Дело № 3а-10/2019
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
Курганский областной суд в составе:
председательствующего судьи Пшеничникова Д.В.
при секретаре Емелиной С.В.,
рассмотрев в открытом судебном заседании 21 января 2019 года в г. Кургане Курганской области административное дело по иску Смирнова А.В. к Правительству Курганской области об установлении кадастровой стоимости объекта недвижимости в размере, равном рыночной,
УСТАНОВИЛ:
Смирнов А.В. 10 декабря 2018 г. обратился в Курганский областной суд с административным иском к Правительству Курганской области об установлении кадастровой стоимости объекта недвижимости в размере, равном его рыночной стоимости.
В обоснование административного иска Смирнов А.В. указывал, что является собственником здания склада «<...> (Лит.С), назначение: нежилое, общей площадью <...> кв.м, №, расположенного по адресу: <адрес>
Кадастровая стоимость здания склада согласно выписке из ЕГРН составляет 2758420,55 руб., которая утверждена на 23 октября 2013 г.
Согласно отчету ООО «ДЛЛ», подготовленного оценщиком Е.В. рыночная стоимость объекта недвижимости с кадастровым номером № по состоянию на 23 октября 2013 г. составила 1217 300 руб.
Ссылаясь на положения ст. 245 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, а также нормы Федерального закона «Об оценочной деятельности в Российской Федерации», истец считал свои права нарушенными необходимостью нести бремя повышенной налоговой нагрузки, находящейся в прямой зависимости от величины кадастровой стоимости принадлежащего ему объекта, в связи с чем просил установить кадастровую стоимость объекта недвижимости в размере, равном рыночной, а именно в размере 1 217 300 руб.
В судебное заседание административный истец Смирнов А.В. не явился. О месте и времени рассмотрения дела извещен надлежащим образом. Его представитель С.Н.., действующая на основании доверенности, в судебном заседании изменила размер ранее заявленных требований, просила установить кадастровую стоимость объекта недвижимости в размере, равном рыночной, в соответствии с отчетом ООО «ДЛЛ», подготовленным оценщиком Е.В. 15 января 2019 г. № 105/2018/1, по состоянию на 27 июня 2012 г., в сумме 1224 450 руб.
Представитель заинтересованного лица Управления Росреестра по Курганской области М.В. действующая на основании доверенности, в судебном заседании разрешение заявленных требований оставила на усмотрение суда, представленный новый отчет об оценке не оспаривала.
Представитель административного ответчика Правительства Курганской области в судебное заседание не явился, извещен надлежаще. В письменном отзыве на административный иск представитель по доверенности Я.В. разрешение заявленных требований Смирнова А.В. об установлении кадастровой стоимости объекта недвижимости в размере 1217300 руб. оставлял на усмотрение суда, соглашаясь с отчетом об оценке ООО «ДЛЛ» № 105/2018 от 4 декабря 2018г., ходатайствуя о рассмотрении дела в отсутствие представителя ответчика.
Представитель заинтересованного лица ФГБУ «ФКП Росреестра» в лице филиала ФГБУ «ФКП Росреестра» по Курганской области в судебное заседание не явился, извещен надлежаще. В письменном отзыве на административный иск представитель по доверенности Вожжикова И.В. указывала, что филиалом 23 октября 2013 г. устранялись последствия ошибочного расчета кадастровой стоимости, наступившие в результате неверных сведений о площади здания, изначально переданных ФГУП «Ростехинвентаризация – Федеральное БТИ»; фактически здание склада с кадастровым номером №, как ранее учтенное, было поставлено на государственный кадастровый учет 26 июня 2012 г., его кадастровая стоимость определялась в рамках государственной кадастровой оценки постановлением Правительства Курганской области Курганской области от 11 декабря 2012 г. № 586. В связи с этим представитель полагал, что действия филиала, устранявшего техническую ошибку, являлись фактически и юридически обоснованными.
Представитель заинтересованного лица ООО «ДЛЛ» в судебное заседание не явился, извещен надлежаще, в письменных пояснениях приводил свое обоснование составления отчета об оценке объекта № 105/2018 по состоянию на 23 октября 2013 г.
В соответствии со ст.ст. 150, 247 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации суд рассматривает дело в отсутствие неявившихся лиц, надлежаще извещенных о месте и времени судебного заседания.
Заслушав участвующих представителей сторон, исследовав письменные материалы дела, суд приходит к выводу об удовлетворении административного иска.
Из материалов дела следует, что Смирнову А.В. на праве собственности принадлежит объект недвижимости с кадастровым номером №, здание склада «<...>» (Лит.С), этажность: 1, назначение: нежилое, общей площадью 713, 1 кв.м, расположенное по адресу: <адрес>
Право собственности Смирнова А.В. на указанный объект возникло в результате сделки купли-продажи от 23 октября 2013 г. и было зарегистрировано в установленном порядке Управлением Росреестра по Курганской области (запись регистрации 45-45-16/214/2013-176).
Согласно выписке из Единого государственного реестра недвижимости о кадастровой стоимости объекта недвижимости от 15 октября 2018 г. кадастровая стоимость принадлежащего Смирнову А.В. объекта недвижимого имущества составляет 2758420,55 руб.
Частью 1 ст. 245 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации установлено, что юридические лица и граждане вправе обратиться в суд с административным исковым заявлением об оспаривании результатов определения кадастровой стоимости в случае, если результатами определения кадастровой стоимости затронуты их права и обязанности.
Аналогичная норма содержится и в ст. 24.18 Федерального закона «Об оценочной деятельности в Российской Федерации» № 135-ФЗ от 29 июля 1998 г. (далее – Федеральный закон № 135-ФЗ). При этом согласно положениям данной статьи, в случае оспаривания результатов определения кадастровой стоимости рыночная стоимость объекта недвижимости должна быть установлена на дату, по состоянию на которую установлена его кадастровая стоимость. Основанием для пересмотра результатов определения кадастровой стоимости является, в частности, установление в отношении объекта недвижимости его рыночной стоимости на дату, по состоянию на которую установлена его кадастровая стоимость.
Результаты определения кадастровой стоимости объектов недвижимости (за исключением земельных участков) на территории Курганской области по состоянию на 27 июня 2012 г. утверждены постановлением Правительства Курганской области от 11 декабря 2012 г. № 586
Кадастровая стоимость объекта с кадастровым номером № по состоянию на 26 июня 2012 г. установлена данным нормативным правовым актом (п/н 8776 приложения 1 к постановлению Правительства Курганской области от 11 декабря 2012 г. № 586).
По информации, представленной ФГБУ «ФКП Росреестра», сведения об объекте недвижимости с кадастровым номером № были включены в ЕГРН, а впоследствии в приложение 1 к постановлению Правительства Курганской области от 11 декабря 2012г. № 586 на основании копии технического паспорта, переданного ФГУП «Ростехзинвентаризация – Федеральное БТИ» в орган кадастрового учета в рамках исполнения государственного контракта от 7 декабря 2011 г. № 165Д.
Данные сведения приняты филиалом ФГБУ «ФКП Росреестра» и включены в государственный кадастр недвижимости штатными средствами автоматизированной информационной системы ведения государственного кадастра недвижимости; в соответствии с порядком включения сведений о ранее учтенных объектах недвижимости, утвержденным приказом Минэкономразвития Российской Федерации от 11 января 2011 г., объекту был присвоен кадастровый номер.
Площадь объекта по техпаспорту составляла: складская 309,1 кв.м, общая 713,1 кв.м.
При этом, ФГУП «Ростехзинвентаризация – Федеральное БТИ» были ошибочно переданы сведения о складской площади объекта (309,1 кв.м), которые были приняты и учтены при формировании вышеуказанного перечня, отраженного в приложении 1 к постановлению Правительства Курганской области от 11 декабря 2012 г. № 586.
С учетом данной ошибочно заниженной площади была определена по состоянию на 27 июня 2012г. и постановлением Правительства Курганской области от 11 декабря 2012 г. № 586 установлена кадастровая стоимость данного объекта, которая составила 1195662,98 руб.
Фактически, подлежащая учету в целях государственной кадастровой оценки общая площадь здания, включающая его складские и вспомогательные помещения, по состоянию на 27 июня 2012 г. составляла 713,1 кв.м, при том что сведения об этом поступили в орган, осуществлявший ведение государственного кадастра недвижимости, в 2013 г.
23 октября 2013 г. на основании переданных ФГУП «Ростехзинвентаризация – Федеральное БТИ» уточняющих сведений о площади объекта недвижимости (713,1 кв.м) последние были учтены в государственном кадастре недвижимости, что послужило основанием для перерасчета кадастровой стоимости объекта, которая составила 2758420,55 руб.; 23 октября 2013 г. сведения о данной кадастровой стоимости внесены в Единый государственный реестр недвижимости, что нашло свое отражение в выданной ФГБУ «ФКП Росреестра» кадастровой выписке на объект от 15 октября 2018 г. № КУВИ-001//2018-10614464 (л.д. 13).
Согласно данным из Единого государственного реестра недвижимости по состоянию на 27 декабря 2018 г. объект с кадастровым номером № имел общую площадь 713,1 кв.м и в качестве ранее учтенного был поставлен на кадастровый учет 26 июня 2012 г., его кадастровая стоимость указана в размере 2758420,55 руб.
Статьей 24.19 Федерального закона от 29 июля 1998 г. № 135-ФЗ «Об оценочной деятельности в Российской Федерации» закреплен порядок определения кадастровой стоимости при осуществлении государственного кадастрового учета ранее не учтенных объектов недвижимости, включения в Единый государственный реестр недвижимости сведений о ранее учтенном объекте недвижимости или внесения в Единый государственный реестр недвижимости соответствующих сведений при изменении качественных и (или) количественных характеристик объектов недвижимости, влекущем за собой изменение их кадастровой стоимости.
По смыслу данной нормы кадастровая стоимость подобных вновь образованных объектов определяется на дату, когда сведения об этих объектах (произошедших с объектами изменениями, повлиявшими на изменение их кадастровой стоимости) были внесены в Единый государственный реестр недвижимости.
Определяя дату, по состоянию на которую для целей настоящего административного иска подлежит установлению рыночная стоимость объекта с кадастровым номером №, суд исходит из положений ст. 24.18 Федерального закона от 29 июля 1998 г. № 135-ФЗ, полагая, что материалы настоящего административного дела не содержат доказательств изменения качественных либо количественных характеристик объекта с кадастровым номером № после 26 июня 2012 г., а внесение в Единый государственный реестр недвижимости 23 октября 2013 г. сведений об изменившейся в сторону увеличения площади объекта (с 309,1 кв.м до 713,1 кв.м) обусловлено не техническими изменениями объекта, а ошибкой, допущенной органом технического учета на стадии передачи сведений об общей площади, которая по состоянию на 27 июня 2012 г. фактически составляла 713,1 кв.м, а не 309,1 кв.м.
Таким образом, рыночная стоимость здания склада для целей, связанных с оспариванием Смирновым А.В. результатов кадастровой стоимости, также должна определяться на 27 июня 2012 г., когда постановлением Правительства Курганской области от 11 декабря 2012 г. № 586 была утверждена его кадастровая стоимость.
Доказательств иного материалы настоящего административного дела не содержат.
Отчетом об оценке объекта от 15 января 2019 г. № 105/2018/1, подготовленным оценщиком Е.В.., рыночная стоимость объекта недвижимости с кадастровым номером № определена по состоянию на 27 июня 2012 г. и составила 1224 450руб.
Представленные доказательства свидетельствуют о значительном расхождении кадастровой стоимости принадлежащего административному истцу объекта недвижимости и его рыночной стоимости.
Положениями Налогового кодекса Российской Федерации на территории Российской Федерации среди прочих установлен налог на имущество физических лиц (гл. 32).
Налогоплательщиками налога на имущество признаются физические лица, обладающие правом собственности на имущество, признаваемое объектом налогообложения в соответствии со ст. 401 настоящего Кодекса.
Объектами налогообложения признается расположенное в пределах муниципального образования следующее имущество: жилой дом, жилое помещение (квартира, комната), гараж, машино-место, единый недвижимый комплекс, объект незавершенного строительства, иные здание, строение, сооружение, помещение (ст. 401 Налогового кодекса Российской Федерации).
Частью 2 ст. 402 Налогового кодекса Российской Федерации определено, что налоговая база в отношении объектов налогообложения, за исключением объектов, указанных в ч. 3 настоящей статьи, определяется исходя из их инвентаризационной стоимости в случае, если субъектом Российской Федерации не принято решение, предусмотренное абз. 3 ч. 1 настоящей статьи.
Налоговая база в отношении объектов налогообложения, включенных в перечень, определяемый в соответствии с ч. 7 ст. 378.2 настоящего Кодекса, а также объектов налогообложения, предусмотренных абз. 2 ч. 10 ст. 378.2 настоящего Кодекса, определяется исходя из кадастровой стоимости указанных объектов налогообложения (ч. 3 ст. 402 Налогового кодекса Российской Федерации).
Во исполнение положений ст. 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации распоряжениями Департамента имущественных и земельных отношений Курганской области «Об определении перечня объектов недвижимого имущества, расположенных на территории Курганской области, в отношении которых налоговая база определяется как кадастровая стоимость» № 646-р от 18 ноября 2015 г., № 741-р от 27 декабря 2016 г., № 638-р от 28 декабря 2017 г. установлен перечень объектов недвижимого имущества, расположенных на территории Курганский области, в отношении которых налоговая база определяется как кадастровая стоимость, на 2016 г., 2017 г. и 2018 г. соответственно.
В указанный перечень на 2017г. включен и принадлежащий административному истцу объект недвижимости с кадастровым номером №.
Изложенное свидетельствует о том, что результаты определения кадастровой стоимости здания склада затрагивают права и обязанности собственника Смирнова А.В., поскольку принадлежащий административному истцу объект недвижимости является объектом налогообложения по налогу на имущество физических лиц, налоговая база по которому определяется из кадастровой стоимости объекта.
В силу предписаний ст. 12 Федерального закона 135-ФЗ итоговая величина рыночной или иной стоимости объекта оценки, указанная в отчете, составленном по основаниям и в порядке, которые предусмотрены настоящим Федеральным законом, признается достоверной и рекомендуемой для целей совершения сделки с объектом оценки, если в порядке, установленном законодательством Российской Федерации, или в судебном порядке не установлено иное.
Удовлетворяя административные исковые требования Смирнова А.В., суд в качестве итоговой величины принимает рыночную стоимость объекта, определенную отчетом об оценке от 15 января 2019 г. № 105/2018/1, подготовленным оценщиком Е.В., в размере 1 224450 руб.
Отчет об оценке от 4 декабря 2018 г. № 105/2018, подготовленный оценщиком Е.В. которым рыночная стоимость объекта недвижимости с кадастровым номером № определена по состоянию на 23 октября 2013 г. судом на основании ст. 84 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации в качестве допустимого доказательства по делу не принимается.
Содержание отчета об оценке от 15 января 2019 г. № 105/2018/1, не вызывает у суда сомнений относительно допустимости указанного отчета в качестве доказательства по настоящему административному делу.
Отчет содержит подробное описание проведенного исследования. Оценщик руководствовался нормами действующего законодательства, в том числе Федерального закона «Об оценочной деятельности в Российской Федерации» и федеральных стандартов оценки.
Учитывая изложенное, суд приходит к выводу об удовлетворении заявленных Смирновым А.В. административных исковых требований об установлении кадастровой стоимости объекта недвижимости с кадастровым номером № в размере, равном его рыночной стоимости, определенной согласно отчету ООО «ДЛЛ» от 15 января 2019 г. № 105/2018/1, в сумме 1 224 450 руб.
Ввиду того, что сведения о дате подачи заявления о пересмотре кадастровой стоимости подлежат внесению в государственный кадастр недвижимости и применяются для целей налогообложения и иных установленных законодательством целей, в резолютивной части решения указывается дата подачи соответствующего заявления (пункт 25 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 30 июня 2015 г. № 28 «О некоторых вопросах, возникающих при рассмотрении судами дел об оспаривании результатов определения кадастровой стоимости объектов недвижимости»).
Руководствуясь ст. ст. 175-179, 249 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации,
РЕШИЛ:
административное исковое заявление Смирнова А.В., обратившегося в Курганский областной суд 10 декабря 2018г., удовлетворить.
Установить кадастровую стоимость объекта недвижимости – нежилого помещения с кадастровым номером №, расположенного по адресу: <адрес> равной его рыночной стоимости в размере 1224 450 рублей.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в судебную коллегию по административным делам Курганского областного суда в течение месяца со дня вынесения решения в окончательной форме путем подачи апелляционной жалобы через Курганский областной суд.
Судья Д.В. Пшеничников