проходит службу сотрудник.
Решение о выплате дополнительной премии руководителям (начальникам) территориальных органов и учреждений МЧС России и их первым заместителям оформляется приказом вышестоящего руководителя (начальника).
По решению Министра Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий может производиться дополнительное премирование сотрудников в большем размере в пределах бюджетных ассигнований в утвержденных им размерах.
При принятии решения о выплате дополнительной премии учитываются следующие показатели службы сотрудников:
выполнение особо важных и сложных заданий с учетом значимости достигнутых результатов;
личный вклад сотрудника в общие результаты службы, оперативность и профессионализм в решении вопросов, входящих в его компетенцию;
своевременность, сложность и качество выполненных заданий.
Согласно приказу МЧС России от 24.11.2017 № 542 «О поощрении личного состава МЧС России по итогам работы в 2017 году, а также в связи с празднованием Дня спасателя Российской Федерации» указано произвести премирование личного состава.(л.д. 18-19).
Согласно пункту 5 настоящего приказа выплата премии производится сотрудникам, проработавшим неполный календарный год, пропорционально отработанному времени в 2017 году.
Данный приказ распространяется на действующих сотрудников, и не подлежит применению в отношении граждан, уволенных со службы федеральной противопожарной службы.
05.12.2017 ФГКУ «Специальное управление ФПС № 1 МЧС России» были выделены по расходному расписанию от 05 декабря 2017 года № лимиты бюджетных обязательств на поощрение сотрудников ФГКУ «Специальное управление ФПС № 1 МЧС России», согласно приказу МЧС России от 24.11.2017 № 542. (л.д. 46-47)
С учетом вышеизложенного приказом ФГКУ «Специальное управление ФПС № 1 МЧС России» от 05.12.2017 № была произведена единовременная выплата в размере 45000 рублей сотрудникам ФГКУ «Специальное управление ФПС № 1 МЧС России».
Отказывая в удовлетворении п.5 требований суд исходит из следующего.
На основании приказа от 15 января 2014 года № по перемещению, Трушников В.Г. назначен на должность инструктора профилактики группы профилактики пожаров СПЧ № 2 с 20 января 2014 года по контракту до 12 апреля 2017 года с сохранением должностного оклада по предыдущей должности 19 000 руб. за счет средств федерального бюджета (л.д. 20).
На основании приказа от 01 февраля 2016 года № по личному перемещению Трушникова В.Г. назначили на должность инспектора профилактики группы профилактики пожаров специальной пожарно-спасательной части № 2 с 01 февраля 2016 года с должностным окладом 15 000 рублей., за счет федерального бюджета. (л.д. 21).
На основании приказа по личному составу по переводу от 30 декабря 2016 года №, переведен на должность инспектора группы профилактики пожаров СПС № 2 с окладом 15 000 руб. (л.д. 22).
Федеральный закон от 23 мая 2016 г. № 141-ФЗ "О службе в федеральной противопожарной службе Государственной противопожарной службы и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" (далее - Федеральный закон от 23 мая 2016 г. № 141-ФЗ) действует с мая 2016 года, и регулирует правоотношения, связанные с поступлением на службу в федеральную противопожарную службу Государственной противопожарной службы (далее - федеральная противопожарная служба), ее прохождением и прекращением, а также с определением правового положения (статуса) сотрудника федеральной противопожарной службы.
До мая 2016 года, согласно Федеральному закону от 25 июля 2002 г. № 116-ФЗ действие Постановления Верховного Совета РФ от 23 декабря 1992 г. № 4202-I «Об утверждении Положения о службе в органах внутренних дел» (далее - Положения о службе) было распространено на лиц рядового и начальствующего состава органов внутренних дел, переходящих на службу в Государственную противопожарную службу МЧС РФ, а также на лиц, вновь поступающих на службу в Государственную противопожарную службу, до принятия федерального закона, регулирующего прохождение службы в Государственной противопожарной службе МЧС РФ.
В соответствии с частью 1 статьи 1 Федерального закона от 30 декабря 2012 г. № 283-ФЗ "О социальных гарантиях сотрудникам некоторых федеральных органов исполнительной власти и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации":
Настоящий Федеральный закон регулирует отношения, связанные с денежным довольствием сотрудников, имеющих специальные звания и проходящих службу в учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, федеральной противопожарной службе Государственной противопожарной службы и таможенных органах Российской Федерации (далее - сотрудники), обеспечением жилыми помещениями, медицинским обеспечением сотрудников, граждан Российской Федерации, уволенных со службы в учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, федеральной противопожарной службе Государственной противопожарной службы, таможенных органах Российской Федерации (далее - учреждения и органы), членов их семей и лиц, находящихся (находившихся) на их иждивении, а также с предоставлением им иных социальных гарантий.
В соответствии с частью 18 статьи 2 Федерального закона от 30 декабря 2012 г. № 283-ФЗ "О социальных гарантиях сотрудникам некоторых федеральных органов исполнительной власти и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации":
Порядок обеспечения сотрудников денежным довольствием определяется в соответствии с законодательством Российской Федерации руководителем федерального органа исполнительной власти, в котором проходят службу сотрудники.
Согласно пунктам 13, 14 Порядка обеспечения денежным довольствием сотрудников федеральной противопожарной службы Государственной противопожарной службы, утвержденного Приказом МЧС России от 21 марта 2013 г. № 195, в случаях перемещения на нижестоящую должность по сокращению штатов или по состоянию здоровья с уменьшением размера должностного оклада сотрудникам, имеющим выслугу 15 и более лет (в календарном исчислении), сохраняется размер должностного оклада по последнему месту службы.
Сохраненный размер должностного оклада по ранее замещаемой должности не увеличивается (не индексируется) и выплачивается впредь до приобретения сотрудником права на получение по новому месту службы более высокого должностного оклада (в том числе до следующего организационно-штатного изменения либо установления нормативными правовыми актами Российской Федерации новых должностных окладов). Ежемесячные и иные дополнительные выплаты устанавливаются по новой замещаемой должности и начисляются на сохраненный должностной оклад.
На основании приказа УСПО МЧС России от 19.01.2016г. № 1с «Об организационно-штатных вопросах» в феврале 2016 года в ФГКУ «Специальное управление ФПС № 1 МЧС России» проводились организационно-штатные мероприятия. В результате которых Трушникова В.Г. освободили от должности инструктора профилактики ГПП СПСЧ № 2 и назначили на должность переместили на должность инспектора профилактики ГПП СПСЧ № 2.
Рто было СѓР¶Рµ следующее организационно-штатное изменение РїРѕ сотруднику Трушникову Р’.Р“., поэтому должностной оклад СѓР¶Рµ РЅРµ сохранялся.
Более того, в силу ч. 1 ст. 392 Трудового кодекса РФ работник имеет право обратиться в суд за разрешением индивидуального трудового спора в течение трех месяцев со дня, когда он узнал или должен был узнать о нарушении своего права.
Трушников В.Г. не отрицал того, что об уменьшении размера оклада знал непосредственно после перевода, однако, в ноябре 2017 года обращался с вопросом о нарушении его прав в департамент управления. В суд за защитой своих прав не обращался.
Как указано выше, должностной оклад ему впервые снижен до 15 000 руб. на основании приказа от 01 февраля 2016 года № по личному перемещению.
Отказывая в удовлетворении исковых требований по п.6.7, суд исходит из следующего.
В соответствии с частью 4 статьи 54 Федерального закона от 23 мая 2016 г. № 141-ФЗ, для сотрудников федеральной противопожарной службы, проходящих службу во вредных и (или) опасных условиях, устанавливается сокращенное служебное время - не более 36 часов в неделю. Перечень (список) должностей в федеральной противопожарной службе, по которым устанавливается сокращенное служебное время, а также порядок и условия прохождения сотрудниками службы во вредных и (или) опасных условиях утверждаются федеральным органом исполнительной власти в области пожарной безопасности.
В соответствии с частью 3 статьи 59 Федерального закона от 23 мая 2016 г. № 141-ФЗ, дополнительный отпуск за выполнение служебных обязанностей во вредных и (или) опасных условиях продолжительностью не менее десяти календарных дней предоставляется сотрудникам федеральной противопожарной службы, выполняющим служебные обязанности во вредных и (или) опасных условиях, в порядке, устанавливаемом федеральным органом исполнительной власти в области пожарной безопасности.
В соответствии с Приказом МЧС России от 6 декабря 2016 г. № 662 "Об утверждении Порядка установления сотрудникам федеральной противопожарной службы Государственной противопожарной службы сокращенного служебного времени и предоставления дополнительного отпуска за выполнение служебных обязанностей во вредных и (или) опасных условиях":
Пункт 2 Сотрудникам федеральной противопожарной службы устанавливается сокращенное служебное время при замещении ими должностей, поименованных в Перечне должностей сотрудников федеральной противопожарной службы Государственной противопожарной службы, проходящих службу во вредных и (или) опасных условиях (далее - Перечень должностей), по результатам проведения специальной оценки условий труда.
Пункт 3 Сотрудникам федеральной противопожарной службы устанавливается дополнительный отпуск за выполнение служебных обязанностей во вредных и (или) опасных условиях при замещении ими должностей, поименованных в приложении к настоящему Порядку, по результатам проведения специальной оценки условий труда.
Должность инспектор имеется в вышеуказанном Перечне, однако для установления сотруднику сокращенного служебного времени и дополнительного отпуска за выполнение служебных обязанностей во вредных и (или) опасных условиях необходимы также результаты проведенной специальной оценки условий труда.
Согласно статье 14 Федерального закона от 28.12.2013 N 426-ФЗ (ред. от 01.05.2016) "О специальной оценке условий труда":
Условия труда по степени вредности и (или) опасности подразделяются на четыре класса - оптимальные, допустимые, вредные и опасные условия труда.
Вредными условиями труда (3 класс) являются условия труда, при которых уровни воздействия вредных и (или) опасных производственных факторов превышают уровни, установленные нормативами (гигиеническими нормативами) условий труда, в том числе:
1) подкласс 3.1 (вредные условия труда 1 степени) - условия труда, при которых на работника воздействуют вредные и (или) опасные производственные факторы, после воздействия которых измененное функциональное состояние организма работника восстанавливается, как правило, при более длительном, чем до начала следующего рабочего дня (смены), прекращении воздействия данных факторов, и увеличивается риск повреждения здоровья;
2) подкласс 3.2 (░І░Ђ░µ░ґ░Ѕ░‹░µ ░ѓ░Ѓ░»░ѕ░І░░░Џ ░‚░Ђ░ѓ░ґ░° 2 ░Ѓ░‚░µ░ї░µ░Ѕ░░) - ░ѓ░Ѓ░»░ѕ░І░░░Џ ░‚░Ђ░ѓ░ґ░°, ░ї░Ђ░░ ░є░ѕ░‚░ѕ░Ђ░‹░… ░Ѕ░° ░Ђ░°░±░ѕ░‚░Ѕ░░░є░° ░І░ѕ░·░ґ░µ░№░Ѓ░‚░І░ѓ░Ћ░‚ ░І░Ђ░µ░ґ░Ѕ░‹░µ ░░ (░░░»░░) ░ѕ░ї░°░Ѓ░Ѕ░‹░µ ░ї░Ђ░ѕ░░░·░І░ѕ░ґ░Ѓ░‚░І░µ░Ѕ░Ѕ░‹░µ ░„░°░є░‚░ѕ░Ђ░‹, ░ѓ░Ђ░ѕ░І░Ѕ░░ ░І░ѕ░·░ґ░µ░№░Ѓ░‚░І░░░Џ ░є░ѕ░‚░ѕ░Ђ░‹░… ░Ѓ░ї░ѕ░Ѓ░ѕ░±░Ѕ░‹ ░І░‹░·░І░°░‚░Њ ░Ѓ░‚░ѕ░№░є░░░µ ░„░ѓ░Ѕ░є░†░░░ѕ░Ѕ░°░»░Њ░Ѕ░‹░µ ░░░·░ј░µ░Ѕ░µ░Ѕ░░░Џ ░І ░ѕ░Ђ░і░°░Ѕ░░░·░ј░µ ░Ђ░°░±░ѕ░‚░Ѕ░░░є░°, ░ї░Ђ░░░І░ѕ░ґ░Џ░‰░░░µ ░є ░ї░ѕ░Џ░І░»░µ░Ѕ░░░Ћ ░░ ░Ђ░°░·░І░░░‚░░░Ћ ░Ѕ░°░‡░°░»░Њ░Ѕ░‹░… ░„░ѕ░Ђ░ј ░ї░Ђ░ѕ░„░µ░Ѓ░Ѓ░░░ѕ░Ѕ░°░»░Њ░Ѕ░‹░… ░·░°░±░ѕ░»░µ░І░°░Ѕ░░░№ ░░░»░░ ░ї░Ђ░ѕ░„░µ░Ѓ░Ѓ░░░ѕ░Ѕ░°░»░Њ░Ѕ░‹░… ░·░°░±░ѕ░»░µ░І░°░Ѕ░░░№ ░»░µ░і░є░ѕ░№ ░Ѓ░‚░µ░ї░µ░Ѕ░░ ░‚░Џ░¶░µ░Ѓ░‚░░ (░±░µ░· ░ї░ѕ░‚░µ░Ђ░░ ░ї░Ђ░ѕ░„░µ░Ѓ░Ѓ░░░ѕ░Ѕ░°░»░Њ░Ѕ░ѕ░№ ░‚░Ђ░ѓ░ґ░ѕ░Ѓ░ї░ѕ░Ѓ░ѕ░±░Ѕ░ѕ░Ѓ░‚░░), ░І░ѕ░·░Ѕ░░░є░°░Ћ░‰░░░… ░ї░ѕ░Ѓ░»░µ ░ї░Ђ░ѕ░ґ░ѕ░»░¶░░░‚░µ░»░Њ░Ѕ░ѕ░№ ░Ќ░є░Ѓ░ї░ѕ░·░░░†░░░░ (░ї░Џ░‚░Ѕ░°░ґ░†░°░‚░Њ ░░ ░±░ѕ░»░µ░µ ░»░µ░‚);
3) ░ї░ѕ░ґ░є░»░°░Ѓ░Ѓ 3.3 (░І░Ђ░µ░ґ░Ѕ░‹░µ ░ѓ░Ѓ░»░ѕ░І░░░Џ ░‚░Ђ░ѓ░ґ░° 3 ░Ѓ░‚░µ░ї░µ░Ѕ░░) - ░ѓ░Ѓ░»░ѕ░І░░░Џ ░‚░Ђ░ѓ░ґ░°, ░ї░Ђ░░ ░є░ѕ░‚░ѕ░Ђ░‹░… ░Ѕ░° ░Ђ░°░±░ѕ░‚░Ѕ░░░є░° ░І░ѕ░·░ґ░µ░№░Ѓ░‚░І░ѓ░Ћ░‚ ░І░Ђ░µ░ґ░Ѕ░‹░µ ░░ (░░░»░░) ░ѕ░ї░°░Ѓ░Ѕ░‹░µ ░ї░Ђ░ѕ░░░·░І░ѕ░ґ░Ѓ░‚░І░µ░Ѕ░Ѕ░‹░µ ░„░°░є░‚░ѕ░Ђ░‹, ░ѓ░Ђ░ѕ░І░Ѕ░░ ░І░ѕ░·░ґ░µ░№░Ѓ░‚░І░░░Џ ░є░ѕ░‚░ѕ░Ђ░‹░… ░Ѓ░ї░ѕ░Ѓ░ѕ░±░Ѕ░‹ ░І░‹░·░І░°░‚░Њ ░Ѓ░‚░ѕ░№░є░░░µ ░„░ѓ░Ѕ░є░†░░░ѕ░Ѕ░°░»░Њ░Ѕ░‹░µ ░░░·░ј░µ░Ѕ░µ░Ѕ░░░Џ ░І ░ѕ░Ђ░і░°░Ѕ░░░·░ј░µ ░Ђ░°░±░ѕ░‚░Ѕ░░░є░°, ░ї░Ђ░░░І░ѕ░ґ░Џ░‰░░░µ ░є ░ї░ѕ░Џ░І░»░µ░Ѕ░░░Ћ ░░ ░Ђ░°░·░І░░░‚░░░Ћ ░ї░Ђ░ѕ░„░µ░Ѓ░Ѓ░░░ѕ░Ѕ░°░»░Њ░Ѕ░‹░… ░·░°░±░ѕ░»░µ░І░°░Ѕ░░░№ ░»░µ░і░є░ѕ░№ ░░ ░Ѓ░Ђ░µ░ґ░Ѕ░µ░№ ░Ѓ░‚░µ░ї░µ░Ѕ░░ ░‚░Џ░¶░µ░Ѓ░‚░░ (░Ѓ ░ї░ѕ░‚░µ░Ђ░µ░№ ░ї░Ђ░ѕ░„░µ░Ѓ░Ѓ░░░ѕ░Ѕ░°░»░Њ░Ѕ░ѕ░№ ░‚░Ђ░ѓ░ґ░ѕ░Ѓ░ї░ѕ░Ѓ░ѕ░±░Ѕ░ѕ░Ѓ░‚░░) ░І ░ї░µ░Ђ░░░ѕ░ґ ░‚░Ђ░ѓ░ґ░ѕ░І░ѕ░№ ░ґ░µ░Џ░‚░µ░»░Њ░Ѕ░ѕ░Ѓ░‚░░;
4) ░ї░ѕ░ґ░є░»░°░Ѓ░Ѓ 3.4 (░І░Ђ░µ░ґ░Ѕ░‹░µ ░ѓ░Ѓ░»░ѕ░І░░░Џ ░‚░Ђ░ѓ░ґ░° 4 ░Ѓ░‚░µ░ї░µ░Ѕ░░) - ░ѓ░Ѓ░»░ѕ░І░░░Џ ░‚░Ђ░ѓ░ґ░°, ░ї░Ђ░░ ░є░ѕ░‚░ѕ░Ђ░‹░… ░Ѕ░° ░Ђ░°░±░ѕ░‚░Ѕ░░░є░° ░І░ѕ░·░ґ░µ░№░Ѓ░‚░І░ѓ░Ћ░‚ ░І░Ђ░µ░ґ░Ѕ░‹░µ ░░ (░░░»░░) ░ѕ░ї░°░Ѓ░Ѕ░‹░µ ░ї░Ђ░ѕ░░░·░І░ѕ░ґ░Ѓ░‚░І░µ░Ѕ░Ѕ░‹░µ ░„░°░є░‚░ѕ░Ђ░‹, ░ѓ░Ђ░ѕ░І░Ѕ░░ ░І░ѕ░·░ґ░µ░№░Ѓ░‚░І░░░Џ ░є░ѕ░‚░ѕ░Ђ░‹░… ░Ѓ░ї░ѕ░Ѓ░ѕ░±░Ѕ░‹ ░ї░Ђ░░░І░µ░Ѓ░‚░░ ░є ░ї░ѕ░Џ░І░»░µ░Ѕ░░░Ћ ░░ ░Ђ░°░·░І░░░‚░░░Ћ ░‚░Џ░¶░µ░»░‹░… ░„░ѕ░Ђ░ј ░ї░Ђ░ѕ░„░µ░Ѓ░Ѓ░░░ѕ░Ѕ░°░»░Њ░Ѕ░‹░… ░·░°░±░ѕ░»░µ░І░°░Ѕ░░░№ (░Ѓ ░ї░ѕ░‚░µ░Ђ░µ░№ ░ѕ░±░‰░µ░№ ░‚░Ђ░ѓ░ґ░ѕ░Ѓ░ї░ѕ░Ѓ░ѕ░±░Ѕ░ѕ░Ѓ░‚░░) ░І ░ї░µ░Ђ░░░ѕ░ґ ░‚░Ђ░ѓ░ґ░ѕ░І░ѕ░№ ░ґ░µ░Џ░‚░µ░»░Њ░Ѕ░ѕ░Ѓ░‚░░.
░ћ░ї░°░Ѓ░Ѕ░‹░ј░░ ░ѓ░Ѓ░»░ѕ░І░░░Џ░ј░░ ░‚░Ђ░ѓ░ґ░° (4 ░є░»░°░Ѓ░Ѓ) ░Џ░І░»░Џ░Ћ░‚░Ѓ░Џ ░ѓ░Ѓ░»░ѕ░І░░░Џ ░‚░Ђ░ѓ░ґ░°, ░ї░Ђ░░ ░є░ѕ░‚░ѕ░Ђ░‹░… ░Ѕ░° ░Ђ░°░±░ѕ░‚░Ѕ░░░є░° ░І░ѕ░·░ґ░µ░№░Ѓ░‚░І░ѓ░Ћ░‚ ░І░Ђ░µ░ґ░Ѕ░‹░µ ░░ (░░░»░░) ░ѕ░ї░°░Ѓ░Ѕ░‹░µ ░ї░Ђ░ѕ░░░·░І░ѕ░ґ░Ѓ░‚░І░µ░Ѕ░Ѕ░‹░µ ░„░°░є░‚░ѕ░Ђ░‹, ░ѓ░Ђ░ѕ░І░Ѕ░░ ░І░ѕ░·░ґ░µ░№░Ѓ░‚░І░░░Џ ░є░ѕ░‚░ѕ░Ђ░‹░… ░І ░‚░µ░‡░µ░Ѕ░░░µ ░І░Ѓ░µ░і░ѕ ░Ђ░°░±░ѕ░‡░µ░і░ѕ ░ґ░Ѕ░Џ (░Ѓ░ј░µ░Ѕ░‹) ░░░»░░ ░µ░і░ѕ ░‡░°░Ѓ░‚░░ ░Ѓ░ї░ѕ░Ѓ░ѕ░±░Ѕ░‹ ░Ѓ░ѕ░·░ґ░°░‚░Њ ░ѓ░і░Ђ░ѕ░·░ѓ ░¶░░░·░Ѕ░░ ░Ђ░°░±░ѕ░‚░Ѕ░░░є░°, ░° ░ї░ѕ░Ѓ░»░µ░ґ░Ѓ░‚░І░░░Џ ░І░ѕ░·░ґ░µ░№░Ѓ░‚░І░░░Џ ░ґ░°░Ѕ░Ѕ░‹░… ░„░°░є░‚░ѕ░Ђ░ѕ░І ░ѕ░±░ѓ░Ѓ░»░ѕ░І░»░░░І░°░Ћ░‚ ░І░‹░Ѓ░ѕ░є░░░№ ░Ђ░░░Ѓ░є ░Ђ░°░·░І░░░‚░░░Џ ░ѕ░Ѓ░‚░Ђ░ѕ░і░ѕ ░ї░Ђ░ѕ░„░µ░Ѓ░Ѓ░░░ѕ░Ѕ░°░»░Њ░Ѕ░ѕ░і░ѕ ░·░°░±░ѕ░»░µ░І░°░Ѕ░░░Џ ░І ░ї░µ░Ђ░░░ѕ░ґ ░‚░Ђ░ѓ░ґ░ѕ░І░ѕ░№ ░ґ░µ░Џ░‚░µ░»░Њ░Ѕ░ѕ░Ѓ░‚░░.
░░Ѓ░…░ѕ░ґ░Џ ░░░· ░ѓ░є░°░·░°░Ѕ░Ѕ░ѕ░і░ѕ, ░ґ░ѕ░є░°░·░°░‚░µ░»░Њ░Ѓ░‚░І ░·░°░є░ѕ░Ѕ░Ѕ░ѕ░Ѓ░‚░░ ░·░°░Џ░І░»░µ░Ѕ░Ѕ░‹░… ░ґ░°░Ѕ░Ѕ░‹░… ░‚░Ђ░µ░±░ѕ░І░°░Ѕ░░░№ ░░░Ѓ░‚░†░ѕ░ј ░Ѕ░µ ░ї░Ђ░µ░ґ░Ѓ░‚░°░І░»░µ░Ѕ░ѕ.
░ў░°░є░░░ј ░ѕ░±░Ђ░°░·░ѕ░ј, ░ї░Ђ░░ ░ѕ░‚░Ѓ░ѓ░‚░Ѓ░‚░І░░░░ ░Ѕ░°░Ђ░ѓ░€░µ░Ѕ░░░№ ░ї░Ђ░°░І ░░░Ѓ░‚░†░° ░Ѓ░ѕ ░Ѓ░‚░ѕ░Ђ░ѕ░Ѕ░‹ ░Ђ░°░±░ѕ░‚░ѕ░ґ░°░‚░µ░»░Џ, ░Ѕ░µ ░░░ј░µ░µ░‚░Ѓ░Џ ░ѕ░Ѓ░Ѕ░ѕ░І░°░Ѕ░░░Џ ░ґ░»░Џ ░І░·░‹░Ѓ░є░°░Ѕ░░░Џ ░·░°░ґ░ѕ░»░¶░µ░Ѕ░Ѕ░ѕ░Ѓ░‚░░, ░‡░‚░ѕ ░І ░Ѓ░І░ѕ░Ћ ░ѕ░‡░µ░Ђ░µ░ґ░Њ ░Ѓ░І░░░ґ░µ░‚░µ░»░Њ░Ѓ░‚░І░ѓ░µ░‚ ░ѕ░± ░ѕ░‚░Ѓ░ѓ░‚░Ѓ░‚░І░░░░ ░ѕ░Ѓ░Ѕ░ѕ░І░°░Ѕ░░░№ ░ґ░»░Џ ░І░·░‹░Ѓ░є░°░Ѕ░░░Џ ░ґ░µ░Ѕ░µ░¶░Ѕ░ѕ░№ ░є░ѕ░ј░ї░µ░Ѕ░Ѓ░°░†░░░░ ░·░° ░·░°░ґ░µ░Ђ░¶░є░ѓ ░І░‹░ї░»░°░‚, ░І ░Ѓ░ѕ░ѕ░‚░І░µ░‚░Ѓ░‚░І░░░░ ░Ѓ░ѕ ░Ѓ░‚░°░‚░Њ░µ░№ 236 ░ў░Ђ░ѓ░ґ░ѕ░І░ѕ░і░ѕ ░є░ѕ░ґ░µ░є░Ѓ░° ░ ░ѕ░Ѓ░Ѓ░░░№░Ѓ░є░ѕ░№ ░¤░µ░ґ░µ░Ђ░°░†░░░░.
░ќ░° ░ѕ░Ѓ░Ѕ░ѕ░І░°░Ѕ░░░░ ░░░·░»░ѕ░¶░µ░Ѕ░Ѕ░ѕ░і░ѕ ░Ѓ░‚.░Ѓ░‚. 194-199 ░“░џ░љ ░ ░¤, ░Ѓ░ѓ░ґ
░ ░•░░░░›:
░’ ░ѓ░ґ░ѕ░І░»░µ░‚░І░ѕ░Ђ░µ░Ѕ░░░░ ░░░Ѓ░є░ѕ░І░‹░… ░‚░Ђ░µ░±░ѕ░І░°░Ѕ░░░№ ░ў░Ђ░ѓ░€░Ѕ░░░є░ѕ░І░° ░’.░“. ░є ░¤░µ░ґ░µ░Ђ░°░»░Њ░Ѕ░ѕ░ј░ѓ ░і░ѕ░Ѓ░ѓ░ґ░°░Ђ░Ѓ░‚░І░µ░Ѕ░Ѕ░ѕ░ј░ѓ ░є░°░·░µ░Ѕ░Ѕ░ѕ░ј░ѓ ░ѓ░‡░Ђ░µ░¶░ґ░µ░Ѕ░░░Ћ ░«░Ў░ї░µ░†░░░°░»░Њ░Ѕ░ѕ░µ ░ѓ░ї░Ђ░°░І░»░µ░Ѕ░░░µ ░„░µ░ґ░µ░Ђ░°░»░Њ░Ѕ░ѕ░№ ░ї░Ђ░ѕ░‚░░░І░ѕ░ї░ѕ░¶░°░Ђ░Ѕ░ѕ░№ ░Ѓ░»░ѓ░¶░±░‹ ░„– 1 ░њ░░░Ѕ░░░Ѓ░‚░µ░Ђ░Ѓ░‚░І░° ░ ░ѕ░Ѓ░Ѓ░░░№░Ѓ░є░ѕ░№ ░¤░µ░ґ░µ░Ђ░°░†░░░░ ░ї░ѕ ░ґ░µ░»░°░ј ░і░Ђ░°░¶░ґ░°░Ѕ░Ѓ░є░ѕ░№ ░ѕ░±░ѕ░Ђ░ѕ░Ѕ░‹, ░‡░Ђ░µ░·░І░‹░‡░°░№░Ѕ░‹░ј ░Ѓ░░░‚░ѓ░°░†░░░Џ░ј ░░ ░»░░░є░І░░░ґ░°░†░░░░ ░ї░ѕ░Ѓ░»░µ░ґ░Ѓ░‚░І░░░№ ░Ѓ░‚░░░…░░░№░Ѕ░‹░… ░±░µ░ґ░Ѓ░‚░І░░░№░», ░ѕ░‚░є░°░·░°░‚░Њ.
░ ░µ░€░µ░Ѕ░░░µ ░ј░ѕ░¶░µ░‚ ░±░‹░‚░Њ ░ѕ░±░¶░°░»░ѕ░І░°░Ѕ░ѕ ░І ░§░µ░»░Џ░±░░░Ѕ░Ѓ░є░░░№ ░ѕ░±░»░°░Ѓ░‚░Ѕ░ѕ░№ ░Ѓ░ѓ░ґ ░І ░‚░µ░‡░µ░Ѕ░░░µ ░ј░µ░Ѓ░Џ░†░° ░‡░µ░Ђ░µ░· ░ћ░·░µ░Ђ░Ѓ░є░░░№ ░і░ѕ░Ђ░ѕ░ґ░Ѓ░є░ѕ░№ ░Ѓ░ѓ░ґ.
░џ░Ђ░µ░ґ░Ѓ░µ░ґ░°░‚░µ░»░Њ░Ѓ░‚░І░ѓ░Ћ░‰░░░№: - ░•.░•. ░░░░░€░є░░░Ѕ░°
<>
<>
<>
<>
<>